Пресс-конференция

Президента Якутии В.А.Штырова и Министра финансов

России А.Л. Кудрина по итогам заседания Наблюдательного совета

АК «АЛРОСА» в г. Москве 3 февраля 2006 года.

По итогам Наблюдательного совета АК «АЛРОСА»

3. РОЛЬ ЯКУТИИ В УПРАВЛЕНИИ_image002А.Л.КУДРИН: – Как председатель Наблюдательного советаАК «АЛРОСА» могу сказать, что сегодня был утвержден бюджет компании на 2006 год. Намечены важнейшие приоритеты, которые требуют особого внимания. Это мы отразили в плане работы Наблюдательного совета на 2006 год. К таким ключевым вопросам относятся геологоразведка и ее расширение, прежде всего на территории Якутии. Мы надеемся, что компания откроет в республике новые месторождения алмазов и продолжит добывать их. Среди других ключевых вопросов – строительство подземных рудников, экология, участие в нефтегазовом комплексе, газификация, социально-экономическое развитие республики, строительство дополнительного жилья для работников компании, благотворительная поддержка социальных проектов на территории Якутии. Принято решение, что некоторые заседания Наблюдательного совета будут проведены в Мирном и других городах республики.

Правлению компании необходимо подготовить план работы по исполнению протокола по итогам совещания в ноябре прошлого года с участием федеральных министров и представителей республики. Будет предпринят ряд шагов, связанных с доведением доли пакета Российской Федерации в капитале «АЛРОСЫ» до 50 процентов плюс 1 акция, а доля Правительства Республики Саха (Якутия) и улусов должна быть сохранена в размере 40 процентов. В результате этих преобразований роль Якутии в управлении, ее влияние на компанию не должны уменьшиться. Это решение вчера на совещании у Президента Российской Федерации было одобрено.Среди ключевых решений – организация тендера на отбор оценочной компании для проведения оценки «АЛРОСА», имущества, которое сегодня находится в собственности республики, чтобы впоследствии на согласованных и взаимовыгодных условиях оно было внесено в уставный капитал.

По итогам совещания у Президента России В.В. Путина

В.А.ШТЫРОВ:– Вы знаете, что ещё с 2001 года существуют спорные вопросы по имущественному комплексу и акциям АК «АЛРОСА». По нескольким поручениям Президента России на протяжении почти пяти лет федеральными министерствами и ведомствами и Правительством Республики Саха (Якутия) велись работы по урегулированию этих вопросов. Принципиальные подходы были изложены на совещании при Президенте России месяц назад в г. Якутске. А вчера ему были представлены согласованные предложения уже по конкретному, пошаговому плану действий по разрешению спора.

Напомню, что в Якутске было установлено, что при любом варианте развития событий должны выполняться два принципиальных условия: доля республики в уставном капитале «АЛРОСЫ» сохраняется в размере 40%; республиканскому бюджету компенсируются возможные выпадающие доходы в полном объеме. Согласованный план действий удовлетворяет этим требованиям.

Он предусматривает, что число акций, принадлежащих Российской Федерации, доводится до 51% от их общего объема. Это можно сделать только за счет увеличения уставного капитала компании. Но тогда потребуется дополнительный взнос и от республики для сохранения её 40% доли. Чтобы выполнить задачу соблюдения установленных долей владения акциями, принято решение определить арендуемый компанией имущественный комплекс совместной государственной собственностью Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и внести его в уставный капитал «АЛРОСЫ» от их имени в определенной пропорции. При этом базовой является доля Якутии – 40% от уставного капитала, она должна быть обеспечена в обязательном порядке. Если в результате оценки имущественного комплекса его стоимости будет недостаточно, чтобы и доля республики сохранилась, и федеральная увеличилась, то Правительство России будет докупать себе акции в установленном законом порядке у частных акционеров.

Реализация этих решений на практике приведёт к тому, что ранее арендованное имущество станет собственностью «АЛРОСЫ» как юридического лица. Тогда у компании не будет оснований выплачивать арендные платежи в республиканский бюджет. В этой связи подготовлен специальный план мероприятий по компенсации выпадающих доходов республики. А это немалая величина – 10,5 млрд. рублей.

По источникам восполнения выпадающих доходов

В.А.ШТЫРОВ: – Во-первых, в связи с тем, что увеличится уставный капитал компании и она прекратит платить большую арендную плату, вырастут поступления от «АЛРОСЫ» в бюджет республики за счет увеличения сумм налогов на имущество и на прибыль. Далее мы договариваемся о том, что Правительство России внесет некоторые изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации с тем, чтобы республика получила новую доходную базу. Плюс часть расходов, которые сегодня несет Республика Саха (Якутия), например, на содержание дорог, перейдет на финансирование из федерального бюджета. Будет изменен статус этих объектов, они станут федеральными. Сохранятся платежи акционерной компании в экологический фонд улусов «алмазной провинции». Алексей Леонидович Кудрин тоже поддерживал нас в этом, потому что должны решаться вопросы для населения районов зоны деятельности алмазной промышленности. Возможен еще один ежегодный платеж «АЛРОСЫ» в республиканский бюджет, имеющий постоянную основу, – компенсация вместо арендного договора, которого уже не станет. Это примерно 1 миллиард 900 миллионов рублей в год. Это пока только согласованный план, возможны некоторые изменения. Нам предстоит еще как следует поработать над всем этим.

По нормативно-правовой базе

А.Л.КУДРИН: – В части изменения налогового законодательства речь идет о том, что существует налог на добычу полезных ископаемых и в данном случае на добычу алмазов. Налог на добычу алмазов будет выплачиваться в бюджет республики. Эта инициатива не затронет другие регионы и другие виды полезных ископаемых. Такое системное изменение позволит компенсировать часть выпадающих доходов.

У нас принят порядок, что налоговые изменения вносятся, как правило, весной и принимаются до лета, чтобы затем быть включенными в расчеты бюджета и начать действовать с нового финансового года.

В.А.ШТЫРОВ: – Каждое решение требует законодательных или других нормативно-правовых актов. Это могут быть и постановления или распоряжения федерального или республиканского правительств, Наблюдательного совета компании. Сейчас разработан план действий, в котором расписано, кто и что должен сделать. Кто должен разработать проект закона, кстати, Минфин уже подготовил его. Кто должен подготовить в «АЛРОСА» проект договора по двухпроцентным отчислениям в экологический фонд улусов. Кто должен сделать расчет величины нового налога на имущество. Все задания даны, работа идет. В дальнейшем будет определено, какой нормативно-правовой документ конкретно должен быть разработан, кто подготовит его проект и кем он должен быть принят.

По проведению оценки имущественного комплекса

А.Л.КУДРИН: – Будут проходить две оценки: с одной стороны, компании как бизнеса, вторая – имущественного комплекса, который в настоящее время находится в собственности республики. Одного оценщика отберет на конкурсе «АЛРОСА», второго, тоже через конкурс, – республика. Они будут выбраны примерно в одно время и будут работать параллельно. Безусловно, для проведения оценки перед эмиссией требуется несколько уточненная процедура, более строгая.

По судебному решению

А.Л.КУДРИН: – В прошлогоднем ноябрьском протоколе сказано, что судебное решение может быть использовано для дальнейших совместных действий сторон. Мы над этим еще поработаем.

В.А.ШТЫРОВ: – А может, и не будет использовано.

А.Л.КУДРИН: – Да, может и не быть. Мы еще это не решили, потому что есть ряд аспектов.

Штыров В.А. Устойчивое развитие:

проекты, перспективы. Статьи, выступления,

интервью Президента Республики Саха (Якутия)

за 2006 год – Якутск: Библиотека

Президента Республики Саха (Якутия),

2007.- с. 98-100.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here