Публикации за 2015 год

Нет, пожалуй, в российском парламенте человека более «дальневосточного», чем Вя­чеслав Штыров. Родился в якутской глубинке, рос и учил­ся в Приморье, жил в Хабаров­ском крае и на Камчатке, поез­дил по Колыме, Приамурью и Чукотке…

Самый большой отрезок его жизни связан, конечно же, с родной Якутией. Сюда он вер­нулся в 1975 году сразу после института, чтобы поднимать экономику «северов». Начи­нал прорабом на стройке, а закончил – Президентом рес­публики. Но и перебравшись в Москву пять лет назад, Вя­чеслав Анатольевич связей с малой родиной не оборвал.

В верхней палате российского парламента Штыров представляет Якутию, а по сути – весь Север и Дальний Восток России. Сегодня он является руководителем рабо­чей группы Совета Федерации, которая готовит проект базового за­кона о развитии Дальнего Востока, и одновременно – возглавляет Совет по Арктике и Антарктике. Ему же поручено представлять Совет Федерации в государственных органах при рассмотрении вопросов развития восточных и северных территорий страны.

В общем, Вячеслав Штыров именно тот человек, чей опыт и ком­петентное мнение имеют значение. Не случайно журнал «Дальневос­точный капитал» на протяжении всех 15 лет своего существования следит за судьбой прораба-президента и прораба-сенатора, рас­сказывая об этапах большого пути и связанных с работой Штырова переменах в жизни громадного региона.

Но, как выяснилось, наш герой тоже наблюдает за журналом. Вер­нее, за тем, что появляется на его страницах.

Я читаю «Дальневосточный капитал» регулярно и даже своим кол­легам передаю понравившиеся материалы и статьи, – говорит Вячеслав Анатольевич. – Мне журнал нравится, во-первых, охватом: у вас прак­тически всегда представлены разные субъекты Федерации. Особый мой интерес, конечно, к Якутии, но также чрезвычайно интересует весь Дальний Восток: что и где там происходит? Это мне близко. С другой сто­роны, в журнале представлены разные отрасли народного хозяйства. Разные бизнесы – и большие, и маленькие. В-третьих, журнал достаточ­но неплохо реагирует на актуальные ситуации. Вот заговорили в стра­не о Стратегии развития Дальнего Востока – и тут же появились разные материалы на эту тему. Причём не только рассуждения руководителей и политиков, но и размышления бизнесменов, просто рядовых граждан. Поэтому журнал имеет хорошую практическую направленность, и, я считаю, нашел своё место на Дальнем Востоке, и неплохо работает.

По мнению сенатора, дальневосточные регионы всегда пользо­вались особым вниманием властей – будь то царских, будь то со­ветских. Поэтому к 90-м годам XX века на Дальнем Востоке были созданы достаточно хорошие условия для жизни.

И вот – реформы 1990-х! – восклицает Штыров. – Реформирова­ние пошло таким образом, что была разрушена экономическая основа развития Дальнего Востока. Значительную долю занимали те виды деятельности, которые обеспечивали геополитические интересы Советского Союза и оборону рубежей. Мощная оборонная промышлен­ность – это касается Приморского и Хабаровского краёв. Базы Военно­морского флота и их обслуживание. Отрасли специализации макроре­гиона в общесоюзном разделении труда – горнодобывающая, рыбная, лесная промышленность. Тогда всё это было брошено на произвол судьбы.

Промышленные структуры, которые возникли на Дальнем Востоке в ходе акционирования и приватизации, были поставлены в общие условия, не учитывающие его природно-климатические и экономико­географические особенности. Возьмите такие производственные объе­динения, как «Северовостокзолото», «Якутзолото», «Приморзолото», – их ни в коем случае нельзя было разбивать на отдельные цеха, комби­наты, как это было сделано. Они просто не смогли выжить в одиночку в условиях отдалённости со сложнейшими схемами завоза ресурсов и вывоза готовой продукции, без собственных оборотных средств и до­ступа к кредитным ресурсам. А ведь эти предприятия обеспечивали жизнедеятельность целых городов и посёлков.

Единственным счастливым исключением стала алмазная промышлен­ность, которая была реорганизована и приватизирована совершенно по иной схеме, чем была принята в стране. Компания «АЛРОСА» созда­валась на основании специальных решений Президента и Правитель­ства России как целостная структура, объединяющая предприятия все­го производственного цикла: научные исследования, геологию, транс­порт, добычу алмазов, их продажу и другие. И она сохранилась.

Развитие станции Сковородино Транссибирской железнодорожной магистрали в связи со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан». г. Сковородино.

Развитие станции Сковородино Транссибирской железнодорожной магистрали в связи со строительством нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». г. Сковородино.

К счастью, в начале 2000-х годов сложилось понимание того, что надо комплексно развивать Дальний Восток, что это никакая не кладовка и не резервная территория, а наша родная земля. И от­носиться к ней надо соответствующим образом. Наступила дру­гая эпоха. Можно, конечно, это связывать с общей экономической стабилизацией в стране по причине роста мировых цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. А можно связать с приведени­ем в порядок государства с появлением Президента Путина, который медленно, но верно начал собирать государство воедино. Постепенно начали вырабатываться новые подходы к развитию страны в целом и отдельных макрорегионов.

Однако стратегические замыслы выполняются не совсем после­довательно.

Если взять сегодняшнюю ситуацию, то да – на Дальнем Востоке произошли большие сдвиги. Например, осуществлен проект сооруже­ния нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», который дал старт освоению новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции мирового значения, послужил катализатором развитию энергетической и транспортной инфраструктуры. При подготовке Вла­дивостока к Саммиту АТЭС в 2012 году произошла радикальная пере­стройка инфраструктуры города и вообще всего юга Приморского края. Или возьмите строительство космодрома «Восточный», железнодорож­ной магистрали Беркакит – Томмот – Якутск. Это все проекты общена­ционального масштаба!

Очень большие средства вкладываются в подъём судостроения и авиастроения: Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев, Большой Камень… Реализованы десятки других проектов, пусть и не такого гигантского масштаба. Но в чём проблема? Это всё точечные проекты, они не дают сплошного поля развития Дальнего Востока. Необходимы следующие два шага. Один был сделан, но неудачно. Я говорю о Гос- программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Госпрограмма рухнула в тот же день 2 апреля 2013 года, когда и была утверждена в Якутске на заседании Госкомиссии под председательством российского премьера Медведева, который волевым путём без особых на то оснований передвинул бюджет­ные средства с проектов субъектов Федерации на железнодо­рожные. Дело, конечно, нужное, но ведь ОАО «РЖД» свои объекты должно было финансировать самостоятельно. Логика программы нарушена, надо теперь её корректировать. Теперь нам нужна новая программа, причём с новыми подходами. Это первое.

Второе – нужен специальный закон, который бы обеспечил реа­лизацию этой Госпрограммы. Напомню, для того, чтобы добиться целей, установленных в Стратегии развития Дальнего Востока, потре­буется 12 трлн. рублей. Два триллиона – это государственные капиталь­ные вложения, которые в основном должны пойти на создание инфра­структуры: дороги, ЛЭП и энергетика. Мы все, конечно, рассчитываем на естественные монополии, но львиная доля должна прийти со стороны частного капитала. То есть надо сделать так, чтобы бизнесу было выгодно вкладываться в Дальний Восток. Здесь необходимо зако­ном установить особые налоговую систему, тарифную политику, систему разрешительную, внедрить эффективные механизмы государственно-частного партнёрства.

В законе должны быть мощные разделы, которые касаются соз­дания условий для нормальной жизни на Дальнем Востоке и закре­пления здесь населения. Что бы мы ни говорили про советское время, но тогда дальневосточники получали доходов в среднем на 30% больше общесоюзного уровня. Сейчас же уровень реальной, а не номинальной, зарплаты – на 10% ниже. Вот люди и разбегаются. Поэтому мы в проекте закона о развитии Дальнего Востока предусматриваем широкий пере­чень льгот для жителей региона.

Как продвигается работа над законопроектом?

Текст документа прошёл всевозможные юридические экспертизы, и сейчас мы хотим получить заключительные согласования от субъек­тов Федерации. Но могу прямо сказать, что в данный исторический момент есть негативное отношение к проекту закона со сто­роны экономического блока Правительства России. Говорят об отсутствии средств, хотя проект закона предлагает опирать­ся в основном на частный капитал, а не на бюджет. Устанавливая льготы для бизнеса, мы почти не уменьшаем бюджет, потому что самые большие льготы получат вновь создаваемые производства.

Ещё нам возражают, что принятие отдельного закона о разви­тии Дальнего Востока приведёт к разрушению единого экономиче­ского пространства страны. То есть считают, что правила долж­ны быть одинаковыми для всех – от Чукотки до Сочи.

Это ошибка! Потому что формальное равенство приводит к большому фактическому неравенству, так как территории страны находятся в несопоставимых условиях – экономико-гео­графических, климатических, демографических… Но, если мы хо­тим ускоренно развить Дальний Восток, необходимо создавать равные возможности по факту, а не на бумаге.

Но есть ещё закон о ТОРах – территориях опережающего разви­тия.

Да, и мы его поддержали, потому что он соответствует закону о раз­витии Дальнего Востока. Фактически это его часть. Грубо говоря, мы из целого вытащили кусочек, пользуясь ситуацией – благорасположением начальства. Вытащили кусочек и сделали отдельный закон. Ну – хоть шерсти клок.

Я так понимаю, что в целом вы довольны развитием ситуации на Дальнем Востоке. Или есть вещи, которые вас огорчают?

Тенденция, в общем-то, позитивная. Если мы посмотрим, как разви­вается макрорегион, то сейчас у нас показатели выше, чем в среднем по России. Но это связано не с тем, что на Дальнем Востоке созданы благо­приятные условия для развития бизнеса и жизни людей, а за счёт точеч­ных решений федерального Правительства. Вот решило оно космодром в Амурской области построить – и стройка закипела, инвестиции пош­ли, смежники заработали. Дали из Москвы деньги на развитие оборон­ной промышленности – оживление. А всё остальное пока в инертном состоянии.

То есть действует не невидимая рука рынка, а рука государства?

Да, пока всё осуществляется исключительно за счёт государства. Исключительно! Значимых частных вложений почти нет. Во-вторых, реализуются отдельные проекты. Когда построят, скажем, космодром, весь рост закончится. То есть пока позитивные показатели достига­ются за счёт точечных решений. А надо сделать так, чтобы Даль­ний Восток стал привлекательным в целом. Чтобы бизнесмены без страха вкладывали инвестиции, а люди с удовольствием здесь жили. Пока таких условий не создано.

Сергей АКУЛИН, «Дальневосточный капитал», №6(178), июнь 2015 г. – С. 32-33.