«АЛРОСА»: стратегия и перспективы
Публикации за 1999 год
Деятельность акционерной компании «АЛРОСА» не ограничена пределами только Российской Федерации. Компания является активным действующим лицом на мировом рынке. Отсюда, как следствие, вытекает стратегия и тактика развития компании.
До начала 1990-х годов внутренняя схема организации алмазной промышленности была традиционной. Горно-добывающие предприятия, занятые добычей алмазов, находились в составе Производственнонаучного объединения «Якуталмаз», подчинявшегося через Главалмаз- золото СССР союзному Министерству цветной металлургии. Другие предприятия, так или иначе связанные с добычей алмазов, действовали в структуре своих министерств.
Например, строители объектов алмазодобычи были в Министерстве энергетики СССР, авиаторы – в Министерстве гражданской авиации СССР, геологи – в Министерствах геологии СССР и РСФСР и т. д. Такая структура имела много недостатков, связанных с ведомственными барьерами, и могла функционировать только в рамках жёсткой плановой административно-командной системы.
Когда в начале 1990-х годов в стране начались рыночные преобразования, то идеология реформ предусматривала разукрупнение производственных объединений на отдельные предприятия и даже цеха с их последующей раздельной приватизацией. Это объяснялось необходимостью демонополизации экономики. Например, так было разделено на отдельные части производственное объединение «Якутзолото», а на его месте появились самостоятельные ОАО «Алданзолото», ОАО «Кулар- золото», ОАО «Индигирзолото» и ряд других более мелких самостоятельных структур. Впоследствии самой жизнью было доказано, что эта идеология была неверной. Свидетельством тому является тот факт, что кроме ОАО «Алданзолото» ни одно золотодобывающее предприятие не смогло жить самостоятельно, и все они к настоящему времени уже не существуют.
Такая же судьба ждала и алмазную промышленность, если бы усилиями руководства Республики Саха (Якутия) и самих алмазников для неё не были выработаны и согласованы на самом высшем уровне руководства России совершенно иные решения. В то время, когда все предприятия искусственно дробились на мелкие кусочки, в компанию «АЛРОСА», наоборот, были включены все алмазодобывающие ГОКи Якутии и, кроме того, геолого-разведочные, строительные, научные, транспортные, социальные и другие предприятия, задействованные в той или иной степени в процессах, связанных с добычей алмазов. К ним добавились предприятия, которые находились в Москве и занимались сортировкой и продажей алмазов на внутреннем и внешнем рынках. Из состава Гохрана России был выделен Алмазный центр, в котором работали свыше 1000 специалистов высокого класса. Также в состав компании вошли те предприятия, которые Советский Союз развивал за рубежом для добычи алмазов.
Таким образом, компания «АЛРОСА» была создана как структура, которая объединяет все циклы, связанные с добычей алмазов, начиная от научных исследований и кончая продажей алмазов. Это был первый пример создания вертикально интегрированной структуры в те годы, когда, наоборот, предприятия дробились на части. И в этом смысле «АЛРОСА» – уникальное предприятие, и для её создания потребовались специальные указы Президента России.
Жизнь у алмазников изменилась. Не стало ни Госплана, ни Госснаба, ни союзного Министерства цветной металлургии. Все вопросы, связанные с алмазодобывающим комплексом, компания «АЛРОСА» стала решать самостоятельно, руководствуясь только ограничениями законов.
Но надо иметь в виду, что эта самостоятельность ограничена жёстким контролем над деятельностью компании со стороны контролирующих органов и акционеров.
Тут надо отметить, что не только своей структурой, но и составом акционеров уникальна «АЛРОСА». Когда она создавалась, то было принято решение, что её акционирование произойдёт не в рамках общепринятых моделей приватизации, а индивидуально. Часть акций, как и было положено по закону, была передана трудовому коллективу. Но другая их часть не продавалась на аукционах или конкурсах от имени государства, а была оставлена в собственности Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и муниципалитетов районов зоны деятельности компании. Это было сделано для того, чтобы на примере «АЛРОСЫ» отработать механизмы согласования интересов федерации и региона в развитии стратегических отраслей промышленности.
Компания «АЛРОСА» самостоятельно выходит на рынок со своей продукцией. Но надо иметь в виду, что алмазный рынок имеет свои особенности, связанные с тем, что конечная алмазная продукция – бриллианты – это предмет роскоши. И люди покупают их, когда имеют для этого возможности. Когда в мире относительная стабильность, алмазный рынок растёт, спрос превышает предложение, цены на алмазы поднимаются. Но бывают такие периоды, как сейчас, когда социально-экономические условия способствуют развалу рынка.
Чтобы сгладить эти колебания и обеспечить стабильность цен, всемирно известная алмазодобывающая южно-африканская компания «Де Бирс» много десятков лет назад создала уникальную систему «Алмазного одноканального трубопровода». Её смысл в том, что все производители необработанных алмазов по специальным договорам продают свою продукцию только «Де Бирс». «Де Бирс» в хорошие годы продаёт их в нужных объёмах гранильным предприятиям, а в плохие задерживает в запасах, чтобы не снизились цены. При этом южноафриканцы несут все затраты на запасы и рекламу алмазов и отвечают перед своими партнёрами – добытчиками алмазов – за стабильность цен. Наша страна ещё в советское время признала выгодность отношений с «Де Бирс» и регулярно заключала с этой компанией торговые соглашения.
В декабре 1995 года срок очередного пятилетнего соглашения с «Де Бирс», которое было заключено ещё с Советским Союзом, истёк. Была создана специальная комиссия Правительства России, которая сделала выводы о необходимости заключения нового торгового соглашения и в современных условиях. В силу целого ряда причин оно было подписано только в 1997 году. Мы стояли и стоим за развитие отношений с «Де Бирс», но за улучшение наших позиций в этих отношениях. И этого удалось добиться в новом соглашении. Впервые в истории наша компания участвует в определении ценовой политики на мировом рынке алмазов. Этой цели служат некоторые инструменты, которые существуют в компании специально для контроля над ценами. Это свободная продажа контрольных отрезков, объём которых значительно увеличился, это возможность прямого выхода компании на мировой рынок, продажа алмазов не только в Москве, а также ряд других аспектов соглашения, которые закрепляют нашу позицию не как пассивного наблюдателя^ как активного участника формирования политики мировых цен, объёма продаж, развития алмазно-бриллиантового комплекса. Другие страны не имеют такой возможности.
У нас в стране раньше была создана, а сейчас активно развивается мощная гранильная промышленность. В любой момент мы можем переключить алмазы с внешнего на внутренний рынок. Хотя стимулирование собственных гранильных производств странами-производителями алмазов чревато для «Де Бирс» потерей контролируемости рынка алмазов, они приняли нашу позицию по необходимости поддержки российской огранки.
В новом соглашении с «Де Бирс» есть и такие пункты, которые предусматривают приоритетное развитие российской бриллиантовой промышленности и которые обязывают «Де Бирс» продавать алмазы нашим российским предприятиям.
По новому соглашению мы можем создать и собственную сбытовую сеть по всему миру, что раньше нам запрещалось и запрещается сейчас всем другим производителям алмазов. Мы создаём свои торговые точки в крупных центрах потребления алмазов, чтобы освоить технологии маркетинга алмазов и усилить контроль за ценами.
Для нас важно, чтобы была сохранена одноканальная система сбыта алмазов. Если цены не будут регулироваться, мы первые пострадаем ввиду очень высоких издержек производства на Крайнем Севере. Нас спасают месторождения, богатство которых на порядок больше, чем в Африке, но настолько же у нас больше издержки производства. Поэтому подписание торгового соглашения с «Де Бирс» мы рассматриваем как важнейший фактор стабилизации рынка и нашей уверенности в будущем. Укрепив свои позиции на мировом рынке сейчас, мы больше внимания уделяем повышению эффективности производства.
Конкурентоспособность компании зависит от двух аспектов: от инвестиционной деятельности и от внутренней жизни компании, от эффективности использования тех ресурсов, которые у нас имеются.
Поэтому были приняты решения по форсированию ввода новых добывающих мощностей, которые позволят не только скомпенсировать снижение добычи алмазов на старых месторождениях, но и обеспечить её рост. Было развёрнуто масштабное строительство горно-обогатительных комбинатов «Юбилейный» и «Анабар», подземного рудника «Интернациональный».
Не надо думать, что алмазники Якутии в чём-то сильно уступают алмазникам других стран в технологическом отношении. Научно-техническое развитие всегда было неравномерно. Мы достаточно серьёзно отстаём в области автоматизации производства, в области обеспечения сохранности ресурсов, с другой стороны, мы не уступаем в области ведения горных работ и обогащения, а где-то даже превосходим. Работа в научно-техническом плане сейчас активизируется.
Мы повышаем эффективность производства и за счёт организационных мер. Постоянно идёт процесс реструктуризации тех предприятий, которые вошли в состав компании. В «АЛРОСА» внедрён внутрифирменный хозяйственный механизм, который стимулирует все подразделения, а главное тружеников компании, к экономии ресурсов и повышению производительности труда.
Компания платит очень большие налоги. Если добавить к этому ещё и систему перекрёстного субсидирования, которая применяется в ценообразовании на электроэнергию и газ, то получится, что мы практически дотируем целый ряд отраслей за счёт более высоких тарифов, установленных для компании. Совокупность этих факторов поставила нас в очень сложные условия для выполнения всех тех задач, которые стоят перед нами. Мы постоянно живём в тисках финансовых ограничений. Тем не менее, компания является одним из немногих предприятий, которые регулярно получают и возвращают инвестиционные кредиты с Запада. Мы рассчитываем, что в течение 1999-2000 годов войдём в нормальное финансовое русло.
Не надо думать, что у компании безмятежная и гладкая жизнь, наполненная только производственными и социальными вопросами. Наоборот, с самого начала своего создания «АЛРОСА» оказалась в эпицентре борьбы разных интересов.
Многие были недовольны, что в состав компании перешли сбытовые подразделения, так как группы чиновников потеряли контроль над движением алмазов как источником своего влияния и, как показывают некоторые уголовные дела – личного обогащения, с другой стороны, влиятельные иностранные хозяева многочисленных совместных гранильных предприятий добивались через министерства и ведомства снижения цен на алмазы на внутреннем рынке, чтобы потом полулегально отправить их за рубеж и заработать на разнице с мировыми ценами. Этим они подрывали стабильность цен и экономику алмазодобычи. Естественно,«АЛРОСА» боролась против их идей и действий.
Всегда существовало некоторое противоречие региональных и федеральных интересов. Но оно обострилось, когда возник жесточайший дефицит бюджета Российской Федерации. Некоторые федеральные чиновники стали заявлять, что львиная доля доходов от алмазов остаётся в Республике Саха, и выражать крайнее недовольство этим.
Все эти столкновения интересов послужили поводом для многочисленных публикаций в прессе, проверок и попыток давления на компанию различными способами. Развернулась целая скоординированная кампания, которую журналисты назвали «алмазной войной». Вся эта возня ещё не закончилась. Потому что остается разность интересов.
Но «АЛРОСА», благодаря поддержке здравомыслящих руководителей и политиков федерального уровня, руководства республики, своего трудового коллектива и всех жителей Якутии, выстояла во всех этих «войнах» и впредь будет развиваться как одна из самых динамичных и эффективных компаний на благо Якутии и всей России.
Вячеслав ШТЫРОВ, президент АК «АЛРОСА», «Кыым», 12 января 1999 г.