Дальний Восток: когда будет эффект от амбициозных проектов?
Публикации за 2013 год
Из интервью заместителя Председателя Совета Федерации В.А. Штырова агентству РБК, 22 января 2013 г.
РБК: Начнём мы с события, которое буквально через несколько дней пройдёт во Владивостоке. 30 января начнёт свою работу Азиатско- Тихоокеанский парламентский форум (АТПФ). В связи с этим вопрос: о чём предстоит договориться парламентариям?
В Азиатско-Тихоокеанскую парламентскую ассамблею входят представители парламентов 28 стран. Мы ожидаем, что во Владивостоке будет представлено 22 государства – рекордное количество для подобных саммитов за всю историю их проведения. Нынешний будет проходить после саммита глав государств, который состоялся в конце 2012 года во Владивостоке. Многие темы, которые будут обсуждаться, перекликаются с теми темами, которые рассматривались тогда на правительственном уровне.
В. ШТЫРОВ: Азиатско-Тихоокеанский парламентский форум – это организация, которая уже имеет свою историю. Она возникла в 1993 году как объединение парламентариев стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). И очередной саммит этого форума, который пройдёт во Владивостоке в конце января месяца, будет уже двадцать первым. Юбилейный, двадцатый, был в прошлый раз в Токио.
Речь пойдёт о правовом обеспечении многостороннего международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Конечно, в центре внимания будут вопросы безопасности, борьбы с терроризмом, политических способов разрешения межгосударственных конфликтов. Важная тематика. Но большая часть будет посвящена экономическому сотрудничеству. Это вопросы взаимной торговли, развития инфраструктуры – энергетической, транспортной. Будет звучать тема обеспечения продовольственной безопасности. Это проблема, которая стоит остро перед многими странами в разных регионах планеты, в том числе в Азии. Не останется без внимания и тема борьбы с бедностью. Это круг экономических вопросов.
Как всегда, очень важное место будут занимать вопросы гуманитарного сотрудничества, общих программ в области науки и культуры. В рамках саммита пройдёт молодёжный АТПФ.
Будут и другие мероприятия, например, специальный «круглый стол», посвящённый вопросам сотрудничества Азиатско-Тихоокеанского региона и Европы. Конечно же, мы имеем в виду возможности России как евразийского моста. Пройдёт выставка инвестиционных проектов и презентация субъектов Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона.
Как видите, тематика Азиатско-Тихоокеанского парламентского форума очень широкая. В нём примут участие более 160 парламентариев разных стран. Россия сейчас является председателем АТПФ. Этот статус мы получили в прошлом году, когда было решено, что очередной саммит будет проходить в нашей стране. Мы будем исполнять эту роль до мая 2013 года, а потом передадим её следующей стране, которая будет выбрана в качестве организатора очередного форума.
Именно сейчас такое время, когда в нашей стране готовятся ключевые решения по перспективам российского Дальнего Востока и Байкальского региона. Идёт активная работа по доработке Государственной программы развития макрорегиона. Совет Федерации прорабатывает вопрос о проекте специального закона, который пока имеет условное название «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Объёмный и новый для нашей законодательной практики документ. Надеемся, что саммит АТПФ в чём-то поможет в этой работе, поскольку даст более ёмкое представление о наших возможностях в Азиатско-Тихоокеанском регионе и плане действий в нормативно-правовой сфере и на практике по их использованию.
РБК: Тема нашего разговора – «Дальний Восток: когда будет эффект от амбициозных проектов?». Действительно, в макрорегионе реализуется несколько масштабных проектов. Но есть ли эффект от их реализации? Многие заявляют, что в действительности на Дальнем Востоке продолжается социально-экономическая стагнация. Вы согласны с этим?
В. ШТЫРОВ: Я понимаю, почему так говорите – Вы практически цитируете многократно высказанную мною точку зрения. Конечно, согласен. Но в одном вопросе, на самом деле, прозвучало сразу два. Давайте их разделим.
Первое. Освоение и развитие Дальнего Востока всегда основывалось на реализации крупнейших или, как теперь принято говорить, «мегапроектов». Чего только стоит царский Транссиб – стройка планетарного масштаба. Или советские: промышленный комплекс Комсомольска-на-Амуре, гиганты судостроения и судоремонта, предприятия лесной, рыбной и горнодобывающей отраслей, металлообработки и авиастроения, Байкало-Амурская магистраль, крупнейшие морские порты. Но и в новейшее время, как только улеглась пыль от разрушительных реформ 1990-х годов, на Дальнем Востоке тоже началась реализация очень крупных и весьма значительных проектов.
Вот один из них – подготовка к саммиту АТЭС 2012 года в городе Владивостоке. Начну именно с этого проекта, потому что он наиболее часто подвергается критике: «Ах, зачем? Почему? Бесполезно выброшенные деньги!». Ничего подобного. Владивосток основан в 1860 году и впервые за время его существования наконец-то были решены некоторые, уже более чем полуторавековые, городские проблемы. Вам покажется странным, но в городе никогда не было централизованных очистных канализационных сооружений. Стоки прямотоком сбрасывались в акваторию залива Петра Великого, были уничтожены места обитания и нереста некоторых видов прибрежной аквафауны. Система водоснабжения никогда не имела нужных объёмов резервов, и периодически в городе были перебои с обеспечением водой.
Другие проблемы, конечно, были «помоложе», но тоже не решались десятилетиями. Внешние коммуникации – полувоенный аэродром Кневичи, выездные магистрали, пригородный железнодорожный транспорт – кое-как поддерживались в рабочем состоянии, но принципиальная их схема не менялась со времён, когда в городе было четыреста тысяч человек населения, а сегодня это крупнейшая городская агломерация Дальнего Востока с почти миллионным числом жителей, учитывая пригородные посёлки и близлежащие города. Владивостокские пробки были почище московских. Сегодня все эти проблемы решены и город имеет современную инфраструктуру. Кое-что Владивосток получил и на вырост. Например, Дальневосточный федеральный университет. Это ведь очень важный градообразующий фактор. Или сеть гостиниц как основу для развития туристической отрасли.
Развитие Владивостока как российского центра международного делового сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе – это проект мощной поддержки точки роста или, как говорят географы, центра места. А на Дальнем Востоке уже реализованы и крупнейшие промышленные и инфраструктурные проекты.
Например, построена нефтепроводная система «Восточная Сибирь – Тихий океан» – проект, который по масштабам можно сравнить с БайкалоАмурской магистралью. Она соединила старую действующую сеть магистральных нефтепроводов, которая заканчивалась в Иркутской области с побережьем Японского моря, пройдя через Якутию, Амурскую область, Еврейскую автономию, Хабаровский и Приморский края. Впервые в истории создана единая система нефтяных магистралей всей России. Сегодня нефть из любого нефтедобывающего региона страны может уйти как на запад до Санкт-Петербурга, так и на восток до Находки. Это значительно усилило наши позиции на мировом рынке, дало возможность манёвра поставок на его разные географические сегменты.
А с другой стороны, магистральный нефтепровод, как дорога, связал главные нефтегазовые провинции Восточной Сибири и Дальнего Востока. Мощный стимул получило развитие нефтедобычи на месторождениях Иркутской области и Якутии, о которых раньше, кроме специалистов, никто и не слышал. Сегодня в этой отрасли занято около 7 тыс. дальневосточников, которые получили высококвалифицированную работу, где хорошая зарплата, есть перспектива. Начато создание предприятий нефтепереработки и нефтехимии. Это и новые рабочие места, и дополнительные бюджетные доходы. В целом на проект десятки миллиардов долларов истрачены. Он уже сегодня работает на Дальний Восток.
Или возьмём инфраструктуру. Дорога «Колыма» (Якутск – Магадан) построена? Построена. Теперь можно из Магадана уехать в любую точку России. Дорога «Амур» (Чита – Хабаровск) построена? Построена. Да, её надо обустраивать, но она уже дала сквозной – тоже впервые в истории России – проезд от Москвы до Владивостока. Да, конечно, там придётся ещё кое-что сделать, но она уже существует, по ней идут грузы. Железнодорожное строительство развёрнуто? Развёрнуто. Вот в 2011 году пришло «золотое звено» Амуро-Якутской железной дороги в Нижний Бестях напротив Якутска. С начала XX века о ней говорили, мечтали. Спустя сто лет дорога завершается строительством, но уже работает!
Всё это – большие дела, масштабные проекты. А если мы возьмём менее громкие проекты, то их десятки. То есть в последнее десятилетие Президент и Правительство России уделяли серьёзное внимание Дальнему Востоку. В макрорегион пошли деньги, вошли очень крупные отечественные компании, которых раньше не было. На всём Дальнем Востоке ещё в начале 2000-х годов работала только одна компания из числа крупнейших в стране – АК «АЛРОСА». А сейчас там и «Т ранснефть», и «Газпром», и «Сургутнефтегаз», и «Роснефть», и ТНК-ВР, и «Полюс Золото», и СУЭК, и «Росатом», и многие другие.
Всё это уже сегодня дало Дальнему Востоку и новые рабочие места, и дополнительные бюджетные доходы, и улучшение инфраструктурного обеспечения.
Но в целом ситуация в макрорегионе остаётся сложной, основные социально-экономические показатели значительно хуже, чем в среднем по России, а самое главное – продолжается отток населения. Вот теперь и перейдём ко второй части Вашего вопроса: почему при столь масштабных вложениях в экономику и инфраструктуру Дальнего Востока коренных сдвигов в его развитии нет?
Да потому, что все реализованные и находящиеся в стадии осуществления гигантские дальневосточные проекты – это отдельные оазисы в экономической пустыне. Их эффект существенен, но локален. А нужно сплошное, комплексное, многоотраслевое развитие макрорегиона, по крайней мере, южной его части. Дальний Восток должен развиваться не только за счёт направления сюда государственных капитальных вложений, но стать привлекательным для частного бизнеса, как большого, так и среднего и малого. А для потоков инвестиций выгодным должно стать применение не только в отдельных природно-ресурсных отраслях, но и в обрабатывающей, и лесной промышленности, сельском хозяйстве, производственной и социальной инфраструктуре. Как этого добиться?
У бизнеса всегда есть выбор: может быть и заманчиво работать на Дальнем Востоке, но в других регионах России прибыль можно получить гораздо легче и гарантированно большую. Ведь на востоке страны огромные расстояния как от поставщиков комплектующих, так и до потребителей конечной продукции конкретных бизнес-проектов; неподъёмные тарифы на энергоносители и транспортные услуги; сложные погодные условия; повышенные издержки на оплату труда из-за районных коэффициентов и надбавок и другие удорожающие факторы. Они объективны и не связаны с недостаточно эффективной работой региональных властей по созданию так называемого «благоприятного делового климата». Вот и предпочитает бизнес, скажем, в аграрной сфере синицу в руках, допустим, в Воронежской области, журавлю в Амурской.
Так и во всех других отраслях, кроме тех, которые используют богатейшие природные ресурсы Дальнего Востока. Получается, что уже выходя на старт конкурентной борьбы за инвестиции, дальневосточные субъекты Федерации заведомо проигрывают другим из-за своих сложных экономико-географических и природно-климатических условий.
Снизить негативное действие естественных природных и логистических факторов на социально-экономические процессы можно только одним способом – созданием особых нормативно-правовых режимов хозяйствования и организации социальной жизни людей.
Имеются в виду льготные режимы налогообложения; особая система ценообразования на тарифы естественных монополий; упрощённый порядок создания предприятий и выдачи разрешений на предпринимательскую деятельность; массовое создание специальных экономических зон развития с расширением числа их типов и разрешённых видов деятельности; внедрение многообразных форм государственно-частного партнёрства; учёт региональной составляющей в организации здравоохранения, образования, закрепления кадров, демографической и молодёжной политике. Скажем прямо – режимы ведения бизнеса и нормативы жизни людей по всем этим и другим возможным направлениям и решениям должны быть льготными по отношению к общероссийским стандартам. Но только так можно снивелировать изначально объективно неравные условия Дальнего Востока сравнительно с другими макрорегионами. Причём такой подход окупится сторицей.
И не только с точки зрения решения важнейших геополитических задач Российского Государства в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но и за счёт того, что комфортные условия для всякого рода деятельности дальневосточников позволят резко оживить их деловую активность. А уже на этой основе повысить уровень жизни людей, снять финансовое бремя с федерального бюджета на всевозможные дотации, компенсации, субсидии субъектам Федерации макрорегиона.
К сожалению, необходимость гибкого, диалектического подхода к пространственному развитию страны длительное время не находила понимания у экономического руководства Правительства России. Преобладала точка зрения, что должны быть одинаковые нормативно-правовые режимы для предпринимательства на территории всей страны от Диксона до Сочи, от Анадыря до Калининграда. А там бизнес сам примет решение, где ему работать. «Невидимая рука» рынка приведёт в нужном направлении не только для него, но и для страны. Но не получается: интересы бизнеса при прочих равных условиях направляют его прямо в Москву и Московскую область. Сегодня даже их соседи в Центральной России в экономическом плане деградируют и пустеют. Что уж говорить о Дальнем Востоке.
Становится очевидно, что стандартизированный подход к вопросам развития макрорегионов приводит к таким диспропорциям и перекосам в их социально-экономическом положении, что это стало угрожать целостности и единству страны. В этой связи постепенно приходит понимание того, что должна быть выработана целостная и ясная стратегия пространственного развития страны. А попробовали бы Вы поговорить об этом ещё некоторое время назад с Кудриным или На- бибулиной! Но уже в последние, наверное, год-полтора созревает точка зрения, что без решительных мер по созданию для него особых нормативных условий хозяйствования и решения социальных вопросов Дальний Восток с места не сдвинуть.
РБК: Хотелось бы остановиться на теме стратегического планирования. На рассмотрении Госдумы находится соответствующий законопроект, один из основных инструментов стратегического планирования – это пространственное планирование, в том числе и создание кластеров. Создание каких кластеров планируется на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе?
В. ШТЫРОВ: На самом деле в так называемом кластерном подходе ничего нового нет. Ещё в 1930-е годы в Советском Союзе была разработана теория создания энергопромышленных комплексов (ЭПК). Она получила своё продолжение и развитие уже в 1970-е годы в методологии организации территориально-производственных комплексов (ТПК). Как это сейчас водится, наши старые наработки получили модные зарубежные названия и подаются как последние достижения мировой экономической мысли. Так ЭПК и ТПК превратились в кластеры. Под ними понимаются комплексы производств с одним или несколькими конечными продуктами, объединённые общей промышленной и социальной инфраструктурой и вспомогательными обслуживающими предприятиями и базами.
В реальности типичным ЭПК или кластером является созданный ещё в далёкие 1930-1940-е годы мощнейший Комсомольский-на-Амуре промышленный центр. Есть на востоке страны и незавершённые ТПК. Например, Южно-Якутский, где в 1970-е годы планировалось создать металлургический комплекс, построенный, говоря современным языком, по кластерному принципу. С распадом Советского Союза до конца реализовать этот проект не удалось.
Что касается планов новейшего времени, то для начала хотел бы обратить внимание, что Дальний Восток занимает огромную территорию и в широтном направлении несколько природно-климатических зон. Кроме того, разные его районы характеризуются совершенно разной транспортной доступностью. Это важно, потому что к отдельным территориям нашего макрорегиона необходимо подходить с учётом их особенностей, в том числе и в вопросах размещения производственных сил.
На дальневосточном Крайнем Севере может быть создана серия небольших кластеров регионального значения. Например, Берин- говский кластер на Чукотке, где на базе общей энергетической и морской транспортной инфраструктуры, совместных сервисных предприятий возможна организация добычи разных видов твёрдых полезных ископаемых. К числу более крупных планируемых кластеров общероссийского значения на Севере могут быть отнесены Томпонский горно-промышленный узел в Восточной Якутии и Яно-Колымская металлогеническая зона на стыке Республики Саха и Магаданской области. Но это чуть более отдалённое от сегодняшнего дня будущее, поскольку необходимо завершить доразведку расположенных здесь ресурсов золота и серебра планетарного масштаба. Для их освоения потребуется и создание не локальной, а магистральной инфраструктуры: строительство железной дороги Якутск – Хандыга –
Магадан, соединение линиями электропередач Якутской и Магаданской энергосистем. Надо особо подчеркнуть, что все указанные проекты невозможны без государственно-частного партнёрства. Слишком здесь велики затраты на создание подводящей от магистралей инфраструктуры. Это пояс тотального использования механизмов ГЧП.
А вот широтная зона вдоль БАМа уже сегодня готова к началу реализации крупных проектов кластерного типа на всём своём протяжении от Тайшета до Советской Гавани. Прорабатывается вопрос о создании территориально-производственного комплекса со специализацией на лесной и деревообрабатывающей промышленности, производстве химической продукции и удобрений на Верхней Лене в Иркутской области. Готовятся проекты организации Удоканского и Чинейского горнопромышленных комплексов в Забайкалье. Необходимо завершать утверждённый Правительством России проект «Комплексное развитие Южной Якутии».
Очень перспективен Ванино-Советско-Гаванский район не только в качестве крупнейшего логистического центра, но и как будущий центр судостроения и судоремонта, рыбной и лесоперерабатывающей промышленности. Благодаря реализации целой серии кластерных проектов зона БАМа в целом должна стать тыловой опорной базой для всего Дальнего Востока. Это с одной стороны, а с другой – в общероссийском разделении труда она станет очень важной территорией ресурсного обеспечения промышленности России.
На юге Дальнего Востока – в зоне Транссибирской магистрали от Тайшета до Владивостока – тоже могут быть созданы крупные горно-добывающие комплексы. Например, в Амурской области и Еврейской автономии. Но главный упор здесь необходимо сделать на развитии машиностроения, особенно транспортного; сельского хозяйства; рыбной, пищевой и перерабатывающей промышленностей; нефте- и газохимии; отраслей шестого технологического уклада, основанных на нано-, и био- и многомерных информационных технологиях. Вот что требует первоочередного внимания и всяческой поддержки. Важно, что в этой зоне уже есть сложившиеся и относительно развитые научно-технологические центры: Иркутск, Улан-Удэ, Якутск, Хабаровск, Владивосток. Конечно, их потенциал должен быть использован как можно более полно и получить новое развитие. В то же время именно юг Дальнего Востока остро нуждается в новых больших городах и центрах роста. Особое внимание в этой связи должно быть уделено городам Нерюнгри, Свободный, Шимановск, Биробиджан и другим.
РБК: Давайте остановимся на вопросе развития энергетической и транспортной инфраструктуры, включая восстановление региональной и местной авиации, на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Как продвигается реализация проекта соединения Азиатско- Тихоокеанского региона с Европой через территорию России?
В. ШТЫРОВ: Существует такая точка зрения, что огромное пространство, которое занимает наша страна, это «проклятие» для России, сдерживающее её развитие. На самом же деле оно является нашим бесценным достоянием и как территория для жизни и деятельности людей, размещения производительных сил; и как основа разнообразия и богатства природы; и как фундамент для организации транспортных путей и коммуникаций. В этом последнем качестве её значение для будущего страны не меньше чем высокий уровень человеческого потенциала россиян и обилие природных ресурсов. Однако используются наши транспортные возможности, особенно транзитные, конечно же недостаточно.
Проблема повышения эффективности работы в этом направлении стала особенно актуальной в последнее десятилетие, поскольку резко возросла потребность в перевозках из Азии в Европу различных грузов в связи с бурным ростом экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому в проекте Госпрограммы развития Дальнего Востока предусматривается модернизация Транссибирской железнодорожной магистрали, мероприятия по снятию ограничений на перевозки грузов по Байкало-Амурской магистрали. Кое-что уже сделано. Например, построен Кузнецовский тоннель на БАМе на участке между Комсомольском-на-Амуре и Советской Гаванью. На Транссибе ведутся работы по расшивке «узких» мест в Приморском и Хабаровском краях. А надо сказать, что в проблематике транспортных межконтинентальных перевозок всегда рассматривается только совместная работа БАМа и Транссиба с их специализацией на перевозках разных видов грузов. Потому и реконструируются обе магистрали сразу. Может быть не тем темпом, который нужен, но проект железнодорожного соединения через Россию Азии и Европы движется.
Несколько отходя от чисто дальневосточной тематики, хочу подчеркнуть, что для эффективной работы этого международного транспортного коридора, кроме работ по доведению до нужных кондиций пропускных возможностей БАМа и Транссиба, надо срочно начинать проектирование и строительство Северо-Сибирской железнодорожной магистрали от Усть-Кута в Иркутской области до Ивделя на Урале с выходом на морские порты северо-запада страны. Иначе на запад от Тайшета до Екатеринбурга мы выйдем на крайне загруженные участки действующей железнодорожной сети, которые едва ли будут способны пропустить весь поток транзитных грузов плюсом к существующим вну- трироссийским перевозкам.
Что касается электроэнергетики, то настоятельно требуется создание объединённой энергосистемы (ОЭС) Дальнего Востока. Для этого надо завершить строительство линии электропередач Нерюнгри – Якутск, запроектировать и соорудить линию Якутск – Хандыга – Магадан и кабельный энергомост через Татарский пролив на Сахалин. Тогда, кроме некоторых отдалённых районов, все крупные дальневосточные электростанции будут работать в единой системе. ОЭС Дальнего Востока посредством ЛЭП Талакан – Киренск – Усть-Илим, а также через
специальные вставки на станциях БАМа Хани и Транссиба Могоча, возможно соединить с ОЭС Сибири. Это позволило бы решить и вопросы снижения тарифов за счёт системных перетоков электроэнергии, и повысить надёжность энергоснабжения. К сожалению, таких задач не ставится ни в одной редакции проекта Госпрограммы развития Дальнего Востока. Это существенное упущение их разработчиков.
В последнее время у всех на слуху такие масштабные проекты, как сооружение магистральной нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» и Восточная газовая программа. Но внимания больше уделяется добывающей части этих проектов и перспективам создания промышленности по переработке углеводородов и нефтега- зохимии на Дальнем Востоке. Несколько в тени остаётся их значение как общенациональных трубопроводных магистралей. А между тем полное завершение строек позволит впервые в истории нашей страны создать объединённые системы нефтепроводов и газопроводов от берегов Балтики до Тихого океана. Тогда сахалинский газ или якутская нефть могут быть поданы и на восток, и на запад. Это, конечно же, будет иметь очень важное значение для экономической безопасности России.
И. КЫЧКИН (ЯКУТИЯ): Согласитесь ли, что для такого большого и сложного региона нужно внедрение инновационных, революционных транспортных технологий – я имею в виду малую авиацию и дирижабли. Последние особо пригодились бы! Если да, почему до сих пор нет целенаправленной работы в этом направлении?
В. ШТЫРОВ: В теперь уже далёкие 1930-е годы Советский Союз, наряду с Германией и Италией, был одним из мировых лидеров в проектировании и экспериментальном использовании дирижаблей. Но тогда не была решена задача безопасности их эксплуатации. Кроме того, оборонные нужды потребовали концентрации усилий и средств на самолётостроении. К идее использования дирижаблей для народнохозяйственных нужд возвращались в 1960-1970-е годы в период интенсивного развития нефтегазового комплекса в Западной Сибири и горнодобывающей промышленности на северо-востоке страны.
Но проработки показали целый ряд крупных недостатков этого направления воздухоплавания, делающих его неконкурентоспособным с другими видами транспорта. К их числу относится необходимость строительства крупноразмерных ангарных комплексов для обслуживания дирижаблей и очень сложных якорных стоянок в местах разгрузки, большая зависимость от метеоусловий и ряд других. Поэтому сейчас более перспективным для отдалённых районов считаются экранопланы, суда на воздушной подушке и другие виды техники высокой проходимости, универсальной для работы и над земными, и над водными поверхностями.
Что касается малой авиации, то её нынешнее плачевное состояние является одной из острейших проблем для районов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири. Ведь для многих населённых пунктов никакой транспортной альтернативы авиации нет.
Надо сказать, что в советское время местные авиаперевозки были очень хорошо развиты. Я начинал свою трудовую деятельность молодым специалистом на строительстве алмазодобывающего комбината в приполярном посёлке Удачном. Для нас было обыденным делом слетать утречком за полтысячи километров в алмазную столицу город Мирный на футбол или за пивом и вернуться вечером. Как такси. Так на самом деле и должно быть. Но сейчас система почти разрушена: перевозки пассажиров и почты на местных авиалиниях осуществляются нерегулярно, из-за дороговизны авиабилетов люди не в состоянии вылететь из маленьких посёлков даже в свой районный центр по неотложным нуждам, не говоря уже об отпусках. Осознание остроты проблемы в органах государственной власти появилось и некоторые меры начали предприниматься.
Во-первых, начата организация федеральных казённых предприятий для содержания местных аэропортов. Первое такое предприятие «Аэропорты Севера» было создано в середине 2000-х годов в Якутии совместным решением Минтранса России и Правительства республики. В рамках его деятельности модернизация и реконструкция аэропортов осуществляются по Федеральной целевой программе развития транспорта. А вот общая сумма средств, необходимых для текущего их содержания, определяется сметой затрат и делится на две части. Одна часть финансируется из федерального бюджета, а другая включается в стоимость авиаперевозок в качестве аэропортового сбора. Получается, что для пассажира этот сбор в цене билета снижается вдвое по отношению к прежнему. Учитывая позитивный опыт работы федерального казённого предприятия «Аэропорты Севера», аналогичные структуры создаются сейчас в нескольких субъектах Федерации Сибири и Дальнего Востока.
Во-вторых, по решению Президента России начато субсидирование пассажирских перевозок на магистральных авиалиниях, соединяющих восточносибирские и дальневосточные регионы с Москвой и Сочи. Теперь на повестку дня выходит вопрос о субсидировании местных авиаперевозок, связывающих отдалённые населённые пункты со своей региональной столицей. Пока это делают за свой счёт субъекты Федерации. Но их финансовых возможностей не хватает. Поэтому в проекте закона о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, готовящемся Советом Федерации, предусматривается выделение специальных субсидий на дотирование авиаперевозок в те населённые пункты, где авиатранспорт не имеет альтернативы.
Работа по поддержке местных аэропортов и субсидированию внутрирегиональных авиалиний уже даёт положительный результат. Хоть и медленно, но всё же улучшается транспортная доступность отдалённых населённых пунктов. А вот состояние дел по третьему важнейшему направлению развития малой авиации – выпуску новой авиатехники – иначе как провальным не назовёшь. Речь идёт о производстве самых востребованных на сегодняшний день воздушных судов пассажировместимостью до 9, до 19 и до 49 мест.
Всем известен наш знаменитый самолёт АН-2. Он родился ещё в 1949 году, но до сих пор оставался главной машиной малой авиации. Время идёт, и наш ветеран устарел не только морально, но, главное, он потребляет очень дорогостоящее топливо Б-91. Потому и так велика стоимость перевозок пассажиров. Есть ли ему отечественная замена? Нет, потому что стоят без государственной поддержки и дальнейшего движения перспективные наработки омских, смоленских, нижегородских, московских конструкторов.
Есть наработки и по следующему классу летательных аппаратов – вместимостью до 19 мест. Пожалуйста, в Комсомольске-на-Амуре стоит опытный образец самолёта СУ-80, в Таганроге есть Бе-32, на Чкаловском заводе в Новороссийске – АН-38. Да, эти машины требуют конструктор
ской доводки, проведения длительных испытаний и сертификации. Однако никто этим не занимается, наработки и прототипы морально устаревают, нового ничего нет. Ситуация тупиковая.
Так же обстоит дело и с самолётами пассажировместимостью до 49 мест. Наш легендарный и действительно выдающийся самолёт АН-24 не выпускается уже более четверти века, дорабатывают свой ресурс остающиеся в строю его последние экземпляры. Мог бы ему прийти на смену АН-140, но выпуск их остановлен.
Словом, по всем направлениям авиастроения для местных воздушных линий «куда ни кинь, всюду клин». Правительство России не только ничего не делает, но и прямо взяло курс на импортную рухлядь.
Такое положение для нашей страны становится опасным и нетерпимым. Поэтому в Совете Федерации специально был рассмотрен вопрос о состоянии дел в региональной авиации, выработаны рекомендации для органов государственной власти. Работа будет продолжена.
Д. САНЖИЕВ (газета «ЭКОНОМИКА И ЖИЗНЬ»): Каким образом Гос- программа и новый федеральный закон помогут дальним муниципалитетам, далёким от Мирного, от Нерюнгри и других промышленных центров, включиться в эту работу, или наши муниципалитеты и в Якутии, и в Магадане будут по-прежнему далеки от решения общегосударственных задач?
В. ШТЫРОВ: Федеральная программа на то и Государственная, чтобы сосредоточиться на таких задачах, которые должны решаться на общенациональном уровне. В то же время предполагается, что на основе Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона все субъекты Федерации примут свои собственные программы, увязанные с Госпрограммой. В них будут специальные разделы, посвящённые развитию отдельных территорий и муниципалитетов.
В проекте же федерального закона закладывается в разделах, касающихся инвестиционной деятельности, возможность для муниципалитетов участвовать в реализации принципа государственно-частного партнёрства. Они смогут выступать там стороною такого партнёрства, привлекать частных инвесторов, создавая для них условия. Допустим, на концессионных началах или с использованием механизма жизненного цикла проектов в пределах тех полномочий, которые имеет муниципалитет. Предполагается, что первоочередное внимание будет уделяться привлечению капиталов в коммунальную инфраструктуру. В Госпро- грамме будет выделена специальная подпрограмма поддержки малых городов и опорных населённых пунктов, которые организуют экономическую и социальную жизнь территории вокруг себя.
Касаясь же темы пространственного развития Дальнего Востока в целом, надо отметить, что сейчас среди специалистов по экономической географии развернулась дискуссия. Некоторые говорят, что надо сделать упор и особо поддерживать крупные центры, создать из Иркутска и Владивостока миллионные агломерации, и они разовьют весь Дальний Восток. На мой взгляд, это неправильный подход. Надо эти агломерации оставить в покое. Они сами вырастут и без нашего участия. Они распухают как на дрожжах и, как пылесос, втягивают в себя все живое и все ресурсы, которые есть вокруг. Наоборот, надо усилить роль малых городов, которые организуют вокруг себя пространство, которые обслуживают большую территорию, которые являются потребителями продукции окружающих посёлков и сёл.
Надо вырастить из них большие города, которых так не хватает на востоке страны. Напомню, что в соответствии с принятой классификацией, большим городом является населённый пункт с числом жителей более 100 тысяч человек. Вот представьте себе: на протяжении почти двух тысяч километров от Читы до Хабаровска таких городов нет. Надо целенаправленно создавать большие города на всей линии Транссиба от Иркутска до Владивостока с более или менее равномерными расстояниями между ними. Иначе образуются обширные безлюдные зоны в дальневосточном приграничье. А свято место, как известно, пусто не бывает. Вот куда необходимо направлять внимание и усилия, а не на агломерации.
В последнее время идут также острые дискуссии по бюджетным вопросам. Ряд экономистов утверждает, что проблема нашей страны заключается в двух вещах. Первая – федеральное Правительство слишком много забирает себе денег и мало оставляет субъектам Федерации. Вот раньше, говорят, при старом добром Ельцине, было 50 на 50, и надо возвести в закон такой принцип: половину всех бюджетных доходов оставлять регионам, а половину – Федерации. И вторая проблема в том, что муниципалитеты ничего не имеют. У них почти никакой доходной базы нет, они существуют за счёт государственной власти, и надо это поменять. Предлагают до 70% внутрирегиональных собственных доходов в субъектах Федерации отдавать органам местного самоуправления.
Думаю, что это наивные мысли. В конкретный сегодняшний исторический период мы не имеем возможности заняться глобальным перераспределением финансовых ресурсов. Слишком они скудны и требуют концентрации на главных направлениях. Почему? Представьте себе, что мы все вместе заработали определённую сумму денег, которые поступили в консолидированный бюджет Российской Федерации. У нас есть общегосударственные задачи: оборона, безопасность, пенсионное обеспечение граждан, чрезвычайные ситуации, общенациональные программы, например, развитие Дальнего Востока и Байкальского региона, другие, в конце концов – содержание Президента и парламента, если он, конечно, нужен. Это всё сразу отняли. Осталась сумма, которая идёт к распределению. Вот если бы субъекты Федерации были более-менее равными по своему экономическому потенциалу, то все было бы хорошо, можно было бы больше ничего Федерации не брать, им всё оставить. Отдать – живите, как хотите. На самом деле только 10 субъектов при заданной налоговой системе могут сами себя обеспечить финансами, остальные – нет. А какая же ситуация у тех, кто не может себя обеспечить финансами? Они тоже в своей необеспеченности неравны. Одним немножко не хватает, предположим, Новосибирску, а другим – Чукотке, Тыве или ещё кому-нибудь – требуются значительно большие суммы.
Это означает, что в составе общего бюджета мы должны иметь огромный денежный фонд для того, чтобы выравнивать бюджетную обеспеченность всех субъектов, чтобы у всех примерно одинаково на душу населения приходилось доходов, чтобы они могли хотя бы заплатить учителям, врачам, ветеранам, содержать общественный транспорт и жилищно-коммунальное хозяйство. Иначе некоторые умрут окончательно, а другие, скажем Москва, Московская область и Петербург, незаслуженно превратятся в бог знает что. Вот почему мы вынуждены иметь огромный фонд выравнивания. Но ведь сформировать его на федеральном уровне можно, только централизовав доходы в объёмах, превышающих чисто общегосударственные нужды. Это значит изъять часть доходов регионов в центр. Это объективное обстоятельство. Поэтому установить какие-то цифры я считаю неправильным. Сколько требуется централизовать, столько и должно быть. Депрессивные субъекты Федерации, в том числе Дальний Восток, надо развивать при помощи специальных программ. Надо поднять их доходы натуральным, а не искусственным путём – «мы вам больше оставляем, а другим меньше», в нашей стране это невозможно.
Вы спросите, а есть такие счастливые страны, где это возможно? Есть. Это страны, где территория и население малы – в основном европейские лоскутные государства типа Австрии – всё примерно одинаково, всё ровно, что в одном конце, что в другом. Более-менее крупная страна сталкивается с такой же проблемой, как и мы. Вы думаете, США не перераспределяют? Перераспределяют. Рекордсмен по перераспределению – Малайзия: 90% доходов они централизуют в своём федеральном бюджете и только 10% оставляют субъектам. Любая страна с более- менее большой территорией и с неравномерностью развития регионов вынуждена это делать. У нас самые большие перекосы по налоговому потенциалу регионов, к сожалению, поэтому большой масштаб перераспределения. То же самое и по муниципалитетам. Даже если мы сельским муниципалитетам – а практика такая существует – оставляем все доходы, которые они могут заработать, этих доходов хватает на содержание половины главы села и одной четверти секретарши. Всё. Поэтому надо найти деньги, чтобы им дать всё-таки. Значит, надо у кого-то изъять. И эта система пока будет функционировать ещё долго. Можно, конечно, так говорить, сяк говорить, спорить, чего-то добиваться, но есть объективные обстоятельства. Надо быть трезвым реалистом.
Вот что действительно надо сделать, так это заинтересовать регионы и муниципалитеты в развитии экономики, наращивании налоговой базы. Для этого возможно зафиксировать на определённую дату достигнутую величину их собственных доходов и весь последующий прирост доходных поступлений оставлять в распоряжении субъектов Федерации и местных органов самоуправления без уменьшения для них централизованных трансфертов из фондов выравнивания.
ЯН ЧЖЕН (газета «ГУАНМИН ЖИБАО», КИТАЙ): Между Россией и Китаем существует амбициозная совместная программа развития Дальнего Востока и Сибири и районов северо-востока Китая. Не могу сказать, что программа не сработала, но реализуется она очень плохо, её ругают как в России, так и в КНР. В чем проблема, в чём причина плохой реализации этой полезной для обеих сторон программы?
В. ШТЫРОВ: Это правда. У нас действовала Федеральная целевая программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, а сейчас Государственная принимается ей на смену. Китай принял программу развития своих регионов северо-востока – так называемая «Программа восстановления старопромышленного района». Вроде бы есть возможность состыковать эти программы и что-то делать совместно. Но этого пока не получается. Думаю, что тому есть сразу несколько причин.
Во-первых, как мы ни говорим о развитии связей между Россией и КНР, нам всё-таки препятствует отсутствие совместной инфраструктуры. Надо решать те вопросы, которые раньше были оговорены. В первую очередь это мостовые переходы через реку Амур. Мостовой переход Благовещенск – Хейхэ надо делать. В Еврейской автономной области необходимо строить железнодорожный мост через Амур в районе села Нижнеленинское, в Хабаровске – автомобильный мост на остров Тарабарова со стороны России. Кроме этого требуется дообустроить пункты пропуска через границу в Приморье, Приамурье и Забайкалье. Интересен проект моста в районе Джилинда-Мохэ, где нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» уходит в Китай. Там можно было бы
организовать железнодорожную связь и использовать реку Лену и Северный морской путь для транспортировки грузов в Европу. В ходе реализации Восточной газовой программы, когда магистральный газопровод из Якутии в Хабаровск придёт в Амурскую область, надо выполнять отводы от него в Китайскую Народную Республику.
Необходимо вернуться к вопросу экспорта электроэнергии нашей Объединённой энергосистемы Востока в Китай. Эта тема активно обсуждалась в начале 2000-х годов и постепенно сошла на нет.
Пункт второй. Всё-таки мне кажется, что пока у нас недостаточно стимулов для бизнеса, чтобы инвестиции шли на Дальний Восток. Что касается китайских инвесторов, то действует, главным образом, торговый капитал по продаже китайских товаров и тот, который пытается использовать китайскую рабочую силу на каких-то отдельных производствах, например на выращивании сельхозпродукции. А вот, допустим, инвестиции от китайских предприятий и бизнесменов на территории Дальнего Востока в промышленные производства приближаются к нулю. Значит, мы не создали на Дальнем Востоке достаточных стимулов для инвестиций вообще и китайских в частности. Поэтому проект закона о развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, который создаёт определённые упрощённые режимы регистрации предприятий, прохождения экспертиз и процедур, предусматривает создание особых экономических зон, активизирует инвестиционную активность.
Ну и, наконец, есть и чисто экономические причины слабого сотрудничества в реализации программ двух стран. В частности, экспорту продукции нашей промышленности в Китай мешают ценовые факторы. Нас не устраивает цена электроэнергии, по которой КНР хочет её покупать. Длительные ценовые споры были по нефти, очень длительные по газу. Думаю, по мере мирового подорожания энергоносителей этот вопрос разрешится, и связи станут более тесными.
Кроме того, сотрудничество должно быть на взаимовыгодных основаниях. Допустим, мы продаём сырьё, Китай его покупает и перерабатывает, а потом продаёт нам готовую продукцию. Так не годится. Китайские и российские предприятия должны участвовать во всей цепочке производства и продаж совместно. Это предмет для разговоров и решений на межправительственном уровне. Пока существует некоторое недоверие.
ГАЗЕТА «ТРАНСПОРТ РОССИИ»: Вернёмся к теме АТПФ. Россия как принимающая сторона намерена провести переговоры со всеми делегациями, которые будут присутствовать. Вы будете одним из переговорщиков. С какими странами какие вопросы Вы будете обсуждать? Насколько я знаю, Ваша зона ответственности – это презентация инвестиционных проектов, которые будут в рамках форума представлены. Когда Вы отвечали на вопрос о кластерах, Вы уже частично эту тему затронули. Можно немного подробнее?
В. ШТЫРОВ: Первое. Действительно, каждый из участников с российской стороны имеет свою долю работы, и мне предстоит встречаться с представителями Монгольской Народной Республики, с представителями ещё ряда государств. Главная тема, которую мы будем обсуждать, – что необходимо сделать для развития экономического сотрудничества, как обеспечить их участие в наших планах по развитию Дальнего Востока и Байкальского региона. Это главная общая тема. Но есть специфика по каждому нашему партнёру. Например, с Монголией это электрификация железной дороги Улан-Удэ – Улан-Батор с нашей стороны, работа пунктов пропуска через границу.
А что касается выставки, то все субъекты Федерации Дальнего Востока и Забайкалья представят свои экспозиции, где они расскажут о своём социально-экономическом развитии и предложат направления сотрудничества, по которым они хотели бы привлечь внимание стран Азиатско-Тихоокеанского региона: те или иные инвестиционные проекты, те или иные программы или мероприятия. Выставки все готовы, они будут представляться делегациями субъектов Федерации. Я думаю, это будет традиционная форма, достаточно интересная по содержанию.
И. ШУМЕЙКО (журнал «МУЖСКАЯ РАБОТА»): Эльгинское месторождение было долго связано со спорами – южный или северный маршрут БАМа, на его почве ругали ведомственный подход и т. д. Какая у него сегодня судьба – дотягивает оно до кластера или нет?
В. ШТЫРОВ: Компания «Мечел», которая имеет лицензию на месторождение, очень хорошо отработала и завершила строительство железной дороги от БАМа до Эльги. Это 320 километров через Становой хребет, уникальная дорога. Началось освоение самого месторождения.
Официально добывающий комплекс ещё не введён в эксплуатацию, но уже начал работать. Через некоторое время будут подписаны акты гос- комиссии. Кроме этого, «Мечел» собирается построить генерирующие мощности по электроэнергии, потому что в ходе обогащения угля образуется так называемый промпродукт, который идёт для энергетических нужд, а электроэнергию лучше вырабатывать свою, чем тащить на Эльгу четырёхсоткилометровую линию электропередач. «Мечел» получил лицензии на участки, прилегающие к его угольному проекту, в надежде найти месторождения железных руд и цветных металлов. Вот тогда будет идти речь по комплексному освоению территории и созданию кластера. Пока уголь будет вывозиться отечественным потребителям на Магнитку, в Новокузнецк – в традиционные наши металлургические центры и на экспорт через бухту Мучка в Ванино.
П. АНАХИН (Хабаровск): Когда появится Госпрограмма развития Дальнего Востока и Байкальского региона?
ШТЫРОВ: Срок, который установил Президент России, – конец I квартала, то есть теоретически 1 апреля она должна быть утверждена.
АКУЛИЧ (агентство «АМУРПРЕСС», Хабаровский край): Как Вы оцениваете инвестиционную привлекательность краёв и областей Дальнего Востока в динамике – улучшается? ухудшается? В какой мере, на
Ваш взгляд, повышение инвестиционной привлекательности зависит от региональных властей? Могли бы назвать «передовиков», которые преуспели в повышении своей инвестиционной привлекательности?
В. ШТЫРОВ: Сейчас вошло в моду делать оценки по рейтингам, составленным на основе тех или иных формальных показателей. Не думаю, что к ним надо относиться серьёзно, особенно при анализе очень сложных явлений, к которым относится и инвестиционный климат. Вот, к примеру, недавно опубликован страновой рейтинг деловой привлекательности. Россия в нём поставлена на 62-е место. Впереди нас и такая «милая» страна, как Руанда, и ЮАР, и Венгрия. Я Вам советую: зайдите в какой-нибудь московский магазин и посмотрите. Есть там хоть один венгерский товар? Не нравится Москва – поезжайте в Берлин, там поищите. Уверяю, ничего венгерского не найдёте. Где же тогда их великолепный деловой климат? Ну, а что касается ЮАР – милости просим в Йоханнесбург. Если останетесь живы, пробыв там неделю, я Вас поздравлю. Поэтому вопрос не в том, кого на какое место поставить на основании всяких бумажных отчётов, как приспособилось сейчас делать Минэкономразвития России, а в реальных делах: идёт ли модернизация действующих производств, начаты ли новые проекты, есть ли приток людей.
Если так оценивать ситуацию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе, то дела обстоят плохо. Значимые проекты выполняются по большей части по линии госкомпаний, которые получили соответствующие директивы от Правительства России. Частный бизнес участвует только в освоении природных ресурсов. В другие отрасли его и палкой не загонишь. Как же изменить ситуацию?
Я уже упоминал проект закона о социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона, над которым сейчас работает Совет Федерации. Вот он и должен создать нормативно-правовые условия для того, чтобы наш макрорегион стал привлекательным для бизнеса и инвестиций. Коротко остановлюсь на основных идеях, которые закладываются в проекте закона.
Пункт первый – налоги. На Дальнем Востоке и в Байкальском регионе должны быть облегчённые налоговые режимы. Один академик неделю назад, когда обсуждали дальневосточные проблемы, говорит: нет, нельзя этого делать категорически, это всё равно что мы в стране одновременно разрешим левостороннее и правостороннее движение автомобилей. Ну и что? Мы и хотим создать правостороннее движение, чтобы все машины повернули на Дальний Восток. Манипуляции с налоговыми режимами за милую душу используют все, даже самая либеральная в мире страна – Соединённые Штаты Америки. В депрессивных штатах одни режимы, в наиболее развитых – другие. Ничего тут крамольного нет. Невинность либеральных теорий пусть пострадает. Больно будет некоторым экономистам-либералам, но ничего, потерпят. Главное – чтобы Дальнему Востоку было хорошо.
О каких конкретно налогах идёт речь? Действующие предприятия обрабатывающей промышленности должны быть освобождены от федеральной части налога на прибыль. В принципе это лёгкий вопрос. Необходимо также делать нулевую ставку НДС на их продукцию, чтобы повысить её конкурентоспособность по цене. Такие же решения по НДС предлагается принять и для продукции и услуг предприятий, которые находятся вне Дальнего Востока и Байкальского региона, но работают на них. Например, авиационный транспорт, железнодорожный транспорт, производство первичных энергоресурсов, которые идут на выработку электроэнергии. Это все вопросы решаемые. Конечно, они доставят хлопоты налоговой службе, но это возможно решить.
Новые предприятия должны быть ещё в большей степени освобождены от налоговых обременений. Начинаешь новое предприятие – до момента выхода на самоокупаемость, который у тебя зафиксирован в инвестиционном проекте, вообще от всех налогов освобождаешься, кроме налога с физических лиц – его надо платить. Если не будешь платить, потом пенсию не найдёшь. Тотальное освобождение для новых предприятий. Идите стройте, идите делайте. Разве это не стимулы? Вот тогда, может, даже китайские предприятия захотят работать у нас, я уж не говорю про отечественные. Вот этот налоговый блок – самый дискуссионный, он описан в проекте закона, сейчас мы пытаемся согласовать его с Правительством России.
Пункт второй – особенности бюджетных процессов на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Речь идёт, например, о разрешении субъектам Федерации аккумулировать и консолидировать в региональном бюджете средства муниципалитетов для организации централизованного завоза товаров первой необходимости и топлива в отдалённые районы Крайнего Севера в период летней навигации на реках. Другой важный вопрос – возможность формирования специального бюджетного Фонда развития Дальнего Востока за счёт аккумуляции в нём той части всех налоговых поступлений от субъектов хозяйственной деятельности макрорегиона, которые превышают их общую сумму на определённую зафиксированную дату. Иными словами, весь прирост доходов бюджета, полученных по итогам года в сравнении с предыдущим, остаётся на Дальнем Востоке и тратится через фонд его развития. Есть и другие, более частные, но важные бюджетные вопросы.
Пункт третий – особые экономические зоны. Прежде всего, надо упростить порядок их создания на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Сейчас для этого необходимо победить в конкурсе, который проводится федеральными органами государственной власти. Сорок девять (!) раз участвовали дальневосточники и забайкальцы в таких конкурсах, и все проиграли. Формально существующие в макрорегионе туристско-рекреационная в Бурятии и портово-логистическая в Хабаровском крае особые экономические зоны стали не результатом конкурсных побед, а плодом лоббистских усилий руководителей субъектов Федерации. Почему же восточные регионы всегда терпят фиаско? Потому, что они априори проигрывают западным и центральным районам страны из-за своих сложнейших природно-климатических и экономикогеографических условий. Но ведь именно для таких регионов, которые депрессивны в силу объективных обстоятельств, и нужны специальные инструменты развития, какими являются особые экономические зоны. Зачем их создавать в благополучных субъектах Федерации, как сейчас это делается?
Исходя из такой логики, проектом нашего закона и предусматривается порядок создания особых экономических зон на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе по упрощённой схеме: инициатива субъекта Федерации – одобрение Минвостока России – постановление федерального Правительства. Проектом закона меняется и система управления: особые экономические зоны из подчинения московским структурам переходят в совместное ведение Минвостока России, субъектов Федерации и муниципалитетов макрорегиона. Расширяется также номенклатура типов зон и разрешённых в них видов деятельности.
Пункт четвёртый – государственно-частное партнёрство. О нём сегодня много разговоров, но реально в стране применяется
только одна форма такого партнёрства – концессия. Но ведь могут быть и другие. Расширить арсенал форм ГЧП очень важно потому, что не всегда по тем или иным объективным причинам инвесторов устраивает именно концессия. В этой связи проектом закона описывается специально для Дальнего Востока и Байкальского региона порядок применения государственно-частного партнёрства на основе жизненного цикла предприятий, механизмов отложенных налоговых платежей. В последнем случае, например, инфраструктура для инвестиционного проекта создаётся за счёт собственных средств инвестора. При этом до вывода нового предприятия на проектную мощность налоги с него не взимаются. После достижения заданных параметров производства налоговые выплаты аккумулируются субъектом Федерации и возвращаются инвестору до тех пор, пока их сумма не достигнет величины его затрат на инфраструктуру. С этого момента инфраструктура переходит в собственность государства, а предприятие возвращается к стандартному налоговому режиму.
Особенно сложны в управлении проекты комплексного развития территорий (КРТ), где много как частных, так и государственных участков. К числу таких относится, например, проект «Комплексное развитие Южной Якутии». Поэтому в проекте закона специально описываются механизмы организации КРТ, координации его участников, контроля за выполнением их многосторонних обязательств и достижением целей и заданных параметров проектов.
Пункт пятый – упрощение организационных режимов. Сегодня не меньше пятисот дней требуется, чтобы получить разрешение на какое-либо строительство. Напомню, что некоторые на рубеже 1980-1990-х годов за такой же срок грозились с головы до пят реформировать гигантскую по масштабам экономику великого Советского Союза. А мы закорючки чиновников на разрешительной документации столько же времени собираем. В то же время в стране есть и позитивный опыт строительства олимпийских объектов в Сочи или подготовки к саммиту АТЭС во Владивостоке. Там действовали упрощённые процедуры, что позволило в разы ускорить все инвестиционные процессы. Эти режимы проектом закона предусматривается распространить сразу на весь Дальний Восток и Байкальский регион. Хочу подчеркнуть, что речь идёт не только о капитальном строительстве, но обо всех видах деятельности.
Есть и ещё один важный вопрос. Проектом закона предусматривается обязанность крупных компаний, которые приходят на освоение природных ресурсов, привлекать в качестве подрядчиков местные предприятия на внеконкурсной основе. Конечно, оппоненты сразу заявляют: это против рынка и всех его атрибутов свободной конкуренции. Ну и что? Если хотите, это социальное обременение крупного капитала. Только так можно вырастить дальневосточный малый и средний бизнес. Противоречит ли это какой-нибудь экономической теории? Практической – нет, только идейным бумажным принципам. Но ведь это всё реально применяется, например, в США. Я специально привожу практику Соединённых Штатов, потому что это оплот либерализма, на который все головы поворачивают и говорят:«Вот там – там священная корова находится». Вот я и говорю: их корова с пятном. Почему нам так же не сделать?
Пункт шестой – тарифная политика. Сложный вопрос. В том числе придётся переоценивать, а правильно мы приватизировали железнодорожный транспорт или нет? Почему мы на одной-единственной нитке дороги сделали десяток частных компаний, которые владеют вагонами? В результате скорость перевозки грузов на Дальнем Востоке и вообще в целом по стране равняется скорости пешехода. Только ухудшили положение. Тарифы подняли в четыре раза на аренду вагонов. А вообще государство должно их регулировать или нет? И проект закона даёт ответ – да, должно. То же самое с углём, нефтепродуктами, электроэнергией, газом, теплом. В специальном его разделе описываются принципы и способы регулирования цен в макрорегионе.
Пункт седьмой – социальные вопросы. Проектом закона предусматривается комплекс мер по повышению уровня жизни дальневосточников, закреплению молодых кадров и увеличению числа жителей нашего макрорегиона. Это и решение вопроса о районных коэффициентах при исчислении пенсий и материнского капитала; и выделение бесплатно земельных участков для жилищного строительства; и более льготные, чем в других регионах страны, условия ипотечного кредитования приобретения жилья; и бесплатный проезд к месту отпуска; и создание системы гарантий для специализированного медицинского обслуживания; и ряд других особенностей организации социальной сферы.
В своей совокупности, указанные в каждом из пунктов меры и сделают Дальний Восток и Байкальский регион привлекательным для бизнеса и инвестиций, комфортными для жизни людей.
Повторю в очередной раз, что пока точка зрения о необходимости создания особых нормативно-правовых режимов социальноэкономического развития восточных районов страны пробивает себе дорогу с большим трудом. От многих правительственных чиновников, экспертов и консультантов можно услышать, что для нормального функционирования рынка во всей стране должны действовать абсолютно одинаковые, унифицированные до мельчайших деталей законы и правила. Это не что иное, как идеалистическая либеральная догма. Ведь уже изначально макрорегионы далеко не равны по своим природным условиям. Чтобы сделать для бизнеса и человека одинаково выгодным и комфортным работать и жить в любом из них, надо ликвидировать неравенство физических условий. Например, повернуть земную ось, чтобы солнце всем светило равномерно, или запустить вдоль тихоокеанского побережья и в северные моря России тёплое течение типа Гольфстрима. Но зато физическое неравенство мы можем снивелировать особыми нормативно-правовыми режимами для ведения бизнеса и организации социальной жизни в отдельных макрорегионах. Это материалистическая диалектика в противовес идеалистической метафизике.
С. КОЗЛОВ (журнал «ВСЁ О МИРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»): Любые амбициозные проекты нужно построить. Кто будет строить эти амбициозные проекты на Дальнем Востоке? Что делается для развития строительного комплекса Дальнего Востока?
В. ШТЫРОВ: На Дальнем Востоке появились предпосылки для того, чтобы стройиндустрия начала развиваться. На полную мощность работают цементные заводы в Якутии и в Иркутской области. Более-менее стал загружен Спасский цемзавод в Приморье, начал хоть цемент выпускать. А до этого там делался клинкер и отправлялся в качестве полуфабриката в Китай, где превращался в цемент.
Появились новые виды строительных материалов: базальтовые волокна, базальтовая арматура для строительных конструкций. Это ростки, которые поддерживаются в рамках программы развития в стране нанотехнологий. Выпускаются самые разные новейшие утеплители. Освоены новые технологии домостроения. На Дальнем Востоке сейчас строятся и монолитные дома, и каркасные, и из объёмных элементов. Появилось очень много мобильных строительных компаний. Они есть практически в каждом субъекте Федерации и способны выполнять все виды строительно-монтажных работ.
Но в целом мощности строительного комплекса не хватит для того, чтобы реализовать Госпрограмму социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона по Дальнему Востоку и Забайкалью. Некоторые специалисты посчитали, что на один только космодром «Восточный» надо будет стянуть всех до одного строителей, начиная от Чукотки и кончая Бурятией. Поэтому нам предстоит развивать строительный комплекс, готовить молодые кадры. В Госпрограмме будет отдельная подпрограмма «Развитие строительного комплекса».
Это очень хорошая забота, ведь там стройка, где есть развитие и жизнь движется вперёд.
Январь 2013 г