9. Вячеслав ШТЫРОВ. СОЗДАНЫ ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ_image002Программа состоявшейся в первой декаде июня рабочей поездки Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова в Москву была как всегда очень насыщенной. Глава республики принял участие в заседании Государственного совета Российской Федерации, провел ряд встреч с руководителями федеральных министерств и ведомств, с Председателем Правительства Рос­сийской федерации Михаилом Фрадковым, совершил краткосрочную поездку в Архангельскую область.

Об итогах визита Вячеслав Штыров рассказал в интервью шефу-редактору корпункта НВК «Саха» в Москве Наталье Сазоновой. Некоторые комментарии президента мы предлагаем вниманию наших читателей.

– Состоялось очень важное заседание Государственного совета Российской Федерации. На нем обсуждались вопросы совершенствования организации государственной и публичной вла­сти в стране. Специальная рабочая группа Госсовета подготовила доклад о разграничении полномочий между федеральным центром, субъектами Федерации и органами местного самоуправления; о принципах построения вертикали власти; о финансовых и имущественных её уровней взаимоотношения. Вопрос чрезвычайно сложный. Это, если хотите, мини-революция, потому что для реализации всех положений доклада потребуется изменить около 150 только федеральных законов. С одной стороны, это, безусловно, движение по пути развития федерализма. Ведь субъекты должны получить больше полномочий, чем сейчас, в самых разнообразных сферах. С другой стороны, ос­таются спорные вопросы. Некоторые из них очень острые, например, о полномочиях в отношении недр, водных и лесных ресурсов. Как всегда, много споров по финансовым взаимоотношениям. Во-первых, потому что нынешнее положение дел, когда всё большая часть доходов бюджета остается в распоряжении федеральных властей, не устраивает субъекты Федерации. Во-вторых, будущее разделение полномочий – это, одновременно и перераспределение финансовых потоков. По этой проблематике республика давно и настойчиво ставит перед федеральным Правительством ряд вопросов: о методике распределения средств из фонда финансовой поддержки регионов, о бюджетных кредитах на северный завоз, о списании старых задолженностей. Есть у нас и своя точка зрения на оптимальное перераспределение доходов и расходов бюджетов при будущем разделении полномочий. Эти вопросы обсуждались на моей встрече и с Председателем Пра­вительства России Михаилом Фрадковым и его замести­телем Александром Жуковым, который занимается в Правительстве всеми межбюджетными отношениями. Он хорошо из­вестен в Якутии, потому что был у нас не раз, будучи депутатом Госдумы России. По текущим вопросам решения найдены, по будущим состоялся конструктивный диалог.

– Следующая тема. Как вы помните, в апреле в Салехарде прошло очень острое по накалу дискуссии заседание Госсовета Российской Федерации, посвященное проблемам Крайнего Севера. Естественно, мы хотели, чтобы идеи, мысли, предложения высказанные в Салехарде, как говорится, не ушли в песок, а превратились в конкретные решения. У нас ведь так бывает, вроде бы подробно все обсудили, но потом ничего не делается. Вот почему я как руководитель рабочей группы, разработавшей предложения по Концепции развития Крайнего Севера, взял на себя инициативу продолжить эту работу. Ее итогом стал утвержденный Президентом страны Перечень поручений. Поручение президента приравнивается к его распоряжению, что очень важно. Какие же поручения дал Президент? Во-первых, по целому блоку социальных вопросов, в том числе и по пенсионным. Во-вторых, по развитию инфраструктуры. В-третьих, по вопросам совершенствования нормативной базы в области экологии и недропользования. Не всегда Госсовет заканчивается чем-то конкретным, поэтому наш результат неплохой. Может, мы и хотели чего-то большего, но все-таки уже есть пе­речень поручений, с которыми можно работать. Получив этот документ, мы уже и начали практическую работу. С Председателем Правительства России обсудили и утвердили план мероприятий по реализации поручений президента, в котором опре­делено, какие мини­стерства за что отвечают, что должны делать субъекты Федерации, в какие сроки, кто должен отчитываться.

–  На встречах с Председателем Правительства России Михаилом Фрадковым, а затем с новым руководителем Пенсионного фонда России Геннадием Батановым обсуждалсяставший уже, к сожалению, традиционным вопрос о пенсиях северян. Прямо скажу, мы не находили общего языка с МихаиломЗурабовым, ранее возглавлявшим эту структуру. С новым его руководством мы достигли договоренности о создании совместной рабочей группы из числа руководителей и специалистов Пенсионного фонда России и субъектов Федерации Крайнего Севера и Дальнего Востока, у которых, как и у нас, есть пенсионная проблема. Ранее мы согласовали с

руководством Кам­чатки, Магадана, Сахалина, Чукотки, Приморского края вопрос о включении в эту рабочую группу их представителей на уровне вице-губернаторов. Надеюсь, совместными усилиями найдем какие-то, возможно, компромиссные решения по доведению пенсий северян на первом этапе хотя бы до уровня про­житочного минимума. Решение о создании рабочей группы – результат, с которым теперь можно дальше работать. Это неплохо, потому что острая кон­фронтация закончилась, появился конструктивный момент.

– На встрече с Михаилом Фрадковым обсуждался еще один важнейший для Республики Саха (Якутия) вопрос – перспективы развития угольной промышленности и, прежде всего, освоение Эльгинского месторождения коксующихся углей. Хотел бы напомнить, что в конце мая большая деле­гация Республики Саха (Якутия) находилась в Японии, где прошла презентация инвестиционных возможностей республики. Одной из главных там была угольная тема. Заинтересованность в поставках на японский рынок российского угля проявили и представители бизнеса, и правительства этой страны. Вопрос активно обсуждался с заместителем министра экономики и торговли, с замес­тителем министра иностранных дел, в аппарате правительства Японии.

Этот интерес для нас очень важен, ведь Якутия традиционно является поставщиком коксующихся и энергетических углей на рынки стран азиатско-Тихоокеанского региона. Но дело не только в этом. Возможности сбыта угля нас интересуют, прежде всего, в связи с планами по освоению одного из крупнейших в стране Эльгинского месторождения. Это будет большой проект стоимостью несколько миллиардов долларов, от которого зависит судьба всей Южной Якутии. Ведь надо замещать выбывающие мощности Нерюнгринского угольного разреза, иначе уже в обозримом будущем город Нерюнгри станет депрессивным. Вот почему ведется такая активная работа и подготовка технико-экономических обоснований, привлечению инвесторов, уточнению будущих рынков для Эльги. Такой большой проект требует поддержки Правительства России, прежде всего, в создании инфраструктуры. Это и было предметом обсуждения с Председателем Правительства Российской Федерации Михаилом Фрадковым.

– Относительно работы в Архангельске. По большому счету там те же проблемы, что и у нас, например, по пенсиям. Поэтому с руководством области мы обсуж­дали совместный план действий, направленный на реализацию решений, при­нятых по итогам заседания Госсовета Российской Федерации в Салехарде. Есть и другой момент – компания АК «АЛРОСА», как вы знаете, ведет строительство первого в стране за пределами Якутии крупного алмазодобывающего предприятия. Это проект «Севералмаз» в Архангельской области. На днях состоится собрание акционеров нашей алмазной компа­нии, где будут подводиться итоги года, вырабатываться планы на будущее. Для меня, как для сопредседателя наблюдательного совета АК «АЛРОСА» и руко­водителя республики, было очень важно посмотреть, как разворачиваются со­бытия в Архангельске, правильно ли мы действуем, правильное ли в свое вре­мя было принято решение, способны ли мы справиться с поставленной зада­чей, как работает компания там. Должен сказать, что был удовлетворен уви­денным в Архангельске. «АЛРОСА» действует там так же эффективно, как и в республике. На архангельской земле создается действительно солидное предприятие, один из мощнейших горно-обогатительных комбинатов в России. Республика Саха (Якутия) будет иметь от этого прямую пользу, потому что все заработанное в Архангельске в конечном итоге должно превратиться в прибыль АК «АЛРОСА». Республика Саха должна получить свою долю прибыли как акционер компании. Сейчас мы должны подумать и о кадровом обеспе­чении архангельского предприятия, направлении туда на ра­боту наших молодых ребят.

Евгения ГЕРАСИМОВА

“Якутия”, 11 июня 2004 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here