Публикации за 2005 год

Из выступления Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова на собрании хозяйственного актива АК «АЛРОСА» 2 апреля 2005 года

Сегодня назрела необходимость при­нимать масштабные решения даль­нейшего развития компании ««АЛРО­СА» стратегического характера. Пото­му что меняется жизнь, меняются условия, в которых работает компания.

Кардинальные изменения происхо­дят на мировом алмазном рынке. Рос­сийская Федерация готовится к вступлению во Всемирную торговую организацию, это накладывает определенные обязательства на страну, связанные с его либерализаци­ей. Мы попадаем под действие антимоно­польного законодательства в Европейском союзе и больше никогда не будет подобных ранее заключившимся «АЛРОСОЙ» с ТНК «Де Бирс» соглашений, посредством кото­рых две крупнейшие в мире компании могли регулировать и контролировать рынок.

Помимо законодательных ограни­чений, существует и другой фактор, меняющий всю конфигурацию алмаз­ного рынка. Появились совершенно новые независимые производители, которые непрерывно увеличивают объемы производства своей продук­ции, осваивая новые месторождения в Африке и в Северной Америке. Они выработали собственные подходы к реализации алмазов, не связа­ны ни с кем никакими соглашениями, действуют на рынке самостоятель­но, сообразуясь только со своей стратегией и тактикой.

Исходя из этих важнейших обстоятельств, уже и ТНК «Де Бирс» официально отказалась от прежней своей роли организатора мировой одноканальной системы движения и сбыта алмазного сырья. Это означает, что мировой алмаз­ный рынок из олигопольного стал конкурентным. Но одновременно это означает и то, что «АЛРОСА» должна выстроить новую линию своего позиционирования на рынке.

Вот почему настоятельно необходимо разработать новую детальную сбытовую стратегию компании, которая отвечала бы на поставленные са­мой жизнью вопросы: как должна быть организована сбытовая сеть ком­пании в условиях новой конфигурации рынка; какие принципы должны быть заложены в основу системы ценообразования на алмазное сырье; какие требования будут предъявляться к клиентам? Немаловажно сфор­мулировать и подходы к позиционированию «АЛРОСЫ» по отношению к конкурентам: будем ли мы разрабатывать и продвигать собственную тор­говую марку; станем ли доводить свой товар до конечного потребителя через ювелирное производство и готовые алмазные инструменты? На эти и другие вопросы ответов пока нет. И они должны быть даны в целостном документе – сбытовой стратегии «АЛРОСЫ» в новых условиях, которую Правлению компании надо разработать и представить в Наблюдатель­ный совет для утверждения.

Новые стратегические решения требуются и по другим на­правлениям деятельность компании.

Да, на сегодняшний день у «АЛРОСЫ» действительно неплохие финансово-экономические показатели. Но ведь они обусловлены целым рядом обстоятельств, которые зависят не столько от деятельности самой компании, сколько от внешних условий. В последние годы непрерывно растут цены на мировых рынках на все виды сырьевых ресурсов, в том числе и на вашу продукцию. Складываются относительно благоприятные социально-экономические условия в Российской Федерации, которые по­зволили резко снизить налоговое бремя компании. Например, по итогам 2001 года компания заплатила налогов около 50 % от объема реализо­ванной продукции, в 2004 – только 30%. Именно эти два фактора и стали главной причиной позитивных итогов работы компании. Но согласитесь, их действие не может быть бесконечным во времени. Все хорошее когда- то заканчивается.

А между тем начинают действовать факторы, объективно ухудшающие положение компании.

Якутия. Оленекский улус. Геологоразведочные работы АК «АЛРОСА» на Верхнемунской алмазносной площади.

Всё большую долю в общем объеме производства начинает занимать подземная добыча алмазов. Сегодня мы проектируем и строим одно­временно три подземных рудника. А, в принципе, все наши крупнейшие месторождения ждет переход на «подземку». Помимо всего прочего, это приведет к снижению объемов добычи алмазов на каждом из них и в це­лом по компании. Для возмещения выбывающих мощностей необходимо осваивать источники алмазного сырья, которые сегодня находятся за ба­лансом. Речь идет об отдаленных и относительно бедных по содержанию алмазов в руде месторождениях, работа на которых сегодня считается экономически недостаточно эффективной.

И переход на подземную добычу алмазного сырья, и освоение низкорентабельных месторождений снизят эффективность ра­боты компании. Противостоять этому можно только внедрени­ем новой техники и технологии. Поэтому на первый план выходит инженерная работа. У нас сегодня модно говорить об «эффектив­ных менеджерах», «гениальных финансистах», «выдающихся бух­галтерах». На самом же деле в конкуренции товаропроизводите­лей побеждают не они, а инженеры. Отсюда следует, что стратегия «АЛРОСЫ» должна содержать в себе план научно-технического и инженерно­технологического развития как одно из важнейших направлений.

Выступая на собрании хозяй­ственного актива компании в про­шлом году, с этой трибуны я гово­рил о необходимости резкого увели­чения масштабов геологоразведоч­ных работ на алмазы. Ведь теорети­чески потенциал республики раскрыт, по мнению специалистов, не более, чем на половину. Кое-что в этом направлении сделано. Но в основном реализованы решения организационного характера. Теперь эти организационные решения надо наполнить качественным содержа­нием. Во-первых, должны быть созданы условия для притока молодых кадров в геологоразведочные подразделения.

И, конечно же, плановые мероприятия по сокращению персонала не должны ка­ саться геологии. Во-вторых, надо привлечь научные силы, в том числе и внешние, для выработки новых, может быть, совсем неординарных под­ходов к методологии поиска алмазов. Потребуется и кардинальное техни­ческое перевооружение геологоразведочного комплекса. Вопросы все эти настолько важны, что заслуживают отдельного раздела в стратегии развития «АЛРОСЫ».

Требует внимания и проблематика дальнейшего организаци­онного развития компании. Должна быть продолжена работа по освобождению от непрофильных активов и видов деятельности. Но обращаю ваше внимание, что все решения в этом направлении долж­ны быть взвешенными и выверенными. К примеру, сейчас ведется под­готовка к выделению из состава «АЛРОСЫ» подразделений жилищно­коммунального хозяйства и передаче их в ведение муниципалитетов. Все это правильные и давно задуманные решения. Однако при этом совмест­но с Правительством республики необходимо отработать все вопросы будущей тарифной политики, чтобы не ухудшить резко благосостояние жи­телей наших городов и поселков. Возможно, принять упреждающие меры в области оплаты труда.

Организационное развитие компании включает в себя и вопро­сы диверсификации деятельности «АЛРОСЫ». Если говорить о ее географическом аспекте, то надо, чтобы отдельные попытки закрепиться в новых регионах России, Африки, Северной Америки сменились целе­направленной работой в этом направлении. Её необходимо структуриро­вать идейно и организационно, наполнить кадрами и финансами.

Есть и другое направление диверсификации – перенос капиталов в смежные отрасли горнодобывающей промышленности: добычу редко­земельных элементов, угля, золота, железной руды, других твердых по­лезных ископаемых. Почему эти вопросы должны рассматриваться? Пре­жде всего, это связано с состоянием минерально-сырьевой базы алмазов. Уже за горизонтом 15-20 лет, не говоря о более дальней перспективе, видно, что объемы добычи алмазов будут законо­мерно снижаться в связи с исчерпанием запасов на главных наших месторождениях. Да, при этих обстоятельствах возможно непрерыв­ное повышение цен на алмазное сырье за счет увеличения степени его редкости и финансовое состояние компании может оставаться удовлет­ворительным. Да, возможны еще новые геологические открытия.

Да, мы обязательно овладеем новыми технологиями, которые позволят вовлечь в эксплуатацию забалансовые руды. Но общие объемы работ, самой дея­тельности «АЛРОСЫ» снизятся и, может быть, значительно. А что тогда будет с нашими трудовыми коллективами? Где будет работать и чем жить наша молодежь? Чтобы ответить на эти вопросы, надо тщательно оце­нить и проработать возможности компании в реализации проек­тов в новых для нее отраслях горной промышленности. Причем, время не ждет. Таких возможностей становится все меньше и меньше. Лучшие проекты столбят за собой крупные российские и иностранные компании.

В своем выступлении я сегодня остановился на стратегических вопросах дальнейшего развития «АЛРОСЫ», потому, что, на наш взгляд, в последнее время их проработка в компании упущена.

Внимание руководства сфокусировано на сиюминутных делах и все идет по накатанной дорожке: добыли-продали-истратили. А ориентация в этом мире постепенно теряется, стратегии нет, дальние цели размыты.

Думаю, что над всеми этими вопросами нам всем вместе надо хорошо поработать, ведь наша задача состоит в том, чтобы не только сейчас, но и завтра, и послезавтра «АЛРОСА» занимала ведущие позиции в горнодо­бывающей промышленности страны и мира. А будущее определяется теми решениями, которые мы принимаем сегодня.

Штыров В.А. Реальные задачи – работа на будущее.
Статьи, выступления, интервью Президента Республики Саха (Якутия) за 2005 год – Якутск:
Администрация Президента и Правительства Республики Саха (Якутия), 2007. – С. 4-6.