1. КУРС РАЗВИТИЯ ВЫБРАН ВЕРНЫЙ_image002Из выступления Президента Республики Саха (Якутия)В.А. Штырова на совещании по итогам работы агропромышленного комплекса Якутии в 2002 году и первоочередным мерам по реализации Президентской программы социально-экономического развития селаРеспублики Саха (Якутия)на 2002-2006 годы 9 января 2003 года.

Сегодня мы подвели итоги работы аграрного сектора республики в 2002 году и обсудили задачи на следующий год, важнейшей из которых является реализация Программы социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) на 2002-2006 годы, которая была утверждена в октябре прошлого го­да. На протяжении еще четырех лет нам предстоит кропотливо, шаг за шагом, упорно заниматься выполнением этой Программы. В этой связихочу сказать, что наша встреча была полезной, потому что и в докладе министра сельского хо­зяйства, и в выступлениях участников совещания прозвучали разные мнения и предложения, как по стратегии дальнейшей работы по реализации основных положений Программы, так и по конкретным проблемам, требующим срочного решения. Сейчас я хотел бы остановиться на неко­торых вопросах, которые здесь прозвучали, а также уточнить и конкретизировать наши задачи на 2003 год.

1. КУРС РАЗВИТИЯ ВЫБРАН ВЕРНЫЙ_image004Прежде всего, надо отметить положительные результаты, которых мы добились в аграрном секторе в прошлом году. Есть увеличение по производству всех видов про­дукции: молока, мяса, зерновых. Есть улучшение качественных пока­зателей, например, повысилась урожайность зерновых, есть валовой прирост заготовки кормов для животноводства. Это хорошие показатели. В целом по Рос­сийской Федерации они гораздо хуже. Это очень важно и означает, что цели программы и механизмы ее реализации сработали, они оправданы. У людей появились стимулы для повышения производства, для увеличения поголовья скота. Определены ориентиры и есть уверенность в том, что линия, избранная руководством республики, будет выполняться.

Среди других положительных итогов 2002 года хотел бы отметить сдвиги, которые произошли в развитии пищевой и перерабатывающей промышленности. Прежде всего, идейные сдвиги, потому что совершенно четко сформиро­вались основные направления практических действий, выбраны технологии, они отработаны и апробированы. Разработаны наслежные и улусные мо­дели и общая схема развития перерабатывающей промышленности республики, определено, на каких уровнях и какие объекты будут построены. Появились более точные представления о рынках сбыта продукции. Это тоже положительный итог года.

Конечно, не все гладко. Есть результаты, которые явно ниже наших возможностей, требующие переосмысления наших действий. Например, это относится к работам, проводимым в рамках ско­роспелых сельскохозяйственных отраслей. Они в этом году имеют пока­затели гораздо худшие, чем в прошлые годы. Это стало следствием недостатка внимания к этому важному для повышения доходов сельских семей направлению, того что здесь не проводилась спе­циальная политика, не выработаны нужные механизмы.

В общем, в работе прошлого года есть и хорошее, и плохое. Но в целом, все позитивно, и это отражает то, что курс развития выбран верный.

Напомню, что решение о разработке Программы социально-экономического развития села республики на 2002-2006 годы было принято в начале 2002-го, а сама программа была принята к концу года. В процессе работы над нейона неоднократно обсуждалась на самых различных уровнях: в улусах, на коллегиях Министерства сельского хозяйства и других министерств, на заседании Правительства Якутии. Программа была рассмотрена в Госу­дарственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия): сначала в комитетах и комиссиях, затем на сессии. На специальном расширенном совещании при Президенте республики ее одобрили и утвердили. Значит, можно сказать, что Программа разработана достаточно скрупулезно и хорошо. И потому для меня не совсем понятны некоторые предложения, которые здесь прозвучали, что необходи­мо что-то поменять, например, в рамках программы выделить подпро­грамму «Вилюй» и так далее. Это никуда не годится. Есть республикан­ская программа, там все написано, в том числе и по вилюйской группе улусов. Поэтому мы все будем работать в рамках утвержденной респуб­ликанской программы.

1. КУРС РАЗВИТИЯ ВЫБРАН ВЕРНЫЙ_image006Необходима стабильность в целях и механизмах развития аграрной отрасли республики, потому что сельское хозяйство по характеру деятельности, по оборотам капитала – инерционная отрасль. И здесь очень важно, чтобы не было никаких метаний. Курс, общая линия, конкретные механизмы, должны быть достаточно четкие и долговременные, чтобы люди были уверены, что так будет и зав­тра. Поэтому с определенной долей революционности программа должна иметь большую долю стабильности. Это мы все должны понимать.

Итак, что мы должны сделать в текущем году? Все, что сделано в 2002 году – первые ростки. Нам только предстоит всерьез заняться реализацией Программы, упорно трудиться. На разных этапах на первый план будут выходить разные задачи. Конкретно в 2003 году мы вместе с Правительством, Министерством сельского хозяйства, органами государственного управления, муници­пальными образованиями республикидолжны решить ряд следующих первоочередных задач.

Необходимо до концаотработать финансовые механизмы стимулирования сельхозпроизводства, кото­рые были введены в прошлом году. Я еще раз повторяю: основные программные прин­ципы уже не будут меняться. Система дотирования через за­купочные цены будет сохранена, ее никто не отменит. На встречах в на­слегах, на производстве люди спрашивают о том, будут ли измене­ния в этом плане? Нет, их не будет, система дотирования через закупочные цены останется. Основная цель дотирования – увеличение объемов про­изводства и вовлечение продукции в товарный оборот. Это значит, что будетстимулироваться сдача продукции и не будет никаких других дота­ций, грубо говоря, на рога и копыта.

В то же время, есть некоторые моменты, которые требуют особого подхода. Например, нет смысла заниматься получением оленины в товарном объеме. Потому что сначала необходимо восстановить поголовье оленей, хотя бы до нормы оленеёмкостипастбищ. В этом случае будут применяться особые условия, о которых говорили сегодня руководители агропромышленного комплекса – стимулирование увеличения поголовья оленей в стадах. Заметьте, стимулирование именно увеличения поголовья, а не просто выплаты на существующее поголовье. Потому что наша цель – повысить эффективность производства, втянуть произ­водителей в товарно-денежные отношения при массированной поддерж­ке государства. Иначе мы оставим своих сельских товаропроизводителей за бортом рыночной экономики. Они должны стать полноценными участ­никами рынка, а не сидеть на завуалированных под выплаты нищенских пособиях. А для этого надо нарастить производство, затем переработку продукции. Самим оленеводам пока не справиться, поэтому мы должны массированно помочь им, через механизмы стимулирования сделать их труд осмысленным и выгодным.

1. КУРС РАЗВИТИЯ ВЫБРАН ВЕРНЫЙ_image008Обращаю Ваше внимание на то, что в прошлом годуу нас были сбои организационного ха­рактера, когда поменялась система финансирования. Нужно было откры­вать счета длятоваросдатчиков, некоторые улусы задержались с этим, и финансирование не производилось. Этого нельзя допускать, особенно в условиях перехода на местное самоуправление.

Есть вопросы и в системе закупочных цен. Дифференциация цен по зонамдолжна быть более точной, выверенной. Есть мнение, что за­купочные цены низкие, я с этим и согласен, и не согласен. Конечно, надо учитывать инфляцию, рост входных для сельхозпроизводителей цен и надо к дотациям подходить более гибко. А с другой стороны, кто сказал, что молоко должно закупаться, например, по 14 рублей 20 копе­ек, если это его индивидуальная себестоимость? А если закупочная цена -13 рублей 20 копеек? Значит, снижайте себестоимость, увеличивайте объемы производства. Ведь как происходит на рынке? Когда товаропроизводитель приходит на рынок, его там не ждут и цену не назначают, она без него складывается. Например, водку привозят из-за пределов республики, и мы не можем изменить ее цену. Тогда наши производители этого товара вынуждены были снизить издержки, повысить производительность труда и стать конкурен­тоспособными. Так же и здесь. Я, конечно, понимаю, что цена должна учи­тывать издержки производства и покрывать их. Но, с другой стороны, она должна стимулировать и эффективность производства. Если мы этот принцип нарушим, предположим, завтра установим цену на молоко в 20 рублей, тогда никому не будет интересно ни повышать производство, ни снижать издержки. Следовательно, в системе ценообразования сущест­вуют две стороны, и, конечно, вы должны учитывать это. Иными словами, при сохранении общего принципа ценообразования, дотирования мы должны сделать систему более усовершенствованной, дифференциро­ванной, учитывающей наши условия и истинную стоимость. Но цена должна становиться и более стимулирующей для производителя. Эти вопросы требуют доработки, но фундаментальные принципы останутся без изменений.

Одной из главных наших задач должно статьреальное создание машино-технологических станций (МТС).В 2003 году планируется создание четырех МТС. Некоторые здесь говорили о том, что нужно дать товаро­производителям кредиты на закупку техники. В принципе, нужно. Но ма­гистральный путь заключается не в этом, а в создании МТС. Потому что стоимость сельскохозяйственных машин настолько высока, что ни одно­му крестьянскому хозяйству, ни одному фермеру и 15 лет не хватит, что­бы по-честному за нее расплатиться, так же дорого обходится и обслужи­вание техники. В крестьянских хозяйствах техника используется неэф­фективно и в силу того, что для хорошей машины нужны большие объемы работы, а мелких хозяйствах их нет. Вот почему главный путь, который будет реализовываться в со­ответствии с программой – создание машино-технологическихстанций.

По линии Правительства республики мы должны, во-первых, снабдить их обо­ротными средствами, в том числе средствами на приобретение запча­стей для организации сервисного обслуживания этих машин в зоне дей­ствия станций, для того чтобы реконструировать имеющуюся технику. Во-вторых, мы должны обеспечить МТС новой техникой: тракторами, ком­байнами, сеялками, в зависимости от того, в какой зоне они находятся, кого и как будут обслуживать. В общем, необходимо создать материально-техническую базу этих станций на основе кое-где существующей, хотя во многих случаях она радикально устарела.

Чем МТС будут заниматься?

Во-первых, оказывать услуги по поставкам, содержанию и ремонту техники всем хозяйствам, независимо от форм собст­венности и видов деятельности, то есть не только крестьянским и фермерским хозяйствам, а всем, кто нуждается в этом, кто имеет иную технику.

Во-вторых, сдавать технику в лизинг, технически обслуживая ее.

В-третьих, выполнять непосредственно сельскохозяйственныеработы по заказам товаропроизводителей. Причем производить любые работы, например, вспашку полей, уборку трав и другие. Вот тогда эти МТС будут служить технической основой для эффективной деятельности сельских товаропроизводителей.

В 2003 году на создание четырех машинотехнологическихстанций предусмотрено 40 миллионов рублей.

Одновременно с этим необходимо решить нормативно-правовые стороны деятельности МТС. Надо выработать специальные нормативные документы, которыми регламентировать, как они будут работать, кто будет устанавливать цены на их услуги, какие услуги они должны оказывать, какие типовые договора будут заключать. Важный вопрос: ка­кова будет организационно-правовая форма МТС? В идеале они должны иметь кооперативную основу, но так как создаются на государственные средства, первое время они будут государственной собственностью, да­лее будут трансформироваться и развиваться самостоятельно.

Следующаязадача 2003 года – должно быть продолженоразвитие пищевой и перерабатывающей промышленности. Пока в данном на­правлении работа только началась, многие объекты находятся в виде проектов. Она должна основываться на примере таких предпри­ятий, как СХПК «Чурапча», ФАПК «Легой». Все крупные сельскохозяйст­венные улусы на следующий год должны ввести в строй предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции. Такие предприятия игра­ют огромную роль, ведь они, по сути, являются организующим центром рынка. С одной стороны, это сбыт для производителя, с другой – это и товар для покупателей в готовом виде. А между ними на стыке и проис­ходит государственное дотирование сельхозпроизводства. Это очень важное, нужное звено. Весь план работы в данном направлении изложен в программе.

Крайне важно в 2003 году начать на практикесоздание сельских кооперативовво всех формах: производственных, снабженческих, сбытовых.В этом направлении пока мы занимались только теорией во­проса, теперь нужна организационная работа.

Сельская инфраструктура. Генеральные планы в этом отношении обозначены. Задачей 2003 года ставится ввод линии электрических передач из Мирного до Крестяха для снятия напряженности в обеспече­нии электроэнергией вилюйской группы улусов. И дальше, не сбавляя темпов, доведем линии до Сунтар. Таким образом, в этом году мы долж­ны решить глобальную проблему энергетики вилюйской группы улусов. То же самое необходимо сделать в заречных улусах. Уже в этом году надо начать работу по строительству линии от Хаптагая до Майи, потом далее. Мы не можем позволить крупным населенным пунктам «висеть на волоске», необходимо защитить их от энергетических аварий, которые могут погубить все.

По газификации все решения приняты, есть специальная про­грамма.

В 2003 году особо трудное положение может быть по дорожному строительству,потому что не решены отдельные вопросы по финансированию. Это связано с изменениями в Налоговом кодексе, которыми ликвидированы дорожные фонды. Я думаю, что в течение первого квартала этого года мы найдем решения финансовых вопросов на основе нового Закона «О порядке вы­дачи свидетельств на право работы с нефтепродуктами» и восстановим, по меньшей мере в прошлогодних объемах, финансиро­вание дорожного строительства.

Следующий пункт. Здесь говорилось о том, что из республики на экспорт бесконрольно идетмамонтовая кость, бивни. Нельзя вывозить бивни в необработанном виде. Это национальное достояние, богатство. Все сы­рье должно быть обработано и переработано здесь, то есть должно уходить из республики только в виде продукции, товара. Вообще поиски мамонтового бивня сродни промышленной разработке. Для этого нужно иметь лицензию Министерства охраны природы. Если вы занимаетесь этим, то работайте по определенной, установленной схеме, но главное, чтобы сырье было переработано в республике. Надо вопрос так поставить и в такой постановке решить на практике.

Особая статья – оленеводство.В вопросах переработки оленины мы еще не пришли к единому технологическому решению. Это задержи­вает развитие оленеводства. Сегодня эффективность оленеводства достаточно низкая. Поэтому необходимо срочно найти решение этой проблемы. Нужны научно-техническая база, реальные технологические разработки. В 2003 году это должно стать задачей не только производи­телей, но и ученых.

По рыболовствунеобходимо продолжить работы по созда­нию стационарных и передвижных морозильных установок в пунктах приема рыбы и системы транспортировки. Необходимо поставить вопросы о возможной дотации авиадоставки рыбы в определенные периоды года. Мы должны уделить развитию рыболовства самое серьезное внимание.

1. КУРС РАЗВИТИЯ ВЫБРАН ВЕРНЫЙ_image010Если говорить о социальных задачах,то главной должно стать создание системы пенсионного обеспечения селян. Указ, который мы подготовили, необходимо наполнить реальным содержанием, финанса­ми. Надо продумать, как это сделать: или через закупочные цены, или через оборотную часть, чтобы средства на пенсии шли бы не на руки производителям, а на специальные накопительные счета. Этот механизм должен быть от­работан не позднее, чем до конца первого полугодия. Сегодня большин­ство работающих селян, сдавая мясо и молоко по нашей системе, риску­ют остаться только с социальной пенсией. Это необходимо предотвра­тить. Это очень важный вопрос, который в 2003 году должен быть решен реально.

Сегодня на селе есть многообразныекадровые проблемы. Ана­лиз аварийных ситуаций на газовых, энергетических объектах республики показал, что причины аварий в основном заключаются в человеческом факторе. Например, типичная причина пожаров в котельных: затопил кочегар и пошел домой спать. Руководители должны проводить серьезную работу, в том числе по повышению слу­жебной ответственности, дисциплины.

Но есть и другая сторона проблемы. Вот мы создаем перерабатывающую промышленность, а кадров нет. Но существовали же 15 лет назад в улусах мясо-молкомбинаты и специалисты были. Мы их растеряли, значит надо заново готовить. Проблема подготовки кадров должна быть повседневной заботой глав муниципальных образований. В прошлом году 50 процентов мест бесплатного обучения в учебных заведениях было от­дано улусам, чтобы там нашли людей, заключили договора, обучили за счет республиканского бюджета, чтобы специалисты вернулись на работу по месту договора. Эта работа была проведена плохо. В этом году сис­тема обучения пока будет та же, но, если не будет позитивных измене­ний, думаю, организуем систему подготовки и подбора кадров через Ми­нистерство сельского хозяйства республики.

Я еще раз обращаю ваше внимание: мы говорим о сельскохозяйст­венном производстве, о перерабатывающей промышленности, поднима­ем инженерные вопросы, нам всем необходимо кардинально изменить взгляды по этим вопросам.

Предложение о создании округов дляагропредпринимательских школ, считаю, необходимо поддержать. Такие школы могут стать хоро­шей начальной базой для развития экономических отношений на селе.

По структуре управления.Программа реализуется в непростое время – мы перешли на местное самоуправление. Надо четко разделить полномочия и функции между государственными и муниципальными органами власти. В улусах останутся структуры Министерства сельского хо­зяйства. Все контролирующие функции: семенная, ветеринарная инспекции, государственная агрономическая служба и иные инспекции, будут подчинены Минсельхозу Якутии.

Финансирование программыпроводится за счет государствен­ных средств. Муниципалитеты в той или иной степени будут участвовать в решении финансовых вопросов. Специально созданные контрольные общественные структуры будут находиться под эгидой глав муниципальных образова­ний. Главы муниципальных образований могут принимать участие в распределении финансов, высказывать свое мнение, контролировать движение финансовых средств. Но финансирование будет идти строго через казначейство. За этим будет установлен государственный контроль, все вопросы главы должны будут согласовывать с министерствами финансов и сельского хозяйства.

О порядке контроля.Местные органы власти сейчас отделяются от государства. Тогда возникает вопрос: как мы будем реагировать на невыполнение программы? Прямо скажу – рублем. Не выполнены улусами задачи где-то по вводу объектов, по тем или иным сельскохозяйственным пока­зателям – средства будут высчитаны из государственного финансирова­ния по капитальным вложениям, дотациям, компенсациям и направлены ту­да, где эти задачи выполняются. Такая же ситуация будет с погорельца­ми. Например, сгорела школа по вине руководства улуса – построим из государственных средств, но потом эта сумма также будет высчитана из инвестиционной программы улуса. Когда каждый день случаются непред­виденные ситуации и нет никаких технических причин, а есть лишь ис­ключительное разгильдяйство, необходимо реагировать только финансо­выми мерами.

Таковы итоги работы аграрного сектора республики за прошедший год и основные задачи на ближайшее время.

“Якутия”, 22 января 2003 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here