SAKHAPRESS Как отметил Глава Якутии Айсен Николаев, запуск пассажирского движения по железной дороге до Нижнего Бестяха стал еще одним стимулом для строительства моста через Лену в районе Якутска.

В Нижнем Бестяхе произошло событие поистине исторического значения – первый пассажирский поезд прибыл на станцию на другом берегу Лены напротив столицы Якутии.

Даже британское издание «Daily Mail» отметило в своей статье: «Эта железная дорога является первым этапом реализации российского железнодорожного мегапроекта, который в будущем может связать обширный регион Чукотка на российском Дальнем Востоке с Аляской, что позволит путешественникам — пока в теории — добираться на поезде из Британии до любого места в Северной Америке».

Для якутян же возможность отправиться по железной дороге на «материк» – это исполнение давней мечты многих поколений. Поэтому прибытие поезда стало настоящим праздником, на который собрались первые лица республики, депутаты, представители общественности, жители города и Нижнего Бестяха.

Честь привести локомотив досталась машинисту «Железных дорог Якутии» Юрию Пыльцыну и помощнику машиниста Андрею Москвитину. А почетными пассажирами первого поезда по праву стали ветераны строительства БАМа и АЯМа. Среди них комиссар стройотряда «Якутский комсомолец» Гаврил Адамов, который начинал в 1974 строить Малый БАМ и работал на железной дороге до выхода на пенсию в прошлом году. Вместе с внуком он первым вышел из вагона и получил из рук Главы Якутии Айсена Николаева сертификат первого пассажира.

Справка

Открытие новой железной дороги реализует мечту, которая существовала еще во время правления Николая II, последнего русского царя. В 1904 году французский предприниматель Лоик де Лобель (Loic de Lobel) вместе со своими американскими коллегами предложил России план строительства железной дороги от Сибири до Аляски через Якутию — через самый холодный регион мира — и Чукотку. Русско-японская война 1904 — 1905 годов остановила работу над этим проектом. При Сталине началось строительство первого участка АЯМ, однако уложенные уже рельсы были демонтированы в 1942 году, а металл пошел на изготовление оружия.

«Daily Mail», 27 июля 2019 года.

– История Якутии до сих пор помнит тех, кто прилетел первым пассажирским самолетом, кто прибыл речным теплоходом, а с сегодняшнего дня в истории Якутии будут те, кто прибыл первым поездом в Нижний Бестях, — сказал на праздничном митинге Айсен Николаев.  – Это было одно из самых сложных инженерных сооружений в нашей стране за последние десятилетия — 439 км дороги, 65 мостов от Томмота до Нижнего Бестяха.

– Те задачи, которые были поставлены в 80-е годы с началом строительства АЯМ, выполнены, железная дорога полностью завершена и вступила в период постоянной эксплуатации. Это дает огромные возможности для перевозки не только пассажиров, но и грузов. Мы ожидаем серьезное — на 25-30%, снижение стоимости транспортировки грузов.

Но на Нижнем Бестяхе строительство «железки» не заканчивается. Эта дорога еще далеко не закончена и впереди многие-многие километры по Якутии и северу-востоку России, – подчеркнул Глава Якутии.

Как он отметил, запуск пассажирского движения по железной дороге до Нижнего Бестяха стал еще одним стимулом для строительства моста через Лену в районе Якутска. Айсен Николаев выразил уверенность, что мост позволит создать мощный транспортно-логистический центр вокруг Якутска и Нижнего Бестяха, который преобразит Якутию.

Отдельно от имени всех якутян Глава республики поблагодарил экс- президента РС(Я) Вячеслава Штырова, который затем в своей речи отметил огромную роль первого руководителя Республики Саха (Якутия) – Михаила Николаева, а так же упомянул руководителей советского времени – Гавриила Чиряева и Юрия Прокопьева. Таким образом, для всех поколений руководителей Якутии этот проект был большой мечтой, которая сегодня осуществилась.

– Запуск пассажирского движения на железной дороге означает, что она полностью закончена и все работы выполнены, – сказал государственный советник РС(Я) Вячеслав Штыров.

Вячеслав Анатольевич подробно остановился на исторических корнях строительства железной дороги до Якутска, упомянув первый номер газеты «Правда» от 1912 года, в котором большевики критиковали царское правительство за то, что они не строят железную дорогу на Якутск (!).

– Когда наступили тяжелые 90-е годы, надо прямо сказать, что дорога оказалась бесхозной и никому ненужной, – рассказал участникам митинга экс-президент и экс-премьер республики. – Тогда руководство республики вынуждено было взять все заботы о ней на себя. В тех обстоятельствах невозможно было строить быстрыми темпами: стояла задача сохранить трудовые коллективы и сберечь то, что уже сделано. И эта задача была выполнена…

Затем с поздравительными речами выступили депутат Госдумы Галина Данчикова, ветеран строительства БАМа Илья Варшавский. Также состоялось вручение наград участникам строительства железной дороги.

Генеральному директору компании «Железные дороги Якутии» Василию Шимохину был передан акт о технической готовности пускового комплекса «Томмот — Якутск (Нижний Бестях) участка Томмот — Якутск железнодорожной линии Беркакит — Томмот — Якутск». Василий Владимирович поблагодарил всех, кто довел железную дорогу до конечной станции, несмотря на все сложности и трудности строительства в условиях вечной мерзлоты и сурового климата. «Впереди эксплуатация железнодорожного участка. Это сложнее, интереснее и труднее», — отметил руководитель «ЖДЯ».

После торжественного митинга Глава республики Айсен Николаев и гендиректор компании «Железные дороги Якутии» Василий Шимохин вместе с почетными пассажирами первого поезда – ветеранами БАМа, установили верстовой столб от Нижнего Бестяха до Магадана. Как сказал Глава Якутии, «по логике развития транспортной системы нашей страны, дорога отсюда должна идти на Восток — на Охотское море с выходом на Магадан».

На торжественной установке присутствовал и ветеран БАМа Иван Варшавский, чьи слова «Даешь дорогу на Магадан!», значились на доске, венчающей верстовой столб. Ветераны БАМа были растроганы до слез, ведь их дело будет продолжено новыми поколениями – и железная дорога пойдет дальше на северо-восток страны. А тогда, как пишет британская пресса, станут возможны путешествия на поезде и на американский континент.

Праздник в Нижнем Бестяхе завершился концертом, в котором участвовали артисты ВИА «Самоцветы».

Татьяна БУРЦЕВА.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here