Баикальскии экономическим форум: решать практические задачи
Публикации за 2011 год
Заместитель Председателя Совета Федерации РФ, сенатор от Якутии Вячеслав Штыров рассказал журналистам о ходе подготовки к VII Байкальскому международному экономическому форуму (БЭФ), его задачах и роли в развитии российского Дальнего Востока и Байкальского региона. О своём участии в БЭФ, который пройдёт 10-12 сентября в Иркутске, уже заявили представители Финляндии, Польши, Монголии, Колумбии и Бразилии.
Идея форума заключается в том, чтобы привлечь внимание к проблемам восточных регионов страны, – сказал, в частности, Вячеслав Штыров. – Это стратегически важный для России макрорегион, который во многом определяет её сегодняшний день и будет иметь ещё большее значение для нашей страны в будущем.
Как мы знаем, на востоке России дела идут не очень хорошо по многим позициям, особенно это касается демографической ситуации. В советское время тоже были свои трудности, но всё-таки здесь уровень жизни был выше, чем в среднем по стране, а сейчас всё наоборот: в Сибири и на Дальнем Востоке люди живут хуже, чем среднестатистический россиянин.
И в этом основная причина того, что с востока идёт отток населения. Проблему надо решать комплексно, развивая экономику и одновременно вкладываясь в социальную сферу. В какой-то степени это стало геополитическим вопросом, потому что от того, насколько будут населены наши Дальний Восток и Восточная Сибирь, зависит не только динамика развития России, но и её целостность и территориальное единство. Вот почему Байкальские форумы всегда имели важное значение в календаре общегосударственных мероприятий.
О стратегии развития
Мы видим, как в мире стремительно возрастает экономический и политический вес стран Азиатско-Тихоокеанского региона, усиливаются их торговые и финансовые связи с Европой. А Россия, Сибирь в особенности, является естественным соединяющим мостом между востоком и западом. С другой стороны, Дальний Восток и Восточная Сибирь – важный сырьевой регион, имеющий значительный научный, промышленный, сырьевой и аграрный потенциал. Рациональное использование его позволило бы укрепить позиции России в Азиатско-Тихоокеанском регионе – теперь уже важнейшем на планете с точки зрения геополитических перспектив. Байкальский экономический форум уже давно стал важной площадкой для международных контактов, обсуждения теории и практики экономических интеграционных процессов на всём огромном Евразийском пространстве. Вот и сейчас мы ожидаем много гостей из разных стран. Надеемся, что в ходе нашего форума будут высказаны свежие идеи, появятся и практические результаты в виде новых соглашений о сотрудничестве и контрактов.
Но при всей важности международной части на нынешнем БЭФе главной для обсуждения станет российская внутриэкономическая проблематика с акцентом на реальные меры по ускоренному развитию восточных районов страны.
БЭФ должен стать мероприятием практического характера и дать ответы на вопрос, как реализовать Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Это очень важный документ, который разрабатывался по поручению Совета Безопасности и Президента России. Речь идёт не только об укреплении нашего оборонного потенциала и стабилизации политической ситуации на востоке страны, но и о безопасности демографической, экономической, социальной. Именно ради этого руководство страны и давало поручение разработать Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона. В документе сформулированы основные вызовы и возможности этого огромного макрорегиона, определён выраженный количественными и качественными показателями его желаемый образ к концу первой четверти XXI века. Теперь надо поставленные Стратегией цели достичь на практике.
И в этом контексте VII БЭФ очень важен: мы должны воплотить во что-то реальное основные установки Стратегии – подготовить предложения по структуре и содержанию Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которая должна стать механизмом движения к стратегическим целям. Этот документ по определению должен охватывать более широкий круг вопросов, чем традиционная федеральная целевая программа (ФЦП). Он должен открыть более широкие горизонты планирования, так как помимо ФЦП у нас существуют отраслевые программы, планы естественных монополий, которые реализуются на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе. Они не должны быть пущены на самотёк, остаться без внимания. Наоборот, надо обеспечить их взаимосвязь и синхронизацию во времени и пространстве между собой и с дальневосточной Федеральной целевой программой. Все вместе они должны войти в Госпрограмму и стать её частью.
Например, Восточная газовая программа, которая предполагает создание новых центров добычи газа на базе месторождений Якутии, Иркутской области и Сахалина, строительство магистральной газопроводной системы, которая объединила бы все газовые промыслы на востоке страны с действующей единой газотранспортной сетью России. По масштабам эта программа, реализуемая корпорацией «Газпром», значительно больше, чем действующая ФЦП. Её влияние на другие отрасли, инфраструктуру, трудовые ресурсы, социальную сферу очень велико. Значит, планы их развития надо состыковывать с Восточной газовой программой.
Я привёл только один пример. Но есть же ещё общегосударственного значения планы развития нефтяной промышленности вдоль трассы магистрального нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», программа развития энергетики, а также большие проекты, которые реализуются сейчас на принципах государственно-частного партнёрства. Это всё мы должны объединить в одно целое и превратить будущую Госпро- грамму в механизм реализации Стратегии.
О размещении производительных сил
Когда мы говорим о Государственной программе развития Дальнего Востока и Байкальского региона, то имеем в виду, что в ходе её реализации в макрорегионе будут созданы новые предприятия и производственные комплексы. Они должны дать и значимые доходы в региональные и местные бюджеты, и требующие высокой квалификации и хорошо оплачиваемые рабочие места. В свою очередь, это даст возможность решить перезревшие социальные проблемы, в том числе демографические. Иными словами, речь идёт об общегосударственной политике размещения производительных сил, исходя из особенностей и возможностей макрорегионов.
В советское время это направление было хорошо проработано в теории и достаточно эффективно использовалось на практике. Вспомним хотя бы создание буквально на пустом месте мощных научных центров в Новосибирске и Владивостоке; гидроэнергетических комплексов мирового значения с сопутствующими энергоёмкими производствами в Иркутской области и Красноярском крае; планы создания серии территориально-производственных комплексов в зоне БАМа. Можно привести и другие примеры.
Сейчас эта задача вновь становится актуальной в связи с острейшей необходимостью остановить деградацию восточных районов России. Но проблема заключается в том, что раньше решения о размещении новых народнохозяйственных объектов принимались в директивном порядке, а в условиях рынка это невозможно. Значит, надо искать новые инструменты государственного воздействия на бизнес, чтобы ему стало выгодно вкладывать инвестиции в экономику Восточной Сибири и Дальнего Востока. Арсенал таких инструментов может быть найден в области льгот по налогообложению, облегчения организационно-разрешительных процедур, создания особых экономических зон, организации государственночастного партнёрства для предпринимательской деятельности на востоке страны.
Тематика содержания новой дальневосточной и байкальской Госпрограммы и инструментария для её выполнения станет одной из основных для обсуждения на БЭФе.
О федеральной трассе «Вилюй»
На форуме будут обсуждаться и совершенно конкретные вопросы и проекты. Один из них – о строительстве федеральной автодороги «Вилюй». Напомню, что в своё время это была республиканская дорога Якутии (Якутск – Мирный), в 2007 году она передана в федеральную собственность и было принято решение о её достройке до Иркутска через Тулун.
Эта трасса крайне необходима для многих целей. Прежде всего, для повышения надёжности обеспечения ресурсами труднодоступных районов Иркутской области и запада Якутии. В дороге нуждаются и газовики, и нефтяники, приступившие к освоению новой Восточно-Сибирской нефтегазовой провинции. Она потребуется и для создания межрегионального территориально-производственного комплекса кластерного типа на стыке Иркутской области и Якутии, где планируется разместить нефте-, газоперерабатывающие и химические производства, предприятия по выпуску удобрений.
Сейчас на участке автодороги «Вилюй» от Якутска до Мирного полным ходом ведутся работы по реконструкции дорожного полотна и строительству мостов. В Иркутской области проектируется участок от Тулуна до Непы. Эти работы финансируются по федеральным целевым программам развития Дальнего Востока и Забайкалья и развития транспорта.
Остаётся без дела участок Непа – Мирный. Здесь до сих пор не выбран маршрут прохождения трассы. Один из вариантов предусматривает, что автомагистраль «Вилюй» включит отрезок Мирный – Ленск действующей республиканской дороги Якутии «Анабар», а затем пойдёт по проездам «Транснефти» и «Сургутнефтегаза» вдоль нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» и на Талакане. Конечно, эти проезды, находящиеся на балансах у нефтяников, надо будет доводить до стандартов дорог общего пользования. Вот здесь и возникает возможность сделать это на условиях государственно-частного партнёрства. Именно такой подход и будет обсуждаться на Байкальском форуме.
Условия для газопереработки и газохимии
В рамках утверждённой Правительством России Восточной газовой программы будут созданы мощнейшие центры добычи газа в Якутии на базе Чаяндинского газонефтеконденсатного месторождения и в Иркутской области на базе Ковыктинского. И Чаянда, и Ковыкта по геологической классификации относятся к числу уникальных, с точки зрения запасов, месторождений. Кроме того, и якутский и иркутский газ богаты гелием и широкой фракцией лёгких углеводородов.
Это даёт возможность создать на востоке страны новый центр газоперерабатывающей и газохимической промышленности. Но необходимо решать вопросы транспортной и энергетической инфраструктуры, а самое главное, создать благоприятные условия для привлечения частных инвестиций в эти отрасли. Поэтому планируется рассмотреть на площадке БЭФа подготовленные профильными компаниями предложения по комплексному развитию газовой промышленности с учётом её высоких переделов.
Железные дороги и проблемы лесной отрасли
Республика Саха (Якутия) является единственным регионом в Российской Федерации, где ведётся интенсивное железнодорожное строительство. Сейчас у нас сооружаются сразу две линии: Беркакит – Том- мот – Якутск и Улак – Эльга. Работы там ведутся в плановом порядке, думаю, что задачи по вводу их в эксплуатацию будут выполнены. Одновременно в рамках проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» проектируются железнодорожные ветки к месторождениям железных руд, урана и угля. Но пришло время решать вопрос по ещё одной важной линии: Усть-Кут – Непа – Ленск.
Её сооружение предусмотрено в Транспортной стратегии Российской Федерации в связи с развитием нефтегазового комплекса в Иркутской области, Эвенкии и Якутии. Эта железная дорога нужна и для стабилизации лесной отрасли Восточной Сибири. Ведь там есть две главные проблемы – удалённость от рынков сбыта и отсутствие лесопереработки. Обе они как раз и решаются с созданием нового надёжного железнодорожного пути. Этот важный вопрос тоже получит внимание на Байкальском международном экономическом форуме в сентябре нынешнего года в Иркутске.
«Мирнинский рабочий», №106(9462), 26 июля 2011 г.