В Совете Федерации состоялись парламентские слушания по вопросам законодательного регулирования в сфере развития Северного морского пути и Арктической зоны. В мероприятии приняли участие члены Совета Федерации, представители федеральных и региональных органов государственной власти, учёные и эксперты.

В ходе слушаний было отмечено, что в условиях значительного увеличения трансконтинентальных грузопотоков из Азии в Европу, роста добычи минерального сырья, нефти и газа на арктическом шельфе возрастает значение арктической транспортной системы и ее ключевого элемента – Северного морского пути. Задача конкурентного развития Северного морского пути, который «должен работать не только как эффективный транзитный маршрут, но и стимулировать деловую активность на российском Тихоокеанском побережье и освоение арктических территорий» поставлена в утверждённой в 2013 году Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года и в Послании Президента России Федеральному Собранию 2014 года.

Подводя итог слушаниям, председатель Экспертного совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров разделил предложения участников парламентских слушаний на три группы.

«Первую группу предложений можно переложить уже сейчас на язык нормативно-правовых актов и предлагать как поправки к действующему законодательству. Это вопросы оптимизации деятельности рыбной промышленности, контроля за нахождением судов в акватории северных морей, предложения о включении специалистов аварийно-спасательных служб в состав судовых команд, по улучшению условий жизни коренных малочисленных народов Севера», – сказал сенатор.

Вторая группа предложений, по мнению Вячеслава Штырова, требует дальнейшего детального рассмотрения. К их числу сенатор отнёс проблемы определения границ полярных владений Российской Федерации, международного разграничения Арктического шельфа, уточнения принципов отнесения отдельных районов к сухопутной части Арктической зоны России для программных и управленческих целей. Эти вопросы сенатор предложил обсудить на заседаниях комитетов и Экспертного совета по Арктике и Антарктике, правительственных часах в Совете Федерации.

Третья группа – это предложения, которые касаются разработки комплексных законов для российской Арктики. Например, предложения о возобновлении работы над проектом Федерального закона «Об Арктической зоне РФ». «Этот законопроект был разработан в пяти вариантах, но ни один из них не был одобрен Правительством РФ. Причиной такого решения называлось отсутствие предмета регулирования для этого закона. На наш взгляд, это далеко не так. Предмет регулирования есть – это вытекающие из особых условий социально-экономического развития арктических районов России особенности применения Бюджетного, Земельного, Налогового кодексов и других действующих федеральных законодательных актов. По факту специальный подход к Северам в экономической политике государства частично применяется: к примеру, можно взять районные коэффициенты к зарплате северян. Но проблема заключается в том, что подобные решения не имеют чёткой законодательной базы и не носят комплексного характера», – считает сенатор.

По его мнению, на первый взгляд вопрос о предмете регулирования проекта федерального закона «Об Арктической зоне Российской Федерации» носит формально-юридический характер. В основе споров лежат диаметрально разные подходы к принципам организации экономической жизни в стране. Господствующая на правительственном уровне идеология экономического либерализма предполагает стандартный нормативно-правовой подход ко всем макрорегионам страны. Предполагается при этом, что рациональное территориальное размещение производительных сил будет автоматически обеспечено действиями рынка.

Вячеслав Штыров в своем выступлении отметил, что реализация этой идеологии в нашей стране, с огромным природно-климатическим и экономико-географическим разнообразием её регионов, приводит к прямой угрозе территориальной целостности российского государства. Свидетельством этому является хронически депрессивное состояние Дальнего Востока и разруха в северных регионах за исключением островков стабильности в точках действия предприятий военно-промышленного и нефтегазового комплексов. «А как может быть по-другому в условиях унифицированных стандартных подходов в экономической политике для всей территории страны? Какие у бизнеса могут быть стимулы для работы в труднодоступных регионах с экстремальными природными условиями и вытекающими из этого повышенными издержками производства? Никаких. Отсюда и разруха, и депрессия. Как следствие – отмечаемые многими специалистами, экспертами и политиками, всё возрастающие территориальные притязания некоторых стран на наши земли и морские акватории, природные ресурсы, призывы к их интернационализации и совместному использованию, – добавил сенатор.

Эффективная защита интересов России на Дальнем Востоке и в Арктике возможна только при активизации экономической жизни и решении первоочередных социальных проблем в этих макрорегионах. Этого невозможно добиться без создания законодательно закреплённых особых нормативно-правовых условий для социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктической зоны Российской Федерации.

«Иными словами, – уточнил сенатор, – надо отказаться от либеральных надежд на всесилие и рациональность рыночных сил в территориальном развитии страны. Ведь вытекающая из этих идей политика стандартного для всей страны законодательства в области экономики и социальной сферы приводит к формальному равенству и огромному фактическому неравенству регионов, обусловленному их совершенно разным природным и инфраструктурным потенциалом. На смену либерализму должен прийти научно-обоснованный рациональный подход и здравый смысл».

По словам Вячеслава Штырова, проект закона «Об особых условиях ускоренного развития Дальнего Востока и Байкальского региона» подготовлен и в настоящее время дорабатывается. Необходимо на основании старых наработок и новых идей аналогичный закон готовить и для Арктики.

«Надо отдавать себе отчет и в том, что значение Арктики определяется не только полезными ископаемыми, биоресурсами и транспортными возможностями, но и тем, что здесь проходит государственная граница Российской Федерации. Причём велика вероятность того, что российская Арктика станет первым рубежом обороны в случае глобального военного конфликта, поскольку это наиболее вероятное направление ракетно-ядерного удара противника. Укрепление обороноспособности страны в Арктической зоне напрямую связано с её экономическим и инфраструктурным развитием. По сути дела все главные опорные пункты на побережье Ледовитого океана имели в советское время и должны иметь сейчас и в будущем двойное назначение. Надо обеспечить их экономическое и социальное развитие, надёжную инфраструктурную связь между ними и всей страной. Это дополнительный аргумент в пользу разработки и принятия закона «Об Арктической зоне Российской Федерации», – сказал Вячеслав Штыров.

В ходе слушаний упоминались ещё два общих законопроекта, касающиеся Арктической зоны России, более локальные по своему характеру. Это проект закона о пространственном планировании сухопутных и морских территорий (акваторий), континентального шельфа и проект закона о Северном морском пути.

«Актуальность первого проекта определяется необходимостью комплексного, эффективного, экологически безопасного и рационального использования природных ресурсов и пространства, исходя из этого – осмысленного размещения объектов производства и транспорта в зонах активной экономической деятельности Арктики, в том числе в акваториях наших северных морей, где пролегает или в ближайшее время будет пролегать Северный морской путь», – сказал Вячеслав Штыров.

По поводу проекта федерального закона о Северном морском пути сенатор отметил, что необходимо определить содержание этого закона, отталкиваясь от идеологии самого Северного морского пути. «Сейчас мы пытаемся воспроизвести советский, так называемый «каботажный» путь, суть которого в восстановлении связей между объектами на побережье. А надо учесть общую логистическую схему Арктики, со всеми ее транспортными артериями и коридорами, включая реки, полярную авиацию, наземные пути, а также возможные новые арктические маршруты трансконтинентальных транзитных морских трасс», – заключил сенатор.

По результатам парламентских слушаний приняты рекомендации правительству и Федеральному Собранию Российской Федерации по совершенствованию законодательного обеспечения развития Северного морского пути и Арктической зоны России.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here