Для дальнего востока Подход должен быть особым
Публикации за 2002 год
Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на совещании при Президенте Российской Федерации В.В. Путине по проблемам социально- экономического развития Дальневосточного федерального округа в г. Владивостоке 23 августа 2002 года
Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемые участники совещания!
В ходе подготовки к этому совещанию у нас прошла серьёзная работа с руководителями министерств и ведомств Российской Федерации, в результате которой по многим острым проблемам Дальнего Востока были найдены приемлемые решения. Все отметили, что, пожалуй, никогда ещё не было такого конструктивного диалога и взаимопонимания. Тем не менее, есть вопросы, которые являются спорными и остались открытыми. Я остановлюсь только на некоторых из них, относящихся к сфере межбюджетных отношений.
По сути дела, наши проблемы, которые касаются федерального Фонда финансовой поддержки регионов, остались нерешёнными. Здесь две группы вопросов: абсолютный объём Фонда и распределение средств из него между отдельными регионами.
Если говорить об абсолютном объёме Фонда, то, как было закреплено законодательно вплоть до 2000 года, он составлял 14% от общей величины доходной части федерального бюджета без учёта таможенных платежей. Начиная с 2001 года, хотя формально провозглашается, что схема расчётов не изменилась и проценты эти останутся прежними, по факту выходит гораздо меньше. Так, в проекте бюджета 2003 года эта цифра составляет всего 11%. При этом хочу особо подчеркнуть, что и в целом все доходы консолидированного бюджета Российской Федерации между регионами и центром делятся всё время в пользу Федерации. Скажем, до 2000 года пропорция была 50 на 50, а в проектировке следующего уже 63 на 37 в пользу федерального центра. Таким образом, вроде бы у центра возможностей стало больше, а в то же время денег субъектам Федерации дают меньше.
На самом деле это влечёт за собой достаточно серьёзные последствия. По мнению губернаторов, при нынешних проектировках бюджета многие бюджетные обязательства выполнить будет крайне сложно, поскольку Дальний Восток недополучит около 30 млрд. руб. Предлагаем вернуться к тому, чтобы Фонд финансовой поддержки регионов составлял 14% от общих доходов федерального бюджета без учёта таможенных платежей. Министерство экономического развития России вроде бы согласно с нами, это и в совместных протоколах записано. Но, тем не менее, согласия такого характера, как правило, федеральными структурами не подкрепляются делами на практике. Поэтому предлагаем поручением Президента России по итогам сегодняшнего совещания решить этот важный вопрос.
Второе – вопросы, касающиеся методики расчётов распределения Фонда финансовой поддержки регионов между субъектами Федерации. Мы обсуждали их с федеральными Министерством финансов и Министерством экономического развития, во многом нашли понимание, но я подчёркиваю – понимание, а не решение вопроса. Так, есть согласие с нашими доводами, что при расчёте коэффициентов бюджетной обеспеченности регионов слишком большое значение имеет размер заработной платы. На самом деле для Дальнего Востока решающее значение имеют региональные удорожания материальных затрат, и именно на них мы недополучаем средства. Последствия этого – самые негативные.
Возьмём, к примеру, ТЭК Дальнего Востока. Ситуация в нём только-только стабилизировалась в последние годы, но сейчас вновь начинаются неплатежи. За полгода задолженность предприятий ТЭКа за первичные энергоресурсы увеличилась на 250 млн. рублей. В свою очередь, с предприятиями энергетики плохо рассчитываются бюджетные организации. В чём причина? Да просто в бюджетах не хватает денег на материальные затраты, потому что не верна методика учёта их удорожаний в реальных условиях субъектов Федерации Дальнего Востока, когда рассчитываются коэффициенты, на основании которых регионы получают средства из Фонда финансовой поддержки.
Мы также не согласны с тем, что в состав собственных доходов дальневосточных субъектов Федерации, на основании которых оценивается их бюджетная обеспеченность и, соответственно, рассчитываются полагающиеся им доли из федерального Фонда финансовой поддержки регионов, включаются субсидии, которые даёт Правительство России на северный завоз, и некоторые другие региональные расходы. Это искажает картину доходов субъектов Федерации. Получается, что у каждого дальневосточного региона бюджет какбы надут дополнительными доходами сверх реальных.
Если мы сравним две цифры: прежние, когда эти суммы не включались, и сегодняшние, то окажется, что Дальний Восток стал получать на текущие расходы значительно меньше. Например, доля Сахалина сократилась вдвое, Якутии – в полтора раза, и так по всем краям и областям. Поэтому субсидии надо вывести за скобки, ведь они приходят и сразу тратятся целевым образом. Тогда в расчётах финансовой обеспеченности наши показатели станут структурно сравнимы с другими регионами Российской Федерации. Сегодня из-за разногласий в методике расчётов все субъекты Дальнего Востока недополучают более 7,5 млрд. рублей в год.
Ещё раз повторяю, Владимир Владимирович, министерства, ведомства, Правительство России в принципе признают, что существуют изъяны в методике распределения средств из Фонда финансовой поддержки регионов. Их надо исправлять, но решения откладываются на когда-нибудь потом. Решать надо сейчас, это сегодняшняя наша жизнь, сегодня не хватает средств со всеми вытекающими отсюда последствиями, и поэтому мы просили бы по этому вопросу также дать поручение.
Поддерживаю выступление губернатора Хабаровского края Виктора Ивановича Ишаева в части бюджетных полномочий. За последние годы у нас существенно увеличилась доля налоговых поступлений, которые мобилизуются в федеральный бюджет, всё меньшая часть налогов остаётся на местах. Мы понимаем, что существуют общегосударственные задачи, и их надо решать. Но ведь и в отношении регионов надо соблюдать баланс ответственности и возможностей. А у нас получается два разнонаправленных вектора: доходы уходят в федеральный центр, расходы спускаются на субъекты Федерации. Федеральное Правительство и Государственная Дума всё время принимают решения, которые мы должны финансировать, а доходы в то же время изымаются.
Полномочия не совпадают с возможностями: отсюда задержки зарплат и социальных выплат, трудности с финансированием текущей деятельности бюджетных организаций. И второй момент – федеральный центр стал брать на себя не свойственные ему функции. Зачем, к примеру, ему финансировать строительство школ, больниц, медицинских центров, как сейчас зачастую это делается? Разве это ваша задача? Для этого изымаются деньги у регионов – чтобы заняться нашими проблемами? Ведь существуют общегосударственные задачи, ключевые, на которых надо сконцентрироваться федеральному Правительству. А регионам надо решать свои задачи, в том числе и по строительству объектов социальной сферы.
Центр ставит вопрос о том, что надо стимулировать регионы по развитию налоговой, доходной базы. О каком стимулировании можно говорить при таком подходе, когда каждый шаг субъектов Федерации, ведущий к увеличению доходов на территории, оборачивается для него потерей доходов из-за перманентного перераспределения налогов? Особенно, природоресурсных.
Наконец, я хотел бы сделать небольшое замечание на слова Виктора Борисовича (В.Б. Христенко – вице-премьер Правительства Российской Федерации. – Ред.), по поводу того, где кому жить. Это о том, что, по его мнению, развитие Дальнего Востока должно быть основано на принципе: работать надо там, где много платят, а жить там, где хорошо. Подразумевается призыв вахтовиков и временщиков.
Если считать с середины XIX века, когда были основаны Нико- лаевск-на-Амуре, Благовещенск, Хабаровск, Владивосток, другие поселения на юге Дальнего Востока, то здесь живёт уже седьмое поколение россиян. Север России начал осваиваться ещё раньше. А есть у нас и коренные малочисленные народы, которые живут здесь тысячи лет. А есть и коренные, но многочисленные народы.
Скажем, народ саха – половина миллиона человек. С точки зрения науки этнологии – это нация. Для всех нас Дальний Восток – родина, у нас нет другой земли. Поэтому думать надо о высокой зарплате и хорошей жизни для дальневосточников. Постоянным переселенцам будем рады, но Дальний Восток – это не кладовка для вахтовой работы, а часть России, которая должна обустраиваться как положено. Поэтому я считаю, что подход должен быть очень тонким и взвешенным, все регионы должны получать достаточное развитие.
«Якутия», 28 августа 2002 г.