Сегодня экономическая политика Республики Саха (Якутия) нацелена на реализацию крупнейших инвестиционных проектов на основе Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года, разработанной по поручению Президента России и одобренной федеральным Правительством. Среди них особое, я бы сказал – ключевое, место занимают транспортные проекты. Они осуществляются за счёт средств федеральных целевых программ развития Дальнего Востока и Забайкалья и транспортного комплекса России, республиканского бюджета, но очень важно, что в рамках Схемы началось привлечение частных средств в транспортную инфраструктуру.

Text Box:   Амурская область. Начало строительства железной дороги Улак-Эльга. Министр имущественных отношений Якутии                  В.П. Ефимов, первый заместитель Председателя Правительства Якутии Г.Ф. Алексеев, Президент Якутии В.А. Штыров, генеральные директоры ОАО «Мечел» и ОАО ХК «Якутуголь» И.В. Зюзин и И.В. Хафизов, главный редактор газеты       «Индустрия Севера» М.Т. Морозов. 2008 г. В этой связи хочу особо выделить нашу новую железнодорожную стройку Улка-Эльга. Она началась в конце июня 2008 года. Это уже вторая строящаяся в республике железнодорожная линия. К её сооружению приступило ЗАО «Инжтрансстрой» корпорации «Трансстрой» по заказу группы «Мечел», нынешнего владельца контрольного пакета акций ОАО «Эльгауголь». Масштабная по объёмам и технически очень сложная стройка полностью финансируется за счёт собственных средств частной компании. Это пример, заслуживающий уважения и всесторонней поддержки.

Новая линия насчитывает 320 км, из которых 120 пройдут по территории Амурской области от Зейского водохранилища на север и 200 км – по необжитым и суровым отрогам Станового хребта к богатейшим и заповедным местам Южной Якутии у озера Токко.

Здесь находится Эльгинское месторождение коксующихся углей мирового значения. Его оценённые запасы составляют 2,2 млрд. тонн, а прогнозные – 5 млрд. тонн. Освоение Эльги должно поддержать и преумножить достигнутый уровень добычи угля в республике, но самое главное, дать перспективу нашему главному шахтёрскому центру – городу Нерюнгри.

Эксперты полагают, что начало работ на этой линии – «позитивный знак для инвесторов», а саму стройку называют «беспрецедентной со времен БАМа». Думаю, что это действительно так. Начало строительства дороги – событие знаковое. Оно показывает, что наша страна окончательно оправилась после трагических событий XX века и уверенно взяла старт в XXI столетии. Это видно и по темпам развития нашей экономики, и решению социальных вопросов, и по новым масштабным проектам. Таким, как Эльга.

Это проект общероссийского значения. Он даст новый импульс развитию не только Якутии, но и всего Дальнего Востока. Новый угольный комплекс, связанный железнодорожной линией с Байкало-Амурской магистралью, гарантирует стабильную работу транспортникам и энергетикам и послужит основой формирующихся новых металлургических баз в Амурской области и Республике Саха (Якутия). Благодаря ему возникнут и новые портовые мощности на океанском побережье Хабаровского и Приморского краёв, потянутся дополнительные линии электропередачи.

Отмечу и другое важное событие для республики, да и всего северо-востока страны. 23 октября нынешнего года мы вместе с губернатором Магаданской области Николаем НиколаевичемДудовым приняли участие в торжественном открытии сквозного проезда от Якутска до Магадана после ликвидации последнего грунтового разрыва на участке Кюбюма – Селерикан федеральной автомобильной дороги «Колыма».

Исторический день. Потому что впервые в истории страны из Магадана на автомобиле можно проехать до самых западных окраин Российской Федерации по сети магистральных автодорог. А Республика Саха (Якутия) получила прямой выход к Тихоокеанскому побережью.

Хочу подчеркнуть, что автодорога «Колыма» имеет большое значение и для социально-экономического развития северо-востока Якутии, и для подъема экономики Магаданской области.

Она послужит основой транспортной схемы для освоения новых месторождений рудного золота и создания производства по переработке золотосурьмяного концентрата в Оймяконском улусе республики. В Томпонском улусе начинается подготовка к реализации проектов создания горно-обогатительных комбинатов на месторождении полиметаллов Верхнее Менкече и золотаНежданинское.

Text Box:   Якутия. Оймяконский улус. Федеральная автомобильная дорога «Колыма» (Якутск – Магадан). 2008 г. Они явятся составной частью комплексного проекта развитияТомпонского промышленного узла. Этот проект представлен в Правительство Российской Федерации для получения средств на него из Инвестиционного фонда России. Магаданская область с вводом дороги «Колыма» тоже получает реальную возможность начать масштабное освоение крупного золотоносного месторождения Наталка. По сути дела, это золотодобывающий проект номер один в России и один из крупнейших в мире.

А если брать в целом, то совместно с Роснедрами имагаданцами в последние годы мы вели интенсивную геологоразведку на золото. В результате выявлена Колымо-Индигирская металлогеническая провинция, в которой очень большие запасы золота и серебра. Сейчас прорабатываются подходы к организации её освоения. И во всех рассматриваемых вариантах ключевую роль будет играть автомагистраль «Колыма». Поэтому работы по её дальнейшему обустройству идут и будут идти полным ходом.

В федеральной программе развития транспорта до 2015 года дорога «Колыма» хорошо представлена. Предусмотрено более 17 млрд. руб. на её реконструкцию и совершенствование, немало средств будет выделяться и на её содержание по новым российским нормативам. На дороге остался один барьер – река Алдан. Мост через неё уже проектируется.

В октябре 2009 года состоялся пуск в эксплуатацию масштабного якутского нефтяного промысла, наша нефть сТалакана пошла на запад страны, а ровно через год она отправится по нефтепроводу «Восточная Сибирь – Тихий океан» и на восток- в Амурскую область, а далее пока по Транссибу в Приморский край. В 2009 году начинается освоение крупнейших газовых месторождений Якутии, прежде всего, Чаяндинского. И через короткий промежуток времени газ с берегов могучей Лены придёт в дома и на производство дальневосточников. На базе добычи углеводородов будут созданы перерабатывающие производства. Таким образом, в Западной Якутии формируется новый мощный территориально-производственный комплекс.

Инфраструктурной основой этого комплекса станут новые линии электропередач от Вилюйской и Светлинской ГЭС, планируемая к строительству восточная часть Северосибирскоймагистрали – железная дорога Усть-Кут – Непа – Ленск, и автомобильная дорога «Вилюй».

Автомагистраль «Вилюй» свяжет Якутск с Иркутском. Она уже действует на участке Якутск – Мирный, а дальше предстоит её достройка.

Доведение но нормативов действующей части дороги и строительство новой предусмотрено федеральными целевыми программами развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года и развития транспорта России до 2015 года. По этим двух программам общая сумма выделенных средств составляет 41 млрд. рублей. На недавнем совещании в городе Мирном с участием заместителя Министра транспорта России А.Н. Недосековасогласован детальный план работ по автодороге «Вилюй» на 2009-2011 годы.

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. Новый мост через реку Вилюй на республиканской автомобильной дороге «Анабар» п. Чернышевский. 2008 г. Важной транспортной артерией Западной Якутии является и республиканская автодорога «Анабар» (Ленск – Мирный – Удачный – Юрюнг Хая). На ней активно ведутся работы по реконструированию полотна и строительству искусственных сооружений. В конце октября нынешнего года введён в эксплуатацию новый мостовой переход через реку Вилюй. Расположенный по течению реки ниже створа Вилюйской ГЭС, он не только улучшит условия движения транспорта по автодороге «Анабар», но и существенно обезопасит гидротехнические сооружения электростанции, прямо по которым раньше проходила трасса дороги.

Надо отметить, что общий объём средств из всех источников финансирования, направленных на дорожное хозяйство в 2008 году и планируемый на предстоящие года, достиг в годовом исчислении максимума за последние два десятилетия.

Известно, что Республика Саха (Якутия) – самый большой по территории субъект Российской Федерации, по площади равный Индии. Это 20% территории всей России. И в то же время это самый удаленный, самый труднодоступный регион, и потому наша его жизнедеятельность в основном обеспечивается речным транспортом в короткие сроки навигации летом. Так называемый «северный завоз» для нас как военная операция или битва за урожай в период жатвы для сельскохозяйственного региона где-нибудь в южной полосе страны. Если мы не успеем завезти необходимые грузы, то не сможем нормально перезимовать.

Вопрос стоит однозначно и определенно: необходимо радикально изменить транспортную схему Якутии так, чтобы никогда не зависеть от капризов погоды, климата, ситуации на реках Ленского бассейна ина морях Арктики. Его решение – самая важная принципиальная задача Правительства республики.

Вот почему мы так упорно, километр за километром, строимАмуро-Якутскую железную дорогу. Она обеспечит надёжную связь республики с магистральной железнодорожной сетью Российской Федерации и даст возможность завозить нужное количество грузов в Центральную Якутию круглый год. Строительство нашей железной дороги идёт в заданном темпе. Недавно взят очередной важный барьер – построен мост через реку Амгу. В 2013 году стальные рельсы дойдут до Нижнего Бестяха и поезда и любой очки России смогут приходить на правый берег Лены.

Но город Якутск находится на левом берегу реки. Поэтому очередная наша задача – строительство совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через Лену – одну из величайших рек планеты. Его значение заключается не только в том, что будет обеспечена грузовая и пассажирская связь со всей страной столицы республики, где проживает треть её населения, но и в том, что Якутск уже является крупным транспортным узлом. Здесь находится крупнейший на северо-востоке страны аэропорт, главный речной порт всего Ленского бассейна, сюда приходят федеральные автомобильные дороги «Лена», «Колыма» и «Вилюй», республиканские «Умнас», «Кобяй» и «Амга». Мост свяжет их все воедино, в мультимодальный логистический центр общероссийского значения. Совместная работа всех видов транспорта в связке позволит организовать круглогодичное грузовое и пассажирское сообщение на половине территории Якутии, где проживает почти 90% населения республики. Появится и возможность организовать в перспективе международный транспортный коридор по маршруту: Мохэ (Китайская Народная Республика) – Джилинда (Амурская область) – Сковородино – Якутск – река Лена – Северный морской путь – Европа.

Конечно, совмещенный железнодорожно-автомобильный мост представляет собой очень сложное инженерное сооружение. Особенно, учитывая весенние паводки и мощные ледоходы, вечную мерзлоту под берегами и талый грунт под руслом реки. Да и по длине – около 3 километров без подходов – это будет один из самых протяжённых мостов в России. Все эти трудности и большая стоимость строительства привели к долгим спорам: сложно – не сложно…, дорого – не дорого…, строить – не строить.

Мы настаивали на крайней необходимости строительства моста. Вопрос неоднократно обсуждался на самом высоком уровне. В мае 2008 года в городе Сочи на Всероссийском транспортном форуме проект совмещённого железнодорожно-автомобильного моста через реку Лену был представлен Председателю Правительства России В.В. Путину. После его обсуждения с участием первого заместителя Председателя Правительства России С.Б. Иванова, федеральныхминистров транспорта И.Е. Левитина, экономического развития Э.С. Набиуллиной, регионального развития Д.Н. Козака, руководителей Республики Саха (Якутия) Владимиром Владимировичем принято принципиальное решение о строительстве моста. Он включён в федеральную целевую программу развития транспорта до 2015 года и теперь у нас есть полная уверенность, что давняя мечта якутян осуществится.

Text Box:   Краснодарский край. Обсуждение вопроса строительства совмещенного железнодорожно-автомобильного моста через реку Лена. Первый заместитель Председателя Правительства России С.Б. Иванов, министры регионального развития и транспорта России Д.Н. Козак и И.Е. Левитин, Председатель Правительства России В.В. Путин, Президент Якутии В.А. Штыров. г. Сочи. 2008 г. Амуро-Якутская железнодорожная магистраль с мостом через реку Лену, федеральные и республиканские автомобильные дороги составят опорный каркас транспортной сети республики, её ствол и скелетные ветви. К ним присоединятся мениципальные автотрассы, а также железные и автомобильные дороги – подъездные пути к новым промышленным предприятиям: Хани – Тарынах, Томмот –Элькон, Чульбас – Инаглинская, Алдан – Селигдар и другие. Строительство последних планируется в рамках инвестиционных проектов комплексного развития территорий на принципах государственно-частного партнёрства.

Вы видите, какие большие планы. Но они вполне реальны. Очень важно, что во всех делах мы находим деятельную поддержку Президента и Правительства Российской Федерации.

Не могу не отметить, что у нас сложились очень конструктивные отношения с Минтрансом России. Конечно, не без споров, не без разногласий… Однако все проблемы мы решаем при регулярных встречах и в Москве, и в Якутске, и непосредственно на стройках и предприятиях. И Министр неоднократно бывал в республике, и его заместители часто приезжают, и руководители федеральных агентств… И этот уровень взаимодействия – один из самых высоких в сравнении с другими министерствами. Мы очень ценим позицию Министерства транспорта России и его внимание к Дальнему Востоку, к Республике Саха (Якутия). Это внимание отмечают и наши соседи – магаданцы, хабаровчане, амурчане иприморцы. Теперь наша задача – полнее использовать возможности, умело наладить движение по «зелёной улице».

Президент Якутии В. Штыров,

«Транспорт России», ноябрь 2008 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here