В рамках  рабочей поездки в Алданский район 12–13 февраля Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров провел расширенную пресс-конференцию с журналистами республиканских и местных  СМИ. Разговор в основном шел об одном из приоритетных проектов, реализуемых сегодня на территории Якутии,  – «Комплексном развитии Южной Якутии».

Хочу сегодня остановиться на реализации проекта «Комплексное развитие Южной Якутии».

Вы знаете, что по поручению Президента Российской Федерации  федеральное Правительство России в 2007 году рассмотрело и одобрило «Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года». Этот первый в современной России документ регионального стратегического планирования был разработан с привлечением широкого круга ученых и специалистов, прошел все необходимые экспертизы, получил более сорока согласований центральных министерств и ведомств. Он достаточно хорошо структурирован. Причем, как с точки зрения отраслевой, так и территориальной.

Я напомню, что Схема  предусматривает коренную реконструкцию старых действующих отраслей народного  хозяйства, базовых для нас, таких,  как  алмазная, угольная, золотодобывающая  промышленность, цветная металлургия. С другой стороны, планируется создать новые для республики отрасли, добывающие и перерабатывающие природные ресурсы. А  для того, чтобы решить эти две задачи,  необходимо еще основательно поработать над третьей – развитием транспорта и энергетики как базовой инфраструктурной для них.

Это одна сторона наших проработок. Но есть и другое измерение. Схема предусматривает, что в отдельных регионах республики, там, где предполагается концентрация производств, разных по отраслевому признаку, но имеющих кооперационные связи и базирующихся на общей инфраструктуре,  их создание может быть объединено в общий проект по кластерному принципу. То есть могут быть созданы,  как говорили раньше,  территориально-производственные комплексы. Таких  комплексов в Схеме выделено три – в Южной Якутии, Восточной и Западной.

Южная Якутия

О том, что в Южной Якутии есть возможность  создать  несколько производств, Вы все хорошо знаете. Поскольку эти производства территориально расположены неподалеку друг от друга,   есть уникальная возможность создать для них общую инфраструктуру. Тогда можно добиться огромного экономического эффекта за счет оптимизации капитальных и эксплуатационных инфраструктурных затрат, как по комплексу в целом, так и по отдельным проектам. Их эффективность повышается также за счет разного рода кооперации между предприятиями в рамках территориального компактного комплекса. Именно такие идеи заложены в проект «Комплексное развитие Южной Якутии».

В рамках этого проекта  в Южной Якутии  планируется создать несколько крупных производств, можно сказать, гигантов индустрии.

Пожалуй,  самым крупномасштабным проектом будет Эльконский горно-металлургический комбинат в районе города Томмота. Еще с 60-70-х  годов прошлого века там велись геологоразведочные  работы, была разведана очень крупная урановая провинция. Там не одно, а целая группа месторождений. По запасам урановой руды эта самая большая  компактная группа месторождений в Российской Федерации,  её запасы составляют примерно 53% общероссийских или 4% мировых. Учитывая,  что после распада СССР основные месторождения остались  за пределами нашей страны, а энергетика России и оборонные нужды требуют увеличения добычи урана,  был разработан специальный проект освоения этого месторождения. Он предусматривает, что будет создан Эльконский горно-металлургический комбинат мощностью по добыче урановой руды  пять тысяч тонн в год, попутно будут добываться золото и серебро, потому что руды комплексные. А для того чтобы  добыть пять тысяч тонн руды в год, необходимо переработать около пяти миллионов тонн горной массы. Условия залегания породы таковы, что мы должны построить серию глубоких шахт. Примерно таких же, как  в Мирнинском районе  алмазные подземные рудники. На новом комбинате  должно работать 12,5 тысячи человек. И если иметь в виду, что это будет постоянно действующий контингент работающих, а вахтовый метод невозможен,  мы  должны создать в Томмоте целый новый город.

Другой крупный проект связан с освоением железных руд. В Якутии  есть несколько их крупных месторождений. Есть месторождения,  которые расположены вдоль уже действующих автомобильной дороги «Лена»  и  железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск.  Например, Таежное, Десовское и ряд других.  Сами по себе это крупные месторождения, там, конечно же, есть  и проблемы,  связанные с тем, что надо найти технологии обогащения руд. Но тем не менее вполне они решаемы. Самые же большие запасы железных руд –  на месторождениях в  Олекминском улусе. Они одни из крупнейших в Российской Федерации, а по качеству, обогатимости такие же,  как руды Курской магнитной аномалии.

Проектом «Комплексное развитие Южной Якутии»  предусматривается создание крупных  горно-обогатительных комбинатов на наших железорудных месторождениях. Их запланировано два. Таежнинский ГОК будет расположен на границе Алданского и Нерюнгринского районов.Здесь  мы должны создать предприятия  по добыче 9 млн. тонн железной руды в год. Что такое 9 млн. в год? Это примерно столько, сколько  алмазной руды добывает наш  крупнейший по добыче алмазов комбинат – Удачнинский ГОК. Тарыннахский ГОК будет создан  в  Олекминском районе. Здесь мы должны построить предприятие по добыче 23 млн. тонн руды в год. Это вообще гигант среди горнодобывающих предприятий в России и мире! Для примера – на Нерюнгринском угольном разрезе  мы добывали  максимум 15 млн. тонн угля.

Два горно-обогатительных комбината должны быть созданы до 2020 года.  А уже за пределами  действия нашего проекта  планируется создать Дальневосточный металлургический комбинат  на территории нашей республики по  производству чугуна и стали,  предположительно в районе Чульмана.

Text Box:    Якутия. Нерюнгринский район. 2009 г.             Пуск в эксплуатацию шахты «Денисовская.                            Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор                                                                                                                 ЗАО «Нерюнгриуголь» Ю.В. Цивка. Следующий  объект – угольный комплекс «Инаглинский» в районе Нерюнгри.  Вы знаете, добыча угля на Нерюнгринском месторождении подходит к концу, падающую добычу надо замещать  другими месторождениями. К сожалению,  мы больше не имеем такого  уникального месторождения, как Нерюнгринское, и  дальше  придется работать шахтным способом.  Шахт будет создано  несколько. В прошлом году открыта  шахта «Денисовская», она  строилась самостоятельно, по своему собственному проекту. В проект «Комплексное развитие Южной Якутии» входит строительство только новой шахты «Инаглинская», где мы должны добывать три миллиона  тонн угля, обогащать его и отправлять на внутренний рынок Российской Федерации  и на экспорт. Эти угли потребуются нам еще и для  будущего металлургического комбината.

Планируется создать ещё два предприятия непосредственно в районе города Алдан.

Одно из них по добыче апатитовых руд на базе Селигдарского месторождения.  Там  мы должны не только добывать апатитовую руду, но  и создать крупное производство щебня, потому что на всем Дальнем Востоке его нет такого качества, которое необходимо для особо важных работ, в том числе строительства железной дороги. Казалось бы, совсем простое дело, а современные  методы  расчета прочности сооружений требуют качественного состава горных пород, из которых делается щебень. Ну щебень – это щебень,  а самое главное – добыча апатитовой руды и производство из нее комплексных  химических удобрений объемом примерно полмиллиона тонн в год. С подъемом сельского хозяйства в Российской Федерации потребность в них возрастает, планируется и экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона  и Китайской Народной Республики.

В Алдане же  запланировано  создать еще одно производство – завод  по производству синтетических моторных топлив на  основе переработки газа. Сегодня в  Западной Якутии в соответствии с Восточной газовой программой мы осваиваем гигантское Чаяндинское месторождение  газа, от него в 2013 году  начнется  строительство газопровода Чаянда – Хабаровск. Он пройдет через Южную Якутию. Сразу скажу, в проекте комплексного развития Южной Якутии есть два варианта строительства газохимического  завода – он  будет располагаться либо в Алдане, либо в Ленске, все будет зависеть от того,  насколько  возможно будет по трубопроводу направлять из Ленска в Алдан   вещества, которые будут отделены от газа, на газоперерабатывающий завод. Это решение будет принято несколько позже.

Для того чтобы создать  все вышеперечисленные  производства, а затем чтобы они нормально работали, необходима надежная инфраструктура. Вот почему наш проект комплексного развития Южной Якутии  включает в себя в качестве важнейшей составной части строительство железных и автомобильных дорог, новых генерирующих энергетических мощностей и линий электропередач.

Инфраструктура

Text Box:   Якутия. Алданский район. На станции Томмот Амуро-Якутской железной дороги. Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор ОАО «Железные дороги Якутии» В.В. Шимохин. 2010г. В Южной Якутии уже действует железная дорога Беркакит – Томмот, которая является частью Амуро-Якутской железнодорожной магистрали. От нее, как от ствола, пойдут ветки к новым предприятиям. Это отрезки  железной дороги  к шахте «Инаглинская», месторождениям железной руды Таёжное и Десовское, Эльконскому горно-металлургическому комбинату, Селигдарскому месторождению апатитов. Будет построена и новая железная дорога от станции Икабья на Байкало-Амурской магистрали до Тарынахского железорудного горно-обогатительного комбината. В будущем она дойдет, до Олекминска.

По этим же направлениям, а также к проектируемой Канкунской ГЭС пойдут и новые автомобильные дороги.

Необходимо будет построить почти по 300 километров новых железных и автомобильных дорог.

Вновь создаваемые производства потребуют большого количества электроэнергии. Сейчас у нас  недозагружены мощности на Нерюнгринской  ГРЭС. Но они  будут востребованы, потому что  строится  вторая  очередь нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий  океан»,  будет строиться газопровод Чаянда-Хабаровск, мы ведем линию электропередачи  от Нерюнгри на Якутск. Поэтому в скором времени нам будет не хватать той электроэнергии, которая вырабатывается сейчас электростанциями Южной Якутии. Вот почему для обеспечения нового промышленного комплекса планируется построить Канкунскую гидроэлектростанцию на реке Тимптон.

Если  немножко отвлечься от проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», то у нас есть ещё один большой проект, который рассчитан на освоение гидроэнергоресурсов республики. Он предусматривает строительство девяти  гидроэлектростанций на реках Алдан, Олекма, Тимптон и Учур. Первая из них – Канкунская – предназначена для энергоснабжения  именно комплекса Южной Якутии. От Канкунской ГЭС линии электропередач пойдут на все новые промышленные объекты. Соединится она и с Нерюнгринской ГРЭС для синхронной работы в энергосистеме. А дальше, как Вы знаете, мы планируем протянуть ЛЭП вдоль трассы нефтепровода ВСТО на запад до каскада Вилюйских ГЭС и Иркутской области. На север – на Якутск, а потом через Хандыгу на Магадан, ЛЭП уже строится. Поэтому Канкунская ГЭС станет со временем важным звеном объединенной энергосистемы Якутии и всего Дальнего Востока.

Государственно-частное партнерство

В Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года развитие Южной Якутии выделено в отдельный проект, во-первых, чтобы наиболее экономично и эффективно решать вопросы рационального размещения и обеспечения инфраструктурой целой группы новых крупных производств, а, во-вторых, для апробации новых способов привлечения инвестиционных финансовых ресурсов. После того, как проект «Комплексное развитие Южной Якутии» прошел положенные согласования во всех инстанциях федерального Правительства, он был официально представлен в 2007 году  на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме специальной правительственной     комиссии по инвестициям. Решение  было принято  -проект одобрить к реализации на принципах государственно-частного партнерства.

Что это означает применительно к нам? Это означает, что государство берет на себя создание за счет средств федерального бюджета инфраструктуры – железных и автомобильных  дорог, энергетических мощностей. А вот создание непосредственно промышленных предприятий – это дело бизнеса, конкретных заинтересованных инвесторов.

Интерес у бизнес – структур к работе в республике очень большой. И на каждый проект Южной Якутии уже есть свой инвестор.

Text Box:   Якутия. Алданский район. На станции Томмот Амуро-Якутской железной дороги. Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор ОАО «Железные дороги Якутии» В.В. Шимохин. 2010г. Для освоения Эльконской группы урановых месторождений привлечен – «Росатом», потому что в стране только его структуры имеют право заниматься такими проектами. Конкретно это предприятие «Атомредметзолото», которое уже создало в Томмоте свое специальное дочернее подразделение.

На освоении железорудных месторождений в качестве инвестора выступит АК «АЛРОСА», которая создала дочернее предприятие  «Тимир»   в Нерюнгри. Лицензию на эти месторождения  получила сама «АЛРОСА», заплатив ни много ни мало восемь миллиардов  рублей.

Шахту «Инаглинская» строит компания «Колмар». Она, может,  не очень известна, не на слуху, но,  чтобы показать ее уровень, могу сказать, что ее недавний генеральный директор  Лев Владимирович Кузнецов  назначен губернатором Красноярского края.

Понятно, что газохимическое производство и строительство завода по производству синтетических моторных топлив  – это  большой российский «Газпром».

Единственный вопрос, который остался пока открытым, – Селигдарский горно-химический комбинат, потому что  там есть особые условия – лицензию  можно  выдать только предприятиям,  имеющим  специальное разрешение на работу с особыми рудами. Ее  имеют два предприятия – АК «АЛРОСА»  и «Атомредметзолото». Кто из них получит лицензию,  определит  конкурс.

Как Вы видите, за каждым из проектов  закреплен первоклассный инвестор. Разработка их технико-экономических обоснований происходила при участии и под руководством Правительства Республики Саха (Якутия), которому Правительство Российской Федерации  поручило выступать координатором проектов.

Если говорить об основных характеристиках проекта «Комплексное развитие Южной Якутии» в целом, то на его реализацию требуется 422 млрд. Из них  примерно 120 млрд. – это государственные капитальные вложения на железные и автомобильные дороги, на проектирование Эльконского горно-металлургического комбината и на проектирование гидроэлектростанции. Остальные средства должны привлечь компании – участники. Именно в таком виде этот проект был утвержден Правительством России. Вышло уже два правительственных распоряжения по реализации этого проекта и он вступил в действие.

К сожалению,  экономический кризис немножко сдвинул наши планы, но дело идет. На сегодняшний день ситуация следующая. Первое. По инфраструктуре: на выделенные Правительством РФ  денежные средства в 2010 году будет закончено проектирование железных дорог до Тарыннахского ГОКа и Эльконского ГМК и  подводящих веток до Таежного ГОКа и шахты «Инаглинская». Завершаются и работы по проектам автомобильных дорог по этим же направлениям.

Из-за кризиса произошла  сдвижка проектирования Эльконского  ГМК,  его завершение планируется на 2011 год. В настоящее время на  Эльконе  ведутся  геологические и опытные работы. Привлечены наши предприятия «Якутскгеология» и ОАО «Селигдар». Здесь осуществлен и широкий круг экологических исследований для того, чтобы  с начала строительства  комбината  оценить ситуацию так, как она есть,  и потом в ходе  строительства вести   непрерывный мониторинг – что меняется в худшую сторону, что в лучшую.  Одним словом, идет большая работа, на которую уже истрачено два млрд. рублей. По плану в 2012-м стройка должна начаться, в 2017-м –  выход на проектную мощность.

По месторождениям железной руды работает АК «АЛРОСА».Проведены  работы по переоценке старых данных, которые были получены еще в 60-е  годы прошлого века. Сделан проект   геологоразведочных работ  по уточнению параметров месторождения, отобраны  пробы руды, чтобы отправить в научно-исследовательские организации на  технологические регламенты,  и в этом году непосредственно  начинается уже проектирование  горно-обогатительных комбинатов. Завершить его  должны в 2011 году. В партнеры алмазники хотят привлечь  дополнительно некоторых инвесторов.

На сегодняшний день наиболее продвинуто дело по Инаглинскому угольному комплексу. Там  не только выполнен проект,  но и  ведётся строительство шахты, закуплено оборудование для обогатительной фабрики. Планируется, что через два года эта шахта вступит в строй действующих.

Text Box:   На совещании по вопросам освоения газовых месторождений Якутии и строительству газопровода Чаянда – Хабаровск в рамках Восточной газовой программы. Президент Якутии В.А. Штыров, председатель правления ОАО «Газпром» А.Б. Миллер. г. Якутск. 2010 г. По «Газпрому». Его участие в создании газохимического завода и производства синтетических моторных топлив в Южной Якутии планируется в рамках Восточной газовой программы. По вопросам её реализации я в конце ноября  в плановом порядке встречался с  Председателем  Правительства России Владимиром  Владимировичем Путиным. А в конце января мы договорились с председателем правления «Газпрома» Алексеем Борисовичем Миллером, о  том, что проведем в Якутске большое совещание  с руководством  «Газпрома»  по ходу работ по освоению газовых месторождений республики, строительству газопровода Чаянда – Хабаровск. Тогда же уточним позиции по Южной Якутии. А пока вешки у нас такие: в 2010 – 2011 годах  (на самом деле, фактически, некоторые работы по газовым месторождениям  уже начаты в прошлом году)  завершаются проектные работы,  в ходе которых будет определено место расположения предприятий   газоперерабатывающей и газохимической промышленности:  в Ленске или Алдане. Тогда и выберем конкретную площадку и начнутся  проектирование и строительство этих объектов.

Что касается Канкунской гидроэлектростанции – как сердца всего нашего комплекса, то её проектирование  идет полным ходом.На сегодня  ОАО «Русгидро» истратило собственных средств больше двух миллиардов рублей и столько же получило федеральных средств. На эти деньги выбраны створы, их  два  – в районе поселка Канкун и ниже по течению, в районе Ыллымаха. Рассчитываем, что в 2011 году проект будет закончен и в 2012-м приступим к подготовительным работам  строительства гидроэлектростанции.

Вы видите, что, несмотря на  кризисные явления и  то, что немного  сдвинуты запланированные  сроки,  в Южной Якутии работа по всем направлениям ведется. Для Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации это проект приоритетный.

В конце 2009 года  Владимир Владимирович Путин  утвердил важнейший документ – Стратегию развития Дальнего Востока и Байкальского региона до 2025 года, в разработке которой мы принимали самое активное участие. В ней проект комплексного развития Южной Якутии  занимает одно из центральных мест. Пожалуй, для всего Дальнего Востока,  а  не только для Якутии, по масштабам и значимости это проект номер один.

Для его реализации  нужно думать не только о транспортной и энергетической инфраструктуре, но  и о привлечении и закреплении кадров, социальном развитии. В ходе разработки  проекта были приняты  решения, что  базовым  городом для новых предприятий угольной промышленности,  разработки  железорудных месторождений будет  Нерюнгри.

Для возможного расположения будущего металлургического комбината выбран поселок Чульман.

Для Селигдарского ГОКа и Эльконского  ГМК  определены два центра – города Алдан и Томмот.

Здесь, потребуется развить жилищное строительство, очень сильно подтянуть  социальную инфраструктуру. Скажем, в Томмоте, например, мы должны создать целый новый небольшой город.

В  Стратегии развития Дальнего Востока  и Байкальского региона есть специальный раздел, который предусматривает поддержку развития точек роста – существующих и новых городов. В этот раздел вошли  и Томмот, и Олёкминск, и Витим. Поэтому рассчитываем и на собственные, и на федеральные средства в решении социальных вопросов. По большому счету, это тоже важнейший элемент государственно-частного партнерства.

Эльга

Заметьте, когда я рассказывал  о проекте развития Южной Якутии, то не упомянул  два крайне важных проекта – освоение Эльгинского угольного месторождения и строительство железной  дороги Беркакит – Томмот – Якутск. Это самостоятельные задачи, они  реализуются достаточно хорошими темпами, но не входят в комплексный проект.

Что сегодня  происходит на Эльге? Сейчас от станции Улак на БАМе строится железная дорога до месторождения углей протяженностью более 300 километров. Это огромная стройка. В связи с финансово-экономическим кризисом возникли  проблемы у нашего инвестора – компании «Мечел». Есть затруднения с реализацией угля, ухудшилось её финансовое положение, что  не могло  не сказаться на инвестиционных планах. Но  надо отдать компании  должное,  ее руководство  от проекта освоения Эльги не отказалось. Пришлось менять схему финансирования,  мы вместе  провели встречи с руководителями  крупных финансовых институтов,  получили поддержку Правительства России. Владимир Владимирович Путин дал необходимые указания о выдаче «Мечелу» гарантий Правительства Российской Федерации и о поддержке со стороны  Центробанка и других государственных финансовых учреждений в реализации этого проекта. К концу прошлого года все эти вопросы были решены и  стройка вновь возобновилась. На строительстве железной дороги  работают около двух тысяч человек, в следующем году мы дорогу не закончим, но будет завершена вся притрассовая  автомобильная и большая часть железной дороги.

Text Box:   Якутия. Нерюнгринский район. Начало работ по строительству Эльгинского угольного комплекса. 2010 г. Тем не менее по лицензионному соглашению в 2010 году мы должны начать добычу угля, поэтому всё равно уголь будет добыт, начнется его отгрузка с Эльгинского месторождения комбинированным способом –  автомобильным, а затем перегрузка на железнодорожный транспорт. Таким образом, этот проект живой, он  требует порядка четырех  миллиардов долларов, уже  вложено около полутора миллиардов. Он, безусловно, будет реализован.

Амуро – Якутская магистраль

Железная дорога Беркакит – Томмот – Якутск  финансируется из двух источников – федерального бюджета и республиканского. Работы там ведутся полным ходом.

Text Box:   Якутия. Алданский район. На строительстве железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск.  Одновременно мы решаем с федеральным правительством вопрос о начале в 2010 году проектирования совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через Лену на Якутск и ветки от моста до Якутска. Год только начался,  но я уже встречался  с заместителем председателя   Правительства Сергеем Борисовичем Ивановым, который курирует  транспорт, заместителем федерального министра транспорта  Андреем Николаевичем Недосековым, дважды – с руководством «Росжелдора» –  все встречи  по решению вопроса начала проектирования моста. О строительстве говорить еще рановато, но проектирование в этом году должно начаться. Для этого должно быть выпущено специальное распоряжение  Правительства Российской Федерации, над которым сейчас наши специалисты работают в Москве. Я думаю, мы эту задачу в нынешнем  году решим.

Само строительство  дороги  идет в пределах плана, все там  более или менее нормально, хотя понятно, что каждый день какие-то проблемы возникают, но они решаемы. В 2013 году железная дорога будет в Нижнем Бестяхе.

На вопрос газеты «Якутия», как и чем будут привлекаться трудовые ресурсы для реализации столь масштабных новых проектов, Вячеслав Анатольевич ответил:

– В первую очередь ориентируемся на жителей республики. У нас есть избыточные трудовые ресурсы. Безработица  ведь существует  в разных формах – есть  явная, официальная, а есть скрытая, в том числе – структурная,  когда люди занимают рабочие места, которые не соответствуют их устремлениям и квалификации. Мы считаем, что у нас достаточно большой потенциал таких трудовых резервов.

С другой стороны, с демографической точки зрения Якутия – один из самых молодых регионов страны. У нас много молодежи. Мы не просто должны, а обязаны создать условия для её профессионального и человеческого роста. Первое из таких условий – привлекательные рабочие места. Мы их и создаем. Второе условие – не тепличные, но нормальные условия жизни. Над этим работаем.

Возьмем, например, Витим. Казалось бы,  всемирно известное «Разбой-село», которое описано в романах Вячеслава Шишкова и не только. Если посмотреть  литературу 19 века – там много можно чего почитать о Витиме. А ведь была деревня деревней. И когда  три-четыре года назад  разрабатывался  и обсуждался со специалистами план создания там опорного центра нефтяной промышленности, в Якутске все это казалось таким далеким…

А в этом году  в Витиме  введена современная школа на 700 мест, которая, наверное,  лучшая в республики, там создается инфраструктура  коммунальная, скоро  один за одним начнут появляться многоэтажные жилые дома. И начали с малосемеек, чтобы молодежь  после институтов и техникумов  туда заселять. Заложен новый детский сад.

Начали планомерно заниматься Томмотом. Там и больничный комплекс строится, спортзал новый ввели, два дома четырехэтажных построили. Это только первые шаги к развитию города – будущего центра горно-металлургической промышленности.

Text Box:   Якутия. Ленский район. Обсуждение вопросов развития п. Витим как базового центра нефтяной промышленности Якутии. Президент Якутии В.А. Штыров, первый заместитель Председателя Правительства Якутии В.Б. Грабцевич,                                   заместитель Председателя Правительства России И.И. Сечин. п. Витим. 2009 г.  А если говорить о материальных стимулах, то могу вам сказать, что они сейчас уже есть. Приезжал недавно в очередной раз в Витим Игорь Иванович Сечин, он как вице-премьер федерального Правительства интересовался  жизнью людей, спрашивал,  сколько зарабатывают. Самая минимальная цифра, которую назвал один  из работников нефтяного промысла  – 120 тысяч рублей. Остальные – кто 140, кто 160. Это разве не стимул? Стимул.

Конечно, мы должны взаимодействовать с крупными компаниями,  чтобы они работали  по набору и подготовке наших кадров, что, в  принципе, удается. А по большому счету для них же самих важно и выгодно иметь   постоянный контингент работников. С чего мы начинали в том же Витиме на Талакане? Работало там всего 10,5 тысяч человек, на строительные и иные подряды «Сургутнефтегаз» взял наши предприятия, в которых было человек 500. Остальные десять тысяч –  сургутовская вахта. Сейчас  основной период стройки закончился, началась эксплуатация нефтяных промыслов, продолжаются геологоразведочные работы.   Там сегодня 7,5 тысячи человек, из них уже две тысячи наших якутян. И «Сургутнефтегаз»  на самом деле считает, что ему надо постепенно проводить замещение вахты на местных работников. Более того, те люди, которые из Сургута прилетают,  хотят остаться в Витиме.

Другими словами, компании, реализующие серьезные долговременные проекты на территории республики, заинтересованы в наших кадрах. Возьмите  «Транснефть», на самом деле все насосные станции – сложнейшие в инженерном отношении сооружения, которые действуют на территории Якутии, укомплектованы нашими людьми.

Сейчас мы должны еще четыре  станции построить под вторую очередь нефтепровода ВСТО  и еще порядка 500 человек устроим на работу.

Мы также должны иметь в виду, что процесс закрепления людей на новом месте далеко не прост. Иногда вот кажется, что для жителя Якутии все равно где работать – Якутск это или Удачный.  На  самом деле мы должны понимать, что республика наша  настолько велика и природные климатические зоны в ней настолько отличаются, что для человека переехать из Якутска или, допустим,  из Мегино-Кангаласского улуса в Удачный – это  все  равно что из Кузбасса переехать в Нерюнгри. Все меняется –  жизнь,  природа,  даже световой день не такой.  Помните,  старые комсомольские стройки – 100 человек приезжает, через год  остаются десять, через два – пять. Но эти пять – остаются. Значит, пройдет  несколько лет и сформируется уже коллектив.

Основные усилия как раз направлены на нашу молодежь, подготовку специалистов.  Не зря же мы развернули такие стройки по части профессионального образования, например, в Алдане  в  двух техникумах новую материальную базу создали, один построили в Мирнинском районе, еще Text Box:   Якутия. Томпонский улус. Строительство Горно-геологического техникума в п. Хандыга. 2010 г.  два – в Хандыге и Нижнем Бестяхе строятся. Это подготовка будущих младших командиров производства и самых высококвалифицированных рабочих. Это  звено очень важно для нас, для наших новых проектов. И по высшему образованию работа ведется. Вы видите – статус  федерального  получил  Якутский госуниверситет. Открываются новые специальности,  больше стали выпускать технарей. В Мирном по программе развития высшего образования открываются факультеты подземных горных работ и нефтегазовый. Это тоже  подготовка кадров для будущих наших проектов.

Но, видимо, своими силами не обойдемся, будем  людей привлекать. Например, в проекте Эльконского горно-металлургического комбината предусмотрен раздел по привлечению из вне республики кадров, поскольку это предприятие особое  и, конечно,  там должны быть особые специалисты.

На вопрос НВК «Саха» по международному сотрудничеству,  в частности, какие  компании и каких стран уже заинтересовались нашими проектами, президент ответил:

– На месторождении «Инаглинское» работают представители  Южной  Кореи, они давние партнеры «Колмара».

К Эльконскому месторождению большой интерес  проявляют японские компании, в том числе  «Мицуи»,  они уже с Росатомом несколько раз переговоры провели. Интенсификация  переговоров возможна по окончании разработки проекта.

Что касается железорудных месторождений, там разные  есть предложения. «АЛРОСА»  в том числе рассматривает предложения казахских фирм. Казахстан, Вы знаете, это страна,  в которой развита черная металлургия. Проявляют интерес китайские компании,   в первую очередь потому, что они главные потребители железных руд. Сегодня  железную руду аналогичного качества они получают из Австралии и Бразилии. Интерес ко всем нашим проектам очень большой.

Ирина ЛИХАУ,

«Якутия», 18 февраля 2010 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here