Публикации за 2017 год

Двигатель истории – человек

Когда речь заходит о запуске «реактора общественной жизни», волей-неволей возникает вопрос: а существуют ли в стране обще­государственные цели и стратегия их достижения, ради которых запускается этот реактор? Для чего мы хотим разбудить обще­ственную жизнь, включить идеи и инициативы каждого в поток общенационального развития?

Ответ на это будет: нет, не суще­ствуют. Кто-то возразит, что ведь есть же официально утверждённая Стратегия социально-экономического развития Рос­сии до 2020 года. В том-то и дело, что, фор­мально действующая, она не является обще­признанным документом целеполагания. Никто её не обсуждал, никто о ней не знает, думаю, что и сами правительственные раз­работчики давно забыли о её существова­нии. Иначе не появились бы рядом с общей стратегией отраслевые и региональные, не вытекающие из неё и не соподчинённые ей. Об этом говорят хотя бы несовпадения сро­ков их действия. Одна до 2020 года, другая до 2025, третья до 2030. Целостность разбивается на отдельные несвя­занные между собой куски, значит, в реальности её не существует.

А может быть, в современном быстро меняющемся мире, где события носят вероятностный, а не детерминированный харак­тер, и невозможно формулировать долговременные цели, задачи и пути их достижения? Нет, это не так. За внешним хаосом случай­ностей стоят закономерности поступательного развития про­изводительных сил, уже видны контуры новой технологической основы мирового хозяйства в первой половине XXI века. А значит, становится понятно, какое место в мировом разделении труда мы долж­ны занять, чтобы быть в числе лидеров, а не третьеразрядных стран. Раз­личимы наши достоинства и недостатки, союзники и конкуренты, ресур­сы, за которые развернётся борьба на мировой арене. Новое качество производительных сил неминуемо потребует нового экономического порядка в мире. Глобализация продолжится, но в другой форме: от од­номерной и однополярной к многомерной и многополярной. Суть и
направленность происходящих в мире и стране событий хорошо и полно описана в трудах российских экономистов, геополитиков, идеологов
– таких, как С. Глазьев, Л. Ивашов, А. Проханов и многие дру­гие. Всего этого достаточно, чтобы сформировать реалистично наши цели, задачи на долгосрочный период и на мировой арене, и во внутренней жизни.

Не претендуя на полноту, можно их сформулировать так: пер­вое – ускоренное развитие нового технологического уклада в эко­номике, основанного на нано- и биотехнологиях, новой элементной базе в микроэлектронике; второе – формирование новой системы производственных отношений внутри страны и в области наших мирохозяйственных связей, обеспечивающей накопление капита­лов и справедливое распределение доходов, соответствующей новому технологическому укладу и стимулирующей его развитие; третье – укрепление обороноспособности страны и формирова­ние вокруг себя геополитического пояса безопасности и союзни­ков; четвёртое – всемерное стимулирование роста численности нашего населения с более рациональной системой его расселения по макрорегионам страны. Это самые общие наброски для форми­рования общенациональной стратегии, вокруг которой должен кипеть «общественный реактор».

А кто будет разрабатывать эту стратегию? Кто субъект? Можем ли мы ожидать от руководства страны выработки такой стратегии, которая по­вела бы за собой весь народ?

Не существует ни одной однозначной исторической фигуры – у каж­дого есть плюсы и минусы. И размышляя над тем, почему нынешнее ру­ководство действует так или иначе, мы должны понимать, что каждый человек противоречив, в том числе политический лидер. В одном на­правлении он мыслит так, помыслы его соответствуют национальным интересам страны, а в другом он думает и действует иначе, против этих интересов, даже, возможно, не желая того. Когда мы говорим, что у нас есть хороший царь и плохие бояре, которые его окружили и ведут не­правильную внутреннюю социально-экономическую политику, надо задуматься: а может быть, нынешняя социально-экономическая поли­тика – это и есть квинтэссенция взглядов главного руководителя? Мо­жет, он думает, что всё делается правильно, что надо только победить инфляцию, этого дракона, вот так – путём нищеты и деградации, а по­том, неизвестно откуда, сами по себе возникнут инвестиции, начнётся расцвет. Но жизнь сложнее.

И очень важный практический вопрос: как корректировать по­зицию любого лидера? В 1993 году приняли Конституцию, которая установила почти феодальный режим в стране. Что хочет царь, то и делает. Во времена князя Владимира дружина занималась полезным делом: защищала Родину. Но она была задействована в основном в определённые времена года, когда распутица закончилась, а другая не началась. А дружину надо содержать! Вот князь и говорил: идите на кормление. Примерно так и сейчас: страна на кормлении у дружины. Тебе эту отрасль, тебе этот регион, тебе это предприятие, тебе этот госзаказ. Какие уж тут цели и идеи? Всю элиту всё устраивает. Ей нужна стабильность. И царю тоже.

Как же противодействовать этому? Надо возвращаться к основам государственного строя и менять Конституцию. Надо ставить испол­нительную власть под серьёзный контроль со стороны парламен­та. Например, в назначении руководителей правительства – не одного председателя, а всех зампредов и ключевых министров. Должна быть их периодическая отчётность перед парламентом. Тогда и парламент из­менится: парламентарии будут понимать и меру своей ответственности, и меру своих возможностей. Надо менять систему государственной власти на уровне субъектов федерации, ликвидировать все феде­ральные структуры, слить их с региональными, поставить их под совместное управление. Надо менять полностью систему органов местного самоуправления, упростить её по советскому образцу. Страна уже не в состоянии такую ораву чиновников содержать.

Надо ставить под контроль общества и судейскую систему. До тех пор мы не победим коррупцию, пока судьи будут никому не по­дотчётны. А вспомним, как это было при советской власти, когда рай­онный судья через каждые 5 лет отчитывался перед райсоветом, судья краевой – перед краевым советом. И неизвестно было, утвердят они его вновь или нет, если в прежней работе грехи водились.

Нужна система реформирования политической части нашей жизни. Тогда можно изменить социально-экономическую ситуа­цию в стране.

Ещё очень важный вопрос: народ должен быть включён во все со­зидательные процессы. Например, когда объявили, что во Владиво­стоке будет проходить саммит АТЭС, в городе был подъём, все радова­лись. Через некоторое время один крупный федеральный чиновник на совещании на острове Русский говорит: «Приморцы – странный народ. Мы им мосты строим, электростанции, дороги, гостиницы новые, а они только нам палки в колёса ставят. Какой неблагодарный народ!». Ему в ответ: «Это потому, что вы им строите, а не они сами. Приморцы думали, что их привлекут ко всему, что они там будут работать, что не бог знает кто начнёт строить дороги и мосты при помощи таджиков, а арматуру будут поставлять с Магнитки, а не из Германии. Они сами! Но их ото­двинули, и теперь зачем вы им тут нужны, только мешаете жить: долби­те, мусорите, дороги перекрываете». И то же самое в Крыму. Людей не включили в процессы. Они в стороне – не работают на гигантских строй­ках, не участвуют в преобразованиях. Поэтому, если мы разрабатыва­ем стратегию, значит, мы должны искать механизмы включения людей в её реализацию.

Люди сами должны запускать реактор.

«Завтра», №20 (1224), май 2017 г.