Когда в России об этом еще даже не думали, на Дальнем Востоке разработали и приняли собственные стратегию и федеральную программу развития. Но как привлечь бизнес выполнять программу, вкладывать деньги в макрорегион? Так появилась идея комплексного закона о Дальнем Востоке. На днях его обсудили в Якутске члены парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье».

Нужен Кодекс  Дальнего Востока. Межпарламентская ассоциация настаивает на комплексном законе о развитии Дальневосточного региона

Дальневосточный кодекс

Работу над этим законом, своего рода кодексом законов о Дальнем Востоке, где будут предусмотрены широкий комплекс мер экономического стимулирования для бизнеса и условия комфортного проживания людей, возглавил член Совета Федерации РФ от Якутии Вячеслав Штыров. За год в рабочую группу поступили десятки тысяч предложений, проведено несколько юридических экспертиз законопроекта.
Представляя на заседании законопроект, Вячеслав Анатольевич рассказал, что в него вошли такие разделы, как государственно-частное партнерство, инвестиционная и экологическая политика, бюджетные отношения и др. «Есть слабые места, — сказал Вячеслав Анатольевич. – Мы говорим о расширении особых экономических зон, транспортной политике на Дальнем Востоке, оленеводстве, приграничных районах и др. Нужно работать над структурой, вернуть выхолощенные юристами моменты, в том числе по налогам».
Кто «за», кто «против»
Отношение к этому закону со стороны правительства неоднозначное. Отраслевые министерства поддерживают, экономический блок против. Вопрос в том, что речь идет о выпадающих доходах, которых пока не существует. Так что, по мнению Штырова, понадобятся весомые аргументы.
Какие главные аргументы против? За 25 лет в стране сложилась система законов, которая описывает все стороны жизни в РФ и едина для всех от Калининграда до Камчатки. Если принять особый закон для одного макрорегиона, следом появятся другие, возникнет хаос. Но этот закон опирается на действующее законодательство. Одинаковые условия для всех субъектов порождают неравенство в их развитии, а новый закон это сглаживает. Но ведь можно внести в каждый закон строку о Дальнем Востоке. Тогда почему приняты налоговый, земельный, жилищный и другие кодексы? Теперь нужен Кодекс развития Дальнего Востока. Но ведь уже принят закон о территориях опережающего развития. По мнению Вячеслава Штырова, это частный случай, один из инструментов, который может войти составной частью в комплексный закон и ни в коей мере не заменяет его.
Обсуждение законопроекта было продуктивным. Среди предложений – увеличение срока действия закона с 10 до 50 лет, как в законе об особых экономических зонах, установление порядка компенсации для малого и среднего бизнеса, господдержка не только новых предприятий и специалистов, но и тех, кто уже здесь работает и живет, расширение видов государственно-частного партнерства и другие.
Сроки доработки документа, обозначенные Вячеславом Анатольевичем, жесткие. К 1 октября он должен быть готов, причем в таком виде, чтобы устроил и юристов, и дальневосточников, а к концу 2015 года – принят. Это будет законодательная инициатива Совета Федерации РФ и законодательных собраний дальневосточных субъектов и Забайкалья.
Не развлечение олигархов, а малая авиация
Назрела необходимость решить вопрос с малой авиацией. Что и говорить, система арктических авиаперевозок находится в неудовлетворительном состоянии. Пассажирооборот самолётов на 15-19 мест сегодня в 40 раз меньше, чем в 1990 году, а на 12 мест – в 60 раз. При этом к регионам, где малая и региональная авиация является единственным средством обеспечения транспортной доступности, относится более половины территории страны. Одной из важнейших причин, препятствующих развитию малой и региональной авиации, является несовершенная нормативно-правовая база,в Воздушном кодексе РФ просто не существует понятия «малая авиация», а требования к администрированию и управлению коммерческой авиации являются общими для всех. Якутия предлагает законодательно разделить гражданскую коммерческую авиацию на магистральную, региональную и малую.Вячеслав Штыров уточнил, чтобольшинство специалистов понимает под малой авиацией «развлечение для олигархов». «А для нас это народнохозяйственная авиация для отдаленных населенных пунктов, короче говоря, маломерные суда», — сказал он и посоветовал разделить эти два понятия при разработке законопроекта для облегчения продвижения вопроса.С инициативой внести соответствующие изменения в Воздушный кодекс РФ выступит Ил Тумэн, а дальневосточники его поддержат.
Уйти от теневого бизнеса
Еще один наш законопроект – о мамонтовой фауне. Ископаемая мамонтовая кость – один из самых специфических природных ресурсов Севера и Арктики России, причем более 80% находится в Якутии, единственном регионе промышленного промысла. Она не является полезным ископаемым, ведь ее не добывают, а собирают. Сегодня из-за неопределенности законодательства этот вид деятельности ушел в теневой бизнес. Ил Тумэн разработал проект федерального закона, который позволит легализовать традиционное занятие местного населения по сбору ископаемой мамонтовой кости. Основные полномочия по регулированию пользования и распоряжения ресурсом предлагается передать на уровень субъектов и муниципальных образований. Все налоги и платежи оставлять в местных бюджетах, а также проводить международные аукционы по продаже мамонтовой фауны в России, что позволит обеспечить прозрачность и легальность этого бизнеса.
Парламентарии Дальнего Востока и Забайкалья поддержали поправки Ил Тумэна к проекту федерального закона о любительском рыболовстве, который ограничивает рыболовов такими нормами, как обязательный учёт сетных орудий с поштучной маркировкой, которую будут осуществлять уполномоченные федеральные органы. Вот только их представителей в районах нет. Ограничены и периоды вылова. Якутский парламент подготовил шесть поправок, которые отменяют положение о маркировке и предлагают передать полномочия по утверждению правил любительского рыболовства на региональный уровень, а полномочия по выдаче именного разрешения – на местный.

Мнение

Важно поддерживать друг друга

Анатолий ТИХОМИРОВ, председатель парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», спикер Законодательного Собрания Еврейской автономной области:
— Среди рассмотренных нами вопросов – ускоренное развитие Дальнего Востока и Забайкальского региона, требующее политического и экономического решения. Надеемся, что такой закон родится, поможет повысить качество жизни людей, привлечь сюда население и сделать этот край еще более благодатным для проживания. Обсудили мы и другие вопросы, связанные с социальной поддержкой граждан, экологией, природопользованием. Проблем у нас хватает, но согласованная позиция дальневосточных регионов и Забайкалья, понимание того, что мы должны идти вместе и поддерживать друг друга, позволит нам двигаться вперед.

Вместе плодотворнее и оперативнее

Александр ЖИРКОВ, Председатель Государственного Собрания РС (Я):
— Наши коллеги приняли участие в обсуждении двух законопроектов, имеющих особое значение для нашей республики и Дальнего Востока в целом. Добрая половина вопросов сегодняшней повестки была инициирована республикой. Мы получили поддержку по принципиально значимым законопроектам: о малой авиации, использовании мамонтовой фауны, недровым вопросам, закреплении традиционных земель за коренными малочисленными народами Севера. Поддержка ассоциации парламентов по вопросам Дальнего Востока и Арктической зоны очень значима, сообща продвигать эти законы будет гораздо плодотворнее и оперативнее.

***
Следующее заседание парламентской ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье» состоится октябре-ноябре в Благовещенске Амурской области.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here