Выступление Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова

на заседании Государственного совета Российской Федерации, посвященного развитию образования 24 марта 2006 года.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые члены Государственного совета Российской Федерации и приглашенные!

Text Box:  Прежде всего хочу сказать, что считаю оправданной практику, когда Госсовет возвращается к ранее принятым решениям. Это позволяет проанализировать правильность концептуальных решений, ход их выполнения в свете новых исторических обстоятельств и новых задач, которые стоят перед государством. В этой связи хотел бы подчеркнуть, что доклад, подготовленный рабочей группой, на мой взгляд, является весьма содержательным. В нем честно и объективно проанализирована сложившаяся сегодня ситуация в области образования, правильно определены стратегические цели на будущее и, самое главное, методы и способы их достижения. Думаю, доклад послужит хорошей основой для последующих практических решений.

В своем выступлении я хотел бы коснуться двух вопросов, связанных с системой образования. Первый – это доступность образования, второй -некоторые проблемы реорганизации профессионального образования.

Если говорить о доступности, то мы, как правило, понимаем под этим социальный аспект. То есть обеспечение возможности получения качественного образования определенными категориями населения. Прежде всего, малоимущими или людьми с физическими ограничениями. Но применительно к нашей стране, особенно для ее восточных регионов, очень актуальным становится пространственный аспект. Потому что на огромных просторах Сибири и Дальнего Востока образовательные центры удалены от мест расселения потенциальных потребителей услуг, предоставляемых этими центрами. Это, на самом деле, огромная проблема, которую мы иногда недооцениваем.

Традиционно она решается способом, который можно назвать – «человек идет к знаниям». Иначе говоря, создаются какие-то транспортные системы: школьных автобусов, интернатов или, предположим, система поощрения тех семей, которые содержат у себя обучающихся школьников. Это правильный путь, требующий поддержки и развития. Но надо видеть и его ограничения, потому что при этом возникают определенные физические и психологические нагрузки, особенно на маленьких детей. Ведь недаром врачи знают такой синдром, что когда человек покидает родную семью, разрывается связь поколений, он становится менее самостоятельным в своих решениях, менее ответственным в своих поступках.

Чтобы преодолеть это, необходимо проделать второй путь, характеризующийся другим, противоположным вектором движения, связанным с тем, что «образование идет к человеку». Это возможно реализовать при помощи современных технологий: дистанционных систем образования, системы доступа к базам данных.

Все эти проблемы известны и обсуждаются. Но в свете модернизации системы образования даже последних решений уже мало. Потому что заложенные в них темпы развития систем телекоммуникаций и связи недостаточны, чтобы решить проблемы, которые вытекают из представленной сегодня Госсовету концепции модернизации системы образования. Что это за темпы, когда на всей территории Сибири и Дальнего Востока в 2008 году в отдельных населенных пунктах мы будем иметь по одному телефону-автомату? Сегодня в Республике Саха (Якутия) 100 процентов школ компьютеризированы, но только 33 процента из них имеют доступ к сети Интернет. И здесь вопрос даже не в финансовых и бюджетных ограничениях, а в том, что мы не имеем технической возможности из-за неразвитых систем связи и телекоммуникаций. Поэтому необходимо пересмотреть даже самые свежие решения в области развития современных информационных и коммуникативных технологий, ускорить темпы их внедрения.

Хочу остановиться также на том, что для отдаленных регионов и районов Крайнего Севера, а также для сельской местности является чрезвычайно актуальной проблема кадрового обеспечения педагогами. Представляется, что в современных условиях ее можно решать несколькими путями, в том числе пересмотром учебных программ подготовки педагогов, чтобы каждый из них мог преподавать не один-два предмета, как сейчас, а три. Возможность такого решения расширяется за счет создания автоматизированных рабочих мест педагогов и дистанционных методов обучения. Конечно, это потребует определенной перестройки всех учебных программ, но этот путь необходим.

Мы должны вернуться и к традиционным методам привлечения и закрепления кадров в отдаленных районах и сельской местности. Это создание определенных льгот и стимулов, которые можно реализовать через контрактную систему. Думаю, главным стимулом здесь должно стать изменение или увеличение зарплаты в зависимости от непрерывности стажа работы. Другим может стать возможность для педагогов участвовать в ипотечных программах жилищного строительства в любой точке Российской Федерации при достижении определенного педагогического стажа работы в сельских и удаленных местностях. Очевидно, что подобным образом необходимо решать и проблему пенсионного обеспечения учителей.

Что касается системы профессионального образования, то все мы знаем ставшие притчей во языцех два главных недостатка этой системы: с одной стороны, структура выпуска кадров не соответствует потребностям рынка труда, а с другой – квалификация выпускаемых кадров не соответствует требованиям современного производства и методам ведения бизнеса. Чтобы ликвидировать это положение, следует поддержать предложения, изложенные в докладе Госсовета о создании специальных координационных органов, которые бы занимались прогнозами на рынках труда, а также вырабатывали определенные квалификационные требования, которые должны стать правилом для учебных заведений профессионального профиля.

Эти координационные органы должны состоять из представителей органов государственной власти и управления, представителей бизнеса и, возможно, профсоюзов. Они должны быть созданы на общефедеральном уровне и на уровне субъектов. Первый опыт создания таких органов в Республике Саха (Якутия) доказывает их эффективность. По итогам 2005 года

Text Box:  </p>
<p>Якутия. Томпонский улус. Выпускники средней школы п. Джебарики-Хая на строительстве ЛЭП Хандыга-Джебарики-Хая.</p>
<p>95 процентов выпускников профессиональных учебных заведений Якутии нашли себе рабочие места.

Требует структурной перестройки и сама система профессионального образования. Здесь тоже есть место для участия бизнеса. Не только на договорных началах, не только на основе развитой системы контрактов, но и при помощи прямого участия в деятельности учреждений профессионального образования. Я имею в виду учредительство. И может, настало время, когда некоторые учебные заведения следует безвозмездно передать крупным корпорациям. Думаю, это только усилит связь между потребностью в кадрах и качеством выпускаемых кадров.

Но то, что можно сделать на одном уровне, едва ли возможно на другом. Имею в виду целесообразность создания корпоративных университетов для подготовки специалистов высшей квалификации. Ни одна корпорация в мире не в состоянии обеспечить нужный объем, удовлетворить интеллектуальные и культурные потребности для подготовки специалистов высокого уровня и класса. Здесь мы должны идти, скорее, не по пути развития кооперации через структуры, а по пути кооперации деятельности. Взаимосвязь между учреждениями Академии наук Российской Федерации и учебными заведениями может осуществляться по прямой интеграции этих структур, по созданию кафедр для подготовки специалистов непосредственно в академических учреждениях.

Несколько слов о национальных федеральных университетах. Да, конечно, правильно создавать их в крупнейших центрах Российской Федерации, традиционно являющихся центрами подготовки кадров. Но не надо консервировать ситуацию, надо смотреть в будущее. Можно поступить так, как поступали, например, при создании Сибирского отделения Академии наук. И в новых регионах, перспективных для развития, тоже создать федеральные национальные высшие учебные университеты. Это, возможно, будет Владивосток, возможно, другие города и центры, где есть перспективы развития.

Если бы вы посмотрели первоначальные варианты доклада Госсовета, то увидели бы там специальный абзац, посвященный системе управления. Он исчез в окончательном варианте. Вообще проблема модернизации российского образования является многоуровневой. Она межотраслевая и требует организационных усилий, мобилизации научного потенциала и своего законодательного обеспечения. По-моему, одной из главных причин некоторых неудач и недостатков на первом этапе реализации концепции модернизации образования стало то, что все управление сосредоточилось на уровне только одного ведомства. Мы, соответственно, должны сделать выводы из происшедшего. Несмотря на то, что, может быть, это и противоречит нашей «священной корове» – административной реформе, мы все-таки должны создать межведомственные органы при Правительстве Российской Федерации, помня о том, что существует такое правило в кибернетике – науке об управлении: система управления не может быть простой, она должна быть такой же сложной, как сложен управляемый объект.

Спасибо за внимание!

“Якутия”, 1 апреля 2006 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here