18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image0027 декабря Вячеслав Штыров встретился с журна­листами республиканских средств массовой инфор­мации – газет “Якутия”, “Сахасирэ” и Националь­ной вещательной компании “Саха”. В течение часа президент обстоятельно ответил на все заданные вопросы – от оценки только что завершившихся Дней Якутии в Москве и Санкт-Петербурге, отложенного аукциона на Талаканскоеместорождение и до причин недавних техногенных аварий в респуб­лике, последняя из которых в пригороде Якутска привела к человеческим жертвам. Мы приводим все ответы президента на вопросы журналистов.

“Достойный финал юбилейного года…”, – так охарактеризовал Вячес­лав Штыров итоги Дней Яку­тии в Москве и Санкт-Петер­бурге.

Республика представила москвичам оперу “Борис Годунов”, ряд театральных постановок, кон­церты, которые запомнились и ко­торые считаются выдающимися с точки зрения современного искус­ства. Мэр Москвы Юрий Лужков при нашей встрече сказал, что в современной России балет могут поставить только три субъекта Российской Федерации – Моск­ва, Санкт-Петербург и Якутия. Сви­детельством чрезвычайно высоко­го уровня искусства республики стало награждение наших артис­тов. Андрей Борисов стал заслуженным деятелем искусств Рос­сии, Айталина Адамова – заслу­женной артисткой Российской Фе­дерации, Анатолий Николаев, ди­ректор Саха театра, тоже удостоен звания заслуженного артиста Рос­сийской Федерации.

Когда мы говорим об искусстве и культуре Республики Саха, мы привыкли иметь в виду только те­атральную деятельность. Но ведь на самом деле в республике име­ют глубокие корни и другие виды искусства. Рад сообщить, что большой литературной премии России удостоены наши писатели Суорун Омоллоон и Андрей Кривошапкин.

Очень важно,что в эти дни бы­ли открыты мемориальные памят­ники жертвам политических реп­рессий в Москве, в частности, лидеру нашей республики, основа­телю нашей республики Максиму Кировичу Аммосову… В Санкт-Петербурге на Пискаревском кладбище был открыт мемориал воинам-якутянам – это свидетельство того, что республика бережно хранит память о прошлом и в дальнейшей жизни опирается на исторические традиции.

Очень большим событием ста­ли и ярмарки, на которых была представлена продукция про­мышленности республики. И ока­залось, что Якутия знаменита не только алмазодобывающей про­мышленностью, но и другими от­раслями. Например, продукция, которую производит наш “Сахабулт”, произвела маленькую сен­сацию. Замечу, что по ходу ярма­рок продана вся продукция. И в какой-то степени затраты на про­ведение мероприятий окупились.

Налажены контакты с деловы­ми кругами Москвы и Санкт-Пе­тербурга. Мэр Москвы и губерна­тор Санкт-Петербурга, побывав и увидев все воочию, поставили вопрос о необходимости созда­ния торговых домом Якутии в этих крупных субъектах России. Кроме того, подписаны соглаше­ния о сотрудничестве между Рес­публикой и Москвой, между Рес­публикой и Санкт-Петербургом. Это продолжение тех соглаше­ний, которые действовали раньше, но они, в отличие от прошлых лет, довольно конкретные – там четко расписано, что надо сде­лать по тем или иным направле­ниям.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image004

Кроме того, подписано несколько необычное соглашение между Правительством республи­ки и Третьяковской галереей. По­чему необычное? Потому что, как правило, заключаются межправи­тельственные соглашения, а тут мы заключили соглашение со все­мирно известным субъектом куль­туры. Это связано с тем, что в республике необходимо создать настоящую картинную галерею. Художественное наследие прош­лых лет и работы современных авторов, которые у нас имеются, – это одно из лучших коллекций в Российской Федерации. А на Дальнем Востоке коллекция номер один – это точно. К сожалению, сейчас коллекция недоступна для людей, хранится в запасниках. Нам надо создать современную художественную галерею, и поэтому требуется помощь такого выдающегося учреждения культуры, как Третьяковская галерея.

Подводя итоги мероприятий, я могу сказать, что Дни РеспубликиСаха (Якутия) в Москве и Санкт-Петербурге явились достойным финалом нашего юбилейного года. И самый главный итог – мы показали, как можно решать тепроблемы, которые существуют в Российской Федерации. Развитие взаимоотношений между регионами, укрепление федеративного государства, актуальный для России вопрос сотрудничества между народами, интернационализм, который был присущ нашей государственности на протяжении всей истории, – это и есть путь решения проблем, которые существуют сегодня в стране. Это нашвклад в укрепление государственности России, в составе которой мы находимся вот уже на протяжении 370 лет.

Таким образом, этими днями мы показали и достижения республики и в какой-то степени обозначили проблемы, которые стоят не только перед нами, но и перед всеми северными регионами Российской Федерации.

Эти дни не были обойдены вниманием со стороны Правительства Российской Федерации, Государственной Думы, Совета Федерации, мэрии Москвы, правительства Санкт-Петербурга, еще раз подчеркнули значимость республики в федеральном масштабе.

Талакан – отмененный аукцион. Это чрезвычайно сложный вопрос. В прошлом году уже был конкурс на право разработкиТалаканского месторождения, кото­рый формально закончился побе­дой “Саханефтегаза”, но на таких условиях, которые были заведомо невыполнимы. И поэтому в начале 2002 года Правительство республики совместно с Министерством природных ресурсов России (по российскому законодательству действует принцип двух ключей – то есть ни Минприроды России, ни мы не можем принимать однос­торонние решения) приняли сог­ласованное решение об отмене итогов проведенного в 2001 году конкурса поТалакану – победители не смогли выполнить ни организационные, ни финансовые условия. Вы помните, что там был умопомрачительный бонус в 501 млн. долларов, который никто на самом деле платить не собирался. Зато главным аукционером “Саханефтегаза” – компанией “ЮКОС” былиразработаны специальные схемы, по которым Якутия должна была заплатить свои средства, как минимум 300 млн. долларов, за собственные же месторождения. Вот ито­ги этого конкурса мы совместно и отменили.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image006

Затем совместно же приняли решение о проведении нового конкурса, но уже в форме аукцио­на. Чем отличается конкурс от аук­циона? На конкурсе выбирается проект, то есть имеется место для субъективизма – конкурсная комиссия при прочих равных услови­ях может отдать кому-то предпоч­тение. В этот раз, чтобы была аб­солютная объективность и чтобы победитель определился в чест­ной борьбе, мы решили провести аукцион. Выиграет тот, кто пред­ложит больший бонус или плату за месторождение и выполнит усло­вия, которые оговорены при осво­ении месторождения. Например, мы ставили вопрос о строитель­стве нефтеперерабатывающего завода, чтобы были определены темпы освоения капитальных вло­жений и т.д. Аукцион должен был состояться 26 декабря.

В ходе подготовки к торгам вы­яснилось, что это будет первый в истории Российской Федерации аукцион, в котором решили при­нять участие все крупнейшие неф­тяные компании страны. Я подчер­киваю – все: “ЮКОС”, “Сургутнеф­тегаз”, “Газпром”, “Роснефть”, ТНК, “Сибнефть”…

Условия аукциона были доста­точно жесткие, и по мере прибли­жения даты проведения аукциона возник ажиотаж – нефтяные ком­пании решили любой ценой до­биться победы.Талакан – это бу­дущее нефтегазового комплекса не только Республики Саха (Яку­тия), но и всего Дальнего Востока. Кроме того, контроль над Талаканом означает появление новых экспортных возможностей. Поэтому естественно, что Талакан стал предметом инте­реса всех нефтяников – и наших, и зарубежных. Кстати, в аукционе участвуют и зарубежные компании – французская TotalFinaElf, а мате­риалы, которые представлены фирмой “Дальинкомнефть”, рас­считаны на участие китайцев.

В своем стремлении победить некоторые участники начали вести работу, которую мы расценили как некую возможность для дальней­шего оспаривания результатов аукциона. Я имею в виду не очень ясные моменты, которые вытека­ют из неопределенности и проти­воречий в действующем законодательстве по поводу имущества, которое есть на Талакане. В усло­виях аукциона было написано о том, что победитель обязан выку­пить то имущество, которое соз­дано на сегодня компанией “Саханефтегаз”. Вы знаете, что “Саханефтегаз” на самом деле находит­ся под контролем компании “ЮКОС”. Так вот “Саханефтегаз” представил так называемую аферту, то есть обязательство продать свое имущество без определения стоимости. Они ссылались на то, что стоимость имущества будет определена уже после аукциона на основании оценки независимых первоклассных оценщиков. Участники аукциона это положение ос­порили – они хотят знать цену уже сегодня. А в законе не прописано четко в какой форме должна да­ваться эта аферта и, вообще, надо ли ставить вопрос о том, что побе­дитель обязан выкупить имущест­во. Некоторые инструкции Прави­тельства Российской Федерации утверждают совсем другое – хозя­ин имущества в случае поражения обязан его продать, а победитель вовсе не обязан покупать. В об­щем, разгорелись споры и стало ясно, что чем бы ни закончился аукцион, будут какие-то судебные разбирательства. Тем более, что участники аукционапредвари­тельно уже высказали такие наме­рения. Это одна из главных при­чин, по которой мы отменили аук­цион.

Поскольку вопрос чрезвычайно серьезный для республики, для нефтегазового комплекса Рос­сийской Федерации, и в целом для энергетической безопасности страны, то мы провели целую серию совещаний, консультаций, в которых участвовали Минэкономразвития, Минприродныхресур­сов,полномочный представитель президента страны.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image008

Пуликовский и Правительство Республики Саха (Якутия). Непосредственное учас­тие в консультациях принимали первый заместитель председате­ля правительства республики Егор Борисов, министр промышлен­ности Александр Оглы и я. В ре­зультате мы пришли к выводу, что полезнее для республики и Рос­сии в целом было бы все-таки уст­ранить эту неопределенность, ко­торая вытекает из законодатель­ства, и принять совершенно чет­кое решение по судьбе этого иму­щества – чтобы избежать будущих судебных споров.

Ведь как могло получиться – 26-го декабря провели аукцион, оп­ределился победитель – фирма X, а фирма Y, которая недовольна результатами, начинает судебную тяжбу. И, пока суд не закончится, никакого освоения месторожде­ния быть не может. Такое наблюдается на практике, которая сложилась в других регионах Рос­сийской Федерации: скандальное дело по знаменитому ВалуГамбурцева – месторождение в Ненец­ком округе, и еще ряд столкнове­ний в Тюмени и т.д. Эти суды мо­гут длиться два-три года. Факти­чески получится, что на вполне за­конных основаниях – до решения суда – программа может быть заморожена на два-три года. Вот по­чему были привлечены самые луч­шие юристы со всех трех сторон. Они выработали новую форму оценки и судьбы имущества по ре­зультатам аукциона, которые иск­лючают двузначное толкование. Исключают возможность для даль­нейших судебных действий. Эти новые условия дорабатываются, и в конце декабря будет объявлен срок нового аукциона по Талакану.

Учитывая огромный интерес нефтяных компаний, а также учи­тывая стратегическое значение месторождения, принято совмест­ное решение об увеличении стар­тового платежа с 56 до 150 млн. долларов. То есть, теоретически республика может получить в три раза больший бонус в свой бюд­жет.

Когда мы принимали решение о переносе аукциона, для нас было очень важным сохранить соотно­шение его итогов между феде­ральным и республиканским бюд­жетами. То есть, 60% суммы, вы­рученного от аукциона, идет в рес­публиканский бюджет, а 40% – в федеральный. В будущем ситуа­ция может измениться – больше будет уходить в федеральный, а меньше – в республиканский бюд­жет. Теперь мы можем сказать, что республика только выиграет от аукциона, поскольку его финансо­вые условия в следующем году бу­дут теми же самыми, что и в 2002 году.

Мы постарались сделать аукци­он максимально надежным для республики. Мы хотим, чтобы по­бедитель, не мешкая, приступил к освоению месторождения, стара­емся максимально увеличить бо­нус, который может получить рес­публика. Мы не хотим, чтобы пов­торилась ситуация прошлого года, когда вроде есть деньги и в то же время их нет. И именно исходя из этих соображений, нами было принято согласованное решение о переносе аукциона. Дата, как я уже сказал, будет определена в самом конце декабря, когда будут решены все теоретические мо­менты. В целом, это нормальное такое, взвешенное решение, и я еще раз подчеркиваю, что оно принято совместно с Министер­ством природных ресурсов и Пра­вительством Республики Саха (Якутия) при участии Минэко­номразвития России.

Существует еще один очень важный итог всей этой работы.Дело в том, что в постановлении о переносе срока аукциона, подпи­санном первым заместителем председателя правительства рес­публики Егором Борисовым и заместителем Министерства при­родных ресурсов Петром Садовниковым, есть еще один важней­ший пункт, который положит конец многим спорам и дебатам. Мы совместно с участием Минэнерго и Минэкономики России в течение первого квартала 2003 года долж­ны провести ревизию всех место­рождений нефти и газа в Респуб­лике Саха (Якутия). Потом те из них, которые свободны, на кото­рых нет недропользователей, бу­дут выставлены на аукционы. Все аукционы должны быть проведены в течение 2003 года. Это для нас важно. Длительное время шли большие споры на уровне Прави­тельства России о том, в каком по­рядке и в какой очередности осва­ивать месторождения Сибири. Мне, например, говорили, что в первую очередь надо осваивать Ковыктинское месторождение в Иркутской области, а Якутия пусть подождет. Другие говорили, что надо рассредоточиться по време­ни. Например, наше знаменитоеЧаяндинское месторождение газа Минприроды намеревалось выс­тавить на продажу только в 2005 году. Теперь все это произойдет в 2003 году. Следовательно, мы последовательно введем все свои месторождения в работу и это создаст условия не только для развития нефтяной отрасли, но и газовой. Для создания большого консорциума и т.д. Если мы осва­иваем Талакан и почти одновре­менно начинаем осваивать Чаянду, то резко снижаются затраты на всю инфраструктуру, тогда трассы трубопроводов идут в одном кори­доре, тогда будет одна дорога, одна линия электропередачи и т.д. Тогда резко повышаются эффек­тивность месторождения и буду­щие доходы для Республики Саха (Якутия). Вот почему надо действовать почти синхронно. Это для нас принципиально важно.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image010

– Вячеслав Анатольевич, а условие о строительстве на территории республики нефте­перерабатывающего завода остается?

– Это принципиальный вопрос, который послужил предметом моих двухдневных трехчасовых встреч с ГерманомГрефом. Мы доказали необходимость строительства, и завод будет построен.

Об имущественном комплексе наземных служб воздушных сообщений. Существующая федеральная система управления воздушным движением была создана еще в Советском Союзе, и все управле­ние воздушным движением осу­ществлялось из единого центра, из Москвы. Это логично. Однако в начале 90-х годов вся эта система разбилась на отдельные мелкие кусочки. Дело не в том, что суве­ренные субъекты федерации присвоили ее себе, а в том, что тогда просто не было средств на ее содержание. И регионы были вынуждены взвалить на себя обузу по содержанию системы службы воздушных сообщений. А так как каждый регион действовал самос­тоятельно, в том числе и Респуб­лика Саха (Якутия), то единое воз­душное пространство России раз­билось на мелкие кусочки.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image012Потом сама жизнь заставила собрать все это воедино. И нес­колько лет назад была создана единая федеральная система уп­равления воздушными сообщени­ями. К тому времени еще выясни­лось, что если перейти на международные правила проводки су­дов, то наземные службы воздуш­ных сообщений чрезвычайно вы­годны, рентабельны. Например, только за проводку судов на тер­ритории республики объем дохо­дов составлял порядка полутора десятков миллионов долларов в год. В рамках работ по воссозда­нию единого воздушного простра­нства страны правительство рес­публики приняло решение о пере­даче систем управления воздуш­ным движением в федеральную собственность. Но, ксожалению, передали таким способом, что все сливки ушли к федералам – Якутск, Тикси, Мирный и Нерюнгри. Это там, где осуществляется проводка по международным воз­душным коридорам. Вы знаете, что через республику идут воздуш­ные суда из Японии в Европу и т.д. За сопровождение получают день­ги, примерно 15 млн. долларов. А вот службы,которыерасположены в Моме, Вилюйске и других пунктах, остались в собственности республики. По­лучается, что одним вершки, а другим – корешки. Конечно, это несправедливо, и поэтому потре­бовался почти год работы, чтобы все это вернуть в федеральную собственность. Раз они получают доходы, то пусть они несут и рас­ходы.

Довольно-таки серьезный воп­рос, который потребовал опреде­ленных усилий, и вот он решен. Минимущества Российской Феде­рации издало соответствующее постановление, а Минтранс стра­ны принял его к исполнению. Я ду­маю, что это очень положительное для республики решение. Освободившиеся деньги от содержания того, чего мы не должны были содержать, мы направим на дотацию межулусных воздушных перево­зок. Вы знаете, что такая пробле­ма существует в улусах, особенно в отдаленных арктических, где из-за дороговизны билетов многие не могут никуда вылететь. Теперь мы эти деньги направим на дотации.

– То есть, передачу имуще­ственного комплекса наземных служб воздушных сообщений в федеральную собственность надо рассматривать как несом­ненный успех республики?

– Да.

Изъятие 5 процентов акций “АЛРОСА” в государственную собственность было инициировано правительством Якутии. 21 ноября все ведущие ин­формационные агентства страны сообщили о возвраще­нии в государственную собственность в лице Миниму­щества Российской Федера­ции 5 процентов акций (10 ты­сяч акций, оцениваемых в $50-100 млн.) АК “АЛРОСА”, которыми распоряжался фонд военнослужащих “Гарантия”.

– Мы считаем это очень поло­жительным решением, – проком­ментировал это событие Вячес­лав Штыров. – Более того, это решение было принято по насто­янию и с участием Правительства Республики Саха (Якутия). В чем тут суть дела? Когда создавалась компания “АЛРОСА”,из феде­рального пакета, я подчеркиваю – из федерального пакета, который составлял 37%, пять процентов акций передали в фонд гарантии военнослужащих. Это был госу­дарственный фонд, который дол­жен был поддерживать семьи во­еннослужащих. Все было хорошо дотехпор,покаэтотфонд действительно выполнял свои государственные функции. Во главе фонда стоял Юрий Владимирович Скоков, который был секретарем Совета безопасности Российской Федерации, а затем возглавил Союз товаропроизводителей России. Фонд получал дивиденды от акционер­ной компании “АЛРОСА” и тратил их на поддержку военнослужа­щих.

В качестве примера Вячеслав Штыров привел финансирование фондом строительства жилья для военнослужащих в городе Якутс­ке. И подобная работа фонда, по словам президента республики, была в масштабах всей страны.

– Они были хорошими акцио­нерами, всегда принимали учас­тие в собраниях, голосовали и т.д. Но с некоторых пор сложи­лась ситуация, когда в фонде возникла проблема двоевластия. С одной стороны Скоков со ста­рой командой, с другой (по за­конному или по незаконному ре­шению – я не буду это комменти­ровать, поскольку есть как мини­мум десяток судебных решений, которые противоречат друг дру­гу) – некий Блохин, который был назначен руководителем фонда. И вот с тех пор пошла целая вой­на внутри фонда. Все это выплес­нулось на страницы газет, беско­нечные дрязги приводили к тому, что тень падала на компанию “АЛРОСА”. К тому же в фонде бы­ли обнаружены криминальные дела, последнее из которых вела Генеральная прокуратура страны, и т.д. “АЛРОСА” к этому фонду отношения не имеет, наоборот – фонд является учредителем ком­пании. Ситуация особенно обост­рилась в последнее время. На фоне бесконечных судебных тяжб фонд, мягко говоря, стал вести себя неадекватно. К нам поступи­ли известия о том, что фонд за­ложил акции “АЛРОСА” в одном из банков. При этом участвовали некоторые финансовые структу­ры, и в результате эти акции мо­гут уйти неизвестно кому.

Я лично участвовал в послед­нем собрании акционеров компа­нии летом этого года в Мирном. На регистрацию явились предс­тавители сразу двух сторон фон­да и между собой они спорили, кто же из них на самом деле представляет фонд. Явились су­дебные приставы с той и с другой стороны и также начали спорить, кто же из них должен принимать участие в собрании. И вот тогда стало ясно, что если произойдет перерегистрация акций фонда, то они сразу же уйдут в одну из фи­нансовых структур в счет погаше­ния задолженности фонда перед ними. Фактически возникла угро­за того, что в компанию проник­нет негосударственный инвестор с непонятныминамерениями. Причем с не совсем устойчивой репутацией. Вот почему, особенно после собрания акционеров, мы совместно с Правительством Российской Федерации предпри­няли ряд мер для того, чтобы изъять эти акции у фонда. Но ес­ли изъять из фонда акции, то ко­му они должны достаться? Тому, кто их отдавал – то есть Правительству Российской Федерации.

На самом деле это была достаточно сложная с юридической точки зрения операция. Была проведена соответствующая под­готовка как в Москве, так и в Якутске. Подготовка шла в доста­точно конфиденциальной обста­новке, потому что пришлось ре­шать вопросы на основании сек­ретных документов о создании компании. И не так давно, в нояб­ре, в один и тот же день одновре­менно были совершены юриди­ческие действия в Москве, Ново­сибирске, где находится голов­ная компания-регистратор “Реестр А-плюс”, регистрирующая все сделки с акциями “АЛРОСА”, а также в Якутске и в Мирном. В результате этих одновременных юридических действий акции фонда “Гарантия” перешли в собственность Правительства Российской Федерации.

Я думаю, что это очень поло­жительное решение. Наконец-то наведен порядок с хозяином этих акций. Теперь понятно, что они принадлежат Правительству Рос­сийской Федерации, а не какому-то фонду, в котором двоевластие и за которым стоят непонятные финансовые институты и которые угрожают в любой момент пере­дать эти акции в частные руки. Сейчас все стало на свои места.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image015

Вы, наверное, знаете, что од­новременно с этим министр по управлению государственным имуществом Российской Феде­рацииГизазулин заявил о том, что министерство не ставит пе­ред собой задачи приобрести 51 процент – контрольный пакет ак­ций “АЛРОСА” – в государствен­ную собственность. И это нес­мотря на то, что было очень мно­го подобных слухов на эту тему…

Указ Путина о либерализации экспорта российских алмазов.ЭТО указ, издания которого я как президент – “АЛРОСА” доби­валсянесколько лет. И новый президент “АЛРОСА” Владимир Калитин тоже добивался этого. Это очень полезно для АК “АЛРОСА”, для алмазного рынка России и для наших гранильных предпри­ятий. Во-первых, легализуется выход. Гранильные предприятия покупают алмазы, гранят, есть категория алмазов, которые не будут гранить и их некуда девать – это одна из причин убыточнос­ти наших предприятий. Теперь они получают возможность до 15% алмазного сырья продавать на свободном рынке. С другой стороны, “АЛРОСА” в соответствии с этим указом может соз­давать собственную сбытовую сеть за рубежом. “АЛРОСА” мо­жет получить треть квот. Эта кво­та важна, так как под нее можно получить кредиты, которые будут направлены на развитие производства.

“АЛРОСА” работает очень хо­рошо, это действительно одно из лучших предприятий Российской Федерации по производственной деятельности, экономическим показателям. Но главная пробле­ма компании в инвестициях, нуж­ны деньги для строительства но­вых рудников, новых электрос­танций, новых газопроводов. В 80-е годы, когда были гигантские карьеры “Мир”, “Удачный”, не на­до было ничего строить. В прош­лом году закончил свою жизнь карьер “Мир”, затем карьер “Удачный”…На смену им должны прийти

либо подземные рудники, либо новые месторождения. А это деньги, миллионы долларов. Например, Нюрба обойдется в 500 или 600 млн. долларов. Поэ­тому для нас очень выгодно, что теперь есть возможность полу­чить многолетнюю квоту, а следо­вательно, долгосрочный кредит. Если все правильно сделать, то это для нас новые возможности для дальнейшего развития.

Об очередной проверке АК “АЛРОСА.

– Вячеслав Анатольевич, кем была инициирована оче­редная проверка деятельнос­ти АК “АЛРОСА” налоговыми органами, если все предыду­щие, включая проверку Счет­ной палаты, не обнаружили никаких серьезных наруше­ний?

– В начале этого года я встре­чался с министром по налогам и сборамРоссийскойФедерации Букаевым, и он тогда мне сказал, что в компании будет происхо­дить плановая проверка. В соот­ветствии с планом работы Министерства по налогам и сборам Российской Федерации каждая крупная компания, например, та­кая как “АЛРОСА”, должна прохо­дить проверку раз в три года. На мои слова, что компанию прове­ряют постоянно, он ответил, что
это комплексная проверка. И будем считать его плановой про­веркой.

Я знаком с актом, которую сос­тавила налоговая служба по ито­гам проверки “АЛРОСА”. Действительно, там компании предъявляют обвинения в неуп­лате налогов на сумму 950 млн. долларов. Это огромная сумма. Но я думаю, что у “АЛРОСА” есть все основания выиграть дело в суде почти по всем предъявлен­ным претензиям со стороны на­логовой инспекции.

Но на самом деле, конечно, не­которые вопросы есть. Почему, например, налоговая проверка, которая проводилась по итогам 99-го года в отношении налога на добавленную стоимость, сделала одни выводы, а вот сейчас, в 2002 году, практически те же са­мые люди сделали диаметрально противоположные выводы. Ко­нечно, это наталкивает на опре­деленные размышления.

Сейчас “АЛРОСА” пишет офи­циальные ответы в налоговые ор­ганы, которые будут рассмотре­ны, и в случае, если проверяю­щие и проверяемый не найдут согласия, начнется целая серия судебных разбирательств. По их окончании мы и подведем итоги.

О бюджете республики. Сейчас бюджет республики действительно почти на треть или около того будет состоять из фе­деральных трансфертов. Консо­лидированная часть республика­нского бюджета составляет 34 с хвостиком млрд. рублей. Мы получим 9,8 млрд. рублей. Это со­лидная сумма. Но в то же время Республика Саха (Якутия) впер­вые за последние годы была вы­несена из списка высокодотаци­онных регионов. Почему? Потому что мы на самом деле зарабаты­ваем немало средств и могли бы покрыть все расходы за счет своих доходов. Но таково федеральное законодательство, что мы сейчас федеральных налогов платим в несколько раз больше, чем это было несколько лет на­зад. А трансферты мы получаем на северный завоз – это огром­ная сумма, почти четыре млрд. рублей, на компенсацию высоко­го уровняэнерготарифов (хотя мы недовольны суммой), на раз­ного рода платежи, которые пре­дусмотрены согласно федераль­ному законодательству, на феде­ральные целевые программы.

Я хочу особо отметить, что в этом году мы впервые получим финансированиенастроитель­ствожелезнойдорогиБеркакит -Томмот.

Хоть сумма и маленькая – 80 млн. рублей, – но она выде­лена федеральным правительством, а раньше такого вообще не было.Этоозначает,что мы наконец-то развернули это дело, и она становится не только делом республики, но и общефедераль­ным.

Если говорить об общей вели­чине, которая будет финансиро­ваться федеральным правитель­ством, то я доволен той защитой, которую провело Министерство финансов и Министерство эконо­мики республики в федеральных органах, потому что на этот раз мы получили в принципе все, что запрашивали. Я бы еще хотел от­метить активную роль нашего де­путата Басыгысова Виталия Ни­колаевича, который трудился не покладая рук и в правительстве, и в Государственной Думе.

18. ВСЕ, ЧТО ВОЛНУЕТ ЯКУТЯН - ДЕЛО ПРЕЗИДЕНТСКОЕ_image017

Подготовка к зиме и техногенные аварии. С технической точки зрения, с точки зрения объемов прове­денного ремонта, объемов про­изводственных показателей, за­везенного топлива, 2002 год ра­зительно отличается в лучшую сторону по сравнению с другими годами. Вроде бы все делали правильно, но тем не менее слу­чились аварии. Предварительный анализ только двух аварий, одна из которых произошла в Таас-Юряхе, а вторая в Мархе, показы­вает, что это был исключительно человеческий фактор. В одном случае дали не то давление, а в Таас-Юряхе было не то топливо, которая предназначена для дан­ных условий. К тому же там вов­ремя не сообщили о случившем­ся, решили справиться своими силами, аварийную службу не вызвали и так потихонечку без шума и гама замерзли. Поэтому наряду с этими мерами, которые принимаются правительством по нормализации работы ЖКХ и всех систем, пришло время наведения порядка непосредственно на предприятиях. И потому были за­ведены определенные уголовные дела.

О сельском хозяйстве. У нас год ушел на то, что правительство искало принципи­альные подходы в каком направ­лении развивать село. Была про­ведена огромная аналитическая работа, правительством респуб­лики и Ил Тумэном принята программа, и она теперь является на­шей общегосударственной программой.

Практическая работа велась, не дожидаясь, когда завершится теоретическая часть. В этом году были отработаны новые механиз­мы финансирования закупок сельскохозяйственной продук­ции. Я должен сказать, что в на­чале года неотработанность этих механизмов сдерживала разви­тие села, было много путаницы. Но по мере того, как новая систе­ма внедрялась, стали видны ее преимущества. И она сыграла большую роль с двух точек зре­ния. Увеличилось производство молока в республике, начало рас­ти поголовье крупного рогатого скота. Люди начали видеть в мо­локе и мясе источник своих дохо­дов. С другой стороны, налади­лись платежи населению за сдан­ную продукцию. У селян появи­лись живые наличные деньги. Это положительный результат, и эта система и дальше должна разви­ваться.

Но надо работать и дальше, например, сделать более дифференцированной систему закупоч­ных цен. Надо поработать так, чтобы в этой закупочной цене найти механизмы формирования пенсий для селян и т.д.

В текущем году во всех улусах республики очень активно начала развиватьсяперерабатывающаяпромышленность.Налицо сдвигповсей

республике. Но нам здесь предстоит еще совершить революцию. В этом году были найдены первые шаги по улучше­нию материально-технического уровня, и было принято решение о создании машинно-тракторных станций или машинно-технологи­ческих станций. Их реальное соз­дание начнется в будущем году, деньги в бюджете уже предус­мотрены.

В этом году мы много занима­лись постановкой вопроса по племенному и семеноводческому хозяйству. Хочу подчеркнуть одну пробле­му, которая возникает в связи с федеральным законом об обо­роте сельхозземель. Фактически земля становится предметом купли-продажи. И мы на протяже­нии 2003 года должны разобрать­ся в том, кому же принадлежит земля. За эти десять лет столько воды утекло, хозяева менялись несколько раз, и теперь мы долж­ны выяснить ее принадлежность. Почему это так важно – а если она завтра на продажу пойдет? Если мы не примем сейчас пра­вильное решение, то у нас крестьянство может массово ос­таться без земли. И это тоже за­дача, которую нам предстоит ре­шить в 2003 году.

Северный морской путь. Сложнейший вопрос. Со сто­роны России и со стороны прави­тельства республики и со сторо­ны субъектов, которые лежат в арктической зоне, сейчас найде­но взаимопонимание насчет того, что Севморпуть должен быть восстановлен. И это не просто раз­говоры, а уже начаты практичес­кие действия. Во-первых, под личным контролем президента страны Владимира Путина строится атомный ледокол “50 лет Победы”. Он вступит в строй в 2005 году. Меняются схемы фи­нансированияСевморпути. Соз­дана правительственная комис­сия под руководством Михаила Касьянова по проблемам аркти­ческих регионов. И она уже про­вела свое первое заседание в но­ябре в Нарьян-Маре. Второе за­седание пройдет в первом квар­тале следующего года в городе Якутске, и тогда будут рассмот­рены вопросы северной навига­ции.

Много сложностей. Например, наши пароходства стоят в плане приватизации, и это предмет на­ших бурных дискуссий с прави­тельством России. Встречался дважды с министром транспорта Франком. Мы говорили,

что нель­зя приватизировать наши парохо­дства, поскольку они имеют ключевоезначениедляэкономикиреспублики.Где гарантия того,что

какому-то частному владель­цу не потребуются суда для кабо­тажного плавания, и мы тогда ос­танемся без судов и без грузов. Этот вопрос вызвал длительные споры и переписку. Мы сейчас направили письмо, где говорим о том, что они в план приватизации попали ошибочно. Министерство по управлению госимуществом Российской Федерации тоже направило соответствующее письмо в правительство России о том, что надо воздержаться от приватизации.

Газификация. На газификацию села денег выделено значительно больше, чем раньше. Мы разработали го­сударственную программу гази­фикации села. Более того, она стала как бы программой прези­дентской, потому что контроль над ее выполнением лежит на президенте республики. В этом году к 1-му ноября мы выполни­ли все планы как в денежном, так и в натуральном выражении. В каждом улусе у нас от сотни до тысячи домов газифицированы. Выполнено задание по строи­тельству магистральных газопро­водов. В декабре произойдет знаменательное событие, на которое я вас приглашаю, – будет заложен первый метр магист­ральной трубы, которая пойдет из Якутска в Заречье.

Конечно, в связи с тем, что отодвигаются сроки по аукционуТалакана, мы планировали, что бонус от аукциона направим на программу газификации села. У нас в связи с этим будут опреде­ленные финансовые трудности, но мы договорились с Минфином России о том, что до проведения аукциона возьмем бюджетную ссуду.

Я совершенно уверен в том, что за эти пять лет мы многие ключевые задачи решим. За иск­лючением самых отдаленных наслегов Намского улуса и са­мых южных в Хангаласском улу­се, все, что находится возле трассы газопровода, будет газифицировано. А на Заречье мы форсируем реку двумя нитками газопровода и создадим в Нижнем Бестяхе крупную газораспределительную станцию. Именно оттуда пойдут магистральные газопроводы на Амгу, Чурапчу и в Борогонцы.

А в целом 2002 год был насыщен многими важными событиями – это и юбилей республики, и принятие новых решений в области государственного строительства и социально-экономического развития, и всенародное голосование за переход к местному самоуправлению. Рубежный год в начале первого десятилетия XXI века.

Алексей АМБРОСЬЕВ.

“Якутия”, 10 декабря 2002 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here