Интервью Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова

НВК «Саха» 3 ноября 2006 года.

Text Box:  – Вы знаете, что наши встречи с Президентом Российской Федерации В.В.Путиным проходят ежегодно, как правило, ближе к концу года. На этот раз обсуждались вопросы и текущего характера, и стратегического развития Республики Саха (Якутия).

Если говорить о текущей ситуации, то Президента России интересовало в первую очередь то, как самый северный, холодный, удаленный регион в Российской Федерации подготовился к зиме, как прошла навигация, какие есть проблемы. Должен сказать, что навигация в этом году прошла успешно, завезены все необходимые грузы. Есть небольшие проблемы в некоторых улусах, но они носят рабочий характер, мы с ними справимся. Будет сложная зимовка в сельском хозяйстве. Правительство республики подготовило необходимые финансовые резервы и решило организационные вопросы по внутриреспубликанскому перемещению кормов, поэтому я думаю, что перезимуем нормально. Подготовка к зиме жилищно-коммунального хозяйства в основном завершена. Собственно говоря, зима уже началась. На протяжении последних пяти лет, слава Богу, не было крупных аварий. Надеемся, что и этот зимний период благополучно переживем.

Вторая группа вопросов касалась стратегии развития Республики Саха (Якутия). Вы знаете, что по итогам совещания, которое проходило в Якутске в январе текущего года, Президентом Российской Федерации подписан перечень поручений. Самое главное поручение касается разработки Схемы размещения и развития производительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Я доложил Президенту, что проект Схемы разработан в установленные сроки и направлен на рассмотрение в Правительство Российской Федерации. После того, как она пройдет согласования и будет одобрена, приступим к её реализации. Основные положения этого нашего документа стратегического планирования предусматривают, что к 2020 году республика станет регионом с высокоразвитой диверсифицированной экономикой. Для этого необходимо реализовать целый ряд крупнейших инвестиционных проектов, которые носят общенациональный характер, направлены на развитие всего Дальнего Востока, всей Российской Федерации. Это проекты в горнодобывающей, нефтяной, газовой, химической промышленности, черной и цветной металлургии, сельском хозяйстве и других отраслях. Нам надо решить много инфраструктурных вопросов межрегионального и общероссийского масштаба: строительство железнодорожных линий и федеральных автодорог, магистральных трубопроводов и линий электропередач. Это задачи, которые нам под силу решить только с помощью Правительства Российской Федерации, объединением усилий всех заинтересованных участников. Безусловно, крайне важна и поддержка наших планов Президентом Российской Федерации и мы эту поддержку получили. В.В. Путин подробно интересовался ходом дальнейшего продвижения Схемы, главными заложенными в ней параметрами и конкретными проектами.

Отдельный вопрос, который обсуждался на этой встрече, это развитие газовой промышленности в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Должен сказать, что Президент России прекрасно владеет проблематикой нефтегазового комплекса во всех её деталях.

Хочу ещё раз с благодарностью к нему напомнить, что именно В.В. Путин принял известное решение о выборе нашего, «северного», варианта трассы магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), которая теперь пройдет через Республику Саха (Якутия). Благодаря этому решению, началось ускоренное развитие нефтяной промышленности Якутии. Совсем недавно проведено совместное совещание Правительства республики с руководством ОАО «Сургутнефтегаз». Его наши средства массовой информации достаточно широко освещали. На этом совещании поставлена задача в конце 2008 года запустить первый нефтяной промысел на Талаканскомнефтегазоконденсатном месторождении в Ленском районе и добыть за год 1 миллион тонн нефти, а затем постепенно довести добычу до 10 миллионов тонн в год. По сути дела, это создание новой отрасли народного хозяйства республики – нефтяной промышленности. Старт дан.

Теперь для нас крайне важно, как будут развиваться события в газовой промышленности. Самое время этим заниматься, посколькупо поручению Правительства Российской Федерации акционерное общество «Газпром» заканчивает разработку программы развития газовой промышленности на востоке страны. Она имеет полное название «Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабжения с учетом экспорта в страны Азиатско-Тихоокеанского региона» или по другому – Восточная газовая программа. Мы участвуем в подготовке этой программы, так как являемся неотъемлемой частью Дальнего Востока и должны играть одну из ведущих ролей в её реализации. Сейчас, когда завершается сама разработка и начинается официальное рассмотрение Восточной газовой программы, когда не за горами то время, когда Правительство России будет утверждать её, надо особенно активно работать, чтобы все наши идеи и интересы были учтены.

Text Box:   На совещании по вопросам развития газовой промышленности Дальнего Востока. Губернаторы                                                  Амурской области – Л.В. Коротков, Хабаровского края – В.И. Ишаев, Приморского края – С.М. Дарькин,  Президент Якутии В.А. Штыров. г. Хабаровск. 2006 г. Сразу могу сказать, что Правительство Республики Саха (Якутия) во многом не согласно с тем, что предлагает «Газпром».Наша точка зрения была выражена на специальном совещании в городе Хабаровске, которое проводилось под эгидой полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе К.Ш. Исхакова. Я выступал с содокладом, где критиковал позицию «Газпрома», считая, что разработанная им программа не соответствует требованиям времени, задачам, которые ставят Президент и Правительство Российской Федерации в области развития газовой промышленности на востоке страны. Ведь главная задача – газификация всех дальневосточных субъектов Федерации. Только на этой основе можно снизить тарифы жилищно-коммунального хозяйства, как у нас в Якутии, так и в Амурской области, Приморье, Хабаровском крае, Еврейской автономной области. И второе важнейшее направление – создание на востоке страны мощной газоперерабатывающей и газохимической промышленности, производств синтетических композитных и конструкционных материалов. Это и новое развитие, и новые рабочие места. В газпромовской версии Восточной газовой программы вроде и создается мощная газодобывающая промышленность в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, но решение ключевых задач, о которых я говорил, относиться на неопределенный срок.

В самом деле, давайте посмотрим на сроки и очередность реализации основных проектов предлагаемого «Газпромом» варианта Восточной газовой программы. Предполагается, что на базе известных крупнейших месторождений будет создано четыре новых центра добычи газа: Сахалинский, Якутский, Иркутский и в Эвенкии. Это правильно. Первым будет создан Сахалинский центр. И это верно, ведь на Сахалине уже давно идут работы по обустройству газовых промыслов, строится газопровод с острова на Хабаровск через Комсомольск-на-Амуре. Но надо иметь ввиду, что объемов сахалинского газа, с учетом его контрактации в рамках соглашений о разделе продукции, недостаточно уже для газификации Приморского края, не говоря о более отдаленных от Сахалина субъектах Федерации Дальнего Востока – Амурской области, Еврейской автономии. Казалось бы, логично вторым развивать Якутский центр добычи газа и строить газопровод Ленск-Хабаровск. Но в Восточной газовой программе «Газпром» предлагает после Сахалина создавать Иркутский центр газодобычи на базе Ковыкты, а Якутию отнести на третью очередь за 2025 год. Теперь представьте себе огромную территорию с двумя центрами газодобычи в районе Байкала и на Сахалине и пустым пространством между ними. Где же тут газификация субъектов Федерации Дальнего Востока? Где газохимия Якутии и Амурской области? Только во второй половине XXI века. Вот почему мы настаиваем, чтобы одновременно с Сахалином уже в 2007 году, максимум – в 2009, были начаты работы по созданию Якутского центра добычи газа и системы его транспорта через весь Дальний Восток на Тихий океан.

Есть и другой вопрос. В первых вариантах Восточной газовой программы вокруг вновь создаваемых центров добычи газа предполагалось строительство газовых сетей для подачи газа ареалам находящихся рядом потребителей. Магистральные же газопроводы между центрами газодобычи не рассматривались как объекты первоочередного значения. Их строительство планировалось по мере необходимости, обусловленной падением добычи в том или ином центре. После критики таких подходов, схема изменена. Теперь сразу определяется маршрут главной магистрали, связывающей все газовые центры Восточной Сибири и Дальнего Востока между собой и с Единой системой газоснабжения России, заканчивающейся сейчас в Красноярском крае. Строится она будет по частям. Само по себе, это абсолютно правильное решение. Встаёт только вопрос о выборе трассы магистрального газопровода. В последнем по времени варианте Восточной газовой программы предполагается, что он пойдёт вдоль Байкало-Амурской железной дороги. То есть опять повторяется ошибка, которая была у нефтяников. Но ведь уже взвешены все «за» и «против», приняты решения, исправившие эту ошибку. Сейчас магистральный нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан уже проектируется и начинает строиться совсем по другой, чем БАМ, «северной» трассе. По сути дела, это уже готовая трасса и для магистрального газопровода. Не буду повторять все доводы в пользу такого решения, скажу только, что ко всем преимуществам «северной» трассы добавляется эффект от экономии затрат на инфраструктуру при прохождении магистральных нефтепровода и газопровода, как говорят, в одном коридоре. Один коридор, а не БАМ – это тоже наша позиция.

Точку зрения Правительства Республики Саха (Якутия) на основные положения Восточной газовой программы я излагал на Комиссии по вопросам топливно-энергетического комплекса при Председателе Правительства Российской Федерации М.Е. Фрадкове, теперь доложил Президенту России. В.В. Путин поддерживает, что нельзя на все вопросы развития газовой промышленности смотреть глазами «Газпрома», хотя это и государственная компания, но у него есть и собственные корпоративные интересы, не всегда совпадающие с потребностями государства в целом и субъектов Федерации. Нужно рассматривать и альтернативы. Президент дал поручение провести специальное совещание по нашим предложениям.

Конечно, мы ведем работу и с самим «Газпромом». И должен сказать, что некоторые подвижки в его позициях есть. Но работу надо продолжать упорно и по всем направлениям. Как говорится, капля камень точит.

Естественно, на встрече с Президентом России мы не могли не касаться вопроса об имущественных спорах и мировых соглашениях по акционерной компании «АЛРОСА», «Якутуглю» и другим нашим предприятиям. Речь шла в контексте поручений, которые в своё время он давал по этим вопросам. Президент подтвердил, что все решения должны быть взвешенными и сбалансированными. Республика Саха (Якутия) не должна потерять ничего: ни акций, ни бюджетных доходов, а Российская Федерация должна установить контроль над такой стратегической отраслью, как алмазная. Он свою позицию подтвердил, а мы продолжаем работать дальше.

– А как мы работаем? Теперь я перейду от встречи с Президентом России к совещанию, которое прошло в Минэкономразвития Российской Федерации. В нем приняли участие федеральные министры экономического развития и торговли Г.О.Греф и финансов А.Л. Кудрин, руководитель РосимуществаВ.Л.Назаров, их заместители, со стороны республики – я и Председатель Правительства Якутии Е.А. Борисов. Мы обсудили варианты мировых соглашений по трем предприятиям: Арктическое морское пароходство, «Якутуголь» и «АЛРОСА». До начала совещания еще оставались неурегулированные вопросы. На совещании, поговорили, конечно, крепко, поспорили, но в конечном итоге были найдены все решения. Могу доложить, что на сегодняшний день тексты мировых соглашений по этим трем важнейшим для республики предприятиям полностью согласованы,завизированы и готовы к подписанию в официальном порядке. Подписание должно состояться 15 ноября в Высшем Арбитражном суде Российской Федерации. Сейчас наши юристы вместе с юристами Росимущества готовят необходимые документы для суда. Это уже техническая работа, вся сущностная закончена. Что мы имеем в итоге?

Арктическое морское пароходство. Правительство Российской Федерации всегда считало его своей собственностью, незаконно отчужденной республикой. Но, во-первых, поскольку было признано, что Республика Саха (Якутия) наиболее заинтересована в нормальной работе этого предприятия, во-вторых, по факту эффективно им управляет, Правительство Российской Федерации передает нам контрольный пакет акций Арктического морского пароходства. Себе оставляет 50 минус 1 акцию, которые передает республике в доверительное управление. Таким образом, мы полностью должны контролировать работу этого предприятия и управлять им. Единственное ограничение заключается в том, что поскольку Арктическое морское пароходство является субъектом хозяйственной деятельности стратегического значения, то в случае чрезвычайных или каких-то других экстренных ситуаций надо передать его федеральному Правительству до окончания такой ситуации. Таким образом, вопрос Арктического морского пароходства решился в пользу республики.

Text Box:   Якутия. Алданский район. На строительстве Амуро-Якутской железной дороги на участке Томмот-Якутск.                         2006 г. По «Якутуглю» текст мирового соглашения согласован. В нем сказано о том, что 75 процентов акций остаются в распоряжении Правительства Республики Саха (Якутия), точно так же, как акции «Эльгаугля», но их нужно объединить в один пакет и реализовать на аукционе. Вырученные средства надо направить на строительство железной дороги Беркакит – Томмот – Якутск в качестве софинансирования, потому что железная дорога финансируется не только нами, но и Правительством Российской Федерации и ОАО «Российские железные дороги», а также на развитие других инфраструктурных проектов в Республике Саха (Якутия). Под этим понимается дальнейшая газификация населенных пунктов, строительство автомобильных дорог, некоторых социальных объектов, реконструкция аэропортов. Все операции по консолидации и продаже акций необходимо провести до 1 февраля следующего года. Мировое соглашение предполагает определенную схему отчетности перед Правительством Российской Федерации о том, как мы тратим деньги в соответствии с договоренностями. Если мы эти деньги не истратим до 2017 года, в течение десяти лет, то должны их вернуть федеральному Правительству. Я полагаю, что деньги мы используем по назначению и сполна, поэтому нам возврат не грозит. Самое главное, что спор завершается с большой пользой для республики.

По акционерной компании «АЛРОСА» также согласован текст мирового соглашения и готов к подписанию. В нем учтены все интересы и предложения и Республики Саха (Якутия), и федерального Правительства. Ситуация выглядит таким образом. Мы признаем, что имущественный комплекс бывшего производственно-научного объединения «Якуталмаз» является совместной собственностью правительств Республики Саха (Якутия) и Российской Федерации. Эту совместную собственность, делим в пропорциях примерно 60 на 40 и вносим в уставный капитал акционерной компании «АЛРОСА» как от Правительства Республики Саха (Якутия), так и от Правительства Российской Федерации. После этого Российская Федерация будет иметь чуть больше 50 процентов акций компании, а Республика Саха (Якутия) сохранит свои 40 процентов. Это означает, что спор закончился согласием сторон.Ни мы не говорим, что имущественный комплекс абсолютно наш, ни Правительство Российской Федерации. Это совместная собственность. Это очень важно, потому что это действительно примирение сторон. С другой стороны, внося имущественный комплекс в уставный капитал компании, мы добиваемся того, что Республика Саха (Якутия) сохраняет свои 40 процентов акций (32% у Правительства, 8% у улусов республики). Если уж честно, положа руку на сердце, говорить, то нам положено было 35%, а сохранили 40%. Правительство же Российской Федерации получает контрольный пакет акций компании, внесенной в перечень стратегических предприятий страны, что тоже правильно.

Помимо распределения долей в уставном капитале компании, по «АЛРОСЕ» возникает ещё несколько вопросов. Во-первых, если у нас нет имущественного комплекса, то мы не можем брать арендную плату с акционерной компании «АЛРОСА», это 9-10 миллиардов рублей в год. Тогда как будем дальше жить? Ответ на этот вопрос даёт мировое соглашение, в котором записано, чтоПравительство Российской Федерации компенсирует республикеэтифинансовые потери. Принимается постановление Правительства Российской Федерации о компенсации выпадающих доходов, которое сейчас находится на согласовании в федеральных министерствах и ведомствах. Если вдруг по какой-то причине что-то не успели, что-то не сделали, что-то не получается и мы какую-то сумму не получаем у федерального Правительства в качестве компенсации, то до тех пор, пока этой компенсации не будет в реальности, нам акционерная компания «АЛРОСА» возмещает эту сумму. Эти механизмы заложены в мировом соглашении. Это очень важно, потому, что республика ничего не теряет в любых обстоятельствах. Возникают и чисто управленческие вопросы. Вчера у нас был небольшой перевес – на три процента акций было больше в уставном капитале, и мы могли в какой-то степени влиять на стратегию и тактику деятельности компании. А как будет дальше, ведь завтра будет перевес у федерального Правительства? И как сделать так, чтобы голос республики оставался весомым при принятии ключевых решений органами управления компании? Для этого надо внести некоторые изменения в её устав. Мировое соглашение предусматривает и это. В нем есть специальный пункт, который говорит, что Росимущество в установленном порядке должно внести предлагаемые Республикой Саха (Якутия) изменения в устав компании. Это главные моменты и главные пункты, которые вызывали споры, взаимные обвинения, процесс был очень нервным, он длился почти целый год. Сейчас он благополучно закончился. Должен сказать, что здесь обе стороны – Республика Саха (Якутия) и Правительство Российской Федерации в лице Росимущества, Минфина, Минэкономразвития – нашли компромисс, понимая позиции друг друга. Нас это удовлетворяет, поэтому мы будем готовы его подписать.

Мы договорились, что все мировые соглашения должны быть подписаны в пакете. По проектам трех из них работа завершена. Ноесть еще и четвертый спор, четвертый суд – по нашему техническому центру телевидения и радиовещания, который находится в Якутске. По всем нормативным документам он должен быть целиком федеральным, но Президент Российской Федерации по нашей просьбе распорядился таким образом, что та часть, которая необходима для функционирования федеральных систем связи остаётся у Правительства России, остальная – в собственности республики, что для нас чрезвычайно важно. Мы еще не закончили работу, но постараемся к 15 ноября завершить, и четыре мировых соглашения в пакете должны отправить в Арбитражный суд.

Текст мировых соглашений должен был содержать такие формулировки, которые не оставляли бы другого толкования не только на сегодняшний день, но и на завтрашний. Этого было добиться непросто. Именно потому, столько шло споров, даже за час до нашего совещания в Минэкономразвития России еще, как говорится, дым стоял коромыслом в дискуссиях. Да и на совещании были высказаны довольно резкие слова в адрес друг друга.

Считаю, что проделанная работа и достигнутые результаты крайне важны как для настоящего времени, так и для будущего республики. Хватит уже сутяжничать, спорить, потому что надо работать, а у нас то этот вопрос не решен, то тот, неясно, как составить бюджет на следующий год, как управлять той же компанией «АЛРОСА» или как действовать по «Якутуглю». Всё это уже стало тормозом в дальнейшем развитии Якутии, поэтому я очень доволен, что мы добились таких результатов. Во – многом они превзошли все ожидания. Я официально заявляю, что мировые соглашения полностью согласованы и готовы к подписанию. Их содержание отвечает интересам Республики Саха (Якутия).

Text Box:   Президент Якутии В.А. Штыров, первый заместитель председателя правления ОАО «Газпром» А.Г. Ананенков.  г. Москва.  2006 г. – Теперь вернемся к газовой проблематике. Понятно, что мы считаем эту тему настолько важной для страны, Дальнего Востока, Восточной Сибири, Республики Саха (Якутия), что довели свою точку зрения по ключевым вопросам разрабатываемой Восточной газовой программы до Президента Российской Федерации. Это не значит, что мы не работаем по другим каналам. Состоялись мои очередные встречи с руководством ОАО «Газпром», на которых обсуждались все детали будущего развития газовой промышленности на востоке страны. Я вновь подтвердил, что республика до конца будет отстаивать свои позиции. Какие конкретно?

Первое, мы говорим о том, что надо немедленно, с 2007 года, начать освоение газовых месторождений Республики Саха (Якутия),которые уже сейчас стоят на балансе в Государственной комиссии по запасам. Прежде всего, это гигантское Чаяндинскоегазонефтеконденсатное месторождение. Второе, надо безотлагательно начать выставлять на аукционы перспективные участки недр для того, чтобы можно было привлечьнедропользователей, которые могли бы развернуть геологические работы по учету газовых запасов, начать освоение и других газовых месторождений, кроме Чаянды. Третье, необходимо так проложить трассу магистрального газопровода, связывающего основные центры добычи газа на востоке страны, чтобы он проходил через главные месторождения газа, а не на удалении от них на 500 километров и больше. Поэтому этот маршрут должен совпадать с маршрутом магистрального нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Четвертое, газ должен не просто добываться и направляться на экспорт, а в первую очередь должен пойти на газификацию субъектов Российской Федерации, в том числе Республики Саха (Якутия). Мы ведем свою программу газификации, но это только центральная Якутия, а нам надо охватить и юг: Ленск, Олекминск, Алдан, Нерюнгри, и в перспективе восток республики. Вот наши основные позиции.

Должен сказать, что, начиная с хабаровской встречи, с тех упорных споров, которые там возникли, учитывая, что примерно такую же позицию, как Якутия, занимают другие субъекты Федерации Дальнего Востока, мы получили определенную поддержку в Министерстве промышленности и энергетики, в Министерстве природных ресурсов и в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации. Она основывается на общем понимании государственных интересов. Принимая это во внимание, «Газпром» уже заявил, что откорректирует существенным образом свои планы. В частности, магистральный газопровод переместиться примерно в один коридор с нефтепроводом ВСТО и это решение уже принято, а освоениеЧаяндинского месторождения приблизится во времени с 2025 года на середину следующей пятилетки. Если это все будет действительно отражено в Восточной газовой программе, мы поддержим её при рассмотрении в Правительстве Российской Федерации. Пока это только устно выраженная позиция, надо продолжать работу, чтобы она была зафиксирована в официальных документах. Я думаю, мы этого добьемся, потому что это действительно важно и в интересах всей страны и Республики Саха (Якутия).

Пресс-служба Президента и

Правительства Республики Саха (Якутия)

«Якутия», 3 ноября 2006 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here