Отдельная глава, посвященная Республике Саха (Якутия), включена в доклад об итогах деятельности Экспертного Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации за 2014 год «О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечении национальной безопасности на период до 2020 года».

Почему отдельному региону страны в докладе совета отведено особое место – в интервью с руководителем редакционной группы по подготовке доклада Экспертного совета Георгием Ивановым, членом Экспертного совета, старшим преподавателем кафедры строительства и применения Военно-Морского Флота Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации.

– С какой целью Экспертный Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации готовит ежегодный доклад?

– В сферу деятельности Экспертного совета входит анализ законодательства Российской Федерации по вопросам реализации государственной политики и обеспечения национальных интересов в Арктике и Антарктике. Также совет вырабатывает предложения Совету Федерации, его председателю, комитетам по внесению изменений в законодательные и подзаконные акты, участвует в экспертизах крупных российских и международных проектов и в целом осуществляет мониторинг реализации государственной политики в отношении Арктики и Антарктики. Разумеется, итоги деятельности Экспертного совета за очередной год должны быть структурированы и представлены в одном документе. Для этого готовится ежегодный доклад. Структура ежегодного доклада соответствует «Основам государственной политики в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» и «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года».

– Что из себя представляет этот документ? Какие включает вопросы?

– Это довольно объемный труд. Доклад включает в себя разделы, посвященные анализу ключевых факторов, оказывающих влияние на социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации, приоритетные направления развития, вопросы модернизации инфраструктуры, развития науки и технологий, охраны окружающей среды, обеспечение военной безопасности, пограничной безопасности и так далее. В нынешней структуре доклада имеется 13 глав. Работа идет очень активно. Новый состав Экспертного совета был утвержден только в декабре прошлого года, но многие из экспертов уже имеют опыт работы над докладом, так что, я думаю, мы сумеем справиться с работой в срок и к концу февраля доклад будет издан. Как и в прошлые годы Экспертный совет исследовал ситуацию в Арктической зоне в целом, но некоторые проблемы более глубоко изучались в отдельно взятых регионах. Эта идеология была выработана, когда председателем еще был Артур Чилингаров, такая преемственность остается и сейчас, при председательстве Вячеслава Штырова (тем более, что Чилингаров остался в Экспертном совете в качестве заместителя председателя). Вообще идею объединения организаторских способностей Чилингарова и Штырова – считаю одним из лучших решений последнего времени. Во всяком случае, для Республики Саха (Якутия) в этом есть совершенно очевидная польза. Таким образом, в докладе Экспертного совета отдельно выделены главы, посвященные двум регионам. Это – Республика Саха (Якутия) и Мурманская область.

– С какой целью это сделано?

– Мы решили на примере этих субъектов, которые либо полностью, либо частично относятся к Арктической зоне Российской Федерации, изучить состояние и проблемы законодательного обеспечения. Если говорить конкретно по Республике Саха (Якутия), то направлениями для работы стали вопросы, которые были озвучены в Якутке в рамках прошедшей в прошлом году Международной научно-практической конференции «Арктика: перспективы устойчивого развития». Якутии будет посвящена глава одиннадцатая: «Состояние и проблемы законодательного обеспечения реализации концепции устойчивого развития Республики Саха (Якутия)». Здесь представлены следующие подразделы: комплексное изучение развития территорий: исторический опыт и современные подходы, анализ человеческого потенциала и способность повышения качества жизни населения Республики Саха (Якутия) и население Арктики в целом, состояние экологии и развитие минерально-сырьевой базы, транспортная мобильность, опыт организации и схемы завоза грузов в Республику Саха (Якутия) и в Арктику в целом, анализ состояния технологии энергетического и коммунального комплекса, внедрение информационно-коммуникационных технологий в Республике Саха (Якутия), опыт применения инноваций в арктическом строительстве в Республике Саха (Якутия), создание традиционного образа жизни и традиционной хозяйственной деятельности народов, населяющих Республику Саха (Якутия) и Арктику в целом и состояние и пути развития арктического туризма.

Иными словами по Якутии и Мурманской области в докладе будет представлен достаточно полный анализ социально-экономического положения арктической составляющей регионов. В каком-то смысле это будет наглядный пример развития арктических территорий и проблем, имеющихся здесь. Кстати, информацию по указанным разделам мы будем получать в том числе и из самих регионов, а по итогам сравним, какой из них лучше отработал. Многие проблемы мы видим как «типовые». Например: для Заполярья в целом присуща низкая плотность населения. Это отчетливо прослеживается на примере Республики Саха (Якутия). Мы исследуем проблемы и стараемся предложить их решения законодательном уровне.

Мы не ограничиваемся одними лишь действиями в законодательной области. В феврале этого года планируем создать Комиссию по Арктике – новый консультативный федеральный исполнительный орган власти страны. Наши представители там тоже обязательно будут и хотел бы пожелать, чтобы представители Республики Саха (Якутия) тоже туда вошли.

– Насколько доклад влияет на принятие последующих решений руководством страны по развитию Арктики и Антарктики Российской Федерации?

– Доклад рассылается в федеральные и региональные органы исполнительной и законодательной власти. Мы заинтересованы информировать тех, кто имеет право законодательной инициативы, принимает решения. Некоторые законодательные вопросы Совет Федерации направляет в профильные комитеты совместно с нашим Экспертным Советом — здесь члены Экспертного совета готовят конкретные экспертизы.

Полагаю, что Республика Саха (Якутия) должна использовать этот инструмент в решении региональных проблем. Во всяком случае, такое пожелание высказывал Глава республики Егор Борисов. Новый орган государственной власти в Арктике тоже будем консультировать.

Сам Экспертный совет себя позиционирует как консультативный орган практических дел. Сейчас мы прилагаем много усилий со специалистами Академии наук Республики Саха (Якутия) по продвижению телемедицины в вашем регионе. Полагаю, что эта идея Экспертного Совета, равно как и отражение в ежегодном докладе положения дел в республике, будут полезны для Республики Саха (Якутия). Ведь рекомендации Экспертного Совета по Арктике и Антарктике – это совместный труд законодателей, ученых, предпринимателей, работающих в Арктике — всех заинтересованных в реальном развитии арктических территорий специалистов. Это авторитетное, экспертное слово, которое определяет контуры будущего развития Арктики Российской Федерации.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here