Публикации за 2008 год

Россия, решающая сейчас за­дачи, которые определят её будущее на много десятиле­тий вперёд, столкнулась с не­обходимостью планировать и эффективно реализовывать масштабные инвестиционные проекты, охватывающие тер­ритории, равные по площади некоторым европейским стра­нам. Именно политическая и социально-экономическая значи­мость каждого из них в дополнение к большому объёму инвестиций (не менее 1 млрд.долларов)вызвала к жизни термин «мегапроект».

В докладе «Мегапроекты Рос­сии», подготовленном к Якутскому экономическому форуму, который пройдёт 6-7 сентября 2008 года, мы обобщили данные на этот счёт по всей стране. Получилось, что в 2008 году более половины субъектов ­Российской Федерации планируют реализацию подобных проектов. При этом общая сумма прогнозных инвестиций в них превышает 600 млрд. долларов, или почти 50 процентов валового внутреннего продукта России за 2007 год.

Таких целей отечественная экономика не ставила перед собой уже давно. Для меня, как главы крупного Дальневосточно­го региона, более чем отрадно сознавать, что впервые за долгие годы основной объём этих инвестиций приходится на территорию Си­бири и Дальнего Востока. Здесь планируется инвестировать бо­лее 60 процентов от общей стоимости всех крупнейших проектов России.

В последнее время наиболее часто употребляется термин «новая индустриализация». Наверное, это не совсем верно. Сейчас нет цели создать отдельные гигантские промышленные предприятия. Скорее следует говорить о «комплексном территориальном раз­витии», что отражает результат, на достижение которого направлены все заявленные инициативы. Здесь сочетается интерес и частных ин­весторов в расширении своего бизнеса, получении доступа к новым ресурсам, повышении эффективности работы, и государства в увели­чении налоговой базы, развитии транспортной инфраструктуры, в ро­сте уровня жизни населения. При этом в российских условиях тре­буемый эффект «кратного роста» нельзя достигнуть политикой «малых дел». Тут необходимы масштабные вложения как государ­ства – в инфраструктуру, образование, здравоохранение, так и бизнеса – в промышленность, сферу услуг, далее везде.

Поэтому логично, что существенный акцент сделан на развитии Сиби­ри и Дальнего Востока, потенциал которых до сих пор не использовался в полной мере. Новые проекты способны обеспечить необходимые тем­пы социально-экономического развития, сокращение убыли населения на территории Сибири и Дальнего Востока, повышение качества жизни населения, но только при условии их успешной и динамичной реализа­ции. А потому надо с первых шагов разглядеть, какими будут шаги сле­дующие и что может их осложнить.

Реализация столь масштабных задач с большой долей вероятности на­толкнётся на значительные риски: от трудностей управления комплекс­ными проектами развития территорий, когда потребуется эффективное взаимодействие многих участников, до нехватки трудовых ресурсов и возникновения экологических проблем. Именно поэтому, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, из-за значительной уязвимости этих территорий, реализация мегапроектов должна осуществляться толь­ко при условии соблюдения целого набора ограничений (жёсткое со­блюдение существующих и перспективных экологических требований, использование и развитие местного трудового потенциала и другие).

Увеличение масштабов проектов приводит к тому, что риски и по­следствия осуществления начинают выходить за пределы территории их реализации, а значит, требуются решения на межрегиональном уров­не. Серьёзные просчёты в ходе подготовки проекта могут повлечь за собой необратимые последствия не только для его инициаторов, но и для затронутых помимо своей воли сторон (население, экосистемы). Поэтому государство должно учитывать весь комплекс возможных воз­действий от реализации подобных проектов и все факторы, влияющие на степень их успешности.

Специфика деятельности компаний, реализующих мегапроекты, как правило, не позволяет им заглядывать за пределы краткосрочного го­ризонта планирования. При этом практически все долгосрочные риски управления проектами остаются в тени. В таком случае если препят­ствия на пути реализации проектов и негативные последствия их осу­ществления будут выявляться только по мере возникновения, то уже не удастся преодолеть их так же эффективно, как в самом начале пути.

На Якутском форуме мы обсудим весь спектр возможных рисков мега­проектов, влияющих и на эффективность их реализации, и на регионы, где они осуществляются.

Якутия. Олёкминский улус.
На строительстве нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан». 2008 г.

Учитывая большое количество мегапроектов в России, ключе­вой проблемой становится системная оценка рисков и прогноз возможного воздействия на социальную сферу, экономику, эколо­гию, технологии и науку, демографию и другие области. Практика показывает, что пока эти прогнозы не формируются в преддверии реа­лизации проектов. Например, наиболее масштабный из мегапроектов – трубопровод «Восточная Сибирь – Тихий океан» стоимостью около 25 млрд. долларов – проходит значительное расстояние по территории Республики Саха (Якутия).

Только настойчивая позиция республики и вмешательство высшего руководства страны позволили минимизиро­вать экономические и экологические риски его строительства и выбрать оптимальный «северный» вариант трассы нефтепровода. Это лишний раз показывает, что ключевые риски реализации проектов должны от­крыто обсуждаться на уровне государственных органов власти и обще­ственных организаций, а решения по ним целесообразно принимать с учётом рассмотрения возможных альтернатив реализации проекта.

При подготовке к Якутскому форуму мы провели масштабное исследо­вание, посвящённое рискам и последствиям реализации мегапроектов в России. В результате было выделено несколько наиболее значимых и вероятных видов рисков, способных оказать влияние на осуществление мегапроектов. Это социально-экономические риски, управленческие, финансовые, проектные и технологические, политические и коррупци­онные, правовые, экологические.

Социально-экономические и экологические риски, а также некото­рые политические и финансовые имеют более длительный период про­явления. Правовые, управленческие, проектные и технологические, а также коррупционные риски в наибольшей степени влияют на успеш­ность подготовительной стадии мегапроектов и на саму возможность приступить к их реализации. При недооценке каждого из них и отсут­ствии необходимых решений многие мегапроекты могут просто не состояться.

Значительный объём рисков может возникнуть в сфере управ­ления проектами. В процесс формирования и реализации проекта, как правило, включены десятки органов исполнительной власти фе­дерального, регионального и муниципального уровня, коммерческие организации-инвесторы, подрядчики и субподрядчики, поставщики. Большое количество участников усложняет процесс координации, так что даже принятие решений, не имеющих конфликтного характера и противоречий, может затягиваться на длительное время, что наносит проекту большой ущерб. Кроме того, между разными участниками про­екта могут существовать значительные противоречия, которые также приводят к затягиванию процесса принятия решений. В этом случае процедура совместного принятия решений всеми заинтересованными сторонами, то есть различными органами власти и частными инвесто­рами, может откладывать реализацию проекта на длительное время и, как крайность, привести к его прекращению.

Для минимизации данного вида рисков, на наш взгляд, управление реализацией проекта необходимо передать специально созданной его участниками на коллегиальных началах структуре, которая будет уполномочена курировать весь ход дела и отвечать за до­стижение ключевых результатов на разных стадиях осущест­вления проекта. Она ни в коем случае не должна стать структурой, номинально исполняющей некий набор представительских функций, а на всех стадиях проекта представлять интересы его участников и инве­сторов, быть способной быстро реагировать на различные обстоятель­ства и принимать необходимые решения. У нас в республике первой такой структурой стало ОАО «Корпорация развития Южной Якутии».

Её основной задачей является реализация инвестиционного проекта «Комплексное развитие Южной Якутии». Создана она недавно, но уже первый год работы Корпорации подтвердил необходимость организа­ции подобных структур.

Другим примером значимых рисков может стать существова­ние административных барьеров, затрудняющих реализацию лю­бого проекта с самых первых шагов. Тут и чрезвычайно длительное согласование документов, и высокая стоимость подключения к комму­никациям, которую устанавливают компании-монополии, и неопределённость процедур принятия решений в орга нах власти, в результате чего управленческий процесс останавливается. Решением данной проблемы может стать создание на федеральном уровне единой структуры, которой будут переданы функции межведомственной координации мегапроектов со стороны государства.

Такая струк­тура должна взаимодействовать с подразделениями в органах власти, участвующими или контролирующими процесс реализации того или иного мегапроекта. Она сможет получать и анализировать оперативную информацию о проблемах, вызванных существованием административ­ных барьеров, и, взаимодействуя с органами власти, устранять эти за­труднения. Именно у неё должны быть сконцентрированы функции по решению проблемных ситуаций, возникающих в процессе реализации мегапроектов, и возможность оперативного согласования всех вопро­сов, требующих участия государства.

По результатам сводного анализа всех заявленных мегапроек­тов Республика Саха (Якутия) сейчас занимает первое место сре­ди российских регионов по объёму привлечённых и планируемых инвестиций. Основная часть мегапроектов реализуется в промышлен­ном секторе или в транспортной и энергетической инфраструктурах. Все они входят в разработанную нами совместно с федеральным Минэко­номразвития и одобренную Правительством России Схему комплексно­го развития производительных сил, транспорта и энергетики республи­ки до 2020 года. Реализация этой долговременной стратегической про­граммы увеличит объём валового регионального продукта в 2,8 раза, рост денежных доходов населения – в 3,6 раза, позволит решить многие социально-экономические проблемы, сдерживающие сегодня развитие Севера и Востока страны.

Таким образом, сегодняшние мегапроекты – это лишь первый этап в обеспечении развития российских регионов. А потому важно осо­знавать, что все те риски, которые мы не сумеем минимизировать или преодолеть на данном этапе, могут оказать существенное влияние на последующее развитие экономики и социальной сферы. Несмотря на то, что реализуемые и запланированные в настоящее время мега­проекты имеют в основном ресурсную направленность, они сти­мулируют развитие инновационных, высокотехнологичных и нау­коёмких производств. Поэтому в ходе планирования комплексного развития территорий мы обязаны видеть последующие горизон­ты, без которых мегапроекты теряют свою значимость.

Подводя итог, можно сказать, что нынешние российские мегапроек­ты – это локомотивы преображения страны. И надо сделать всё необхо­димое, чтобы они не замедлили ход на рельсах обновления.

Вячеслав ШТЫРОВ,
Президент Республики Саха (Якутия),
«Российская Федерация сегодня», № 16,2008 г.