Интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова

газетам «Якутия», «Саха сирэ» и НВК «Саха» 13 июля 2006 года.

Республика Саха (Якутия) выходит на новый виток развития. Именно здесь разворачиваются огромные проекты, которые изменят жизнь не только Якутии, но и всего Дальневосточного региона и даже России в целом. Об этом и других не менее важных вопросах наша беседа с Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым.

-Вячеслав Анатольевич, проясните ситуацию с АК «АЛРОСА» по выпадающим доходам и как это отразится на бюджете-2007?

Text Box:   План действий по АК «АЛРОСА» давно согласован. Он вытекает из принципиального решения, принятого Президентом России еще в апреле 2001 года. За это время в результате многочисленных совещаний и консультаций Правительства Республики Саха (Якутия) с министерствами и ведомствами Российской Федерации оно было конкретизировано, что нашло отражение в протоколе, подписанном в ноябре прошлого года. Вот в соответствии с этими решениями мы и двигаемся.

В ситуации с АК «АЛРОСА» самое сложное – это компенсация выпадающих доходов из бюджета республики, если арендованный имущественный комплекс будет внесен в уставной капитал компании от имени правительств Российской Федерации и Республики Саха (Якутия). Здесь есть три блока вопросов.

Прежде всего речь идет о дополнительных доходах, которые мы должны получить в результате изменения по договоренности с российским Правительством бюджетного законодательства России.Имеется в виду, что налог на добычу полезных ископаемых, который сегодня идет в федеральный бюджет, конкретно по алмазам будет зачисляться в региональные бюджеты. Это значительная сумма дополнительных доходов республики, которую мы сможем получать. Вопрос практически согласован на всех уровнях, и проект соответствующих поправок в Бюджетный кодекс Российской Федерации вносится Правительством России в Государственную Думу, где будет рассмотрен на очередной сессии. Правительство России согласилось также с тем, чтобы ежегодные разовые платежи нашего алмазодобывающего предприятия «АЛРОСА – Нюрба», которые должны выплачиваться в федеральный бюджет на протяжении всего срока действия лицензии, поступали в бюджет республики. Это ни много, ни мало, 600-800 млн. рублей в зависимости от годового объема добычи алмазов. По этому вопросу также потребуют изменения в федеральном законодательстве. Текст изменений в закон согласован, и Минфин представляет его в Правительство России, после чего он пойдет на рассмотрение в Госдуму.

Второй блок вопросов связан с другими вещами. Мы говорим, что поскольку у нас выпадают доходы, то часть затрат, которые республика несет из своего бюджета, необходимо передать на финансирование из федерального бюджета. Например, содержание некоторых дорог, высших учебных заведений, других объектов и программ, что возможно по федеральному законодательству. Соответственно, эти объекты должны быть переданы в федеральную собственность. Принципиальное согласие Минэкономразвития, Росимущества и Минфина России получено, и сейчас ведется работа с министерствами и ведомствами Российской Федерации по условиям их передачи и финансирования.

Третий блок вопросов нам необходимо отрабатывать не только с Российской Федерацией, но и с самой компанией «АЛРОСА». Мы предлагаем сохранить двухпроцентные платежи компании в экологический фонд улусов «алмазной провинции», а также ежегодно перечислять в бюджет республики некоторые суммы в рамках социального партнерства.

Вот три блока вопросов по выпадающим доходам. Работа по ним находится уже в завершающей стадии.

-А как решается вопрос по имущественному комплексу?

-Вы знаете, что есть договоренность о том, что имущественный комплекс будет признан совместной собственностью и разделен между федеральным Правительством и республиканским.А уже потом внесен в уставный капитал АК «АЛРОСА» таким образом, чтобы Республика Саха (Якутия) сохранила свои 40%, а Российская Федерация получила 50% плюс одну акцию. Поскольку стоимости самого имущества для этого не хватает, российское Правительство докупило на свободном рынке примерно 10% акций, таким образом у России сейчас находится в собственности почти 48% акций. Остальные три процента будут получены при внесении в уставный капитал имущественного комплекса. Работа по оценке имущественного комплекса и его предварительному разделению на федеральную и республиканскую части завершена, и результаты направлены на экспертизу в Росимущество. По оценке Министерства имущественных отношений республики стоимость имущества составляет примерно 69 миллиардов рублей. Этого достаточно, чтобы внести его в уставный капитал от имени двух правительств так, чтобы у Якутии было 40% акций, а у России – 51%.

Если экспертиза покажет, что оценка сделана правильно, то мы приступим к следующей стадии – собственно внесению имущественного комплекса в уставный капитал АК «АЛРОСА».

Понятно, что в ходе взаимодействия с федеральными министерствами и ведомствами возникает много вопросов и проблем. Итоги полугодовой совместной работы будут подведены на специальном совещании 25 июля в Москве. Если все разногласия будут сняты, будем считать, что подготовительная часть завершена и осталась оформительская. Если какие-то противоречия останутся и не будут согласованы на этом совещании, то мы обратимся в Правительство и к Президенту Российской Федерации для принятия решения.

Еще один вопрос касается нормативного закрепления решений, принимаемых на уровне министерств и ведомств, их узаконивания, тем более что они будут действовать до 2017 года включительно. Здесь существует принципиальная договоренность о принятии специальных постановления Правительства и указа Президента Российской Федерации. Проект постановления уже подготовлен и находится на согласовании в министерствах и ведомствах, а проект указа направлен для рассмотрения в Правительство и администрацию Президента России.

– Многих сегодня волнует иск Росимущества в Арбитражный суд на Правительство республики по поводу владения имущественным комплексом. Этот вопрос активно обсуждают депутаты Государственного собрания (Ил Тумэн) на проходящей сейчас сессии. Каковы Ваши оценка и прогнозы?

-Мы думаем, что в ходе судебного разбирательства будет заключено мировое соглашение, которое устроит правительства и России, и Якутии. Сам факт заключения мирового соглашения имеет огромный смысл, потому что в этом случае ни одна из сторон уже никогда не сможет вторично вернуться к этому вопросу. Это означает, что в данном деле будет поставлена окончательная точка. Вот почему мы, в общем-то, спокойно воспринимаем этот иск и готовим свою позицию и проект мирового соглашения. Если же оно не будет заключено, будет принято отрицательное для республики решение, то у нас остается возможность обратиться к Президенту России.

Работа ведется динамично, ничего сверхъестественного не происходит, все договоренности, которые были достигнуты на предыдущих этапах с Правительством, министерствами и ведомствами Российской Федерации, выполняются, в чем надо отдать им должное.

-Что республика будет иметь в финале?

-Республика сохраняет свою долю в уставном капитале, получает справедливую компенсацию выпадающих доходов от деятельности АК «АЛРОСА».

Большую пользу получит и сама алмазная компания. Увеличение уставного капитала за счет внесения в него ранее арендованного имущественного комплекса значительно повысит кредитоспособность «АЛРОСЫ», а прекращение выплат арендных платежей даст ей новые возможности для масштабных инвестиций в развитие производства. Улучшение дел в алмазной промышленности принесет большую пользу и республике в целом, ведь она есть и останется на многие годы вперед нашим главным налогоплательщиком. А кроме того, не надо забывать, что сегодняшняя ситуация с производством и минерально-сырьевой базой компании таковы, что не далек тот час, когда она просто не в состоянии будет платить арендную плату вообще. А так мы получаем замещение арендной платы из федеральных источников. Это одна сторона дела. А другая – можем рассчитывать теперь на устойчивое развитие алмазодобычи и, соответственно, стабильность доходов республики от алмазов ещё на долгие годы.

Вотпочему я оцениваю все решения по компании как позитивные для Республики Саха (Якутия).

– Строительство нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», создание Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Эти проекты составляют стратегический план развития республики на многие годы вперед. Какие перспективы они открывают для якутян?

– К тому, что вы сказали, надо еще добавить строительство железной дороги до Якутска с совмещенным мостом через Лену.

Приплюсовать и пятилетний план развития золотодобывающей промышленности. Важно, что в золотодобычу привлечены крупные компании, Text Box:    Якутия. Алданский район. Председатель совета директоров ОАО «Полюс» В.В. Рудаков и Президент Якутии В.А. Штыров На обогатительной фабрике ОАО «Алданзолото ГРК». п. Нижний Куранах. 2006 г. такие как «Полюс». Недавно они отчитывались перед Правительством республики и доложили, что только в этом году должны вложить в отрасль 100 миллионов долларов, все пока идет по плану и по Алдану, и по Нежданинке.

К сказанному надо добавить и развитие угольных месторождений. Шахта «Денисовская» уже строится, вторая – на месторождении «Эрэл» – проектируется и на следующий год начнется её строительство, в конце года будут решены все вопросы по Эльге.

А еще развитие нефтедобывающей промышленности, подготовка к созданию газовой промышленности общероссийского значения. Если в нефтяной промышленности мы уже ведем масштабные работы, то по газу пока не утверждена схема освоения ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Она сейчас находится в работе, и Правительство России будет рассматривать ее осенью. Надеемся, что все наши предложения будут приняты и дело перейдет в практическую плоскость.

Если мы реализуем все эти проекты, произойдет гигантский скачок в развитии Республики Саха (Якутия). Достаточно сказать, что если все пойдет по задуманному, то в первую пятилетку следующего десятилетия мы удвоим валовой региональный продукт, а во вторую он будет втрое больше по сравнению с нынешним. Это будет совсем другое состояние экономики, социальной сферы, доходов республиканского бюджета. Надеюсь, что через 10 лет у нас не будут возникать проблемы, где найти выпадающие доходы от «АЛРОСА», а будет возникать вопрос – куда девать деньги, как сейчас в Ханты-Мансийске.

Все наши проекты реальные, достаточно глубокие по проработке, многие уже реализуются. Сейчас идет романтическая стадия – выбор створов, трасс, работа изыскателей. Достаточно сказать, что на изыскательских работах по трассе нефтепровода уже работают порядка тысячи человек.

– Для того чтобы пополнить доходную часть бюджета, республике приходится продавать акции некоторых крупных предприятий. Каковы стратегические цели этих приватизационных мероприятий и станут ли новые владельцы учитывать интересы республики? Если появится новый хозяин «Сахателекома», будет ли развиваться связь в отдаленных, арктических улусах?

– Каждое решение о приватизации имеет под собой несколько оснований, и вопрос заключается не только и не столько в том, чтобы получить дополнительные доходы в бюджет для решения тех или иных задач. Не менее, а в ряде случаев и более, важно то, что мы должны очень тщательно смотреть за тем, что происходит на рынках. Есть отрасли, такие как телекоммуникации и связь, в которых все развивается очень быстро. Здесь возникли крупные компании, такие как МТС, «Ростелеком», «Билайн», которые постепенно путем агрессивной ценовой политики, внедрения новых эффективных технологий фактически вытесняют с рынка все другие компании. Поэтому судьба нашего «Горизонта-РТ» или «Сахателекома» очень простая: или в результате конкурентной борьбы они вообще перестают существовать, как было с «Горизонтом-РТ», либо мы должны рассчитывать на то, что они станут частью большой компании, чтобы продолжить свою жизнь. Это неизбежно. Чтобы сохранить свои компании, нам надо вступать в те или иные альянсы с действующими на всем общероссийском рынке крупными компаниями. Например, в авиации мы стараемся войти в транспортные альянсы, чтобы работать в союзе с некоторыми крупными компаниями по совместному регулированию расписания движения, организации транспортных хабов, стыковке рейсов и по другим вопросам. В связи это не получается, в этой отрасли идет интенсивный процесс консолидации активов за счет поглощения более мелких крупнейшими компаниями России. Поэтому нам надо просто правильно оценить ситуацию и вовремя продать свои пакеты акций, чтобы сохранить наш «Сахателеком» и другие предприятия.

Что касается услуг связи для отдаленных районов Крайнего Севера, пока они находятся под контролем федеральной службы по тарифам, поэтому мы можем рассчитывать на то, что тарифы будут более или менее справедливы. У нас есть реальный земной опыт работы с приватизированными компаниями. В 1990-е годы Правительство Республики Саха (Якутия) ни за что, ни про что, просто так, без денег сдало свой контрольный пакет акций «Якутскэнерго» РАО «ЕЭС России». Это, конечно, ошибка: если уж на то пошло, то надо было акции продавать, выручать за них крупную сумму денег. Но что случилось, то случилось. И хотя сегодня в «Якутскэнерго» Правительству республики принадлежит практически один процент, в принципе это вполне управляемая компания как через систему тарифов, которые устанавливает наша Региональная энергетическая комиссия, так и через систему планов развития компании, которые мы совместно с энергетиками разрабатываем и реализуем. В Совет директоров несмотря на то, что там государственная доля очень мала, всегда включается представитель Правительства республики. Мы позитивно оцениваем деятельность «Якутскэнерго» и надеемся, что такой опыт повторится и в области связи. Так что ничего страшного нет.

– Нынешнее Послание Президента России Федеральному Собранию носит стратегический длительный характер, считается, что это программа развития страны на 10 лет вперед. Какие, на Ваш взгляд, первостепенные задачи, вытекающие из Послания, важны для нашей республики?

– Каждое Послание Президента нужно рассматривать не само по себе, а во взаимосвязи с предыдущими, потому что только совокупность идей, заложенных во всех посланиях, дает общую картину движения страны вперед. Просто каждый год Президент акцентирует наше внимание на тех аспектах, которые он считает главными на сегодняшний момент. И если он говорит, что для нас очень важны борьба с коррупцией, улучшение демографической ситуации в стране, повышение обороноспособности, то это не означает, что вне поля внимания должно оставаться, то о чём говорилось в прошлом или позапрошлом году, скажем, по части развития социальной сферы, образования и другим вопросам. Послания необходимо рассматривать как государственную и политическую линию на те цели, которые мы должны достигнуть.

Для нас, как мне кажется, из последнего Послания чрезвычайно актуальна демографическая проблема. Она актуальна как для республики как таковой, так и для республики как составной части геополитического пространства Российской Федерации. Вы помните, не так давно бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт в одном из своих выступлений, которое она делала уже в качестве частного лица, высказала мысль о несправедливости, по её мнению, что Россия занимает такую большую территорию и что россиянам принадлежат такие большие богатства. Можно по-разному воспринимать ее слова, тем не менее, это предостережение, и нам необходимо укрепить свои позиции на Дальнем Востоке и Крайнем Севере, в том числе и путем прекращения оттока населения, создания для людей нормальных условий жизни. Необходимо создать форпосты, как это делалось еще в XVII веке, когда начали осваиваться эти территории. И сейчас перед нами такая же задача. Поэтому среди поставленных Президентом России проблем я бы выделил для себя именно демографическую. Это и закрепление кадров, и увеличение численности населения республики. Нас очень мало, и многие задачи мы не можем решить из-за того, что у нас не хватает людей. Правительство республики ведет разную работу в этом направлении. С одной стороны, мы имеем довольно позитивные показатели. У нас на протяжении последних Text Box:   Якутия. Амгинский улус. В родильном отделении Центральной улусной больницы. с. Амга. 2006 г. лет рождаемость превышает смертность и является одной из высоких в Российской Федерации. С другой стороны, у нас ежегодно снижается, хоть и не намного, численность населения за счет оттока, люди уезжают с Севера. Часть этой миграции обусловлена, например, закрытием поселков. Вот в этом году вышло Постановление Правительства Российской Федерации о закрытии последних семи поселков, и в течение двух лет мы должны предоставить людям жилищные сертификаты для приобретения жилья за пределами республики. Это вынужденная миграция. Но ведь большие планы и новые проекты в республике на ближайшие годы – это на самом деле точка приложения сил, привлечения для их решения людей. В этой связи мы должны принять целый комплекс мер для того, чтобы создать нормальные условия для семейной жизни, улучшения демографической ситуации в республике. Для этого Правительство республики разрабатывает специальную президентскую программу «Семья и дети на 2007 – 2011 годы», в контексте общей подготовки индикативного пятилетнего плана Республики Саха (Якутия). Этот пятилетний план будетсостоять из отдельных целевых программ. И то, что одна из них касается семьи и детей, говорит о том, какое мы значение придаем этому.

С другой стороны, должна быть и общегосударственная демографическая политика на уровне Российской Федерации. Однажды в Хабаровске на совещании, в котором участвовал Президент России, состоялась дискуссия с участием министра промышленности, тогда зампреда федерального Правительства В. Христенко, который сказал примерно так: люди должны жить там, где тепло и хорошо живется, а работать там, где хорошие заработки. Иными словами, восточные и северные районы страны должны осваиваться исключительно вахтовым методом. Я думаю, что это неправильная позиция, ошибочная. Мы должны создавать на Севере крупные опорные центры, сохранять города и поселки и из них работать вахтовым методом на крупных производствах, как мы делаем, например, на алмазах: Мирный – базовый город, из которого вахтой осваиваются нюрбинские месторождения алмазов. Необходимо осознанно, на уровне государственной политики Российской Федерации не отмахиваться от проблем северных городов, а, наоборот, помогать их стабилизации, развитию инфраструктуры, решению жилищных проблем. Мы обращаемся в Правительство России с предложением: разрешить жителям семи закрываемых поселков выдать сертификаты на покупку жилья не только за пределами республики, но и в Якутии. Почему не разрешить человеку, если он хочет, переехать из Югоренка в Якутск, например? Но пока законодательно это запрещено, хотя осознание на уровне Минрегиона России, что это неправильно, есть. Сейчас много разговоров о программе возврата соотечественников, программе привлечения людей на Дальний Восток, пилотныепроекты реализуются в Амурской области, Хабаровском и Приморском краях. Это из той же самой серии. Я думаю, что ключевыми являются слова Президента, сказанные в одном из первых посланий: главная задача – быть конкурентоспособными во всем – и государству в целом, и предприятию, и каждому человеку.

–  Как будет реализовываться программа по развитию сельского хозяйства?

– Мы находимся на завершающем этапе первых пяти лет действия республиканской программы социально-экономического развития села. И сейчас Правительство заканчивает разработку второго этапа на следующую пятилетку, которая начнется в 2007-м и закончится в 2011 году. В сентябре программа придет на рассмотрение Президенту республики, потом мы ее отправим в Госсобрание (Ил Тумэн), в октябре-ноябре она будет утверждена и начнет действовать. В новой программе будут расставлены несколько другие акценты. Смыслом первых пяти лет было воссоздание утраченных связей, создание системообразующих центров, вокруг которых строится вся структура сельскохозяйственного производства. Я имею в виду систему закупок и переработки сельскохозяйственного сырья, создания машинотехнологическихстанций, инфраструктуры обслуживания села. За эти годы мы построили 116 перерабатывающих заводов и цехов, 15 машино-технологических станций. Это системообразующие факторы, которые наряду с мерами экономического стимулирования, дотациями, позволили восстановить структуру сельскохозяйственного производства, сбыта продукции и хозяйственного оборота на селе. Много делалось и для развития сельской инфраструктуры: газификация, строительство дорог, магистральных и групповых водоводов летнего и круглогодичного действия, строительство школ, подготовка кадров через нашусельхозакадемию и ряд других учебных заведений. При этом особого акцента не делалось на какие-то формы хозяйствования. Это все было рассчитано на сельскохозяйственное производство в целом. На следующем этапе мы будем стимулировать развитие крупнотоварногоконкурентоспособного сельскохозяйственного производства в области животноводства и кормопроизводства.

– А как с этим соотносится национальный проект по развитию сельского хозяйства?

Text Box:   Якутия. Оймяконский улус. Министр сельского хозяйства России А.В. Гордеев, полпред Президента России в Дальневосточном федеральном округе К.Ш. Исхаков, Президент Якутии В.А. Штыров в оленеводческой бригаде                      ГУЛ ОПХ «Ючугейское». 2006 г. – Он не является заменой всех наших планов, а является их существенным дополнием. В связи с реализацией национальных проектов мы получаем дополнительное финансирование из федерального бюджета на субсидирование процентных ставок для мелкотоварных форм сельскохозяйственного производства, на лизинговые операции, строительство жилья для специалистов сельскохозяйственного производства. Получен протокол от Минсельхоза России по финансовой поддержке оленеводства и табунного коневодства, чего мы добивались, начиная с совещания при Президенте России в Якутске и кончая прошедшей у нас в республике в нынешнем году коллегией Минсельхоза. На эти цели нам выделено примерно 150 миллионов рублей федеральных средств. Еще 260 миллионов на реализацию национального проекта мы дополнительно выделяем из своего бюджета. Это дополнительные средства на работы, которые мы считаем важными, так как они вписываются в общий контекст нашей программы социально-экономического развития села. Поэтому мы не рассматриваем национальные проекты как замену нашей программе, она будет и дальше выполняться. К сожалению, в национальном проекте по сельскому хозяйству довольно долго определялись организационные основы, способы финансирования, залоговые инструменты, потому есть отставание с его реализацией по всей стране, но постепенно это навёрстывается.

– Как решаются остальные проекты?

– Лучше всего поставлено дело по реализации проекта «Здравоохранение». Этот проект состоит из нескольких элементов. У всех на слуху повышение зарплаты некоторым категориям медицинских работников, на слуху как в позитивном плане, так и в негативном. Так как одним добавили, а другим нет. У всех на слуху родовые сертификаты. Это внешняя сторона. Но проект имеет и более глубокий смысл. Прежде всего, это вакцинация населения. Так, в нашей республике мы должны провести вакцинацию по разным основаниям более чем 350 тысячам человек от гриппа, гепатита, краснухи и других заболеваний, чего длительное время не делалось. Причем вакцинация проводится бесплатно для населения, за счет государственных средств. Проводится массовая замена медицинского оборудования. Мы уже получили за счет федеральных средств и нашего софинансирования семь флюорографических комплексов, которые отправили в улусы республики, порядка 50 машин «Скорой помощи», реанимационные автомобили, 50 лабораторий. Это хорошее подспорье для замены первичного, самого нужного оборудования. У нас, особенно в отдаленных северных арктических улусах, возникла ситуация, когда флюорография сама превратилась в источник болезней, настолько была изношена рентгеновская аппаратура. Около 350 врачей только за первую половину 2006 года прошли переподготовку в Хабаровском мединституте. В рамках национального проекта уделяется большое внимание ВИЧ-заболеванию. Для борьбы с ним выделены всевозможное оборудование и лекарственные препараты. Так что работаведется по самым разным направлениям. Что касается зарплаты, то сейчас круг специалистов, получающих доплаты, расширяется, их будут получать и работники скорой помощи, и фельдшерско-акушерских пунктов, которые раньше были исключены.

Развитием национального проекта «Образование» в какой-то части мы удовлетворены. Это доплаты учителям за классное руководство, расширились и категории педагогов, которые будут получать доплаты. Что касается участия наших педагогов и школьников в национальных грантах, то вся необходимая документация подготовлена и направлена в конкурсные комиссии, и я надеюсь, что мы их получим. Неплохо обстоит дело с компьютеризацией школ, она несколько похуже, чем в здравоохранении, но безусловный рывок есть. К началу реализации национального проекта в республике уже почти все школы были компьютеризированы, но за многие годы эксплуатации 30% всех компьютеров находятся в изношенном состоянии, предстоит их замена. Самая главная проблема – выход в Интернет.

Пожалуй, хуже всего обстоит дело с национальным проектом по строительству доступного жилья. Тем не менее, в нашей республике мы и до проекта попытались наладить разного рода механизмы финансирования жилищного строительства. Худо-бедно, каждый год мы привлекаем из разных источников почти по пять миллиардов рублей. Это бюджетные деньги, средства предприятий, кредиты банков и другие источники. В результате по вводу жилья мы в последние годы были и остаемся лидерами в Дальневосточном федеральном округе. Хотелось, чтобы в этой сфере начались революционные изменения. Но, к сожалению, этот национальный проект хуже всего отработан. Да, проведена большая работа по упорядочению системы выдачи земельных участков, подключению к инженерным сетям, но, как нам кажется, этот проект имеет недостаточное финансовое обеспечение, потому нет такого большого сдвига в целом по стране. И больше того, в проекте приоритеты сделаны для крупных городов, таких, как Москва, Санкт-Петербург, Омск, Новосибирск, где есть большой спрос на жилье, а главное – платежеспособность населения. И где строительные компании готовы так продать свою продукцию, чтобыText Box:   Якутия. Ленский район. На строительстве нового жилого дома в г. Ленске. 2006 г. возместить полностью затраты и на строительство жилья, и на коммуникации. Для того, чтобы снять с них часть нагрузки, в национальном проекте предусмотрены хорошие меры, но они не подходят к отдаленным северным регионам и Дальнему Востоку. Мы неоднократно об этом говорили, кое-какие сдвиги в лучшую сторону есть. В числе 15 субъектов Федерации Якутия будет реализовывать пилотный проект по малоэтажному строительству вЖатае и Нижнем Бестяхе. Республика получила дополнительное финансирование в 50 миллионов рублей на строительство жилья для молодых сельских специалистов. Наконец-то решилась проблема с сертификатами для выезжающих из республики людей. Благодаря этим сдвигам будет и прирост ввода жилья. Обычно мы сдавали по 250 тысяч квадратных метров, и считали это для себя нормой, а в этом году сдадим уже 285, а за пять лет дойдем до 500 тысяч. Но, заметьте, советского уровня мы еще не достигнем. В 1990 году в республике было сдано 770 тысяч квадратных метров жилья.

–  К сожалению, обычно в России хорошее дело начинается, а потом быстро прекращается. Надолго ли национальные проекты?

– Первоначально они были рассчитаны на три года, но сейчас возникает идея продолжить их действие и Правительство России разрабатывает план на 2007 – 2010 годы. Это обусловлено тем, что, во-первых, реализация проектов затянулась на старте, требовалось предварительно решить многие вопросы, чтобы их запустить, во-вторых, в некоторых случаях они дали хороший эффект, особенно в медицине и образовании. Кроме того, есть идея добавить еще один национальный проект – развитие культуры. Так что, думаю, они не заглохнут. А наличие сразу нескольких среднесрочных национальных проектов, программная работа федерального Правительства по развитию машиностроения и авиации, наукоемких производств, освоению Восточной Сибири и Дальнего Востока, подводит страну к воссозданию системы индикативного планирования, которое есть в некоторых зарубежных странах. Это хорошо.

-Какова Ваша оценка исполнения инвестиционной программы за первое полугодие 2006 года?

-Инвестиционная программа всегда выполняется в нашей республике на 100%. Другой вопрос, что на протяжении последних лет большую часть жилья и других объектов мы сдаем в четвертом квартале, потому при отчетах возникают сложности. Все плановые показатели и главные тематические задачи будут выполнены. Это ввод 15 новых школ, 285 тысяч квадратных метров жилья, отдельных участков линии электропередачи Мирный-Сунтар-Нюрба, водоочистных сооружений в Якутске. Я позитивно оцениваю работу строительного комплекса и никаких проблем не вижу.

-Местное самоуправление на поселенческом уровне работает уже полгода. Не кажется ли Вам, что в связи с такими глобальными проектами муниципалитеты ушли не то что на второй, на 10 и 20 план? Как они развиваются, на Ваш взгляд, и насколько вообще оправдана муниципальная реформа?

– Каждое новое дело всегда несет в себе позитивные импульсы, но имеет и какие-то негативные аспекты. Это нормально. Надо просто работать, чтобы в нём раскрыть лучшее. Вот и муниципальная реформа, с одной стороны, важна и полезна для людей. Власть максимально приближена к людям, есть возможность вовлечь их в решение своих местных задач, сделать их самих в какой-то степени публичной властью на муниципальном уровне. Это очень важно. С другой стороны, есть ряд аспектов, которые уже можно охарактеризовать со знаком минус. Достаточно сказать, что у нас на одну тысячу увеличилось количество муниципальных служащих. На самом деле это мы еще поступили очень жестко, практически недодав штаты муниципалитетам в значительном количестве. Я в скобках замечу, что это касается и всех органов государственной власти. Есть мнение, что в республике раздуты штаты госслужащих. Ничего подобного. У нас самый маленький по численности государственный аппарат во всем Дальневосточном федеральном округе, самые низкие зарплаты у госслужащих, самое малое количество управленцев на 1000 человек населения. В этом отношении мы особо не размахиваемся. Вот и к муниципалитетам такой же подход. Но при всём том, рост числа бюджетников за счёт муниципальных служащих есть. Второе, возникла проблема во взаимоотношениях между муниципалитетами разного уровня. Где-то она решается бесконфликтно, а где-то стоит довольно остро, особенно при дележе чего-то материального. Например, в таких самодостаточных районах, как Мирнинский, при формировании бюджетов в каких-то поселках и городах бюджетная обеспеченность очень высокая, а в других – негусто. И механизмов для того, чтобы перераспределить бюджетные средства на уровне района, не очень-то много. Возникают конфликты. В других районах, например, Мегино-Кангаласском, конфликты по поводу земли. Традиционно часть земель раньше считалась общей собственностью. Это отгонные луга, острова и некоторые другие. Теперь рядом расположенные муниципалитеты быстренько их себе прирезали, лишив соседей традиционных угодий. Конечно, со временем все эти конфликты преодолимы, но это показатель того, что в системе есть определенные изъяны. Ведь дошло до того, что некоторым муниципальным образованиям государственная власть стала неText Box:   Якутия. Мирнинский район. Президент Якутии В.А. Штыров с главами муниципальных образований                               Вилюйской группы улусов. п. Светлый. указ. Я являюсь членом комиссии при Председателе Правительства России Михаиле Ефимовиче Фрадкове по взаимодействию между субъектами Федерации и федеральным центром. Так вот, на одном из её заседаний автор муниципальной реформы Дмитрий Николаевич Козак вынужден был признать существование такой проблемы в стране в целом и сказал, что представление об абсолютной независимости муниципалитетов неправильно, и муниципальная власть является одной из разновидностей государственной власти. Это значит, что есть осознание того, что на самом деле нужна стройная система распределения полномочий и взаимной ответственности, и самое главное – взаимоподчиненности. Я считаю, что оптимальной была советская система, когда были взаимоподчиненные советы разных уровней. В каких-то аспектах они были самостоятельны, в других – подчинялись вышестоящему совету. Теперь произошли разрывы в определенных точках, потому и возникают проблемы. В целом же процесс набирает силу, муниципальные власти приступают к своим обязанностям конфликтно или бесконфликтно, набираются опыта, вписываются в систему, начинают приносить пользу людям.

– В последнее время много говорится о роли партии «Единая Россия» в жизни страны. Как в этой связи, Вы оцениваете ситуацию, сложившуюся в нашем региональном отделении партии?

– Я бы разбил ответ на ваш вопрос на две части. Первая – это деятельность «Единой России» как общенациональной партии. И вторая – деятельность нашего регионального отделения. В стране идет процесс создания гражданского общества, который включает в себя возможность выражения разного рода интересов и идей людей через участие в общественной деятельности и формированиях, важнейшими из которых являются политические партии. В этом плане те шаги, которые предпринимаются в законодательной сфере по созданию многопартийной системы, выборам в Государственную Думу по партийным спискам, укреплению партий, в том числе, и через бюджетное финансирование выборов, – это правильное направление на конструирование в нашей стране демократического гражданского общества. Эти меры оправданны и своевременны. Ведь, если дожидаться, когда это сложится естественным путем, мы можем просто-напросто потерять время и получить аполитичное общество, что не способствует ни реальному становлению демократии, ни развитию государства. При этом для всех партий, конечно же, должны быть созданы равные условия для развития. Я думаю, что в финале мы получим многопартийную систему, в основе которой могут быть две-три, максимум четыре-пять партий. Как в Соединенных Штатах Америки, где реально сложилась двухпартийная система, хотя никто не ограничивает создание новых партий, либо многопартийная, как во многих европейских странах. К этому мы подойдем по мере дальнейшего расслоения общества, его стратификации, потому что партии – мощный инструмент выражения экономических и социальных интересов определенных групп людей, слоев населения. Это все объективно, и мы видим, как быстро становятся, крепнут партии, видим все элементы внутрипартийных дискуссий и межпартийной борьбы. Так и должно развиваться общество. «Единая Россия» занимает ведущее положение в нашей партийной системе, и на сегодняшний день ее можно назвать правящей партией, хотя, в принципе, это несколько условно, потому что в общепризнанном понимании правящая партия та, которая выдвинула лидера государства. Тем не менее, у «Единой России» большинство в Госдуме, региональных парламентах, её членами являются многие руководители субъектов Федерации, поэтому она безусловно занимает лидирующую позицию в обществе. И, конечно же, от того, какова линия в самой партии, зависит состояние дел в стране. Я считаю, что мы должны оценивать деятельность «Единой России» через призму состояния государства, где она занимает такое доминирующее положение. Это факт, что за последнее время укрепились государственность России, экономическое и международное положение страны. Началось поэтапное решение государственных вопросов, которые раньше откладывались в дальний ящик, возьмем, для примера, те же национальные проекты. Мы должны оценить деятельность «Единой России» в развитии нашей страны как позитивную. В то же время нужно понимать, что партия находится в стадии становления. Еще не до конца сложились определенные организационные и идейные принципы, на которых она строится. Еще не совсем сформировался кадровый состав. Партия еще не прошла сложных испытаний, в том числе и настоящими многопартийными выборами, где будут равные ей конкуренты. Конечно, мы не можем не видеть недостатков в деятельности партии, но это болезни роста. В большей степени эти недостатки проявляются на местах, существуют внутрипартийные распри во многих субъектах федерации. В том же Приморском крае или Саратовской области, где значительная часть членов «Единой России» в Областной думе покинула партию и создала новое движение. Это закономерно, потому что партия проходит период становления. Бояться этого не надо, наоборот, из каждого такого случая нужно извлекать уроки.

Наше региональное отделение тоже не очень уверенно себя чувствует. Социологический опрос, проведенный совсем недавно, показывает, что за последние три года, к сожалению, рейтинг партии «Единой Россия» в нашей республике не увеличивается, а постепенно подтаивает. Думаю, что это связано, прежде всего, с субъективным фактором, потому что у нас нет единства внутри регионального политсовета «Единой России». К сожалению, руководство нашего политсовета в достаточной степени скомпрометировано теми событиями, которые происходят в мэрии. Существует и общая болезнь, которая характерна для нашего регионального отделения и партийного строительства в России в целом, когда в погоне за количеством членов теряется качество. К партии примыкают многие люди из карьерных соображений. Например, совсем недавно большой резонанс получило вступление в «Единую Россию» Семена Николаевича Назарова. Это уже четвертая партия, в которую он вступает. На прошлых выборах он представлял Российскую партию жизни. Причем у него довольно своеобразная интерпретация мотивов, по которым он вступил в партию: потому что этого требует «АЛРОСА». Он так и пишет в своем интервью, что АК «АЛРОСА» является не только хозяйствующим субъектом, но и частью гражданского общества. По-моему, это полный абсурд. Производственное предприятие никак не может быть частью гражданского общества. Это совсем другая структура, и ввергать АК «АЛРОСА» еще и в партийную деятельность абсолютно неправильно, мотив этот неверен. «АЛРОСА» – это огромный трудовой коллектив, в котором 40 тысяч работающих, и каждый член этого коллектива имеет право на партийное самосознание. Кто-то может являться членом СПС, кто-то – ЛДПР, коммунистической партии и т.д. Это не возбраняется. Но нельзя государственную или производственную структуру в целом объявлять политизированной, вовлекать в политическую деятельность. Гражданское общество состоит из совсем других элементов: партий, движений, некоммерческих организаций с индивидуальным членством, в рамках которых происходит учёт, консолидация и выражение интересов и идей людей. Я полагаю, что все подобные экстравагантные поступки и идеи, как и многое другое из происходящего, – болезни роста, и постепенно партия встанет на ноги. Осенью в республике пройдет плановая конференция регионального отделения «Единой России» (прошлая была два года назад), все эти вопросы члены партии обсудят и примут решения и по кадрам, и по общей политической линии. Сейчас, к сожалению, эта линия партии незаметна. И даже на прошедших муниципальных выборах роль «Единой России» была малозначимой. Удалось, правда, совершить такой трюк, когда уже после выборов массово приняли избранных глав муниципальных образований и депутатов местных советов в партию. И таким образом руководство регионального отделения смогло удовлетворительно отчитаться по выборам. На самом деле фактически партия не участвовала в выборах. Это плохо. Выборы – партийное дело, поле ее деятельности, там партии закаляются, приобретают опыт и становятся на ноги. Но не всё так уж безнадежно. Я очень доволен деятельностью парламентской фракции «Единой России» в Госсобрании (Ил Тумэн), которая очень помогает нам проводить нужные консультации и принимать правильные решения. Думаю, у нас есть возможность создать хорошее действующее региональное отделение партии «Единая Россия», которое действительно будет ведущим во всех вопросах. Надо просто поработать, подобрать новых лидеров. Что касается других партий, то мы стараемся со всеми фракциями (аграриями, СПС, коммунистами) консультироваться по ключевым вопросам. И я должен сказать, что у них очень позитивное видение решения тех или иных проблем, и если выступают с критикой, то всегда с конструктивной.

-В дни проведения IV Спортивных игр народов Республики Саха (Якутия) состоялся четвертый за последние полгода визит к нам Полпреда в Дальневосточном федеральном округеК.Исхакова. Как Вы оцениваете значение Спортивных игр и празднования Ысыаха, посвященного Олонхо?

– К тому, что Камиль Шамильевич Исхаков был у нас уже четыре раза, мы, конечно, относимся позитивно. Он вникает во все проблемы, живо интересуется, советует, подсказывает и сам воспринимает позитивный опыт в разных субъектах Федерации по социальным вопросам, экономике, жилищно-Text Box:   Якутия. Сунтарский улус. На IV Спортивных играх народов Республики Саха (Якутия.) с. Сунтар. 2006 г. коммунальному хозяйству, культуре. Он по-доброму относится к нашей республике, выделяя ее среди других субъектов, и мы благодарны ему и за приезд, и вообще за конструктивную работу с Якутией. Что касается самих мероприятий, то на самом деле мы проводим их для себя.Спартакиада для нас является способом активизации спортивной жизни, привлечения внимания к спорту и здоровому образу жизни молодежи, трудовых коллективов.Я часто бываю в городах, поселках, селах, везде проходят соревнования, люди состязаются между собой, гордятся результатами, готовятся к более высокому республиканскому уровню. Так что это способ привлечь людей на стадионы и в спортивные залы. С другой стороны, мы намеренно проводим спартакиады не в Якутске, а в разных улусах, потому вторая наша цель – создание материально-технической базы физкультуры и спорта.Конечно, эта база должна еще с умом использоваться и, как правило, после окончания Игр Правительство республики принимает решение об открытии спортивных школ, клубов и секций, увеличении штатов спортивных педагогов и организаторов. Эти Игры стали уже неотъемлемой частью нашей жизни. Что касается чисто технических результатов, то Спартакиада прошла на достаточно высоком уровне, установлено много рекордов, появилась новая спортивная элита. Например, мирнинцы неимоверно гордятся, что они заняли третье место в командном зачете, а не 11 и 15, как раньше. Организация Игр достаточно высокая, несмотря на то, что Сунтар находится далеко от центра республики. Для нас важна оценка Олимпийского комитета России, который даже предложил видеозапись Спартакиады разослать по всем субъектам Федерации в качестве примера.

Что касается республиканского Ысыаха, то он впервые проходил под девизом сохранения традиций Олонхо. Существуют разные точки зрения. Например, некоторые говорят, что в Сунтаре никогда и Олонхо-то не существовало, другие говорят, что Олонхои Ысыах – совершенно разные вещи. Разные-то они разные, но они вплетены друг в друга в культурном, событийном, историческом, психологическом планах. При проведении Ысыаха всегда используются какие-то элементы Олонхо. В этом смысле само проведение республиканского Ысыаха послужило стартом для всех мероприятий десятилетней программы по поддержке и развитиюОлонхо. Это очень важно для сохранения наших традиций и культуры. Меня спрашивал корреспондент НТВ в Сунтаре, во сколько это обходится бюджету республики? В бюджете 2006 года на капитальные затраты (строительство спортивных сооружений) средства были заложены, это плановая работа. Мы, помимо спартакиадных, каждый год вводим спортивные объекты, а что касается текущих затрат, то в основном их спонсировали предприятия. Но я думаю, что если бы даже были и бюджетные затраты, то они оправданы, ведь деньги идут на развитие духовности, культуры, здоровья народа. Это важно.

– В нашей республике во многом благодаря той работе, которую Вы ведете, начинают реализовываться огромные перспективнейшие проекты. По последним социологическим исследованиям, у Вас высочайший рейтинг, это показатель того, насколько Вас ценят и уважают жители республики. В то же время в некоторых электронных СМИ часто обсуждается вероятность Вашего второго срока на посту Президента республики. На форумах и в письмах наших читателей встречаются эти вопросы, люди волнуются. Ходят много слухов и как результат – домыслов. Может быть, Вы скажете, каковы Ваши планы?

– Я официально вступил в должность 27 января 2002 года, следовательно, мой срок заканчивается 27 января 2007 года. За два месяца до этого, в соответствии с законом, должна начаться официальная процедура назначения на новый срок руководителя субъекта Федерации. Поэтому у меня еще есть время для принятия решения. А что касается публикаций средств массовой информации, так ведь за каждой стоят чьи-нибудь интересы. В них находят отражение и какие-то конфликтные ситуации. Например, мы недовольны в каких-то аспектах деятельностью АК «АЛРОСА», мэрии города Якутска. У нас на определенных этапах случались конфликты с министерствами и ведомствами Российской Федерации. На самом деле у нас хорошие, ровные отношения с Правительством Российской Федерации в целом, но по некоторым вопросам мы занимаем принципиальную позицию. Так было, например, по монетизации льгот или по трассе нефтепровода. Сейчас мы по газу свою позицию отстаиваем. У нас есть проблемы пенсионного обеспечения, и, конечно же, мы недовольны той линией, которую ведет Минсоцразвития России. Но это не означает, что были какие-то антагонистические противоречия, по которым мы не можем найти общего языка. У насText Box:   Якутия. Сунтарский улус. Президент Якутии В. А. Штыров и полномочный представитель Президента России в Дальневосточном федеральном округе К.Ш. Исхаков на Ысыахе Олонхо. с. Сунтар. 2006 г. нормальные, ровные отношения, и некоторые субъекты федерации с ревностью относятся к тому, что республику часто посещают руководители самого высокого ранга и уровня. За эти пять лет в Якутии побывали Президент, Председатель Правительства, председатели Госдумы и Совета Федерации, пять министров Российской Федерации, руководители федеральных агентств. Этим летом у нас будет очень много мероприятий общероссийского значения, опять будут высокие гости. Потому искать какие-то острые противоречия между республикой и Федерацией неправильно.

А миром правят интересы. Они иногда переходят в политическую плоскость, и в тот момент, когда близки смена или переназначение руководителя субъекта Федерации, некоторым хочется повлиять на это событие. Только методы этого влияния допотопные. Может быть, цель такая – через специальные акции «черного пиара» донести до людей, которые принимают решения, негативную информацию? Я это все воспринимаю как дорожную пыль, когда идешь к цели. Мы люди закаленные, прошли и не через такие вещи, поэтому отношусь ко всему абсолютно спокойно, даже с некоторой долей иронии.

Марина КОЛБАСИНА

«Якутия», 18 июля 2006 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here