16/06/2010

С момента провозглашения суверенитета Якутии в составе России прошло не так много времени, а ситуация изменилась в корне. Старая административная система, действовавшая на протяжении десятилетий, имела много минусов, но были у нее и свои плюсы. С одной стороны, все произведенное в республике изымалось, и даже первый секретарь Якутского обкома компартии не знал, куда и сколько уходит алмазов, золота.

Но с другой стороны, в республику были вложены солидные инвестиционные ресурсы. Являясь сырьевым придатком союзного центра с совершенно неразвитой социальной сферой, мы имели возможность строить мощные промышленные объекты. Находясь на 90-х местах в СССР по основным показателям социального развития, по уровню национального дохода на душу населения Якутия всегда входила в первую пятерку территорий.

Сейчас, получив возможность действовать самостоятельно в пределах установленных федеральным законодательством полномочий, Правительство республики стало активно заниматься структурной перестройкой экономики, развитием перерабатывающих отраслей. Экономика Якутии всегда базировалась на трех китах: горнодобывающая промышленность, сельское хозяйство и инфраструктура, особенно энергетика. В советское время создание добывающих предприятий на Севере зависело не от их экономической эффективности, а от политики Союза ССР на самообеспечение всеми видами ресурсов.

В новых экономических условиях предприятия и целые производственные комплексы оказались в депрессивном состоянии. Это и понятно, учитывая наш экстремальный климат, высокие транспортные издержки, обремененность производства социальными вопросами. Поэтому структурная перестройка экономики предполагает комплекс мер по реанимации там, где это возможно, наших действующих предприятий и создание совершенно новых производств. Структурная перестройка требует значительных капитальных вложений. Во многом Республика Саха (Якутия) опирается на собственные ресурсы, но есть и такие проекты, с которыми отдельным предприятиям, да и республике в целом не справиться. Поэтому Правительство Якутии активно привлекает внешних инвесторов, в основном наших российских, но возможно участие и иностранных.

Предприятия с иностранными инвестициями по Закону «Об иностранных инвестициях в Республике Саха (Якутия)» получают налоговые льготы. Они устанавливаются в каждом случае индивидуально. Иностранных партнеров интересуют и гарантии с точки зрения материальных активов. У нас есть возможность по наиболее крупным проектам предоставить правительственные гарантии. Имеются определенные запасы ценностей не только в денежной форме, но и в виде реальных запасов золота, алмазов. Крупнейшие предприятия — компании «Алмазы России — Саха», «Золото Якутии», «Якутуголь» — также имеют возможность гарантировать своими ресурсами безопасность инвестору.

Республика располагает валютными ценностями, которые могут быть выданы или выставлены в залог под кредиты или под наши обязательства перед конкретным иностранным партнером в случае создания, допустим, СП. Сложилась система: в республике действуют валютная, кредитная комиссии. Наконец, при разработке месторождений возможен залог в виде потенциальной выгоды. Сейчас в республике разрабатывается реестр тех месторождений, которые могут быть выставлены под залог тех или иных операций.

Теперь об отношениях республики и Центра, которые беспокоят многих зарубежных партнеров. Краеугольный документ здесь — Федеративный договор, подтвержденный Конституцией РФ. Мы активно участвовали в его разработке, получили определенный статус, право собственности на недра. Существуют также межправительственные и межминистерские договора. Конституции Республики Саха и РФ в основных моментах соответствуют друг другу. Сейчас в Москве ведется работа по подписанию целой серии соглашений о разграничении полномочий между Республикой и РФ. Республика Саха раньше других субъектов России подписала основные договоры, но с тех пор многое изменилось. Потребовалось найти новую форму интеграции, в том числе в управлении социально-экономическими процессами. Была разработана федеральная программа социально-экономического развития Якутии, которая раскрывает инвестиционный потенциал республики.

В ее рамках осуществляется несколько проектов: программа развития транспорта (строительство железной дороги до Якутска), топливно-энергетического комплекса, первостепенное значение имеет электроэнергетика, строительство Вилюйской ГЭС-3, возможно в перспективе строительство еще нескольких ГЭС на юге. В Якутии большие запасы нефти и газа. Для своих нужд мы добываем газ давно. Существует проект поставки газа на экспорт — в Юго-Восточную Азию. Будем пускать нефтеперерабатывающий завод. Приоритет имеют также и направления, связанные с перерабатывающим производством в промышленности, рациональной занятостью, миграцией и обустройством людей, выезжающих в основном из северных районов республики.

Иностранных и российских инвесторов привлекает золотодобывающая промышленность, много предварительных переговоров по нефтяным проектам. Мы надеемся и на привлечение средств через ценные бумаги наших предприятий. Приватизация в республике проходила в несколько этапов. Особенность чековой приватизации состояла в том, что большинство крупных предприятий были акционерными обществами закрытого типа с контрольным пакетом акций в руках государства. Сейчас мы пытаемся развернуть два процесса — открытие акционерных обществ (это касается угледобывающих, энергетических предприятий). Во-вторых, стремимся стимулировать создание финансовых групп в горнодобывающем комплексе. Мы видим в этом возможность повышения конкурентоспособности в первую очередь за счет концентрации минерально-сырьевой базы.

Надо ответить на вопрос: для чего России нужен Север? Футурологи пишут о том, что территория становится ресурсом не менее значимым, чем минеральные ресурсы и даже воздух. У России нет четко выработанной региональной экономической политики. Это серьезный повод для размышлений не на региональном, а на федеральном уровне.

«Деловые люди», ноябрь 1994 г.