Публикации за 2005 год

Из интервью Президента Республики Саха (Якутия) Вячеслава Штырова 1 февраля 2005 года журналистам республиканских средств массовой  информации

Комментируя ход реализации так называемого «суперзакона», Президент Якутии сказал, что, в республике при­нято решение в 2005 году не пере­ходить полностью на монетизацию льгот. Самые дорогие из них оста­лись в натуральной форме. В том чис­ле льгота на оплату за услуги жилищно­коммунального хозяйства ветеранам труда, тыла и жертвам политических репрессий, а также 50-процентная скид­ка за услуги связи, то есть за телефон, радиоточки. Это позволит на переход­ном этапе более надёжно защитить интересы наших ветеранов, особенно в случае ценовых колебаний.

В республике монетизированы лекарственное обеспечение и транспортные расходы. Президент напомнил, что ветеранам тыла и жертвам политических репрессий выплачивается 175 рублей в ме­сяц на лекарственное обеспечение. Эта выплата уже осуществляется реально. Мы вошли в федеральную систему получения лекарств, для республики поставщиком определена фирма «РОСТО». В принципе, эта система напоминает ту, которая была раньше. Чем она отличает­ся?

Увеличилась сумма, в 2004-м мы давали бесплатных лекарств на 800 рублей в год, а сейчас получается больше тысячи рублей. Изме­нилась и схема. Раньше лекарства брали в уполномоченных аптеках, а сейчас их будут получать в любой, но по специальным рецептам врачей. Здесь возникли определённые трудности: надо оформить по четыре документа на одну единицу лекарств, на это уходит много вре­мени. Правительство Якутии приняло срочное решение по доуком- плектации Минздрава республики компьютерной техникой, добави­ло немного штатных единиц. Хотя всё это должно было делаться за федеральный счёт.

Что касается проездных, то, как известно, они практически выпла­чены, по 600 рублей на квартал. Республиканское Правительство сей­час ведёт работу с главами улусных администраций и представите­лями автотранспортных предприятий по схеме внедрения проездных билетов.

В целом по республике и изменение схемы предоставления льгот в связи с перераспределением полномочий между федеральными и региональными властями, и их монетизация прошли удовлетвори­тельно, без особых сбоев.

Председатель Правительства России Михаил Фрадков подписал постановление о строительстве магистрального нефтепровода из Восточной Сибири на Тихий океан по варианту «Транснефти». Реально ли ещё бороться за якутский вариант, и если не реально, то можно ли какие-то выгоды извлечь из принятого?

Вкратце хочу напомнить наши позиции по этому вопросу. Перво­начально мы были против, чтобы магистральные трубопрово­ды шли из Восточной Сибири напрямую в Китай по маршруту Ангарск-Дацин. Тому было несколько причин: и угроза зависимости наших нефтяников от единственного покупателя углеводородов; и не­обходимость строительства протяжённых подводящих нефте- и газо­проводов от месторождений до Ангарска; и то, что собственно Даль­ний Восток оставался без нефти и газа, они ведь уходили, в основном, на экспорт. Наши доводы были приняты и руководством Россий­ской Федерации было определено, что магистрали двинутся с запада на восток по территории России на наше Тихоокеанское побережье.

Но при выборе конкретных трасс трубопроводов по этому маршруту споры развернулись вновь. Только теперь спорили о ва- риантах прохождения трасс. Их было два. Первый условно назовём вариантом «Транснефти». Он предусматривает начало трассы в Тай­шете Иркутской области. Почему там? Это точка подключения нового нефтепровода к действующим на западе страны магистралям единой государственной нефтепроводной системы. Затем он движется вдоль Байкало-Амурской железной дороги прямо на восток, на Тихий океан. Второй вариант, так называемый «северный», был предложен нами и доложен Президенту России на совещании в Хабаровске в феврале 2004 года. В соответствии с ним магистральные трубопроводы также начинаются в Тайшете, но затем поворачивают на северо-восток, прохо­дят через юг Эвенкии, север Иркутской области, Западную Якутию, до­ходят до Алдана, потом идут вдоль Амуро-Якутской железной дороги до Сковородино и вдоль Транссиба до Находки.

Принят первый вариант. Кажется, что он бесспорен. Ведь это самый прямой, а значит – самый дешевый путь. Но это только на первый взгляд и только с точки зрения «Транснефти». На самом деле, если посчитать общие суммарные затраты всех нефтяников, этот вариант будет дороже «северного». Ведь в этом случае трубы идут, если можно так выразиться, в «нефтегазовой пустыне». В том смысле, что на расстоянии в полови­ну тысячи километров от его оси нет никаких месторождений нефти и газа. Значит, надо делать к магистрали подводящие трубопроводы и из Иркутской области, и из Эвенкии, и из Якутии.

Тогда суммарная длина труб удвоится. А целый ряд Восточносибирских месторождений мож­но будет законсервировать. Они станут нерентабельными потому, что, как говорится «за морем телушка-полушка, да рубль перевоз». В нашем случае «перевоз» – это перекачка углеводородов. Кроме того, не надо забывать, что трасса БАМа – это сейсмическая зона. Давайте вспомним, что Северомуйский тоннель на этой железной дороге строился чет­верть века из-за непрерывных сдвижек земной коры. Как же пойдут нефтепроводы даже не через, а вдоль опасных Яблонового, Станового и других хребтов?

Наш «северный» вариант идет в спокойной в орографическом от­ношении зоне, прямо через основные нефтегазовые месторождения Восточной Сибири и Якутии – Юрубчено-Тохомскую группу, Ковыкту, Верхнюю Чону, Талакан, Чаянду и другие. С точки зрения общегосу­дарственных интересов он выгоден во всех отношениях. Знаете, на заседании Комиссии Правительства России по вопросам топливно­энергетического комплекса президент «Транснефти» Семен Вайншток сказал, что, будь он председателем Госплана, принял бы вариант Якутии, а так он отвечает только за свое и настаивает на нем. И, к сожалению, настоял. Мне кажется, что принимая решение, Правительство России больше думало об экономии времени и денег по чисто формальным показателям.

Ну что же, мы люди дисциплинированные: решение принято – будем выполнять. Но пока до начала стройки ведутся расчёты и изыскания, оставляем за собой право доказывать своё. Под самый Новый 2005 год я встречался по этому вопросу с Президентом Вла­димиром Владимировичем Путиным, затем с Председателем Прави­тельства России Михаилом Ефимовичем Фрадковым, представлял им дополнительные расчеты и обоснования, подтвержденные Сибирским отделением Российской Академии наук. Они дали поручения министер­ствам еще раз рассмотреть их.

Будем дальше работать. Никогда нельзя сдаваться.

Каково на самом деле финансовое положение республики?

Честно сказать, когда Правительство Республики Саха (Якутия) в нынешнем составе приступило к работе, то я не ожидал, что у нас в республике такой большой объём государственного долга. И за это время много сделано по его реструктуризации. Например, за три года задолженность по заработной плате с 1 млрд. 900 млн. сни­зилась до 300 млн. рублей. В основном эта задолженность была связана с нашим консолидированным бюджетом.

Были крупные долги перед Рос­сийской Федерацией, которые удалось реструктуризировать. На 15 лет отсрочен долг по золотым кредитам, который был выдан для ликвидации закрываемых посёл­ков. Это пять тонн золота. Удалось провести реструктуризацию дол­гов, которые республика получи­ла во время наводнения в Ленске. Сумели списать часть долгов, свя­занных с деятельностью агропро­мышленного комплекса.

А на сегодня финансовое со­стояние республики таково, что мы спокойно выпускаем облига­ции, по финансовым параметрам их выпуск считается одним из са­мых удачных в России. Спокойно берём кредиты, некоторые банки даже обижаются, что берём кредиты не у них.

Штыров В.А. Реальные задачи – работа на будущее.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2005 год. – Якутск.:
Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007 – С. 38-42.