Цели поставлены, и мы их добьемся
Публикации за 2008 год
Президент Республики Саха Якутия) В.А. Штыров дал интервью республиканским СМИ, ответив на вопросы, которые сегодня волнуют каждого из нас: как отразится на наших планах экономический кризис, что будет с тарифами, сносом ветхого жилья. Прокомментировал он и ситуацию с «Саханефтегазом», о чем сегодня много говорят, и конфликт на Удачнинском ГОКе. Ну, а начался разговор с глобальных вопросов развития республики.
– Вячеслав Анатольевич, в последние месяцы в республике произошли крупные события: открыты дорога «Колыма», мост через Вилюй, Талаканское месторождение. Что нас ждёт дальше?
– Наша стратегия определена Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Якутии до 2020 года. Это до сих пор единственная региональная программа, рассмотренная и одобренная на уровне федерального правительства. Вот в её рамках мы и движемся. Это комплексный документ, который охватывает все сферы жизни. В нём много разных разделов, но ядром являются крупные проекты, которые в народе, да уже и на федеральном уровне, стали называть мегапроектами. Это особо масштабные и особо значимые проекты развития экономики Якутии, Дальнего Востока и России в целом. Прошло всего полтора года, но уже есть первые результаты, хотя до поставленных целей ещё далеко.
Наиболее активно ведётся работа в области транспортной инфраструктуры республики. Я бы выделил четыре главных проекта.
Прежде всего, строительство железной дороги Беркакит — Томмот — Якутск. На основе принятых Правительством Российской Федерации решений, а в основном благодаря усилиям Правительства Якутии,был пройден первый этап. В 2004 году мы запустили в рабочем режиме движение грузовых и пассажирских поездов от станции Томмот в любую точку России. Затем по нашему настоянию федеральное Правительство приняло решение о строительстве железной дороги до Кердема, и вот теперь решён вопрос о дальнейшем строительстве.
Вышло новое постановление Правительства России, которое устанавливает, что от Кердема до Нижнего Бестяха работы должны быть завершены в 2013 году. Одновременно мы должны подготовить всю железную дорогу к постоянной эксплуатации, то есть вернуться и кое-что доделать на старых участках. Неделю назад в Москве состоялся тендер, где был выбран подрядчик. Им стала инжиниринговая компания «Трансстрой», которая в соответствии с соглашением, подписанным во время Экономического форума в Якутске, создаёт на территории Якутии новую организацию — генерального подрядчика, так что можно сказать, что транспортное строительство переместилось к нам. Принята Программа развития транспорта Российской Федерации до 2015 года, куда включен наш совмещённый железнодорожно-автомобильный мост через реку Лену.
Наконец, принята Дальневосточная программа, где предусмотрены средства на строительство железной дороги от будущего моста до речного порта в Якутске. Работы начнутся в 2011 году. Месяц назад Го- сэкспертиза России утвердила проект строительства моста, который будет стоить 62 миллиарда рублей. Эти три решения в совокупности дают нам приход железной дороги в Якутск.
Открыт сквозной проезд на знаменитой дороге «Колыма» (Якутск — Магадан). Это не означает, что дорога доведена до нужных параметров, работа продолжается. В ближайшие годы нам предстоит построить мост через реку Алдан в районе Хандыги, реконструировать Чёрный и Жёлтый прижимы. Это очень трудные места с отвесными пропастями почти как на Кавказе. На эти цели будет выделено 17 млн. рублей, шесть уже освоено. В результате Центральная и Южная Якутия автодорогами «Лена» и «Колыма» соединяются с Магаданской областью, и мы получаем выход к морю.
Приняты все решения по строительству автодороги «Вилюй» с общим объёмом финансирования 41 млрд. рублей. Эта республиканская дорога по соглашению с Правительством России была передана в федеральную собственность. Взяв её на содержание, Правительство Российской Федерации этим компенсировало нам часть выпадающих доходов от АК «АЛРОСА», а теперь ещё и выделяет огромные средства на её строительство. Планируется довести до нормативов дорогу от Якутска до Мирного, построить здесь все мосты, в том числе четыре больших через реку Вилюй. Участок дороги от Якутска до Бердигестяха планируется выполнить с асфальтовым покрытием. И самое главное, начнётся строительство дороги дальше, в сторону Иркутска, и таким образом решится важнейшая задача по созданию транспортной схемы для нефтегазового комплекса республики.
Будут приняты меры по реконструкции дороги «Лена». До 2015 года на эти цели выделяется 26 млрд. рублей.
А теперь представьте карту Якутии: в центре Якутск, к нему пришли железная дорога, три федеральные автодороги. Из Якутска выходит три республиканские дороги. Столица республики становится главным транспортным узлом на северо-востоке России. Это реальность.
Перейдём к угольной промышленности. 22 июня нынешнего года открыта новая стройка: железная дорога Улак — Эльга. Сегодня там трудятся две тысячи человек. В 2010 году эта дорога должна быть построена. Одновременно начались проектирование и строительство угольного комплекса. И в сентябре 2010 года мы должны отгрузить первый уголь с Эльги. Кроме того, в Нерюнгринском районе ведется строительство двух шахт. На следующий год на базе Нерюнгринского ремонтномеханического завода начнем строительство завода по производству вагонов. Все эти проекты в угольной области стоят около пяти миллиардов долларов.
Выделяются они разными инвесторами, цели поставлены, и мы их добьёмся. Хочу подчеркнуть, что проекты в Южной Якутии для нас особо важны. Старшее поколение создало уникальный город Нерюнгри с развитой инфраструктурой, всем, что необходимо для нормальной жизни. А ведь недалеко то время, когда мы прекратим добычу угля на Нерюнгринском угольном разрезе. Надо искать, чем занять город, чтобы он не превратился в бразильский город Манаус, где когда-то производили каучук, а потом он был заброшен вместе с кинотеатрами, стадионами, школами после окончания каучуковой лихорадки. Поэтому для нас чрезвычайно важны новые угольные проекты: и большие, и малые.
К мегапроектам мы относим и развитие алмазодобывающей промышленности. К 2020 году мы должны построить четыре новых алмазодобывающих рудника, каждый из которых стоит не меньше миллиарда долларов. Три подземные шахты уже строятся: рудники «Мир», «Айхал» и «Удачный». В 2009 году, раньше на год, будем сдавать подземный рудник «Мир».
Один из самых главных проектов — развитие нефтяной промышленности. В этом году произошло значимое событие в жизни республики, которое на много лет вперёд будет определять наше будущее. Запущен Талаканский промысел по добыче нефти, современный высокотехнологичный и экологичный комплекс. Это большой проект в масштабах российской нефтяной промышленности. На него истрачено почти пять млрд. долларов. Одновременно был запущен первый участок нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий Океан». Наши планы реально воплощаются в жизнь.
– А как мы эту реальность ощущаем?
– Некоторые говорят, что отдача будет лишь через много лет. Да нет! Отдача есть уже сейчас. Нефтяная промышленность по общему объёму налоговых платежей вышла на второе место в республике. Это около 15% всех налоговых поступлений в консолидированный республиканский бюджет. А ведь мы только начали добывать нефть. В начале года Президентом России, тогда ещё В. В. Путиным, было принято решение о повышении зарплаты работникам бюджетной сферы на 14%.
Год начался, бюджеты сформированы, средств нет, а надо на это дополнительно два миллиарда рублей. Справились, так как получили дополнительные доходы от нефтяной промышленности. Вот эти деньги и пошли на повышение зарплаты бюджетникам. Так что учителя, врачи и другие бюджетники получили деньги от реализации мегапроектов. Кроме того ведь созданы тысячи рабочих мест.
Конечно, всегда возникает вопрос о побочных эффектах, в том числе экологических. Важная, нужная тема, которой необходимо уделять максимальное внимание. Поэтому все мегапроекты находятся под пристальным надзором государственных и общественных экологов. Такая совместная работа уже даёт результат. На сегодняшний день в мире нет проекта, который бы подвергался стольким проверкам, как нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». Большинство замечаний (98%) устраняется по ходу строительства. Но есть и другая сторона. Вот, скажем, до сих пор некоторые люди считают, что железная дорога приносит экологический вред. Это абсолютно неверно.
Больше того, даже если не брать экономическую выгоду, нам следовало её строить, исходя из экологических соображений. Все мы знаем, что такое езда по нашим дорогам, особенно летом. Пыль, оседающая на обе стороны почти на 300 метров, не даёт существовать ни растительному, ни животному миру. Добавьте выхлопные газы, мусор. Поэтому мы должны трезво относиться к экологическим вопросам, понимать, где действительно вред, и надо затрачивать много усилий, чтобы он был минимальным, а где мнимые угрозы, которые одни нагнетают по незнанию, а другие в своих интересах. На сегодняшний день экономические и социальные последствия мегапроектов только положительные. Мы уверены, что они не приносят и большого экологического вреда.
– Мегапроекты — это не только налоговые поступления, а прежде всего новые рабочие места. Но нередко приходится слышать, что там работают в основном приезжие.
– Это не так. В Западной Якутии на реализации мегапроектов трудятся три тысячи якутян. И это квалифицированная высокооплачиваемая работа. В Южной Якутии за один год работу на мегапроектах получили две тысячи человек. Сама логика развития мегапроектов требует привлечения именно нашего местного населения. Да, некоторые предприятия хотели использовать вахту. Но тот же «Сургутнефтегаз» пришел к выводу, что если геологи и строители могут работать вахтовым методом, то постоянный персонал должен жить на месте. Или нефтепровод «Восточная Сибирь – Тихий океан». На его строительстве работают в основном приезжие рабочие, но на эксплуатации — исключительно наши люди. То же самое и на угольных шахтах.
Я уж не говорю про АК «АЛРОСА», которая вообще ориентирована на местные трудовые ресурсы. На Нюрбинском ГОКе 40% работающих — из Нюрбинского улуса, остальные мирнинцы. Это говорит о том, что по мере развития проектов всё большее количество якутян будет участвовать в их реализации. Это наше дело. Больше того, все предприятия, которые в них заняты, заинтересованы взять именно наших людей, это надёжнее, поэтому занимаются подготовкой кадров. Скажем, «Сургутнефтегаз» вместе с АК «АЛРОСА» и республикой примет участие в строительстве второй очереди Политехнического института в Мирном. Все предприятия набирают наших ребят и отправляют их на учёбу.
– Но не секрет, что выпускники вузов не хотят возвращаться не только в родные улусы, но и воспользоваться возможностью поехать на мегапроекты. Как объяснить молодёжи, что там им выгоднее и перспективнее? Может быть, есть смысл вернуться к обязательному распределению или опыту молодёжных ударных строек?
– Вы абсолютно правы. Принято считать, что одна из самых главных проблем республики — безработица или перспектива безработицы. На самом деле это не так. Руководители крупных предприятий скажут, что самая главная проблема — это кадры. Так, на «Сарылах-сурьме» в Усть-Нере стоят перед необходимостью завозить горняков-подземщиков из-за пределов республики, чего никогда раньше не было. В угольной промышленности, с одной стороны, идёт сокращение в «Якутугле», с другой, не хватает рабочих на строящихся шахтах. Идёт набор на переобучение для работы вахтовым методом на Эльге. В «АЛРОСА» — тысяча вакансий. Вот и получается, что у нас избыток рабочей силы, но при этом вакантны рабочие места.
Здесь я бы выделил три причины этой проблемы и, соответственно, три направления работы.
Первая — несоответствие структуры подготовки кадров требованиям производства. Правительство принимает по этому направлению специальные меры. Мы переориентируем структуру подготовки кадров на потребности народного хозяйства. Только в 2008 году появилось 48 новых специальностей, по которым ведётся обучение в системе ПТУ и техникумов. Нам необходимы в большей степени специалисты среднего звена, младшие командиры производства и руководители низовых производственных коллективов: бригад, участков. Их подготовке сейчас уделяется особое внимание.
Активизируется работа действующих учебных заведений, меняются учебные программы. Характерный пример — Алданский политехникум. Он открыл филиал в Хангаласском улусе, сменил профиль преподавания, ввёл новые профессии, связанные с транспортным строительством, начал готовить железнодорожников, обогатителей, которых так не хватает в горном производстве. Или Светлый. Там в техникуме энергетики и жилищнокоммунального хозяйства, или как его теперь называют – Мирнинском индустриальном техникуме, учатся более 400 ребят изо всех улусов. Это то, что нам нужно. В этом году начинается строительство сразу двух новых техникумов: в Хандыге — горногеологического и транспортного — в Нижнем Бестяхе, разрабатывается проект нефтегазового техникума в Ленском районе.
Меняется и система высшего образования. В Якутском госуниверсите- те будет больше внимания уделяться техническим факультетам, появятся новые специальности.
Второй вопрос заключается в том, что даже для подготовленных специалистов трудно поехать на новое место, где нет ни кола, ни двора. Мы должны поддержать их в решении жилищных проблем. Правительство республики принимает здесь несколько решений. Это строительство ипотечного жилья в тех точках, где особенно требуются кадры, таких, как Витим. Так как на старте у молодых людей, конечно, нет денег даже для участия в ипотеке, то пойдем двумя путями: либо используя возможности предприятий, как «Сургутнефтегаз», который включает ребят в свою ипотеку, либо строя жильё за счет республики, но с подписанием контракта со специалистами. В большей степени это будет касаться работников бюджетной сферы: отработаешь 10 лет, а в
Арктической зоне — пять, и квартира переходит в твою собственность. Мы возвращаемся к контрактной системе обучения, когда каждый человек должен отработать определённое время. На самом деле формально она существует, но на деле её условия почти никогда не выполнялись. Причем 95% выпускников после окончания вуза устраивается на работу, но многие потом сбегают. Должны быть более жёсткие законодательные условия: не хочешь работать — заплати за то, что государство тебя бесплатно учило. Параллельно будут предприниматься меры по закреплению молодёжи на производстве, в первую очередь, по решению жилищных вопросов, о чём я уже говорил.
Я думаю, что необходимо и формирование молодёжных отрядов, особенно для работы в новых точках роста. Все-таки гурьбой на новом месте лучше. Вот у нас есть проект создания агропромышленного комплекса в Витиме, где потребуется более ста специалистов сельского хозяйства. Уже назначен директор, который должен будет подобрать коллектив ребят- единомышленников. Так все вместе они и отправятся в Витим на строительство комплекса. В следующем году в бюджете предусмотрены средства для строительства там жилья. Так что попробуем и такой способ.
Идёт строительство железных дорог на Эльгу и Якутск, впереди Южная Якутия, где нужно много строить, так что начнём с «Трансстроем» тоже отрабатывать вопрос о направлении туда отрядов, в том числе молодых ребят после армии, надеемся, что они там закрепятся. Хорошо зарекомендовали себя студенческие строительные отряды…
Немаловажно и третье направление работы: надо формировать у молодёжи новое отношение к жизни. Например, американец каждые семь лет меняет место работы. Он ищет возможности для своего применения. А мы сидим и ждём, когда к нам придет работа. Так не бывает. Надо повысить мобильность людей. А молодёжи с самого начала прививать понимание того, что она сама должна найти себе применение в жизни, причём, в условиях конкурентного рынка труда. Для этого надо быть образованным, здоровым и готовым к переменам, в том числе и места жительства. Этого нам не хватает.
– А не затормозит ли наши планы мировой экономический и финансовый кризис?
– Это очень серьёзный вопрос. Как говорил классик, жить в обществе и быть свободным от него нельзя. Россия тесно интегрирована в мировую экономическую систему, и отступить от этого уже невозможно. Поэтому все штормовые события, которые происходят на мировых финансовоэкономических аренах, так или иначе, приходят к нам. Правительство России принимает различные меры по поддержанию экономики страны в связи с кризисом. Сначала они были направлены на поддержание банковской системы. Потом Правительство выделило средства на покупку акций наших крупных предприятий, потому что отток капиталов привел к тому, что иностранные инвесторы избавлялись от них, и компании обесценились.
Правительство пытается поддержать капитализацию наших предприятий, чтобы они могли продолжать инвестиционную деятельность. Наконец, оно предпринимает ряд мер по поддержке реального сектора: торговых сетей, строительства. Приняло решение выкупить часть незавершённых зданий и распределить для государственных нужд. В планах и кредитование некоторых предприятий, попавших в сложную ситуацию. Есть ещё одна мера, очень выгодная для нас. Поскольку в стране были накоплены большие финансовые резервы, их необходимо использовать в реальном секторе для оживления экономики.
Поэтому то, что планировалось на будущее, сдвигается на текущий год. Например, мы планировали начать строительство некоторых барьерных объектов на автомобильной дороге «Колыма» в 2011 году, сегодня есть возможность сдвинуть на 2009-2010 годы, тем самым дав работу строительным организациям. Комплекс мер есть, есть большие запасы финансовых ресурсов, так что с кризисом справимся.
Но без потерь не обойдется, и мы должны к этому готовиться. Сегодня в Якутии нефтяники вышли на второе место по перечислениям налогов, но если цена на нефть упадёт, упадут и налоги. Известно, что люди во время кризиса в первую очередь перестают покупать предметы роскоши. Это означает, что рынок алмазов и бриллиантов будет сложным в эти годы.
Если упали цены на нефть, то по законам рынка упадут цены на уголь, потому что зачем покупать дорогой уголь, когда есть дешёвая нефть. Уже началось падение цен на золото. Теперь вернемся в республику. Алмазы — наша главная отрасль, нефть — вторая, уголь — третья, золото — четвёртая. Конечно, мы должны ожидать трудностей и готовиться к этому. С одной стороны, мы надеемся, что меры, которые принимает Правительство Российской Федерации, стабилизируют экономику, но, с другой, понимаем, что в этой ситуации хорошего мало. Вот почему бюджет республики впервые за многие годы сформирован с профицитом. Во-первых, у нас есть старые государственные долги, которые накопились еще с 1990-х годов, и по ним надо расплачиваться.
А с другой стороны, это резерв, чтобы в случае недопоступления налогов или резкого скачка цен мы смогли нормально жить и работать. Принимаются необходимые решения по сокращению государственных расходов. По ходу муниципальной реформы мы должны были в этом году резко увеличить количество муниципальных служащих. Не получится. Будут сокращаться и другие непроизводственные расходы. Это не значит, что будет сокращена сеть школ или больниц, до этого дело не дойдёт, но всё, что может подождать, будет отложено.
Что касается вашего вопроса о том, не повлияет ли кризис на реализацию мегапроектов. Транспортный комплекс обеспечит финансированием Правительство России, оно заявляет, что имеет для этого достаточно средств, и мы надеемся, что наши проекты будут реализованы. Симптомов того, что что-то будет сокращаться, пока нет. «Сургутнефтегаз» — единственная российская нефтяная компания, которая не живёт за счёт кредитов, не имеет кредиторской задолженности, наоборот, она инвестирует проекты не банковскими кредитами, а из собственных источников.
Планы на 2009 год мы согласовали, компания не только ничего не сокращает и не уменьшает, а наоборот будет увеличивать геологоразведочные и другие работы. Что касается «Мечела», то он действительно в целом урезал свою инвестиционную программу, но Эльгинский проект — приоритетный, и снижение финансирования не планируется. По нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» «Транснефть» сразу получила необходимые деньги для всего его строительства, так что всё должно быть нормально. Год мы должны продержаться. Ну, а дальше какая-то перестройка произойдёт во всем мире, и ситуация должна стабилизироваться.
– С 1 января планируется изменение оплаты труда в бюджетной сфере. Как это будет происходить?
– Иногда говорят, что с нового года мы переходим на новую систему оплаты труда и новую тарифную сетку. Это не так. На самом деле, уже с 2006 года мы поэтапно переходим на нормативную систему финансирования. Чтобы приспособиться к ней, прошла некоторая оптимизация: некоторые школы стали филиалами более крупных, отдельные начальные школы, где это было возможно, слились со средними, произошло упорядочивание штатов, зарплата теперь состоит из двух частей: постоянной и переменной, которая зависит от результатов труда учителя. Оценку даёт школьный попечительский совет. Это были эксперименты, которые показали, что за счёт внутренних резервов можно найти средства на повышение зарплаты. Особенно резко повысилась зарплата молодых учителей. То же было и в здравоохранении. Вот на такой принцип нормативного финансирования мы переводим всех с 1 января 2009 года.
Существовало мнение, и его высказывали даже авторитетные люди, что при этом пострадают малокомплектные школы. Могу заверить, ни одна не закрыта, но всё упорядочено. Определён перечень малокомплектных школ, где они должны располагаться. Нельзя же в районном центре держать малокомплектную школу и недоукомплектованную полную. А это было. Здесь свои нормативы. Если в большой городской школе в классе должно быть 25 учеников, в селе — 14, то в малокомплектной — 7. С нового года школы получат столько финансирования, сколько положено по нормативу, а не как сложилось исторически. Это пока не касается системы культуры, там ещё всё впереди.
Теперь о переводе на отраслевую систему оплаты труда. Это совсем другое. Все бюджетники сейчас находятся на единой тарифной сетке из 17 разрядов. Она одинаковая и для школы, и для больницы, и для клуба. Но как можно приравнять учителя к врачу? Нужно учесть разницу в их труде, интенсивности, ответственности. Зачем в образовании 17 разрядов? Разве у нас есть 17 разных типов учителей? Необходимо сделать свои сетки отдельно для каждой отрасли. Некоторые субъекты к этому уже перешли. Мы — нет. Теперь начинаем эту работу в дополнение к нормативному финансированию. В 2009 году в порядке эксперимента, на новую тарифную систему оплаты труда перейдёт лишь часть учреждений, а вот в 2010 году — уже все. Добавлю, что мы в очередной раз планируем повышение зарплаты бюджетникам на 11%.
– Многие жители обеспокоены ростом тарифов на топливо, коммунальные услуги. Что предпринимает Правительство для стабилизации ситуации на рынке услуг?
– Правительство республики разработало специальный план, примерно, из 100 пунктов. Основные тарифы — на тепло, электроэнергию зависят от цен на топливо и величины транспортных затрат. К сожалению, здесь мы не особенно имеем возможности для манёвра, потому что топливо получаем извне и цены на него не регулируются Правительством России. На уголь, нефть, газовый конденсат цены свободные, договорные, и наши попытки урегулировать их не увенчались успехом. Мы обращались в антимонопольную комиссию, федеральную службу по тарифам, чтобы объявить наших поставщиков локальными монополиями, но это ничем положительным не закончилось.
Поэтому ведём работу с конкретными поставщиками. Иногда можно слышать: пришли разные новые компании, установили высокие цены. Надо быть объективными: нам удаётся договариваться. Возьмите историю с «Мечелом», когда он повысил цену на уголь. Да, это правда. Но надо заметить, что это самые низкие цены на уголь на Дальнем Востоке. Так же и с ценами на нефть, которые у нас на 20% ниже, чем в среднем по стране. Почему ещё не снизить цены? А потому что тогда предприятия сразу подпадают под действие Налогового кодекса. Снижение цен считается таким же нарушением, как и завышение, и предприятия должны будут уплачивать налог за упущенную выгоду и штраф. Очень жёсткая система.
Для всех предприятий, организаций и муниципальных образований Правительство республики имеет право устанавливать предельные нормы повышения цен. В прошлом году эта норма была – не выше 25%. Все муниципалитеты это указание выполнили. Я обращаю на это внимание, потому что раньше, например, при Михальчуке Якутск постоянно принимал тарифы на своё усмотрение, зачастую выше рекомендованных. Предельный уровень очень важный стабилизирующий фактор. При этом Правительство закладывает в бюджет 2009 года 6,7 миллиарда рублей на дотации теплоснабжающим организациям.
Замечу, что каждый из нас оплачивает не более 45% стоимости коммунальных услуг, 55% берёт на себя Правительство республики. Плюсом к этому осуществляется перекрестное субсидирование, когда промышленность имеет более высокие тарифы, чем население. Есть разница в тарифах и среди разных категорий населения. Так, в селах газ на 20% дешевле, чем в городах, электроэнергия — на 30%. Три года назад было принято решение и выполняется до сих пор: цены услуги жилищно-коммунального хозяйства, тарифы на электроэнергию, воду и газ устанавливаются один раз в год и после этого не меняются.
Но цены на то же топливо повышаются по нескольку раз в год, поэтому предприятия получают от Правительства финансовую помощь на компенсацию повышения входных цен. В этом году компенсация составит почти миллиард рублей. В целом политика руководства республики направлена на то, чтобы рост доходов населения был выше роста затрат на тарифы. Пока это выдерживается. По итогам восьми месяцев доходы населения выросли на 18%, а расходы на 9%, и это несмотря на повышение цен. Мы продолжим эту практику и будем дотировать затраты на тарифы.
Но есть и другие заботы, например, тарифы на авиационные перевозки. Три года назад было принято решение, и мы его выполняем, по дотированию внутриулусных перевозок. Это 130 линий, в основном в Арктической зоне. Тарифы на них снижены в два раза по отношению к себестоимости, остальное дотирует государство. Эта практика будет расширена, мы увел ичим кол ичество населённых пунктов, полёты в которые будут дотироваться. Кроме того, с 2009 года и Правительство России обещает начать субсидирование перелётов на центральных линиях (в Москву и другие города).
Не менее важны вопросы по завозу продовольствия. Якутск и другие города обслуживают в основном коммерческие структуры. А если пустить всё на коммерческую основу в Арктике, то цены там взлетят до небес. Поэтому вот уже пять лет мы занимаемся разными формами поддержки отдалённых наслегов. Создана специальная структура «Госоптторг», которая закупает и завозит в Арктику определённую группу товаров. Все транспортные затраты берёт на себя Правительство. Но есть и недостатки. К сожалению, охвачены далеко не все населённые пункты, да и перечень товаров невелик, особенно детского ассортимента. К тому же если до улусных центров грузы доходят, то до наслегов практически нет. Поэтому принято решение: с 2009 года будут расширены и ассортимент товаров, и перечень труднодоступных населённых пунктов. Теперь нужно продумать, каким образом эти товары распределять, чтобы они дошли до каждого человека.
– Непрекращающиеся дожди в конце августа — начале сентября подтопили десятки тысяч тонн сена. Что делается для сохранения поголовья скота в пострадавших районах?
– Я не знаю ни одного года, который был бы у нас нормальным в погодном отношении. Уже подсчитано, что от наводнения серьёзно пострадали 80 наслегов в восьми улусах республики. 25 тысяч тонн сена стало непригодным для использования. Правительство предприняло ряд мер. Так, наиболее пострадавшие наслеги получат 30-процентные государственные субсидии на покупку сена. Причем средства выделяются не на 25 тысяч тонн, а на 40 для помощи и другим наслегам, где по разным причинам не смогли накосить необходимое количество сена. Республика также берёт на себя полную компенсацию межулусных перевозок сена. Так как реки ещё не замёрзли, до начала зимних перевозок пострадавшим хозяйствам из резервного фонда выделены зернофураж, комбикорм, кормовая соль и витаминные добавки.
Интенсивно ведутся мелиоративные работы в Вилюйской группе улусов, где наиболее часто от воды страдают сенокосные угодья. Отдельное решение принято по Верхоянску, где наводнение привело не только к потерям в социальной сфере, но и самым пагубным образом сказалось на сельском хозяйстве. Несмотря на все проблемы, в республике заготовлено 501 тысяча тонн сена, почти 15 тысяч тонн сенажа, 7 тысяч тонн силоса. Напомню, что в 2003-2004 годах мы заготавливали 470-480 тысяч тонн кормов. Так что общего объёма заготовленного сена и кормов хватит, чтобы мы прожили зиму нормально, сохранив все поголовье. Пользуясь случаем, хотел бы высказать благодарность всем селянам за их труд.
– Как идёт реализация программы развития АПК и сельской газификации?
– Это уже второй этап программы. За первые пять лет, с 2002 по 2006 год, была создана система финансирования закупочных организаций, дотаций, отчётности, сбора информации. До 2002 года этого не существовало. Создана сеть перерабатывающих производств и технологических станций, воссозданы структуры ветеринарии, системы лизингового и сервисного обслуживания сельского хозяйства. Они хоть и подвергаются критике, но играют большую позитивную роль в хозяйственной жизни села. Это был первый этап. Второй будет несколько другим.
Если раньше больше внимания уделялось инфраструктуре сельского хозяйства, то теперь деньги пошли в непосредственно сельскохозяйственное производство: на создание ферм, коневодческих и оленеводческих баз, техническое переоснащение, новые формы поддержки сельхозпроизводства через микрокредитование, кооперативы. В результате за нынешний год общий объём сельхозпродукции увеличился на 6% в реальном выражении. Значительно увеличились госзакупки. Следует отметить, что весь прирост производства дали организованные, а не подсобные личные хозяйства.
В 2009 году предусмотрено строительство трёх молочнотоварных ферм, восьми оленеводческих баз. Крупные изменения должны произойти в зерновом хозяйстве. Мы начинаем строительство большого элеватора в Амгинском улусе. На базе комбикормового завода создаём «Сахазерно-продукт», который объединит и обеспечит интеграцию земледельческих хозяйств, занимающихся производством зерновых для получения муки и комбикорма.
Это будет первое в республике комплексное хозяйство. Продолжаются строительство Нерюнгринской птицефабрики, развитие Нюрбинской. Начали применяться способы интеграции промышленного и сельскохозяйственного производства по примеру работы «Алмазов Анабара» в Олёкминском улусе. Этот опыт будет продолжен в «Нижне-Ленском», произойдет коренная реконструкция сельскохозяйственного комплекса в АК «АЛРОСА».
Новый агропромышленный комплекс будет создан в Витиме. Он включает в себя молочно-товарную ферму, свинарник, птицефабрику, большое тепличное хозяйство, перерабатывающее производство, магазин. Мы должны создать современное на индустриальной основе производство. Этот опыт будет использоваться и в других районах, где есть точки роста промышленности, гарантирован сбыт сельскохозяйственной продукции и где само по себе сельскохозяйственное производство может быть рентабельным даже без дотаций. В бюджете 2009 года несмотря на все сложности, заложена полностью вся сумма, предусмотренная на год программой развития села на 2007-2011 годы. Добавьте тот факт, что практически все школы строятся на селе, плюс больничные комплексы в четырёх улусах и спортивные комплексы в семи. Так что добавляется мощная социальная поддержка.
Что касается программы газификации, то она выполняется, пожалуй, успешнее других. С 2002 года проложено 1600 км трубопроводов, это столько же, сколько за предыдущие полвека существования газовой промышленности в республике. Газифицировано 13,5 тысяч жилых домов, переведено на газ 90 котельных. Началась газификация производственных сельскохозяйственных построек. В следующем году мы несколько сократим объёмы строительства межулусных магистральных газопроводов, поскольку необходимо завершить строительство третьей нитки магистрального газопровода с Вилюя до Якутска.
Приоритетом будет также вторая подводная нитка через Лену. Это затратные мероприятия, но они обеспечивают безопасную работу всей нашей газотранспортной системы. В Заречье продолжается строительство магистрального газопровода от Майи в Усть-Алданский улус: через Тюнгюлю на Борогонцы. Будут вестись работы по завершению газификации правобережья Лены в Намском улусе, правобережья Вилюя Верхневилюйского и Вилюйско- го улусов, начинает строиться газопровод на Улахан-Ан Хангаласского улуса. Продолжится газификация Горного улуса. Я уверен, всё это будет выполнено. Кроме того, за счёт привлеченных средств мы начинаем газификацию Ленска, Витима и Пеледуя, прорабатываются вопросы по Нюр- бинскому улусу.
– Каково будущее компании «Саханефтегаз»?
Это очень сложный вопрос, который имеет свою историю. На сегодняшний день компания не имеет никакой перспективы. Она глубокий банкрот. В чем причина? Ключевой момент падения «Саханефтегаза» произошел в 2001 году, когда тогдашнее руководство республики приняло решение о передаче контрольного пакета акций компании «ЮКОС». Само по себе решение, возможно, и было правильным. Представьте ситуацию: республика имеет большие запасы нефти и газа, ряд лицензий на месторождения, свою компанию «Саханефтегаз», но не может реализовать масштабные инвестиционные проекты, потому что для этого нужны большие средства. Финансировать из бюджета при его дефиците невозможно, привлечь средства сложно, потому что банки считают, что бизнесом должны заниматься предприятия, а не Правительство. Поэтому интенсивно искались пути, рассматривались варианты, кого привлечь в партнеры.
Привлекли «ЮКОС», который много обещал. Но сразу принялся отрабатывать свои интересы. Во-первых, за акции «Саханефтегаза» республика от нового партнёра фактически ничего не получила. Во-вторых, «ЮКОС», по сути дела, отказался финансировать проект и старался переложить финансирование освоения Талакана на Правительство Якутии. В-третьих, компания повела линию, которая отходила от договоренности в части схемы развития Талаканского месторождения и строительства нефтеперерабатывающего завода. Вместо этого появилась теория Ходорковского «Ангарск — Дацын»: нефть России не нужна, так как скоро появятся новые энергоносители, и лет через 40 её будет некуда девать, надо по кратчайшему пути построить нефтепровод в Китай и быстро продать всю нефть. Но самое печальное то, что «Саханефтегаз» попал в сети трансфертного ценообразования. Что это означает?
На Талакане добывается нефть, которая продается для государственных нужд республики. Одна тонна нефти стоит 2,5 тысячи рублей (почти по себестоимости), но республика платит не добывающему предприятию, а «ЮКОСу», который одну тысячу отправляет предприятию, а остальные даёт в виде кредитов. В результате в течение примерно двух лет «Саханефтегаз» оказался с ног до головы опутан этими кредитами. Если бы всё было в системе «ЮКОСа», это их дело. Но когда «ЮКОС» распался, все долги из виртуальных внутрисистемных превратились в реальные, и «Роснефть» предъявила их «Саханефтегазу».
Добавилось и абсолютно непрофессиональное руководство «Саханефтегазом». К примеру, существует временный нефтепровод Тала- кан — Витим, после 10 лет работы стал нужен новый, и он был построен. 100 км. Но из труб, которые не годятся для перекачки талаканской нефти.
Кто их закупил? «Саханефтегаз». Кто бывал в Витиме, видел возле речного порта два маленьких завода по переработке нефти. Они не работали ни одного дня, потому что технология не позволяла перерабатывать талаканскую нефть без специальной подготовки. Всё превратилось в металлолом. Это другой пример нерадивого хозяйствования. К несчастью, как сейчас выясняется, внутри «Саханефтегаза» была создана и система перевода активов в структуры, подконтрольные менеджерам компании. Так что компания и так была получена от «ЮКОСа» в предсмертном состоянии, да ещё руководство её добивало как могло и своей некомпетентностью, и злым умыслом.
А где же было Правительство республики? Вспомните, сколько в 2002-2003 годах в СМИ было публикаций о том, что Правительство не может поладить с чуть ли не лучшей нефтяной компанией мира. Это правда. Мы не могли поладить с «ЮКОСом», потому что компания не выполняла наши требования: заплатить справедливую цену за акции, построить, как положено, нефтепровод на Дальний Восток через Южную Якутию и нефтеперерабатывающий завод в республике, прекратить систему трансфертного ценообразования со своими дочерними предприятиями в республике. Повлиять же радикально мы не могли, потому что у Правительства Республики не было достаточного количества акций. Тогда вопрос был решён нами по-другому. По согласованию с Минприроды России «ЮКОС» был лишён лицензии на Талакан и она перешла к «Сургутнефтегазу».
После известных событий с Ходорковским менеджмент «Саханефтега- за», а конкретно гендиректор Афанасий Максимов, продал акции своего главного дочернего предприятия «Якутгазпрома» структурам известной группы «Сумма Капитал». Другая «дочка» «Саханефтегаза» – «Якутскгео- физика» продана тоже. Остался только «Ленанефтегаз», который работает как сервисная компания. Осталось и головное предприятие – собственно «Саханефтегаз», в долгах как в шелках.
Среди всего этого, нас в наибольшей степени интересует «Якутгаз- пром». Ведь от стабильной работы газового промысла зависит безопасность всей энергетики республики. Поэтому именно эту часть Правительство особо контролирует. Всё остальное пусть решает суд. Хотя по- человечески менеджеры заслуживают самого жёсткого наказания: вна- глую разворовать большую компанию не каждому дано. К сожалению, в процессе вывода активов газовый промысел был разделен на две части. Одна часть у «Якутгазпрома», другая — у компании «Якол». Если бы они могли между собой помириться,
Бог с ними, но они устроили целую войну между собой. Газоконденсат практически перестал отгружаться, прекратилась подготовка к зиме, возникла угроза для всей центральной Якутии. Вот почему Правительство республики ввело чрезвычайное положение, направило на промысел подразделение МВД и в принудительном порядке была восстановлена плановая работа предприятия. С этой точки зрения мы контролируем ситуацию и будем дальше контролировать. Ну, а кто прав в имущественном споре, определит суд. Одно могу сказать, никто хозяйничать там так, как ему захочется, не будет.
– Вячеслав Анатольевич, разъясните ситуацию с расселением и сносом ветхого жилья.
– В Якутии самое большое количество ветхого жилья в стране, около 12% жилого фонда. С 2002 года в республике выполнялась программа сноса ветхого жилья. За пять лет на переселение людей из него было потрачено 1 200 миллионов рублей. Это были наши республиканские деньги. Сейчас действует новая программа на 2007-2011 годы. Мы получаем существенную помощь от Правительства России из Фонда реформирования ЖКХ.
На Дальнем Востоке этого добились всего три субъекта, в том числе и республика. Только в этом году на снос ветхого жилья мы направляем 520 миллионов рублей. Расширилась география. Ветхое жилье сносится не только в Якутске и Нерюнгри, но и в Хандыге, Покровске, а в следующем году добавятся Нюрба и Чульман.
– Но одним из условий получения средств из Фонда реформирования ЖКХ является создание ТСЖ. До сих пор нет однозначного понимания, что это такое, и не окажутся ли в результате люди без всякой помощи со стороны государства?
– Вокруг ТСЖ существует много разговоров, мифов. Люди плохо знают, что это такое. Есть компании, которые не заинтересованы в создании товариществ собственников жилья. Недавно в Нерюнгри вышла статья «Не вступайте в ТСЖ». Оказалось, что её заказали подрядчики, которые занимаются ЖКХ, потому что им выгодно иметь дело с отдельными жильцами, а не с их объединением. Так проще уйти от ответственности при неисполнении обязанностей.
ТСЖ создаются в интересах людей. У государства одинаковый подход к домам, где работает ТСЖ или управляющая компания. Разница в том, как они управляются. Управляющая компания заключает договор с каждым жильцом по отдельности. Но хоть кто-нибудь читает этот договор, знает, что можно потребовать от подрядчиков? Да и сложно одному спорить с целой структурой. Ответственность размывается. Зато есть неопределенность, невозможность эффективно воздействовать на управляющую компанию. Это и делает систему уязвимой. ТСЖ практически то же самое, но только договор с управляющей компанией, если вы решите её нанять, будет один на всех жильцов дома, объединённых в товарищество.
И самое главное — у всех подрядчиков наступает ответственность перед юридическим лицом. Кроме того, жизнь показывает, что самостоятельное управление через ТСЖ намного выгоднее, потому что можно нанимать по выбору любых подрядчиков, самим покупать материалы, распоряжаться своими средствами. Не обязательно иметь дело только с одной управляющей компанией. Что касается государства, то оно не только не бросает ТСЖ на произвол судьбы, но и активно помогает. Именно ТСЖ имеет право получать деньги на капремонт, а управляющая компания должна это делать сама за счет амортизационных отчислений.
– Большой резонанс в прессе вызвала ситуация в Удачном. Как вы ее оцениваете и как она может отразиться на работе АК «АЛРОСА»?
– Здесь тоже есть объективная и субъективная стороны. Конечно, компанией «АЛРОСА» в последнее время было допущено много ошибок в решении социальных вопросов, работе с трудовым коллективом. Об этом я говорил на хозяйственном активе АК «АЛРОСА». Возник перманентный конфликт между администрацией и профсоюзом, была снижена роль «Профалмаза» в решении важных вопросов жизни трудового коллектива. Велась неправильная политика в области заработной платы. Участились трудовые конфликты, и в некоторые мне приходилось вмешиваться не только как Президенту республики, но и как члену Наблюдательного совета АК «АЛРОСА». Ослабление внимания к решению социальных вопросов было налицо.
Зато у менеджеров буквально в один год резко поднялась зарплата. Возникшее недовольство сказалось и на выборах в марте 2008 года. В «АЛРОСА» всегда была сильная социальная политика. Компания до сих пор остается одним из лидеров в России по оказанию помощи своим работникам. Как некоторые говорят, там до сих пор маленький социализм. И вот произошло отклонение от традиций, принципов. На этой почве возникли конфликты, которые можно было бы разрешить внутри компании. Но вмешались внешние обстоятельства.
Есть такой профсоюз «Соцпроф», который в последнее время начал активно оспаривать пальму первенства у Федерации независимых профсоюзов. Причём действуя очень агрессивно. А смысл этой деятельности состоит в том, чтобы раздувая те или иные конфликты, вытеснить действующие профсоюзы и добраться до их кассы. Где-то два года назад сложная ситуация возникла в Сургуте. Это деятельность «Соцпрофа». Теперь они пришли в республику, в Нерюнгри, Удачный и начали расшатывать ситуацию, пользуясь совсем не трагическими промахами наших компаний.
В Удачном к тому же, в связи с переходом на подземную добычу алмазов, часть работников Удачнинского ГОКа собирается завершать свою трудовую деятельность, уезжать. А значит, с их точки зрения, было бы неплохо побольше стребовать с компании вопреки всем существующим правилам. И тут появились соцпрофовские «адвокаты». В результате возник нарыв конфликта.
Надо отдать должное, компания правильно восприняла критику, и ситуация исправляется. Были приняты адекватные, правильные меры, создана комиссия, подключился свой профсоюз, который занял активную позицию, защищая, если нужно, интересы работников, коллективный договор и поддерживая социальную стабильность. Все вопросы сняты и это стало хорошим уроком на будущее. А урок заключается в двух вещах. Первое: крупные компании не должны ослаблять внимания к работе с коллективом. Любое пренебрежение к интересам рабочего класса закончится плачевно.
Компания — это единый организм, где все должны работать дружно и слаженно, понимая свою роль и взаимную ответственность. И второе. Мы должны опасаться всякого рода экстремистских элементов, целью которых является не создание блага для коллектива, а собственные интересы. Нужно их отсекать и принимать самые жёсткие меры, поддерживать стабильность и охранять свой коллективный договор, а не доверять откровенным авантюристам. Да и лидеры недовольства были очень неоднозначны. Урусов попался на наркотиках. Некоторые говорят: вот выступил, и его сразу поймали. Да ничего подобного!
Он с этими наркотиками каждому удачнинцу известен. Несколько лет назад проходил по многим статьям, целый букет обвинений, но по разным причинам избежал наказания. Много интересного и в биографии Соловьевой. Задача у них была одна — добраться до профсоюзных денег и возможностей. Это мы тоже должны понимать. Это урок и для руководства, и для коллектива того же Удачнинского ГОКа. Оказывается, позарившись на журавля, можно не только синицу потерять, но и остаться у разбитого корыта.
– Еще один вопрос, который волнует общество, — обманутые вкладчики.
– Правительство республики ещё несколько лет назад создало рабочую постоянно действующую комиссию, которая ими занимается. Обманутые вкладчики сгруппированы по способу возможного решения вопроса. По каждой группе ведётся работа. В декабре текущего года комиссия предоставит отчёт. В городе Якутске по некоторым домам вопрос уже решён: компании обанкрочены, назначены временные управляющие, которые продают «незавершёнку» и выплачивают вклады. По улице Лермонтова вопрос был решён другим способом. Там рядом строится дом, и желающим засчитали старый вклад, они добавили денег и скоро получат новые квартиры. Кто не захотел, будет ждать, когда «незавершёнка» будет продана, и заберут свои вклады. Хуже обстоит дело в тех случаях, где все участники в бегах. Здесь придется подождать, но вопрос всё равно будет решён…
Марина КОЛБАСИНА, «Якутия», 31 октября 2008 г.