Железную дорогу превратили в полуфабрикат стоимостью почти 50 миллиардов рублей. Завершение строительства 435-километровой железнодорожной линии Томмот – Нижний Бестях, которую должны были сдать в эксплуатацию еще в 2013 году, в очередной раз отодвинули на неопределенный срок. На этот раз – настолько неопределенный, что даже приблизительное время возобновления работ никто назвать не может. Долгострой, на который потратили уже 47 миллиардов рублей, зашел в тупик.
Шикарный железнодорожный вокзал в Нижнем Бестяхе был построен в 2013 году, но до сих пор там не ступала нога пассажира. Фото: Пресс-служба Государственного собрания РС(Я)
Шикарный железнодорожный вокзал в Нижнем Бестяхе был построен в 2013 году, но до сих пор там не ступала нога пассажира. Фото: Пресс-служба Государственного собрания РС(Я)

Линия должна связать центральные районы Якутии с внешним миром. С ее вводом здесь все подешевеет, а людям можно будет по рельсам доехать до любой российской станции. С большими перерывами ее строят с 1997 года, но никак не могут довести до ума. Сроки сдачи переносили пять раз.

Очередным крайним сроком ввода дороги в постоянную эксплуатацию называли январь 2018-го. Надежды на завершение строительства власти Якутии и заказчик, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, связывали со сменой генерального подрядчика. Действующий – инжиниринговая корпорация “Трансстрой”, доведя объект до 90-процентного уровня готовности, затянул работы. Оставшиеся без дела и доходов предприятия-подрядчики начали переходить на другие объекты. Некоторые, не получив вовремя заработанное, оказались на грани разорения. Стройка встала. В самой корпорации тоже наступили не лучшие времена: с мая 2015 года там введена процедура банкротства.

Поскольку добровольно освобождать место компания не намеревается, Росжелдор подал исковое заявление о расторжении контракта в Арбитражный суд Москвы. Главным аргументом было то, что Главгосэкспертиза вынесла отрицательное заключение в отношении подготовленных генподрядчиком проектной и сметной документации на завершение работ.

Однако арбитраж в удовлетворении иска отказал. При рассмотрении дела суд пришел к выводу, что долгостроем железная дорога стала по вине не подрядчика, а как раз заказчика строительства, не обеспечившего своевременное финансирование работ и предоставление необходимой документации. Впоследствии деньги на завершение строительства (около двух миллиардов рублей) появились. Однако, как следует из судебного решения, заказчик допустил просрочку в передаче проектной документации и не согласовал сроки выполнения работ.

В течение прошлого года два миллиарда были зарезервированы в федеральном бюджете. Они так и остались лежать мертвым грузом, поскольку с одним подрядчиком заказчик работать не хотел, а другого назначить не мог: место занято.

– Это единственная железная дорога, которая строится в стране. По ней выпущено два постановления правительства РФ, в 2004 и 2008 годах. Она должна была войти в эксплуатацию в 2013 году, сейчас 2017-й, но этого не произошло. На нее истрачено 47 миллиардов рублей, осталось два миллиарда. Стройка заморожена из-за организационных вопросов… Это как вообще понимать? – недоумевает сенатор от Якутии Вячеслав Штыров.

По недостроенной дороге ходят грузовые поезда, кто-то набивает на этом карманы. И лишь государство, вложившее в объект немалые деньги, не вправе его использовать

У участников процесса есть месяц на то, чтобы согласиться с решением суда или оспорить его. Но даже если тяжба не затянется, 2017-й уйдет впустую. По мнению министра транспорта республики Семена Винокурова, он уже ушел. Ведь при любом подрядчике проект придется переделывать, это займет несколько летних месяцев, а активно заниматься строительством в Якутии можно только летом.

Ныне железная дорога являет собой странный конгломерат действующих, законсервированных, недостроенных и одного разграбленного объектов. Ее грузовой комплекс с 2014 года находится в режиме временной эксплуатации. Это значит, что грузовые поезда ходят, кто-то набивает на этом карманы, но государство, вложившее в строительство дороги почти 50 миллиардов рублей, не вправе ее использовать.

По словам генерального директора Акционерной компании “Железные дороги Якутии” Василия Шимохина, недостроенную станцию Нижний Бестях невозможно включить в Тарифное руководство № 4, где расписаны все тарифные расстояния между пунктами назначения. Ей не присвоен код единой сетевой разметки, для нее нет утвержденных тарифов, поэтому компания пользоваться ею не может.

Дорогу строили ради кратного удешевления завоза жизнеобеспечивающих грузов на Север. Однако нет тарифов – нет северного завоза. Огромные деньги потрачены, рельсы лежат, инфраструктурные объекты стоят, но ничто не работает на выполнение главной задачи.

А пассажирские поезда вообще остаются недостижимой мечтой якутян. В 2013 году рядом с Нижним Бестяхом был построен красивый железнодорожный вокзал. Все в нем сияет девственным блеском. Каждую зиму его отапливают, затрачивая на это большие средства. Но до сих пор там не ступала нога пассажира. Вокзал откроют для людей только после ввода линии в постоянную эксплуатацию. То есть – неизвестно когда.

Недавно на объектах долгостроя побывали депутаты Госсобрания республики. После организованного прямо на вокзале совещания они решили провести парламентские слушания и выработать предложения по ускорению окончания строительства.

Сложно сказать, какие предложения могут быть выработаны в Якутске, если дело застопорилось в Москве. Пока ситуация патовая. И она ухудшается. В нескольких десятках километров от Нижнего Бестяха была построена станция “Рассолода”. Там тоже все блестело. Но мародеры растащили из неиспользуемого объекта оборудование и утварь. И начали разбирать само здание.

Текст: Владимир Таюрский

Российская газета – Экономика Дальнего Востока №7256 (90)

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here