На заседании секции экономического развития Председатель Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации Вячеслав Штыров оценил предстоящие изменения в государственной программе по развитию Арктики, развитие Северного морского пути и классификацию арктических городов.
По словам сенатора, государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года» не разрабатывалась специально для макрорегиона. «Из всех государственных программ, которые действовали на момент разработки арктической программы, выбрали просто те кусочки, которые в той или иной степени касаются Арктики, соединили их в одно целое и решили особым образом контролировать выполнение этих кусочков в других государственных программах», — сказалВячеслав Штыров. По его мнению, с самого начала было понятно, что программа не решает никаких вопросов, не рассматривает Арктику в комплексе и ту проблематику, которая есть в макрорегионе.
Министерство экономики Российской Федерации, разрабатывающее новую редакцию программы, полагает, что в документе необходимо оставить все, как есть. Добавить необходимо только специальные проекты развития, опорные зоны в каждом арктическом субъекте. «Почему это не всеобъемлющая, не комплексная программа? Мотивируют тем, что кризисные времена, средства ограничены. То есть на самом деле то, что будет принято в качестве госпрограммы, это тоже временный паллиатив», — считает Вячеслав Штыров.
 
Развитие Северного морского пути, убежден сенатор, тормозят отсутствие четкого представления о том, как этот процесс должен происходить, и субъекта практической организации использования транспортной артерии. «Министерство по развитию Дальнего Востока, занимающееся вопросами развития Севморпути, считает, что грузопоток должен быть организован с Востока на Запад, забывая, что он может также активно идти и в обратном направлении, что необходим специальный флот, обустройство Севморпути и так далее. Кроме того, даже если считать, что теоретическую часть может сделать Минтранс или Минэкономразвития, то на самом деле практическую часть делать тоже некому. Так как существующая в соответствии с законом администрация Севморпути – это, скорее, контрольно-надзорный орган, который должен контролировать порядок. И возникает вопрос: а кто должен организовывать эти потоки с практической, деловой точки зрения? Такого субъекта нет», — подчеркнул сенатор, добавив, что этот вопрос станет предметом рассмотрения заседания Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и Государственной комиссии по вопросам развития Арктики.
Арктические города необходимо классифицировать, считает Вячеслав Штыров, выделивгорода-форпосты, транспортные пункты и моногорода. «Первая и вторая группы должны поддерживаться при любых обстоятельствах. Эти города необходимы с точки зрения обороноспособности государства, функций транспортного узла, центров организации вахты, поддержки отраслей медицины и образования в регионах», — отмечает сенатор. Моногорода, по его мнению, на будущее лучше стараться не создавать, а превратить Сибирь в опорную базу, в форпост для них.
 
«Рано или поздно мы все равно вернемся к стратегии развития Арктической зоны, потому что она была сформулирована несколько в другое время, и там по-другому сформулированы задачи. У нас есть основы государственной политики, где определены цели нашего присутствия в Арктике, и есть стратегия, которая на основании этих целей разворачивает последовательность задач, и есть государственная программа, которая является инструментом достижения этих задач. Сейчас они не совпадают друг с другом, но рано или поздно нам придется выстраивать всю эту систему и делать еще и закон, который тоже будет инструментом для достижения задач и целей», — убежден сенатор.
 
Ольга Фомина. 
Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here