В нынешнем году в столице нашей республики будет проходить Якутский экономический форум «МегапроектыРоссии». Его цель – создать пространство взаимодействия руководителей федеральных и региональных органов государственной власти, российских и зарубежных инвесторов по проблемам реализации наиболее перспективных проектов, обсудить особенности применения механизмов государственно-частного партнерства для комплексного освоения территорий.

Республика Саха (Якутия) среди регионов Дальнего Востока России занимает особое место. Ее минерально-сырье­вой потенциал оценивается в 78,4 трлн. руб­лей. На долю Якутии приходится 47 процен­тов разведанных запасов угля, 35 процентов природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22 процента гидроре­сурсов всей России.

Благодаря своему уникальному сырьево­му, промышленному и транзитному потен­циалу Республика Саха (Якутия) является ключевым регионом на Востоке России.

Эти её преимущества были аккумулированы в Схеме комплексного развития произ­водительных сил, транспорта и энергетики республики до 2020 года, которую в февра­ле 2007 года одобрило Правительство Российской Федерации. Якутия первой на Дальнем Востоке приступила к реализации долговременных стратегических планов развития. Уже в 2007 году инвестиции в основной капитал в два раза превысили показатели предыдущего года. А заявленная сумма государственных и частных инвестиций вэкономику республики на период до 2020 года превышает 2,5 трлн. рублей.

Большая часть этих средств приходится на проекты, имеющие общегосударственное значение. Это освоение Талаканского иЧаяндинского нефтега­зовых месторождений, строительство же­лезной дороги до Якутска и далее до Мага­дана. В число крупнейших входят также про­ект “Комплексное развитие Южной Якутии”, получивший софинансирование из средств Инвестиционного фонда Российской Феде­рации, и строительство нефтепровода “Вос­точная Сибирь – Тихий океан”, большая часть которого проходит по территории республики.

Практически все инфраструктурные про­екты выходят за пределы административных границ огромной Якутии. Построить, а тем более обеспечить их эффективную эксплуа­тацию одной организации-исполнителю просто не под силу. Например, ОАО “Транснефть” строит нефтепровод “Восточная Си­бирь – Тихий океан”, а целый ряд крупней­ших нефтедобывающих компаний должны обеспечить наполнение трубы нефтью. Или взять строительство автомобильных и же­лезных дорог. Этим занимается государство. Но формирование грузопотоков – это ответ­ственность бизнеса. Таким образом, реали­зация столь крупных инвестиционных про­ектов, получивших вполне обоснованное наименование “Мегапроекты”, формирова­ние магистральной инфраструктуры, созда­ние отраслей переработки мине­рально-сырьевых ресурсов, транспортиров­ка продукции в южные регионы Дальнего Востока и России для реализации потреби­телям, в том числе и на экспорт, невозмож­ны без четких взаимных обязательств биз­неса и государства. Больше того, мы должны ясно сказать, что сегодня такие проекты можно реализовать только на принципах го­сударственно-частного партнерства.

В рамках Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энер­гетики Республики Саха (Якутия) до 2020 го­да на принципах государственно-частного партнерства планируется формирование трех крупнейших промышленных узлов. Та­ким образом, вновь, впервые после совет­ского периода, начинается реализация клас­терной политики на принципиально иных условиях – не по директивному решению сверху, а по предложениям бизнеса с учетом интересов государства. В Западной Якутии формируется комплекс по добыче алмазов, создаются нефтегазовые, газоперерабаты­вающие и газохимические производства с общей энергетической инфраструктурой. В Восточной Якутии намечено освоение Text Box:   Якутия. Томпонский улус. На базовом для проекта развития Восточной Якутии месторождении полиметаллов                          Верхнее Менкече. 2008г. золоторудного и полиметаллического место­рождений с созданием необходимой транспортной и энергетической составляющей.

Но особое место среди трёх промышлен­ных узлов занимает Южная Якутия. Это на­иболее богатая полезными ископаемыми часть республики и наиболее подготовлен­ная к мощному комплексному освоению. В этом регионе в рамках инвестиционного проекта “Комплексное развитие Южной Якутии” планируется сформировать пять кластеров – энергетический, химический, атомный, угольный и металлургический. Речь в этой связи идёт о строительстве вось­ми крупнейших промышленных объектов. Это:

– Канкунская ГЭС предполагаемой мощ­ностью 1600 МВт;

– Эльконский горно-металлургический комбинат (добыча и обогащение урановой руды);

– Тарыннахский и Таежный ГОКи, сгруп­пированные в Южно-Якутское горно-метал­лургическое объединение (добыча и пере­работка железной руды);

– Инаглинский угольный комплекс (про­изводство коксового концентрата);

– Селигдарский горно-химический ком­бинат (добыча фосфорсодержащих руд и производство фосфатных удобрений);

– Якутский газоперерабатывающий и га­зохимическийкомплекс (переработка газа и получение продуктов газохимии и гелия);

– Алданский завод синтетических мотор­ных топлив (переработка газа и получение моторных топлив).

Мегапроект планируется реализовать в два этапа. На первом этапе (в 2008-2009 гг.) разрабатывается проектная документация, на втором (в 2010-2019 гг.) строятся про­мышленные и инфраструктурные объекты.

Text Box:   Якутия. Олёкминский улус. Заявочный знак АК «АЛРОСА» на Горкитское железнорудное месторождение в рамках проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». 2008 г. Инвесторами проекта стали федеральная гидрогенерирующаякомпания “ГидроОГК”, урановый холдинг “Атомредметзолото”, ин­вестиционная группа “Алроса”, угледобыва­ющий холдинг “Колмар” и “Газпром”. Эти компании планируют вложить в течение 10 лет в проектирование и строительство объ­ектов промышленности порядка 308 млрд. рублей.

Причем уже на стадии проектирования они вкладывают 2,6 млрд. рублей, что со­ставляет около 25 процентов всех средств, предназначенных для этого вида работ.

На стадии строительства инвестиции бизнеса значительно возрастут и составят почти 75 процентов сметной стои­мости всего проекта, а это свыше 305 млрд. рублей.

Обязательным условием для реализации проекта является создание в районе про­мышленного строительства необходимой инфраструктуры: железных и автомобиль­ных дорог, линий электропередачи и подстанций. В этой связи важнейшую роль призвано сыграть государство. Именно оно в рамках государственно-частного партнерства из средств Инвестиционного фонда Российской Федерации намерено профинансировать проектирование и строительство около 270 км железных и 150 км автомобильных дорог, около 1200 км высоковольтных линий электропереда­чи. Кроме того, государство будет участво­вать всофинансировании строительства объектов, имеющих стратегическое значе­ние – Канкунской ГЭС и Эльконского ГМК. Тем самым при общей стоимости мегапроекта в более чем 424 млрд. рублей доля участия государства в нем составит около 115,7 млрд. рублей. То есть каждый рубль, вло­женный государством, привлечет 3 рубля от бизнес-структур.

Это говорит о том, что государство долж­но показывать бизнесу серьезность своих намерений и не скупиться, прокладывая до­рогу стратегическим преобразованиям. Приведу такой пример. С 2002 года по ини­циативе Правительства Якутии неоднократ­но объявлялись аукционы на многие место­рождения республики, и все они срывались. Бизнес не подавал заявок на участие в аук­ционах. Представители компаний говорили одно и то же: да, месторождение привлека­тельное, да, есть интерес к его освоению, но как это сделать, когда нет ни автомобиль­ных, ни железных дорог, ни линий электро­передачи?

Text Box:   Якутия. Алданский район. В строящемся локомотивном депо станции «Алдан» Амуро-Якутской железной дороги. 2008 г. После того как Правительство России одобрило нашу Схему, где чётко прописано, как будет развиваться энергетика и транс­порт, какие будут реализованы проекты, ко­гда бизнес увидел, что планы региона под­держаны федеральным центром, ситуация изменилась кардинально. Теперь на тех же самых аукционах компании буквально сра­жаются за лицензии. А впереди – интерес только повысится. Ведь бизнес видит, что при поддержке федерального центра активно строится железная дорога до Якутска. Автомобильная дорога “Вилюй” получила федеральный статус. На бюджетные деньги реконструируются и строятся федеральные дороги “Колыма” и “Лена”. Практически принято решение о переносе на более ранний период сроков строительства высоковольт­ной линии, соединяющей Нерюнгринскую ГРЭС – Нижний Куранах – Томмот – Майю, которая объединит Центральный и Южный энергорайоны республики. Ускорение сроков проектирования и строительства ЛЭП необходимо для энергообеспечения про­мышленных объектов инвестиционного проекта “Комплексное развитие Южной Якутии”, а также объектов трубопроводной системы “ВСТО”.

Видя намерения государства активно участвовать в развитии Южной Якутии, ком­пания “Мечел” приобрела акции “Якутугля” и в этом году возобновила остановленное когда-то строительство железной дороги от станции Улак на БАМе до Эльгинского ка­менноугольного месторождения.

Начинается реализация и других круп­нейших проектов Якутии. Но, как и всякое огромное дело, это новое направление в развитии страны выдвигает определённые проблемы, ставит внеочередные задачи пе­ред государственными органами власти, за­конодателями, бизнесом. В России пока еще нет достаточного опыта реализации подоб­ных мегапроектов на основе государствен­но-частного партнерства. А он нужен. Ведь если говорить в целом о России, го в насто­ящее время запланировано около 150 про­ектов с объемом инвестиций в каждый из них свыше 250 млрд. рублей. По сути, они и есть мегапроекты. Это – комплексные инве­стиционные программы освоения регионов и территорий, которые подразумевают вза­имосвязанные мероприятия по развитию промышленности, транспортной и энергетической инфраструктур и осуществляются с использованием механизмов государствен­но-частного партнерства. К ним, кроме на­ших, якутских, относятся такие проекты, как “Комплексное развитие Нижнего Приангарья”, “Урал Промышленный – Урал Полярный”, “Комплексное развитие Забайкалья”, “Создание металлургического кластера в Приамурье”, “Комплексное развитие терри­тории Усть-Луги”, и некоторые другие. Об­щая сумма инвестиций только в часть из них превышает 4 трлн. рублей.

Российские мегапроекты способны ини­циировать мощные положительные соци­ально-экономические эффекты. Вместе с тем сегодня их реализация сдерживается рядом ограничений инфраструктурного, ад­министративного, правового, демографи­ческого характера и некоторыми другими факторами.

Text Box:   Министр экономического развития России Г.О. Греф в Республике Саха (Якутия). г. Якутск. 2007г. В этой связи возникла необходимость обсудить указанные проблемы на одной площадке с руководителями федеральных органов государственной власти и лидерами крупных российских компаний, за­интересованных в принятии практических решений по реализации мегапроектов и в преодолении системных огра­ничений, возникающих на пути нового большого дела.

Государственная значимость, акту­альность заявленной темы и участие федеральных профильных министерств позволяют собрать в Якутске ведущих мировых экспертов, лидеров своих отраслей знания, создать пространство от­крытого диалога и эффективного обме­на мнениями относительно перспектив реализации масштабных инвестицион­ных инициатив. Заседания и дискуссии форума станут платформой для даль­нейшего сотрудничества федеральных и региональных властей, глав крупней­ших российских компаний, представителей российского и международного инвестиционного сообщества.

И мы приглашаем всех, кто видит в успешной реализации мегапроектов стратегический прорыв России в буду­щее, принять участие в Якутском форуме, который, напомню, будет проходить вЯкутске в сентябре 2008 года.

Вячеслав ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия),

«Российская Федерация сегодня», № 11, 2008 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here