Как вы знаете, 2007 год явился отправной точкой в новой политике Российской Федерации в отношении Восточной Сибири и Дальнего Востока, контуры которой определил В.В. Путин в своих Посланиях иво время визита в нашу республику в 2006 году. По поручению главы государства Якутия, в числе первых в стране, разработала долгосрочную программу – Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года, одобренную федеральным Правительством в феврале 2007 г. В Схему заложены фундаментальные решения и действия, которые предопределят будущее инновационного развития республики, ее интеллектуального и научно-технического потенциала.

Схема как путь к высоко­развитой экономике

2007 год стал стартовым в плане реализации Схемы, основные инвестиционные проекты которой охватывают практически всю территорию Якутии. Ве­дется строительство железной и автомо­бильных дорог, нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», разрабатываются месторождения нефти, газа, угля, золота, ведутся проектные работы по другим нап­равлениям: гидроэнергетика, металлур­гия, добыча урана и апатитов.

В настоящее время ключевые проектыСтратегии сосредоточены в трех регионах республики, которые станут локомотивами роста всего хозяйственного комплекса Якутии. Так, в Южной Якутии на принципах государственно-частного парт­нерства создается новый крупный про­мышленный район, предполагающий раз­витие угольной промышленности, гидроэ­нергетики, золотодобывающей промыш­ленности, добычу урана, железной руды и других полезных ископаемых. В Западной Якутии формируется комплекс нефтегазовых производств с общей энергетичес­кой инфраструктурой, которая связана и с добычей алмазов. В третьем районе – Восточной Якутии – намечено освое­ние золоторудных и полиметаллических месторождений с созданием необходимой транспортной и энергетической составля­ющей. Что касается Центральной Якутии, наиболее заселенной части республики, то здесь будут аккумулированы инвестиции для развития транспортной инфраструкту­ры и агропромышленного комплекса. Уже сегодня идет масштабная газификация на­селенных пунктов, строительство объектов сельского хозяйства.

Опорными пунктами для создания новых промышленных узлов будут Ленск и Витим в Западной Якутии; Томмот и Олёкминск в Южной Якутии; Хандыга и Усть-Нера в Восточной Якутии; Нижний Бестях в Центральной Якутии. Импульс развития получат и населенные пункты, прилегающие к железной дороге, магистральным трубопроводам и автомо­бильным дорогам.

Реализация транспорт­ных проектов позволит добиться того, что половина территории республики будет обеспечена автомобильными дорогами круглогодичного действия с выходом на федеральную транспортную сеть. Это поз­волит существенно оптимизировать действующую систему досрочного завоза грузов. До 75% населения будет иметь доступ к на­дежной транспортной связи с центром республики и близлежащими районами.

Организация масштабной добычи и пе­реработки нефти и газа обеспечит всю пот­ребность населенных пунктов республики в ГСМ, газоснабжением будет обеспечено 65% населения республики.

Все эти огромные задачи требуют раз­вития единой энергетической системы республики, которая предполагает объе­динение изолированных энергорайонов республики, создание Южно-Якутско­го гидроэнергетического комплекса, мо­дернизацию Нерюнгринской и сооружение новой Якутской ГРЭС, строительство в изолированных энергорайонах, в основном в арктических улусах, двадцати мини-ТЭЦ.

В целом в результате реализации Схе­мы развития производительных сил через 10-15 лет Якутия должна стать регионом с высокоразвитой экономикой, инфраструк­турой, сельским хозяйством, способными обеспечить достойный уровень жизни на­селения. ВРП должен возрасти почти в 3 раза, реальные доходы населения – в 3,6 раза. Доходы бюджета увеличатся более чем в 4 раза, что позволит более эффективно ре­шать социальные задачи по всей респуб­лике, такие, как строительство объектов социальной инфраструктуры: школ, боль­ниц, детских садов, жилья, увеличение за­работной платы работникам бюджетной сферы, социальных выплат.

Нужно особо выделить важный эффект от реализации основных инвестиционных проектов Схемы – будет создано порядка 100 тысяч новых рабочих мест. Таким обра­зом, создается уникальный шанс для раз­вития трудовых ресурсов, занятости насе­ления. В отличие от прошлых лет, когда об­разование новых для республики отраслей экономики, таких, как золото-, алмазо-, уг­ледобыча, производилось, в основном, за счет привлечения рабочей силы из-за пре­делов Якутии, в новых условиях мы должныиспользовать в первую очередь собствен­ный трудовой потенциал.

 

Залог успеха – квалифицированные кадры

Залог успешной реализации намечен­ных планов заключается не только в прив­лечении инвестиций. Первоочередная за­дача – подготовка квалифицированных кадров, которая должна решаться на всех этапах обучения, начиная от школы и до совершенствования уже полученных профессиональных знаний и навыков.

Text Box:  . Якутия. Томпонский улус. Разговор Президента Якутии с выпускниками Томпонской улусной гимназии. п. Хандыга. 2008 г. Стратегия развития образования должна быть нацелена на повышение кон­курентоспособности его выпускников, подготовку детей к будущей профессиональной дея­тельности, формирование потребности к непрерывному образованию, образова­нию через всю жизнь. «Век живи, век учись!» – эта старая поговорка как никогда актуальна. Учиться надо постоянно: в детс­ком саду, школе, вузе, на работе. Главная задача педагогов на всех ступенях образо­вания – научить учиться, научить думать и действовать.

Показатели статистики свидетельству­ют, что общеобразовательные школы республики в целом неплохо готовят выпускников для перехода в про­фессиональную школу. В 2007 году 83% вы­пускников школ поступили учиться в учреж­дения профессионального образования, из них 36 процентов – в учреждения начально­го и среднего профессионального образо­вания, около 64 процентов – в вузы. Конечно же, нужно продолжить последовательную работу по модернизации обра­зования, формированию его оптимальной сети, организации предпрофильного и профиль­ного обучения, созданию интегрированных многоуровневых учреждений начального и среднего профессионального образования, ресурсных центров образования.

Необхо­димо организовать самонастраивающуюся систему постоянной соотнесенности направлений профильного обучения в школах и потребностей рынка труда. Оче­видно, что это ставит перед ва­ми задачу формирования структуры про­филей обучения с активным участием представите­лей системы профессионального образо­вания и работодателей, управляющих со­ветов, органов местного самоуправления. Тогда и станет школа уверенным и полно­ценным партнером для всех заинтересо­ванных в улучшении социальной и эконо­мической жизни республики.

Достижение высоких параметров каче­ства человеческих ресурсов в немалой сте­пени зависит и от создания условий для ка­чественного образования. С этой целью оказывается государственная поддержка школ и учителей, внедряющих инновационные формы обучения, талантливой моло­дежи. Проводится системное обновление материально-техничес­кой базы за счет нового строительства сов­ременных зданий школ, обеспечения их безопасности, модернизации лаборатор­ного оборудования и наглядных пособий, внедрения новых методов и форм обуче­ния, в том числе и подключения всех обще­образовательных школ к сети Интернет.

Реализуется комплексный проект мо­дернизации образования, направленный на создание конкурентной среды среди учите­лей, преподавателей, ориентированный, прежде всего, на интересы учеников. В 65 школах, где внедрена новая система оплаты труда учителей, которая предусматривает стимулирование по ре­зультатам труда, заработная платаповысилась в среднем на 30 %. Перед всеми директорами школ, глава­ми Text Box:  . Якутия. Аллаиховский улус. В Чокурдахской средней школе. 2008 г. администраций, руководителями орга­нов управления образованием ставится сложная за­дача создания эффективной системы зави­симости заработной платы учителя от ре­зультативности его труда с активным учас­тием в этом процессе потребителей обра­зовательных услуг – семьи, родителей, представителей работодателей и общест­венности.

Для обеспечения доступности бюджетных целевых мест в образовательных учреждениях применяются различные формы всту­пительных экзаменов. На мой взгляд, наи­более демократичной является практика проведения региональных предметных олимпиад. В текущем году пройдут выездные региональные олимпиады по физике, математике, химии и русскому языку в трех зонах республики. Для прив­лечения наибольшего количества учащих­ся из арктических улусов решён вопро­с компенсации им транспортных расходов. В марте, апреле и мае олимпиады проводятся в го­родах Якутск и Нерюнгри. По итогам пред­метных олимпиад 2008 года планируется рекомендовать зачислить на целевые мес­та ВУЗов России свыше 350 выпускников образовательных школ.

Высшее образование в Якутии в пос­ледние годы имеет положительную динамику. В рамках специальных программ получили новое развитие Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, Якутская государственная сельскохозяйственная академия. Укрепляются материально-тех­ническая база и социальная сфе­ра – строятся новые учебные корпуса, об­щежития для студентов и преподавателей.Совершенствуются учебные процессы. На ба­зе Якутского госуниверситета – победителя федерального конкурса, активно реализу­ется инновационная программа “Научно-образовательный технологический центр инновационного развития Северо-Востока России», цель которой – создание дина­мично развивающейся системы высшего профессионального образования на осно­ве инновационных подходов для качествен­ного изменения состояния экономики и по­вышения уровня жизни населения. Прог­рамма ориентирована на подготовку спе­циалистов с высоким уровнем компетенции по инновационным технологиям геолого­разведки и добычи полезных ископаемых, телемедицине, дистанционному обучению, информационным технологиям, разработке новых материалов, энер­горесурсосбережению, биотехнологиям, развитию среды инновационного предпри­нимательства, интеграции с реальным сек­тором экономики, создание эффективной системы трансфера технологий. Сегодня в рамках программы техническими кафедра­ми модернизируются рабочие учебные программы дисциплин и учебно-методи­ческих комплексов с ориентацией на пот­ребности предприятий реального сектора и научных учреждений. Заключены договоры с институтами Академии наук и предприятиями о прохожде­нии студентами практики, проведении специальных совместных исследований. Так, с ОАО «Нижне-Ленское» определены объемы сов­местных поисковых работ и работ по гео­физическому исследованию скважин.

Создан Информационно-технологи­ческий парк «Три долины», где работают лаборатория международно­го студенческого менеджмента и студенческая Web- студия. В рамках формирова­ния среды инновационного предпринима­тельства достигнута договоренность о сот­рудничестве лабораторий и парка «Три до­лины» с IТ – компаниями. Ведется организа­ционная работа по созданию новых лабо­раторий: низкотемпературных испытаний,Jipto, международного экологического ту­ризма, геоинформации.

Нам также нужна принципиально новая система оценки качества профессиональ­ного образования, причем с опорой на кри­терии, предъявляемые рынком труда. Ин­теграция разных ступеней профессиональ­ного образования позволит в короткие сроки заметно усилить рыночную эффек­тивность каждого выпускника – рабочего, техника, специалиста.

Система должна состоять в том, чтобы все участники рынка труда – выпускники средних школ, учащиеся профессиональ­но-технических училищ и колледжей, сту­денты вузов, крупные компании и фирмы, предприятия малого и среднего бизнеса, профессиональные ассоциации, а также органы государственной власти и местно­го самоуправления – реально и активно привлекались в процессах подготовки, от­бора и закрепления кадров.

План приема студентов на целевые места ежегодно формируется с учетом потребностей народнохозяйственное о комплекса республики. С началом реали­зации Схемы комплексного развития производительных сил республики до 2020 года увеличена доля студентов технических и технологических специальностей, обучающихся в высших учебных заведениях за пре­делами республики. Теперь более 70 % от ежегодного набора по линии Департамен­та при Президенте Республики Саха (Яку­тия) по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров – это будущие инженеры и технологи. Например, с учетом дальнейше­го ускоренного развития нефтегазовой от­расли республики значительно увеличен прием студентов на специальности именно для неё. Так, практически вдвое увеличен прием в Томский политех­нический университет, Уральский государ­ственный горный университет, Иркутский государственный технический универси­тет, Красноярский государственный техни­ческий университет. Существенно увели­чен прием в Российский государственный университет нефти и газа имени Губкина.

Text Box:   Новое здание корпуса инженерно-технических институтов Якутского государственного университета. г. Якутск. 2007 г. С началом реализации Схемы особое значение придается подготовке техничес­ких кадров и внутри республики. Открыты филиалы Якутского государственного университета по подго­товке инженеров разного профиля в промышленных регионах республики, введен в эксплуатацию новый корпус инженерно-технических факультетов в Якутске. В 2007 году в ВУЗах и ССУЗах республики на­чата подготовка специалистов более 40 новых профессий и специальностей с техническим уклоном. Пла­нируется получение лицензий на подготовку специалистов по бурению нефтяных и га­зовых скважин, геологии нефти и газа, обогащению полезных ископаемых, шахт­ному и подземному строительству, мостам и транспортным тоннелям, химической технологии и биотехнологии, добыче и обогащению урана. Якутский государственный инженерно-технический институт в этом учебном году открыл 6 новых специальностей. Департа­ментом при Президенте Республики Саха (Яку­тия) по прогно­зированию, подготовке и расстановке кад­ров ведется работа по целевому набору студентов для будущей работы в Запад­ной и Южной Якутии по специальностям транспорта, гидроэнергетики, урановой промышленности, черной и цветной ме­таллургии, газоперерабатывающего и га­зохимического производства, нанотехнологий.

Сегодня есть растущий ин­терес бизнес-структур к рабочим и специалистам среднего звена. В республике ак­тивно идет работа по перенацеливанию системы профессиональной подготовки кадров на удовлетворение этого спроса. Только в этом году учреждениями началь­ного и среднего профессионального обра­зования открыто обучение по более, чем 10 новым специальностям. Так училищами и лицеями Мирного, Алдана. Удачного, Айхала открыты специальности «Ремонтник горного оборудования», «Обогатитель по­лезных ископаемых», «Оператор нефтяных и газовых скважин», «Подземная разработ­ка месторождений полезных ископаемых» и другие. В ПТУ № 20 города Ленска ведет­ся подготовка специалистов для строи­тельства нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан»: «Монтажник трубопрово­да», «Трубопроводчик, обходчик линей­ный». Мирнинским политехническим кол­леджем в п. Светлый осуществляется подго­товка по специальностям «Электроснабже­ние», «Электроснабжение и теплотехни­ческое оборудование», «Технология воды, топлива и смазочных материалов на элект­рических станциях»; в Радиотехническом колледже г. Якутска – «Электрические станции, сети и системы»; в Нерюнгринском политехническом колледже – «Гидромониторщик»; в профессиональном лицее № 11 г. Якутска – «Машинист дорожных строительных машин», «Машинист локомо­тива», в Алданском политехническом кол­ледже – «Техническая эксплуатация и ре­монт подвижного состава»; а Нерюнгринском политехническом колледже – «Строи­тельство железных дорог. Путь и путевое хозяйство».

Принято решение о строительстве нефтегазового техникума в Ленске, транспортного техникума в Нижнем Бестяхе и гор­но-геологического техникума в Хандыге. Планируется строительство техникума водного транспорта в Пеледуе.

Кроме того, начата целевая подготовка специалистов со средним специальным образовани­ям за пределами республики. В 2007 году впервые был осуществлен набор на обучение по специальностям среднего звена для нефтегазового комплекса в Томский политехнический техникум, Иркутский гео­логоразведочный техникум. В настоящее время Департаментом при Президенте Республики Саха (Якутия) по прогнозиро­ванию, подготовке и расстановке кадров ведется работа по уточнению потребности в специалистах, которые понадобятся рес­публике в ближайшее время, и которых по­ка можно подготовить только за пределами республики.

Text Box:   Обсуждение вопросов дуального образования и закрепления молодёжи на производстве на республиканском Августовском совещании учителей.. г. Якутск. Особое внимание со стороны руко­водства республики уделяется трудоуст­ройству выпускников ВУЗов и ССУЗов. Практикуется подписание четырехсторон­них договоров, что значительно повысило процент трудоустройства выпускников. Например, в 2007 году данный показатель составил 86%. В дальнейшем такая практи­ка будет продолжена. Кроме того, в рамках действующего правового поля будут ужес­точены меры к сторонам, нарушившим до­говор, – как к студентам, так и к потенци­альным работодателям. Предприятиям Республики необходимо усилить работу с молодыми специалистами. Сегодня каж­дое предприятие обладает огромным ар­сеналом средств, способствующих закреп­лению кадров – это помощь в решении жи­лищных проблем, применение различных стимулов для повышения мотивации, пере­подготовка кадров, развитие наставниче­ства и другое.

Рынок труда в республике расширяет­ся. Разработаны Комплексные планы раз­вития рынков труда Западной и Южной Якутии на 2007-2011 годы. В Ленском, Нерюнгринском, Алданском и Олекминском районах действует республиканский опе­ративный штаб организации работы по привлечению местных трудовых ресурсов на новые предприятия Западной и Южной Якутии. Ведется работа по созданию республика­нского резервного банка данных на специалистов и квалифицированных рабочих кадров, же­лающих работать в промышленных предп­риятиях. Всем нам, а молодёжи – в первую очередь – необходимо использовать складывающуюся благоприятную ситуацию на рынке труда, быть конкурентоспособными как с точки зрения владения знаниями, так и умения их применять. В противном случае наиболее привлекательные ниши приложения труда бу­дут заняты другими.

Объединить образование, науку и производство

Вторая ключевая задача для успешной реализации Схемы комплексного разви­тия производительных сил Якутии – это необходимость задействования огромного научно-технического потенциала республики.

Выпускники ВУЗов – это не только бу­дущие строители и инженеры, а это резерв для большой науки, которая будет востребована в интересах республики. По мере реализации инвестпроектов объем иссле­довательских и научно-прикладных работ будет стремительно расти. Об этом надо думать уже сейчас, чтобы не растерять конкурентные преимущества в научных ис­следованиях.

Постепенно набирает силу процесс интеграции академичес­кой и вузовской науки. В Якутском государ­ственном университете преподавателями-совместителями работают 75 ученых из академических институтов РАН и ведущих вузов страны, из которых 3 академика РАН и 9 академиков Республики Саха (Якутия), а в институтах Якутского научного центра функционируют 14 филиалов кафедр уни­верситета. Это движение в правильном направлении, поскольку формируются ус­тойчивые связи между научной и образова­тельной деятельностью, вузовский и ака­демический секторы объединились и для решения научных проблем. Например, ус­тановка «Север» для очистки питьевой во­ды, разработанная учёными Политехничес­кого института в г. Мирном совместно с ИПКОН РАН и АК «АЛРОСА» (ЗАО), была от­мечена Золотой медалью 8-го Междуна­родного форума «Мир чистой воды» (Моск­ва, ВВЦ). Ещё одну медаль мирнинцы полу­чили на выставке РАН «Недра – 2006» за технологию экологически безопасного обогащения алмазосодержащего сырья.

Высшие учебные заведения Якутии яв­ляются инициаторами и организаторами многих научных мероприятий среди сту­дентов, аспирантов и молодых учёных. Проводятся научные конференции «Шаг в будущее», «Лаврентьевские чтения», «Ларионовские чтения», Всероссийские шко­лы для студентов, аспирантов и молодых ученых по математическому моделирова­нию и теоретической физике. Ежегодно на­ши студенты становятся медалистами и дипломантами Открытого конкурса на луч­шую научную студенческую работу по есте­ственным, гуманитарным и техническим наукам в вузах России Учреждено 50 грантов Президента республики для молодых ученых и специа­листов, рассматривается вопрос еще о присуждении 40 стипендий студентам, за­нимающимся научной деятельностью.

Text Box:   В исследовательской лаборатории Якутской государственной сельхозакадемии. г. Якутск. 2008 г. Студенческим проектно-конструкторским бюро (СПКБ) Якутского государствен­ного университета ведутся работы по вы­полнению научно-исследовательских, конструкторских и проектных работ, нап­равленных на повышение надежности энергетических систем. Выпускниками университета, в СПКБ разработаны 13 тех­нических заданий на проектирование объ­ектов ОАО «Якутскэнерго», Большой прос­тор для развития научной деятельности открывается с возможным участием ЯГУ в проектах Государственной корпорации «Роснанотех».

Я хотел бы особо отметить, что реаль­ное взаимодействие вузовской, академи­ческой и отраслевой науки осуществляется на поле инновационной деятельности, ко­торая позволит обеим сторонам выйти на новый уровень развития.

Якутия обладает огромным научным потенциалом. Сегодня мы с уверенностью говорим, что хозяйственный комплекс рес­публики в его современном виде сущест­вует во многом благодаря научным дости­жениям. Мы гордимся открытиями якутс­ких ученых, внесших огромный вклад в раз­витие российской и мировой науки. Науч­ными учреждениями республики получены фундаментальные результаты теоретичес­кого и практического значения, обеспечи­вающие мировой приоритет отечествен­ной науки, направленные на устойчивое развитие основных отраслей народного хозяйства республики.

В республике сложился ряд научных школ, признанных на российском и миро­вом уровнях. Мы по праву гордимся наши­ми академиками Н.В. Черским, П.И. Мель­никовым, В.П. Ларионовым, Г.Ф. Крымс­ким, В.В. Ковальским, – внесшими значительный вклад в разработку теории механики земной коры, мерзлотоведения, хладостойкости материалов и конструкций, космических лучей и минералогии. В целом перечень научных разработок, накопленных в насто­ящее время в республике и предложенных для широкого использования, включает более 90 наименований.

В условиях необходимости прорыва в экономике и освоения новых сфер деятельности вклад науки должен стать более значимым. Сегодня как никогда необ­ходим симбиоз науки, образования и биз­неса. Развитие научно-образовательной сферы с учетом приоритетных направле­ний социально-экономического развития республики должно связывать в единую цепочку Якутский государственный уни­верситет и другие ВУЗы, научно-исследо­вательские институты и центры, государ­ственные и частные компании, работаю­щие или желающие работать в республике.Только так – объединив образование, нау­ку и производство – можно достичь инно­вационного прорыва в экономике.

 

Реализация Схемы – импульс инноваций

Главная цель Стратегии развития России до 2020 года – повышение производитель­ности экономики путем реализация стра­тегии инновационного развития. Основные направления построения национальной инновационной системы были изложены Президентом России Д.А. Мед­ведевым на V Красноярском экономичес­ком форуме. Во-первых, это поддержка на­уки. Во-вторых, реализация мегапроектов на прорывных направлениях развития тех­нологий. Для Респуб­лики Саха (Якутия) инновационное развитие – это стратегия, осно­ванная на широком внедрении новшеств, использовании возможностей, реализация которых требует применения новых стан­дартов и технологий с обязательным учетом наших региональных особенностей природы и экономики.

Раз­витие республики в среднесрочной и долгосрочной перс­пективе определяется Схемой комплексного развития производительных сил республики до 2020 года. Реализация заложенных в ней крупных комплекс­ных проектов невозможна без участия науки, монито­ринга процессов, связанных с их осуществлением. Эти проекты, в свою очередь, дают хорошую почву для практической ре­ализации многих имеющихся наработок отечественной науки, научных коллективов республики непосредственно в условиях Якутии, тем более что многие из этих нара­боток имеют важное значение и адаптиро­ваны к нашим экстремальным северным условиям.

Text Box:   Якутия. Вилюйский улус. На обследовании стоянок древнего человека в зоне нефтегазовых месторождений. Президент Якутии В.А. Штыров, директор Центра арктической археологии палеэкологии человека С.А. Федосеева, начальник Приленской археологической экспедиции Ю.А. Мочанов.  Сегодня научные институты республики активно участвуют в процессе реализации мегапроектов. Так, Институт прикладной экологии Севера Академии наук Республи­ки Саха (Якутия), Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН приняли участие в работе по оценке воздействия на окружающую среду строительства магист­рального нефтепровода «Восточная Си­бирь – Тихий океан», железнодорожной ма­гистрали Томмот – Кердем. Центром аркти­ческой археологии и палеоэкологии чело­века проводится археологическая экспер­тиза зоны строительства ВСТО. Институтом биологических проблем криолитозоны СО РАН проведена оценка техногенного заг­рязнения окружающей среды природными радионуклидами в зоне урановых место­рождений на территории Южной Якутии. Сотрудниками Института мерзлотоведения разработана система инженерно-геокрио­логического и эколого-геокриологического мониторинга Южной Якутии. Создание по­добных систем необходимо не только для оценки изменения природных условий, но и для контроля и принятия превентивных оперативных решений в процессе строи­тельства и эксплуатации объектов.

Разработан ряд инновационных проек­тов, среди которых следует отметить про­екты Института прикладной экологии по методам озеленения хвостохранилищ и по рекультивации нарушенных термоэрозией земель, составлению аннотированного списка рыбообразных и рыб морских и пресных вод Якутии.

Такая совместная работа науки и биз­неса уже в ближайшей перспективе должна стать неотъемлемой составляющей госу­дарственно-частного партнерства, опорой инновационного развития нашей респуб­лики, должна служить дальнейшему укреп­лению и развитию чашей науки, укрепле­нию ее материальной базы и престижа, привлекательности для молодых кадров.

Именно инновационно-внедренческий вектор дальнейшего развития российской науки обозначен в Основах государствен­ной политики Российской Федерации в области развития науки и технологий и в Концепции государственной политики в области науки и технологий в Республики Саха (Якутия), которая разработана при непосред­ственном участии научных учреждений республики.

Министерства, как уполномоченные органы Правительства Республики Саха (Якутия) по реализации вышеуказанной Концепции государственной научно-тех­нической политики, предпринимают необ­ходимые усилия по выполнению поставленных перед ним задач.

Это, в частности, касается и работы по формированию государственного заказа республики на научно-исследовательские работы.

В 2007 году проведена целенаправлен­ная организационная работа с министер­ствами и ведомствами республики по фор­мированию государственного заказа на НИР на 2008-2010 годы.

Рядом республиканских министерств с крупными хозяй­ствующими субъектами республики подписаны соглашения о сотрудничест­ве, частью которой является совместное проведение и финансирование научно-ис­следовательских работ и опытно-конструк­торских разработок. Такие соглашения подписаны с Республиканской инвес­тиционной компанией (РИК) в марте 2008 года и с ОАО ХК «Якутуголь» в рамках Дней министерства науки и профессионального образования в Нерюнгри в апреле 2008 года. Планируется подписание соглашений с ОАО «Сургут­нефтегаз», ОАО «Алмазы Анабара», ОАО «Якутскэнерго».

Миннауки республики уже получило ряд заявок на выпол­нение прикладных НИР на условиях софинансирования от крупных промышленных компаний, таких, как ОАО Холдинговая ком­пания «Якутуголь», ФГУП «Единая группа за­казчика Федерального агентства железно­дорожного транспорта», АК «АЛРОСА» (ЗАО), ОАО «Нижнеленское», ОАО АК «Якутскэнерго», ОАО «Южно-Якутский гидроэнер­гетический комплекс», АК «Железные доро­ги Якутии», ОАО «Газпром».

Проведена совместная кол­легия четырех республиканских министерств: Миннауки, Минпрома, Минэкономики, Минприроды и Президиума Якутского научного центра СО РАН, на ко­торой рассмотрены вопросы научного соп­ровождения мегапроектов. Среди них такие, как «О промышленном развитии Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Проблемы, требую­щие научного сопровождения», «Монито­ринг эффективности и безопасности объ­ектов, возводимых в Республике Саха (Яку­тия) в рамках Схемы-2020», «Радиационная безопасность и охрана здоровья населе­ния в зоне влияния Эльконского горно-ме­таллургического комбината». Согласован­ные документы станут основой для органи­зации работ по научному сопровождению реализации «Схемы-2020».

Text Box:   Подписание Соглашения о сотрудничестве между Республикой Саха (Якутия) и Сибирским отделением Российской академии наук. Президент Якутии В.А. Штыров, Председатель Президиума СО РАН академик А.Л. Асеев. г. Якутск. Мы должны совместными усилиями, при активном участии научной обществен­ности, выработать постоянные механизм взаимодействия с хозяйствующими субъ­ектами, реализующими инвестиционные проекты в рамках нашей Схемы с учетом необходимости контроля за эффектив­ностью и безопасностью возводимых объ­ектов с широким привлечением научных учреждений, расположенных на террито­рии Республики Саха (Якутия), При том, надо учесть, что мониторинг эффектив­ности и безопасности должен осущес­твляться на паритетных и взаимовыгодных для государства и бизнеса условиях.

Якутские ученые будут проводить науч­но-исследовательские разработки по ос­новным направлениям Схемы комплексно­го развития производительных сил, транс­порта и энергетики до 2020 года. Так, Инс­титутом проблем нефти и газа СО РАН ве­дутся работы по разработке технологии хранения компонентов природного газа в гидратной форме, изучается возможность использования водорастворимых полиме­ров для повышения коэффициента извле­чения нефти, для борьбы с последствиями разливов нефти создаются сорбены нефти на базе местных материалов с использова­нием микробиологических нефтедеструк-торов. Институтом горного дела Севера СО РАН разрабатываются методы оценки ус­тойчивости горно-технических сооружений в условиях криолитозоны, изучаются эф­фективные геотехнологии отработки мес­торождений в условиях Севера, планирует­ся внедрение дистанционных методов ис­следования массива горных пород и эксплуатационной разведки месторожде­ний. Институтом космофизических иссле­дований и аэрономии СО РАН будет осуще­ствляться грозовой и геомагнитный мони­торинг в окрестностях магистральных объ­ектов (трубопроводы, ЛЭП) в республике и разработка физических основ электроза­щиты магистральных объектов в условиях многолетней мерзлоты. Институт физико-технических проблем Севера планирует разработать методику научно-техническо­го сопровождения мониторинга, оценки и прогнозирования техногенных чрезвычай­ных ситуаций на объектах топливно-энер­гетического комплекса республики. Будут проводиться исследования состояния под­водного перехода магистрального нефтеп­ровода ВСТО в процессе прокладки и пос­ледующей эксплуатации с разработкой ре­комендаций по повышению эксплуатаци­онной прочности и надежности нефтепро­вода. Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН будет задействован в разработке системы комплексного эко­логического мониторинга, позволяющей своевременно отслеживать совокупный эффект от хозяйственной деятельности на окружающую природную среду.

Большие задачи стоят перед Институ­том мерзлотоведения СО РАН. Планирует­ся создание комплексной инженерно-геок­риологической мониторинговой сети, ос­нащенной современными приборами и оборудованием для ведения наблюдений в пределах строящихся крупных объектов транспорта и энергетики на территории Республики Саха (Якутия). Требуется орга­низовать геохимический мониторинг и создать базу данных геоэкологической инфор­мации по опасным геотехническим объек­там на территории республики (месторож­дениям полезных ископаемых, трубопро­водам, магистральным транспортным путям).

Реализация Схемы даст дополнительный импульс создания прикладной базы научных исследований и позволит довести долю инновационной продукции в общем объеме промышленно­го производства до 50%.

Наша главная общая цель – добиться полноценного участия науки в решении перспективных задач развития нашей рес­публики, сохранить и преумножить науч­ный потенциал, создававшийся десятиле­тиями, привлечь молодежь к занятию нау­кой, создать на практике триединство «об­разование – наука – производство».

Большой комплекс задач

Text Box:   Обсуждение вопросов развития высшего образования в Республике Саха (Якутия). Министр образования России                          А.А. Фурсенко, Президент Якутии В.А. Штыров. Одновременно с этими масштабными задачами мы должны решать и другие инс­титуциональные и экономические задачи, направленные на стимулирование иннова­ций. Необходимо ускорить работу по фор­мированию инфраструктуры региональной инновационной системы. Высшие учебные заведения, расположенные на территории республики, должны стать не только науч­но-образовательными и культурными, но и научно-техническими центрами с произво­дственной инфраструктурой для создания наукоемких технологий, активного их прод­вижения на рынок. В этом плане опреде­ленные надежды мы ожидаем от работы технопарка и IТ-парка «Три Долины» Якутс­кого государственного университета. В ближайшее время необходимо рассмот­реть вопрос создания информационного фонда переводов научно-технической до­кументации, университет мог бы всем за­интересованным субъектам предложить эту квалифицированную услугу.

Требуется также разработка экономи­ческих стимулирующих механизмов. Это совершенствование финансирования нау­ки, механизма государственного заказа на научно-исследовательские работы, разра­ботка и принятие нормативных правовых актов, регулирующих привлечение частных инвестиций в инновационную сферу, соз­дание определенных условий для развития малых и средних инновационных предпри­ятий, а также стимулирование и поддержка рационализаторов и изобретателей.

Таким образом, необходимо решать большой комплекс задач по реализации Схемы комплексного развития производи­тельных сил Якутии до 2020 года. И здесь открывается широкое поле деятельности для научно-технической интеллигенции, которая должна стать объединяющим на­чалом инновационного пути развития рес­публики.

 

Вячеслав ШТЫРОВ, «Илин», №1-2, 2008 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here