Text Box:   Республика Саха (Якутия) явля­ется самым крупным по площади субъектом Российской Федерации, занимая без малого пятую часть территории всей страны. Имея общую площадь 3,1 млн. км2, по своим размерам республика со­поставима с Индией или всей Западной Европой.

Якутия занимает почти всю се­веро-восточную часть азиатского материка, выходя на побережье двух морей Северного Ледовитого океана. Свыше 40% территории республики находится за Поляр­ным кругом. В её пределах расположены три часовых пояса.

До настоящего времени Якутия является одним из самых изоли­рованных и труднодоступных ре­гионов мира в транспортном отно­шении: 90% территории не имеет круглогодичного транспортного сообщения.

Климатические и орографи­ческие условия сформировали на территории республики четыре природно-климатические зоны: арктическая пустыня, тундра, лесо­тундра и зона северной тайги.

Сама жизнедеятельность чело­века и способы ведения хозяйства требуют особых подходов и техно­логий, исходя из условий каждой природно-климатической зоны. Так, в среднем на территории Якутии продолжительность отопительного сезона составляет 8-9 месяцев в году, в то же время в арктической зоне – она круглогодична.

Демографическая ситуация ха­рактеризуется стабильным, еже­годным превышением рождае­мости над смертностью. В 2006 году по предварительным данным естественный прирост превысил отрицательное сальдо миграции и в республике впервые за прошед­шие 15 лет возросла абсолютная численность населения.

Структура экономики Якутии

Основу экономики Республики Саха (Якутия) составляет промышленность, развитие которой свя­зано, прежде всего, с освоением богатейших природных ресурсов. По рейтингу общих запасов всех видов полезных ископаемых Якутия занимает первое место в Россий­ской Федерации.

Большую часть объёмов про­мышленного производства обес­печивает цветная металлургия (добыча алмазов, золота, олова, сурьмы) и топливно-энергетичес­кий комплекс (добыча угля, газа, нефти и электроэнергетика). Их доля составляет более 90% в об­щем объёме продукции собствен­ного производства республики.

В целом по интегральным по­казателям Минэкономразвития России Якутия относится по эко­номическому развитию к группе районов страны с рейтингом выше среднего (22 место в Россий­ской Федерации), по показателю качества жизни – к регионам со средним уровнем развития (31 место). В то же время по валовому региональному продукту и произ­веденной добавленной стоимости, исчисленных на душу населения, в 2005 году республика занимала 4-5-е место в Российской Федерации, а по уровню развития человеческого потенциала – 8-е место.

Вместе с тем, из материалов, характеризу­ющих социально-экономическое развитие Якутии, видно, что темпы роста экономики в 2002-2006 годах были от­носительно невелики.

Более того, проведенный Правительством Республики Саха (Якутия) при учас­тии ряда академических и отраслевых научно-иссле­довательских институтов анализ показал, что при сохранении существующей структуры экономики даже при условии проведения мероприятии по поддержке и развитию базовых отрас­лей в ближайшие десять-пятнадцать лет может быть обеспечен только небольшой рост добавленной стоимости – в среднем на 1,8% ежегодно.

Схема комплексного развития производительных сил республики до 2020 года

Комплексным докумен­том, в котором интегриро­ваны аналитические, про­гнозные и стратегические проработки макроэкономи­ческой, социальной, отрас­левой и территориальной направленности, является Схема комплексного разви­тия производительных сил, транс­порта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Схема разработана Минэкономразвития Российской Федерации совместно с Правитель­ством Республики Саха (Якутия), заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 3 фев­раля 2006 года. При разработке Схемы проведен анализ сильных и слабых сторон экономики Якутии, её возможностей и угроз динамич­ному развитию.

Безусловно, главным конку­рентным преимуществом Якутии является её минерально-сырьевой потенциал, который оценивается в 78 трлн. руб. Опираясь на этот потенциал, в плановый период в республике будет реализован целый ряд масштабных инвестиционных проектов как в традиционных отраслях, так и в новых для Якутии. Это строительство подземных алмазодобывающих рудников, горнообогатительных комбинатов и металлургических производств в цветной и чёрной металлургии, новых угольных шахт и разрезов, нефтяных и газовых промыслов, предприятий химической и урановой промышленности.Сопряженно с этими получат развитие и сельское хозяйство, перерабатывающие производства, туризм, малый и средний бизнес.

Необходимым условием как для обеспечения текущей жизнедеятельности, так и будущего развития республики является ликвидация инфраструктурных ограничений. Поэтому проектам в этой области будет уделено первоочередное внимание.

Text Box:   Строящаяся линия электропередач Нерюнгри – Томмот – Майя, связывающая Южный и Центральный энергорайоны Якутии Схемой предусматривается, что в связи с активизацией инвестици­онной и производственной деятель­ности потребление электроэнергии в республике возрастет к 2020 году в 3,1 раза. Поэтому планируется создание новых генерирующих мощностей в Южной Якутии. Но помимо этого, в области электроэнерге­тики Схема предусматривает объединение линиями электропередач трёх изолированных энергосистем Якутии в одну с соединительными линиями в Амурскую область (ОДУ «Восток»), Магаданскую область («Магаданэнерго») и Иркутскую об­ласть (ОЭС России). Это позволит впервые в истории нашей страны создать объединённую энергосис­тему всей Российской Федерации с максимальным экономическим эффектом.

Очень важно, что проектируе­мые линии электропередач пойдут вдоль линейных общенациональ­ных коммуникаций (нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан, проектируемый газопровод Чаянда – Дальний Восток, железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск, автодороги «Колыма» и «Лена»), что позволит организовать их надежное электро­снабжение. В 2006 году началисьпредпроектные работы и обоснова­ние реализации этого проекта.

Уже говорилось, что 90% территории Республики Саха (Яку­тия) имеют только сезонную транс­портную доступность. Поэтому для Якутии и в сегодняшнем её качес­тве, и для реализации новых ин­вестиционных проектов ключевое значение имеет дальнейшее раз­витие транспортной инфраструк­туры. В ряду транспортных проек­тов главным является окончание строительства железной дороги «Беркакит – Томмот – Якутск». Железная дорога окажет непос­редственное влияние на развитие хозяйственного комплекса не только республики, но и соседней Амурской области, позволит более чем на 2/3 ликвидировать зависи­мость от сезонного завоза грузов, минимизировать затраты бюдже­тов, предприятий и населения. Схемой предусматривается, что синхронно с приходом железной дороги в Якутск будет завершено строительство широтных автомо­бильных дорог «Колыма», «Вилюй», «Амга». Некоторые из них являются федеральными, некоторые республиканскими. Всё это в совокупности создаст транспортную систему, которая позволит на более 50% территории республики отказаться от север­ного завоза. При этом надо иметь в виду, что там проживает 80% населения и производится 88% валового регионального продукта республики. Ко­нечно, даже при реализации этих масштабных проектов необходимо развивать и другие виды транс­порта: речной, морской, авиационный, трубопроводный. Только в совокупности они могут дать мультипликативный эффект для резкого улучшения транспорт­ных и коммуникационных путей Республики Саха (Якутия).

Если подвести итог работы над Схемой, то для реализации этих проектов суммарно потребуются огромные инвестиции. Сумма капитальных вложений только в основные проек­ты оценивается в 2,5 трлн. руб. Но надо подчеркнуть, что их основ­ная часть приходится на средства, привлекаемые бизнес – структурами (76%). Если в полном объеме реализовывать инфраструктурные проекты за счёт бюджета, то это 548 млрд. рублей, но активно ведётся проработка вопросов органи­зации государственно-частного партнерства. И можно ожидать, что значительную часть и этих расходов могут взять на себя заинтересованные бизнес – структуры.

Есть ещё одна особенность Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республи­ки Саха (Якутия) до 2020 года: она разработана не только в отраслевом аспекте, но и в территориальном. В частности, на территории Республики Саха (Якутия) выделены особые зоны, в которых будут формироваться территориально-производствен­ные комплексы по кластерному прин­ципу.Например, Южная Якутия, в которой создается целый новый промышленный район.

Прогнозные результаты реали­зации Схемы.

Реализация Схемы развития производительных сил, транспорта и энергетики будет иметь колос­сальный экономический эффект для Республики Саха (Якутия). К 2020 году что валовой ре­гиональный продукт возрастет в 2,8 раза, годовые инвестиции в основной капитал – в 2 раза, денежные доходы населения – в 3,6 раза. И, соответ­ственно, будут созданы все предпосылки для решения социальных проблем, которые се­годня имеются в республике.

Надо иметь в виду, что отличие Схемы и в том, что она имеет также и ярко выраженный межрегиональный эффект. Её реализация приведёт к экономическому росту соседних с Республикой Саха (Яку­тия) субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации.

Создаются условия для газифи­кации населённых пунктов южных районов Республики Саха (Якутия), но также и Амурской области, При­морского, Хабаровского краев и Еврейской автономной области. Будут обеспечены заказами пред­приятия машиностроения, созданы в этих регионах газо- и нефтеперераба­тывающие и нефтехимические производства. Реализация Схемы будет спо­собствовать снижению тарифов в целом на Дальнем Востоке, фор­мированию конкуренции в сфере энергетики. Появятся новые транс­портные коридоры, как внутри Дальневосточного федерального округа, что очень важно для того, чтобы сформировался внутренний рынок макрорегиона , так и новые транспортные связи дальневосточных регионов с другими территориями Россий­ской Федерации.

Реализация программы будет иметь и общенациональный эф­фект для Российской Федерации, который заключается в наращи­вании экспортных возможностей, производства топливно-энергети­ческих ресурсов и электроэнергии, повышении энергетической безопасности Российской Федерации, повышении инвестиционной привлекательности и улучшении предпринимательского климата на Дальнем Востоке, создании условий для обратного притока населения в Дальневосточный фе­деральный округ.

Республика Саха (Якутия) – первый дальневосточный субъ­ект Федерации, который разработал документ долгосрочного планирования. Считаем, что это особенно важно в свете того внимания, которое в последнее оказывает Президент Российской Федерации В.В. Путин как ко всей проблематике территориального развития, так и, особенно, Дальнему Востоку.

Вячеслав ШТЫРОВ,

Президент Республики Саха (Якутия),

«Финансы Востока», № 1(12), 2007 г., с. 30-31.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here