Дальний Восток – не резервная территория
Публикации за 2015 год
Нет, пожалуй, в российском парламенте человека более «дальневосточного», чем Вячеслав Штыров. Родился в якутской глубинке, рос и учился в Приморье, жил в Хабаровском крае и на Камчатке, поездил по Колыме, Приамурью и Чукотке…
Самый большой отрезок его жизни связан, конечно же, с родной Якутией. Сюда он вернулся в 1975 году сразу после института, чтобы поднимать экономику «северов». Начинал прорабом на стройке, а закончил – Президентом республики. Но и перебравшись в Москву пять лет назад, Вячеслав Анатольевич связей с малой родиной не оборвал.
В верхней палате российского парламента Штыров представляет Якутию, а по сути – весь Север и Дальний Восток России. Сегодня он является руководителем рабочей группы Совета Федерации, которая готовит проект базового закона о развитии Дальнего Востока, и одновременно – возглавляет Совет по Арктике и Антарктике. Ему же поручено представлять Совет Федерации в государственных органах при рассмотрении вопросов развития восточных и северных территорий страны.
В общем, Вячеслав Штыров именно тот человек, чей опыт и компетентное мнение имеют значение. Не случайно журнал «Дальневосточный капитал» на протяжении всех 15 лет своего существования следит за судьбой прораба-президента и прораба-сенатора, рассказывая об этапах большого пути и связанных с работой Штырова переменах в жизни громадного региона.
Но, как выяснилось, наш герой тоже наблюдает за журналом. Вернее, за тем, что появляется на его страницах.
Я читаю «Дальневосточный капитал» регулярно и даже своим коллегам передаю понравившиеся материалы и статьи, – говорит Вячеслав Анатольевич. – Мне журнал нравится, во-первых, охватом: у вас практически всегда представлены разные субъекты Федерации. Особый мой интерес, конечно, к Якутии, но также чрезвычайно интересует весь Дальний Восток: что и где там происходит? Это мне близко. С другой стороны, в журнале представлены разные отрасли народного хозяйства. Разные бизнесы – и большие, и маленькие. В-третьих, журнал достаточно неплохо реагирует на актуальные ситуации. Вот заговорили в стране о Стратегии развития Дальнего Востока – и тут же появились разные материалы на эту тему. Причём не только рассуждения руководителей и политиков, но и размышления бизнесменов, просто рядовых граждан. Поэтому журнал имеет хорошую практическую направленность, и, я считаю, нашел своё место на Дальнем Востоке, и неплохо работает.
По мнению сенатора, дальневосточные регионы всегда пользовались особым вниманием властей – будь то царских, будь то советских. Поэтому к 90-м годам XX века на Дальнем Востоке были созданы достаточно хорошие условия для жизни.
И вот – реформы 1990-х! – восклицает Штыров. – Реформирование пошло таким образом, что была разрушена экономическая основа развития Дальнего Востока. Значительную долю занимали те виды деятельности, которые обеспечивали геополитические интересы Советского Союза и оборону рубежей. Мощная оборонная промышленность – это касается Приморского и Хабаровского краёв. Базы Военноморского флота и их обслуживание. Отрасли специализации макрорегиона в общесоюзном разделении труда – горнодобывающая, рыбная, лесная промышленность. Тогда всё это было брошено на произвол судьбы.
Промышленные структуры, которые возникли на Дальнем Востоке в ходе акционирования и приватизации, были поставлены в общие условия, не учитывающие его природно-климатические и экономикогеографические особенности. Возьмите такие производственные объединения, как «Северовостокзолото», «Якутзолото», «Приморзолото», – их ни в коем случае нельзя было разбивать на отдельные цеха, комбинаты, как это было сделано. Они просто не смогли выжить в одиночку в условиях отдалённости со сложнейшими схемами завоза ресурсов и вывоза готовой продукции, без собственных оборотных средств и доступа к кредитным ресурсам. А ведь эти предприятия обеспечивали жизнедеятельность целых городов и посёлков.
Единственным счастливым исключением стала алмазная промышленность, которая была реорганизована и приватизирована совершенно по иной схеме, чем была принята в стране. Компания «АЛРОСА» создавалась на основании специальных решений Президента и Правительства России как целостная структура, объединяющая предприятия всего производственного цикла: научные исследования, геологию, транспорт, добычу алмазов, их продажу и другие. И она сохранилась.
К счастью, в начале 2000-х годов сложилось понимание того, что надо комплексно развивать Дальний Восток, что это никакая не кладовка и не резервная территория, а наша родная земля. И относиться к ней надо соответствующим образом. Наступила другая эпоха. Можно, конечно, это связывать с общей экономической стабилизацией в стране по причине роста мировых цен на продукцию топливно-энергетического комплекса. А можно связать с приведением в порядок государства с появлением Президента Путина, который медленно, но верно начал собирать государство воедино. Постепенно начали вырабатываться новые подходы к развитию страны в целом и отдельных макрорегионов.
Однако стратегические замыслы выполняются не совсем последовательно.
Если взять сегодняшнюю ситуацию, то да – на Дальнем Востоке произошли большие сдвиги. Например, осуществлен проект сооружения нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан», который дал старт освоению новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции мирового значения, послужил катализатором развитию энергетической и транспортной инфраструктуры. При подготовке Владивостока к Саммиту АТЭС в 2012 году произошла радикальная перестройка инфраструктуры города и вообще всего юга Приморского края. Или возьмите строительство космодрома «Восточный», железнодорожной магистрали Беркакит – Томмот – Якутск. Это все проекты общенационального масштаба!
Очень большие средства вкладываются в подъём судостроения и авиастроения: Комсомольск-на-Амуре, Арсеньев, Большой Камень… Реализованы десятки других проектов, пусть и не такого гигантского масштаба. Но в чём проблема? Это всё точечные проекты, они не дают сплошного поля развития Дальнего Востока. Необходимы следующие два шага. Один был сделан, но неудачно. Я говорю о Гос- программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года. Госпрограмма рухнула в тот же день 2 апреля 2013 года, когда и была утверждена в Якутске на заседании Госкомиссии под председательством российского премьера Медведева, который волевым путём без особых на то оснований передвинул бюджетные средства с проектов субъектов Федерации на железнодорожные. Дело, конечно, нужное, но ведь ОАО «РЖД» свои объекты должно было финансировать самостоятельно. Логика программы нарушена, надо теперь её корректировать. Теперь нам нужна новая программа, причём с новыми подходами. Это первое.
Второе – нужен специальный закон, который бы обеспечил реализацию этой Госпрограммы. Напомню, для того, чтобы добиться целей, установленных в Стратегии развития Дальнего Востока, потребуется 12 трлн. рублей. Два триллиона – это государственные капитальные вложения, которые в основном должны пойти на создание инфраструктуры: дороги, ЛЭП и энергетика. Мы все, конечно, рассчитываем на естественные монополии, но львиная доля должна прийти со стороны частного капитала. То есть надо сделать так, чтобы бизнесу было выгодно вкладываться в Дальний Восток. Здесь необходимо законом установить особые налоговую систему, тарифную политику, систему разрешительную, внедрить эффективные механизмы государственно-частного партнёрства.
В законе должны быть мощные разделы, которые касаются создания условий для нормальной жизни на Дальнем Востоке и закрепления здесь населения. Что бы мы ни говорили про советское время, но тогда дальневосточники получали доходов в среднем на 30% больше общесоюзного уровня. Сейчас же уровень реальной, а не номинальной, зарплаты – на 10% ниже. Вот люди и разбегаются. Поэтому мы в проекте закона о развитии Дальнего Востока предусматриваем широкий перечень льгот для жителей региона.
Как продвигается работа над законопроектом?
Текст документа прошёл всевозможные юридические экспертизы, и сейчас мы хотим получить заключительные согласования от субъектов Федерации. Но могу прямо сказать, что в данный исторический момент есть негативное отношение к проекту закона со стороны экономического блока Правительства России. Говорят об отсутствии средств, хотя проект закона предлагает опираться в основном на частный капитал, а не на бюджет. Устанавливая льготы для бизнеса, мы почти не уменьшаем бюджет, потому что самые большие льготы получат вновь создаваемые производства.
Ещё нам возражают, что принятие отдельного закона о развитии Дальнего Востока приведёт к разрушению единого экономического пространства страны. То есть считают, что правила должны быть одинаковыми для всех – от Чукотки до Сочи.
Это ошибка! Потому что формальное равенство приводит к большому фактическому неравенству, так как территории страны находятся в несопоставимых условиях – экономико-географических, климатических, демографических… Но, если мы хотим ускоренно развить Дальний Восток, необходимо создавать равные возможности по факту, а не на бумаге.
Но есть ещё закон о ТОРах – территориях опережающего развития.
Да, и мы его поддержали, потому что он соответствует закону о развитии Дальнего Востока. Фактически это его часть. Грубо говоря, мы из целого вытащили кусочек, пользуясь ситуацией – благорасположением начальства. Вытащили кусочек и сделали отдельный закон. Ну – хоть шерсти клок.
Я так понимаю, что в целом вы довольны развитием ситуации на Дальнем Востоке. Или есть вещи, которые вас огорчают?
Тенденция, в общем-то, позитивная. Если мы посмотрим, как развивается макрорегион, то сейчас у нас показатели выше, чем в среднем по России. Но это связано не с тем, что на Дальнем Востоке созданы благоприятные условия для развития бизнеса и жизни людей, а за счёт точечных решений федерального Правительства. Вот решило оно космодром в Амурской области построить – и стройка закипела, инвестиции пошли, смежники заработали. Дали из Москвы деньги на развитие оборонной промышленности – оживление. А всё остальное пока в инертном состоянии.
То есть действует не невидимая рука рынка, а рука государства?
Да, пока всё осуществляется исключительно за счёт государства. Исключительно! Значимых частных вложений почти нет. Во-вторых, реализуются отдельные проекты. Когда построят, скажем, космодром, весь рост закончится. То есть пока позитивные показатели достигаются за счёт точечных решений. А надо сделать так, чтобы Дальний Восток стал привлекательным в целом. Чтобы бизнесмены без страха вкладывали инвестиции, а люди с удовольствием здесь жили. Пока таких условий не создано.
Сергей АКУЛИН, «Дальневосточный капитал», №6(178), июнь 2015 г. – С. 32-33.