15/06/2010

Материалы газеты комментирует премьер-министр Вячеслав Анатольевич, для начала давайте остановимся на двух публикациях «Нам пока еще везут», автор А. Чертов (18 ноября с.г.) и «Пусть нас назовут консерваторами, но анархии в отрасли мы не допустим!» — интервью министра транспорта и связи И. Черова (26 ноября, И. Лихау). Обе эти публикации касается весьма болезненной темы — завоза грузов в нашу республику…

Но в этих материалах одна и та же тема рассматривается с полярных точек зрения. А истина, как всегда находится посередине. Я все, что связано с навигацией, рассматриваю почти как военную операцию, в которой задействованы масса участников, товаров и огромные средства. Пустить это на самотек, конечно же, нельзя. И здесь я согласен с И.Черовым. С другой стороны, необходимо отойти от старых топорных методов руководства доставкой всего необходимого на Север. Необходима гибкая политика, а, самое главное, заинтересованность непосредственно предприятий и организаций, а не только республиканского руководства. Совершенно верно говорится о том, что в эту навигацию совершено несколько крупных, я бы сказал, теоретических ошибок. В частности, неточно были определены объемы грузов, которые надо было завезти в республику и их номенклатура. В результате многие заявленные виды товаров так и не завозились. Это обернулось тем, что значительная часть флота простаивала в ожидании грузов. Другими словами, если это называть операцией — она должна более тщательно планироваться.

Что касается финансовых вопросов, то слишком прямолинейно было бы сейчас допустить банкротство задолжавших транспортникам и снабженцам предприятий. Ведь в первую очередь обанкротятся предприятия жизнеобеспечения (котельные, электростанции и т.д.), а также многие градообразующие предприятия. А ведь их долги во многом обусловлены тем, что у нас не только особый цикл завоза — у нас особый цикл работы предприятий. Депутатский ГОК, например, сможет расплатиться за завезенные грузы только через полтора года, когда продаст произведенную сейчас продукцию и получит плату за нее. Котельная, которой завезли уголь на целый год, не в состоянии сразу оплатить его — ведь ей за вырабатываемое тепло платят после того, как оно пойдет по трубам. Угольщики, работая всю зиму, складывают уголь на берегу реки. Только в навигацию они могут его вывезти. А когда они получат деньги за него? Только по окончании навигации. А платить рабочим надо каждый месяц. Значит, нужна очень выверенная кредитная политика, которая учитывала бы не только особенности сезонного завоза, но и цикличность жизнедеятельности наших предприятий. До сих пор на практике это никак не учитывается. И вообще вопрос снабжения и функционирования северных предприятий в условиях рыночных отношений на уровне российского руководства совершенно не проработан. А ведь именно Правительство России дирижирует кредитной политикой.

Россия вообще северная страна, а в районах Крайнего Севера живет сейчас более 10 млн. человек. Значит должна быть выработана особая политика для этих районов. Но до сих пор в Российском Правительстве не было и нет вообще никакой региональной политики. Там не признают особенностей Сибири, Дальнего Востока, Крайнего Севера теоретически считая,что и здесь, и в Люксембурге все экономические процессы протекают одинаково. Соответственно, нет до сих пор и цельной кредитноqполитики Российской Федерации. Этот вопрос постоянно ставится Якутией. И не одной. Вопрос не в том — дать нам кредиты или не дать, а в том, чтобы совместно выработать тактику кредитования и завоза на Крайний Север. В принципе в Москве с этим согласны. И, в частности, Вице-премьер Российского правительства Юрий Федорович Яров, с которым я имел долгую беседу.Договорились, что такая концепция будет выработана. В то жевремя я не хочу традиционно возлагать всю вину за наши неприятности на Москву. У нас у самих беспорядка более чем достаточно.

Какие-то попытки упорядочить эти проблемы были сделаны Правительством Якутии в этом году?

Да, мы попытались упорядочить движение кредитных ресурсов. Ведь существуют два рода кредитов. Государственные централизованные и рыночные кредитные ресурсы. Раньше эти потоки сливались. В этом году мы попытались их разделить и государственные кредиты направлять только на жизненно необходимые товары, которые надо завезти в республику. Были выделены 15 групп основных товаров и нефтепродукты. Это был первый шаг к упорядочению процесса завоза.

С другой стороны, необходимо было наладить учет кредитных ресурсов. А для этого надо было точно знать, что есть в районах и сколько, чего нет. В некоторых районах только муки завезено на 2-3 года. Опыт показал, что многие используют кредиты совсем не по назначению. Попытка овладеть ситуацией в этом году в республике была сделана, но я не очень высоко оцениваю ее результаты. К сожалению, так и не было найдено достаточно эффективных механизмов контроля.

Кто определяет сейчас кредитную политику в республике?

Создана кредитная комиссия, которую возглавляет Заместитель Председателя Правительства Е.А. Борисов. Туда входят банкиры,производственники. Собираются они каждую неделю. Там решаются не только текущие кредитные вопросы, но и теоретические. На тему кредитования, кстати, заказана работа ученым.

Другими словами, мы этими вопросами занимаемся и здесь пока будет изрядная доля централизованного контроля. С другой стороны, мы в централизации немного переборщили и система кредитования постепенно должна приобретать гибкость.

В статье «Нам пока везут…» был задан вопрос: можно ли как-то погасить всеобщую задолженность предприятий друг другу?..

Прежде всего, я бы разделил понятия «финансовое положение» и «экономическое положение». Существует целый ряд предприятий, которые даже в принципе не в состоянии когда-нибудь расплатиться, поскольку они, по сути, уже банкроты. Но пока нет Закона о банкротстве, мы ищем подступы к этой проблеме.

Однако большая часть предприятий, хотя и находится в сложном финансовом положении, в экономическом вполне благополучны. Они закончили год хорошо, у них выручка больше, чем затраты производства и даже есть прибыль… на бумаге. Не получена она только потому, что существует система взаимных неплатежей. Такие предприятия, в принципе, расплатиться могут. Но сделают это не раньше, чем расплатятся с ними за их продукцию. Ни одно из этих предприятий не банкрот. Их финансовые проблемы обусловлены особенностями нашего северного производственного цикла, об этом уже говорилось выше, платить им нечем из-за того, что предприятия в результате гайдаровских реформ оказались практически без оборотных средств, а кредитная система в стране только зарождается. Если бы у тех же коммунальщиков были оборотные средства или возможности кредитоваться, они бы отдали деньги угольщикам и так дальше по всей цепочке контрагентов. Это искусственная финансовая трудность,следствие ошибок в ходе быстрых экономических реформ. По мере угасания инфляции и развития кредитного сектора у предприятий постепенно появятся как собственные оборотные средства, так и возможности кредитования на приемлемых условиях. Тогда ситуация с неплатежами выровняется. Но на это надо время.

В интервью министра транспорта и связи задается вопрос: будет ли реорганизовано это министерство?

Условия рынка вынуждают нас задуматься над тем, как заставить транспортную отрасль работать эффективно. Сегодня эта система чрезвычайно громоздка, неповоротлива и совсем не настроена работать на потребителя. Жизнь показала, что наибольшее количество проблем у нас в авиации. Здесь есть над чем поработать – убрать лишние управленческие звенья, перегруппировать самолетный парк, возможно, организовать такие отряды, которые бы работали за пределами республики, а нам приносили прибыль. Вообще, теоретически мы компанию «Сахаавиа» можем, например, перебазировать куда-нибудь под Москву — там меньше издержки и больше возможностей для маневра и, являясь нашим юридическим лицом, она принесет больше прибыли. Уже в декабре нам предстоит принять решение по существенному изменению структуры авиации.

По ЛОРПу идет работа на протяжении двух лет. Сейчас ситуация намного виднее и там тоже будут серьезные преобразования. Система будет более жесткая. Возможно, что-то вроде холдинговой компании.

Эти преобразования внутри транспортной отрасли неизбежно повлекут и преобразования сверху. Пока что мнения в Правительстве разделились. Одни выступают за то, чтобы разделить виды транспорта и каждым из них управлять отдельно. Предположим, создать 2-3 департамента, но я не уверен, будет ли выигрыш от этого решения. Можно двигаться в другом направлении — существенно реорганизовать само министерство. Сейчас, например, там практически нет экономистов, которые обосновали бы экономику отрасли, увидели вовремя болевые точки.

И, тем не менее, отказываться от министерства как от центрального органа, курирующего завоз грузов, конечно, рановато…

25 ноября была опубликована корреспонденция О. Петровской «Хорошо работать становится плохо». Речь в ней идет о том, что золотодобывающие предприятия Индигирки становятся банкротами из-за отсутствия денег и непомерных налогов. Какова Ваша точка зрения на эту проблему?

В этом материале есть, конечно, и объективная основа, но присутствует и субъективная трактовка. Например, совершенно неверно трактуется положение дел у золотодобытчиков Магаданской области. Там дела обстоят намного хуже, чем у нас. Значительно снижена добыча золота, люди разбегаются…

Да, у нас трудно работать. В том числе и из-за жесткой налоговой системы, связанной с необходимостью содержать огромную инфраструктуру. Но при всех трудностях нам удалось сохранить золотодобывающую отрасль. И она довольно успешно функционирует. В этом году перевыполнен план по добыче металла. Это результат труда всех. В том числе, не последнюю роль сыграло и Правительство республики.

И, тем не менее, можно вполне объективно утверждать, что эта отрасль находится в депрессивном состоянии. Прежде всего нельзя забывать, что предприятия работают в условиях Крайнего Севера, и у них очень велики издержки производства. Сейчас эти издержки выше цены золота. Онискладываются из сложной транспортной схемы, неуклюжести управления, раздутой непроизводственной сферы, несовершенства технологий и т.д. Все это требует перестройки внутри организаций этой отрасли. К которой мы, кстати, уже приступили.

Но существует и еще одна сугубо субъективная причина, по которой буквально вырубается на корню золотодобывающая отрасль России. Это — политика руководства Российской Федерации в области ценообразования на золото.

Это вопрос принципиальнейший! И здесь я не могу удержаться от резкой критики в адрес Российского правительства.

Мы рассчитываемся таким способом — грамм золота оценивается по мировой цене в долларах и переводится через рыночный курс валюты в рубли.

Российское правительство почему-то считает, что стабильный курс рубля к доллару — показатель экономического благополучия и отсутствия инфляции. Но на самом деле это далеко не так! Все лето курс доллара держится приблизительнона одной отметке, но это нисколько не снизило уровень инфляции.Наоборот, она набрала еще более высокий темп! Думается, что такая курсовая политика преследует чисто пропагандистские цели. И влюбом случае она неверна и пагубно сказывается на всей отрасли,поскольку цена на золото остается неизменной, а издержки растутпомимо нашей воли. Если же делать правильно, то в зависимостиот уровня инфляции должен меняться и курс доллара. Как это происходит в других странах мира. У нас же в результате сегодняшнейполитики Правительства России все отечественные экспортеры поставлены в крайне тяжелые условия. Для любого экономиста аксиома — если ты держишь завышенной свою валюту, то одновременно делаешь неконкурентоспособной собственную промышленность.

В трудное положение попали не только золотодобытчики, но и алмазники, и производители алюминия Красноярского завода и многие, многие другие.

Многие убеждены, что в стране неверная экономическая политика. Но когда мы ставили эти вопросы в Минфине России, вРоскомдрагмете, при встречах с руководителями Российской Федерации, понимания, к сожалению, не нашли. Там считают, что при любыхобстоятельствах мы должны иметь себестоимость золота ниже, чемв Америке. При нынешнем курсе возможная себестоимость американского золота на нашем рынке будет примерно 30 тысяч рублей заграмм, а нашего — 50. И для того, чтобы конкурировать на рынке, мыдолжны радикально реорганизоваться. Необходимо сократить социальную сферу, вывезти куда-то из районов Крайнего Севера лишнихлюдей. Это комплекс мероприятий, который требует времени, за которым стоят судьбы десятков тысяч людей. Конечно, во многих случаях эти меры объективно необходимы. Но ведь есть целый ряд предприятий, не уступающих по-своему уровню лучшим зарубежным. Их-то проблемы не в технике, технологии, организации производства, а являются следствием ошибочной экономической политики государства. Это касается не только Якутии.

В нашей республике положениедел в золотодобывающей промышленности несколько лучше, чем усоседей, потому что мы расплачиваемся с отраслью из собственногобюджета. Сейчас Москва должнанам более 50 млрд. рублей, но мысвоим золотодобывающим предприятиям деньги уже выплатили. А вот,например, смагаданцамиМоскварасплачивается напрямую, и там,естественно, денег нет вообще.

Этот клубок проблем настолько серьезен, что я должен сказать — золотодобывающая промышленность на Севере находится на стадии гибели. Точно так же, как и угольная, и нефтегазовая. И они погибнут, если в руководстве Российской Федерации не будет выработана региональная политика. А ведь она была даже в застойные времена!

И если существующая линия будет продолжена, я думаю, что в 1994 году золотодобывающая промышленность России может сократиться на 80%. У нас в республике имеет шанс выжить в этих условиях только комбинат «Адданзолото»…

Теперь обратимся к другому материалу «Плюс компьютеризация всей страны «(26 ноября, В.Попов). Речь идет о необходимости создания информационной структуры в республике… Нужна ли такая структура и как она должна выглядеть?

Без сомнения, такая структура нужна. На эту проблему существуют две точки зрения. Одна — создавать эту систему централизованно, другая — пусть каждый развивает свою компьютерную сеть самостоятельно и по мере необходимости включает ее в общую. По существу, этот процесс пошел у нас по второму пути. Организации, предприятия стали создавать для себя локальные компьютерные сети. Но мы уже подошли к той стадии, когда необходимы общие усилия для организации общей системы. Над этой темой в ближайшее время мы начнем работать. Есть хорошие идеи у академика Г. Крымского, у специалистов-связистов, у тех, у кого есть потребность в такой системе. Теперь вопрос должен стоять о создании единой программы в республике.

Другими словами, создание центра, о котором говорится в статье, не планируется?

Вначале мы теоретически проработаем вопрос, как объединить усилия всех заинтересованных сторон. Но создавать специально государственный комитет мы не будем. Просто мы должны все это осуществить на практике — запустить спутник, создать условия для получения каналов, наладить сеть и т.д. И всем этим будут заниматься существующие структуры. Может быть, будет создана какая-то межведомственная комиссия, не имеющая статус государственной.

Следующий материал, к которому хотелось бы обратиться, — это письмо академика В.Казначеева «Открытие века свершилось в Якутии», в котором говорится о величайшем значении археологического открытия на Диринге и выдвигается идея создания Международного культурного центра. Насколько реально воплощение этой идеи?

Да, идея такая есть. Мы должны создать на Диринге некий научно-культурно-познавательный центр. Туда должны получить доступ широкие массы людей, а, следовательно, там необходимо развернуть и интересную экспозицию. Возможно, связать это с туризмом. С другой стороны, там должны быть условия для чисто научной работы.

Идею создания центра мы уже обсуждали с самим академиком Ю.Мочановым. Она будет реализовываться в рамках программы развития туризма по линии Министерства молодежи и спорта республики. Но Диринг нельзя превращать в какое-то чисто развлекательное заведение, это должно быть, в первую очередь, научное учреждение, подобное Эрмитажу. Сейчас этим вопросом занимается Заместитель Председателя Правительства А. Поисеева, и уже в 1994 году мы начнем действовать.

Следующая проблема, которую поднимает в своей корреспонденции «Не только ночлежка и бесплатный суп» Н. Стародубская, — это проблема бомжей. На Ваш взгляд, какие есть пути ее решения?

Эта проблема привлекла наше внимание уже давно, еще до вы-

хода Указа Б.Ельцина. Она обсуждалась Правительством Якутии. Дело в том, что бомжи являются не только носителями преступности, но часто они ее жертвы. Что же с ними делать? Конечно, были и радикальные предложения. Типа — посадить в самолет и выслать за пределы республики. Но это значит свои проблемы переложить на чужие плечи.

Поскольку старые законы уже не действуют — мы не можем привлекать этих людей к ответственности за тунеядство, то похоже, что проблема не имеет рационального решения.

Я думаю, что на данном этапе этот Указ Б. Ельцина невыполним. И нам придется еще немало подумать, как подступиться к этой проблеме…

И последнее — ноябрьский материал «Открыть гранильные заводы — мало», беседа Н.Харитонова с директором Якутского гранильного завода А. Антоновым. Речь идет о необходимости продуманной программы развития гранильного производства и долгосрочной финансовой поддержке.

Я думаю, что Анатолий Антонов, как одно из главных действующих лиц в гранильной промышленности, должен быть осведомлен, что существует государственная программа развития гранильной промышленности. Причем она предполагает не только строительство определенного количества заводов, но и другие элементы.

Гранильным предприятиям созданы очень льготные налоговые условия, предусматривается выделение товарных кредитов. Мы не только строим заводы, но и организуем центр подготовки кадров, занимаемся проблемой реализации готовых бриллиантов. Возможно, в будущем будет создана бриллиантовая биржа. Создали научный центр по проблеме алмазов, готовимся к созданию национального музея алмазов, который будет филиалом Алмазного фонда России. Другими словами, программа охватывает весь спектр проблем, связанных с алмазами. И, главное, она уже начала реализовываться.

Другой вопрос, что каждый новый этап ставит новые задачи. На первом этапе для нас было главным увеличить количество заводов, теперь у нас стоят проблемы качественного состояния этой отрасли. Программа каждый год корректируется. Существует в Правительстве республики и специальная комиссия по проблемам алмазов. И потому я думаю, что мы движемся вперед в этом направлении вполне осознанно.

Насколько реально оказание финансовой поддержки, о которой npоcum директор завода?

Интенсивная финансовая поддержка в этом году осуществлялась.Я уже не говорю о налоговых льготах. Были выданы товарные кредиты, реализацию от которых было разрешено направить на развитие.Были и прямые финансовые вливания. На следующий год, тщательно оценив нынешнюю ситуацию, мы, возможно, еще усилим финансовую поддержку этой отрасли.

Беседовал Дмитрий КИСЕЛЕВ.
«Республика Саха», 16 декабря 1993 г.