«АЛРОСА» продолжит двухпроцентные отчисления на программы ликвидации социально-экономического отставания, причем география не будет ограничиваться восемью улусами алма­зоносной провинции – теперь к ним добавился Кобяйский улус.

18. НОВЫЕ ПОДХОДЫ_image002

У компании есть собственные разносторонние программы взаимодействия с улусами, догово­ры различного срока действия, совместные предприятия.

В предстоящие пять лет алмазная промышленность будет работать стабильно, я уверен в этом. Но она находится в стадии коренной реконструкции, поскольку одни месторождения выбывают, на смену им должны прийти другие. Для нас это пятилетие станет годами созидания – мы должны строить четыре подземных рудника, шахты глубиной по километру и больше в Удачном, Мирном (две), Айхале, ввести новые месторождения алмазов на Накынском рудном поле, подтянуть инфраструктуру: газопровод, нефтеперерабатывающий завод, про­должить строительство третьей очереди ВГЭС и так далее.

Мы очень недовольны и встревожены тем, что растет доля компании в республиканском бюджете. Это свидетельствует о нездоровье экономики. Если два года назад мы теоретически наполняли бюджет на 50 процентов, а по факту выходило 70 процентов, то сегодня даже в тео­рии, на бумаге, 75 процентов бюджета – за счет поступлений «АЛРОСА». Это означает, что другие отрасли убыточны, не развиваются, не работают и не вносят адекватного вклада в бюджет республики. Если мы и дальше будем развиваться такими темпами, недалек час, когда вообще 100 процентов бюджета будет формироваться за счет «АЛРОСА».

Экономика республики тяжело больна, нас это не может не тревожить, потому что нагрузка на компанию увеличивается. Мы вынуждены сегодня не только платить в бюджет, но и само­стоятельно осуществлять разные программы, чтобы хоть как-то поддержать жизнь людей в улу­сах. Поэтому мы ставим вопрос о принятии решений по целому ряду направлений, чтобы оздоровить экономику республики. В частности, по развитию нефтяного и газового комплек­са. Это, наверное, самое перспективное дело, быстрая отдача и так далее. Поэтому мы не толь­ко поддерживаем программы, которые правительство выдвигает, но и участвуем в них: у нас сей­час 25 процентов акций «Саханефтегаза», мы помогаем формулировать тендерные предложе­ния, чтобы выиграть конкурс по месторождениям этого тендера и так далее.

Экономика республики все более страдает от транспортной недостаточности.

Надо внимательно посмотреть, что же делается в золотодобывающей промышленности,а то появились проекты всяких налоговых льгот старателям и так далее.

Надо разбираться и с Южной Якутией,какие есть резервы. Фактически там получился замк­нутый регион, который все, что производит, тут же – в финансовом выражении – тратит. Как черная дыра…

Система государственной власти должна соответствовать каждому конкретному пери­оду времени,степени развития, как говорят классики, производительных сил и, соответствен­но, производственных отношений.

Нынешняя система родилась в конкретных исторических условиях и существует в том виде, который приобрела после 1993 года. Она рождалась в потребностях того времени, но сейчас об­становка в России радикально поменялась, можно сказать, поменялся строй, формация. Рево­люционные преобразования в основном закончились, и наступает новый этап в жизни. Я думаю, пришло время поменять структуру органов государственной власти в республике, может быть, даже радикально.

Эти изменения, на мой взгляд, должны коснуться разных сторон государственного управ­ления. Прежде всего,законодательной власти. Я думаю, необходимо отказаться от системы двухпалатного парламента, которая, как правило, характерна для государств с федеральным уст­ройством. Двухпалатный парламент исчерпал себя. Неэффективная работа парламента скла­дывается за счет того, что Палата республики не до конца прорабатывает вопросы (у парламента­риев нет достаточно времени на доскональное штудирование законов, поскольку депутатами они являются по совместительству), а депутаты Палаты представителей (в силу того, что многие зако­ны разрабатывает правительство) недостаточно загружены, и, как мне кажется, эта палата стала сильно политизирована: каждый депутат или группа депутатов выставляют себя лидером, создают разные движения, будоражат народ и больше занимаются политикой, чем законотворчеством.

В сфере исполнительной властинадо заканчивать с дуализмом, когда есть президент как глава всей исполнительной власти и есть правительство, которое является как бы самостоятель­ным элементом в этой исполнительной власти. Для того чтобы работа была более слажена и можно было в полной мере осуществлять на практике принцип ответственности (если ты имеешь власть, ты должен и отвечать), на мой взгляд, президент должен быть главой исполнительной власти, как в США.

Исполнительная власть у нас очень громоздкаяпо своему внутреннему построению и по чис­ленности аппарата – мы перещеголяли советское время и находимся в «лидерах» среди других субъектов РФ по количеству чиновников на душу населения. Это требует определенных решений.

18. НОВЫЕ ПОДХОДЫ_image004

Страна двинулась по пути перехода на систему самоуправления. К сожалению, у нас в рес­публике этот спор стал слишком политизированным. Вместо того чтобы поразмыслить, как в принципе должна быть устроена жизнь населения, в чем разница между самоуправлением и вла­стью, какие существуют грани и возможности взаимодействия и как все это преобразовать в за­коны, у нас без всяких доводов одни говорят одно, другие – другое.

Я, например, думаю, что в условиях нашей республики самоуправление может быть не толь­ко на уровне наслегов, но и на уровне улусов, городов республиканского подчинения. Рядом с ними должны существовать системы или элементы госвласти, не обязательно выборные. Функ­ции между ними должны быть распределены согласно республиканским и федеральным Конституциям и законам.

Государственное устройство должно меняться исходя из деловых соображений, а не каких-то политических сиюминутных задач.

Выборы должны быть проведены по новой Конституции,которую надо успеть к выборам изменить. Поскольку дебаты ведутся уже несколько лет, позиции ясны и есть вся почва для того, чтобы это быстро сделать…

Наступающее тысячелетие застает всех нас в такой ситуации, когда, с одной стороны, есть глу­бокое разочарование, большие трудности и сомнения, на правильном ли пути мы находимся? С другой стороны, именно последний 2000 год дал надежду. Потому что сегодня совершенно иные подходы у Президента Российской Федерации, у Госдумы к вопросам государственного устрой­ства, к дальнейшей судьбе России. Чувствуется заинтересованность и беспокойство. И вопросы-то ставятся совсем по-другому: если два года назад самоцелью являлись реформы, то сегодня го­ворят и о судьбе нации с демографической точки зрения, и о геополитической судьбе России, и о ее месте в мире. Из этих размышлений рождаются предложения по путям дальнейшего развития нашей страны. Это совсем иной, уже конструктивный подход, и это обнадеживает. Появилось ощущение, что мы что-то строим. Хотелось бы надеяться, что мы нашли свой путь…

“Якутия”, 29 декабря 2000 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here