г. Мирный, 6 февраля 2008 года.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

Уважаемые участники совещания!

Text Box:   Якутия. Мирнинский район. На совещании при первом заместителе Председателя Правительства России Д.А. Медведеве                                                                          по вопросам социально-экономического развития Республики Саха (Якутия). г. Мирный. 2008 г. Прежде всего, от имени всех якутян выражаю Вам благодарность за приезд в Республику Саха (Якутия) и внимание к вопросам разви­тия нашего региона.

Республика Саха (Якутия) – самый крупный по площади субъект Рос­сийской Федерации, имеет территорию в 3 млн. кв. км (что почти равняется Индии). 40% нашей территории находится за Полярным кругом, 100% – это зона вечной мерзлоты. В Якутии самый суровый климат на планете, годовая амплитуда температур достигает 100 градусов.

Все особенности северных территорий в части ведения хозяйства, организация жизни людей, особого духовного склада северян, ко­торые описаны в литературе и науке, в полной мере присущи республике. Но, в то же время, Якутия отличается от других северных регионов Российской Федерации и зарубежных стран (скажем, Канады, США) тем, что у нас исторически масштабное развитие получило аграрное производство, и 35 процентов жителей – это селяне, для которых те или иные отрасли сельского хозяйства являются основой жизнедеятельности.

Несмотря на все сложности, связанные с экономико-географическими, природно-климатическими условиями, республика стабильно развивается и оказывает зна­чительное влияние на социально-экономическую ситуацию на всём Дальнем Востоке России.

По объёму производства добавленной стоимости на душу населения мы вхо­дим в пятерку ведущих регионов страны и занимаем I место в Дальневосточном федеральном округе. Это обусловлено и большими масштабами сель­ского хозяйства, о которых я говорил, но прежде всего – деятельностью промышленности.

Промышленность республики опирается на хорошуюминерально-сырьевую базу. Республика Саха (Якутия) занимает первое место в Российской Федерации по рейтингу общих запасов всех видов природных ресурсов. Минерально-сырьевой потенциал оценивается в 78,4 трлн. руб. На долю Якутии приходится 47% разведанных запасов угля, 35% природного газа и нефти Восточной Сибири и Дальнего Востока, 22% гидроресурсов и значительная часть запасов различных металлов от их общих ресурсов России. На основе ресурсного потенциала в республике в XXвеке созданамощная горнодобывающая промыш­ленность, некоторые из отраслей которой имеют мировое значение. Глав­ное – это добыча алмазов. В Якутии добывается почти 100% российских алмазов, это 25% мирового производства. Республика занимает третье место вРоссийской Федерации по добыче золота, лидирующее положение по добыче сурьмы и олова, значительную долю на рынке угля, который мы отправляем для энергетики Дальнего Востока, всей металлургической промышленнос­ти страны, а также на экспорт.

По итогам прошлого года валовой региональный продукт Якутии на ду­шу населения составил 243 тыс. рублей. По этому показателю республика занимает 4 место в Российской Федерации, а по уровню развития челове­ческого потенциала – 8-е.

Республика Саха (Якутия) входит в десятку регионов России и является единственным субъектом Дальневосточного федерального округа, имею­щим инвестиционные и кредитные рейтинги международных агентств. При этом эти рейтинги ежегодно подтверждаются и, как правило, повышаются.

Мы работаем по индикативным пятилетним планам,реализован первый план на период с 2002 по 2006 годы, сейчас выполняется второй – на 2007 – 2011 годы.

С 2002 года в республике обеспечен рост производства во всех отраслях экономики. Их выполнение позволило обеспечить, начиная со стартового 2002 года, ежегодный рост производства во всех отраслях. В результате валовый региональный продукт в 2007 году составил по республике 230 млрд. рублей, это 124% к 2002 году.

За эти годы реализован ряд крупных инвестиционных проектов, имею­щих значение не только для Якутии, но и для Российской Федерации в це­лом: строительство и ввод в эксплуатацию одного из крупнейших в мире Нюрбинского горно-обогатительного комбината по добыче алмазов, перво­го агрегата Светлинской ГЭС, участка Беркакит – Томмот Амуро-Якутской железной дороги.

ПозитивныеText Box:   Якутия. Нюрбинский улус. Нюрбинский горно-обогатительный комбинат АК «АЛРОСА». п. Накын. 2007 г. сдвиги в экономическом развитии республики позволили приступить к системному решению первоочередных социальных вопросов.

При общероссийской тенденции естественной убыли населения в Яку­тии в последние годы есть естественный прирост населения за счет увеличени рождаемости и снижения смертности. Денежные доходы населения реально возросли по сравнению с 2002 годом в 1,6 раза. Ликвидирована просроченная задолженность по заработной плате. Ежегодно растет численность занятых в экономике, которая в 2007 году достигла 456 тысяч человек.

Активно реализуются приоритетные национальные проектысо значительным софинансированием из республиканского бюджета (до 60%). Контрольные индикаторы по ним выполнены.

Благодаря налаженной системной работе по многим направлениям на­циональных проектов республика выигрывает федеральные конкурсы. Мы вошли в число победителей конкурса среди субъектов Российской Федерации и получили федеральное финансирование на реализацию проекта модерниза­ции системы общего образования, программы создания на базе Якутского госуниверситета научно-образовательного технологического центра инно­вационного развития северо-востока России. Республика вошла в перечень регионов, участвующих в выполнении задания на оказание высокотехноло­гичной медицинской помощи населению регионов Дальнего Востока. Побе­да в конкурсах, проводимых Росстроем, позволяет привлекать федеральные средства на жилищное строительство.

 

* * *

Президентом и Правительством Российской Федерации в последние го­ды уделяется особое внимание вопросам экономического и социального развития регионов Дальнего Востока. Это и рассмотрение Советом Без­опасности в декабре 2006 года вопросов обеспечения национальной без­опасности на территории Дальневосточного федерального округа, это и активная работа Государственной комиссии по вопросам социально-экономи­ческого развития Дальнего Востока, Республики Бурятия, Иркутской и Чи­тинской областей, это и увеличение финансирования федеральной про­граммы развития Дальнего Востока и Забайкалья, строительство нефтепроводной системы “Дальний Восток – Тихий океан”, утверждение Восточной газовой программы.

Крайне важным для Якутии стал приезд в республику Президента страны В.В. Путина два года назад – 6 января 2006 года.Рассмотрев вопросы социально-экономического развития республики, Президент дал целый ряд поручений Правительству Российской Федерации, Правительству Республики Саха (Якутия), исполнение которых позволя­ет решить в комплексе главные социально-экономические проблемы региона.

Всего из 12 пунктов этих поручений исполнено 6, в рабо­те – 5, не исполнено – 1.

 

 

Исполнено:

1.Для кардинального решения проблем социально-экономического раз­вития республики на перспективу разработан документ стратегического планирования – Схема комплекс­ного развития производительных сил, транспорта и энергетики Рес­публики Саха (Якутия) до 2020 года, которая одобрена Правительством Российской Федерации 8 февраля 2007 года.

2.  Переданы в федеральную собственность имуществоаэродромовг. Якутска и п. Тикси.

3.  Частично исполнено поручение о принятии комплекса мер по поддержке малой авиации, которая в республике обслуживает все арктиче­ские и труднодоступные районы. Так, 8 сентября 2007 года Правительство России приняло постановление, в соответствии с которым авиакомпаниям ком­пенсируется 50% банковской процентной ставки в случае приобретения воздушных судов малой авиации российского производства и часть лизин­говых платежей. При этом Правительство республики, со своей стороны, готово компенсировать другие 50%. Вместе с тем, это решение Правительства России на практике почти невыполнимо, потому что в планах Объединенной авиастроительной корпорации не предусмотрено развитие производства отечественных само­летов для малой авиации. Поэтому необходимо выработать конкретные ре­шения по производству отечественных воздушных судов (федеральный гос­заказ) или созданию условий для перехода на эксплуатацию судов ино­странного производства для местных воздушных линий.

4.  В рамках национального проекта “Здоровье” в федеральный реестр для получения денежных выплат включены дополнительномедработники, обеспечивающие медицинскую помощь в отдаленных населенных пунктах с малой численностью населения.

5.  Text Box:   Якутия. Жиганский улус. В Бригаде таёжных оленеводов. 2007 г. В приоритетный национальный проект “Развитие АПК” и субсидии из федерального бюджета включена поддержка северного оленеводства и табунного коневодства.

6.  Утверждена Восточная газовая программа.

Более подробно остановлюсь на поручениях Президента России, ко­торые до сих пор находятся в работе и требуют принятия решений Правительства Российской Федерации.

1. Для опережающего развития транспортного комплекса республики принципиальным является исполнение поручения Президента России о строительстве железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск с мостовым переходом через реку Лена.Во исполнение это­го поручения Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 года в фе­деральную целевую программу “Модернизация транспортной системы Рос­сии (2002 – 2010 годы)” включено финансирование проектирования совме­щенного автомобильно-железнодорожного моста через Лену в 2007 году. В настоящее время подготовлен­ны материалы технико-экономического обоснования, они находятся в Главгосэкспертизе России. Стоимость строительства моста составит ориентировочно 52 млрд. рублей. Надо продолжить работу и включить этот объект с необходимыми объ­емами финансирования в разрабатываемую в настоящее время новую федеральную программу развития транспорта теперь уже до 2015 года, предусмотреть в ней завершение строительства мо­ста в 2015 году.

2.   По федеральной автомобильной дороге “Колы­ма”. Необходимые объемы финансирования для обеспече­ния сквозного проезда по дороге предусмотрены в планах. При соблюдении графика производства работ подрядчиками поруче­ние будет исполнено в срок до 1 декабря 2008 г.

3.   Было задание Правительству Российской Федерации разрабо­тать меры, направленные на опережающее развитие энергетической инфраструктуры региона, включая подготовку технико-экономического обоснования сооружения Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса, а также на объединение энер­горайонов Якутии.

Во исполнение этого задания Правительство Республики Саха (Якутия) совместно с РАО “ЕЭС России” подготовило и направило в Минромэнерго и Минэкономразвития России “Стратегию развития единой энергетической системы Республики Саха (Якутия) до 2030 г.”. Теперь на уровне Правительства Российской Фе­дерации требуется принятие решений по главным положениям этого документа. В первую очередь, включить в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики Российской Федерацмм на пери­од до 2020 года меры по формированию объединенной энергосистемы Вос­точной Сибири и Дальнего Востока через энергоузлы централизованного электроснабжения Республики Саха (Якутия).

4.   В процессе работы находится вопрос принятия мер по осуществле­нию финансирования в необходимых объемах работ, связанных с поддер­жанием гарантированных габаритов внутренних водных путей для обес­печения судоходства для доставки грузов в труднодоступные районы Край­него Севера. Необходимо решить вопрос о включении в расчетную базу и наладить ежегодное финансирование комплекса путевых работ, обеспечи­вающих гарантированные габариты внутренних водных путей Ленского бас­сейна, включая арктические реки (Яна, Индигирка, Колыма) и боковые притоки (Вилюй, Алдан).

5.   Президент России В.В. Путин поручил Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность выделения средств из федерального бюджета для решения проблемы ветхого жилья в Республике Саха (Яку­тия). На снос ветхого и аварийного жилья отведено в 2006 – 2007 годах из фе­дерального бюджета 376,8 млн. руб, из республиканского – 414 млн. рублей. За эти два года ликвидировано 22 тыс. кв. м ветхого жилья и расселено 700 семей. Вместе с тем, для полного решения проблемы требуется 46,5 млрд. рублей. Необходимо работу эту продолжить и ежегодно предусматривать на неё федеральные средства.

Не выполнено одно поручение Президента России – опередаче Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения без проведения конкурса в недропользование ОАО “Газпром”. Теперь, когда Восточная газовая программа утверждена, Правительству Российской Федерации по этому поручению надо принять решение в самые сжатые сроки.

Таковы общие итоги выполнения поручений Президента России В.В. Путина.

Очень важно, что главное из них – разработка и начало реализации Схемы комплексного развития про­изводительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года – выполнено. Это первый в стране документ долгосрочного планирования развития субъекта Федерации, одобренный Правительством России.

 

* * *

Схема учитывает основные положения утверждённых стратегий развития ключевых отраслей народного хозяйства Российской Федерации, таких, как Энергетическая стратегия России, Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики Российской Федерации до 2020 года, Транспортная стра­тегия России на период до 2020 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2020 года, Программа создания в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке единой системы добычи, транспортировки газа и га­зоснабжения с учетом возможности экспорта газа на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Она согласована со всеми заинтересованными федеральными министерствами и ведом­ствами, профильными комитетами Государственной Думы и Совета Феде­рации Федерального Собрания Российской Федерации, синхронизирована со стратегиями раз­вития крупнейших компаний страны: ОАО РАО “ЕЭС России”, ОАО “Гидро-ОГК”, ОАО “Газпром”, ОАО “РЖД”, ОАО “Сургутнефтегаз”, ЗАО “Полюс”, стальная группа “Мечел”, АК «АЛРОСА» и других.

В результате реализации Схемы республика к 2020 году должна стать регионом с устойчивой, самодостаточной для формирования бездотационного консолидированного республиканского бюджета экономикой. Валовый региональный продукт по отношению к 2005 году вырастет в 2,8 и составит более 1 трлн. рублей. Экономический рост, в свою очередь, позволит увеличить к 2020 году доходы населения в 3,6 раза и решить ос­новные проблемные вопросы в социальной сфере.

Как механизм реализации первого этапа Схемы утвержден пятилетний индикативный план соци­ально-экономического развития Республики Саха (Якутия) на 2007-2011 годы и приняты 24 государственные целевые для основных отраслей экономики и социальной сферы.

Работа по развитию народнохозяйственного комплекса республики запланирована и уже идет по трём главным направ­лениям:

1)  обеспечение стабильного функционирования с устойчивым умеренным ростом существующих базовых отраслей;

2)  создание новых отраслей;

3)  необходимое для реализации первых двух направлений опережающее развитие инфраструктурны.

Text Box:    Якутия. Алданский район. Новые технологии обработки труднообогатимых руд на Нижнее-Якокитском золоторудном месторождении ОАО «Селигдар». 2008 г. Выполнение задач первого из стратегических направлений – стабилизация работы существующих базовых отраслей экономики Якутии – предусмотрено за счет модернизации технологии производств: переход на подземную добычу алмазов; освоение рудных месторождений золота взамен россыпных; ис­пользование новых методов обогащения руд с целью вовлечения более бедных месторождений; углубление переработки сырья в золотосурьмяной, лесной, сельскохозяйственной отраслях, развитие алмазогранильной и юве­лирной промышленности. Эти мероприятия носят масштабный характер и потребуют значительных ка­питальных вложений, но будут осуществляться исключительно за счет собственных и привлеченных средств предприятий.

По второму направлению Схемой предусмотрено создание нескольких новых системообразующих для народного хозяйства Якутии отраслей.Именно эти отрасли должны обеспечить 250% прироста валового реги­онального продукта республики до 2020 года. Их создание связано с реали­зацией целого ряда крупнейших инвестиционных проектов. Остановлюсь на них подробнее.

Учитывая запасы угле­водородного сырья республики, ёмкость рынка российского и стран Азиатско-Тихоокеанского региона, Схемой предусмотрено, что одной из ве­дущих наших отраслей станет нефтяная промышленность. Её развитие свя­зано с освоением крупных нефтяных месторождений: Талаканского и Алинского (ОАО “Сургутнефтегаз”), Среднеботуобинского (ОАО “Таас-Юрях-нефтегазодобыча”) и других, с созданием нефтеперерабатывающих производств. На территории Якутии ведется строительство нефтепроводной системы “Восточная Сибирь – Тихий океан”. Если сейчас добывается немногим бо­лее 300 тыс. тонн нефти исключительно для потребностей республики, то к 2020 г. объем добычи планируется довести до 12,7 млн. тонн. Большая часть нефти будет заполнять строящийся нефтепровод для транспортировки на восток страны. Основные про­екты уже реализуются. Ввод первых производственных мощностей намечен на 2008 год.

В газовой промышленности планируется освоение Чаяндинского, Сред­неботуобинского, Таас-Юряхского, Среднетюнгского и других месторождений газа, строительство газоперера­батывающего и газохимического комплексов, магистрального газопровода из Якутии на Дальний Восток. Согласно принятой Программе создания в Восточной Сибири и на Даль­нем Востоке Единой системы добычи, транспортировки газа и газоснабже­ния магистральный газопровод от якутского центра газодобычи пройдет в едином коридоре со строящейся нефтепроводной системой «Восточная Сибирь – Тихий океан». По решению Правительства Российской Федерации базовым месторож­дениям газа Восточной Сибири и Дальнего Востока придан статус место­рождений федерального значения для передачи в недропользование без проведения аукциона. Необходимо в кратчайшие сроки принять соответ­ствующие решения Правительства России по определению недропользова­телей, что позволит ускорить начало разработки месторождений и реализо­вать масштабные планы по созданию на востоке страны новых центров га­зодобычи. При принятии этих решений добыча газа в республике должна увели­читься с 1,6 млрд. куб. м, которые сегодня направляются исключительно для собственных нужд, до 13 млрд. куб. м в 2016 году и 25 млрд. куб. м газа в 2020 году. Реализация проекта позволит газифицировать южные районы Якутии, Амурскую область, Еврейскую автономную область, Приморский край, обеспечить экспортные возможности для поставок газа в страны Ази­атско-Тихоокеанского региона, создать предпосылки для организации в трех субъектах Дальневосточного федерального округа производств по га­зопереработке и газохимии, создать гелиевую промышленность на востоке страны.

Text Box:   Якутия. Верхнеколымский улус. На угледобывающем предприятии ОАО «Зырянский угольный разрез». п. Угольный. 2007 г. Угольная промышленность относится к числу традиционных базовых отраслей Якутии. Поэтому предусматривается как модернизация действую­щих производственных мощностей, так и реализация новых инвестиционных проектов в этой отрасли. Крупнейшим из них является проект освоения уни­кального по запасам Эльгинского месторождения коксующихся углей. Его реализация позволит на первом этапе увеличить добычу угля в Якутии на 30 млн. т в год, а после 2020 года полностью восполнить планомерно выбывающие мощности крупнейшего на Дальнем Востоке Нерюнгринского уголь­ного разреза. В 2007 году с реализацией государственного пакета акций обществ “Якутуголь” и “Эльгауголь” начато претворение в жизнь проекта общей сто­имостью около 60 млрд. рублей. В текущем году будет возобновлено строи­тельство железнодорожной линии на месторождении Улак – Эльга.

На территории республики расположена крупнейшая в Российской Фе­дерации группа месторождений урановых руд.Схемой предусматривается создать в самые короткие сроки крупное предприятие по разработке этих месторождений. Проектная мощность предприятия – до 5 тысяч тонн химического концентрата природного урана в год. Месторож­дения переданы в пользование в 2007 году структурам «РОСАТОМА». Ведётся разработка технико-экономического обоснования.

Схема предусматривает создание в Южной Якутии металлургического комплекса на базе месторождений железных руд Якутии и Амурской обла­сти. Разработка только месторождений республики позволит полу­чать до 13,5 млн. тонн окатышей и более 4 млн. тонн железорудного кон­центрата в год. С учетом того, что рядом находятся запасы коксующегося угля и форми­руется надежная энергетическая и транспортная инфраструктура, создают­ся условия для создания планируемого горно-металлургического объединения.

В области электроэнергетики самый масштабный из предусмотренных Схемой проектов – сооружениеЮжно-Якутского гидроэнерге­тического комплекса, который будет состоять из каскада ГЭС общей мощностью 8,5 тыс. МВт. Его создание позволит повысить системную надежность энергетики республики, обеспечить не только дополнительные внутренние потребности Якутии в электроэнергии, связанные с реализацией но­вых инвестиционных проектов, но и перетоки в объединенные энергосисте­мы Сибири и Востока, что создаст предпосылки к ликвидации де­фицитов мощностей и снижению стоимости од­ного кВт-часа электроэнергии на Дальневосточном рынке. Появляются также и новые возможности для экспорта электроэнергии из объединенной системы Дальнего Востока в Китайскую Народную Республику. Общая стои­мость проекта оценивается в 361 млрд рублей. В настоящее время ведутся проектно-изыскательские работы, выбор створов, первый объект – Канкунская ГЭС, приобрел реальные очертания с включением в инвестиционный проект “Комплексное развитие Южной Якутии”.

Особенностью долговременной стратегии развития республики является предусмотренное Схемой формиро­вание крупных территориальных многоотраслевых промышленных узлов по кластерному типу: в Южной Якутии, Восточной Якутии и За­падной Якутии.

Каждый из планируемых к созданию кластеров является совокупностью предприятий разного профиля по добыче и переработке минерального сырья, вспомогательного и обслуживающего профиля, объединённых общей энергетической и транспортной инфраструктурой. Необходимым условием реализации этих проектов является активное внедрение разнообразных механиз­мов государственно-частного партнерства, прежде всего, формирования их инфраструктурной части.

Наиболее проработанным и уже находящимся в стадии исполнения проектом является инвес­тиционный проект “Комплексное развитие Южной Якутии”.

Этот проект уникален, и мы уверены в том, что он станет образцом ре­ализации эффективности кластерной политики в экономическом развитии России. Проект объединяет в единую модель бизнес-планы 8 будущих предприятий.

Text Box:   Якутия. Алданский район. На церемонии регистрации нового предприятия Якутии – ЗАО «Эльконский горно-металлургический                       комбинат». г. Томмот. 2007 г. На основе урановых месторождений предполагается строительство Эльконского горно-металлургического комбината. Это сформирует атомный кластер проекта.

Добыча угля и железной руды станет основой для Южно-Якутского гор­но-металлургического объединения. Это сформирует угольно-металлурги­ческий кластер.

На базе месторождения апатитов будет построен Селигдарский горнохимический комплекс. Его совместная работа с газоперерабатывающими предприятиями образует химический кластер.

Обязательным условием реализации этих проектов является создание строительство Канкунской ГЭС, линий электропередач, железных и автомобильных дорог. Они будут служить не только для инфраструктурного обеспечения промышленных кластеров, но и превратят Южную Якутию в узловой центр инфраструктурного развития всего Дальнего Востока. Через территорию Южной Якутии пройдут магистральные меридиональные автомобильные и железные дороги по направлению юг-север; нефтепроводы, газопроводы и энергомост, связывающие Сибирь и Дальний Восток.

Инвестиционный проект “Комплексное развитие Южной Якутии” получит господдержку из средств Инвестфонда Российской Федерации. Издано со­ответствующее постановление Правительства России (№21 от 17.01.08).

По аналогии с ним разрабатывается технико-экономическое обоснование проекта “Комплексное разви­тие Томпонского горно-промышленного района” в Восточной Якутии для представления за­явки к получению государственной поддержки из средств Инвестфонда Российской Федерации в будущем году. Объявлен тендер на разработку проекта развития Западной Якутии.

Это главные, масштабные проекты – часть из тех проектов, которые мы должны реализовать в рамках Схемы комплексного развития производительных сил Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Но я хочу особо подчеркнуть, что и функционирование народного хозяйства республики в стабильном, стационарном режиме, и реа­лизация новых крупномасштабных проектов невозможны без создания надёжной ин­фраструктуры, прежде всего, в области электроэнергетики и транспорта. Необходимо опережающими темпами снимать инфраструктурные ограничения, иначе все усилия по привлечению инвестиций в республику бесполезны.

Главная особенность транспортной системы Республики Саха (Якутия) -слабое развитие наземных коммуникаций. Только 8% территории республи­ки находится в зоне круглогодичного транспортного обслуживания, вся ос­тальная часть имеет сезонную транспортную доступность. Плотность автодорог ниже среднероссийского показателя в 11 раз, при этом около 80% автомобильных дорог не соответствует нормативным тре­бованиям. Текущее финансирование обеспечивает только 16% нормативной потребности на содержание и эксплуатацию автодорог.

Более 70% пассажирооборота приходится на воздушный транспорт. но 80% аэропортов в республике не соответствуют Федеральным авиационным правилам. Как уже ранее было отмечено, не решена проблема замены парка воздушных судов малых типо-размеров, отсутствие совре­менных отечественных самолетов уже сегодня приводит к снижению объёмов местных авиаперевозок, что сказывается на обеспечении транспорт­ной доступности отдаленных населенных пунктов республики.

Text Box:   Якутия. Аллайховский улус. В арктическую навигацию на реке Индигирка. 2008 г.  Основной объем грузов перевозится в короткий на­вигационный период речным транспортом, доля которого в грузообороте республики составляет более 60%. Существующая схема завоза грузов водными путями в отдаленные районы республики является сейчас самой оптималь­ной. При этом средние расстояния составляют более 3 тысяч километров и сравнимы с расстояниями межобластных перевозок. Но в то же время не решён вопрос фи­нансового обеспечения комплекса путевых работ на арктических реках Ленского бассейна (поручение Президента России № Пр-154). Износ пасса­жирского флота и грузовых судов “река – море” достиг 80%.

Учитывая все эти обстоятельства, Схемой предусматривается в период до 2020 года осуществить преобразования, направ­ленные на ускоренное развитие транспортной системы. Основные усилия будут сконцентриро­ваны на ликвидации разрывов и узких мест в опорной транспорт­ной сети.

В этом направлении планируется реализация ряда крупнейших инвестиционных проектов: за­вершение строительства железнодорожной магистрали “Беркакит – Томмот – Якутск”, строительство железных дорог Улак-Эльга, Усть-Кут – Непа – Ленск, Хани -Олекминск, Якутск – Магадан, реконструкция и строительство федеральных автодорог “Лена”, “Колыма”, “Вилюй”, региональных автодорог “Амга”, “Кобяй”, “Умнас”, “Яна”. Всего будет построено 2680 км автодорог, в том числе доля автодорог с твер­дым покрытием составит 57%. Протяженность железных дорог увеличится в 10 раз и достигнет 4980 км. Это позволит повысить надежность всей транспортной системы: до 91,5% всего населения будет иметь транспортную связь с центром республики и близлежащими районами, 47,5% территории республики будет обеспечено автомобильными дорогами опорной сети круглогодичного действия.

К 2020 году прогнозируется значительный рост объемов перевозок гру­зов (в 2 раза к 2007 году), обусловленный реализацией крупных инвестиционных проектов на территории Якутии. В этой связи, предусматривается на принципах государственного частного партнёрства осуществить строительство железнодорожных и автомобильных подъездных путей от опорной транспортной сети к ме­стам размещения новых предприятий.

Будет обеспечена полная модернизация системы управления воздуш­ным движением с созданием Якутского укрупненного центра управления воздушным движением, что позволит повысить качество и эффективность работы её служб, обеспечить безопасность полетов, значительно увеличить пропускную способность воздушного пространства республики.

На стыке наземных, речных и воздушных путей сообщения в городе Якутске сформируется мощный транспортный узел, объекты которо­го составят комплекс эффек­тивного взаимодействия различных видов транспорта для перевозок пасса­жиров и грузов. Завоз речным транспортом в арктические районы Якутии будет пе­реключен из порта Осетрово на Якутский речной порт, что приведет и к оживлению перевозок с использованием Северного морского пути, как в за­падном, так и в восточном секторах Арктики.

С приходом железнодорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск на пра­вый берег реки Лены образуется перспективный меридиональный тран­спортный коридор в направлении Европы (Азиатско-Тихоокеанский регион – Европа). Этот коридор (Транссиб – АЯМ – Севморпуть) – самый короткий путь с востока на запад Евразийского конти­нента.

Современная энергосистема Республики Саха (Якутия) включает в себя три не связанных между собой энергетических района – Южно-Якутский, Центральный и Западный, а также зону децентрализованного электроснаб­жения. Имеющихся генерирующих мощностей уже в ближайшее время будет недостаточно для покрытия растущих нагрузок в Якутии и сопредельных территориях в связи с активной инвестиционной деятельностьюгосударственных и частных ком­паний. По проведённым при разработке Схемы потребление электро­энергии возрастет к 2020 году в 3,1 раза, к 2030 году – в 4,3 раза.

Поэтому и планируется создание упоминавшегося Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса. Помимо него в перечень вводимых объектов генерации включены:

–   три блока по 215 МВт на Нерюнгринской ГРЭС со сроками ввода соот­ветственно;

–   реконструкция четырех блоков ГТ-35 2-й очереди Якутской ГРЭС с увеличением единичной установленной мощности блоков до 60 МВт или строительство новой Якутской ГРЭС-2 . Окончательное решение будет принято на основании специальных технических исследований.

–   Text Box:   Якутия. Усть-Янский улус. Обсуждение вариантов строительства мини-ТЭЦ в п. Депутатский.  Президент Якутии В.А. Штыров, Министр транспорта и связи Якутии В.М. Членов, заместитель Председателя Правительства Якутии В.Б. Грабцевич, генеральный директор ОАО АК «Якутскэнерго» К.К. Ильковский. 2008 г.. по плану оптимизации локальной энергетики строительство в изолиро­ванных энергорайонах республики до 2013 года двадцати мини-ТЭЦ общей уста­новленной мощностью 95 МВт.

Схемой предусматривается и ускоренное развитие электросетей. Высоковольтными линиями электропередач будут соединены ныне изолированные друг от друга три энергорайона республики, а в целом Якутская энергосистема – с системами Сибири и Дальнего Востока. Впервые в истории страны будет создана объединённая энергосистема России.

Реализация всех проектов Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) даст рост валового регионального продукта в 2,8 раза к 2005 го­ду. При этом прирост за счет базовых отраслей ожидается на уровне менее чем 20%. Основная же его часть будет получена за счет создания новых для Якутии отраслей и качественного улучшения инфраструктуры.

Схема даст значимый эффект для экономического роста связанных с Республикой Саха (Яку­тия) межрегиональной кооперацией субъектов Федерации Дальневосточного федерального округа. Развитие нефтегазового комплекса республики позволит создать в ряде регионов Востока страны новые центры переработки нефти и газа, нефте- и газохимической промышленности. Будут созданы условия для газификации населенных пунктов не только южных районов Республики Саха (Якутия), но и Амурской, Еврейской ав­тономной областей, Приморского и Хабаровского краев. Проекты сетевой инфраструктуры в электроэнергетике, предполагающие объединение изолированных энергорайонов республики, одновременно позволят объединить через узлы централизованного энергоснабжения Республики Саха (Якутия) территории Сибири и Дальнего Востока. Будет обеспечена загрузка основных железнодорожных и автодорожных магистралей, морских портов Дальнего Востока. Появятся новые транс­портные коридоры, как внутри Дальневосточного федерального округа, что очень важно для формирования внутреннего рынка округа, так и новые транспортные связи с другими макрорегионами Российской Федерации. Воз­растут доходы бюджетов всех субъектов Дальневосточного федерального округа.

Общенациональный эффект реализации Схемы для Российской Федерации заключается в наращивании экспортных возможностей, повышении безопасности Российской Федерации, росте инвестиционной при­влекательности и улучшении предпринимательского климата на Дальнем Востоке, создании условий для обратного притока населения в Дальневос­точный федеральный округ.

А в целом, реализация Схемы будет способствовать решению приоритетной геопо­литической задачи России – укреплению всех аспектов безопасности Даль­него Востока.

На выполнение всех задач, установленных нашим стратегическим планом долговременного развития Якутии до 2020 года, суммарно потребуется 2,5 трлн. руб. инвестиций. При этом основная их часть придётся на средства, привлекаемые бизнес-структурами (76%).

 

* * *

Text Box:    Якутия. Алданский район. Ленский район. На Талаканском нефтегазоконденсатном месторождении. Талакан. 2008 г. Президент Якутии В.А. Штыров, генеральный директор                     Бурение куста нефтедобывающих скважин             ОАО «Сургутнефтегаз» В.Л. Богданов.                                                          ОАО «Сургутнефтегаз». Начало реализации Схемы уже сейчас свидетельствует о верности выбранного курса и реальности планов. На территории республики развёрну­то сооружение нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий Океан», ведётся обустройство Талаканского и Среднеботуобинского нефтегазоконденсатных месторождений, начато освоение Среднетюнгской и Отраднинской газовых залежей. Продолжается строительство подземных рудников по добыче алмазов, очередных агрегатов Светлинской ГЭС и двух новых угольных шахт. Начинается освоение гигантского Эльгинского каменноугольного месторожде­ния. Ведётся строительство пускового комплекса Томмот – Кердем железно­дорожной линии Беркакит – Томмот – Якутск.

Как я уже отметил, за счёт средств Инвестиционного фонда России начинается формирование крупного диверсифицированного промышленного узла общероссийского значения в рамках проекта “Комплексное развитие Южной Якутии”.

Только за 2007 год объем инвестиций в основной капитал по республике возрос в со­поставимых ценах в 2 раза и составил 124,5 млрд. рублей, что сопоставимо с суммарными инвестициями за 3 предшествующих года.

Самый главный результат – это то, что Схема служит ориентиром для бизнеса, который понимает, в каком направлении будут развиваться эконо­мика и инфраструктура Республики Саха (Якутия), где у него есть возмож­ности, к каким проектам надо готовить расчёты и обоснования, финансовые ресурсы. Ещё один её ас­пект заключается в том, что и люди – жители Якутии и наших соседей на Дальнем Вос­токе, знают перспективы развития, могутпрогнозировать своё будущее. А это очень важно, потому что наша сверхзадача – остановить отток населения с Дальнего Востока.

Вместе с тем, на нынешнем этапе реализации Схемы присутствует ряд как организационных, так и концептуальных вопросов, решения по которым необ­ходимо принимать на уровне федеральных органов власти.

Ключевым фактором для развития Дальнего Востока является наличие квали­фицированных трудовых ресурсов. Между тем, для всех регионов округа характерен миграционный отток населения. Наша задача остановить этот отток и повернуть его вспять. Для этого необходимо создать условия для привлечения и закрепления кадров на Дальнем Востоке. На наш взгляд, работа должна быть организована по трём направлениям:

Для этого следует принять меры в трех направлениях:

1)Повышение уровня жизни населения. Во многом сложная демографическая ситуация объясняется более низким уровнем жизни населения, чем в других регионах страны. Необходимо в полной мере восстановить ранее законодательно установленные повышенные районные коэффициенты к заработной плате и льготы для жителей Дальнего Востока и Севера;

2)Подготовке кадров для приоритетных проектов развития. Здесь необходимо задействовать весь арсенал средств: целевые бюджетные места в учебных заведениях; кредиты на платное обучение ВУЗах; направление на учёбу по договорам с предприятиями и другие;

3)Создание необходимой социальной инфраструктуры, жилищных условий за счёт реализации специальных федеральных и региональных программ.

Представляется целесообразным всю проблематику создания условий для коренного изменения демографической ситуации на Дальнем Востоке объединить и разработать специальный план подготовки законодательных инициатив и организации практических мероприятий на федеральном уровне по решению этого важнейшего вопроса.

Другой вопрос заключается в том, что для всех дальневосточных субъектов Федерации очень остро стоит проблема сверх­высоких тарифов на электроэнергию, что сдерживает приток инвестиций и является существенным фактором, обуславливающим высокий прожиточный минимум в регионах. Так, в условиях Республики Саха (Якутия), где 69% территории находится в зоне децентрализованного электроснабжения, себестоимость выработки на некоторых локальных электростанциях достигает 79 руб./кВт. час, но продаётся она по среднереспубликанскому тарифу в 3 руб./кВт. час. Бремя перекрестного субсидирования ложится на промышленных потребителей и составляет 3,2 млрд. рублей в год. Учитывая это, Правитель­ством Республики Саха (Якутия) совместно с РАО “ЕЭС России” разработа­на Программа оптимизации локальной энергетики Республики Саха (Якутия) до 2015 года. За счет заложенных в ней решений по строительству линий электропередач от эффективных действующих генерирующих мощностей, таких как Светлинская гидроэлектростанция, для расширения зон Text Box:   Якутия. Мирнинский район. На Светлинской гидроэлектростанции. Президент Якутии В.А. Штыров, первый заместитель Председателя Правительства России Д.А. Медведев, генеральный директор ОАО «Светлинская ГЭС» Н.Н. Терешков.  п. Светлый. 2008 г. централизованного энергоснабжения с ликвидацией отдельных высокозатратных локальных энергоисточников, модернизации обору­дования локальных источников, переходу на более эффективные виды топ­лива планируется существенно снизить себестоимость электроэнергии в Республике Саха (Якутия) и довести ее до среднероссийской. Для реализа­ции Программы потребуется 23 млрд. рублей (в ценах 2007 года). В этой связи, вносим предложения о её финансировании в 2008-2015 годах за счёт средств федерального бюджета с последующим возмещением их через изменение федеральных трансфертов в бюджет республики, когда программные цели будут достигнуты. Считаем такжецелесообразным в разрабатываемый сейчас проект Стратегии развития Дальнего Востока и Забайкалья включить отдельным разделом план оптимизации локальной энергетики всего нашего макрорегиона. Совершенно очевидно, что важнейшим направлением оптимизации является расширение зон централизованного энергоснабжения. Поэтому предлагаем включить проект стратегии и Генеральную схему размещения объектов энергетики Российской Федерации на период до 2030 года мероприятия по формированию объединённой энергосистемы ВосточнойСибири и Дальнего Востока со строительством высоковольтных линий электропередач по маршрутам Нерюнгри – Ленск – Усть-Кут – Усть-Илимск и Нерюнгри – Якутск – Колымская ГЭС на севере, Нерюнгри – Хани – Нижнеангарск и Сковородино – Могоча – Чита на юге.

Из всего многообразия проблемных социальных вопросов для Якутян, да и для всех дальневосточников и северян, наиболее остры пенсионная и жилищная.

В 2006 году средний размер пенсии в Республике Саха (Якутия) сложил­ся ниже величины прожиточного минимума пенсионера, а в 2007 году их соотношение ещё ухудшилось и составило 91,5%. Республикой неоднократно ставился вопрос по пенсионному законодательству для северян: четыре наши законодательные инициативы находятся в Государственной Думе Российской Федерации. В их числе проект федерального закона «О ежемесячной социальной доплате к трудовой пенсии неработающим малоимущим пенсионерам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». В нём определяются условия назначения и выплаты ежемесячной социальной доплаты неработающим пенсионерам, устанавливаемой к трудовым пенсиям в целях приближения размера к величине прожиточного минимума пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местно­стях. Это первоочередная законодательная инициатива. Просим Правительство России её поддержать. А в целом пенсионная проблема требует комплексного решения. Северяне много и незаслуженно потеряли в ходе пенсионной реформы. Их вклад в развитие экономики страны и формирование пенсионных фондов очень высок, а относительный размер пенсий по сравнению с прожиточным минимумом самый низкий в России.

Не менее важной и насущной проблемой якутян является наличие высо­кой доли ветхого и аварийного жилищного фонда,которая в четыре ра­за выше уровня среднего по России (12,7% по республике против 3% в среднем по России). Затраты на содержание ветхого жилого фонда в среднем на 30% превышают нормальные. Только дополнительные расходы на тепло составляют 740 млн. руб. в год по Якутии в целом.

В национальных проектах эта проблема не нашла никакого отражения. Более того, отменена действовавшая ранеефедеральная программа ликвидации аварийного и ветхого жилья.

Text Box:   На совещании по сносу аварийного жилья в 142 квартале г. Якутска. 2007 г. Конечно, несмотря на это, работа в республике ведется. С 2002 г. на переселение людей из ветхого и аварийного жилищного фонда за счет республиканского бюджета направлено 630 млн. рублей, только в городе Якутске вве­дены в эксплуатацию семь многоквартирных жилых домов на 724 квартиры, снесено более 100 ветхих и аварийных жилых домов. Однако возможностями только республиканского бюджета проблему не решить. Для ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда и переселения людей требуется вводить ежегодно не менее 230 тыс. кв. м жилья. Объем необходимых средств на решение этой задачи составляет 46,5 млрд. рублей в ценах 2007 года. Если эти средства были бы изысканы, то к 2020 году относительный объем аварийного жилья в республике снизится до среднероссийского показателя.

Мы неоднократно обращались в Правительство, Минрегион России, Росстрой с просьбами об увеличении средств из федерального бюджета на ликвидацию ветхого жилья в республике. Вопрос был поставлен мною также и на заседании президиума Госсовета в начале нынешнего года в Казани. Тогда, как Вы помните, главой государства было отмечено, что решение проблемы ветхого жилья должна быть таким же приоритетом, как и развитие инфраструктуры. В этой связи вносим два предложения:

– Увеличить финансирование из федерального бюджета мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилфонда в рамках ФЦП “Жилище” и деятельности федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ для субъектов Федерации, имеющих более 10% ветхого жилья жилфонда.

– Внести изменения в 185-ФЗ “О Фонде содействия рефор­мированию жилищно-коммунального хозяйства” (№185-ФЗ от 21.07.2007 г.), позволяющие снять требования к муниципальным образованиям в районах Крайнего Севера о наличии на их территории коммерческих негосударственных предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Ввиду того, что в северных регионах эта сфера малопривлекательна для бизнеса, сложилось так, что жилищными и коммунальными услугами, как правило, занимаются муниципальные предприятия. Это вынужденная мера и северные муниципалитеты не должны быть лишены из-за этого права участвовать в федеральных и региональных программах ликвидации аварийного жилья.

Если говорить о жилищной политике в целом, то она должна стать важнейшим инструментом закрепления и привлечения кадров в связи с планируемым ускоренным развитием Дальнего Востока.

В то же время, существующая система ипотечного кредитования не получила должного масштаба в наших в усло­виях. В этой связи, представляется целесообразным рассмотреть вопрос о субсидировании из федерального бюджета 50% стоимости нового жилья, приобретаемого по ипотеке молодёжью.

У северян есть и особый вопрос по жилищным сертификатам.В соответствии с Федеральным законом “О жилищных суб­сидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравнен­ных к ним местностей” жилищные субсидии в форме сертификатов предоставляются гражданам, имеющим определенный стаж работы в этих районах, для выезда в другие регионы Российской Федерации. В связи с началом реализации новых масштабных проектов на востоке страны предлагаем законодательно закрепить право граждан на приобретение жилья за счёт сертификатов в районах субъектов Федерации Дальнего Востока, относящихся к районам Крайнего Севера, но благоприятных для прожива­ния или имеющих перспективу развития.Кроме того, следует пересмотреть методику расчета размера жи­лищных субсидий, предоставляемых посредством жилищных серти­фикатов исходя из реальной стоимости 1 кв. м жилья в регионе.

Мотивационным фактором для привлечения высоко­квалифицированных специалистов на Дальний Восток и Север должен служить и высокий уровень обеспеченности самыми разнообразными социальными услугами. В первую очередь развитая социальная инфраструктура должна быть создана в тех городах и посёлках, которые будут служить опорными плацдармами реализации долговременных государственных планов. В республике это города Ленск, Олёкминск, Томмот, посёлки Витим, Пеледуй, Хандыга, Нижний Бестях. К их социальному обустройству необходимо привлекать бизнес. И уже сегодня в республике есть тому очень позитивные примеры. Так ОАО “Сургутнефтегаз” вкладывает средства не только в освоение нефтяных промыслов, но и в социальные объекты в посёлке Витим, городах Ленск и Якутск. Но мы должны видеть и ограниченность этих возможностей условиями рентабельности инвестиционных основных промышленных объектов. Поэтому необходимо объединить усилия. Представляется, что возможно было бы финансирование создания инженерной инфраструктуры опорных населённых пунктов осуществлять за счёт средств федерального бюджета, социальной инфраструктуры – за счет региональных бюджетов, а организация ипотечного жилищного строительства – с использованием средств предприятий для своих работников.

Text Box:    Якутия. Мирнинский район. На строительстве молодёжного жилого дома по корпоративной ипотеке АК «АЛРОСА» в г. Мирный. 2008 г. Блок вопросов, осложняющих повседневную жизнь и сдерживающих развитие республики, связан со сложнейшими экономико-географическими и природно-климатическими условиями Якутии.

Так, из-за суровых климатических условий и сложной транспортной схемы доставки котельного топлива в труднодоступные и отдаленные поселения республики необходимо осуществлять в короткий навигационный период «залпово» на весь предстоящий отопитель­ный сезон. Это требует централизации организационных усилий и финансов. Именно поэтому в республике было создано единое предприятие – ГУП “Жилищно-коммунальное хозяйство Республики Саха (Якутия)”. Практика показала, что с началом его работы резко снизилась аварийность работы сложных инженерных сооружений, особенно, в экстремальных арктических районах, но и более организованно стал осуществляться навигационный завоз ресурсов.

Учитывая это, предлагаем внести изменения в законодательство о закупках с тем, чтобы была возможна централизация средствмуниципальных образований и бюджетных учреждений на закупки продукции производственно-технического назначения в региональных бюджетах северных регионов.

В то же время, если такое решение и будет принято, то оно будет носить лишь тактический характер. Стратегически женеобходимо кардинально перестроить всю логистику завоза грузов в республику, сделать его круглогодичным, по крайней мере, для большей части территории Якутии. Ключ к решению этой проблемы лежит в опережающем развитии путей сообщения и всех видов транспорта. В республике много делается в этом направлении. В 2002-2006 годах реализован ряд отраслевых республиканских программ по модернизации действующих и созданию новыхтранспортных коммуникаций. На 2007-2011 годы утверждены и действуют новые. Мы участвуем во всех федеральных программах и мероприятиях. Инфраструктурные разделы Схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года согласованы и синхронизированы с Транспортной стратегией Российской Федерации. Вынужден, однако, заметить, что целый ряд важных объектов и мероприятий, предусмотренных и Схемой, и Транспортной стратегией, не нашли пока отражения в полном объёме в практической деятельности федерального Правительства. В этой связи, обращаем внимание на необходимость включения в разрабатываемую в настоящее время Федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 годы» объектов и проектов Республики Саха (Якутия). Остановлюсь на некоторых важных именно в этом контексте вопросах.

Высокая стоимость авиаперевозок на фоне низкого уровня доходов населения является сегодня реальным фактором, ограничивающим возможности людей в получении качественных образовательных и медицинских услуг, их мобильность и деловую активность. В некоторых случаях создаются угрозы самой их нормальной жизни в отдалённых арктических районах. В целях повышения доступности транспортных услуг с 2002 года в республике введен механизм дотирования социально значимых внутрирайонных авиаперевозок. С его практической реали­зацией количество перевезенных пассажиров в годовом исчислении возросло почти в 2,5 раза. В то же время субсидирования межрайонных и межрегиональных линий нет. Необходимо разработать порядок таких линий за счёт средств федерального бюджета.

Одним из самых проблемных вопросов является организация грузопассажирских перевозок речным флотом на линии Якутск (Республика Саха (Якутия) – Осетрово (Иркутская область). С учетом больших рас­стояний между населенными пунктами и отсутствием всесезонных видов транспортных коммуникацийперевозки пассажиров речным транспортом в период навигации до ближайшей железнодорожной станции (ст.Лена Иркутской области) имеют социально важное значение для населе­ния. Спрос на них постоянно растет. Минтрансом России и Минрегионом России поддержано предложение республики по субсидированию указанной межобластной линии. Для реализации этих мер господдержки уже в навигацию 2008 года требуется принятие отдельного нормативного акта Правительства Российской Федерации, поскольку здесь затрагиваются меж­бюджетные отношения.

Text Box:   Якутия. Олёкминский улус. На республиканской дороге «Умнас». Мост через  реку Малая Черепаниха. 2007 г.  Как я уже отметил, в республике только формируется опорная сеть автодорог. Общая протяженность сети автодорог составляет 21 тыс. км, но 70% из них представлены автозимниками и грунтовыми дорогами. При этом плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием в 11 раз ниже среднероссийского показателя. Необходимо существенное увеличение средств, направляемых на финансирование дорожного хозяйства Республи­ки Саха (Якутия). Только на сохранение действующей сети автомобильных дорог, её модернизацию условиях тре­буется ежегодно не менее 10 млрд. рублей, то есть почти по 1 млрд. ежегодно.

Но объем субсидий бюджету Республики Саха (Якутия) на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2008 году сокращен до 221,1 млн. рублей, которые будут полностью направлены на завершение строительства мостового перехода через реку Вилюй. А на 2009 – 2010 годы средства из федерального бюджета вообще не предусмотрены.

Что касается нового строительства, то на эти цели федеральное финансирование предусматривается только с 2011 года. Такое положение надо менять. Необходимо также и увеличение субсидий на строительство и реконструкцию региональных и сельских автомобильных дорог: 2008 – год на 330 млн. руб., 2009 год – на 700 млн. руб. и в последующие годы, а также на обеспечение не менее 50% от нормативов содержания региональных автодорог, определённых постановлением Правительства России от 23.07.2007 г. №539 “О нор­мативах денежных затрат на содержание и ремонт автодорог федерального значения и правилах их расчета”.

 

***

Подводя итог в целом, можно сказать, что траектория нашей работы задана Схемой комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года. Уже первый год её осуществления дал вполне ощутимые результаты. Полным ходом реализуется целый ряд крупнейших инвестиционных проектов, по другим – развёрнуты проектные работы. Подтянулись и традиционные наши отрасли народного хозяйства. Решаются первоочередные социальные задачи. Обобщающие социально-экономические индикаторы и показатели имеют фактические значения в чём-то даже превзошедшие ожидаемые результаты.

Что касается поставленных нерешенных вопросов, то они не носят глобального характера. Но нельзя и накапливать их, чтобы не сложилась критическая масса проблем. Надеемся, что по всем нашим предложениям будут найдены положительные решения.

Обращаясь к Вам, уважаемый Дмитрий Анатольевич, присутствующим здесь руководителям федеральных министерств и ведомств, крупнейших наших российских компаний со словами благодарности за приезд и неизменную поддержку республики, хочу выразить надежду, что сегодняшнее совещание придаст новый толчок в реализации масштабных планов Республики СахаText Box:   Якутия. Мирнинский район. Первый заместитель Председателя Правительства России Д.А. Медведев, Президент Якутии  В.А. Штыров. Обсуждение вопросов социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) и Дальнего Востока. г. Мирный. 2008 г.  (Якутия).

Очень важно объединить усилия федеральных органов, регионов Вос­точной Сибири и Дальнего Востока, скоординировать региональную полити­ку таким образом, чтобы придать динамику развитию страны в целом и каждого субъекта Федерации в отдельности, обеспечить защиту нацио­нальных интересов и безопасности на Востоке России.

 

В.А. ШТЫРОВ, Президент Республики Саха (Якутия).

Якутия – восточный вектор развития России.

Выступления, интервью по вопросам социально-

экономического развития Республики Саха

(Якутия). – Якутск: ОАО «Медиахолдинг Якутия»,

2008. – с. 67-92.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here