06/05/2010

Становление государственности — процесс многогранный. В первую очередь республика должна занять новое место в политической структуре России. Основа этого заложена Федеративным договором. Подписывая договор, республика стремилась, с одной стороны, обеспечить единство Федерации, а с другой, получить максимум возможностей принятия самостоятельных решений по коренным вопросам социально-экономического развития.

В экономическом аспекте в основе государственности лежит собственная экономическая политика, учитывающая специфику республики. Двумя президентами — Б. Ельциным и М. Николаевым, подписано Соглашение по экономическим взаимоотношениям. В нем нашли отражение те вопросы экономического взаимодействия, которые были поставлены в Федеративном договоре. Сейчас на уровне правительств России и Якутии идет процесс детализации, расшифровки каждого пункта этого соглашения, по каждому из них необходимо создать механизм взаимодействия между двумя правительствами, министерствами Республики Саха и Российской Федерации, предприятиями. В течение двух недель в Москве наша группа специалистов отрабатывала все эти вопросы. Работа, конечно, еще предстоит длительная и многоплановая. Но она начата и, надеюсь, позволит развить те принципы, которые были заложены в Федеративном договоре, а позднее и в Экономическом соглашении. В целом она поможет заложить основы самостоятельной экономической политики, направленной на то, чтобы максимально учесть возможности республики в реализации своего потенциала на благо народа. Конечно, нашей задачей не является создание замкнутого экономического пространства. Экономическая самостоятельность — не самоцель. Она должна служить средством как для развития республики и создания достойных условий жизни нашим гражданам, так и для укрепления государства Российского в целом.

Крайне важен и организационный аспект государственности. В него входит формирование трех ветвей власти — законодательной, судебной и исполнительной во главе с Президентом. Это не простое дело. Сложна сама структура этих ветвей, особенно исполнительной. Множество вопросов еще не проработано. Правительство создано на совершенно новых принципах. И в процессе его деятельности многое приходится корректировать. Создана исполнительная власть на местах, входящая в систему президентской власти. Но надо формировать и другие элементы организации государственной жизни: это и включение общественных организаций, экономических и политических объединений и союзов в процесс подготовки и принятия стратегических решений. Создать для этого соответствующие процедурные формы. Все это надо для становления демократических начал государственности. Этот организационный процесс еще находится в начале пути.

Работа по приведенным выше трем направлениям — это и есть становление нашей государственности. Процесс сложный и ответственный. И не только члены Правительства, не только Президент, Председатель Верховного Совета или Верховный Совет, но все мы, граждане своей республики, участвуем в этом процессе. И все, что мы делаем сейчас, станет фундаментом на многие, многие годы. А потому необходимо относиться с полной ответственностью к каждому шагу.

Какова же общая концепция экономического строительства республики? У Правительства есть такая концепция и в ближайшее время она будет обнародована. Для того, чтобы ее разработать, были привлечены большие силы. Мы не хотели, чтобы это была некая академическая программа типа программы “500 дней”. В ней должна была быть заложена возможность реализации. Коротко об ее основных принципах. Первое — это макроэкономическое регулирование. Здесь мы должны связать три параметра, которые дают возможность представить общее состояние экономики и регулировать его: это политика заработной платы, политика цен и политика социальной защиты.

В I квартале нынешнего года Правительством были приняты энергичные меры по повышению зарплаты. Сегодня в республике самая высокая заработная плата по сравнению с другими регионами Федерации. В какой-то степени, мы смогли исправить диспропорцию, существовавшую в прошлом году, когда зарплата в России росла быстро, а у нас замедленными темпами. Сейчас она в среднем по республике составляет примерно 11 тыс. рублей. Такой уровень и был запланирован еще в марте.

Осуществив меры по повышению заработной платы, хотя здесь есть еще над чем поработать, мы перешли к либерализации цен. К сожалению, в начальный период либерализации цены на некоторые товары оказались выше, чем прогнозировалось. Это заставило нас снова вернуться к вопросу контроля за их уровнем. Но в принципе держать цены на каком-то административном уровне уже невозможно, потому что начался массовый “перелив” товаров из госторговли в частную. И мы очень много потеряли на этом. С другой стороны, необходимо создать стимулы для производителей.

И цены, и зарплата должны находиться в состоянии динамического равновесия. Мы постоянно следим за этим и корректируем свой курс.

Третий элемент экономической политики — это изменение форм социальной защиты. До недавнего времени считалось, что сдерживание цен любыми средствами — и есть социальная защита. Но это заблуждение, в результате которого бедные беднеют, а богатые богатеют. Поэтому сейчас осуществляется переход к политике помощи конкретному человеку — определен критерий бедности, сформированы фонды социальной защиты, которыми распоряжаются главы администраций и которые должны помогать малообеспеченным людям. В рамках общей экономической политики приняты меры по повышению доходов отдельных категорий населения: врачей, учителей, студентов и других.

Следующая задача — найти рычаги, возможности для того, чтобы остановить падение производства. Это проблема из проблем. У нас в республике в течение I квартала произошло падение производства на 20%. Это критическая черта. Поэтому одним из дальнейших шагов Правительства будет ограничение фонда потребления и увязка его с результатами труда.

Ключевой вопрос — структурная перестройка экономики. Это сложная, многогранная проблема. Программы разрабатываются. Будут развиваться те отрасли, которые могут принести республике максимальную добавленную стоимость и прибыль, обеспечат занятость. Это лесная и деревообрабатывающая промышленность, нефтяная, газовая. Совершенно на другой уровень мы должны поставить нашу алмазную промышленность. Необходимо получать готовый продукт: обработанные алмазы, ювелирные изделия. Есть над чем подумать в сельском хозяйстве, в пищевой промышленности. Вот это то, чем Правительство будет заниматься. Предстоит решать задачи коренной перестройки финансово-кредитной системы, без которой ничто никуда не двинется. Именно существовавшая система привела к нынешним кризисным явлениям в сфере денежного обращения и отсутствию банковских кредитов.

Более подробно о приватизации. Мы не можем пойти на тотальную приватизацию, исходя из структурной специфики нашей экономики. Необходимо пройти несколько этапов. Сейчас примерно 97% предприятий республики находится в государственной собственности, 98% работников трудится на государственных предприятиях. Очень мало предприятий мелких, в основном у нас гиганты, выкупить которые частные лица не в состоянии. Сейчас наша задача — передать их в собственность трудовым коллективам на акционерных началах. Для этого у нас подготовлен ряд нормативных документов. По мере того, как будут развиваться события, доля коллективной собственности будет увеличиваться, возможно появление рынка ценных бумаг. Начнется их свободная купля-продажа. Но со всем этим мы уже запаздываем, и сейчас надо ускорять этот процесс.

Собственниками предприятий должны стать люди, работающие там. Мы видим, что во многих случаях, когда предприятия стали работать в равных условиях после отпуска цен, коллективная и частная форма владения эффективнее государственной. Но тот, кто думает, что передача в частные руки может произойти быстро, что можно в течение 500 дней перевернуть мир — тот ошибается. Это процесс длительный, который должен быть продуман и взвешен. За государством в любом случае остается контроль за деятельностью предприятий любой формы собственности прямыми и косвенными методами. За государством остается и выработка общей экономической, кредитной, налоговой политики, контроль за банковской системой.

Со временем все будет отрегулировано, все займут свои места: государство — свое, предприятия — свое. У них разные функции и разная степень ответственности. Но специфика нашей республики требует контроля использования наших богатств.

Вот так обстоят дела в общих чертах. Но все это расписано и будет в ближайшее время представлено на суд общественности в виде Программы Правительства. Мы по ней уже начали работать, по ходу дела корректируя свои ошибки. Если бы не трудности с наличными деньгами, я думаю, у нас обстановка была бы более-менее благополучная. Но деньги (точнее, их отсутствие) выбивают нас из колеи.

Возвращаясь к работе нашей группы в Москве, надо сказать, что там решались вопросы нашего дальнейшего экономического развития.В первую очередь — это вопросы разделения полномочий в управлении собственностью, основы новой налоговой политики, материально-технического снабжения нашей республики, согласование политики в области экспорта-импорта, квот, лицензий. Эта работа на будущее.

А кроме того, были два главных вопроса, которыми мы там занимались, — это денежная наличность и кредитные ресурсы. С денежными средствами республика попала в бедственное положение. Нами этот вопрос поставлен достаточно жестко перед Правительством России. Поскольку это его проблема, и мы невиновны в том, что попали в такую ситуацию. На всех уровнях идет разговор о том, что к августу положение должно уравновеситься. Уже в июне предполагается улучшение. Кое-чего удалось добиться по кредитным ресурсам — 2 млрд. рублей получим и пустим их на завоз товаров в навигацию. Но вся эта работа требует ежедневного продолжения.

Что касается нашей поездки в Киев, то это был наш официальный визит. Там состоялась встреча с Первым заместителем Председателя Правительства Украины и восемью министрами. Главная тема переговоров — социальные гарантии украинцам, проживающим на территории нашей республики. У нас их сто тысяч человек, и мы обязаны о каждом из них позаботиться. Мы провели переговоры о бронировании квартир, гражданстве, по целевым вкладам, по пенсионному обеспечению наших граждан, по въезду-выезду. Все эти вопросы очень сложны, но мы достигли взаимопонимания с Правительством Украины. Оно готово решать эти вопросы. Но все зависит теперь от того, как будет подписано соглашение между Россией и Украиной, проект которого Правительство Украины направило в адрес Правительства Российской Федерации.

Ну, а кроме того, в Киеве велись переговоры по экономическому сотрудничеству. Встреча прошла очень конструктивно и, я думаю, мы будем продолжать эту работу.

Записал Дмитрий КИСЕЛЕВ. “Советы Якутии” 30 мая 1992 г.