Публикации за 2009 год

Якутск – это не только визитная карточка Якутии, но и история государства Российского. Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Анатольевич Штыров о Якутске – городе, играющем огромную роль в жизни всего Дальневосточного региона.

История любого города удивительным образом напоминает судьбу че­ловека. В ней есть рождение, юность, зрелость. Стремительная череда событий и ускоренный бег времени в периоды общественных потрясений сменяются их размеренностью и плавностью в десятилетия эволюционной, обыденной жизни. Взлёты и падения чередуются друг за другом. Как говорил классик отечественной истории Л.Н. Гумилёв: «Конец и вновь начало».

Старинный центр города Якутска. 2009 г.

В отличие от многих других городов, наша столица – город Якутск, имеет точную дату рождения. Отсчёт жизни города берёт начало от того сентябрьского дня 1632 года, когда Пётр Бекетов основал Ленский острог. Практически сразу же Якутск приобрёл общероссийское значение как главный центр освоения огромной территории северо-востока Азии. Именно отсюда отряды первопроходцев направлялись в далёкие земли и моря. Семён Дежнёв открыл для России и мира Чукотку, Владимир Ат­ласов – Камчатку. Итогом походов Петра Бекетова, Василия Пояркова и Ерофея Хабарова стало вхождение в состав Российской империи Забай­калья, Даурии и Приамурья.

Витус Беринг своими великими географиче­скими открытиями дал нашему государству путь в два океана. Для них всех Якутск был главной операционной базой и родным домом. В этом смысле, наш город является «отцом» многих нынешних столиц субъектов Федерации востока России: и Читы, и Благовещенска, и Хабаровска, и Петропавловска-Камчатского, и Анадыря. С течением времени эпицентр важнейших экономических и политических событий переместился юж­нее и Якутск потерял своё значение главного административного центра северо-востока страны.

Здание Уездного казначейства в г. Якутске после реставрации под Музей западногоевропейского изобразительного искусства. 2009 г.

Но город продолжал развиваться. Свидетель­ством тому являются одни из первых в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке каменные здания Уездного казначейства, Троицкого кафедрального Собора, Богородицкой церкви. Они в том или ином виде сохрани­лись до сих пор. Быстрое развитие капитализма в России способствовало ускорению роста и нововведений и в Якутске. В городе появились первая электростанция, красивейшее здание публичной библиотеки, новые тор­говые дома, элементы благоустройства.

Плодотворным был для Якутска советский период, когда он стал пол­ноценной столицей Якутской АССР – исторически первой формы государ­ственности на территории Якутии. По сути дела, мы живём пока ещё в го­роде, который именно в тот период и создан, от более глубокого прошло­го немного осталось, современного пока мало. Облик советского Якутска для нас близкий, родной и привычный, в чём-то даже обыденный. Мы, конечно, при случае похвалим созданные тогда общественные здания и микрорайоны, поругаем безликую застройку кварталов, но уже и не заме­чаем красоту обычных деревянных двухэтажных жилых домов 1930-1940- х годов или каменных трёхэтажек 1950-х. Но при всём том, нельзя не при­знать, что город был тогда и в чём-то обделён.

В самом деле, давайте вспомним 1970-е-1980-е годы. По всей Якутии – огромные стройки. Бурно развиваются алмазная отрасль, олово и золотодобыча, Южная Якутия, строятся ГЭС и ГРЭС, железная и автомобильные дороги. Союзные ми­нистерства вкладывают огромные средства в промышленность и, надо признать, в жильё и социальную сферу. Возникают и быстро растут новые города и посёлки – Нерюнгри, Удачный, Светлый, поднимаются на новый уровень существующие – Мирный, Ленск, Чернышевский, Айхал, Тикси, Черский, Усть-Нера, Хандыга, Алдан, Нижний Куранах. А Якутск остаётся в стороне, рассчитывая только на бюджет республики. Конечно, Якутский обком КПСС, Совет Министров ЯАССР настойчиво ставили вопрос перед руководством страны о необходимости принятия энергичных мер по раз­витию столицы республики. Надо сказать, что, благодаря этому, намети­лись серьёзные позитивные сдвиги.

Во второй половине 1980-х годов был утверждён новый генеральный план города, введён в действие мощный домостроительный комбинат, важнейшие объекты, в том числе – совме­щённый автомобильно-железнодорожный мост через реку Лену и пере­нос из города аэропорта, были включены в союзную целевую программу развития Дальнего Востока и Забайкалья. Специально для застройки Якутска был создан «ГлавЯкутстрой». В целом был подготовлен прорыв в развитии города.

Но наступили времена перемен, радикальных реформ. Распалось ве­ликое государство, рухнул складывавшийся десятилетиями общественно­экономический строй, а с ним и все прежние планы. В тяжелейшие 1990-е годы главной заботой было свести концы с концами в череде перманент­ных кризисов, через которые в стране рождалась новая общественная формация. Но и в этих сложнейших обстоятельствах, во-многом, благо­даря усилиям Первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Николаева, развитие города продолжалось. Был возведён ряд значимых общественных зданий и сооружений, в небольших объёмах, но продолжа­лось жилищное строительство.

На Якутском домостроительном комбинате. г. Якутск. 2009 г

Планомерное развитие Якутска нарастающими темпами возобнови­лось в первом десятилетии XXI века. В составе пятилетнего индикативного плана социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы была разработана специальная программа для горо­да.

В соответствии с ней в приоритетном порядке решались первоочеред­ные вопросы развития инженерной инфраструктуры: был завершен капи­тальный ремонт центрального городского канализационного коллектора и введены в эксплуатацию очистные сооружения на Даркылахе; рекон­струированы Якутские ГРЭС и ТЭЦ, электрические сети и подстанции вы­сокого напряжения; закольцована система газоснабжения. В дорожном хозяйстве упор был сделан на реконструкции главных, магистральных транспортных артерий. Была создана опорная четырёхполосная автомо­бильная линия вдоль набережной реки Лена по улицам Чернышевско­го и Хабарова.

Она совмещена с противопаводковой защитной дамбой и прошла через улицы Богдана Чижика и 50-летия Советской армии до Намского тракта. Началось создание сети основных транспортных колец города. Это завершение реконструкции проспекта Ленина от площади Орджоникидзе до улицы Хабарова. Это сложный участок улицы Каль- вица на подходе к речному порту. Наконец, это создание нового кольца улицы Пояркова. Пока оно выполнено только частично, но часть эта самая сложная, с двумя мостами через озеро Солдатское и городскую протоку.

Здесь пришлось буквально пробивать проспект через нагромож­дение множества хаотичных строений. В жилищном строительстве был взят курс на сознательный отказ от освоения новых территорий, напри­мер, застройки 203 микрорайона. Это было бы простое и внешне броское решение, но ведь тогда осталась бы без решения проблема настоящих трущоб прямо в центре города. Возиться с ними раньше желания осо­бого ни у кого не было – дело трудоёмкое, кропотливое и неблагодарное. Но именно сносу ветхого и аварийного жилья и разных других построек в центральной части Якутска и было уделено главное внимание.

Открытие городского моста через озеро Солдатское в. г. Якутске. 2006 г

Задача была поставлена так: на территории, ограниченной улицами Чернышев­ского, Пояркова и набережной Кулаковского, в основном, завершить снос. Нельзя сказать, что она решена полностью, но колоссальный сдвиг на­лицо. Да и по общим объёмам жилищного строительства город сделал рывок, несмотря на всю трудоёмкость подготовки под застройку занятых трущобами площадок. В иные годы начала первого десятилетия XXI века в Якутске вводилось жилья больше, чем во всём Хабаровском крае или, скажем, в Амурской области.

К сожалению, мне, да и не только мне, часто приходилось слышать не­лестные высказывания о внешнем облике нашей столицы. С ними можно согласиться, если иметь ввиду неблагоустроенность улиц, большое коли­чество покосившихся ветхих деревянных домов, отсутствие зелени. Но вот по части архитектуры, на мой взгляд, можно поспорить. Якутск всегда отличался от других городов своеобразием зданий, оригинальностью их фасадов, своим собственным стилем. Эти качества надо было сохранить в ходе работ по развитию города, хотя, казалось бы, выгодней и проще применять стандартные решения.

В этой связи было взято за правило, что типовые дома могут строиться только внутри микрорайонов массовой застройки. Здания же, выходящие на красные линии улиц и проспектов должны быть выполнены по индивидуальным проектам. Даже если по тем или иным причинам он и типовые, во внешнем и оформлен и и должны обязательно присутствовать нестандартные элементы. В большинстве случаев это правило выполняется. С другой стороны, за пять лет в городе построено множество зданий совершенно своеобразной, оригинальной архитектуры.

Это и Государственный цирк республики, и Речное команд­ное училище, и Национальный художественный музей, и Национальная библиотека после реконструкции, и гостиница «Полярная звезда», и ре­спубликанская прокуратура, ряд других общественных сооружений. Это и жилые дома. Например, на пересечении проспекта Ленина и улицы Октябрьской, на улицах Орджоникидзе, Петровского, Чернышевского. Надо отдать должное нашим архитекторам, строителям, застройщикам.

В «Старом городе» Якутска. 2009 г

Особняком стоит «Старый город» в центре Якутска. Сама идея вос­становить в виде компактной зоны историческую деревянную застройку возникла давно. Во всяком случае в середине 1980-х годов она уже ак­тивно обсуждалось. И понятно почему: сам неповторимый облик старых деревянных построек, их изящество и красота, буквально, требовали к себе внимания. Системно этим вопросом начали заниматься с 2002 года. Тогда был утверждён проект восстановления исторической части города вокруг Преображенского Собора, распределены участки между застрой­щиками, решены вопросы инженерного обеспечения. Постепенно за счёт республиканских средств и частных инвесторов, шаг за шагом были вос­становлены старые дома или построены заново, но в своём прежнем облике.

Сегодня старинные торговые центры «Кружало», «Мясной двор», «Соляная лавка», «Индигирка», усадьбы купцов Санникова, Мигалкиных и Артамоновых, «Казачье подворье» и другие объекты «Старого города» знакомы в своём первозданном виде каждому якутянину. А в целом ком­плекс «Старого города» получил широкую известность на всём Дальнем Востоке. Теперь надо сделать следующий шаг – воссоздать уголок старой деревянной застройки советского периода. Скажем, в районе пересече­ния улиц Кальвица и Жорницкого. Там ещё сохранились двухэтажки того времени и даже гостиница, где останавливался Вячеслав Молотов в годы Великой Отечественной войны. Было бы познавательно и интересно. Конечно, к таким проектам надо привлекать, главным образом, бизнес – структуры.

Как уже говорилось, Якутск известен своей историей, событиями, людьми. Но вот память об этом сохранилась только в архивах. Поэтому было очень важно воскресить её в монументальных произведениях. Вот почему большое внимание уделялось и уделяется установке памятников выдающимся людям Якутии, памятных знаков в честь исторических со­бытий. Памятники А.Е. Кулаковскому, П. Ойунскому, М.К. Аммосову, Г.И. Чиряеву, И.И. Крафту, В.П. Ларионову позволяют сохранить живую связь поколений, нить истории. А разве просто скульптурные композиции, на­пример, мамонтёнок у Государственного цирка, не воспитывают в моло­дёжи эстетическое восприятие своего родного города?

Столица Республики Саха (Якутия) город Якутск. 2009 г

Это всё сделано. А как Якутск должен развиваться дальше? В нашем новом пятилетнем плане, теперь уже на 2007-2011 годы, развитие столицы рассматривается в контексте основных направлений развития республи­ки в целом и роли Якутска в её социально-экономической системе. Город имел и имеет важнейшие функции административного, научного, образовательного и культурного центра. Кроме того, здесь находятся важнейшие предприятия энергетики и централизованного управления газораспреде­лительными системами. Эти функции Якутск сохранит и преумножит, они и будут служить важнейшими градообразующими факторами для его раз­вития. Но в ближайшие годы резко усилится роль Якутска как важнейшего транспортного узла северо-востока страны.

Здесь уже есть крупнейший речной порт и аэропорт, а придёт железная дорога – появятся пассажир­ская и грузовая станции. С завершением реконструкции и строительства автомобильных дорог «Лена», «Колыма», «Вилюй», «Амга», «Умнас», «Кобяй» возрастёт и логистическая роль города не только для республи­ки, но и для наших соседей. Всё это послужит развитию сопряженных предприятий и некоторых видов перерабатывающих производств. Поэто­му можно ожидать умеренного роста численности населения города. Это объективно. Но должен сразу сказать, что за счёт срабатывания субъек­тивных факторов может быть и быстрый чрезмерный рост числа жителей Якутска со всеми вытекающими негативными социальными и экологиче­скими последствиями.

Избежать этого можно только тщательно выверен­ной политикой внутри и внереспубликанской миграции населения. У нас есть все возможности направить миграционные потоки в новые центры роста в Южной и Западной Якутии. Это задача сложная, но выполнимая.

Что касается собственно пространственного и селитебного развития города, то основные его направления предопределяются уже сложившей­ся городской структурой. Давайте взглянем на карту. Якутск имеет ярко выраженную радиально-кольцевую систему расселения. Только, в отли­чие, скажем от Москвы, он представляет собой в плане не круг, а его поло­вину. Вот линия, о которой я уже говорил: улицы Чернышевского, Хабаро­ва, Чижика, 50 лет Советской Армии, далее до Намского тракта. По сути дела, это восточная граница города. От неё берут начало концентриче­ские полукруги: улицы Ярославского, Ленина, Орджоникидзе, Пояркова, Лермонтова, окружная дорога. Вот главпочтамт. От него уходят радиусы, пересекая полукруги.

Главные из них – улицы Дзержинского, Петра Алек­сеева, Вилюйский тракт, Автодорожная. По сути дела – это начала феде­ральных и республиканских дорог. Вот именно их реконструкцию берёт на себя Правительство республики и им будет уделено первоочередное внимание. Хотя это и не является республиканской функцией, но учиты­вая важность дела, за счёт бюджета республики будет осуществляться реконструкция и строительство и важнейших кольцевых улиц города, о которых я уже выше говорил. Конкретно в это пятилетие намечено завер­шить работы по улицам Пояркова с мостом через озеро Сайсары, Лер­монтова, Автодорожной, Вилюйскому тракту, Дзержинского до аэропорта. Другими дорожными делами будет заниматься сам город.

По жилищному строительству установлен очередной рубеж по пол­ному сносу аварийного и ветхого жилья. Напомню, в предыдущие пять лет это была улица Пояркова, теперь будет Лермонтова. Это не зна­чит, что не будут застраиваться другие микрорайоны. Будут. Это район аэропорта, ДСК, 16-й квартал, возможно, 203-й микрорайон. С 2002 по 2006 год в Якутске с пригородами за счёт средств республики по­строено семь новых школ. Эта работа будет продолжена, особенно, в тех районах, где развернётся жилищное строительство, но больший упор будет сделан на детские сады. Будет введена республиканская туберкулёзная больница.

Закладка первой сваи нового здания аэровокзала в г. Якутске. 2009 г.

Из значимых общественных зданий, планируемых к строительству в текущую пятилетку, выделю новый дворец спорта, здание аэровокзала, Верховный суд республики, федеральное казначейство, здание МВД.

Что касается внешней инфраструктуры, то особое внимание будет уде­лено вопросам энергобезопасности Якутска. К концу пятилетки в город придёт ЛЭП с Нерюнгринской ГРЭС, будет решаться вопрос строитель­ства Якутской ГРЭС-2.

Вы видите, во всех наших планах столице республике отводится значи­мое внимание. Не меньшее, чем знаменитым мегапроектам. Своей исто­рией и делами Якутск этого заслужил.

«Якутия. Саха Сирэ сегодня»,
№ 8 (20), август 2009 г