Публикации за 2002 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на совещании при Президенте Российской Федерации В.В. Путине по проблемам социально- экономического развития Дальневосточного федерального округа в г. Владивостоке 23 августа 2002 года

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания!

В ходе подготовки к этому совещанию у нас прошла серьёзная работа с руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, в ре­зультате которой по многим острым проблемам Дальнего Востока были найдены приемлемые решения. Все отметили, что, пожалуй, никогда ещё не было такого конструктивного диалога и взаимопонимания. Тем не менее, есть вопросы, которые являются спорными и остались откры­тыми. Я остановлюсь только на некоторых из них, относящихся к сфере межбюджетных отношений.

На совещании по проблемам социально-экономического развития Дальневосточного федерального округа. Президент России В.В. Путин, Глава Корякского автономного округа В.А. Логинов, Губернатор Амурской области Л.В. Коротков, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Владивосток. 2002 г.

По сути дела, наши проблемы, которые касаются федерального Фон­да финансовой поддержки регионов, остались нерешёнными. Здесь две группы вопросов: абсолютный объём Фонда и распределение средств из него между отдельными регионами.

Если говорить об абсолютном объёме Фонда, то, как было закрепле­но законодательно вплоть до 2000 года, он составлял 14% от общей ве­личины доходной части федерального бюджета без учёта таможенных платежей. Начиная с 2001 года, хотя формально провозглашается, что схема расчётов не изменилась и проценты эти останутся прежними, по факту выходит гораздо меньше. Так, в проекте бюджета 2003 года эта цифра составляет всего 11%. При этом хочу особо подчеркнуть, что и в целом все доходы консолидированного бюджета Российской Федера­ции между регионами и центром делятся всё время в пользу Федера­ции. Скажем, до 2000 года пропорция была 50 на 50, а в проектировке следующего уже 63 на 37 в пользу федерального центра. Таким образом, вроде бы у центра возможностей стало больше, а в то же время денег субъектам Федерации дают меньше.

На самом деле это влечёт за собой достаточно серьёзные последствия. По мнению губернаторов, при ны­нешних проектировках бюджета многие бюджетные обязательства вы­полнить будет крайне сложно, поскольку Дальний Восток недополучит около 30 млрд. руб. Предлагаем вернуться к тому, чтобы Фонд финансо­вой поддержки регионов составлял 14% от общих доходов федераль­ного бюджета без учёта таможенных платежей. Министерство экономи­ческого развития России вроде бы согласно с нами, это и в совместных протоколах записано. Но, тем не менее, согласия такого характера, как правило, федеральными структурами не подкрепляются делами на практике. Поэтому предлагаем поручением Президента России по ито­гам сегодняшнего совещания решить этот важный вопрос.

Второе – вопросы, касающиеся методики расчётов распределения Фонда финансовой поддержки регионов между субъектами Федера­ции. Мы обсуждали их с федеральными Министерством финансов и Министерством экономического развития, во многом нашли понима­ние, но я подчёркиваю – понимание, а не решение вопроса. Так, есть согласие с нашими доводами, что при расчёте коэффициентов бюджет­ной обеспеченности регионов слишком большое значение имеет раз­мер заработной платы. На самом деле для Дальнего Востока решающее значение имеют региональные удорожания материальных затрат, и именно на них мы недополучаем средства. Последствия этого – самые негативные.

Возьмём, к примеру, ТЭК Дальнего Востока. Ситуация в нём только-только стабилизировалась в последние годы, но сейчас вновь начинаются неплатежи. За полгода задолженность предприятий ТЭКа за первичные энергоресурсы увеличилась на 250 млн. рублей. В свою оче­редь, с предприятиями энергетики плохо рассчитываются бюджетные организации. В чём причина? Да просто в бюджетах не хватает денег на материальные затраты, потому что не верна методика учёта их удоро­жаний в реальных условиях субъектов Федерации Дальнего Востока, когда рассчитываются коэффициенты, на основании которых регионы получают средства из Фонда финансовой поддержки.

Мы также не согласны с тем, что в состав собственных доходов даль­невосточных субъектов Федерации, на основании которых оценивается их бюджетная обеспеченность и, соответственно, рассчитываются по­лагающиеся им доли из федерального Фонда финансовой поддержки регионов, включаются субсидии, которые даёт Правительство России на северный завоз, и некоторые другие региональные расходы. Это ис­кажает картину доходов субъектов Федерации. Получается, что у каж­дого дальневосточного региона бюджет какбы надут дополнительными доходами сверх реальных.

Если мы сравним две цифры: прежние, когда эти суммы не включались, и сегодняшние, то окажется, что Дальний Вос­ток стал получать на текущие расходы значительно меньше. Например, доля Сахалина сократилась вдвое, Якутии – в полтора раза, и так по всем краям и областям. Поэтому субсидии надо вывести за скобки, ведь они приходят и сразу тратятся целевым образом. Тогда в расчётах финан­совой обеспеченности наши показатели станут структурно сравнимы с другими регионами Российской Федерации. Сегодня из-за разногласий в методике расчётов все субъекты Дальнего Востока недополучают бо­лее 7,5 млрд. рублей в год.

Ещё раз повторяю, Владимир Владимирович, министерства, ведом­ства, Правительство России в принципе признают, что существуют изъяны в методике распределения средств из Фонда финансовой под­держки регионов. Их надо исправлять, но решения откладываются на когда-нибудь потом. Решать надо сейчас, это сегодняшняя наша жизнь, сегодня не хватает средств со всеми вытекающими отсюда последствия­ми, и поэтому мы просили бы по этому вопросу также дать поручение.

Поддерживаю выступление губернатора Хабаровского края Виктора Ивановича Ишаева в части бюджетных полномочий. За последние годы у нас существенно увеличилась доля налоговых поступлений, кото­рые мобилизуются в федеральный бюджет, всё меньшая часть налогов остаётся на местах. Мы понимаем, что существуют общегосударствен­ные задачи, и их надо решать. Но ведь и в отношении регионов надо соблюдать баланс ответственности и возможностей. А у нас получается два разнонаправленных вектора: доходы уходят в федеральный центр, расходы спускаются на субъекты Федерации. Федеральное Правитель­ство и Государственная Дума всё время принимают решения, которые мы должны финансировать, а доходы в то же время изымаются.

Полно­мочия не совпадают с возможностями: отсюда задержки зарплат и со­циальных выплат, трудности с финансированием текущей деятельности бюджетных организаций. И второй момент – федеральный центр стал брать на себя не свойственные ему функции. Зачем, к примеру, ему фи­нансировать строительство школ, больниц, медицинских центров, как сейчас зачастую это делается? Разве это ваша задача? Для этого изыма­ются деньги у регионов – чтобы заняться нашими проблемами? Ведь существуют общегосударственные задачи, ключевые, на которых надо сконцентрироваться федеральному Правительству. А регионам надо решать свои задачи, в том числе и по строительству объектов социаль­ной сферы.

Центр ставит вопрос о том, что надо стимулировать регионы по раз­витию налоговой, доходной базы. О каком стимулировании можно го­ворить при таком подходе, когда каждый шаг субъектов Федерации, ведущий к увеличению доходов на территории, оборачивается для него потерей доходов из-за перманентного перераспределения налогов? Особенно, природоресурсных.

Наконец, я хотел бы сделать небольшое замечание на слова Виктора Борисовича (В.Б. Христенко – вице-премьер Правительства Российской Федерации. – Ред.), по поводу того, где кому жить. Это о том, что, по его мнению, развитие Дальнего Востока должно быть основано на принципе: работать надо там, где много платят, а жить там, где хорошо. Подразумевается призыв вахтовиков и временщиков.

Если считать с середины XIX века, когда были основаны Нико- лаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, другие поселения на юге Дальнего Востока, то здесь живёт уже седьмое поколение россиян. Север России начал осваиваться ещё раньше. А есть у нас и коренные малочисленные народы, которые живут здесь тысячи лет. А есть и коренные, но многочисленные народы.

Скажем, народ саха – половина миллиона человек. С точки зрения науки этнологии – это нация. Для всех нас Дальний Восток – роди­на, у нас нет другой земли. Поэтому думать надо о высокой зарпла­те и хорошей жизни для дальневосточников. Постоянным пересе­ленцам будем рады, но Дальний Восток – это не кладовка для вах­товой работы, а часть России, которая должна обустраиваться как положено. Поэтому я считаю, что подход должен быть очень тонким и взвешенным, все регионы должны получать достаточное развитие.

«Якутия», 28 августа 2002 г.