В Совфеде предлагают поднять отрасль за счёт пассажиров, вылетающих за рубеж, и предоставления налоговых льгот авиаперевозчикам

Ситуация на внутренних авиалиниях напоминает близка к предынфарктной: рейсов мало, стоимость билетов высока, из-за этого разоряются небольшие авиакомпании и закрываются аэропорты. Совфед намерен к осени разработать пакет законов, исправляющих положение.

Фото: PhotoXpress

По данным Минтранса, на внутренних воздушных линиях за 2015 год было перевезено более 52 миллионов пассажиров, что на 13,6 процента больше чем годом ранее. Темпы роста в данном сегменте, начиная с 2000 года, составляли не более 3-4 процентов в год.

«На самом деле ситуация не только не выравнивается, а становится всё хуже и хуже, — убежден член Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Вячеслав Штыров. — Уменьшается количество региональных авиапортов, никакого прогресса с точки зрения создания авиационной техники. Порой цена билета из поселка до областного центра порой превышает стоимость полёта до Москвы, хотя расстояние несопоставимо

С 1992 года достаточно сильно сократилась аэродромная сеть Российской Федерации с 1 400 до 259 аэродромов. В настоящее время из федерального бюджета на строительство, реконструкцию, модернизацию аэродромной сети выделяется 40-42 миллиардов рублей. Этих денег недостаточно. По мнению экспертов, что бы отрасль развивалась необь необходимо как минимум 80-90 миллиардов рублей.

В Совете Федерации создана рабочая группа по разработке предложений по развитию региональной авиации страны. К осени сенаторы вместе с экспертами должны разработать ряд поправок к существующему законодательству, которые будут призваны кардинально переломить ситуацию. По сути, проблемы малой авиации можно условно разделить на три части — содержание аэропортов для местных авиалиний, создание отечественных самолётов для полетов на небольшие расстояния и вопросы организации местных перевозок, в том числе их субсидирование и предоставление налоговых льгот.

Где базироваться

В 2010-2015 годах на развитие аэродромной инфраструктуры из бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников направлено более 91 млрд. рублей. За счет этих средств, в том числе, были построены новые терминальные мощности аэровокзальных комплексов в 19 аэропортах городов: Астрахань, Белгород, Благовещенск, Владивосток, Горно-Алтайск, Екатеринбург, Игарка, Иркутск, Казань, Москва (Внуково), Новосибирск, Самара, Санкт-Петербург, Симферополь, Сочи, Тюмень, Уфа, Якутск, Нижний Новгород. За счет средств инвесторов также построены и введены в эксплуатацию 3 новых гражданских аэродрома Бованенково, Сабетта, Талакан, а также реконструирован аэропорт Калуга, — сообщил министр транспорта Максим Соколов, выступая 23 марта этого года на «правительственном часе» в Совете Федерации с докладом «О развитии внутренних воздушных перевозок, аэропортовой инфраструктуры и повышении авиационной безопасности».

«При этом, по итогам 2015 годы число аэропортов в целом по стране сократилось, — утверждает генеральный директор Центра стратегических разработок в гражданской авиации Антон Корень. — происходит это из-за недофинансирования».

Согласно анализу, исходя из площади территории страны и числа жителей России, для того что бы приблизится к показателям Северной Европы нам необходимо 820 аэропортов, а для того что бы показатели были сопоставимы со странами Южной Америки, необходимо 600 аэродромов. Сейчас в России, напомним, 259 аэропортов. Центр стратегических разработок в гражданской авиации предлагает внедрить механизм инфраструктурного сбора. Он в экономически развитых странах успешно применяется. Он представляет собой сбор, который не облагается налогами и аккумулируется на определенном счету и далее направляется целевым назначением, в данном случае на реконструкцию и строительство региональных аэродромов. Сбор, к примеру, мог бы взиматься с пассажиров, вылетающих за рубеж. Такой сбор существует во многих странах мира — США, Канаде, Великобритании, Франции, Китае. Антон Корень считает, что размер такого сбора может быть 1 процент от стоимости билета, и в общем размере платы за перелет он будет незаметен для пассажира.

На чём летать

Основной коммерческим продуктом российского самолетостроения является проект Superjet. За 2013-2015 годы самолёт улучшили. Планируется сделать лучше его местную аэродинамику.

Ещё один российский проект — самолет МС-21. Размерность самолёта будет от 153 до 211 пассажиров. В сегменте региональных перевозок звучит предложение по Ил-114.

«В России сейчас порядка 2000 воздушных судов, порядка 1000 вертолётов, — рассказал Антон Корень.- Доля воздушных судов зарубежного производства около 72 процента».

В ближайшие годы необходимы около 2 тысяч самолётов. Для местных авиалиний востребованы будут воздушные суда размером от 9 до 19 мест.

Кто будет перевозить

По данным Государственной корпорации по организации воздушного движения в Российской Федерации, общая протяжённость авиационного маршрута в Российской Федерации на сегодняшний день составляет 707 тысяч километров. 541 тысяча приходится на международные и 166 тысяч — на внутренние воздушные линии. Субсидируется порядка 288 маршрутов. Это маршруты с Дальнего Востока и Сибири в центральную часть России, а также из Калининграда. Объем средств на субсидирование в 2015 году составил более 9 миллиардов рублей. Для отдельных категорий граждан — студентов, пенсионеров, инвалидов — перевозки осуществляются по специальному тарифу из европейской части страны на Дальний Восток с 1 апреля по 31 октября, эта программа включает 67 маршрутов.

«Однако многие субъекты Федерации неспособны выделять достаточно средств на финансирование местных авиаперевозок, — говорит Антон Корень. — Для решения проблемы необходимо освободить местных авиаперевозчиков от налогов, в том числе за счет федерального бюджета. Это можно сделать в несколько этапов — на первом этапе освободить убыточные субсидируемые авиаперевозки от НДС, налога на имущество. Международная практика показывает что есть успешные примеры полного освобождения местных авиаперевозчиков от налогов».

«Дальнейшее развитие региональной авиации должно носить комплексный характер, — считает заместитель Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Клим. — Надо понимать, что этот сегмент никогда не станет прибыльным, а значит, по примеру других стран он должен дотироваться государством».

А как у них
США

Авиация общего назначения (АОН) в США включает в себя персональный, деловой, корпоративный транспорт и нерегулярные коммерческие чартеры. Ежегодный оборот — около 20 миллиардов долларов в год. Ежегодный доход от малой авиации в бюджет страны — 102 миллиарда долларов. В Америке насчитывается свыше 20 тысяч авиаплощадок, из них 14 тысяч аэродромов и 5500 вертодромов, из которых лишь 3000 финансируются из федерального бюджета. В стране зарегистрировано более 250 тысяч воздушных судов.

75 процентов всех полётов в США — это полёты малой авиации, из них больше 50 процентов выполняются в деловых или корпоративных целях. Объем ежегодных перевозок на геликоптерах и частных самолётах — 109 миллионов пассажиров. Регулярным воздушным транспортом перевозится в год 600 миллионов пассажиров.

Европа

В Европе около 50 тысяч воздушных судов малой авиации, которые осуществляют в год примерно 9 процентов полётов, зарегистрированных Евроконтролем. Европейцы чаще всего пользуются услугами малой авиации на маршрутах, где не летают регулярные коммерческие рейсы. Малая авиация в Европе связывает более ста городов.

По данным открытых источников

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here