Вячеслав Анатольевич, известно, что Ваш рабочий день начинается задолго до девяти утра, а заканчивается поздним вечером. И в этом режиме Вы работаете не первый год. Вот эта нагрузка и та ответственность, которая лежит на Вас — они хоть как-то компенсируются удовлетворением от сделанного за прошедшие два с половиной года?

7.ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕБЕЗГРЕШНО, НО ОНО НЕ ДОПУСТИЛО РАЗВАЛА ЭКОНОМИКИ_image002

У меня есть единственное удовлетворение, что мы не допустили развала экономики и при всех недостатках и трудностях, которые есть, она все-таки управляема. Немного удалось смягчить последствия перехода к рынку. Но это удовлетворение мимолетное. А в принципе, для меня это тяжелый труд и большая ответственность.

Сейчас трудно найти печатное издание, на страницах которого не было бы упреков, а то и открытой брани в адрес Правительства Республики. Чаще всего они сводятся к одному —Правительство не дает денег, душит налогами. Насколько эти высказывания справедливы?

Любое Правительство испокон веков ругают чаще всего за то, что оно чего-то кому-то не дает. В первую очередь — денег… Большинство думает, что у Правительства огромный денежный мешок, но там сидят волюнтаристы, которые хотят — дадут, хотят — не дадут. При этом, почему-то забывается, что деньги должны быть сначала заработаны. Кроме того, существует и объективная логика событий, которая требует деньги вкладывать туда, где они принесут наибольшую пользу обществу. И это не зависит от моего желания. Каждый из просящих считает, что его идеи самые лучшие, но его просто не хотят понимать. Начинаются обиды и критика. Мы к этой критике относимся хладнокровно, хотя порой выдержать натиск «жаждущих» очень трудно. И один из недостатков в работе Правительства как раз и заключается в том, что оно, бывает, идет на уступки. Ну, и есть критика, откровенно необъективная, диктуемая или политическими амбициями, или уязвленным самолюбием, или непониманием проблемы в целом. Последним особенно часто грешат некоторые журналисты.

Конечно же, я не отрицаю право людей на собственное мнение, на критику. Но все это должно быть, по меньшей мере, объективно.

Если вы помните, я в своих выступлениях не раз, еще в прошлом году предупреждал, что 1994 год будет тяжелым и для всего Государства российского, и для субъектов Федерации. Этот прогноз вытекал из анализа возможного развития событий, связанных, с общей направленностью реформ в экономике России.

В частности, страшная болезнь российской экономики — кризис неплатежей, поразила и нас. В очень тяжелом состоянии находится угольная промышленность. Зимой угледобывающие предприятия республики по настоятельной просьбе представителей Дальневосточного региона и Правительства России отправляли туда уголь без предварительной оплаты. Дальневосточники задолжали нам около 80 млрд. рублей. Кроме того, Российская Федерация должна была компенсировать объединению «Якутуголь» удорожание угля. Это еще примерно 60 млрд. рублей. Задолжали и наши предприятия. Это привело к тому, что угольщики, находятся в бедственном положении. Естественно, что налогов они не платят. Те,кто находится вокруг них — энергетики, строители, тоже ничего практически не получают. Очень небольшие деньги, которые к нам приходят, делим по-братски, но этого мало.

Примерно в такой же ситуации оказалось «Якутскэнерго». Оно продало в объединенную энергосистему Востока электроэнергии на 40 млрд. рублей. Деньги не вернулись. Кроме этого, и наших должников у энергетиков много, главный из них — тот же «Якутуголь».Естественно, и они всем задолжали. Недавно подписано соглашение с Минтопэнерго России, предусматривающее, что хотя бы те небольшие средства, которые попадают в Центральное диспетчерское управление единой энергосистемы России, будут выделяться и нам.Ведутся взаиморасчеты с предприятиями других регионов, но они не дают «живых» денег по большей части – это бартер. Таким образом,основные корни неплатежей уходят за пределы республики.

Однако, есть и причины, зависящие от деятельности наших предприятий. К примеру, крайне неудачна работа компании «Алмазы России—Саха» по реализации своей продукции. С начала года компания должна была продать 5 партий алмазов на внешних рынках. Продано всего 2. Из-за этого компания недосчиталась более 150 млн. долларов, или около 300 млрд. рублей. Это спровоцировало трудности и у самой компании, и у ее смежников. Она задолжала около 120 млрд. в бюджет, 22 млрд. — энергетикам, задолжала транспортникам, за нефтепродукты.

В каждой из этих трех компаний десятки тысяч работающих. Они вовлекают в кризисный процесс сотни тысяч людей.

Что касается бюджета, то только эти три компании задолжали в него, около 200 млрд. рублей.

Надо учитывать, что и золотодобывающие предприятия не платят налогов в полном объеме, поскольку промывочный сезон только начинается. А в течение зимы, пока они готовились кпромсезону, Правительство им помогало. Только АО «Алданзолото» получило от нас за это время около 30 млрд. рублей аванса. Кроме того, 35 млрд. мы заплатили этому предприятию за сданное золото. АО «Индигирзолото» выделено порядка 30 млрд., «Куларзолото» — 20 млрд.

При таком состоянии финансов ведущих отраслей не может быть здорового бюджета. Отсюда и колоссальные трудности в поддержании бюджетной сферы, отсюда и проблемы в геологии и образовании, медицине и культуре, коммунальном хозяйстве и на селе.

Правительством совместно с предприятиями ведется активная работа по нормализации положения. В июне — июле войдет в нормальное русло работа алмазной компании, общими усилиями удовлетворительно начали промывочный сезон золотари.

7.ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕБЕЗГРЕШНО, НО ОНО НЕ ДОПУСТИЛО РАЗВАЛА ЭКОНОМИКИ_image004В Москве состоялась встреча с Министром топлива и энергетики России. В Нерюнгри работала рабочая группа Правительства Федерации. Ожидается приезд в республику Министра топлива и энергетики России, соберутся главы дальневосточных администраций. Будет решаться вопрос,

что делать дальше в топливно-энергетическом комплексе республики. Или они будут платить и получать энергоносители, или мы будем сокращать объемы добычи угля и прекращать подачу электроэнергии.

Но надо отчетливо понимать, что это тактические меры. Стратегически же, требуются новые подходы в проведении общего курса реформ в России, и особенно — на Севере. Северная экономика также особо ранима, как и северная природа. Первые же удары рынка поставили на колени некогда преуспевающие предприятия. У нас — это «Куларзолото», «Депутатсколово», шахта «Сангарская», «Сахаавиа» и ряд других. Там происходит коренная трансформация. Я пока не говорю о ликвидации этих предприятий. Но сейчас экономика очень жесткая, и если продукция дорогая, за нее никто платить не будет. Поддерживать эти предприятия искусственно — ни у кого нет средств. Затраты на реорганизацию чрезвычайно велики, самим предприятиям, одной Якутии они не посилам. Это общероссийская проблема, характерная не для одной нашей республики.

Поэтому мы настойчиво ставим вопрос о том, что России необходима региональная политика. Ведь когда осуществлялся переход к рынку, он осуществлялся по одним рецептам для всех: и для Краснодара, и для Якутии. А нужны оригинальные подходы к каждому региону. На Севере — это, видимо, в большей степени государственное регулирование и поддержка. Об этом много сказано при встречах в Правительстве России, исписано много писем, направлено записок. Пока особого понимания не находим. Мы не просим каких-то особых льгот, а говорим, что у каждого региона свои специфические проблемы. И решать их надо специфически.

В результате отсутствия региональной политики, например, процентные ставки за кредиты одинаковы для всей России. Мы получили в прошлом году 392 млрд. рублей только централизованных кредитов и такую же сумму уже выплатили Центральному банку России.

Напомню, что весь бюджет республики составлял в то время около 400 млрд. Получается, что мы свой годовой (!) бюджет отдали только в виде процентов за эти кредиты. А ведь еще и основную сумму надо отдавать. Многие предприятия не в состоянии этого сделать. Другими словами, подходы к процентным ставкам, к налогам не могут быть везде одинаковыми. А кроме того, если на Севере надо реорганизовать, передвигать какие-то предприятия — это должно делаться совместными усилиями. Ну хорошо, что в Республике Саха, как бы нас ни ругали, есть крепкое Правительство, которое этим предприятиям по мере сил помогает. Но могут быть и другие подходы. Какв некоторых других регионах, обанкротились — сворачивайтесь и…отбывайте! А мы пытаемся помочь. На один Депутатский истратили 3 млрд. рублей только на помощь с переселением, не считая того, что сняли с них налоги и большие суммы направили на ликвидацию последствий аварии. И еще деньги требуются. С этими проблемами невозможно справиться в одиночку. Людям нужно помочь не только уехать, но еще и организовать им жилье и работу на новом месте. Это общероссийская проблема. И мы настаиваем на том, чтобы была создана специальная программа.

Клубок этих проблем серьезен и очень тяжел. Конечно, я не хочу сказать, что наше Правительство безгрешно.

Какие ошибки или просчеты Вы считаете наиболее серьезными?

Распоряжение об отпуске товаров без предварительной оплаты. Это благо превратилось во зло. Сейчас никто не хочет расплачиваться. Та же компания «Сахаавиа», получив выручку от продажи билетов, и не думала расплачиваться за топливо. Это касается и сельского хозяйства, и других сфер.

Я могу привести много таких примеров, поскольку это касается всей системы взаиморасчетов. И нам следовало в этих вопросах вести более жесткую линию. Конечно, Правительством принимаются меры. Была введена без акцептная оплата, проводились централизованные взаиморасчеты. Но результатов это не принесло. С 10 июня ужесточена постановлением Правительства система взаиморасчетов.

Еще одной ошибкой Правительства я считаю то, что республика по сути превратилась в гигантский собес. У нас масса льгот и выплат, но это никак не соизмеряется с экономической реальностью, с финансовым положением республики.

А Вы не считаете просчетом многократное увеличение управленческого аппарата? Конечно, я понимаю, что с тех пор, как республика взяла на себя управление хозяйством и распоряжение финансами, количество управляющих структур неизбежно должно было возрасти. Но не до такой же степени! Ведь деньги на них тоже идут из нашего скудного бюджета…

Эта критика справедливая, моя позиция по этому вопросу известна. Затраты на содержание аппарата будут существенно сокращены. Хотя, если говорить о цене вопроса — содержание аппарата занимает весьма небольшой процент от общехозяйственных затрат.

Что касается всех этих ошибок, то я не думаю, что они сыграли решающую роль. В какой-то мере они, конечно, повлияли на экономическое положение, но главное в том, куда на всех парах движется Россия.

Как бы мы ни критиковали себя, ни посыпали голову пеплом и как бы ни критиковали нас — факт остается фактом: экономическое положение Республики Саха значительно более устойчиво, чем других субъектов Федерации. В России остановлены сотни предприятий, миллионы людей уже не работают. Геология разрушена, наука влачит жалкое существование, разваливается высшее образование… Другими словами, нужны крупные перемены в общей экономической политике в России. Мы связаны с Россией, как новорожденный пуповиной с матерью. И бесполезны, и наивны попытки обособиться. Опыт бывших союзных республик показал, что получается, когда те начинают действовать самостийно. Поэтому наша задача — по возможности сдерживать негативные процессы внутри республики и активно влиять на федеральном уровне на всю экономическую политику России. В этой связи последние указы Б.Ельцина мы воспринимаем как попытку навести порядок. Эти идеи давно зрели. И всем известно, что мы были в какой-то степени инициаторами некоторых из этих решений.

Но этого мало. Мы считаем, что должны быть заморожены цены, особенно на энергоносители и транспортные тарифы, предприняты меры по регулированию зарплаты, по возвращению денег, которые уплыли за рубеж. А их там, по разным оценкам, до 100 млрд. долларов. Необходимо изменить налоговую систему, снизив налоги на прибыль, увеличив на имущество.

7.ПРАВИТЕЛЬСТВО НЕБЕЗГРЕШНО, НО ОНО НЕ ДОПУСТИЛО РАЗВАЛА ЭКОНОМИКИ_image006

Вы подробно остановились на конкретных хозяйственных проблемах. Но нельзя ли коротко сформулировать общее направление экономической деятельности Правительства?

Сейчас мы занимаемся двумя вопросами поддержания текущего состояния, которое заключается в контроле над тремя ключевыми проблемами: завоз всего необходимого в навигацию, выравнивание экономического положения предприятий и подготовка к зиме. Это колоссальная работа, требующая огромных усилий. Но за всем этим мы не забываем и о том, как нам жить дальше. Сейчас готовится отчет за два с половиной года деятельности Правительства и основные вехи смены курса.

Мы считаем, что первый этап реформ завершен. В основном, заканчиваются приватизация, акционирование. Сформировались направления структурной перестройки, возникло понимание того, как осуществлять контроль за основными экономическими параметрами: ценой, зарплатой, уровнем жизни и т.д. После подведения итогов, Правительство готовит переход к новым направлениям своей деятельности. Они будут принципиально отличаться от того, что мы делали в минувшие годы.

В основе — улучшение управляемости экономикой, контроль за собственностью, за доходами, извлекаемыми из нее, за ценами. Если сформулировать еще короче — наша задача создать управляемую рыночную экономику. То, что уже создано в других странах.

И последний вопрос. На днях совершенно неожиданно были подняты цены на хлеб. С чем это связано?

С повышением цен на хлеб мы, вообще-то, задержались. В бюджете были заложены некоторые деньги на компенсацию его стоимости, но по мере развития событий издержки производства хлеба росли быстрее, чем планировалось. В результате хлебобулочные предприятия оказались на грани закрытия из-за убытков. Анализ показал, что держать низкие цены на хлеб бессмысленно. В Магадане буханка хлеба давно уже стоит 1600 рублей, в Благовещенске — 1100. Комбикорм стал гораздо дороже, чем хлеб. Первоначально мы разрешили главам администраций четырех улусов самим устанавливать цены на хлеб, потом распространили это разрешение на промышленные улусы, поскольку в них заработная плата в два с половиной раза выше, чем в сельскохозяйственных. В сельских местностях цены пока еще старые. Цены мы отпустили, но Комитет по координации и дисциплине цен будет их контролировать, чтобы не допустить необоснованного завышения.

Есть еще один вопрос, который мы как-то стеснялись раньше поднимать — о солидарной ответственности всех и об ответственности каждого. Ту же алмазную компанию мы поддерживали, как могли. И деньги давали, и завозили все необходимое. Но это по её вине алмазы не были проданы вовремя. А сейчас Правительство Республики обвиняется в том, чтоалмазники не вовремя получили зарплату, грозят забастовками. И это касается не только алмазников, но и других предприятий. Таких угроз Правительство не принимает. Надо понимать общую ситуацию и стараться совместными усилиями исправить ее, но отвечать за свое дело тоже.

Беседовал Д. КИСЕЛЕВ.

«Республика Саха», 15 июня 1994 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here