Публикации за 2006 год

Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на Августовском совещании работников образования 28 августа 2006 года.

Дорогие участники традиционного Августовского совещания педагогов республики!

2006 год – особый и важный для системы образования как Рос­сийской Федерации в целом, так и Республики Саха (Якутия). Это первый год практической реализации приоритетного националь­ного проекта «Образование». А для нашей республики это ещё и завершающий год пятилетней государственной программы раз­вития образования Республики Саха (Якутия), мы подводим итоги и разрабатываем новую программу, которая будет рассчитана на 2007-2011 годы.

Республика активно включилась в реализацию национального проекта «Образование» во всех его аспектах. На сегодняшний день около десяти тысяч учителей получают доплату к заработной плате за классное руководство, на эти цели изыскано сто миллионов рублей. В соответствии с решениями Президента и Правительства Российской Фе­дерации расширяется перечень категорий педагогов, которые будут полу­чать такую же надбавку – я имею в виду специальные учебные заведения. 50 миллионов рублей направлено из бюджета Республики Саха (Якутия) на доплату педагогам, которые работают в специализированных шко­лах – лицеях, колледжах, гимназиях.

Якутия. Томпонский улус. Открытие нового здания средней школы в с. Мегино-Алдан. 2006 г.

Во всех улусах республики созданы специальные общественные комиссии, проведены отборы, конкурсы и по их итогам выбраны лучшие школы, которые представлены на полу­чение грантов Президента Российской Федерации. 114 преподавателей Республики Саха (Якутия) удостоены различных грантов, 700 молодых людей вошли в число лучших учеников республики и получили гранты Президента Республики Саха (Якутия). Продолжается работа по укрепле­нию материально-технической базы учебных заведений в рамках нацио­нального проекта «Образование»: компьютеризация и обеспечение школ средствами для обучения. Это все позитивные моменты, и, я думаю, ре­спублика будет и дальше принимать самое активное участие в практиче­ской реализации национального проекта.

Итоги выполнения нашей республиканской государственной пятилетней программы развития образования еще будут рас­смотрены на специальном совещании при Президенте и на заседании Правительства Республики Саха (Якутия), а сегодня я могу предва­рительно вам доложить, что основные параметры программы выполнены. В республике продолжается работа, в том числе экспери­ментальная, по повышению качества образования, начали внедряться нормативные подходы к его финансированию, существенным образом укреплена материально-техническая база системы образования. Всего за прошедшие четыре года введено в эксплуатацию 60 новых школьных зданий. К 1 сентября нынешнего года откроются еще десять новых школ, и пять – до его завершения. Таким образом, план, по которому в респу­блике каждый год должны строиться по пятнадцать новых зданий школ, будет выполнен. Должен сказать, что в развитие системы образования значительные дополнительные средства привлечены по линии попечи­тельских советов. Сегодня в нашем зале есть руководители предприятий, министерств и ведомств, которые возглавляют эти советы. Пользуясь случаем, хочу выразить им благодарность от себя лично и от Правитель­ства Республики Саха (Якутия) за самое активное участие в важнейшем для страны и республики деле.

На сегодня Якутия является одним из лидеров по развитию об­разования в Дальневосточном федеральном округе и в Российской Федерации, и мы этим гордимся. Но необходимо иметь в виду, что перед нами стоят новые задачи. Кроме того, надо понимать те проблемы и недостатки, которые есть в нашей работе. Именно это нужно учитывать в дальнейшем продвижении приоритетного нацио­нального проекта и при подготовке новой республиканской программы развития системы образования. Меня иногда спрашивают, если есть на­циональный проект, нужна ли собственная программа развития образова­ния? Я думаю, это не равнозначные вещи. Наше участие в национальном проекте «Образование» является дополнением к той программе, которую мы должны разработать сами для себя.

Что необходимо сделать в ближайшие годы? Основная задача: пе­рестроить систему образования так, чтобы молодой человек, которого мы готовим к жизни, был конкурентоспособен, как го­ворит Президент Российской Федерации В.В. Путин, чтобы он мог найти себя в сложной современной жизни. Это многогранная задача и в ней есть важнейшая составляющая – надо понимать потребности общества и готовить человека под эти конкретные потребно­сти. Это вызывает необходимость постоянной перенастройки структуры образования. Должен сказать, что определенный опыт у нас накоплен, особенно в части высшего образования.

Достаточным под­тверждением этому может служить тот факт, что 96 процентов выпуск­ников высшей школы в прошлом году были устроены на работу сразу по окончанию учебных заведений. Но проблемы в системе общего, на­чального и среднего профессионального образования остаются, это еще нетронутый пласт. Мы выпускаем молодых людей, которые, будучи до­статочно развитыми и неплохо подготовленными в общем, не находят бы­стро своего места на производстве и в общественной жизни, потому что к ним предъявляются другие требования чем те, к которым их готовили, особенно в сфере экономики.

Республика очень быстро развивается. По многим экономическим по­казателям Якутия занимает ведущие позиции в Дальневосточном фе­деральном округе и в Российской Федерации. Самое главное, у респу­блики есть очень хорошие перспективы, все основания, чтобы и дальше динамично развиваться. Предстоит создать совершенно новые отрасли промышленности – нефтяную, газовую. Это реально происходит в жиз­ни, не просто планы, которые написаны на бумаге, какие-то идеальные цели, это – сегодняшние наши дела. Необходимо построить новые про­мышленные комплексы в разных регионах республики: черная металлур­гия и химическая промышленность – в Южной, цветная металлургия – в Восточной, нефтегазовая промышленность – в Западной Якутии. Про­должится развитие алмазодобывающей и золотодобывающей промыш­ленности, гидроэнергетики, транспорта. Самое главное, что эти отрасли далеко шагнули вперед в своем технологическом развитии.

Уже нет из­мазанного нефтью нефтяника, каким его многие себе представляют по фильму «Сибириада». Сегодня нефтяной промысел компьютеризирован, используются новые виды техники, космическая связь. Причем, техно­логические уклады меняются очень быстро, и потому совсем дру­гое качество человека должно быть и с точки зрения подготовки, но самое главное, с точки зрения способности воспринимать но­вые идеи и развиваться дальше. Вот почему нужно перестроить систему образования, чтобы наши выпускники отвечали этому требованию. Это касается не только высшего и профессионального образования, но и общего. В этой связи мне представляется очень своевременным и важным состоявшийся на нынешнем нашем Ав­густовском совещании разговор о развитии системы дуального образования.

Разделяю высказанное многими участниками совещания мнение, что оно поможет нашей молодежи более быстро и уверенно адаптироваться к постоянно меняющимся требованиям реальной жизни. Поэтому в новой республиканской программе развития образования не­обходимо предусмотреть меры по более широкому внедрению дуального образования в практику. Мы должны воспринимать новые идеи и приме­нять их у себя. Но скажу сразу, что это не снимает с нас заботу и ответ­ственность за совершенствование и традиционного, скажу так, профес­сионального образования.

Каким бы ни было образование по своему содержанию – класси­ческим, традиционным профессиональным, дуальным – оно долж­но быть качественным. А это во – многом зависит от применяе­мых нами образовательных технологий. Для нашей республики, с её огромными расстояниями и неразвитыми транспортными путями, одной из главных технологических проблем в образовании является извечный вопрос: как доставить знания? Быстрое развитие современных средств коммуникаций позволяет получить ответ на него. Надо от формулы «че­ловек идет к знаниям» переходить к обратной – «знания идут к челове­ку».

На практике это означает необходимость развития дистанционных систем и методов обучения. Причем, эти системы должны быть рассчи­таны как на индивидуальную работу с учащимися, так и на коллективное пользование. В качестве центров коллективного пользования могли бы выступить специальные инновационно – образовательные центры в круп­ных населенных пунктах. Они могли бы сыграть и очень важную роль для организации непрерывного образования и переподготовки специалистов разного уровня.

Технические возможности современных мобильных средств связи, развитие информационных технологий дают и новые возможности для возрождения кочевых школ. В этом направлении республика занимает ведущие позиции в Российской Федерации, но теперь, помимо количе­ственного роста числа таких школ, решения их организационных и фи­нансовых вопросов, необходимо больше внимания уделять качественно­му наполнению самих учебных и воспитательных процессов в кочевых условиях.

Считаю необходимым высказать еще одно предложение, которое не­которым покажется небесспорным. В некоторых случаях, особенно, когда речь идет об образовании повышенного уровня, ради улучшения его ка­чества можно было бы вернуться к интернатской системе. Это вопрос для размышлений.

Таким образом, задача повышения мобильности, приближенно­сти к учащемуся образовательных возможностей должна стать одним из важных разделов нашей разрабатываемой на следующее пятилетие программы развития образования.

Открытие нового здания Якутского командного речного училища. Руководитель Ленского государственного управления водных путей и судоходства Ю.А. Долженко, Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор ОАО «Ленское объединенное речное пароходство» Е.Л. Чистяков с курсантами училища. г. Якутск. 2005 г.

Другим таким разделом должны быть мероприятия по совер­шенствованию системы непрерывного образования. Я уже упоми­нал об этом, касаясь инновационно – образовательных центров. Но есть и другой аспект – интеграция учебных заведений разного уровня. Опреде­ленный опыт у нас есть. Так, на базе Якутского государственного универ­ситета создается комплекс, который будет объединять общее, начальное и среднее профессиональное, высшее образование. И имеющийся опыт, и новые идеи в этом направлении надо осмыслить и конкретизировать в практические подходы для реализации в следующие пять лет.

Перед нами продолжает оставаться и объемная задача про­должения обновления и развития материально-технической базы образования. Да, в последние годы в этом направлении мы соверши­ли скачкообразный шаг вперед. Да, мы занимаем одно из ведущих мест в России по строительству школ, студенческих общежитий, зданий и

сооружений для учреждений специального и высшего образования. Но груз накопленных проблем таков, что в очередную пятилетку нам снова предстоит масштабная работа. Причем, упор следует сделать не толь­ко на новые стройки, но и на массовое оснащение учебных заведений современным оборудованием. Это потребует немалых средств. Их надо активно привлекать из разных источников, в том числе, от промышленных предприятий.

И в Российской Федерации в целом, и в Республике Саха (Якутия) в последнее время системе образования уделяется особое внима­ние, в неё вкладываются огромные финансовые ресурсы. Естественно, возникает вопрос об эффективности их использования.

В этой связи у всех на устах нормативно-подушевое финансирование по принципу «деньги следуют за учеником». Безусловно, такой подход име­ет рациональное зерно, это главный наш дальнейший путь. Но прежде, чем его не экспериментально, а массово внедрять, мы должны многое обдумать и ответить для себя на ряд вопросов. Что принять за норму? Должны ли быть нормативы дифференцированы в зависимости от ре­гиона республики? Как скажется применение норм на положение кочевых и малокомплектных школ? Что произойдет с существующим территори­альным закреплением учеников за школами? В ходе проработки этих и других вопросов применительно к условиям Якутии необходимо понять и преимущества, и ограниченность применения нормативно-подушевого принципа.

Важной составной частью новых подходов к финансированию деятель­ности учебных заведений является и новая система оплаты труда педаго­гов. Я только что вернулся из Анадыря, где проходил Совет глав субъек­тов Федерации Дальневосточного федерального округа. В работе Совета принимал участие Министр образования России Андрей Фурсенко. Он проинформировал, что на федеральном уровне подготовлены наработки в области оплаты труда работников общеобразовательных учреждений. Основываясь на принципах нормативного финансирования, они преду­сматривают стимулирование не только количества, но и качества педаго­гического труда, дают общие подходы к критериям качества, способам и инструментарию его оценки. Но это только наработки. Опираясь на них, нам надо выработать их адаптированные к условиям Якутии версии.

Вы видите, какие непростые вопросы организационного, норма­тивного, финансового характера мы должны решить в ходе пере­хода на новую экономическую модель функционирования системы образования. Федеральным Правительством сформулированы основ­ные принципы этой модели, в стране есть экспериментальный опыт: мо­сковский, санкт-петербургский, других регионов. Мы сами всегда были в числе инициаторов разнообразных экспериментов в образовании, у нас есть собственный накопленный опыт. Опираясь на это нам надо выра­ботать принципиальную линию, которая должна быть заложена в новую государственную программу развития образования ре­спублики на 2007-2011 годы. Над ней сейчас работает Правительство Якутии, ждем предложений по всем программным вопросам и разделам от педагогического актива.

Уважаемые коллеги! Проблематика системы образования и суть про­граммы её развития на следующие пять лет, конечно, не исчерпываются теми вопросами, о которых сегодня говорилось с этой трибуны. Я выде­лил лишь некоторые важные аспекты для того, чтобы получить вашу по­мощь в поиске ответов на сложные вопросы. Все ваши идеи и предложе­ния мы постараемся учесть в новой программе.

На Августовском совещании работников образования Республики Саха (Якутия).
г. Якутск. 2006 г.

По итогам прошлого года наша республика по интегральным показа­телям социально-экономического развития оценивается примерно как пятнадцатый субъект Российской Федерации. Для такого отдаленного региона это хорошее достижение. А по некоторым показателям Якутия находится в числе лидеров. Например, по валовой добавленной стоимо­сти, производимой на душу населения. Это означает, что мы производим больше, чем другие субъекты Российской Федерации, являемся доно­рами. Этого уровня мы достигли, и есть все основания его не потерять. Сделано это и вашим трудом.

Сегодня от себя лично, от имени Админи­страции Президента и Правительства, Правительства, Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) хочу поблагодарить вас за ваш патриотический труд в тяжелых северных условиях и поздравить с началом нового учебного года. Желаю вам счастья, здоровья, чтобы все ваши надежды осуществились.

На сегодня Якутия является лидером по развитию образования в Даль­невосточном федеральном округе, занимает достойное место и в Россий­ской Федерации, и мы этим гордимся. Но необходимо иметь в виду, что перед нами стоят новые и более сложные задачи.

Штыров В.А. «Устойчивое развитие: проекты и перспективы.»
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2006 год.
Якутск: Библиотека Президента Республики Саха (Якутия), 2007, с. 74-78.