Выступление на XVI сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) 21 декабря 1992 года

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Прошедший 1992 год был ознаменован многими значительными событиями, которые, безусловно, войдут в историю Якутии. Это и подписание Федеративного договора, определившего характер политических отношений и место республики в обновленной Федерации, это и заключение ряда соглашений по экономическим вопросам между правительствами России и Якутии, установивших разграничение сфер их компетенции и ответственности, это, наконец, начало радикальной экономической реформы. Особо сложным этот год был для Правительства, которое работало в координально перестроенной структуре и новом составе, в условиях стремительно меняющейся политической и социально-экономической обстановки.

Наша действительность характеризуется противоречивыми, в основном, кризисными тенденциями во всех сферах общественной жизни, которые связаны с трудными, но исторически неизбежными преобразованиями.

Процессы, происходящие в экономике, обусловлены настойчивым поиском хрупкого равновесия в условиях роста цен, инфляции, скрытой безработицы, дестабилизации финансовой системы, снижения жизненного уровня населения. Жесткие требования нарождающегося рынка определяют необходимость принятия неординарных решений и мобилизации всех имеющихся возможностей. Вместе с тем, рынок не является панацеей и средством решения всех социально-экономических проблем. Жизнь убедительно доказала, что рыночные механизмы должны сочетаться с комплексом мер государственного регулирования. Необходим их разумный баланс на базе долгосрочного, перспективного и текущего прогнозирования, учитывающего реалии нашей республики.

Исходя из такого понимания особенностей сложившейся к настоящему времени ситуации в экономике, Правительством и разработан план действий на 1993 год. Он предусматривает усиление государственного регулирования и контроля за ситуацией в отдельных отраслях и народном хозяйстве республики в целом при поэтапном продолжении начатых рыночных преобразований. Соответственно, несколько по-другому, чем в прошлом году, будут расставлены акценты в работе Правительства. Продолжая контролировать основные макроэкономические показатели посредством механизмов, разработанных по прошлогоднему плану действий, Правительство больше внимания будет уделять проблемам конкретных отраслей и районов. При этом ставится общая задача — затормозить темпы падения производства.

Прежде чем раскрывать основные направления развития экономики на 1993 год, необходимо подвести главные итоги 1992 года в народном хозяйстве.

Если говорить о финансовых показателях, то в 1992 году общая масса прибыли достигла примерно 52 млрд. рублей в целом по народному хозяйству Республики Саха (Якутия). По сравнению с прошлым годом она возросла в 11,2 раза, но основная доля прироста складывается за счет повышения цен на продукцию наших основных товаропроизводителей.

Промышленность, строительство, геология, проектно-изыскательские работы у нас прибыльные. Что касается сельского хозяйства, то, несмотря на все трудности, имевшие место, оно получит определенные прибыли по итогам года, разумеется, с учетом дотаций. Вместе с тем, существует целый ряд отраслей, которые в настоящее время являются убыточными. Это торговля, снабжение, жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому совокупная прибыль будет меньше, чем получена в тех отраслях, которые названы в числе прибыльных.

Но самая главная проблема в том, что происходит существенный спад производства в промышленности республики. До конца года он ожидается на уровне 20% от физических объемов 1991 года. В разных отраслях он имеет свою специфику и причины.

Это, безусловно, повлияло на жизненный уровень населения, несмотря на то, что Правительством республики предпринимались энергичные меры по его стабилизации. Была проведена реформа заработной платы. Тем не менее, реальная заработная плата снизится примерно на 30% по сравнению с 1991 годом, хотя номинальная заработная плата увеличивается более чем в 15 раз. Осуществлялся с большей или меньшей степенью эффективности контроль за ценами. Но рост цен пока превышает рост заработной платы, средний сводный индекс цен равен примерно 17, именно это и приводит к тому, что при повышении номинальной заработной платы снижается реальная.

Следствием перехода к рынку явилась дифференциация доходов населения. Наиболее обеспеченная часть жителей республики составляет 10%, ее доходы более чем в 17 раз превышают доходы наименее обеспеченных. Примерно 6,5% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Ухудшилась демографическая ситуация. Кроме того, мы имеем отрицательное миграционное сальдо.

Анализируя все эти явления, следует отметить, что многие из них носят общий характер и имеют место не только в Республике Саха (Якутия), но и в Российской Федерации в целом.

Реформирование экономики происходит в крайне неблагоприятных условиях. В глубине кризиса можно выявить определившие его объективные причины. Среди них и изменение условий хозяйствования, к которым предприятия еще должны адаптироваться, и нарушение производственных связей, и неудачная кредитно-денежная политика, и либерализация цен, которая не сопровождалась необходимой денежной эмиссией.

Но нельзя сказать, что все причины только объективные. Были и субъективные ошибки Правительства Республики Саха (Якутия). Не вполне верной была ценовая политика, в результате которой многие предприятия оказались убыточными. В их числе такие крупные объединения, как “Якутавиа”, Ленское объединенное речное пароходство. Были допущены ошибочные действия в процессе приватизации и акционирования предприятий, когда новые хозяйственные формы не получили должного развития, а старые структуры были ликвидированы, вследствие чего нарушились механизмы управления в экономике. Недостаточно жестко проводился со стороны Правительства и контроль за ходом производства. Расчет был в основном только на рыночные методы, хотя сейчас очевидно, что необходимо было задействовать и административные.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Но, несмотря на негативные явления, были и положительные моменты в развитии экономики республики и в деятельности Правительства. Во-первых, начата структурная перестройка экономики. Созданы и начали функционировать новые отрасли производства, что было предусмотрено правительственными программами. В качестве примера можно привести широко известный факт, что у нас начал действовать первый в истории республики гранильный завод в Сунтарах, и эта отрасль получила достаточную поддержку со стороны Правительства. Мало кто знает, что параллельно с этим направлением в алмазной промышленности велось создание производства алмазных инструментов и первая их партия уже получена.

В Алданском районе начато производство линолеума и в 1993 году в значительной степени будут обеспечены потребности в нем республики. Определенное движение получила отрасль по переработке пищевой продукции. Предприняты крупные шаги по техническому перевооружению лесной промышленности. Немало сделано для создания нефтяной промышленности. Проведена реорганизация геологических организаций и рационализация геологоразведочных работ.

К числу положительных итогов можно отнести и то, что несмотря на трудные условия, в этом году в сельском хозяйстве все же удалось накопить кормов на уровне прошлого года. Конечно, имеются проблемы с точки зрения географии размещения этих кормов и предстоит достаточно трудная зимовка, но, тем не менее, сельскохозяйственный год имеет более высокие результаты, чем мы ожидали.

Правительство прилагало много усилий к тому, чтобы успешно провести навигацию, обеспечить республику необходимым количеством материально-технических ресурсов и товаров и, в основном, с этой задачей мы справились, преодолев чрезвычайные трудности.

Начался процесс акционирования крупных предприятий. Выработаны принципы, имеющие достаточно надежную теоретическую базу, на основе которых развивается практическая деятельность.

В трудных условиях реформ в основном сохранены накопленный потенциал в социальной сфере и позитивные тенденции в культурном развитии. Несмотря на дефицит средств, Правительство республики прилагает значительные усилия для поддержания программ, имеющих социальную и гуманитарную направленность, для обеспечения полноценного финансирования науки, высшего, среднего и профессионально-технического образования, здравоохранения. Начала функционировать система социальной защиты населения. Более 100 тыс. жителей республики получили ту или иную конкретную помощь. Трудно рассчитывать на новые возможности бюджета в 1993 году, но мы будем продолжать политику на социально ориентированный рынок.

Итоги 1992 года, безусловно, во многом определяют функционирование народного хозяйства республики в 1993 году.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Прежде всего, во главу угла мы должны поставить перед собой задачу стабилизации производства во всех отраслях, остановить его падение и создать базу для последующего роста.

От решения этой основной задачи будет зависеть решительно все: уровень доходов и расходов населения, реализация материальных и духовных потребностей людей, общее благосостояние, поскольку в основе развития социальной и духовной сферы лежит производство. Сложность в том, что одновременно со стабилизацией предстоит продолжать структурную перестройку экономики, и это — вторая задача. Начатые преобразования, развитие новых отраслей позволят поднять экономику республики на качественно иной уровень производственного развития и детерминируют создание устойчивой доходно-финансовой базы. Вместе с тем перед нами стоит трудная проблема обновления производственного аппарата традиционных отраслей: угольной промышленности, энергетики, которые находятся в кризисном состоянии. Не менее сложно обстоят дела и в сельском хозяйстве, и на транспорте. Планы, которые были намечены раньше по развитию этих отраслей, были отодвинуты в сторону под грузом новых проблем. Теперь это дает о себе знать. Мы имеем слабую техническую базу, устаревший производственный потенциал, который потребует больших затрат на реконструкцию.

Направляя основные усилия на развитие производственной сферы, определяющей для социально-экономического развития республики, будем проводить активную, гибкую политику заработной платы и цен. Перед нами стоит задача не допустить падения реальных доходов населения, создать резервы.

При разработке планов функционирования народного хозяйства республики учитываются следующие внешние факторы, сценарные условия.

Во-первых, произошли крупные изменения в наших взаимоотношениях с Российской Федерацией.

Подписано Соглашение о бюджетных взаимоотношениях, которое будет пролонгировано на 1993 год. Оно коренным образом меняет систему финансирования и придает нашей работе новые направления. Это позволит, с одной стороны, перечислять определенные суммы для действительно федеральных нужд (содержание вооруженных сил, космическая связь и т.д.), с другой — более оперативно обеспечивать функционирование народного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Главное событие года, которое действительно реально и в политическом, и в экономическом плане открывает дорогу к суверенитету, которое действительно позволяет в социально-экономическом развитии республики рассчитывать на собственные силы — это подписание Соглашения о собственности, в соответствии с которым более 90% всего производственного потенциала республики переходит в ее собственность. В связи с этим открываются новые возможности и перспективы для развития народного хозяйства и, вместе с тем, повышается мера ответственности за принимаемые решения.

Но существуют и негативные факторы, которые будут оказывать крайне отрицательное влияние. Прежде всего, складывается невыгодная для нас динамика цен. В 1992 году мы добились того, что цены на основную нашу продукцию достигли мирового уровня (алмазы, золото, олово и др. полезные ископаемые), за исключением угля, а вот цены на входящую продукцию, которые ложатся в себестоимость, еще не достигли мирового уровня, но имеется ярко выраженная тенденция к их повышению. Это прежде всего цены на энергоносители и, соответственно, цены на продукцию машиностроения, которая приходит в республику. Так что наша продукция будет продаваться по тем ценам, которые уже фактически сложились, а затраты будут увеличиваться в связи с ростом цен на входную продукцию. Это снижает доходную базу республики и поэтому необходимо искать пути повышения эффективности производства, уменьшение совокупных затрат. Положение дел во многом будет зависеть и от того, на каком уровне произойдет стабилизация курса рубля. Учитывая валютную направленность республики, это обстоятельство является для нас крайне важным.

Учитывая все эти факторы в совокупности, Правительство Республики Саха (Якутия) много работало над прогнозом функционирования народного хозяйства в 1993 году. Были заслушаны отчеты министерств и ведомств, проведена защита планов. В итоге этой длительной и сложной работы мы можем сформулировать важнейшие направления развития экономики и социальной сферы республики, определить, каким образом будут реализовываться основные задачи в базовых отраслях.

Сельское хозяйство. В государственной программе аграрной реформы Республики Саха (Якутия) учтены как общие тенденции, которые складываются в Российской Федерации при переходе к рынку, так и региональные особенности. В ней выделяются два этапа. Первый — 1990-1992 годы. За это время была создана законодательная база, сформировались определенные представления о том, как должно развиваться сельское хозяйство республики, есть конкретные результаты. Начинается второй этап — 1993-1995 годы. В этот период развернется практическая работа по аграрной реформе. В ходе ее реализации необходимо закончить земельную реформу. В частности, должен быть решен вопрос о выделении и закреплении земель под крестьянские, сайылычные, личные подсобные хозяйства за всеми пользователями, независимо от форм собственности. Необходимо создать предпосылки для развертывания системы экономических взаимоотношений по поводу использования земли. Это и налоги, и экологические платежи, и плата за землю.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

В рамках аграрной реформы предусматривается преобразование отношений собственности на селе. На сегодня у нас остались 34 совхоза, которые не прошли перерегистрацию и не определились с тем, какова будет их организационно-правовая форма.

Остальные блоки аграрной реформы направлены на создание инфраструктуры: сервисное обслуживание села, торговля, материально-техническое снабжение.

В 1993 году мы должны закончить передачу социальной сферы администрациям, освободить все сельскохозяйственные предприятия любых форм собственности от содержания социальной сферы. В этой связи предусматривается, что ее финансирование будет в основном из централизованных источников и ряда фондов. Более 2 млрд. рублей будет выделено на компенсацию за ранее построенное жилье индивидуальными застройщиками на селе. Будет сделан упор на поддержку традиционных промыслов, развитие зернового хозяйства, племенную работу, полеводство, луговодство с использованием новых методов и технологий. И самое главное — надо организовать первичную переработку сельскохозяйственной продукции.

Отдельный раздел — это финансовое обеспечение аграрной реформы. В 1993 году из общих бюджетных средств республики, направляемых на капвложения, которые составляют примерно 45 млрд. рублей, 26 млрд. рублей по разным каналам, не только через Министерство сельского хозяйства и Министерство малочисленных народов, пойдет на село. И это составляет примерно 60% от всех капвложений, которые будут сделаны в республике в 1993 году. Предусматриваются дотации сельским производителям в размере 23 млрд. рублей. Здесь следующая особенность: раньше дотации предусматривались на рубль товарной продукции, теперь мы переходим к дотациям на натуральные показатели для того, чтобы стимулировать повышение производства, а не увеличение себестоимости. Кроме того, в этом году дотацию будут получать все сельскохозяйственные производители, осуществляющие поставки в государственные фонды, независимо от форм собственности. Теоретически так и должно было быть, но на деле по разным причинам этот механизм не работал.

Предусматривается создание ипотечного банка и активное использование средств земельного банка для обеспечения финансирования программ реформы.

Предстоит осуществить перестройку системы управления. Очевидно, что должна быть разработана единая, целостная система управления сельским хозяйством на территории Республики Саха (Якутия).

В сложившихся условиях, на нынешнем этапе аграрной реформы трудно ожидать подъема производства, но в перспективе, ближе к 1996 году, на это можно рассчитывать. На 1993 год планируется, что валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах достигнет 40 млрд рублей или 107% к уровню 1992 года. Но по производству скота и птицы в живом весе будет определенное снижение. Это связано с недостаточной кормовой базой. По другим показателям — производству картофеля, овощей, зерна, молока, не будет снижения по сравнению с 1992 годом.

Опыт прошлого года показал, что при должной четкости в работе, заинтересованности товаропроизводителей можно добиться позитивных сдвигов в реализации поставленных в аграрном секторе задач.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетическая база республики достаточно надежна, но работает на пределе.

Длительное время не вводились новые мощности и мы живем со старым багажом. Особенно сложное положение в центре республики. Необходимы крупные капитальные вложения.

В угольной промышленности на протяжении ряда последних лет происходил постоянный спад производства. Только с середины 1992 года удалось стабилизировать добычу и реализацию угля. Производство угля составило 13,4 млн. тонн или 101% к 1991 году, но имеет место некоторое снижение доходов угольной промышленности за счет изменения структуры добычи по разным классам. Отрасль находится в сложном положении. В последние годы практически заморожено ее развитие, не обновляются основные фонды, нет прироста минерально-сырьевой базы для открытия горных разработок. Эта отрасль весьма капиталоемка и поэтому ее собственных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов даже по техническому перевооружению, не говоря уже о новом производственном строительстве, недостаточно. Поэтому в 1993 году нам предстоит решать сложнейшие вопросы привлечения средств заинтересованных инвесторов, в том числе зарубежных, искать способы и формы привлечения кредитов. За счет бюджета республики будут активизированы геологоразведочные работы по углю, прежде всего, в Южной Якутии.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Не терпит отлагательства разработка и реализация серьезных мер по стабилизации финансового состояния угольной промышленности. Прежде всего, на основе анализа сегодняшней ситуации и возможных вариантов ее изменения необходимо принять решение о принципах ценообразования на уголь. Здесь стоит принципиальный вопрос: будем ли мы переходить на свободные цены, а, следовательно, угольная промышленность будет работать в режиме полного самофинансирования, или сохраним систему фиксированных цен и частичных дотаций. Не менее важно на практике начать процесс реорганизации и оздоровления убыточных производств. Это касается шахты “Сангарская”, ряда подразделений “Якутуголь” в г. Нерюнгри.

Газовая промышленность — одна из наиболее стабильных отраслей в республике. В последнее время в основном все планы по добыче газа выполнялись. Но ситуация, как и в угольной промышленности, близка к застою и неотложных задач на 1993 год более чем достаточно. Надо усилить работу по обустройству газовых месторождений в Западной Якутии и на левом берегу Вилюя, начать проектирование газопровода Кысыл-Сыр–Мирный. Это позволит решить проблему газификации Вилюйской группы районов и подать газ на алмазные месторождения. Надо продолжить работу по строительству газоперерабатывающего завода в г. Якутске, что расширит возможности использования газа в энергетике, коммунальном хозяйстве. 1993 год должен стать годом коренного ускорения работ по газификации села, прежде всего вХангаласском, Намеком, Кобяйском, Вилюйском районах.

Добыча газа планируется на уровне прошлого года, а газового конденсата планируется произвести 73 тыс. тонн.

Нефтяная промышленность. В топливно-энергетическом комплексе республики получает развитие совершенно новая отрасль. В конце 1992 года создана компания “Ленанефтегаз”, которая базируется в г. Ленске. В 1993 году предстоит организация Национальной нефтяной компании.

Планируется, что добыча нефти, которая в основном осуществляется попутно, в 1993 году увеличится примерно на 5% по сравнению с прошлым 1992 годом и достигнет примерно 60 тыс. тонн.

Но главная задача — развернуть работу по освоению нефтяных месторождений. Запланировано обустройство и пуск в эксплуатацию Иреляхского месторождения, а также НПУ-100 наТаас-Юряхе. Надо приблизиться к разработке Талаканскогоместорождения, которое на сегодня является самым перспективным в республике.

Любое новое дело связано с преодолением трудностей, поиском нестандартных решений. Много вопросов и в нефтяной промышленности: это и чисто научно-теоретические аспекты, и вопросы привлечения инвестиций, и развитие сырьевой базы предприятий. На 1993 год изучаются возможности смешанного финансирования: не только бюджетного, но и с участием заинтересованных предприятий, а также через продажу ценных бумаг нефтяных компаний.

Электроэнергетика. Выработка электроэнергии в 1993 году будет составлять примерно 96% от уровня 1992 года. Пожалуй, это одна из отраслей, где падение производства можно воспринимать положительно, как результат экономии энергоресурсов или как результат климатических особенностей года.

В электроэнергетике, так же как и в других отраслях ТЭКа, длительное время не вводились новые мощности, порядком устарели основные фонды. Поэтому и здесь необходима концентрация крупных капитальных вложений, которые в 1993 году будут мобилизованы прежде всего за счет отраслевого инвестиционного фонда, порядок образования которого утвержден Правительством.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Одной из основных задач 1993 года является увеличение темпа работ на Вилюйской ГЭС-3. Это диктуется рядом обстоятельств. Строительство ведется в чрезвычайно сложных инженерных условиях и, если вовремя, в соответствии с проектом организации строительства, не будут возведены основные сооружения, то под угрозой аварии будет находиться уже построенная часть электростанции. Таковы горно-геологические условия. Затягивать строительство ГЭС нельзя. Это было известно давно и доказано учеными. Значение стройки велико, поскольку ГЭС дает возможность стабильного развития алмазодобывающей промышленности, позволит обеспечить электроэнергией всю вилюйскую группу районов.

Комплекс вопросов предстоит решать в Центральной Якутии. Якутск и прилегающие районы имеют дефицит мощностей, поэтому надо, сконцентрировать усилия на конструкции Якутской ГРЭС и обеспечить ввод одной из машин в 1993 году. Надо продолжить работы на Якутской ТЭЦ и подготовить пуск одного из котлов в 1994 году. Мы должны поставить перед собой задачу в 1994 году, максимум в 1995, завершить очередной блок Нерюнгринской ГРЭС. Дальнейшее развитие энергетики Южной Якутии будет определяться потребностями объединенной системы Дальнего Востока, и мы будем вправе требовать федеральных инвестиций в эту электростанцию, если она будет нужна для дальневосточников.

Необходимо усилить сетевое строительство и, в частности, завершить сооружение магистральной линии электропередач Якутск—Хандыга, начать строительство ЛЭП Мирный—Нюрба и Нерюнгри—Якутск. В планах “Якутскэнерго” предусматривается примерно 3 млрд. рублей на развитие сельской энергетики, не считая других источников финансирования. Важнейшей научно-технической задачей является развитие малой и нетрадиционной энергетики.

Финансирование энергетики будет смешанным, но основным источником явится инвестиционный фонд, средства извлеченные из тарифа на электроэнергию.

Горнодобывающая промышленность. Основными отраслями остаются алмазодобывающая и золотодобывающая. Ситуация складывается таким образом, что намечается снижение их производства. В алмазодобывающей промышленности пока примерно на 14%, а в золотодобывающей: “Адданзолото” — на 8%, “Золото Якутии” — на 5%.

В алмазодобывающей промышленности вопрос о плане добычи связан с квотами на мировом рынке, емкостью внутреннего российского рынка, с горногеологическими условиями алмазных месторождений. С января начинает действовать компания “Алмазы России—Саха” и детальные уточнения производственной деятельности еще будут сделаны.

А вот в золотодобывающей промышленности падение объемов производства недопустимо. Правительство республики примет самые жесткие меры для сохранения уровня производства в 1993 году. При снижении производства адекватно будут меньше доходы и заработная плата коллективов золотодобытчиков. В наших общих интересах пересмотреть планы и приложить все усилия для достижения прошлогоднего уровня.

Состояние дел в других отраслях характеризуется кризисом сбыта, поскольку они находятся ближе к конечным потребителям, чем предприятия топливно-энергетического и горнодобывающего комплексов.

Лесная промышленность. В 1992 году не полностью продано то, что произведено. Это связано с высокими ценами на продукцию лесной промышленности, с падением инвестиционной активности.

Для активизации процесса реализации надо снять существующие ограничения, на внереспубликанские поставки, в том числе на экспорт леса. Безусловно, следует сохранять экологический контроль и первоочередное обеспечение государственных нужд республики. Но при этом подходы должны меняться: надо понимать, что производство должно приносить доходы и лес надо заготавливать, а не ждать, пока он сгорит или сгниет.

Наиболее сложный вопрос — производство строительных материалов. Здесь одновременно с кризисом сбыта имеется чисто технологический кризис. То, что мы производим сегодня, дорого и на порядок устарело. Нужны новые материалы. Поэтому некоторые предприятия встанут на реконструкцию: это Покровский иБестяхский заводы. В 1993 году получит поддержку Томмотскийпромузел, где строится завод минераловатных изделий мощностью 200 тыс. куб. метров, крупные мощности по производству щебня, ряд высокоэффективных новых производств. Планируется начать строительство двух заводов по производству стандартных деревянных домов по импортной технологии. Уменьшился спрос на продукцию цементной промышленности. В связи с этим развитие этой отрасли будет осуществляться за счет самофинансирования, внутренних источников, которые формируются от амортизации, прибыли плюс акционерный капитал.

Легкая промышленность. Планируется, что выпуск товаров народного потребления будет на уровне 103% по сравнению с 1992 годом, произойдет стабилизация отрасли. Примерно в полтора раза увеличится производство мебели, возрастет производство кожаных и швейных изделий, обуви — примерно на уровне 1992 года. Будет продолжено развитие Якутской мебельной фабрики. Должна решиться проблема по вводу фабрики в Серебряном Бору. Будет оказана поддержка всем мелким мебельным предприятиям в районах.

Пищевая промышленность. Объемы производства в целом должны сохраниться на уровне прошлого года. В пищевой промышленности ощущается кризис сбыта продукции, в связи с этим предприятиям была оказана поддержка, вследствие чего произошло некоторое оживление.

Планируется развитие традиционных отраслей вХангаласском, Оймяконском, Верхоянском, Алданском,Нюрбинском, Усть-Майском, Ленском, Томпонском районах. Предстоит активное внедрение новых производств. Финансирование будет осуществляться за счет бюджетных и привлеченных средств.

В последнее время в республике много сделано для развития новых отраслей. Планы, которые намечены по созданию целой сетиалмазоперерабатывающих заводов, будут приоритетными в 1993 году. На это предусмотрены различные финансовые средства. Будет развиваться нефтяная промышленность, о чем было сказано выше. Получит поддержку ювелирная промышленность. Это три ключевые отрасли из программы структурной перестройки экономики республики. Получат развитие и другие отрасли: производство керамики, новых видов стройматериалов, пушно-меховая, рыбопереработка.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

Геология.Планируется, что в 1993 году геология будет полностью обеспечена финансовыми ресурсами под те программы, которые рассматривались в Правительстве, за счет 6% отчислений от доходов горной промышленности, предусматриваемых новым Законом о налоговой системе и бюджетной политике. Основной упор будет сделан на геологические работы по углю (Южная Якутия), по нефти и газу (Западная Якутия) для поиска наиболее перспективных месторождений. Будет продолжена работа по золоту и алмазам — это основные направления. Конечно, предусмотрены и другие геологические направления.

Транспорт. В 1992 году значительно сократились объемы перевозок пассажиров и народнохозяйственных грузов. В 1993 году их общий объем должен сохраниться на уровне 1992 года, но возможно некоторое уменьшение. В транспорте существуют крупные проблемы. Прежде всего, структура самого транспорта. Предстоит решение очень важной задачи — создание мелкосидящего флота. Мы должны создать две новые флотилии: Вилюйскую и Алданскую. Это потребует значительных капитальных вложений. Также надо решать жизненно важный для республики вопрос по танкерному флоту.

В авиации и в целом по России, и в нашей вновь созданной авиакомпании, существуют проблемы по парку. Самолеты старых типов, которые сейчас эксплуатируются (АН-24, АН-26, АН-2), сняты с производства, а новая техника практически не выпускается. Все впечатляющие рекламные проспекты новых самолетов существуют только на картинках или проходят испытания. Очевидно, для ускорения дела надо вступать в кооперацию с различными предприятиями, непосредственно участвующими в научно-технических программах. В 1992 году была проведена большая работа с туполевской фирмой, с крупнейшими конструкторскими бюро, которые готовы в первую очередь предоставить нам самолеты ТУ-204. Сейчас идет работа с Чкаловским заводом, где планируется производить самолеты АН-38. Несмотря на существующие проблемы в вопросах развития авиации, появилось новое видение и обозначились подходы к их решению.

Мы планируем продолжить работы по строительству железной дороги. На следующий год предстоит развернуть работы в Томмоте по созданию крупной входной базы приема грузов. Должно произойти изменение способа финансирования транспортного строительства, прежде всего это касается автомобильных дорог. В проекте Закона о бюджете предусмотрено, что произойдет увеличение отчислений в дорожный фонд. Это объективная необходимость, потому что сегодня дорожный фонд может формироваться только на территории республики. Одного процента, который был раньше, недостаточно, помощи от федерального бюджета мы не получаем и многие наши эксплуатационные организации оказались в бедственном положении. Те предприятия, которые фактически эксплуатируют дороги, например, “Золото Якутии”, “Якуталмаз” будут получать деньги из дорожного фонда, а не так, как сейчас. Пришло время сконцентрировать усилия по строительству дорог, прежде всего республиканского значения: автодороги Мирный—Якутск, магистральной дороги Якутск—Хандыга. Когда будет создана опорная сеть республиканских дорог, тогда будет легче решать вопросы со строительством местных дорог, которые выходят на нее. Сейчас зачастую мы строим дороги в никуда, отдельными отрезками.

Капитальное строительство. Это потенциально самая сложная отрасль в условиях перехода к рынку. Она находится непосредственно перед потребителем. Нет средств у потенциального заказчика, значит, нет и строительства. В 1992 году это строители ощутили: программу завершили еще в октябре-ноябре и дальше работали фактически в долг. Такое финансовое состояние свидетельствует об отсутствии инвестиционных возможностей у застройщиков. Подобная ситуация складывается в целом по России. В прогнозе, представленном Министерством финансов Российской Федерации, отмечается, что капитальных вложений будет сделано всего 10% от объема национального дохода. Такого не было никогда.

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

У нас, в целом по республике, годовая потребность в инвестициях составляет примерно 5 млрд. рублей, в ценах 1991 года. Фактически имеется 2,5 млрд. рублей. В новых ценах требуется 252 млрд. рублей, а по прогнозу ожидается иметь — 111 млрд. рублей. Безусловно, это не означает, что наступил полный крах капитального строительства. В этой ситуации просто надо понимать необходимость привлечения других источников финансирования. Прежде всего, должна быть увеличена доля капвложений из прибыли предприятий. Сейчас большинство предприятий предпочитает заработанные средства тратить на фонд потребления, платя при этом огромный налог на превышение фонда потребления. Налоговая система на 1993 год предусматривает создание целой серии льгот для активизации инвестиционной деятельности. Надо активно использовать акционерный капитал. Сегодня именно так действует АК “Туймаада Даймонд” и весьма успешно. За месяц она привлекает до 200 млн. рублей свободных финансовых средств, которые имеются у населения, путем продажи акций. И этот источник у нас далеко не исчерпан.

Особенно активно следует привлекать средства населения на финансирование капвложений в жилищное строительство. Это предусматривается в республиканской концепции жилищного строительства. Надо использовать и финансовые возможности различных фондов, например, Пенсионного, и, конечно, иметь в виду возможные дополнительные доходы в бюджете. Мы должны создать в республике систему долгосрочного кредитования для финансирования капитальных вложений. Учитывая серьезность проблем капитального строительства, следует объединить усилия в поисках выхода. Надо повысить мобильность строительных организаций. Имеются большие объемы работ на селе, потребности в строителях на Вилюйской ГЭС-3, на строительстве ГОКа”Юбилейный”. Очевидно, даст позитивный эффект использование внутриреспубликанского вахтового способа. Для стимулирования этих процессов будет разработана система льгот, в частности, для строителей на селе по налогу на фонд потребления, по налогу на прибыль.

По основным объектам соцкультбыта планируется ввести школ, больниц и детских садов на уровне 1992 года, по жилью — примерно 80% от уровня 1992 года. Весь объем жилищного строительства, который будет осуществляться в республике, можно условно разделить на три части. Первое — это то, что на 100% будет финансироваться из бюджета. Это жилье для малоимущих слоев населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Вторая часть — это то, что будет (находиться на смешанном финансировании и касается практически всего населения республики. В смешанном финансировании предусмотрен дифференцированный подход:

– в городах 50% будет финансироваться за счет бюджета, а 50% за счет ссудного капитала;

– в райцентрах соотношение другое: 60% за счет государства;

– в селах — 70%, а на Крайнем Севере — 90%. При этом сохраняются все льготы по указам Президента Республики Саха (Якутия) по отдельным категориям населения.

Третья часть — это то жилье, которое будут строить подрядные организации за счет кредитов или другого ссудного капитала и продавать на свободном рынке.

Такой подход является крутым поворотом в жилищной политике и приблизит настоящую приватизацию жилья. Надо понимать, что потребуется определенный подготовительный период и приступить к его реализации сразу с января не удастся, так как есть еще незавершенное строительство, есть вопросы сохранения очередности в получении жилья, проблемы формирования ссудного фонда и другие вопросы.

Коммунальное хозяйство. В 1993 году нам предстоит завершить передачу всего коммунального хозяйства в республике местным администрациям. В этой связи вводится коммунальный налог. Сама идея о необходимости такого налога возникла давно, но мы ее реализовывать будем первыми в Российской Федерации.

Коммунальный налог будет пропорционален численности работников предприятий и платиться юридическими лицами. Существовала такая практика, когда многие предприятия создавали огромную коммунальную сферу и впоследствии отчуждались от нее, а результатами пользовались другие. Теперь каждый будет платить за себя, в том числе и различные коммерческие структуры. Кроме того, введение коммунального налога позволит создать доходную базу для местных администраций. Эти два процесса, передача коммунального хозяйства администрации и введение

РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ НУЖНО СОЧЕТАТЬ С ГОСУДАРСТВЕННЫМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ

коммунального налога, должны идти синхронно.

В качестве текущих задач надо отметить, что необходимо обратить внимание на коммунальное хозяйство г. Якутска. Столица республики в этом плане находится в бедственном положении. Требуется помощь и в том числе из республиканского бюджета.

По отдельному плану должна быть продолжена работа по созданию индивидуальных инженерных систем для объектов жилья и соцкультбыта. Эта проблема никак не решается, хотя на этот счет есть некоторые теоретические разработки и, чтобы сдвинуть ее с мертвой точки, потребуется помощь крупных наших концернов и объединений.

В республике много сделано для полноценного функционирования науки. На 1993 год необходимо обеспечить базовое финансирование, упор сделать на конкретные перспективные научные темы.

В 1993 году будет обеспечено нормальное бюджетное финансирование социальной сферы. Осуществить все планы мы сможем только при устойчивой доходной базе и стабильной экономике. Будет оказана поддержка книгоиздательству, районной и республиканской печати, киностудии, творческим союзам, программам Министерства культуры.

Это планы, прогнозы развития народного хозяйства республики на 1993 год. Очевидно, что для их реализации нужен жизнеспособный механизм и определенный набор рычагов, умелое сочетание различных методов управления.

В 1993 году должно усилиться целенаправленное сознательное воздействие со стороны органов государственного управления на ход и развитие экономических процессов. Это не означает, что мы отступаем от своих принципов перехода к рыночной экономике. Мы будем продолжать проводить реформы, но следует найти эффективное сочетание государственного регулирования и свободного рынка.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here