Публикации за 2006 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на IV Международной конференции «Инвестиционный потенци­ал Республики Саха (Якутия) – восточный вектор развития России» 27 июня 2006 года.

Уважаемые товарищи! От имени Правительства, Государственного Собрания (Ил Тумэн), Администрации Президента и Правительства Ре­спублики Саха (Якутия) я приветствую участников Международной кон­ференции «Инвестиционный потенциал Республики Саха (Якутия) – вос­точный вектор развития России».

Якутия. Мирнинский район. На подземном руднике «Интернациональный» АК «АЛРОСА». г. Мирный. 2006 г.

Нынешняя конференция уже четвертая по счету. Каждая из предыду­щих имела большое значение для нашей республики, поскольку по ходу работы этих представительных форумов шел широкий обмен информа­цией, мыслями и идеями, многие из которых нашли своё воплощение в реальной жизни. Уверен, что и нынешняя конференция станет заметным шагом в теоретическом осмыслении и выработке практических рекомен­даций по дальнейшему социально-экономическому развитию Якутии и всего Дальневосточного федерального округа.

Сегодня Республика Саха (Якутия) по многим показателям занима­ет ведущие места в экономическом развитии Российской Федерации и Дальневосточного федерального округа. По объему валового региональ­ного продукта на душу населения республика входит в пятерку ведущих субъектов Российской Федерации. По таким показателям, как валовой объем промышленного и сельскохозяйственного производства, мы яв­ляемся лидерами в Дальневосточном федеральном округе. В последние годы Якутия динамично развивается в инвестиционном отношении, при­чем это касается всех отраслей народного хозяйства, как традиционных, так и новых, а, особенно – инфраструктурных.

Хорошие экономические показатели и рост инвестиций позволили нам приступить к решению первоочередных социальных вопросов, которые накопились за многие годы. По объемам ввода в эксплуатацию и оснаще­нию оборудованием школ, объектов здравоохранения и высшего образо­вания республика входит в пятерку лучших регионов Российской Федера­ции, а по уровню строительства жилья на протяжении последних пяти лет является лидером в Дальневосточном федеральном округе. Произошел рост реальных доходов населения, несколько улучшилось пенсионное обеспечение.

Социально-экономическое развитие республики строится на основе индикативных пятилетних планов. В этом году заканчивается одна и ве­дется проработка программ и планов следующей пятилетки развития Ре­спублики Саха (Якутия).

Предварительные итоги работы четырёх с половиной лет дают нам основания считать, что намеченные на 2002-2006 годы основные плановые показатели будут достигнуты. Но мы от­четливо понимаем, что для кардинального повышения уровня ма­териальной, социальной и духовной жизни людей, требуется не поступательный, а взрывной характер экономического развития. Именно такой подход заложен при разработке наших важнейших доку­ментов стратегического планирования – разрабатываемой по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина Схемы комплексного раз­вития производительных сил Якутии до 2020 года и нового индикативного пятилетнего плана социально-экономического развития республики на 2007-2011 годы.

Для реализации именно такого – ускоренного, взрывного сце­нария развития, сложились все необходимые предпосылки. Во- первых, это политическая и социальная стабильность в Россий­ской Федерации в последние годы, накопленные финансовые ресур­сы, последовательное законодательное улучшение инвестицион­ного климата в стране. Во-вторых, это огромный внутренний ресурсный и кадровый потенциал республики. Раскрытию этого потенциала в полной мере способствует изменение общего век­тора экономической политики Российской Федерации, которая стала более ориентированной на восток.

Ускоренное развитие сво­их восточных регионов является стратегической задачей для России. От этого зависит безопасность нашего государства в самом широком смысле этого слова. С другой стороны, Россия является евроазиатской страной и всегда имела тесные и разносторонние отношения с восточными соседя­ми, которые так же, как и мы, нуждаются в расширении кооперационных связей, поскольку Азиатско-Тихоокеанский регион сегодня является са­мым быстроразвивающимся в мире.

Наша задача – в максимальной мере использовать эти сложившиеся на базе благоприятных внешних и внутренних предпосылок возможности для развития.

Безусловно, крайне важной остается работа по повышению эффективности действующих отраслей народного хозяйства и каждого предприятия республики. Но она даёт, в лучшем случае, равномерное поступательное движение, возможности быстрого экономического роста на этой основе исчерпаны. Вот почему нам крайне необходимы новые масштабные проекты и инвестиции. Причем это касается и новых, и традиционных для Якутии от­раслей.

К числу традиционных относится горнодобывающая промышленность. На протяжении многих десятилетий она является основой экономики Яку­тии, а созданные трудом нескольких поколений некоторые её подотрасли имеют общероссийское и мировое значение. В последние годы эти по­дотрасли работают стабильно, но не только их рост, а сама дальнейшая устойчивая работа на уже достигнутом уровне, требуют серьезных инве­стиций.

Алмазодобывающая промышленность, которая до сих пор остается визитной карточкой Республики Саха (Якутия), находится в такой фазе своего развития, когда меняется сама технология добычи алмазов, ког­да мы массово переходим с отработки алмазных месторождений откры­тым способом к подземному. Но каждая новая алмазная шахта требует миллиардных инвестиций. Конечно, их львиная доля будет привлечена «АЛРОСОЙ» – компанией мирового уровня, которая действует по согла­сованным с Правительством республики долговременным планам. Но, может быть, настало время пересмотреть некоторые подходы к самой организации алмазной промышленности. Длительное время считалось, что для Российской Федерации нужна и полезна строжайшая регламента­ция её деятельности и ограничение допуска в отрасль новых участников. Однако, наверное, сегодня необходимо сделать её более открытой.

Со­хранив строгое нормативное регулирование, открыть двери для участия в этой отрасли и малому бизнесу, и средней величины предприятиям. Прежде всего, это необходимо для вовлечения в хозяйственный оборот забалансовых бедных и труднодоступных месторождений, которые при нынешнем уровне технологий считаются нерентабельными к эксплуата­ции. Только так мы сможем привлечь инвестиции не только в крупнейшие проекты, но и в интенсификацию развития, чтобы придать новую динами­ку алмазодобывающей промышленности в XXI веке.

Среди других традиционных отраслей народного хозяйства Республи­ки Саха (Якутия) всегда выделяются золотодобывающая и угледобываю­щая промышленность. За последние годы мы стабилизировали их рабо­ту, добились заметного улучшения экономической эффективности. В то же время даже поддержание текущих показателей уровня производства в этих отраслях требует привлечения новых инвестиций. Здесь нам пред­стоит реализовать целую серию инвестиционных проектов.

В угольной промышленности главный – Эльгинский проект, который оценивается в 2-3 миллиарда долларов. Начато строительство шахты «Денисовская», а намечается строительство ещё двух-трех новых шахт в районе города Нерюнгри, каждая из которых оценивается примерно в 300-500 млн. долларов в зависимости от мощности. Хочу подчеркнуть, что это проекты особой важности. Именно от них будет зависеть судьба сердца Южной Якутии – города Нерюнгри.

В золотодобыче предстоит реализовать целый ряд отложенных про­ектов, которые начинались еще в советское время, были заброшены, но теперь в связи с изменением конъюнктуры мирового рынка вновь стали актуальными. Это такие проекты, как Нежданинский ГОК, Кючус, реанимация золотодобычи в Алданском районе, Западное Верхоянье и другие. Они дают, хорошие перспективы с точки зрения прибыльности и доходности, увеличения промышленного производства республики. Но, повторяю, все это требует новых технологий и привлечения инвестиций. Я думаю, как и в случае с алмазодобывающей промышленностью, мы должны сделать шаги для привлечения в золотодобычу более широкого круга инвесторов.

В горнодобывающей отрасли у нас есть неиспользованные возмож­ности для добычи и переработки руд редкоземельных элементов. На­стало время переоценить их месторождения в Северо-Западной и Юго­Восточной Якутии. С учетом вероятного повышения спроса на редкие земли здесь возможна реализация высокорентабельных и быстроокупае- мых инвестпроектов.

Активная инвестиционная деятельность в традиционных отраслях поможет сохранить их стабильность с улучшением основных показателей эффективности, а значит обеспечить долговременную устойчивость всей социально-экономической системы республики. Но это только фундамент, базовое основа­ние, ускоренный же рост экономики Якутии мы связываем с бы­стрым развитием новых отраслей. Среди них особую важность имеет нефтегазовый комплекс.

Пройдет четыре-пять лет, и по валовому объему товарной продукции нефтяная промышленность Республики Саха (Якутия) выйдет на уро­вень, сравнимый с алмазодобычей. Это станет решающим фактором удвоения валового регионального продукта – задачи, которая поставлена перед всеми субъектами Федерации Президентом страны. Теперь, когда принят наш – «северный», вариант маршрута магистрального не­фтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), можно быть уверенными в реальности наших планов пуска в эксплуатацию в 2008 году нефтяного промысла на Талаканском нефтегазоконден­сатном месторождении – первенца большой нефтяной промыш­ленности Якутии. Затем с небольшим временным интервалом, одна за одной, будут вводиться добывающие мощности и на других месторожде­ниях, находящихся в распределенном фонде. В то же время мы не долж­ны забывать, что наша задача – совместно с федеральными органами государственной власти и управления активизировать работу по прове­дению аукционов на участки недр, не имеющих недропользователей. Их привлекательность для вложений средств резко возросла после приня­тых окончательных решений по ВСТО. Это и есть самый настоящий наш инвестиционный потенциал.

Еще большие перемены, еще больший масштаб инвестиций по­требует реализация наших газовых проектов. Республика Саха (Якутия) обладает самыми большими запасами газа на востоке страны, и нам предстоит ввести в эксплуатацию те место­рождения, которые по геологической классификации относятся к категориям «уникальных» и «крупнейших». Прежде всего, это Чаяндинское месторождение, но я совершенно уверен, что прой­дет время и будут открыты другие месторождения, равные по масштабу или превосходящие Чаяндинское, например, на Кемпедяйской впадине.

Да и имеющихся сейчас уже открытых запасов место­рождений газа с лихвой достаточно для создания в Якутии газодобываю­щей промышленности общероссийского, а, следовательно, и мирового значения. К сожалению, в её развитии мы, как говорится, задержались на старте. Это обусловлено тем, что Правительство России ещё не определилось с общей схемой создания в Восточной Сибири и на Дальнем Вос­токе единой системы по добыче, транспортировке газа и газоснабжения. Пока этот документ, который имеет и иное название – Восточная газовая программа, не утвержден, нет ясности с маршрутом магистрального газо­провода из Восточной Сибири на побережье Тихого океана и очередно­стью работ по организации центров добычи газа в Иркутской области, на Сахалине, в Эвенкии и Якутии. Соответственно, задерживается и начало этих работ.

В этих обстоятельствах у нас две задачи: усилить рабо­ту на федеральном уровне по ускорению утверждения Восточной газовой программы и добиться, чтобы в самой этой программе были приняты и стали приоритетными наши предложения по «северному» варианту маршрута магистрального газопровода и приближению сроков начала работ по организации масштабной газодобычи в Якутии. Вы видите, что инвестиционный потенциал республики надо раскрывать не только в контактах с непосред­ственными инвесторами, но и в упорной работе по защите своих интересов в программных документах.

Создание нефтегазовых добывающих комплексов необходимо допол­нить развитием производств по переработке углеводородного сырья, по крайней мере, в объемах, обеспечивающих внутренние потребности Ре­спублики Саха (Якутия) в нефтепродуктах, чтобы снять извечную пробле­му досрочного их завоза в период короткой северной навигации.

На кожевенно-меховой фабрике ОАО «Сахабулт». Президент Якутии В.А. Штыров, губернатор Корякского автономного округа О.Н. Кожемяко. г. Якутск. 2006 г

Но не только огромные «мега-проекты» нам предстоит реа­лизовать в ближайшее время. В республике есть потенциал для развития перерабатывающей промышленности. Ряд её отраслей, могут быть вполне успешными и конкурентоспособными и на внутриреспубликанском, и на общероссийском рынке. Сегодня имеют неплохие рыночные позиции предприятия ювелирной, алмазогранильной, пищевой и перерабатывающей промышленности. Необходимо предпринять новые шаги для развития аграрного сектора. Наш опыт работы за последние пять лет показал, что при правильном подходе, при правильных способах поддержки сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) является впол­не конкурентоспособным на внутреннем рынке республики.

У нас есть возможность и для создания новых сфер бизнеса. Я имею ввиду развитие въездного туризма, оказание высокотехно­логичных медицинских услуг, превращение высших учебных заве­дений республики в федеральные центры подготовки кадров для регионов Крайнего Севера.

В решении любой социально-экономической задачи в республике главным ограничителем является крайне недостаточное разви­тие инфраструктуры. Снятие инфраструктурных ограничений, в первую очередь, транспортных, является главным условием при­влечения потока инвестиций. Вот почему решение транспорт­ных проблем стало главной заботой Правительства Республики Саха (Якутия) в предыдущую пятилетку и останется таковой в ближайшие 10-15 лет. Причем транспортная инфраструктура по­нимается в широком контексте: не только автомобильные или железные дороги, речные, морские и воздушные пути, но и трубо­проводы, линии электропередачи и связи.

В этом направлении сделано уже немало: полным ходом строится же­лезная дорога Беркакит-Томмот-Якутск, завершен первый этап создания опорной сети широтных автомобильных дорог, реструктурирована авиа­ция, ведется реконструкция федерального аэропорта Якутск и ряда мест­ных аэропортов, введены в строй новые линии электропередачи. Но впе­реди у нас гораздо более масштабные работы. Мы должны сделать но­вые шаги по созданию объединенной энергосистемы республики, связав магистральными линиями электропередачи наши главные энергорайоны.

Предстоит прокладка газовых и нефтяных трубопроводных магистралей общероссийского значения, развитие железнодорожной сети в Южной Якутии, создание новых автомагистралей, связывающих республику с другими субъектами Федерации. Развитие инфраструктуры создает условия для привлечения инвестиций в другие отрасли народного хозяйства, но само оно представляет собой целый ряд масштаб­ных инвестиционных проектов в инфраструктурных отраслях. В этом и заключается диалектика раскрытия инвестиционного потенциала республики.

Другим важнейшим направлением нашей работы по привлечению инвестиций должно стать создание благоприятного экономического климата для бизнеса. Необходимо разработать целый ряд спе­циальных инструментов, делающих привлекательными для него условия работы в республике. Это и организация государственно-частного партнерства, и ускорение разрешительных процедур, и создание системы подготовки и переподготовки кадров, и социальные условия для закрепления специалистов, и особые экономические зоны, и другие вопросы, решение которых должны взять на себя государственные и муниципальные структуры.

Очень важно создать и информационное поле, как с точки зре­ния возможности обмена идеями и предложениями, так и с точ­ки зрения создания банков данных об инвестиционных проектах, формирования имиджа Якутии и всего Дальнего Востока, как региона, привлекательного для инвестиций.

В своем выступлении я обратил внимание только на нескольких аспектах раскрытия инвестиционного потен­циала республики. Совершенно уверен, что в ходе работы конференции вы вы­скажете много новых идей, высветите новые проблемы, которые, может быть, не видны на первый взгляд. Надеюсь, что наша совместная работа будет пло­дотворной.

Штыров В.А. Устойчивое развитие: проекты, перспективы.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год –
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), 2007.- С. 62-66