6. ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ НАШИ ПОЗИЦИИ БЕЗУПРЕЧНЫ._image002Последняя поездка Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова в Москву вызвала значительный интерес республиканских СМИ, которые поспешили назвать ее “вне­запной” и связали с новым витком публикаций вок­руг компании “АЛРОСА”, а также с известием о под­готовке условий нового аукциона на право пользова­ния Талаканскимнефтегазоконденсатным месторож­дением. На встрече с главными редакторами газет “Саха сирэ”, “Якутия” и руководством НВК “Саха” Вячеслав Штыров рассказал, какие именно пробле­мы решались в Москве.

– На самом деле моя командировка не была связана с АК “АЛРОСА”, как писали некоторые газеты. В Москве я занимался другими вопросами и проблемами. Известно, что постоянным представителем Республики Саха (Якутия) при Президенте России назначен С.Н. Назаров. Я представил его кол­лективу Постоянного представительства, так чтобы Семен Николаевич сразу без перерыва приступил к ра­боте. У нас много задач, которые на­до решать в столице. Даже сейчас в Москве находится большая группа руководителей республики, специалистов, народных депутатов Государственно­го Собрания (Ил Тумэн), кото­рые занимаются проблемами пенси­онного обеспечения якутян. В Государственной Думе Российской Федерации рассматривается наша законодательная инициатива об изменениях и дополнениях в пенсионное законодательство, свя­занных с проблемой районных коэф­фициентов. И, естественно, что в та­кие острые моменты требуется, что­бы и Представительство республики в Москве рабо­тало на нужды Якутии в полную силу.

6. ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ НАШИ ПОЗИЦИИ БЕЗУПРЕЧНЫ._image004В Москве у меня состоялись встре­чи с заместителями руководителя Администрации Президента России В.Ю. Сурковым и А.С. Абрамовым, на кото­рыхобсуждались вопросы политического характера. Во-первых, о предс­тоящих выборах в Государственную ДумуРоссийской Федерации, которые состоятся в текущем году. Во-вторых, обсуждались вопро­сы о предполагаемых изменениях, разработанных Администрацией Президента России, в законодательство о местном самоуправлении. В рес­публике развернулась практическая работа по организации самоуправле­ния, вот почему нам необходимо учи­тывать все эти возможные изменения. Обсуждались и вопросы, связанные с по­литическими итогами прошлого года, с представлением республи­ки в ходе торжественных мероприя­тий а рамках 370-летия вхождения Якутии в состав России.

В Министе­рстве финансов России с первым заместите­лем министра А.В. Улюкаевым мы об­суждали вопросы, связанные с орга­низацией в республике специализирован­ного таможенного поста, через кото­рый можно было бы осуществлять экспорт производимых в республике бриллиантов. Нашим предприятиям приходится возить свою продукцию на таможенные посты в Санкт-Петер­бург или в Москву, а это для них значительные дополни­тельные расходы. И по­этому алмазный бизнес у нас имеет затруднения с точки зрения реа­лизации алмазной продукции. Это стало проблемой для “Туймаады Даймонд”, других гранильных предп­риятий. Вопрос давний, он поднима­ется уже 5-7 лет. Наконец-то нам уда­лось договориться с Государствен­ным Таможенным комитетом и Минфином России о том, что с 1 января 2004 г. таможенный пост у нас в рес­публике будет создан. А сейчас нам надо подготовить помещение, заку­пить специальное оборудование, обучить кадры.

Обсуждались также и другие фи­нансовые вопросы, связанные со спецификой экономики Якутии. Из-за неравномерного поступления дохо­дов в республиканский бюджет в силу сезонности работы предприятий ряда отраслей нашего народного хозяйства, мы ставили вопрос о получении ссуды и добились этого.

6. ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ НАШИ ПОЗИЦИИ БЕЗУПРЕЧНЫ._image006Состоялась моя третья в течение полутора месяцев встреча с Министром природных ресурсов России, где обсуж­дались вопросы о проведении аукци­она по Талакану и дальнейших перс­пектив нефтяной и газовой промыш­ленности Якутии. Скоро Правитель­ство Российской Федерации будет рассматривать кон­цепцию развития нефтяной и газовой промышленности Восточной Сибири и Дальнего Востока и сейчас мы ве­дем работу с федеральными ведомствами по нашим предложениям к этой концепции. Также Минис­терство природных ресурсов нако­нец-то подготовило свой вариант ус­ловий проведения аукциона по Тала­кану. Мы его получили и с министром обсуждали эти условия. Мною пос­тавлен в очередной раз вопрос о строительстве нефтеперерабатывающего заво­да в республике. И это включено в условия нового аукциона. Сейчас министер­ства и ведомства России согласовывают эти условия с нашими специа­листами. Талакан стал для нас ключе­вой проблемой и поэтому приходится уделять этому столько внимания.

Относительно ситуации вокруг АК «АЛРОСА». В прессе мы наблюдаем всплеск всевозможных статей, пуб­ликаций, интереса к компании. Я разделяю эти публикации, высказывания авторов на две группы. Первая, в свою очередь, состоит из двух частей. Это вопросы, которые, к сожалению, стали для нас традиционными. Они идут чуть ли не с момента образования алмазной компании.

Вновь вдруг возник вопрос о структуре компании. Последнее «новшество» появилось в интерпретации Счет­ной палаты России. Она считает, что и сбытом своим”АЛРОСА” не должна заниматься. Счетная палата обратилась в Правительство Российской Федерации с вопросом о, якобы имевших место,нарушениях при создании компании. По указу Президента РФ должно было быть создано специальное предприятие “Алмазный центр”, которое, по мнению Счетной палаты, должно быть го­сударственным предприятием, и именно оно должно было продавать все алмазы, которые добывает АК “АЛРОСА”. Это старая песня: алмазники должны добывать, а продавать за них будет кто-нибудь другой.

6. ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ НАШИ ПОЗИЦИИ БЕЗУПРЕЧНЫ._image008

Мы же остаемся на прежних позициях – АК “АЛРОСА” создана более 10 лет назад в полном соответ­ствии с действующим законодатель­ством, и нет никаких оснований пересматривать те решения. На самом деле у меня на рабочем столе находятся тексты указов Президента России 1991-1992 годов. В них четко установлена такая схема: вновьсоздаваемая акционерная компания “Алмазы России-Саха” (так она раньше называлась, это потом она была переименована в “АЛРОСА”) самос­тоятельно добывает алмазы, сорти­рует их, оценивает и продает на внешнем и внутреннем рынке. В связи с тем, что АК “АЛРОСА” стала правопреемницей объединения “Якуталмаз”, которое никогда торговлей ал­мазами не занималось, указом специально было предусмотрено, что из государственных федеральных структур объединения – “Алмазювелирэкспорт” и Гохрана, выделяется предприятие “Алмазный центр”. На этом новом предприятии формиру­ются основные фонды, туда перево­дятся работники государственных структур, и это предприятие переда­ется акционерной компании “АЛРО­СА”. Таким образом, создание торго­вого предприятия “АЛРОСА” прои­зошло в строгом соответствии с ука­зом Президента Российской Федерации. “Алмазный центр” – это часть АК “АЛРОСА”, но никак не оторванное от нее самосто­ятельное предприятие. Я думаю, что Счетная палата России неверно трактует текст президентского указа. На самом деле, когда Счетная палата готовила свой проект акта проверки, мы на это указы­вали. В этом отношении наши пози­ции бесспорны, и их мы будем отста­ивать.

Также в очередной раз поднимается вопрос об акциях улусов. Гово­рят, что мол, эти акции неправильно были переданы улусам, что в указе Президента Б.Н.Ельцина ничего о них не было сказано и поэтому их на­до отобрать в федеральную собственность. Действительно, в указе Президента России об улусах ничего не было сказано, но когда создавалась компания, то Государственным коми­тетом по управлению имуществом Российской Федерации, который от имени Правительства России выступал в качестве владельца акций, были приняты специальные решения о том, что улусы получат ак­ции. Эти решения были согласованы и с бывшим исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ Егором Гайдаром.

6. ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ НАШИ ПОЗИЦИИ БЕЗУПРЕЧНЫ._image010Пакет акций алмазных улусов был сформирован следующим образом: 3 процента своих акций улусам передала республика, 2 процента – трудовые коллективы, 3 процента добровольно передало Правительство России. Из этого видно, что лучшее, на что может пре­тендовать федеральное Правительство, – это на 3 процента своих акций. На самом деле Комитет по имуществу России был уполномочен принимать любые решения по акци­ям, в том числе и о передаче их улусам ал­мазной провинции. После принятия всех этих решений началась реальная работа по формированию уставного капитала АК “АЛРОСА”. И тут я хотел обратить внимание на то, как он конкретно формировался. Вы помните, что это были годы приватизации. Имущество, ко­торое находилось на том или иномпредприятии, просто оценивалось, делилось на акции, и эти акции пере­давались членам трудового коллектива – будущим акционерам бесп­латно. Акционеры многих предприятий, нап­ример, “Якутскэнерго” или газовых, нефтяных предприятий, которые в тот момент акционировались, полу­чили бесплатно государственную до­лю. Это касается всех предприятий России. Но это не касается АК “АЛ­РОСА”. Улусам, Правительству Якутии, трудовому коллективу, да и самому Правительству России никто ничего бесплатно не передавал. Имущество АК “АЛРОСА” в чистом виде не прива­тизировалось, оно осталось в госуда­рственной собственности. Учредите­ли компании внесли деньги в уставный капитал. Иначе говоря, они купи­ли акции. Следовательно, улусы ничего ни от кого не получали. Им выде­лили квоту на покупку акций. И они заплатили свои деньги. Как можно отобрать то, что куплено, а не доста­лось бесплатно?

С юридической точ­ки зрения, наша позиция безупречна. И у нас есть все возможности, чтобы ее отстоять как по “Алмазному цент­ру”, так и по акциям. Поэтому мы аб­солютно спокойно реагируем на эти заявления, нам они не в новость. На­ша позиция изложена в юридической форме. Посмотрим, как отреагирует Правительство Российской Федерации на представления Счетной палаты, а я думаю, оно отреагирует правильно, по­тому что понимает и нашу позицию, и что таким способом вопросы не ре­шаются.

Вторая группа вопросов по АК “АЛРОСА” носит другой характер. Она менее значительна и в какой-то сте­пени даже спекулятивна. Пишут, что в компании какие-то события происхо­дят, какие-то существуют споры меж­ду акционерами – федеральным и республиканским правительствами, делятся портфели, укрепляются чьи-то позиции, кто-то своих людей ставит и т.д. Это умозрительные, спекулятивные соображе­ния. Потому что нет ни одного решения в АК “АЛРОСА”, которое не было бы согласовано с двумя главными ак­ционерами: Правительством России и Правительством Якутии.

6. ВЯЧЕСЛАВ ШТЫРОВ НАШИ ПОЗИЦИИ БЕЗУПРЕЧНЫ._image012Этих двух главных акционеров представляют два человека – министр финансов, вице-премьер Правительства Российской Федерации А.Л.Кудрин и я как Президент Республики Саха (Якутия). Я вам официально говорю о том, что все решения, в том числе и кадровые, согласовываются нами как представителями главных акционеров. И последнее назначение вице-президентом компании Н.Н.Ермолаева – это не борьба за какое-то кресло, а согла­сованное решение с учетом деловых качеств Николая Николаевича, с учетом его опыта работы в алмазной промышленности. Все решения Наблюдательного совета, принятые за прошедший год, приняты единоглас­но и все позиции согласованы. Поэ­тому это поиски каких-то журналис­тских сенсаций, хотя не исключена и целенаправленная работа в отноше­нии компании, чтобы подорвать ее позиции с учетом либерализации рынка.

В АК «АЛРОСА» все идет по пла­ну. Я неделю назад был в Мирном, участвовал в заседании правления компании, естественно, сделал свои замечания по работе, но могу сказать, что все идет по плану.

– Как Вы прокомментируете последние события, связанные с новыми условиями аукциона по Талаканскомуместорождению?

– Проблему Талакана надо было решать своевременно. Если бы были приняты необходимые и правильные решения еще в 2001 г., то сейчас бы никаких проблем не было. Но с тех пор много воды утекло, а работы там так и не начаты. Похоже, нынешний формальный владелец лицензии изначально не собирался тратить свои средства на освоение месторождения. Я и не вчера, и не сегодня, и уже и не один раз высказывал свою точку зрения о необходимости смены недропользователя. Она понятна, но теперь Талакан приобрел совершенно иную цену. И вот по какой причине.

В последнее время возросла экономическая активность в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В этой связи значительный интерес стали проявлять к минерально-сырьевым ресурсам восточной части нашей страны соседи: и Китай, и Южная Корея, и Япония. Идут различные контакты на политическом уровне, развиваются деловые связи. Настал такой период времени, когда надо определяться со стратегией развития всего Дальнего Востока, в том числе и нефтегазового комплекса. И вот тут-то оказалось, что как раз к этому времени по­доспели наши месторождения. Имен­но к 2000 – 2001 гг. были закончены геологоразведочные работы и поставлены на баланс очень крупные запасы нефти и газа в Западной Якутии. Кто будет владельцем ли­цензии на эти месторождения, тот фактически будет определять поли­тику нефтегазового комплекса России по меньшей мере на полвека вперед во всем регионе Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Цена, значение их значительно возросли. Вот почему потребовалось уточнение условий нашего Талаканского аукциона. Интерес к нему проявили все крупнейшие компании РФ, за иск­лючением “Лукойла”: и “Газпром”, и “Сургутнефтегаз”, и “ЮКОС”, и “Роснефть”, и ТНК”, и “Сибнефть”, и да­же иностранцы. Потому и были приняты решения о пересмотре условий этого аукциона с точки зре­ния большей пользы для государства. Цена реше­ния резко возросла, и нам нельзя ошибиться, надо принять правильное стратегическое решение. Вопрос сейчас рассматривается в диалоге федеральных ведомств и Правительства республики.

В СМИ была информация, что, пока Правительство России не определится,кудапойдет неф­тепровод, вопрос об аукционе по Талакану небудет рассмотрен. Так ли это?

– Решение о маршруте трубопро­вода может быть принято независи­мо от аукциона по Талакану. Куда бы ни пошла труба талаканскую нефть надо к

какой-то точке подклю­чать. Мы сейчас работаем, чтобы нефтепровод прошел через Якутию, допустим, по маршруту Ангарск –Ковыкта – Усть-Кут – Ленск – Алдан – Сковородино – Находка. Это самый лучший для нас вариант, потому что трасса идет прямо через основные месторождения Якутии, в том числе через Талакан. Там и подключимся к трубе. Будем до конца биться за этот вариант. Но есть и другие альтернативные и конкурирующие. Вот, например, допус­тим, труба пройдет в Китай по марш­руту Ангарск – Дацин. Это плохо, но все равно наша нефть потребуется для подачи в Китай, и мы все равно подключимся к этому трубопроводу, только по друго­му маршруту, менее выгодному для нас. Тогда труба прой­дет из Ленска в Ангарск, что в мень­шей степени затронет территорию республики. Но в любом варианте мы подключаемся к трубе. Поэтому, когда считают какова пропускная способность трубопровода и наибо­лее выгодные варианты, то учитыва­ют и нашу будущую нефть. Видите: решения по месторождениям и трассам могут быть приняты совершенно независимо. Сегодня мы можем принять решение поТалакану, а завтра будет принято решение по маршруту трубопровода, и нам останется выб­рать только точку подключения. Ведь мы все равно будем в этот трубопро­вод подключаться, как бы он ни про­шел.

Скоро будет рассматриваться Кон­цепция развития нефтегазового комплекса России, и в ней в любом вари­анте присутствует Талакан – пройдет ли трубопровод на восток страны, пойдет ли он в Китай или даже, если он пройдет на запад страны. Все равно наша нефть потребуется. Мы только можем для себя считать выгодность того или иного варианта, но это не связано с отработкой Талакана. Тала­кан должен и будет отрабатываться.

– В почте редакции газеты “Якутия” много писем от пенсио­неров. Они сейчас озабочены проблемой районных коэффици­ентов и северных проездов. Что делается депутатами, Правитель­ством республики для решения этих проблем?

– В прошлом году мы уделили много внимания решению этой проблемы. Я этот вопрос ставил на своей встрече с Президентом России 18 июня, получил от него поручение федеральному Прави­тельству, дважды встречался с председателем Пенсионного фонда, дважды встречался с министром труда и социального развития России А. Починком. В конце прошлого года был у заместителя Председателя Правительства Российской Федерации по социальным вопросам В.И. Матвиенко. К сожалению, позиция федеральных структур пока не устраивает нас. Она мотивируется тем, что сложилась сложная ситуация с финансовым обеспечением выплаты текущих пенсий, не хватает денег в целом по стране, чтобы решить наши проблемы, связанные с обеспечением гарантий жителям Крайнего Севера.

Учитывая это, мы начали работу в дру­гом направлении. Государственное Собрание (Ил Тумэн) подгото­вило законодательную инициативу от имени республики о внесении изменений в пенсионные законы. Не часто так бы­вает, но на этот раз нам все-таки уда­лось включить этот вопрос в повестку заседания Государственной Думы, и скоро он будет там рассматри­ваться. Надо отметить, что здесь ак­тивную роль сыграл и наш депутат В.Н. Басыгысов. Понимание было достигнуто в ходе визита в Якутию Председателя Государственной Думы Г.Н. Селезнева, когда

у нас с ним был разговор и в стенах парламента, и здесь в Администрации Президента республики. Во время визита в Якутию Пред­седателя Совета Федерации С.Миро­нова мы эту тему тоже оговаривали. Благодаря этому наш проект закона удалось в Госдуму продвинуть. И сей­час он там рассматривается. Именно поэтому там сейчас находятся боль­шая группа специалистов во главе с заместителем Председателя Прави­тельства республики А.В. Власовым, депу­таты.

Как может быть решен этот воп­рос? Голосование состоится в Думе, которая ориентируется в основном на решения Правительства России. Может быть, наш законопроект на этот раз не пройдет, но капля, как говорится, камень точит.

Но, не дожидаясь этого решения, мы подготовили в Государственную Думу следующую инициативу, уже по другим основаниям. Параллельно подготовили законопроект о районировании Крайнего Севера, где мы добиваемся признания наших районных коэффициентов. Я думаю, что эта линия, которая идет непрерывно уже второй год, а бьем мы в одну точку, все равно принесет свои плоды. И мы надеемся, что этот вопрос все-таки решим.

Помимо работы с Правительством, Администрацией Президента, Государственной Думой Российской Федерации задейство­ваны и судебные органы. В феврале-марте состоится заседание Феде­рального суда, где ответчиком выступает Пенсионный фонд России, который не признает фактически действующие в республике районные коэффи­циенты. Эта работа ведется. И здесь есть шансы на успех. Я не могу ска­зать, что завтра мы решим этот воп­рос, но, работа ведется по трем направлениям сразу.

– Много вопросов поступает в связи с началом деятельности органов местного самоуправления. Затрагивались в ходе ваших переговоров в Администрации Пре­зидента РФ готовящиеся измене­ния в законе о МСУ? В частности, будут ли созданы президентские округа в улусах или группах улу­сов, возможны ли назначения представителей президентов в улусах?

– В Российской Федерации грядут перемены в законо­дательстве о местном самоуправле­нии. В большинстве регионов местное самоуправление устроено на одном уровне. Одни субъекты РФ самоуправляются на уровне населен­ных пунктов, по так называемому по­селенческому принципу. Другие – на уровне районов, то есть по территориальному принципу. В будущем пред­полагается двухступенчатая система самоуправления. Поселенческий принцип будет сочетаться с территориальным. Такие решения Администрацией Президента России уже подготовлены. Они будут направлены в Го­сударственную Думу. Это означает, что первичный уровень самоуправле­ния, как у нас – на уровне поселка, наслега, иначе говоря муниципалите­ты, в дальнейшем будут объединены в муниципальные округа на уровне районов. Это тоже самоуправление, но функции будут разные. Одни про­должат заниматься своими местными проблемами (наслежными, сельски­ми, городскими), а другие будут за­ниматься межселенными вопросами (дороги, общие улусные учреж­дения образования и т.д.). При этой схеме предусмотрено, что в районах будут представителигосударственной власти. Это я говорю пока о проектах федеральных решений. Мы, конечно, должны принимать их за основу, но надо учитывать наш собственный опыт и специфику, руководствоваться здравым смыслом.

Что касается нашей сегодняшней ситуа­ции, то мы сформировали органы местного самоуправления на уровне городов, районов, они у нас более представительные, с большими пра­вами и функциями, чем, например, наслежные. В каждом районе скла­дывается своя ситуация с точки зре­ниягосударственных интересов республики. В некоторых районах много государственной собственности, действуют различные государствен­ные предприятия, много республика­нских учреждений. Например, в од­ном районе есть дом престарелых или филиал высшего учебного заве­дения, в другом ничего этого нет. Там, где будет большая концентрация государственной собственности, предприя­тий, интересов, там, возможно, будут действовать представительные органы госу­дарственного управления, или координатор, например, от Мин­госимущества, Минсельхоза, Минсоциальной защиты республики. А во многих улусах этого и не надо делать. Поэтому округов ника­ких мы создавать не будем. В наших условиях это бесполезно. Территория настолько огромная, что, как показал опыт предыдущей работы, ок­ружное руководство зачастую не мог­ло попасть в отдаленные наслеги. К этой проблеме будем подходить индивидуально. Сейчас такая работа ведется.

Алексей ЧЕРТКОВ, «Якутия», 18 февраля 2003 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here