Публикации за 2012 год

Есть темы, которые всё время на слуху, постоянно обсуждают­ся. Одна из них – Дальний Восток. Как он живёт? Что с ним будет? Предпринимает ли государственная власть необходимые меры, чтобы сохранить этот форпост России? Причём не просто сохра­нить, а сделать его витриной страны, гордостью местных жителей, вызывающей зависть гостей.

Геополитические угрозы

Все эти вопросы чрезвычайно важны для всей Российской Федера­ции, поскольку Дальний Восток имеет геостратегическое значение. И не только потому, что здесь сосредоточены огромные природные ресур­сы. Многие футурологи говорят, что через некоторое время даже не сами ресурсы, в том числе вода, станут большим дефицитом, а территории для размещения людей, их экономической деятель­ности окажутся в огромном дефиците из-за быстрого роста на­селения планеты.

Возможное изменение геоэкономической и геополитической ситуации в России в XXI веке. Прогноз экспертных кругов США. (По материалам Комиссии Совета Федерации по естественным монополиям. 2008 г.)

Возможное изменение геоэкономической и геополитической ситуации в России в XXI веке. Прогноз экспертных кругов США. (По материалам Комиссии Совета Федерации по естественным
монополиям. 2008 г.)

Поэтому взгляды некоторых зарубежных дея­телей всё чаще поворачиваются в сторону России, и прежде всего её Дальнего Востока, который, с их точки зрения, может стать земельным ресурсом для развивающегося человечества. А России, мол, хватит и того, что у неё есть. Без Дальнего Востока.

Намерения эти можно было бы не принимать всерьёз. Если бы не меняющаяся геополитическая обстановка. По сравнению с совет­ским периодом проблемы стали намного серьёзнее, глубже и, от­кровенно говоря, опаснее.

В новейшее время были попытки взяться за их решение. Так, в 1996 году приняли Федеральную целевую программу развития Дальне­го Востока и Забайкалья, которая несколько раз продлевалась и дей­ствует до сих пор. Однако, в отличие от прежних программ, которые в итоге приводили к подъёму экономики, росту населения, улучшению социальной сферы, постсоветская ни одной из этих задач не решила. Принято считать, что из-за недостатка финансирования. На мой взгляд, это правильно, но только отчасти. Главное же в том, что ничего страте­гического в этой программе не было и нет. Набор важных, но частных вопросов из числа пожеланий дальневосточных субъектов Федера­ции – вот и вся программа.

Но время шло. Менялась экономическая ситуация в мире. В том числе рядом с нашим Дальним Востоком – в государствах Азиатско- Тихоокеанского региона, которые вырвались в лидеры экономического роста. Быстрые темпы их развития, с одной стороны, увеличили риски экономического, демографического, политического давления наших восточных соседей на стагнирующий российский Дальний Восток, а с другой – создали новые возможности для его развития в рамках между­народной кооперации.

К началу первого десятилетия нового века и в России началась опре­делённая стабилизация, а главное, появилась, прямо скажем, полити­ческая воля, которую выражал сменивший Бориса Ельцина Владимир Путин. Именно эти обстоятельства позволили начать реальную работу по использованию новых возможностей и снижению рисков.

Проекты и прогнозы

На Дальнем Востоке началась реализация ряда проектов, имеющих общенациональное значение: строительство автомобильной дороги Чита – Хабаровск, Амуро-Якутской железной дороги, нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», газопроводной системы Сахалин – Хабаровск – Владивосток, подготовка города Владивостока к проведе­нию саммита АТЭС, завершение строительства Бурейской ГЭС.

Было продлено действие Федеральной целевой программы «Даль­ний Восток и Забайкалье» и в её рамках решён ряд социальных вопро­сов в каждом субъекте Федерации региона.

Крупные инвестиционные проекты на Дальнем Востоке начали осу­ществлять частные российские компании: ОАО «Сургутнефтегаз», ОАО «СУЭК», ОАО «Мечел» и целый ряд других. На примере Южной Якутии появился первый опыт масштабного государственно-частного пар­тнёрства.

Сегодня наличествует определённый скепсис в отношении всех этих проектов. Но, на мой взгляд, они уже сыграли огромную роль в отно­сительном улучшении ситуации на Дальнем Востоке, а самое главное – создают заделы на ближайшее и дальнейшее будущее. Даже самый оспариваемый из них – подготовка к саммиту АТЭС во Владивостоке – позволил не только расширить узкие места, препятствующие развитию города чуть ли не с самого его основания, но и заложил фундамент бу­дущей крупнейшей городской агломерации, делового центра Дальнего Востока мирового уровня. И если бы не финансовые аферы, которые сейчас расследуют правоохранительные органы, город получил бы ещё больше.

Другой вопрос – всё, что начато и сделано, по сути, является оазисами в экономической пустыне огромной территории. Вот почему по реше­нию Президента России Владимира Путина была разработана Стратегия развития Дальнего Востока и Байкальского региона, которая утвержде­на Правительством Российской Федерации в декабре 2009 года. Был утверждён и план мероприятий по реализации этой стратегии. Главным в нём стало поручение федеральным министерствам и ведомствам раз­работать Государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Но вот прошло без малого три года. И план не выполнен, и програм­мы нет. Этот печальный результат традиционно можно списать на не­исполнительность чиновников или на экономический кризис, который спутал все карты, и тому подобные причины. Но мне кажется, в немалой степени это связано с утратой правительственными экономическими штабами навыков стратегического планирования.

В последние годы они специализировались в основном на выработ­ке бесконечных макроэкономических прогнозов, основанных на трёх­четырёх почерпнутых в международных экономических институтах по­казателях и фантазиях по поводу пессимистических, оптимистических и (обязательно!) инновационных сценариев. А вот переложить стратеги­ческие замыслы на язык конкретных действий оказались не способны. Во всяком случае, об этом можно судить по проектам Государственной программы социально-экономического развития Дальнего Востока, которые представлялись в Правительство. Разве можно считать стра­тегическим решением федерального уровня включённые в некоторые варианты программы ремонт клуба в одном субъекте Федерации или строительство коровника в другом?

Условия для людей

А ведь обстановка остаётся тревожной. Продолжается отток населения. Смертность превышает рождаемость. По сравнению с советским периодом, когда показатели уровня жизни на Даль­нем Востоке были выше, чем в среднем по стране, сегодня они на 30 процентов ниже. Или возьмём такой важнейший фактор, как ввод жилья. В 2011 году жилья на Дальнем Востоке на тысячу чело­век построили ровно вдвое меньше, чем в среднем по России.

И самое тревожное: по социологическим опросам, до 40 процен­тов студентов дальневосточных вузов не видят для себя перспек­тив и не намерены оставаться здесь. Когда начинают спрашивать, что их больше всего не устраивает, главной причиной называют отсут­ствие возможностей для профессионального роста. Они не хотят тор­говать подержанными японскими машинами, участвовать в бандитском бизнесе по вылову рыбы, воровать лес и продавать его в Китай, а наме­рены заниматься чем-то существенным. Им нужны новые технологии, новые проекты, стройки, заводы. Словом, развитие.

А в то же время в Центральной России, по социологическим опросам, примерно 30 процентов таких же молодых ребят не исключают для себя возможности поехать на Дальний Восток, если там начнётся реализация каких-то крупных, масштабных проектов, в ходе реализации которых можно найти свою судьбу и сделать карьеру.

И в связи с этим вновь и вновь встаёт вопрос: как всё-таки при­вести в движение всю экономическую жизнь Дальнего Востока и на этой основе решить задачи социальные, кадровые, геополитиче­ские, выполнить целевые установки Стратегии развития Дальне­го Востока и Байкальского региона?

Свою точку зрения по этим вопросам я высказывал неоднократно. Необходимо комплексом взаимосвязанных правовых, админи­стративных и организационных решений создать особые режи­мы хозяйствования и улучшения социальной жизни на востоке от Байкала. То есть разработать и утвердить некий Кодекс Даль­него Востока. Зафиксированные в нём особые нормативные ре­жимы должны компенсировать и нивелировать негативное воз­действие более сложных, чем в других местах страны, природно­климатических и экономико-географических условий.

Республика Бурятия. На Международной экономической конференции Байкальского экономического форума. В Иволгинском буддийском дацане. 2012 г

Республика Бурятия. На Международной экономической конференции Байкальского экономического форума. В Иволгинском буддийском дацане. 2012 г

Раньше подобные предложения не находили поддержки у либераль­но настроенного экономического блока федерального Правительства, который во всех случаях жизни ориентировался на чисто рыночные подходы. Всё решит только всесильный рынок! Именно его невидимая рука направит бизнес на Дальний Восток. А если нет, то и не надо.

Сейчас постепенно приходит понимание того, что бесконтрольная игра рыночных сил лишь усугубляет диспропорции в народном хозяй­стве. И в первую очередь разрывы в уровнях развития регионов.

Такие же суждения высказывались и большинством участников про­ходившей в сентябре нынешнего года под патронатом Совета Федера­ции Международной экономической конференции Байкальского фору­ма в городе Улан-Удэ. Более того, многие руководители субъектов Фе­дерации и муниципалитетов, учёные, практики, общественные деятели высказывали не только общие идеи, но и конкретные предложения по особой бюджетной, налоговой, структурной, инвестиционной, приро­доохранной, социальной политике государства на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе.

Государственный подход

Какими могут быть первоочередные конкретные действия по реали­зации всех идей и предложений, самой Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона?

Первое. Необходимо завершить разработку Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до2025года. В своё время Правительством России был утверж­дён порядок разработки государственных программ. Он предусматри­вает включение в них федеральных целевых программ, касающихся региона, отраслевых и ведомственных, а также программ естествен­ных монополий. Добавил бы к этому перечень крупных проектов, ко­торые государство считает целесообразным реализовать на условиях государственно-частного партнёрства.

Вынужден напоминать о данном порядке по той причине, что он не соблюдён в имеющихся на сегодняшний день наработках по дальнево­сточной Госпрограмме. Там только упоминается, как о параллельном мире, что в регионе существуют и проекты, например, естественных монополий или частных инвесторов. А должно быть не упоминание, а жёсткая корреляция во времени, пространстве, ресурсах и результатах всех программ между собой – федеральных целевых, отраслевых, ре­гиональных, естественных монополий.

Почему это важно, можно показать на примере. Вот ОАО «Газпром» реализует в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке Восточную газо­вую программу, в ходе которой создаются Сахалинский, Якутский и Ир­кутский центры добычи газа; магистральные газопроводы, по сути дела повторяющие нефтепровод ВСТО; газоперерабатывающие и газохими­ческие предприятия.

По объёму инвестиций, затратам ресурсов, масштабам строительства, социально-экономическим последствиям Восточная газовая программа превосходит суммарные показатели Федеральной целевой программы «Дальний Восток и Забайкалье», действующей уже чуть ли не два деся­тилетия. Это само по себе требует внимания и федеральных, и регио­нальных, и муниципальных властей. Значит, она должна оставаться не за кадром, а в центре новой государственной программы.

Ну а самое главное, чтобы успешно и с пользой для всех реализовать Восточную газовую программу, надо в отраслевых программах пре­дусматривать строительство автомобильных и железных дорог, линий электропередач к газовым центрам. А в Федеральной целевой програм­ме предусматривать подготовку кадров для газовой промышленности, развитие социальной сферы именно в точках будущего размещения но­вых объектов газодобычи и газохимии.

Подсчитано, что в настоящее время Дальнего Востока касаются в той или иной степени более 100 разных программ. Все они должны быть от­корректированы, увязаны в пространстве, синхронизированы во вре­мени. Тогда мы получим действительно комплексную Государственную программу развития Дальнего Востока и Байкальского региона.

Но этого мало. Для того чтобы она заработала, причём неукоснитель­но, Госпрограмма, по моему убеждению, должна быть принята фе­деральным законом. Это необходимо по двум причинам.

Во-первых, её государственное финансирование должно быть защищённой статьёй федерального бюджета. Ведь опыт прошло­го свидетельствует, что с 1996 года и по настоящее время действующая Федеральная целевая программа «Дальний Восток и Забайкалье» про­финансирована только на 40 процентов. Нельзя, чтобы это повторилось и с будущей Государственной программой.

Во-вторых, защищённая законом программа станет чётким ориентиром и сигналом для бизнеса. Он должен знать: государство заинтересовано в востоке страны и свою позицию менять не будет.

И будет надёжный форпост

После законодательного утверждения Государственной программы развития Дальнего Востока и Байкальского региона её положения ста­нут директивным планом для государственных структур и естественных монополий. Но как быть с бизнесом? Ведь от него, а не от государства ожидается большая часть деловой активности и инвестиций на востоке страны. Для того чтобы стимулировать эту активность и напра­вить на восток поток инвестиций, необходимо сделать второй шаг – принять Федеральный закон «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона». Именно в нём и надо оговорить особые режимы хозяйствования и организации социальной сферы в регионе, о которых говорилось выше.

Закон может состоять из нескольких основных разделов.

Первый должен быть посвящён налоговым льготам для бизнеса. Существует целый ряд предложений, которые могут быть реализованы на Дальнем Востоке. От простых, например, освобождения всех предпри­ятий от федеральной части налога на прибыль, до достаточно сложных – той же дифференциации НДПИ по видам, качеству, географическому по­ложению месторождений. В ходе разработки закона необходимо выбрать лучшие из всего арсенала предложений. Но хотел бы остановиться на одном, крайне интересном, на мой взгляд. Речь идёт о том, чтобы зафик­сировать общий объём налоговых поступлений в федеральный бюджет от всех юридических лиц и жителей Дальнего Востока на определённую дату. Затем весь прирост к этому объёму направлять на протяжении не­скольких лет в специальный инвестиционный фонд Дальнего Востока и Байкальского региона. Конечно, вопрос это непростой как с точки зрения администрирования поступлений в фонд, так и с точки зрения порядка трат из него. Но, возможно, следует провести этот эксперимент.

Во втором разделе закона предлагается описать особый поря­док организации свободных экономических зон в восточных райо­нах страны. Субъекты Федерации Дальнего Востока и Байкальского региона в последние годы участвовали в десятках проводимых феде­ральными властями конкурсов на создание таких зон. И везде потер­пели поражение из-за неконкурентоспособности их проектов в сравне­нии с предложениями других регионов.

Но ведь если отойти от формальной логики, то, по сути дела, свобод­ные экономические зоны являются как раз инструментом повышения конкурентоспособности и должны в первую очередь создаваться имен­но в отстающих регионах. Поэтому предлагается узаконить их органи­зацию на Дальнем Востоке и в Байкальском регионе в особом порядке. Без конкурса, решением Правительства России, рассмотревшего ини­циативу того иль иного субъекта Федерации и одобрившего её.

Целесообразно также расширить перечень видов деятельности, ко­торые могут осуществляться в свободных зонах. При этом было бы ра­циональным передать управление деятельностью свободных экономи­ческих зон вновь созданному Минвостока России, сохранив существую­щий порядок контроля со стороны федеральных структур.

Особый раздел закона должен описывать разнообразные фор­мы государственно-частного партнёрства при реализации инве­стиционных проектов в регионе: концессии, отложенные налоговые платежи, возврат частным инвесторам вложенных в инфраструктурные проекты средств за счёт роста налоговых поступлений и другие. Необ­ходимо также закрепить законодательно возможность участия в каче­стве сторон концессионных соглашений нескольких субъектов Федера­ции и муниципалитетов одновременно.

Приморский край. Золотой мост, построенный к саммиту АТЭС во Владивостоке. 2012 г

Приморский край. Золотой мост, построенный к саммиту АТЭС во Владивостоке. 2012 г

Требуют своего законодательного решения и вопросы более рациональной организации инвестиционных и производственных процессов. Прежде всего речь идёт об упрощении разрешительных и управленческих процедур. Здесь возможным было бы распространение соответствующих режимов и регламентов, применяемых в сколковском проекте, на олимпийских стройках в Сочи и при подготовке к саммиту АТЭС во Владивостоке, на весь Дальневосточный регион.

Для Дальнего Востока и Забайкалья одной из актуальнейших про­блем является высокий, можно даже сказать, запредельный уровень энергетических и транспортных тарифов. Эта проблема должна ре­шаться комплексно. Специальный раздел, посвящённый техническим и технологическим мероприятиям, энергосбережению, должен быть в Госпрограмме развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Но и в «дальневосточном законе» требуется раздел о тарифной поли­тике. Представляется необходимым законодательно закрепить некоторые новые подходы к установлению тарифов: переход на политэкономическую формулу «цена производства» при расчёте тарифов на первичные энергоносители; установление единого об­щероссийского тарифа на передачу электроэнергии и другие реше­ния, дифференцированные по отраслям естественных монополий.

Наконец, особый раздел закона должен быть посвящён социаль­ной проблематике. Пожалуй, именно по этим вопросам есть наиболь­шее количество разнообразных предложений, направленных на при­влечение и закрепление кадров, создание образа жизни, устраивающе­го людей. Здесь и совершенствование системы материнского капитала, и развитие разных схем жилищного строительства, и государственно­частное партнёрство в социальной сфере, и восстановление в полном объёме существовавших ранее для северян и дальневосточников льгот и компенсаций.

Таким образом, Закон «О социально-экономическом развитии Дальнего Востока и Байкальского региона» должен способство­вать притоку капитала, стимулировать деловую активность, создать условия для повышения привлекательности жизни на Дальнем Востоке.

А вместе с другим законом – о Госпрограмме и необходимыми, в случае их принятия, поправками в действующие акты – мы получим административно-правовой Кодекс Дальнего Востока, который позво­лит сделать этот регион по-настоящему надёжным форпостом Россий­ского государства на Тихом океане.

«Литературная газета», 21-27 ноября 2012 г., №46-47 (6393).