Публикации за 1992 год

Выступление на XVI сессии Верховного Совета Республики Саха (Якутия) 21 декабря 1992 года

Прошедший 1992 год был ознаменован многими значи­тельными событиями, которые, безусловно, войдут в историю Якутии. Это и подписание Федеративного договора, опреде­лившего характер политических отношений и место республики в обновленной Федерации, это и заключение ряда соглашений по экономическим вопросам между правительствами России и Якутии, установивших разграни­чение сфер их компетенции и ответственности, это, наконец, начало радикальной экономической реформы. Особо сложным этот год был для Правительства, которое работало в координально перестроен­ной структуре и новом составе, в условиях стремительно меняющей­ся политической и социально-экономической обстановки.

Наша действительность характеризуется противоречивыми, в основном, кризисными тенденциями во всех сферах общественной жизни, которые связаны с трудными, но исторически неизбежными преобразованиями.

Процессы, происходящие в экономике, обусловлены настойчи­вым поиском хрупкого равновесия в условиях роста цен, инфляции, скрытой безработицы, дестабилизации финансовой системы, снижения жизненного уровня населения. Жесткие требования нарождающегося рынка определяют необходимость приня­тия неординарных решений и мобилизации всех имеющихся возможностей. Вместе с тем, рынок не является панацеей и средством решения всех социально-экономических про­блем. Жизнь убедительно доказала, что рыночные механиз­мы должны сочетаться с комплексом мер государственного регулирования. Необходим их разумный баланс на базе долго­срочного. перспективного и текущего прогнозирования, учи­тывающего реалии нашей республики.

Исходя из такого понимания особенностей сложившейся к настоя­щему времени ситуации в экономике, Правительством и разработан план действий на 1993 год. Он предусматривает усиление государ­ственного регулирования и контроля за ситуацией в отдельных от­раслях и народном хозяйстве республики в целом при поэтапном продолжении начатых рыночных преобразований. Соответственно, несколько по-другому, чем в прошлом году, будут расставлены ак­центы в работе Правительства. Продолжая контролировать основ­ные макроэкономические показатели посредством механизмов, разработанных по прошлогоднему плану действий, Правительство больше внимания будет уделять проблемам конкретных отраслей и районов. При этом ставится общая задача — затормозить темпы па­дения производства.

Прежде чем раскрывать основные направления развития эконо­мики на 1993 год, необходимо подвести главные итоги 1992 года в народном хозяйстве.

Если говорить о финансовых показателях, то в 1992 году общая масса прибыли достигла примерно 52 млрд. рублей в целом по на­родному хозяйству Республики Саха (Якутия). По сравнению с про­шлым годом она возросла в 11,2 раза, но основная доля прироста складывается за счет повышения цен на продукцию наших основных товаропроизводителей.

Промышленность, строительство, геология, проектно-изыска- тельские работы у нас прибыльные. Что касается сельского хозяй­ства, то, несмотря на все трудности, имевшие место, оно получит определенные прибыли по итогам года, разумеется, с учетом дота­ций. Вместе с тем, существует целый ряд отраслей, которые в на­стоящее время являются убыточными. Это торговля, снабжение, жилищно-коммунальное хозяйство. Поэтому совокупная прибыль будет меньше, чем получена в тех отраслях, которые названы в чис­ле прибыльных.

Но самая главная проблема в том, что происходит существенный спад производства в промышленности республики. До конца года он ожидается на уровне 20% от физических объемов 1991 года. В раз­ных отраслях он имеет свою специфику и причины.

Это, безусловно, повлияло на жизненный уровень населения, не­смотря на то, что Правительством республики предпринимались энергичные меры по его стабилизации. Была проведена реформа заработной платы. Тем не менее, реальная заработная плата сни­зится примерно на 30% по сравнению с 1991 годом, хотя номиналь­ная заработная плата увеличивается более чем в 15 раз. Осущест­влялся с большей или меньшей степенью эффективности контроль за ценами. Но рост цен пока превышает рост заработной платы, средний сводный индекс цен равен примерно 17, именно это и при­водит к тому, что при повышении номинальной заработной платы снижается реальная.

Следствием перехода к рынку явилась дифференциация доходов населения. Наиболее обеспеченная часть жителей республики со­ставляет 10%, ее доходы более чем в 17 раз превышают доходы наименее обеспеченных. Примерно 6,5% населения имеет доходы ниже прожиточного минимума. Ухудшилась демографическая ситуа­ция. Кроме того, мы имеем отрицательное миграционное сальдо.

Первый якутский бриллиант, изготовленный на гранильном заводе
в с. Сунтар, 1992 г.

Анализируя все эти явления, следует отметить, что многие из них носят общий характер и имеют место не только в Республике Саха (Якутия), но и в Российской Федерации в целом.

Реформирование экономики происходит в крайне неблаго­приятных условиях. В глубине кризиса можно выявить опреде­лившие его объективные причины. Среди них и изменение условий хозяйствования, к которым предприятия еще должны адаптировать­ся, и нарушение производственных связей, и неудачная кредитно­денежная политика, и либерализация цен, которая не сопровожда­лась необходимой денежной эмиссией.

Но нельзя сказать, что все причины только объективные. Были и субъективные ошибки Правительства Республики Саха (Якутия). Не вполне верной была ценовая политика, в результате которой мно­гие предприятия оказались убыточными. В их числе такие крупные объединения, как «Якутавиа», Ленское объединенное речное пароходство. Были допущены ошибочные действия в процессе привати­зации и акционирования предприятий, когда новые хозяйственные формы не получили должного развития, а старые структуры были ликвидированы, вследствие чего нарушились механизмы управ­ления в экономике. Недостаточно жестко проводился со стороны Правительства и контроль за ходом производства. Расчет был в основном только на рыночные методы, хотя сейчас очевидно, что необходимо было задействовать и административные.

Но, несмотря на негативные явления, были и положительные моменты в развитии экономики республики и в деятельности Правительства. Во-первых, начата структурная перестройка эко­номики. Созданы и начали функционировать новые отрасли производства, что было предусмотрено правительствен­ными программами. В качестве примера можно привести широ­ко известный факт, что у нас начал действовать первый в истории республики гранильный завод в Сунтарах, и эта отрасль получила достаточную поддержку со стороны Правительства. Мало кто знает, что параллельно с этим направлением в алмазной промышленности велось создание производства алмазных инструментов и первая их партия уже получена.

В Алданском районе начато производство линолеума и в 1993 году в значительной степени будут обеспечены потребности в нем республики. Определенное движение получила отрасль по перера­ботке пищевой продукции. Предприняты крупные шаги по техниче­скому перевооружению лесной промышленности. Немало сделано для создания нефтяной промышленности. Проведена реорганиза­ция геологических организаций и рационализация геологоразведоч­ных работ.

К числу положительных итогов можно отнести и то, что несмотря на трудные условия, в этом году в сельском хо­зяйстве все же удалось накопить кормов на уровне прошлого года. Конечно, имеются проблемы с точки зрения географии разме­щения этих кормов и предстоит достаточно трудная зимовка, но, тем не менее, сельскохозяйственный год имеет более высокие результа­ты, чем мы ожидали.

Правительство прилагало много усилий к тому, чтобы успешно провести навигацию, обеспечить республику необходи­мым количеством материально-технических ресурсов и товаров и, в основном, с этой задачей мы справились, преодолев чрезвы­чайные трудности.

Начался процесс акционирования крупных предприятий. Вы­работаны принципы, имеющие достаточно надежную теоретическую базу, на основе которых развивается практическая деятельность.

В трудных условиях реформ в основном сохранены нако­пленный потенциал в социальной сфере и позитивные тен­денции в культурном развитии. Несмотря на дефицит средств, Правительство республики прилагает значительные усилия для под­держания программ, имеющих социальную и гуманитарную направ­ленность, для обеспечения полноценного финансирования науки, высшего, среднего и профессионально-технического образования, здравоохранения. Начала функционировать система социальной за­щиты населения. Более 100 тыс. жителей республики получили ту или иную конкретную помощь. Трудно рассчитывать на новые воз­можности бюджета в 1993 году, но мы будем продолжать политику на социально ориентированный рынок.

Итоги 1992 года, безусловно, во многом определяют функ­ционирование народного хозяйства республики в 1993 году.

Прежде всего, во главу угла мы должны поставить перед собой задачу стабилизации производства во всех отраслях, остановить его падение и создать базу для последующего роста.

От решения этой основной задачи будет зависеть решительно все: уровень доходов и расходов населения, реализация материальных и духовных потребностей людей, общее благосостояние, поскольку в основе развития социальной и духовной сферы лежит производство. Сложность в том, что одновременно со стабилизацией пред­стоит продолжать структурную перестройку экономики, и это — вторая задача. Начатые преобразования, развитие новых отраслей позволят поднять экономику республики на качественно иной уровень производственного развития и детерминируют созда­ние устойчивой доходно-финансовой базы. Вместе с тем перед нами стоит трудная проблема обновления производственного аппарата традиционных отраслей: угольной промышленности, энергетики, ко­торые находятся в кризисном состоянии.

Не менее сложно обстоят дела и в сельском хозяйстве, и на транспорте. Планы, которые были намечены раньше по развитию этих отраслей, были отодвинуты в сторону под грузом новых проблем. Теперь это дает о себе знать. Мы имеем слабую техническую базу, устаревший производственный потенциал, который потребует больших затрат на реконструкцию.

Модернизация всех отраслей транспорта –
первоочередная задача экономического развития Якутии

Направляя основные усилия на развитие производственной сферы, определяющей для социально-экономического развития ре­спублики, будем проводить активную, гибкую политику зара­ботной платы и цен. Перед нами стоит задача не допустить падения реальных доходов населения, создать резервы.

При разработке планов функционирования народного хозяйства республики учитываются следующие внешние факторы, сценарные условия.

Во-первых, произошли крупные изменения в наших взаимо­отношениях с Федеральным Правительством.

Подписано Соглашение о бюджетных взаимоотношениях, которое будет пролонгировано на 1993 год. Оно коренным образом меняет систему финансирования и придает нашей работе новые направления. Это позволит, с одной стороны, перечислять опреде­ленные суммы для действительно федеральных нужд (содержание вооруженных сил, космическая связь и т.д), с другой — более опера­тивно обеспечивать функционирование народного хозяйства Респу­блики Саха (Якутия).

Главное событие года, которое действительно реально и в по­литическом, и в экономическом плане открывает дорогу к суверени­тету, которое действительно позволяет в социально-экономическом развитии республики рассчитывать на собственные силы — это подписание Соглашения о собственности, в соответствии с ко­торым более 90% всего производственного потенциала республики переходит в ее собственность. В связи с этим открываются но­вые возможности и перспективы для развития народного хозяйства и, вместе с тем, повышается мера ответствен­ности за принимаемые решения.

Но существуют и негативные факторы, которые будут оказывать крайне отрицательное влияние. Прежде всего, складывается невы­годная для нас динамика цен. В1992 году мы добились того, что цены на основную нашу продукцию достигли мирового уровня (алмазы, зо­лото, олово и др. полезные ископаемые), за исключением угля, а вот цены на входящую продукцию, которые ложатся в себестоимость, еще не достигли мирового уровня, но имеется ярко выраженная тен­денция к их повышению. Это прежде всего цены на энергоносите­ли и, соответственно, цены на продукцию машиностроения, которая приходит в республику. Так что наша продукция будет продаваться по тем ценам, которые уже фактически сложились, а затраты будут увеличиваться в связи с ростом цен на входную продукцию. Это сни­жает доходную базу республики и поэтому необходимо искать пути повышения эффективности производства, уменьшение совокупных затрат. Положение дел во многом будет зависеть и от того, на каком уровне произойдет стабилизация курса рубля. Учитывая валютную направленность республики, это обстоятельство является для нас крайне важным.

Учитывая все эти факторы в совокупности, Правительство Республики Саха (Якутия) много работало над прогнозом функцио­нирования народного хозяйства в 1993 году. Были заслушаны отче­ты министерств и ведомств, проведена защита планов. В итоге этой длительной и сложной работы мы можем сформулировать важ­нейшие направления развития экономики и социальной сфе­ры республики, определить, каким образом будут реализовы­ваться основные задачи в базовых отраслях.

Сельское хозяйство. В государственной программе аграрной реформы Республики Саха (Якутия) учтены как общие тенденции, которые складываются в Российской Федерации при переходе к рын­ку, так и региональные особенности. В ней выделяются два этапа. Первый — 1990-1992 годы. За это время была создана законода­тельная база, сформировались определенные представления о том, как должно развиваться сельское хозяйство республики, есть кон­кретные результаты. Начинается второй этап — 1993-1995 годы. В этот период развернется практическая работа по аграрной реформе. В ходе ее реализации необходимо закончить земельную рефор­му. В частности, должен быть решен вопрос о выделении и закре­плении земель под крестьянские, сайылычные, личные подсобные хозяйства за всеми пользователями, независимо от форм собствен­ности. Необходимо создать предпосылки для развертывания систе­мы экономических взаимоотношений по поводу использования зем­ли. Это и налоги, и экологические платежи, и плата за землю.

В рамках аграрной реформы предусматривается преобразова­ние отношений собственности на селе. На сегодня у нас оста­лись 34 совхоза, которые не прошли перерегистрацию и не определи­лись с тем, какова будет их организационно-правовая форма.

Остальные блоки аграрной реформы направлены на созда­ние инфраструктуры: сервисное обслуживание села, торговля, материально-техническое снабжение.

На полях Якутии

В 1993 году мы должны за­кончить передачу социальной сферы администрациям, осво­бодить все сельскохозяй­ственные предприятия лю­бых форм собственности от содержания социальной сферы. В этой связи преду­сматривается, что ее финан­сирование будет в основном из централизованных источ­ников и ряда фондов. Более 2 млрд. рублей будет выделено на компенсацию за ранее по­строенное жилье индивидуаль­ными застройщиками на селе. Будет сделан упор на поддержку тра­диционных промыслов, развитие зернового хозяйства, племенную работу, полеводство, луговодство с использованием новых методов и технологий. И самое главное — надо организовать первичную переработку сельскохозяйственной продукции.

Отдельный раздел — это финансовое обеспечение аграрной реформы. В 1993 году из общих бюджетных средств республики, направляемых на капвложения, которые составляют примерно 45 млрд. рублей, 26 млрд. рублей по разным каналам, не только че­рез Министерство сельского хозяйства и Министерство малочис­ленных народов, пойдет на село. И это составляет примерно 60% от всех капвложений, которые будут сделаны в республике в 1993 году. Предусматриваются дотации сельским производителям в раз­мере 23 млрд. рублей.

Здесь следующая особенность: раньше до­тации предусматривались на рубль товарной продукции, теперь мы переходим к дотациям на натуральные показатели для того, чтобы стимулировать повышение производства, а не увеличение себестоимости. Кроме того, в этом году дотацию будут получать все сельскохозяйственные производители, осуществляющие поставки в государственные фонды, независимо от форм собственности. Теоретически так и должно было быть, но на деле по разным при­чинам этот механизм не работал.

Предусматривается создание ипотечного банка и активное использование средств земельного банка для обеспечения финан­сирования программ реформы.

Предстоит осуществить перестройку системы управления. Очевидно, что должна быть разработана единая, целостная система управления сельским хозяйством на территории Республики Саха (Якутия).

В сложившихся условиях, на нынешнем этапе аграрной реформы трудно ожидать подъема производства, но в перспективе, ближе к 1996 году, на это можно рассчитывать. На 1993 год планируется, что валовая продукция сельского хозяйства в сопоставимых ценах до­стигнет 40 млрд рублей или 107% к уровню 1992 года. Но по произ­водству скота и птицы в живом весе будет определенное снижение.

Это связано с недостаточной кормовой базой. По другим показате­лям — производству картофеля, овощей, зерна, молока, не будет снижения по сравнению с 1992 годом.

Опыт прошлого года показал, что при должной четкости в рабо­те, заинтересованности товаропроизводителей можно добиться по­зитивных сдвигов в реализации поставленных в аграрном секторе задач.

Топливно-энергетический комплекс. Энергетическая база ре­спублики достаточно надежна, но работает на пределе.

Длительное время не вводились новые мощности и мы живем со старым багажом. Особенно сложное положение в центре республи­ки. Необходимы крупные капитальные вложения.

В угольной промышленности на протяжении ряда последних лет происходил постоянный спад производства. Только с середины 1992 года удалось стабилизировать добычу и реализацию угля. Про­изводство угля составило 13,4 млн. тонн или 101% к 1991 году, но имеет место некоторое снижение доходов угольной промышленно­сти за счет изменения структуры добычи по разным классам. От­расль находится в сложном положении. В последние годы практиче­ски заморожено ее развитие, не обновляются основные фонды, нет прироста минерально-сырьевой базы для открытия горных разра­боток. Эта отрасль весьма капиталоемка и поэтому ее собственных финансовых ресурсов для реализации инвестиционных проектов даже по техническому перевооружению, не говоря уже о новом про­изводственном строительстве, недостаточно. Поэтому в 1993 году нам предстоит решать сложнейшие вопросы привлечения средств заинтересованных инвесторов, в том числе зарубежных, искать спо­собы и формы привлечения кредитов. За счет бюджета республики будут активизированы геологоразведочные работы по углю, прежде всего, в Южной Якутии.

Не терпит отлагательства разработка и реализация серьезных мер по стабилизации финансового состояния угольной промыш­ленности. Прежде всего, на основе анализа сегодняшней ситуации и возможных вариантов ее изменения необходимо принять реше­ние о принципах ценообразования на уголь. Здесь стоит принци­пиальный вопрос: будем ли мы переходить на свободные цены, а, следовательно, угольная промышленность будет работать в режи­ме полного самофинансирования, или сохраним систему фикси­рованных цен и частичных дотаций. Не менее важно на практике начать процесс реорганизации и оздоровления убыточных произ­водств. Это касается шахты «Сангарская», ряда подразделений «Якутуголь» в г. Нерюнгри.

Газовая промышленность — одна из наиболее стабильных от­раслей в республике. В последнее время в основном все планы по добыче газа выполнялись. Но ситуация, как и в угольной промыш­ленности, близка к застою и неотложных задач на 1993 год более чем достаточно. Надо усилить работу по обустройству газовых ме­сторождений в Западной Якутии и на левом берегу Вилюя, начать проектирование газопровода Кысыл-Сыр – Мирный. Это позволит решить проблему газификации Вилюйской группы районов и подать газ на алмазные месторождения. Надо продолжить работу по строительству газоперерабатывающего завода в г Якутске, что расширит возможности использования газа в энергетике, коммунальном хо­зяйстве. 1993 год должен стать годом коренного ускорения работ по газификации села, прежде всего в Хангаласском, Намеком, Кобяй- ском, Вилюйском районах.

Добыча газа планируется на уровне прошлого года, а газового кон­денсата планируется произвести 73 тыс. тонн.

Нефтяная промышленность. В топливно-энергетическом ком­плексе республики получает развитие совершенно новая отрасль. В конце 1992 года создана компания «Ленанефтегаз», которая базиру­ется в г. Ленске. В 1993 году предстоит организация Национальной нефтяной компании.

Планируется, что добыча нефти, которая в основном осуществля­ется попутно, в 1993 году увеличится примерно на 5% по сравнению с прошлым 1992 годом и достигнет примерно 60 тыс. тонн.

Но главная задача — развернуть работу по освоению нефтяных месторождений. Запланировано обустройство и пуск в эксплуатацию Иреляхского месторождения, а также НПУ-100 на Таас-Юряхе. Надо приблизиться к разработке Талаканского месторождения, которое на сегодня является самым перспективным в республике.

Любое новое дело связано с преодолением трудностей, поиском нестандартных решений. Много вопросов и в нефтяной промышлен­ности: это и чисто научно-теоретические аспекты, и вопросы привле­чения инвестиций, и развитие сырьевой базы предприятий. На 1993 год изучаются возможности смешанного финансирования: не только бюджетного, но и с участием заинтересованных предприятий, а так­же через продажу ценных бумаг нефтяных компаний.

Электроэнергетика. Выработка электроэнергии в 1993 году будет составлять примерно 96% от уровня 1992 года. Пожалуй, это одна из отраслей, где падение производства можно воспринимать положительно, как результат экономии энергоресурсов или как ре­зультат климатических особенностей года.

В электроэнергетике, так же как и в других отраслях ТЭКа, дли­тельное время не вводились новые мощности, порядком устарели основные фонды. Поэтому и здесь необходима концентрация круп­ных капитальных вложений, которые в 1993 году будут мобилизова­ны прежде всего за счет отраслевого инвестиционного фонда, поря­док образования которого утвержден Правительством.

Одной из основных задач 1993 года является увеличение темпа работ на Вилюйской ГЭС-3. Это диктуется рядом обстоятельств. Строительство ведется в чрезвычайно сложных инженерных усло­виях и, если вовремя, в соответствии с проектом организации строи­тельства, не будут возведены основные сооружения, то под угрозой аварии будет находиться уже построенная часть электростанции.

Якутия. Нерюнгринский район. Обогатительный комплекс
производственного объединения «Якутуголь» г. Нерюнгри

Таковы горно-геологические условия. Затягивать строительство ГЭС нельзя. Это было известно давно и доказано учеными. Значение стройки велико, поскольку ГЭС дает возможность стабильного раз­вития алмазодобывающей промышленности, позволит обеспечить электроэнергией всю вилюйскую группу районов.

Комплекс вопросов предстоит решать в Центральной Якутии. Якутск и прилегающие районы имеют дефицит мощностей, поэтому надо, сконцентрировать усилия на конструкции Якутской ГРЭС и обеспечить ввод одной из машин в 1993 году. Надо продолжить работы на Якутской ТЭЦ и подготовить пуск одного из котлов в 1994 году. Мы должны поставить перед собой задачу в 1994 году, макси­мум в 1995, завершить очередной блок Нерюнгринской ГРЭС. Даль­нейшее развитие энергетики Южной Якутии будет определяться по­требностями объединенной системы Дальнего Востока, и мы будем вправе требовать федеральных инвестиций в эту электростанцию, если она будет нужна для дальневосточников.

Необходимо усилить сетевое строительство и, в частности, за­вершить сооружение магистральной линии электропередач Якутск- Хандыга, начать строительство ЛЭП Мирный-Нюрба и Нерюнгри- Якутск. В планах «Якутскэнерго» предусматривается примерно 3 млрд. рублей на развитие сельской энергетики, не считая других ис­точников финансирования. Важнейшей научно-технической задачей является развитие малой и нетрадиционной энергетики.

Финансирование энергетики будет смешанным, но основным ис­точником явится инвестиционный фонд, средства извлеченные из тарифа на электроэнергию.

Горнодобывающая промышленность. Основными отраслями остаются алмазодобывающая и золотодобывающая. Ситуация скла­дывается таким образом, что намечается снижение их производства. В алмазодобывающей промышленности пока примерно на 14%, а в золотодобывающей: «Адданзолото» — на 8%, «Золото Якутии» — на 5%.

В алмазодобывающей промышленности вопрос о плане добычи связан с квотами на мировом рынке, емкостью внутреннего россий­ского рынка, с горногеологическими условиями алмазных месторож­дений. С января начинает действовать компания «Алмазы России – Саха» и детальные уточнения производственной деятельности еще будут сделаны.

А вот в золотодобывающей промышленности падение объемов производства недопустимо. Правительство республики примет са­мые жесткие меры для сохранения уровня производства в 1993 году.

При снижении производства адекватно будут меньше доходы и зара­ботная плата коллективов золотодобытчиков. В наших общих инте­ресах пересмотреть планы и приложить все усилия для достижения прошлогоднего уровня.

Состояние дел в других отраслях характеризуется кризисом сбыта, поскольку они находятся ближе к конечным потребителям, чем предприятия топливно-энергетического и горнодобывающего комплексов.

Лесная промышленность. В 1992 году не полностью продано то, что произведено. Это связано с высокими ценами на продукцию лес­ной промышленности, с падением инвестиционной активности.

Для активизации процесса реализации надо снять существующие ограничения, на внереспубликанские поставки, в том числе на экс­порт леса. Безусловно, следует сохранять экологический контроль и первоочередное обеспечение государственных нужд республики. Но при этом подходы должны меняться: надо понимать, что производ­стводолжно приносить доходы и лес надо заготавливать, а не ждать, пока он сгорит или сгниет.

Производство строительных материалов — наиболее слож­ный вопрос. Здесь одновременно с кризисом сбыта имеется чисто технологический кризис. То, что мы производим сегодня, дорого и на порядок устарело. Нужны новые материалы. Поэтому некоторые предприятия встанут на реконструкцию: это Покровский и Бестяхский заводы. В 1993 году получит поддержку Томмотский промузел, где строится завод минераловатных изделий мощностью 200 тыс. куб. метров, крупные мощности по производству щебня, ряд высокоэф­фективных новых производств. Планируется начать строительство двух заводов по производству стандартных деревянных домов по импортной технологии. Уменьшился спрос на продукцию цементной промышленности. В связи с этим развитие этой отрасли будет осу­ществляться за счет самофинансирования, внутренних источников, которые формируются от амортизации, прибыли плюс акционерный капитал.

Легкая промышленность. Планируется, что выпуск товаров на­родного потребления будет на уровне 103% по сравнению с 1992 годом, произойдет стабилизация отрасли. Примерно в полтора раза увеличится производство мебели, возрастет производство кожаных и швейных изделий, обуви — примерно на уровне 1992 года. Будет продолжено развитие Якутской мебельной фабрики. Должна ре­шиться проблема по вводу фабрики в Серебряном Бору. Будет ока­зана поддержка всем мелким мебельным предприятиям в районах.

Пищевая промышленность. Объемы производства в целом должны сохраниться на уровне прошлого года. В пищевой промыш­ленности ощущается кризис сбыта продукции, в связи с этим пред­приятиям была оказана поддержка, вследствие чего произошло не­которое оживление.

Планируется развитие традиционных отраслей в Хангалас- ском, Оймяконском, Верхоянском, Алданском, Нюрбинском, Усть- Майском, Ленском, Томпонском районах. Предстоит активное вне­дрение новых производств. Финансирование будет осуществляться за счет бюджетных и привлеченных средств.

Якутия. Мирнинский район. Строительство Вилюйской ГЭС-3, п. Светлый

В последнее время в республике много сделано для развития но­вых отраслей. Планы, которые намечены по созданию целой сети алмазоперерабатывающих заводов, будут приоритетными в 1993 году. На это предусмотрены различные финансовые средства. Будет развиваться нефтяная промышленность, о чем было сказано выше. Получит поддержу ювелирная промышленность. Это три ключевые отрасли из программы структурной перестройки экономики респу­блики. Получат развитие и другие отрасли: производство керамики, новых видов стройматериалов, пушно-меховая, рыбопереработка.

Геология. Планируется, что в 1993 году геология будет полностью обеспечена финансовыми ресурсами под те программы, которые рассматривались в Правительстве, за счет 6% отчислений от дохо­дов горной промышленности, предусматриваемых новым Законом о налоговой системе и бюджетной политике. Основной упор будет сделан на геологические работы по углю (Южная Якутия), по нефти и газу (Западная Якутия) для поиска наиболее перспективных ме­сторождений. Будет продолжена работа по золоту и алмазам — это основные направления. Конечно, предусмотрены и другие геологи­ческие направления.

Транспорт. В 1992 году значительно сократились объемы пере­возок пассажиров и народнохозяйственных грузов. В 1993 году их общий объем должен сохраниться на уровне 1992 года, но возможно некоторое уменьшение. В транспорте существуют крупные пробле­мы. Прежде всего, структура самого транспорта. Предстоит решение очень важной задачи — создание мелкосидящего флота. Мы долж­ны создать две новые флотилии: Вилюйскую и Алданскую. Это по­требует значительных капитальных вложений. Также надо решать жизненно важный для республики вопрос по танкерному флоту.

В авиации и в целом по России, и в нашей вновь созданной авиа­компании, существуют проблемы по парку. Самолеты старых типов, которые сейчас эксплуатируются (АН-24, АН-26, АН-2), сняты с про­изводства, а новая техника практически не выпускается. Все впечат­ляющие рекламные проспекты новых самолетов существуют толь­ко на картинках или проходят испытания. Очевидно, для ускорения дела надо вступать в кооперацию с различными предприятиями, не­посредственно участвующими в научно-технических программах. В

  • году была проведена большая работа с туполевской фирмой, с крупнейшими конструкторскими бюро, которые готовы в первую очередь предоставить нам самолеты ТУ-204. Сейчас идет работа с Чкаловским заводом, где планируется производить самолеты АН-38. Несмотря на существующие проблемы в вопросах развития авиации, появилось новое видение и обозначились подходы к их решению.

Мы планируем продолжить работы по строительству железной до­роги. На следующий год предстоит развернуть работы в Томмоте по созданию крупной входной базы приема грузов. Должно произойти изменение способа финансирования транспортного строительства, прежде всего это касается автомобильных дорог. В проекте Закона о бюджете предусмотрено, что произойдет увеличение отчислений в дорожный фонд. Это объективная необходимость, потому что се­годня дорожный фонд может формироваться только на территории республики.

Одного процента, который был раньше, недостаточно, помощи от федерального бюджета мы не получаем и многие наши эксплуатационные организации оказались в бедственном положе­нии. Те предприятия, которые фактически эксплуатируют дороги, например, «Золото Якутии», «Якуталмаз» будут получать деньги из дорожного фонда, а не так, как сейчас. Пришло время сконцентри­ровать усилия по строительству дорог, прежде всего республикан­ского значения: автодороги Мирный-Якутск, магистральной дороги Якутск-Хандыга. Когда будет создана опорная сеть республиканских дорог, тогда будет легче решать вопросы со строительством местных дорог, которые выходят на нее. Сейчас зачастую мы строим дороги в никуда, отдельными отрезками.

Якутия. Ленский район.
Геологоразведочные работы на нефть и газ в Западной Якутии

Капитальное строительство. Это потенциально самая сложная отрасль в условиях перехода к рынку. Она находится непосредствен­но перед потребителем. Нет средств у потенциального заказчика, значит, нет и строительства. В 1992 году это строители ощутили: про­грамму завершили еще в октябре-ноябре и дальше работали фак­тически в долг Такое финансовое состояние свидетельствует об от­сутствии инвестиционных возможностей у застройщиков. Подобная ситуация складывается в целом по России. В прогнозе, представлен­ном Министерством финансов Российской Федерации, отмечается, что капитальных вложений будет сделано всего 10% от объема на­ционального дохода. Такого не было никогда.

У нас, в целом по республике, годовая потребность в инвестициях составляет примерно 5 млрд. рублей, в ценах 1991 года. Фактически имеется 2,5 млрд. рублей. В новых ценах требуется 252 млрд. ру­блей, а по прогнозу ожидается иметь —111 млрд. рублей. Безуслов­но, это не означает, что наступил полный крах капитального строи­тельства. В этой ситуации просто надо понимать необходимость привлечения других источников финансирования. Прежде всего, должна быть увеличена доля капвложений из прибыли предприятий. Сейчас большинство предприятий предпочитает заработанные сред­ства тратить на фонд потребления, платя при этом огромный налог на превышение фонда потребления.

Налоговая система на 1993 год предусматривает создание целой серии льгот для активизации инве­стиционной деятельности. Надо активно использовать акционерный капитал. Сегодня именно так действует АК «Туймаада Даймонд» и весьма успешно. За месяц она привлекает до 200 млн. рублей сво­бодных финансовых средств, которые имеются у населения, путем продажи акций. И этот источник у нас далеко не исчерпан.

Особенно активно следует привлекать средства населения на финансирование капвложений в жилищное строительство. Это предусматривается в республиканской концепции жилищного строи­тельства. Надо использовать и финансовые возможности различных фондов, например, Пенсионного, и, конечно, иметь в виду возмож­ные дополнительные доходы в бюджете. Мы должны создать в ре­спублике систему долгосрочного кредитования для финансирования капитальных вложений.

Учитывая серьезность проблем капиталь­ного строительства, следует объединить усилия в поисках выхода. Надо повысить мобильность строительных организаций. Имеются большие объемы работ на селе, потребности в строителях на Ви- люйской ГЭС-3, на строительстве ГОКа «Юбилейный». Очевидно, даст позитивный эффект использование внутриреспубликанского вахтового способа. Для стимулирования этих процессов будет раз­работана система льгот, в частности, для строителей на селе по на­логу на фонд потребления, по налогу на прибыль.

Новая задача для Правительства Якутии – мобилизация негосударственных
средств из разных источников на жилищное строительство

По основным объектам соцкультбыта планируется ввести школ, больниц и детских садов на уровне 1992 года, по жилью — пример­но 80% от уровня 1992 года. Весь объем жилищного строительства, который будет осуществляться в республике, можно условно разде­лить на три части. Первое — это то, что на 100% будет финансироваться из бюджета. Это жилье для малоимущих слоев населения (пенсионеров, инвалидов и др.). Вторая часть — это то, что будет (находиться на смешанном финансировании и касается практически всего населения республики. В смешанном финансировании преду­смотрен дифференцированный подход:

  • в городах 50% будет финансироваться за счет бюджета, а 50% за счет ссудного капитала;
  • в райцентрах соотношение другое: 60% за счет государства;
  • в селах — 70%, а на Крайнем Севере — 90%. При этом сохра­няются все льготы по указам Президента Республики Саха (Якутия) по отдельным категориям населения.

Третья часть — это то жилье, которое будут строить подрядные организации за счет кредитов или другого ссудного капитала и про­давать на свободном рынке.

Такой подход является крутым поворотом в жилищной политике и приблизит настоящую приватизацию жилья. Надо понимать, что потребуется определенный подготовительный период и приступить к его реализации сразу с января не удастся, так как есть еще неза­вершенное строительство, есть вопросы сохранения очередности в получении жилья, проблемы формирования ссудного фонда и дру­гие вопросы.

Коммунальное хозяйство. В 1993 году нам предстоит завершить передачу всего коммунального хозяйства в республике местным ад­министрациям. В этой связи вводится коммунальный налог. Сама идея о необходимости такого налога возникла давно, но мы ее реа­лизовывать будем первыми в Российской Федерации.

Коммунальный налог будет пропорционален численности работ­ников предприятий и платиться юридическими лицами. Существо­вала такая практика, когда многие предприятия создавали огромную коммунальную сферу и впоследствии отчуждались от нее, а резуль­татами пользовались другие. Теперь каждый будет платить за себя, в том числе и различные коммерческие структуры. Кроме того, вве­дение коммунального налога позволит создать доходную базу для местных администраций. Эти два процесса, передача коммуналь­ного хозяйства администрации и введение коммунального налога, должны идти синхронно.

В качестве текущих задач надо отметить, что необходимо обра­тить внимание на коммунальное хозяйство г. Якутска. Столица ре­спублики в этом плане находится в бедственном положении. Требу­ется помощь и в том числе из республиканского бюджета.

По отдельному плану должна быть продолжена работа по созда­нию индивидуальных инженерных систем для объектов жилья и соц­культбыта. Эта проблема никак не решается, хотя на этот счет есть некоторые теоретические разработки и, чтобы сдвинуть ее с мерт­вой точки, потребуется помощь крупных наших концернов и объеди­нений.

В республике много сделано для полноценного функционирова­ния науки. На 1993 год необходимо обеспечить базовое финансиро­вание, упор сделать на конкретные перспективные научные темы.

В 1993 году будет обеспечено нормальное бюджетное финансиро­вание социальной сферы. Осуществить все планы мы сможем только при устойчивой доходной базе и стабильной экономике. Будет оказана поддержка книгоиздательству, районной и республиканской печати, киностудии, творческим союзам, программам Министерства культуры.

Столица Республики Саха (Якутия) – г. Якутск

Это планы, прогнозы развития народного хозяйства республики на год. Очевидно, что для их реализации нужен жизнеспособный механизм и определенный набор рычагов, умелое сочетание различ­ных методов управления.

В 1993 году должно усилиться целенаправленное созна­тельное воздействие со стороны органов государственного управления на ход и развитие экономических процессов. Это не означает, что мы отступаем от своих принципов перехо­да к рыночной экономике. Мы будем продолжать проводить реформы, но следует найти эффективное сочетание госу­дарственного регулирования и свободного рынка.