6. ОТ ТОММОТА ДО ЯКУТСКА_image00215 мая 2004 года в Москве подписано постановление Правительства Российской Федерации «О неотложных мерах по строительству железнодорожной линии «Беркакит — Томмот — Якутск», № 242.

Этот день – 15 мая 2004 года – можно считать одновременно и историческим, и этапным. Историческим потому, что за восемнадцать лет с начала строительстваАмуро-Якутскойжелезнодорожной магистрали — АЯМа, как мы ее называем, рельсовая колея прошла меньшую половину пути от Малого БАМа до столицы Республики Саха (Якутия) и остановилась на переправе через реку Алдан у города Томмота. Чтобы тянуть ее дальше на Север, нужно было политическое решение центральных органов государственной власти страны, и это решение принято.

Прежнее, единственное решение по АЯМу было принято еще в ноябре 1993 года. Называлось оно «О мерах по сооружению железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск (Правая Лена)». В силу многих стрессовых политических ситуаций в России в 90-е годы прошедшего века, обвала экономики и печально известного дефолта это решение было провалено. Сегодня федеральный центр возвращается на стройку.

Два года назад руководство нашей республики уже ставило вопрос о возобновлении строительства Амуро-Якутскоймагистрали, но Президент России Владимир Владимирович Путин, будучи в Хабаровске, откровенно сказал, что страна не в состоянии реализовывать одновременно несколько крупномасштабных проектов строительства в одном регионе.

Он имел в виду наш Дальневосточный федеральный округ, где готовились к сдаче в эксплуатацию автомагистраль Чита — Хабаровск и первая очередь Бурейской ГЭС. С их пуском появились все возможности продолжить задуманный четверть века назад и наполовину осуществленный проект АЯМа.

Этапным же новое постановление Правительства Российской Федерации стало потому, что, наконец, после трехлетних усилий руководства республики, заинтересованных федеральных министерств и ведомств, после подготовки технико-экономических обоснований, проекта, экономических и экологических государственных экспертиз, научных изысканий и многой другой необходимой работы, АЯМ с будущего года беспрепятственно двинется к городу Якутску.

И к 2008–2010 году железнодорожная магистраль, пройдя еще 400 километров, выйдет на среднее течение могучей Лены к поселкуКердем и свяжет богатые минеральным сырьем земли Южной и Центральной Якутии с БАМом, Транссибом и со всей сетью железных дорог нашей страны. Стратегическое значение этой магистрали велико, она реально создает первый на Дальнем Востоке меридиональный транспортный коридор смешанного типа Транссиб — Северный Морской путь в центральном секторе Арктики.

Что же касается социальной составляющей этого строительства, то тут больше опасений недооценить, чем переоценить огромное значение АЯМа в развитии перспектив региона, по сути равного территории Европейской части Российской Федерации. Пришла пора серьезно говорить не об освоении Севера страны, состоящей на четыре пятых из земель этой зоны, а об основательном обживании и обустройстве их.

Наша республика достаточно освоена. Здесь добываются практически все алмазы России, большая часть золота, сурьмы и олова. Здесь начата добыча нефти и газа. За последние полвека на карте республики появились новые города Мирный, Нерюнгри, Ленск, Алдан, Покровск и другие. А вот дальнейшее экономическое и промышленное развитие Якутии связано с созданием транспортной системы на ее территории.

Известное среди политиков и экономистов утверждение о том, что социально-экономическое освоение любой территории автоматически подстегивает развитие внутри ее всей инфраструктуры, в том числе и транспортной системы, не совсем правильно для Севера.

Суровые климатические условия, малозаселенность, труднодоступность, большая отдаленность, естественно, вносят немало поправок в это расхожее понятие. Зачастую социально-экономическое развитие региона, его перспектива всецело зависят от наличия уже готовых дорог транспортной сети. Якутия — яркий показатель того.

Мы здесь живем и остро чувствуем все перечисленные выше факторы, которые мешают продвигаться вперед по наращиванию промышленного потенциала, сообразно с возможностями региона, у которого запасы резервов безграничны. Ситуация выдвигает на первый план строительство транспортных объектов, а уж потом — промышленное освоение.

Исходя из этого своеобразия северных территорий, мы ставим перед федеральным правительством немало задач, которые готовы решать совместными усилиями, потому что хорошо осознаем, что развитие на территории Якутии транспортной системы непосредственно затрагивает интересы России в целом, ее экономическую и политическую безопасность и целостность.

Я с большим интересом отношусь к любому проекту средств массовой информации, в котором преследуется цель показать российскому читателю всю палитру существующих транспортных проблем Севера, его богатейшие возможности помочь стране преодолеть последствия экономического кризиса, а в перспективе — влияние практически на все сферы нашей экономики. Не случайно лучшие умы нашей отечественной науки и производства, прогрессивные политические и общественные деятели связывали будущее России с развитием ее северных территорий.

Уже сегодня Север — это не какая-то окраина государства, а солидный промышленный цех, который вносит весомый вклад в развитие России. Вдумайтесь, здесь проживает всего 7% населения России, а производят они 22% национального валового продукта, дают 25% всей прибыли страны и 30% поступлений в федеральный бюджет. Мне уже довелось докладывать эти цифры Президенту Российской Федерации В. В. Путину на заседании Госсовета в Салехарде.

А если представить наш Север с современной, хорошо развитой транспортной инфраструктурой? Да ему цены не будет!

И АЯМ в этой связи — первая ласточка, первая, но не последняя магистраль в Республике Саха (Якутия). Сегодня мы настойчиво ведем работу по продолжению железнодорожного пути на Эльгу — месторождение каменного угля с мировыми запасами. Время выдвинет и другие перспективные проекты. Важно завершить достойно уже начатый.

В августе 2004 года мы окончательно достроим и сдадим во временную эксплуатацию участок АЯМа от Беркакита до Томмота — 360 километров, и наладим по этой линии пассажирское движение поездов дальнего следования. Таким образом, осуществим многовековую мечту народов Якутии — иметь прочную, надежную круглогодовую наземную связь с любым уголком страны, по которому проложены железные рельсы.

6. ОТ ТОММОТА ДО ЯКУТСКА_image004

АЯМ уже «трудится» в полную силу. В прошлом году, например, когда из-за мелководья на верхней Лене создалась пиковая ситуация в разгар навигации и северного завоза грузов и суда Ленского речного пароходства простояли 75 дней в ожидании необходимых для судоходства уровней воды, республику выручила железнаядорога.Мысумелиза короткое время наладить по АЯМугрузоперевозки и перевезли около 2 млн. тонн различных грузов. С пуском участка Беркакит — Алдан — Томмот планка будет поднята до 3–4 млн. тонн в ближайшие годы.

Пользуясь предоставленной возможностью, я хочу искренне приветствовать молодой коллектив ОАО «Железные дороги Якутии», транспортных строителей российской корпорации «Трансстрой», ведущих магистраль, и поблагодарить их от имени руководства республики за вклад в развитие транспортной системы Республики Саха (Якутия). А также поздравить всех железнодорожников в связи с 30-летием БАМа. Эту дату железнодорожники России собираются отметить широко, ибо многие из них первые навыки приобретали здесь, первую жизненную школу окончили тоже здесь.

Люди моего поколения ежедневно просыпались под мелодии популярных песен об этой всенародной стройке и гордились победами строителей магистрали, прокладывающих рельсы в безлюдных и диких местах, в труднейших условиях вечной мерзлоты, по крутым отрогам Станового хребта, Кадара и Дабана. В мире не было такого опыта строительства железных дорог.

Амуро-Якутская магистраль — плоть от плоти детище БАМа, лучшие традиции, лучший опыт которого лег в основу ее прокладки. Самое ценное то, что мы сумели сберечь этот опыт, часть замечательных кадров транспортных строителей, получивших закалку на БАМе. Теперь им предстоит вести магистраль от Томмота до Якутска.

 

Вячеслав ШТЫРОВ,

Президент Республики Саха (Якутия).

«Магистраль — XXI век», 2004. — № 2–3 — с. 17–18.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here