Можно сколько угодно говорить о стабилизации экономики России, рассуждать об инвестиционной привлекательности Дальневосточного федерального округа, Севера, но без развития транспортной инфраструктуры все это останется пустым звуком.

Более 90 % территории Республики Саха (Якутия) имеет сезонную транспортную доступность. Лишь 15% населения проживает в зонекруглогодичного транспортного сообщения. В Якутии, площадь которой 3,1 миллиона квадратных километров, лишь 490 километров железных дорог и 7,5 тысячи километров автодорог с твердым покрытием. Основной объем грузов перевозится в короткийнавигационныйпериод речным транспортом. В результатетранспортная составляющаяв себестоимоститоварови услугдостигает 40 %. По этой причине Республика Саха (Якутия), имея огромные запасы различных видов минерального сырья,продолжает оставаться высокодотационным регионом Российской Федерации.

Text Box:   Бездорожье – главная проблема социально-экономического развития Якутии В этих условиях системное развитие транспортной инфраструктуры, нацеленное на формирование круглогодичных транспортных путей, интегрированных с общероссийской системой, жизненно необходимо и должно стать ключом к решению всего комплекса социально-экономических проблем республики. Понимая это, именно развитие транспорта мы сделали одной из главных составляющих нашего главного стратегического документа – «Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Правительство республикиисходило из того, что дорожнаяполитика призвана обеспечивать не только развитие экономики, но и территориальное единство республики и страны. Это – связь с домом, семьей, родным предприятием, школой и больницей. Вот и получается, что развитие транспорта и экономики в итоге ведет к конкретному человеку, определяет его сегодняшний и завтрашний день.

Главный упор в наших планах сделан на продолжение строительства железной дороги до Якутска, создание в республике опорной сети автомобильных дорог, меридиональных и широтных транспортных коридоров круглогодичного действия со смешанными грузоперевозками общероссийского значения.

Ключевым проектом создания опорной транспортной сети Республики Саха (Якутия) является железнодорожная линия Беркакит – Томмот – Якутск, дальнейшее строительство которой определено принятым в 2004 году постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск», а финансированиестроительства железной дороги было закреплено специальным распоряжением Президента России летом 2008 года.

Но это не единственная железнодорожная стройка. Стратегическим проектом является строительство подъездного железнодорожного пути Улак – Эльга для освоения уникального Эльгинского угольного месторождения. Его прогнозные запасы энергетических и коксующих углей оценивается в более чем 2,2 миллиарда тонн, и со строительством железнодорожной ветки оно станет масштабным сырьевым комплексом Восточной Сибири и Дальнего Востока с выходом на Азиатско-Тихоокеанский регион.

В долгосрочной перспективе – продолжение строительства железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в направлении Якутск – Магадан, что даст возможность обеспечить круглогодичные транспортные связи северо-восточной части Якутии, выход Магаданской области через Якутию в общероссийскую сеть железных дорог. К тому же это позволит более эффективно осваивать природные ресурсы Верхнее – Индигирского и Аллах -Юньского горнопромышленных районов с месторождениями золота, полиметаллов, сурьмы, олова и др.

Ещё один проект – железная дорога Лена – Непа – Витим – Ленск, которая даст дополнительный импульс развитию алмазоносных и нефтегазовых районов Западной Якутии, сделает возможным вовлечение в хозяйственный оборот месторождений Непско – Ботуобинской нефтегазовой провинции, находящейся на стыке Иркутской области и Республики Саха (Якутия).

Это в перспективе. Сегодня главная задача – «железка» до Якутска, но очень важно, чтобы, придя в Якутск, она была подкреплена развитием других видов транспорта, и это должно быть сделано синхронно: железная дорога до Якутска, мост через реку Лену, автомобильные дороги.

Развитие сети автомобильных дорог позволит снизить риски по северному завозу, открыть новые возможности для деловой жизни населения отдаленных районов. Завершение строительства автомобильных дорог «Колыма» (Якутск-Магадан), «Вилюй» (Иркутск-Якутск) и «Амга» (Якутск-порт Аян Хабаровского края), реконструкция автомобильной дороги «Лена» (Большой Невер-Якутск) дадут возможность интегрировать в межрегиональные транспортные потоки с Магаданской, Иркутской, Амурской областями и Хабаровским краем.

Text Box:   Якутия. Томпонский улус. На объектах реконструкции федеральной автомобильной дороги «Колыма»                          (Якутск-Магадан). 2010 г. Федеральная дорога «Колыма» вместе с федеральной автомобильной дорогой «Лена» выводят республику в морские порты на Японском и Охотском морях, а на востоке объединят в единый комплекс горные предприятия Якутии и Магаданской области.

Федеральная дорога «Вилюй» от Якутска до Иркутска вместе с автодорогой «Амга» соединят Якутию с восточно ­ сибирскими субъектами Федерации, пролегая через богатейшие месторождения нефти, газа, железа, титана и лесные ресурсы, через сердце алмазной провинции город Мирный, алмазодобывающие районы на реке Вилюй на западе и юга­ западе республики. Трасса пройдет по золотоносным регионам и полиметаллическим провинциям Якутии, по платиновым и другим полигонам севера Хабаровского края, связав воедино Красноярский край, Иркутскую область и Республику Саха (Якутия) с Охотским побережьем в районе незамерзающего морского порта Аян. Кроме того, в опорную сеть автомобильныхдорог входят и другие не менее важные для нас автодороги республиканского значения.

Когда-то Якутию называли «тюрьмой без решеток», и, действительно, расстояния у нас такие, а климат настолько суров, что сбежать отсюда было практически невозможно. Шло время, мы уже летаем в космос, но до сих пор в значительную часть наших населенных пунктов можно только самолетом долететь. Так что развитие авиаперевозок во все времена будет для нас чрезвычайно важно. Мы начали реконструкцию Якутского воздушного узла, одного из ключевых на северо-востоке страны, потому что даже с приходом железной дороги все равно часть грузов и почту будем перевозить авиационным транспортом.

За последние годы в этой отрасли произошли большие структурные преобразования. Создана единая магистральная авиакомпания «Якутия», которая вошла в число 10 самых крупных авиаперевозчиков Российской Федерации. Расширена география полетов, в том числе по международным воздушным линиям. Планируются полное обновление парка воздушных судов, создание полноценных базовых региональных портов, что позволит в четыре с половиной раза увеличить объемы перевозок пассажиров.

Text Box:   Якутия. Аллаиховский улус. «Нулевой пикет» - начало судоходного пути по реке Индигирка. 2009 г. А главной транспортной артерией в республике по-прежнему останется водный путь по рекам Ленского бассейна от порта Осетрова до моря Лаптевых. Он открывает прямой доступ в бассейны всех арктических рек через Северный морской путь. И в обозримой перспективе ощутимая альтернатива водным маршрутам с их массовыми грузами в отдаленные населенные пункты не появится. Это значит, что их сохранение и развитие – стратегическое направление государственной транспортной политики. Водные пути Республики Саха (Якутия) – это 13 228 километров, из них 10 709 километров – внутренние водные и 2519 километров – Северный морской путь, который связал реки в единую транспортную систему, что очень важно для укрепления позиций России в Арктике, освоения природных ресурсов и установления транспортного сообщения вдоль северных берегов между ее европейскими и дальневосточными регионами. Кроме того, она компенсирует отсутствие здесь широко развитых путей наземного сообщения, потому доставка грузов водным транспортом в арктические и западные районы республики в долгой перспективе останется преобладающей.

Если раньше грузы в республику завозили по Севморпути через Мурманск и Архангельск, то есть с севера на юг, то теперь, наоборот, с юга на север. Грузы поступают в порт Осетрово, а затем идут вниз по Лене. Северный морской путь сдал свои позиции, хотя до 1991 годамы только в Японию отправляли 380 тысяч кубов древесины через арктический порт Тикси. И сегодня Республика Саха (Якутия) крайне заинтересована в надежном функционировании и развитии Северного морского пути. Необходимо восстановление участков Севморпути, прилегающих к побережью республики от устья реки Анабар до устья реки Колыма. Должно быть обеспечено эффективное функционирование и развитие элементов транспортной системы, находящихся в федеральной собственности, – систем навигацианно-гидрографического и гидрометеорологического обеспечения, аварийно-спасательных судов, дальней радиорелейной и космической связи. Северный морской путь является важной транспортной системой Арктики. Его стабильное функционирование дает возможность перевозить грузы в арктические районы республики как по внутренним водным артериям, так и морским путем из других регионов страны. В перспективе Севморпуть может стать самостоятельным евро-азиатским коридором, связывающимстраны Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Неслучайно в последние годы наши азиатские партнеры проявляют неподдельный интерес к Северному морскому пути как к самой короткой в мире и экономически выгодной дороге из стран АТР в Скандинавию и Европу. Здесь перед нами открываются новые возможности транзита через территорию нашей страны любых грузов в неограниченном количестве.

Text Box:   На трассе Северного морского пути. Восточно-Сибирское море. 2009 г. С приходом железнодорожной линии в Якутск образуется очень перспективный и заманчивый, но пока еще никем не изученный меридиональный транспортный коридор Китай – Европа. Единственный минус – сезонность. Все перевозки надо будет успевать сделать в короткую навигацию на Лене. А вот Севморпуть нас не лимитирует, дает возможность вестикаботажное плавание в морях Ледовитого океана круглый год. Думаю, если разумно обустроить Якутский меридиональный смешанный железнодорожно-водный коридор, то он полностью оправдает эти амбиции и ожидания, станет еще одним транзитным транспортным путем на территории России.

Все эти планы развития транспортной инфраструктуры Якутии, о которых я говорю, не сказка и не мечта, а реальность.Правительством России одобрен и принят к реализации инвестиционный проект «Комплексное развитие Южной Якутии», в который вошла большая часть наших планов: строительство пяти железнодорожных подъездных путей общейпротяженностью 269,1 километра с объемом инвестиций 36,2 миллиарда рублей и двух автомобильных дорог протяженностью 149,8 километра с объемом инвестиций 6,2 миллиарда рублей. Южная Якутия станет узловым центром инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. Через ее территорию пройдут магистральные автодороги, железные дороги, нефтепроводы, газопроводы, энергомост. Освоение крупных месторождений обеспечит загрузку Байкало-Амурской магистрали. К 2015 году объемы грузопотоков из Южной Якутии на БАМ составят около 70 миллионов тонн, с БАМа – около шести миллионов тонн (к 2030 году на БАМ – 93 миллиона тонн).Масштабное строительство железных и автомобильных дорог позволит создать устойчивое наземное сообщение с самыми крайними восточными территориями России. И все это происходит на наших глазах, уже в обозримом будущем, не только наши дети, но и старшее поколение станет свидетелем завершения этих поистине гигантских проектов.

Изменится жизнь и столицы республики. Схемой размещения производительных сил Республики Саха (Якутия) предусматривается формирование в Якутске мощной транспортно – логистической системы на основе Якутского транспортного узла, включающего в себя новые инфраструктурные объекты: аэровокзальный пассажирский комплекс и грузовой терминал аэропорта Якутска, железнодорожный вокзал, модернизированный речной терминал. Якутск должен стать центром перераспределения грузопотоков и пассажиропотоков. Все его объекты составят ключевой комплекс будущих транспортных технологий и эффективного взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пассажиров и грузов в промышленно развитых районах Центральнойи ЗападнойЯкутии. Завоз грузов речным транспортом в арктические районы Якутии будет переключен из порта Осетрово на Якутский речной порт.

Результат не заставит себя ждать. Зона круглогодичного завоза в Республику Саха (Якутия) теперь распространится на половину территории республики, в которой проживает 91 % населения и производится 95 % всей нашей продукции будет построено 2680 километров автодорог, в том числе доля автодорог с твердым покрытием составит 57 %. Протяженность железных дорог увеличится в 10 раз.

Основа развития нашей экономики уникальная минерально-сырьевая база, богатейшие природные ресурсы, только разведанные запасы которых оцениваются в сумму более 70 триллионов рублей. Эти богатства должны работать на будущее Якутии, Российской Федерации в целом, способствовать повышению уровня благосостояния населения, каждого, кто живет в таких трудных северных условиях. В итоге это и есть наша главная цель – сделать жизнь людей лучше, чтобы они чувствовали себя гражданами единого и большого государства, России.

 

Транспортные меридианы Дальнего Востока.

Редактор Н.Братчиков. – Владивосток:

Издательский дом «Восток России»,

2009 – с. 78-82.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here