На очередном заседании Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации был рассмотрен вопрос о проблемах здравоохранения в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны Российской Федерации. 

Выступающие отметили ряд принципиальных факторов, тормозящих обеспечение доступности медицинской помощи в Арктике и ее качественное развитие. Это неразвитость инфраструктуры, транспортная недоступность населенных пунктов, проблема кадрового обеспечения, отсутствие стандартов оказания медицинской помощи в арктических регионах, недостаток финансирования при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, проблема лекарственного обеспечения и многое другое.

Все это приводит к тому, отметили эксперты, что заболеваемость в северных регионах на 12 процентов выше, чем в целом по стране, продолжительность жизни в Арктической зоне на 6–8 лет ниже, чем в других регионах России, а смертность в девять раз выше.

Правительством Российской Федерации предпринимается ряд усилий. Разработан национальный проект «Здравоохранение», приняты меры и ежегодно выделяется финансирование на развитие санитарной авиации, телемедицины, выездных форм медицинского обслуживания и привлечение и закрепление кадров. Внесены изменения в методику распределения субвенций, которые предоставляются из бюджета фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов на программу госгарантий, что привело к значительному увеличению субвенций регионам Арктической зоны в 2019 году.

В то же время, как отметил в своем выступлении заместитель Председателя Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров, накопившиеся проблемы в медицинской отрасли арктического макрорегиона носят системный характер.

«Уверяю, что если мы с вами встретимся через год в этой аудитории, будем обсуждать точно те же самые вопросы, абсолютно те же, и это неспроста, а потому что система планирования в Российской Федерации устроена по отраслевому принципу. Следовательно, когда Минздрав делал программу развития здравоохранения или национальный проект, не выделял никаких макрорегионов», — сказал Вячеслав Штыров. «Надо внедрять телемедицину – в Арктике нет средств связи; надо применять какую-то мобильную медицинскую технику – её не существует в северном исполнении. Вся система медицинских центров не сбалансирована, развивается не в целом для Арктической зоны, а отдельными кусками, клочками. Системы специальных нормативов нет, стандарт одинаковый для всей страны, финансовые нормативы одинаковые, система субвенций одинаковая. Все это происходит потому, что Арктика как таковая не выделена в качестве самостоятельного объекта управления при планировании социальных отраслей. И мы будем сталкиваться с этим бесконечно, причем не только в Арктике, но и на Дальнем Востоке», – подчеркнул Вячеслав Штыров.

В этой связи, по его мнению, необходимо внести в разработанные стратегии развития Дальнего Востока и Арктики изменения и выделить в качестве самостоятельных объектов управления эти макрорегионы. А затем – специально для них разрабатывать программы и по медицине, и по здравоохранению, и по образованию как обособленные части национальных проектов.

По итогам заседания Совета по Арктике и Антарктике разработан ряд рекомендаций в адрес Правительства Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Арктической зоны.

Ольга Фомина

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here