Республика Саха (Якутия) стала одним из первых российских регионов, разработавших и принявших долгосрочный документ развития – Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики до 2020 года. Принятие документа в 2007 году стало своевременной мерой, позволившей республике начать ускоренную диверсификацию экономики и вступить в новый этап промышленного развития.

Об этом “ДК” беседовал с Президентом Республики Саха (Якутия) Вячеславом Штыровым.
– Вячеслав Анатольевич, кризис позволяет наиболее отчетливо увидеть сильные и слабые стороны экономики региона. Как в свете новых экономических условий смотрится принятая в республике Схема комплексного развития производительных сил, подлежит ли она корректировке?

– Президентом и Правительством России взят четкий курс на диверсификацию экономики, повышение конкурентоспособности и инновационный характер развития страны, как ответ на вызовы сегодняшнего дня. В этом русле Республикой Саха (Якутия) определены долгосрочные стратегические приоритеты, которые отражены в Схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года, одобренной Правительством России ещё в 2007 году.

Начало реализации Схемы уже показало её практическую значимость. Несмотря на кризис, в республике сохраняется рост валового регионального продукта, по нашему прогнозу, по итогам 2009 года по отношению к базовому 2006 году он увеличится чуть больше, чем в 1,5 раза. Есть положительная динамика в производстве промышленной и сельскохозяйственной продукции, услугах транспорта, торговли, сфер оборота недвижимости и бытового обслуживания населения. Особо хочу отметить быстрый рост вложений средств инвесторов из разных источников финансирования в основной капитал отраслей народного хозяйства республики: вчетверо за три года.

На сегодня мы работаем над расширением горизонта действия Схемы до 2025 года. Необходимость корректировки продиктована тем, что на уровне Российской Федерации ведется разработка системы взаимосвязанных документов стратегического планирования, действие которых выходит за рамки 2020 года. Это Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, проект Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области до 2025 года. Аналогичные документы на долгий срок разрабатываются и на отраслевом уровне – Транспортная стратегия России до 2030 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 г. и ряд других. Кроме того, в Схему необходимо внести коррективы с учетом кризисных явлений в мировой экономике, а также актуализированной информации по нашим ключевым инвестиционным проектам.

– Насколько кризис повлиял на инвестиционные планы республики? Перенесены сроки реализации проектов, пришлось от чего-то отказаться? Вообще как сегодня выглядит инвестиционный контур Республики Саха (Якутия)?

– Несмотря на общероссийскую тенденцию спада инвестиционной активности, рост инвестиций в основной капитал в Республике Саха (Якутия) по итогам первого полугодия текущего года составил 32,6%. Этот показатель свидетельствует, что, интерес инвесторов к республике не ослабевает. Наши стратегические планы реальны, а текущие экономические проблемы лишь обуславливают актуальность их реализации.
На территории республики завершается строительство одного из крупнейших мегапроектов национального значения – нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан». С октября прошлого года якутская нефть с Талаканского месторождения уже поступает в реверсивном режиме в систему общероссийских нефтепроводов. Введены в промышленную эксплуатацию Талаканское и Алинское нефтегазоконденсатные месторождения. Планомерно проводится работа по газификации населенных пунктов.

Чаяндинское газонефтеконденсатное месторождение, которое станет базовым для создания Якутского центра газодобычи, передано в недропользование ОАО «Газпром», тем самым дан старт реализации Восточной газовой программы, включающей в себя, кроме организации добычи газа, строительство газопровода по маршруту «Чаянда – Хабаровск» и ряда газоперерабатывающих и газохимических производств.
Начато проектирование Эльконского горно-металлургического комбината, строительство обогатительных фабрик на шахтах “Денисовская” и “Инаглинская”. В 2008 году ОАО “Мечел” начало освоение уникального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей, включая сооружение автодороги и железной дороги Улак-Эльга.
По полиметаллическому месторождению Верхнее Менкече в Томпонском районе определен недропользователь. Завершены поисково-оценочные работы на Кючусском рудном поле в Усть-Янском районе. Проводится доразведка месторождений на Куранахской золотоносной площади в Алданском районе.

Возросла минерально-сырьевая база коренных алмазов за счет разведки запасов месторождения Верхне-Мунское, глубоких горизонтов трубки Ботуобинская, россыпи алмазов р. Хара-Мас. На кимберлитовой трубке “Мир” АК “АЛРОСА” завершен первый этап строительства подземного рудника по добыче алмазов.
Реализуется крупный инвестиционный проект – “Комплексное развитие Южной Якутии”, который на сегодня является флагманом якутских мегапроектов и примером реализации на практике инструментов государственно-частного партнерства.

Помимо проекта «Комплексное развитие Южной Якутии», прорабатываются еще два проекта комплексного территориального развития: на востоке Якутии – “Развитие Томпонского горнопромышленного района” со специализацией на цветной металлургии на базе месторождений полиметаллов и межрегиональный проект “Комплексное развитие Западной Якутии и Севера Иркутской области” с ориентацией на отрасли нефтегазовой промышленности и добычу алмазов.

Продолжается реализация инфраструктурных проектов. Один из первоочередных здесь – строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск с совмещенным железнодорожно-автомобильным мостом через реку Лена. Завершается реконструкция федеральных автодорог “Колыма” и “Лена”.
Конечно, мировой экономический кризис вносит свои коррективы. Впервые за 10 лет некоторые макроэкономические показатели в республике демонстрируют рост, но более медленными темпами. Уверен, что это временно.

Используем возможность привлечения инвестиций и через участие в конкурсе по отбору проектов на создание особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Такую попытку мы делали еще в 2006 году. Сей­час, с учетом опыта, разрабатываем проект «Северный мир», который позволит в полной мере реализовать потенциал турис­тической отрасли. Проектом предусматривается создание уникального палеонтоло­гического «Музея мамонта», проведение научных и палеонтологических исследований, развитие международного аукциона бивней мамонта, про­изводство народных и художественных промыс­лов малочисленных народов Севера, ювелирных изделий. Проект предполагает привлечение в том числе и иностранных инвестиций.

– В начале лета Якутия подписала инвестицион­ное соглашение о начале реализации инвести­ционного проекта «Комплексное развитие Юж­ной Якутии», в республике прошел ряд рабочих совещаний по этого проекту. Какие наиболее значимые проблемы сегодня стоят на пути его реализации? Какие меры необходимо принять федеральному центру, Правительству республики для того, чтобы двигаться в намеченном направле­нии и укладываться в обозначенные сроки?

– И в условиях мирового финансового и экономи­ческого кризиса проект не потерял своей акту­альности. Он широко известен как в России, так и за рубежом. Подписание инвестиционного со­глашения стало важным практическим шагом на пути первого этапа реализации проекта – разра­ботки проектно-сметной документации. На сегод­ня участники проекта (ОАО «Атомредметзолото», ОАО «ИГ «АЛРОСА», ЗАО «Якутские угли – Но­вые технологии», ОАО «РусГидро», ОАО «Газп­ром») активно ведут предпроектные, изыскатель­ские, научно-исследовательские работы. Они по­лучили необходимые лицензии на разработку месторождений, произвели значительные плате­жи за пользование недрами и подтверждают го­товность к реализации своих обязательств в рам­ках проекта. Значительный интерес к проекту проявляют зарубежные инвесторы.
Важнейшее общегосударственное значение про­екта «Комплексное развитие Южной Якутии», необходимость его реализации, несмотря на сло­жившиеся условия, подчеркивались на специаль­ных совещаниях в Правительстве России. В перспек­тиве проект должен создать свыше 30 тыс. рабочих мест. Уже на этапе проектирования, по пред­варительным оценкам, в геологических, проект­ных, изыскательских и опытно-технологических работах по объектам промышленности и инфра­структуры будут задействованы до 1500 человек. Главная проблема на данном этапе – обеспечение своевременного финансирования в соответствии с утвержденным паспортом на 2009 – 2010 годы за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации раз­работки проектно-сметной документации объектов дорожной и электросетевой инфраструктуры.

Вячеслав ШТЫРОВ,
Президент Республики Саха (Якутия),
«Дальневосточный капитал», №9 (109), сентябрь 2009 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here