Публикации за 2011 год

Заместитель Председателя Совета Федерации РФ, сенатор от Якутии Вячеслав Штыров рассказал журналистам о ходе подго­товки к VII Байкальскому международному экономическому фо­руму (БЭФ), его задачах и роли в развитии российского Дальнего Востока и Байкальского региона. О своём участии в БЭФ, кото­рый пройдёт 10-12 сентября в Иркутске, уже заявили предста­вители Финляндии, Польши, Монголии, Колумбии и Бразилии.

Идея форума заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблемам восточных регионов страны, – сказал, в частности, Вя­чеслав Штыров. – Это стратегиче­ски важный для России макроре­гион, который во многом опреде­ляет её сегодняшний день и будет иметь ещё большее значение для нашей страны в будущем.

Как мы знаем, на востоке Рос­сии дела идут не очень хорошо по многим позициям, особенно это касается демографической ситуации. В советское время тоже были свои трудности, но всё-таки здесь уровень жизни был выше, чем в среднем по стране, а сейчас всё наоборот: в Сибири и на Дальнем Востоке люди живут хуже, чем среднестатистический россиянин.

И в этом основная причина того, что с востока идёт отток населения. Проблему надо решать комплексно, развивая экономику и одновре­менно вкладываясь в социальную сферу. В какой-то степени это стало геополитическим вопросом, потому что от того, насколько будут населены наши Дальний Восток и Восточная Сибирь, зависит не только динамика развития России, но и её целостность и терри­ториальное единство. Вот почему Байкальские форумы всегда имели важное значение в календаре общегосударственных мероприятий.

О стратегии развития

Мы видим, как в мире стремительно возрастает экономический и по­литический вес стран Азиатско-Тихоокеанского региона, усиливаются их торговые и финансовые связи с Европой. А Россия, Сибирь в особен­ности, является естественным соединяющим мостом между востоком и западом. С другой стороны, Дальний Восток и Восточная Сибирь – важ­ный сырьевой регион, имеющий значительный научный, промышлен­ный, сырьевой и аграрный потенциал. Рациональное использование его позволило бы укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе – теперь уже важнейшем на планете с точки зрения геополити­ческих перспектив. Байкальский экономический форум уже давно стал важной площадкой для международных контактов, обсуждения теории и практики экономических интеграционных процессов на всём огром­ном Евразийском пространстве. Вот и сейчас мы ожидаем много гостей из разных стран. Надеемся, что в ходе нашего форума будут высказаны свежие идеи, появятся и практические результаты в виде новых согла­шений о сотрудничестве и контрактов.

Но при всей важности международной части на нынешнем БЭФе главной для обсуждения станет российская внутриэкономическая про­блематика с акцентом на реальные меры по ускоренному развитию вос­точных районов страны.

БЭФ должен стать мероприятием практического характера и дать ответы на вопрос, как реализовать Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Это очень важный до­кумент, который разрабатывался по поручению Совета Безопасности и Президента России. Речь идёт не только об укреплении нашего обо­ронного потенциала и стабилизации политической ситуации на вос­токе страны, но и о безопасности демографической, экономической, социальной. Именно ради этого руководство страны и давало поруче­ние разработать Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В документе сформулированы основные вызовы и возмож­ности этого огромного макрорегиона, определён выраженный коли­чественными и качественными показателями его желаемый образ к концу первой четверти XXI века. Теперь надо поставленные Стратеги­ей цели достичь на практике.

И в этом контексте VII БЭФ очень важен: мы должны воплотить во что-то реальное основные установки Стратегии – подготовить предложения по структуре и содержа­нию Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которая должна стать механизмом движе­ния к стратегическим целям. Этот документ по определению дол­жен охватывать более широкий круг вопросов, чем традиционная федеральная целевая программа (ФЦП). Он должен открыть более широкие горизонты планирования, так как помимо ФЦП у нас су­ществуют отраслевые программы, планы естественных моно­полий, которые реализуются на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Они не должны быть пущены на самотёк, остаться без внимания. Наоборот, надо обеспечить их взаимосвязь и синхрони­зацию во времени и пространстве между собой и с дальневосточ­ной Федеральной целевой программой. Все вместе они должны вой­ти в Госпрограмму и стать её частью.

Например, Восточная газовая программа, которая предполагает создание новых центров добычи газа на базе месторождений Якутии, Иркутской области и Сахалина, строи­тельство магистральной газопроводной системы, которая объединила бы все газовые промыслы на востоке страны с действующей единой газотранспортной сетью России. По масштабам эта программа, реали­зуемая корпорацией «Газпром», значительно больше, чем действующая ФЦП. Её влияние на другие отрасли, инфраструктуру, трудовые ресур­сы, социальную сферу очень велико. Значит, планы их развития надо состыковывать с Восточной газовой программой.

Я привёл только один пример. Но есть же ещё общегосударственно­го значения планы развития нефтяной промышленности вдоль трассы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», про­грамма развития энергетики, а также большие проекты, которые реали­зуются сейчас на принципах государственно-частного партнёрства. Это всё мы должны объединить в одно целое и превратить будущую Госпро- грамму в механизм реализации Стратегии.

О размещении производительных сил

Когда мы говорим о Государственной программе развития Даль­него Востока и Байкальского региона, то имеем в виду, что в ходе её реализации в макрорегионе будут созданы новые предприятия и производственные комплексы. Они должны дать и значимые доходы в региональные и местные бюджеты, и требующие высокой квалифика­ции и хорошо оплачиваемые рабочие места. В свою очередь, это даст возможность решить перезревшие социальные проблемы, в том числе демографические. Иными словами, речь идёт об общегосударствен­ной политике размещения производительных сил, исходя из осо­бенностей и возможностей макрорегионов.

В советское время это направление было хорошо проработано в тео­рии и достаточно эффективно использовалось на практике. Вспомним хотя бы создание буквально на пустом месте мощных научных центров в Новосибирске и Владивостоке; гидроэнергетических комплексов мирового значения с сопутствующими энергоёмкими производства­ми в Иркутской области и Красноярском крае; планы создания серии территориально-производственных комплексов в зоне БАМа. Можно привести и другие примеры.

Сейчас эта задача вновь становится актуальной в связи с острейшей необходимостью остановить деградацию восточных районов России. Но проблема заключается в том, что раньше решения о размеще­нии новых народнохозяйственных объектов принимались в дирек­тивном порядке, а в условиях рынка это невозможно. Значит, надо искать новые инструменты государственного воздействия на бизнес, чтобы ему стало выгодно вкладывать инвестиции в эко­номику Восточной Сибири и Дальнего Востока. Арсенал таких ин­струментов может быть найден в области льгот по налогообло­жению, облегчения организационно-разрешительных процедур, создания особых экономических зон, организации государственно­частного партнёрства для предпринимательской деятельности на востоке страны.

Тематика содержания новой дальневосточной и байкальской Госпрограммы и инструментария для её выполнения станет одной из основных для обсуждения на БЭФе.

О федеральной трассе «Вилюй»

На форуме будут обсуждаться и совершенно конкретные вопросы и проекты. Один из них – о строительстве федеральной автодороги «Вилюй». Напомню, что в своё время это была республиканская дорога Якутии (Якутск – Мирный), в 2007 году она передана в федеральную собственность и было принято решение о её достройке до Иркутска через Тулун.

Эта трасса крайне необходима для многих целей. Прежде всего, для повышения надёжности обеспечения ресурсами труднодоступных рай­онов Иркутской области и запада Якутии. В дороге нуждаются и газови­ки, и нефтяники, приступившие к освоению новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции. Она потребуется и для создания межрегио­нального территориально-производственного комплекса кластерного типа на стыке Иркутской области и Якутии, где планируется разместить нефте-, газоперерабатывающие и химические производства, предприя­тия по выпуску удобрений.

Сейчас на участке автодороги «Вилюй» от Якутска до Мирного пол­ным ходом ведутся работы по реконструкции дорожного полотна и строительству мостов. В Иркутской области проектируется участок от Тулуна до Непы. Эти работы финансируются по федеральным целевым программам развития Дальнего Востока и Забайкалья и развития транс­порта.

Якутия. Ленский район. Автодорога Витим - Талакан - возможный будущий участок федеральной автомагистрали «Вилюй» (Якутск - Мирный - Тулун). 2010 г

Якутия. Ленский район. Автодорога Витим – Талакан – возможный будущий участок федеральной автомагистрали «Вилюй» (Якутск – Мирный – Тулун). 2010 г

Остаётся без дела участок Непа – Мирный. Здесь до сих пор не вы­бран маршрут прохождения трассы. Один из вариантов предусматри­вает, что автомагистраль «Вилюй» включит отрезок Мирный – Ленск действующей республиканской дороги Якутии «Анабар», а затем пойдёт по проездам «Транснефти» и «Сургутнефтегаза» вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и на Талакане. Конечно, эти проезды, находящиеся на балансах у нефтяников, надо будет доводить до стан­дартов дорог общего пользования. Вот здесь и возникает возможность сделать это на условиях государственно-частного партнёрства. Именно такой подход и будет обсуждаться на Байкальском форуме.

Условия для газопереработки и газохимии

В рамках утверждённой Правительством России Восточной газовой программы будут созданы мощнейшие центры добычи газа в Якутии на базе Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения и в Иркут­ской области на базе Ковыктинского. И Чаянда, и Ковыкта по геологи­ческой классификации относятся к числу уникальных, с точки зрения запасов, месторождений. Кроме того, и якутский и иркутский газ богаты гелием и широкой фракцией лёгких углеводородов.

Это даёт возмож­ность создать на востоке страны новый центр газоперерабатывающей и газохимической промышленности. Но необходимо решать вопросы транспортной и энергетической инфраструктуры, а самое главное, соз­дать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в эти отрасли. Поэтому планируется рассмотреть на площадке БЭФа под­готовленные профильными компаниями предложения по комплексно­му развитию газовой промышленности с учётом её высоких переделов.

Железные дороги и проблемы лесной отрасли

Республика Саха (Якутия) является единственным регионом в Рос­сийской Федерации, где ведётся интенсивное железнодорожное строи­тельство. Сейчас у нас сооружаются сразу две линии: Беркакит – Том- мот – Якутск и Улак – Эльга. Работы там ведутся в плановом порядке, думаю, что задачи по вводу их в эксплуатацию будут выполнены. Од­новременно в рамках проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» проектируются железнодорожные ветки к месторождениям железных руд, урана и угля. Но пришло время решать вопрос по ещё одной важной линии: Усть-Кут – Непа – Ленск.

Её сооружение предусмотрено в Транс­портной стратегии Российской Федерации в связи с развитием нефтега­зового комплекса в Иркутской области, Эвенкии и Якутии. Эта железная дорога нужна и для стабилизации лесной отрасли Восточной Сибири. Ведь там есть две главные проблемы – удалённость от рынков сбыта и отсутствие лесопереработки. Обе они как раз и решаются с созданием нового надёжного железнодорожного пути. Этот важный вопрос тоже получит внимание на Байкальском международном экономическом форуме в сентябре нынешнего года в Иркутске.

«Мирнинский рабочий», №106(9462), 26 июля 2011 г.