Несмотря на то что освоение морского шельфа России только начинается, экологи уже бьют тревогу из-за размеров накопленных в арктической зоне загрязнений. Это последствия работы военных и промышленных предприятий, а также банальные бытовые отходы. Пока усилий по ликвидации этих загрязнений явно не хватает, хотя с ними активно борется даже природа.

На заседании секции природопользования и экологической безопасности арктической зоны Совета по Арктике и Антарктике при Совете федерации 16 марта были представлены новые данные по ликвидации накопленного экологического ущерба на Крайнем Севере. По информации Ларисы Тропман, руководителя НМЦ “Отходы” федерального государственного бюджетного учреждения “Всероссийский научно-исследовательский институт Экология” (ФГБУ “ВНИИ Экология”), на территории арктической зоны выявлено 102 объекта накопленного экологического ущерба. В конце 2016 года институт подвел итоги мониторинга, выполненного по поручению Министерства природных ресурсов, собрав информацию об объектах накопленного вреда окружающей среде в России, в том числе в арктической зоне. Как отмечают эксперты, большинство из них возникли в результате выполнения общегосударственных (в том числе военных) задач в Арктике.

Министерство природных ресурсов и экологии сейчас реализует проект “Чистая страна”, ориентированный на улучшение условий проживания для 4,3 млн человек в России, но лишь три объекта в Арктике включены в этот проект, в частности на архипелаге Земля Франца-Иосифа (долгое время служившем военным полигоном), ликвидация нефтяного загрязнения ручья Кузнецов в Архангельской области и ущерба для экологии на Куларской золотоизвлекающей фабрики в Республике Саха (Якутия). Например, источниками загрязнений в Архангельске стали склады ГСМ воинской части, на территории которых происходили утечки и аварийные разливы дизельного топлива. По информации госпожи Тропман, проект был инициирован в связи с существующими рисками нанесения вреда окружающей среде и здоровью местного населения.

По данным “ВНИИ Экология”, объекты накопленного вреда в арктической зоне можно условно разделить на нефункционирующие военные объекты и территории, которые примыкают к ним, места размещения бытовых и промышленных отходов, требующие рекультивации (институт насчитал 33 таких объекта), брошенные и затопленные объекты в акваториях арктических морей и рек, а также территории, загрязненные нефтепродуктами в результате нефтедобычи и нарушения эксплуатации нефтепроводов и прочее, и объекты накопленного вреда горнодобывающей промышленности. Самый высокий процент загрязненных в результате хозяйственной деятельности территорий характерен для Ненецкого автономного округа. Загрязненные акватории выявлены на территории Ямало-Ненецкого автономного округа и Мурманской области. Наибольшее количество отходов и загрязняющих веществ, накопленных в результате прошлой деятельности, относится к территории Чукотского автономного округа.

По данным экспертов, во многих арктических регионах сейчас реализуются собственные экологические проекты. Например, в 2017 году должна завершиться пятилетняя программа администрации Ямало-Ненецкого автономного округа по очистке острова Белый в Карском море. Она выполнялась силами волонтеров.

По информации Ларисы Тропман, “ВНИИ Экология” с 2014 года занимается ликвидацией накопленного экологического ущерба на территории природного заповедника “Ненецкий” и восстановлением дельты реки Печора. За счет бюджетных средств институт ликвидировал здесь три аварийные геологоразведочные скважины, отремонтировал четыре аварийные добывающие скважины, рекультивировал 83,5 га земель в дельтовой части реки Печора. Еще один проект связан с устранением последствий размещения несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива. “ВНИИ Экология” насчитал здесь 100 затонувших судов, которые потребуется поднять. Кроме того, институт разработал пилотный проект, связанный с ликвидацией ущерба несанкционированных свалок судов вдоль побережья Кольского залива Мурманской области. В 2012-2016 годах проводились работы по устранению накопленного вреда для экологии на островах Рудольфа, Александра Гофмана, Греэм-Белл, Хейса, Гукера архипелага Земля Франца-Иосифа с рекультивацией 200 га земель и ликвидацией более 30 тыс. тонн отходов. Институт оценивает бюджет своих работ в этом направлении на ближайшие три года более чем в 1 млрд руб.

По словам Геннадия Шмаля, президента Союза нефтегазопромышленников, трудно отделить проблемы экологической безопасности от вопросов промышленной безопасности. В стране происходит порядка 14-30 тыс. разрывов трубопроводных нефтегазовых сетей (в том числе внутрипромысловых). Существуют различные оценки объемов аварийных разливов — от 2% до 8% добываемой нефти в стране. Решить эту проблему, по мнению господина Шмаля, можно, только поменяв подходы к работе, а также найти новые технические и технологические подходы. В Арктике компании должны ориентироваться на наилучшие доступные технологии. “Необходимо создать и утвердить соответствующие национальные стандарты. Проблемы экологической безопасности можно решить, начав с вопросов технического регулирования и стандартизации. Центральная комиссия по разработке месторождений, утверждая проекты их освоения, должна записывать в них условия строительства промысловых трубопроводов из безопасных материалов. Принятие в 2013 году норм технического регламента Таможенного союза (о безопасности машинного оборудования) привело к исчезновению обязательной сертификации в отношении нефтегазового оборудования. Сегодня мы должны особое внимание обращать на качество оборудования, поставляемое для проектов, реализуемых в северных условиях. Для испытания новых материалов и технологий бурения в стране нужно создать полигоны, где они будут тестироваться. В российском нефтегазовом комплексе наблюдается большой износ основных фондов. Например, 50% буровых установок в стране выработали свой срок, большинство из них были выпущены в 1985-1986 годах. Тогда у нас один “Уралмаш” выпускал примерно 365 буровых установок в год, а в последние два-три года — лишь 25-30″,— рассказал президент Союза нефтегазопромышленников. На заседании секции природопользования и экологической безопасности арктической зоны Совета по Арктике и Антарктике при Совете федерации предложено создать в Ямало-Ненецком автономном округе полигон для диагностики и ликвидации неработающих (включая бесхозных) скважин, а также по апробации технологий бурения в условиях сложной геологии.

По мнению господина Шмаля, еще одним крайне актуальным для Арктики вопросом является широкое распространение принципа так называемого нулевого сброса — безотходного способа работы на шельфовых месторождениях. В стране уже есть опыт экологически чистого освоения морских нефтегазовых месторождений ЛУКОЙЛа на Балтике и Каспии. Президент Союза нефтегазопромышленников считает, что этот принцип необходимо зафиксировать в законодательстве в качестве единственного варианта работы для всех компаний на арктических месторождениях.

При этом очисткой занимается и сама природа. По словам Василия Богоявленского, заместителя директора Института проблем нефти и газа РАН, природа во многом помогает уборке загрязнений в теплом климате, как это было в случае Мексиканского залива (там в 2010 году на платформе британской ВР произошла крупнейшая в современной истории авария с разливом нефти), а также самой масштабной экологической катастрофы в ходе войны в Персидском заливе в 1990-1991 годах. В результате оккупации Кувейта иракскими войсками были взорваны нефтедобывающие скважины и в акваторию залива вылилось почти 8 млн баррелей нефти. Уже через два года благодаря активному участию микрофауны разлив нефти был ликвидирован. Но аналогичные аварии в условиях Арктики приведут к значительно худшим последствиям. Так, после аварии танкера Exxon Valdez в 1989 году у побережья Аляски, гораздо меньшей по объемам, чем в Мексиканском и Персидском заливах (по разным оценкам, разлив составил 257-750 тыс. баррелей нефти), нефтяные пятна находят до сих пор.

По информации Георгия Иванова из Военной академии Генерального штаба, в 2007 году в результате “разборки” нескольких хозяйствующих субъектов в Мурманской области была попытка взорвать танкер, находящийся в Кольском заливе. Последствия катастрофы и разлива нефти могли привести к эвакуации населения Мурманска и части населенных пунктов области. Вспоминая атаку экологов “Гринпис” на платформу “Приразломная” в 2013 году, любая крупная авария, связанная с разливами нефти, может серьезно дискредитировать Российскую Федерацию, в случае если она не сможет защитить хрупкую в экологическом отношении Арктику.

Мария Кутузова

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here