Из прямого эфира Президента Республики Саха (Якутия) В.А. Штырова
на НВК «Саха» 26 сентября 2004 года.
ВЕДУЩАЯ:Сегодня у нас в студии Президент Республики Саха (Якутия) В.А.Штыров. Добрый вечер, Вячеслав Анатольевич, я рада приветствовать вас в студии. Впереди у нас полтора часа работы в открытом эфире, поэтому у жителей республики будет возможность получить ответы на большинство интересующих их вопросов. Хочу напомнить телезрителям, что в студии работает многоканальный телефон. Также сегодня информационную поддержку нашему эфиру оказывает компания «Сахаинтернет». Мы ждем ваших вопросов, предложений и пожеланий.
– Вячеслав Анатольевич, мы выходим в эфир накануне большого праздника. Завтра, 27 сентября, мы будем отмечать День принятия Декларации о суверенитете Республики Саха (Якутия). Но сегодня многие жители республики знают, что ситуация в стране изменилась, особенно в области взаимоотношений федерального центра и регионов. Идет усиление вертикали власти, что подтверждают последние инициативы Президента России. В этих условиях должны ли мы говорить о суверенитете республики и в каком объеме?
В.А.ШТЫРОВ:Давайте вернемся назад, вспомним сложнейшие 1990-е годы, когда в стране происходила почти революционная смена одного социально-экономического строя другим. В те кризисные, тяжелейшие времена было трудно всем. Начались радикальные экономические и политические реформы, в ходе которых были разрушены основы старого общественного порядка. Управленческие структуры только нарождавшейся новой Российской государственности не могли в полном объеме эффективно контролировать и регулировать все социальные и экономические процессы в разных уголках нашей огромной страны. В этих условиях самостоятельность в решении многих вопросов, которую, как и многие другие регионы, получила Республика Саха (Якутия), сыграла большую роль в том, что мы относительно стабильно пережили тот критический период. Мы все ценим это. Но надо всегда помнить и то, что Якутия была, есть и будет привержена сохранению единства нашей великой родины России. И Декларация о суверенитете определяет, что самостоятельность Республики Саха (Якутия) осуществляется в рамках Российской Федерации, направлена на укрепление нашего федеративного государства, защиту от внешних и внутренних угроз его целостности.
Сейчас другая историческая эпоха, другое положение в стране. Но появляются новые вызовы, новые угрозы, которые требуют от руководства Российской Федерации принимать адекватные решения. И они приняты. Чем это продиктовано?
Хочу обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство. Сразу же после трагических событий в Беслане министр обороны Российской Федерации Сергей Иванов сказал о том, что против России фактически развязана война, которую ведут террористические силы, причем не разрозненными, а объединенными усилиями. Это серьезная угроза для нашей страны. Вы, наверное, знаете о том, что время от времени появляются разного рода планы, которые трактуют будущее нашей страны не иначе, как расчленение, например, на три республики – сибирскую, дальневосточную и европейскую, или еще какая-то перекройка. Это все на самом деле неспроста. И в эту лазейку, которую проложат террористы, могут вполне вклиниться другие международные силы, заинтересованные в югославском варианте развития нашей страны. Очевидно, ощущая эту угрозу, Президент предпринимает усилия для укрепления единства России, для того, чтобы сделать ее более устойчивой к внешним угрозам. Именно так нужно понимать его инициативы. Сквозь призму такого понимания нужно и рассматривать установленное, так называемым, «суперзаконом» новое уточненное, упорядоченное и четко субординированное распределение полномочий, прав и обязанностей между федеральными и региональными органами государственной власти.
Ну, а как это скажется на суверенитете республики? Я хотел бы напомнить о том, что мы всегда говорили, даже в день принятия Декларации о суверенитете Республики Саха (Якутия), что понимаем суверенитет как права республики в пределах тех полномочий, которые республика имеет как субъект Российской Федерации, и в принципе новые решения вовсе не отменяют эти краеугольные положения. Хотел бы обратить внимание и на то, что те изменения, которые вытекают из нового «суперзакона», касаются в основном предметов совместного ведения. Именно по предметам совместного ведения произошло перераспределение функций между Российской Федерацией и субъектами Федерации в пользу федерального центра. Остальные функции так и остались за субъектами. Более того, добавилась степень самостоятельности в решении многих вопросов, например, в построении системы образования и других. Жизнь продолжается, и мы, опираясь на те наши традиции, что связаны с суверенитетом Республики Саха (Якутия), должны продолжать работать в области государственного строительства, отлаживанию системы местного самоуправления, продолжать развивать экономику республики, социальную сферу, пользуясь полномочиями, которые мы имеем как субъект Федерации. У нас остается и полное право продолжать работу с федеральными органами государственной власти по совершенствованию системы распределения сфер ответственности и полномочий. Вносить по этим вопросам предложения и добиваться их решения.
Существуют разные мнения по поводу установленного нового порядка назначения губернаторов вместо их прямых выборов. Но я еще раз говорю, что этот серьезный шаг предпринимается для того, чтобы сделать более жесткой, сцементированной систему управления в Российской Федерации. Я воспринимаю это позитивно, потому что выборность все равно остается через законодательные и представительные органы субъектов Российской Федерации. Но одновременно повышается ответственность руководителей субъектов, повышается управляемость. Думаю, что эту схему надо распространить и на систему местного самоуправления.
На мой взгляд, позитивно на политическом развитии нашей страны скажутся и выборы по партийным спискам. Мы говорим о формировании гражданского общества, об участии людей в управлении государством. А как это делается? Конечно, через общественные формирования, важнейшими из которых являются политические партии. К сожалению, за почти полтора десятилетия существования новейшей формы государственности России, мы не очень далеко продвинулись в партийном строительстве. Переход на выборы по партийным спискам будет новым мощным стимулом для формирования партий, чтобы они из движений отдельных лиц, отдельных амбиций и интересов превратились в общенациональные партийные движения. Тогда только мы сможем создать нормальные цивилизованную систему и смены власти, и смены идей. Это придаст новую динамику развитию нашего государства.
В целом, я считаю, что новые инициативы Президента России обусловлены серьезными причинами, связанными с внутренними и внешними угрозами для единства и целостности нашей страны. Они своевременны и сыграют свою позитивную роль в дальнейшем становлении и развитии Российской государственности.
ВЕДУЩАЯ:Спасибо. Думаю, что многие телезрители и радиослушатели услышали ответы на свои вопросы, а вопросов по поводу последних предложений Президента России очень много. Я напоминаю телезрителям, что наши операторы принимают все ваши звонки и ни один вопрос не останется вне поля зрения руководства республики. У нас сегодня будут прямые включения с городом Якутском, мы свяжемся через телемосты с Алданом, Вилюйском, Верхневилюйском и Мирным. Так что у жителей этих городов и поселков тоже будет возможность задать свои вопросы П резиденту республики в прямом эфире. А сейчас у нас первое подключение в городе Якутске. На связь должен выйти Государственный Театр оперы и балета, где собрались ветераны Великой Отечественной войны, тыла и труда.
ВОПРОС ПРОКОПИЯ ПРОКОПЬЕВИЧА БЕРЕЗИНА:Глубокоуважаемый Вячеслав Анатольевич, я участвовал в боях за оборону и освобождение блокадногоЛенинграда. Что нам, участникам войны, ждать к 60-летию Великой Победы? Какие будут сохранены льготы, будет ли построено жилье участникам войны?
В.А.ШТЫРОВ: В рамках мероприятий, посвященных годовщине Победы, разработан специальный план, по которому сейчас работает Правительство. Прежде всего, о жилье. В 14 улусах республики, я подчеркиваю, в 14 улусах, строится жилье для ветеранов Великой Отечественной войны. Почему именно в этих 14 улусах? Потому что там наибольшее количество проблем, наибольшее число ветеранов, которые не смогли по тем или иным причинам получить жилье. Всего к юбилею для ветеранов войны будет сдано 445 квартир, в том числе 120-квартирный дом в городе Якутске. Остальные улусы получили задание решить проблемы обеспечения жильем ветеранов войны в индивидуальном порядке. Есть списки, и некоторые улусы уже до конца текущего года полностью решат жилищные проблемы ветеранов. Конечно, и после 9 Мая еще останутся некоторые проблемы, потому что жизнь есть жизнь, люди переезжают, появляются новые потребности, поэтому мы заложим еще один дом в городе Якутске для ветеранов войны и в основном решим эту проблему. Что касается других льгот, то Правительство Российской Федерации с принятием «суперзакона» возложило на себя ответственность за социальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны всех категорий, и с 1 января 2005 года это будет федеральная забота. Я не буду останавливаться на перечне льгот, которые известны – там и денежные выплаты, и социальный пакет на 450 рублей, и 50%-ная скидка в жилищно-коммунальных платежах и другие. Правительство Республики Саха (Якутия) после формирования бюджета примет собственные решения по дополнительной поддержке ветеранов войны. Мы предусмотрим, например, льготы по оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства со своей стороны. Таким образом, ветераны смогут получать 50%-ную федеральную льготу и 50%-ную нашу, республиканскую. Так что это будут фактически бесплатные услуги. Предусмотрен и ряд других льгот, которые начнут действовать со следующего года, чтобы наша система начала работать одновременно с федеральной.
ВОПРОС НИНЫ МИХАЙЛОВНЫ АЛЕКСАНДРОВОЙ:Уважаемый Вячеслав Анатольевич, сохраняются ли за ветеранами тыла и труда те льготы, которые они получали от Российской Федерации, или будут какие-то новые изменения?
В.А.ШТЫРОВ: Те льготы, которые были раньше, нельзя называть льготами Российской Федерации, это были совместные льготы, предоставляемые и финансируемые и федеральным центром, и субъектами. Другой вопрос, что в результате принятия «суперзакона» ответственность теперь ложится на нас, что потребует значительно больших республиканских финансовых средств, чем раньше. Сейчас мы разрабатываем новую систему льгот для ветеранов труда. Будут приняты три новых закона, которые, во-первых, касаются статуса (кто, когда и при каких обстоятельствах получает статус ветерана труда), конкретных денежных выплат и льгот. Все льготы, существовавшие ранее, будут сохранены, но надо иметь в виду, что некоторые из них будут переведены в денежную форму. Не скрою, что финансовая ситуация сейчас сложная, потому что в результате принятия «суперзакона» мы получили большую долю многих обязанностей с новыми расходами. Но, тем не менее, Правительство республики примет все необходимые меры, и социальная поддержка всем категориям ветеранов будет продолжаться и даже в больших объемах, чем раньше.
ВОПРОС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ВЕТЕРАНОВ ОКТЯБРЬСКОГО ОКРУГА АНТОНИДЫ АЛЕКСЕЕВНЫ ПТИЦЫНОЙ: Уважаемый Вячеслав Анатольевич, мне хотелось бы задать вопрос в свете последних трагических событий в Северной Осетии. Что делается руководством республики для обеспечения безопасности наших граждан?
В.А.ШТЫРОВ: У нас в республике существует целая система контроля за соблюдением правопорядка. Создан Совет по координации деятельности правоохранительных органов при Президенте Республики Саха (Якутия); есть специальный фонд, при помощи которого мы оказываем поддержку правоохранительным органам в вопросах, укрепления материальной базы; действует республиканская антитеррористическая комиссия под руководством Президента Республики Саха (Якутия). Понятно, что все мы недовольны криминогенной обстановкой в республике, все ощущаем угрозу. Но все-таки принимаемые меры дают положительный результат. По уровню преступности мы находимся на одном из самых последних мест в Российской Федерации, и это тот случай, когда последнее место – это хорошо. Так, данные за девять месяцев нынешнего года показывают, что наша республика – самый спокойный в криминогенном отношении субъект Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе. Но теперь жизнь поставила перед нами новые задачи. Ведь события, связанные с терроризмом, могут коснуться всей нашей страны. Недаром при анализе трагедии в Беслане говорилось о том, что были подготовлены удары и в других субъектах Российской Федерации, не только на Северном Кавказе. Только благодаря деятельности специальных служб они были предотвращены, поэтому сейчас в соответствии с решениями, принятыми Президентом Российской Федерации, мы пересматриваем свой план действий по антитеррористической защищенности. Он предопределяет особое внимание защите основных объектов жизнедеятельности республики, новый подход к правилам пребывания приезжих, особенно в приграничных районах. Не скрою, может быть, это кому-то не понравится, но ужесточены подходы к регистрации граждан, особенно в отношении иностранцев, потому что у нас очень большая вольница. Предприняты меры для укрепления безопасности на основных транспортных магистралях республики (железная дорога, две федеральные автодороги, которые соединяют республику с Магаданской и Амурской областями). Это большая работа, которую будем дальше проводить. Я думаю, что больших угроз в нашей республике нет. Тем не менее, мы должны быть всегда начеку. Особо я хотел бы выделить такую важную вещь. Да, конечно, есть Правительство республики, есть правоохранительные органы, но успеха мы можем добиться только тогда, когда в этом будет участвовать и население. Вот почему сейчасзавершается разработка двух новых республиканских законов: о добровольных пожарных дружинах и о добровольных народных дружинах. Кроме того, мы заканчиваем регистрацию Якутского казачьего полка как реестрового, после чего казаки будут иметь возможность находиться на государственной службе. Это новые законы, которые позволят привлечь широкие круги населения к работе по укреплению правопорядка. Но мы должны дать гарантии тем людям, которые охраняют общественный порядок на добровольной основе. Это сложный вопрос, но и он будет решен. Таким образом, мы хотим наладить и деятельность правоохранительных органов, и вовлечь как можно больше людей в профилактическую работу. Такая работа сейчас ведется.
ВЕДУЩАЯ:Спасибо большое нашим ветеранам, пришедшим сегодня в Театр оперы и балета и принявшим участие в нашей программе. Успехов вам и здоровья. Продолжаем эфир. Не все телезрители могут выйти на прямую связь, поэтому жители некоторых улусов отправили нам свои видеопослания. Предлагаю послушать вопросы из Нижнеколымского улуса.
ВОПРОС ГЛАВЫ ОБЩИНЫ «НУТЕНДЛИ» ВЯЧЕСЛАВА КЕМЛИЛЯ: В 2001 году на общем собрании мы решили создать свою кочевую школу из-за того, что у нас в общине очень много детей, около 60. Будучи в Якутске, я был в Ил Тумэне, у заместителя Председателя Правительства, в Министерстве образования, в Министерстве сельского хозяйства республики. Все дали добро, кроме Министерства финансов. Хотел бы, Вячеслав Анатольевич, спросить, какие перспективы есть у нашей кочевой школы, будем ли мы работать дальше?
В.А.ШТЫРОВ: Институт малочисленных народов Севера Сибирского отделения Российской Академии наук заканчивает разработку концепции развития сети кочевых малокомплектных школ, на основании которой мы должны рассчитать нормативы: какой у них должен быть режим работы, сколько в них должно быть преподавателей, как они должны финансироваться и другие. Это нужно сделать, потому что сейчас все улусы, в том числе иНижнеколымский, получают средства по стандартам на обычные школы. Работа по нормативной базе для кочевых школ заканчивается в нынешнем году, со следующего года северные улусы получат для них дополнительное финансирование.
ВИТОЛЬД МИХАЙЛОВИЧ БОГУСЛАВСКИЙ ИЗ ЯКУТСКА: Я неработающий пенсионер, ветеран труда. Ежегодно бываю в Смоленской области, где погиб мой отец, герой Великой Отечественной войны. Это очень трудно для моего бюджета. Будут ли к 60-летию Победы установлены бесплатные проезды для неработающих пенсионеров, ветеранов труда?
В.А.ШТЫРОВ: Что касается бесплатного проезда для неработающих пенсионеров, то в ходе обсуждения в Госдуме России «суперзакона» нам удалось сохранить эту норму для северян. Раз в два года наши пенсионеры имеют право на бесплатный проезд. Напомню, что этот пункт хотели исключить из законодательства вообще. Такое право сохранено и будет финансироваться. Что касается 60-летия Победы, то у якутян есть свои святыни на Смоленской земле, в Тверской области, в других местах боевых действий. Именно там погибло наибольшее количество якутян, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны. И именно там мы поставили им памятники. Недавно одна из республиканских газет писала, что такие памятники не нужны. Нужны! Потому что там тысячи наших земляков полегли, защищая Родину. Поэтому мы не только 9 Мая, а всегда будем проводить разные мероприятия и обеспечим выезды ветеранов к местам боевой славы.
ВОПРОС ЖИТЕЛЯ С. ХАТЫРЫК НАМСКОГО УЛУСА ВЛАДИМИРА ИВАНОВИЧА ИВАНОВА: Когда будет газ в селеХатырык?
В.А.ШТЫРОВ: В Намском улусе газификация развивается очень динамично и быстро. Мы закончили газификацию почти всей южной части Намского улуса. Сейчас движемся на север. Строительство магистрального газопровода на Хатырык начинаем в следующем году и примерно в 2006 году приведем газ и газифицируем сам Хатырык. К концу 2006 года останется толькоТюбятский наслег, самый крайний. Там еще и дороги нет. Мы проведем сначала дорогу, а потом газ. Намский улус будет газифицирован 100%-но. Работы ведутся хорошо, кстати говоря,намские подрядные организации хорошо работают на своих газопроводах, молодцы.
ВОПРОС ИЗ АЛДАНА РУКОВОДИТЕЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ «САХАТРАНСМЕХАНИЗАЦИЯ» СЕРГЕЯ ВАСИЛЬЕВИЧА ГРЕМЯКО:Полтора года назад руководители жилищно-коммунального хозяйства республики представили программу модернизации отрасли. В прошлом году было сделано много. Но сегодня ситуация резко поменялась. ГУП «ЖКХ РС (Я)» в Алданском районе имеет задолженность по заработной плате, задолженность за электроэнергию, за поставленный уголь, за транспортные услуги, переработку угля. Отрасль находится на пороге очередного кризиса. Поэтому хочется задать два вопроса. Когда будет погашена задолженность по заработной плате работникам жилищно-коммунальной сферы? Второй вопрос – когда будет наведен порядок во взаиморасчетах ГУП «ЖКХ РС (Я)» с подрядными организациями?
В.А.ШТЫРОВ: Я не могу согласиться с тем, что отрасль находится на пороге очередного кризиса. Это неправильно. Самосоздание ГУП «ЖКХ РС (Я)» позволило значительно улучшить ситуацию в жилищно-коммунальном хозяйстве. По итогам 2003 года впервые отрасль закончила год без убытков. Реализуются централизованные программы по подготовке кадров, по улучшению всей экономической работы в каждом улусе, началась масштабная реконструкция объектов жилищно-коммунального хозяйства. Но это, конечно, не говорит о том, что везде все гладко и хорошо. Существует несколько улусов, их шесть, где ситуация плохая. В том числе и Алданский. Хотя именно по вашему району Правительство Республики Саха (Якутия) работало достаточно серьезно. Только в прошлом году в жилищно-коммунальное хозяйство района вложено 300 млн. рублей. Почему же тогда в Алдане не могут справиться с проблемами, почему ситуация там не улучшается? Конечно, в какой-то степени есть недоработки и Правительства Республики Саха (Якутия), и ГУП «ЖКХ РС (Я)», но по большему счету – это дело ваших рук, дорогие мои алданцы. Кто принял такой бюджет района, в котором заранее заложен дефицит финансирования ЖКХ? Вы – депутаты Алданского района. Есть принципы построения бюджета: зарплата бюджетникам и жилищно-коммунальное хозяйство должны быть обеспечены на 100%. От Правительства республики вы получили достаточное количество финансовых ресурсов для того, чтобы с этими двумя задачами справиться. Но вы у себя в районе эти деньги перераспределили на другие цели, нужные, может быть, но второстепенные по отношению к ЖКХ.Алданский улус – и самый отсталый в части сбора платежей. Только 80% предприятий и организаций не имеют задолженности перед ЖКХ. Население платит примерно 85% того, что ему положено платить. Вы не собираете деньги. На примере Алданского улуса я хочу сказать всем, что порядок в ЖКХ зависит, в том числе, и от нашего отношения к нему. По итогам девяти месяцев нынешнего года Правительство специально рассмотрит эти шесть отстающих улусов, в том числе и Алданский. Меры первоочередного порядка по части зарплаты будут приняты. Придется в очередной раз выручать вас. Но, с другой стороны, будут сделаны жесткие выводы о вашем умении хозяйствовать.
ВОПРОС ПРЕДСЕДАТЕЛЯ АЛДАНСКОГО ОБЩЕСТВА КРАСНЫЙ КРЕСТ СВЕТЛАНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ ВАСИЛЬЕВОЙ: В течение 20 последних лет в городе Алдане, вАлданском районе не строится жилье, за исключением 12-квартирного дома в поселке Нижний Куранах для переселенцев поселка Безымянный. Многие работники бюджетной сферы сегодня не могут приобрести жилье на рынке недвижимости из-за очень низкого уровня жизни. Происходит отток квалифицированных кадров. Поэтому я хочу спросить: планируется ли в ближайшее время в Алдане и в Алданском районе строительство жилья?
В.А.ШТЫРОВ: Вот это очень хороший вопрос, потому что еще три года назад в Алданском районе таких вопросов не было. Там были полная депрессия, уныние, и все старались разбежаться. Теперьвнимание, которое Правительство республики оказывает Алдану, начинает давать свои плоды, и жители ставят вопрос о новом жилье. Мы сейчас не имеем возможности, да по новому законодательству Российской Федерации это и не положено, строить бесплатное жилье за счет бюджетных средств. Но, тем не менее, Правительство Республики Саха (Якутия), начиная с прошлого года, начало применять несколько схем: создали Республиканское ипотечное агентство, кредитуем бюджетников, погашаем проценты по кредитам на жильё молодых семей и другие. Эта работа у нас неплохо пошла в Якутске, теперь она переносится в Мирный и Ленск. Республиканское ипотечное агентство, которое этим занимается, направлено и в Алдан. Они заключили договор с администрацией района, и мы посмотрим в следующем году, как они начнут решать проблему. Единственный вопрос, который мы централизованно должны решить в Алдане, – проблема переселения закрываемых поселков. Поэтому еще один дом в Нижнем Куранахе мы будем строить за счет бюджетных средств. Но это программа переселения. Со следующего года мы сдвинем жилищную проблему. Вообще в Алдане в последние два года строится много хороших социальных объектов. Алдан постепенно выходит на должный уровень в республике.
ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ: Меня интересует судьба Департамента по прогнозированию, подготовке и расстановке кадров, который занимается обучением студентов за пределами республики.
В.А.ШТЫРОВ: Ничего с этим департаментом не будет, он как был, так и сохранится, потому что мы каждый год направляем на учебу в центральные ВУЗы страны по 800 человек. Всего сейчас примерно четыре тысячи наших детей учится за пределами республики за счет бюджетных средств. Кто же их бросит? Поэтому департамент был, есть и будет.
ВОПРОС РЕКТОРА ЧУРАПЧИНСКОГО ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА: На XXVIII Олимпийских играх в Афинах по борьбе разыгрывался всего 21 комплект медалей, из них 5 медалей завоевали представители дагестанской школы борьбы. Нам известно, что это стало результатом конкретной работы 5-6 школ борьбы в Дагестане. Можем ли мы надеяться на утверждение президентской программы развития Чурапчинского государственного института физической культуры и спорта на 2004-2008 годы?
В.А.ШТЫРОВ: Я должен сказать, что тот факт, что четвероякутян участвовали в Олимпиаде в Афинах, – чрезвычайно важное событие. Хотел бы напомнить, что более четверти века не было на Олимпиаде якутских спортсменов. В этом году, может быть, мы выступили не так, как мечтали, но сам факт того, что якутянепринимали участие в олимпийских состязаниях, – очень большое достижение. Мы должны упрочить этот успех. Программа развитияЧурапчинского института физкультуры находится на согласовании в Правительстве Республики Саха (Якутия). Есть несколько вопросов организационного характера. В связи с новым разграничением полномочий с Российской Федерацией на основании «суперзакона» мы должны передать его в федеральную собственность. Но у федерального центра пока нет особого желания принимать на себя институт. Думаю, что все-таки решение будет принято. При любых обстоятельствах республика будет развивать институт. Просто, если он станет федеральным, наши возможности будут больше за счет сложения усилий с Госкомспортом России. А что касается создания Центра олимпийской подготовки, то на основании протокола, который был подписан в прошлом году с руководителем Госкомспорта России во время приезда в республику Вячеслава Фетисова, мы ведем работу с федеральным Правительством по началу строительства федерального центра подготовки борцов в Якутске,разрабатываем проект, отводим площадку, сносим расположенные на ней строения. Уверен, что мы его построим.
ВЕДУЩАЯ: В ходе подготовки к прямому эфиру мы заранее давали номера телефонов и адреса, куда жители республики могли бы направить свои вопросы. Вопросов поступило очень много: на сегодняшний день более 300. Один из них я хочу озвучить. Задает его житель Булунского улуса Николай Данилович Самсонов. Он проживает в поселке Тикси по улице Трусова, 9. По распоряжению Правительства Российской Федерации от 3 сентября 2003 года была принята Концепция развития рыбного хозяйства до 2020 года, где предусмотрено приоритетное развитие рыболовства в пределах внутренних морских вод Российской Федерации. Почему этот документ не работает в республике? В нашей республике ловить рыбу на морских участках запрещено с 1964 года. Этот запрет лишает членов рыбколхоза, жителей приморских наслегов Найба, Тикси, Тикси-3 конституционного права на труд. Когда запрет на добычу рыбы в море Лаптевых будет снят?
В.А.ШТЫРОВ: В соответствии с Конституцией Российской Федерации и с действующим федеральным законодательством шельф, то есть береговая зона, экономическая зона в пределах 200 миль и наша территориальная зона в пределах 12 миль от берега, являются исключительной собственностью Российской Федерации. Поэтому наши внутренние моря – и море Лаптевых, и Восточно-Сибирское море – попадают под юрисдикцию федерального законодательства. В соответствии с этим и учитывая биологическую ценность тех или иных участков для разведения рыбы, рыбная ловля разрешена в пределах квот, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. На самом деле в этом вопросе из Тикси дается неправильная трактовка, что там вообще запрещена ловля. Ловля не запрещена, она разрешена, но в пределах квоты. Другой вопрос, что квота маленькая. Сейчас по заданию республиканского Минсельхоза Иркутский рыбный институт переоценивает эту квоту. Мы считаем, что квота выделяется недостаточная, и хотим ее увеличить. И если позволят биологические ресурсы, если мы сможем доказать это Правительству Российской Федерации, то нам увеличат квоту. Если нет, значит она останется прежней. Справедливо или нет, что установлены квоты? Я думаю, что абсолютно справедливо, потому что дельта реки Лены, прибрежные участки арктических морей являются местом, где не происходит нерест рыбы, но есть нагул и движение рыбы. Если мы там будем ловить без всяких квот, кому как заблагорассудится, то мы потеряем рыбное богатство. Ведь оттуда рыба доходит до Олекминска, заходит на Вилюй, Алдан.
ВЕДУЩАЯ:У нас в прямом эфире телемост с Вилюйском.
ВОПРОС ВАЛЕРИИ ВЛАДИМИРОВНЫ МИХИНОЙ:Предусматриваются ли Правительством Республики Саха (Якутия) и Госсобранием (Ил Тумэн) меры по разрешению социально-экономических проблем поселка Кысыл-Сыр?
В.А.ШТЫРОВ: Правительство Республики Саха (Якутия) подготовило проект постановления по Кысыл-Сыру. Там предусматриваются разные меры. Прежде всего, в производственной сфере запуск установок по переработке газа и бензина. Есть вопрос по жилищно-коммунальному хозяйству, надо решать, когда и как передавать его на баланс местных органов власти от «Якутгазпрома». Сейчас документ проходит согласование в министерствах, но есть одно обстоятельство, которое сдерживает его принятие.
Как известно, в Кысыл-Сыре базируются основные мощности нашего предприятия «Якутгазпром». Вы знаете, что в «Саханефтегазе» происходят большие перемены, связанные с тем, что компания передает свой производственный комплекс по добыче нефти на Талакане в Ленском районе новому недропользователю – ОАО «Сургутнефтегаз». С другой стороны, ставится вопрос о том, что, возможно, будет меняться собственник и в «Саханефтегазе», и «Якутгазпроме». Поэтому «Якутгазпром», который должен работать с нами по этой программе, не имеет пока твердого понимания того, что с ним самим будет. Это одна из причин задержки решения вопроса. Но, я думаю, что развернутое постановление Правительства по Кысыл-Сыру будет принято.
ВОПРОС ПО ТЕЛЕФОНУ ВЛАДИМИРА ВАСИЛЬЕВА ЖИТЕЛЯ С. НАХАРА, МЕГИНО-КАНГАЛАССКОГО УЛУСА:Третий год не повышаются закупочная цена и субсидии на молоко. Какие меры будут предприняты для выравнивания доходов сельских семей хотя бы до уровня среднереспубликанского? Не настало ли время для корректировки программы по развитию села?
В.А.ШТЫРОВ: Надо сначала эту программу выполнить, а потом заниматься корректировками. Реализация программы при всех проблемах происходит, мы имеем хорошие показатели по сельскому хозяйству, и очень многое уже сделано. Я также не могу согласиться с приведенными вами цифрами, что разница в доходах сельчан в 15-20 раз больше или меньше по отношению к бюджетникам. Ничего подобного, доходы каждой сельской семьи разные. Есть такие, которые за счет сдачи молока или иного производства имеют больший доход, чем бюджетники. Конечно, меньше, чем в промышленной сфере, но и там ведь ситуация разная. Одно дело – нефтяники и алмазники, и другое дело – Алдан. Поэтому что-то кардинально менять в программе мы не будем. Я еще раз говорю, надо упорно, шаг за шагом выполнять программу такой, как она есть. В ней очень много полезного и уже получено много позитивных результатов. Другой вопрос, что мы должны начать стимулирование организованных хозяйств, а не просто сдачу молока или мяса. Все это в программе записано. Что касается закупочной цены, то это тоже неправда. По сравнению с 2002 годом средняя закупочная цена в 2004 году поднялась на четверть.
Другой вопрос, что она дифференцированная по улусам, учитывая их особенности. Естественно, в северных улусах она побольше, в южных поменьше. Дифференциация начала происходить с 2003 года. На следующий год в зависимости от объема закупок, который будем планировать, рассчитаем и новую цену. Но я еще раз подчеркиваю, что и действующая сейчас цена по республике покрывает все издержки сельхозпроизводителей.
ВЕДУЩАЯ: Поступило много вопросов, касающихся газификации Сунтарского и Верхневилюйского улусов.
В.А.ШТЫРОВ: Есть программа газификации населенных пунктов республики, рассчитанная до 2007 года.
В соответствии с ней по Вилюйскому улусу на следующий год мы завершим газификацию всех населенных пунктов на правом берегу Вилюя, за исключением самых отдаленных, таких какИлбенге, они находятся слишком далеко, почти в 200 км от газопровода. На левом берегу, имеется в виду Вилюйский улус, начались работы по освоению месторождения Средний Тюнг. От него будут газифицироваться левобережные села Вилюйского улуса. Там есть проблема по получению лицензии, но проектные работы начались, и составлен наш план действий.
В этом году газопровод двинулся в Верхневилюйский улус, труба реально пересечет границу и достигнет первых населенных пунктов улуса. А в Сунтарском и Нюрбинском улусах пока газа не будет, по меньшей мере, до 2007 года. Там будут приняты другие решения. Интенсивно строится линия электропередачи из Мирного через Сунтар в Нюрбу. Эта линия нужна для решения двух задач – устранения дефицита электроэнергии в вилюйской группе улусов, а с вводом Светлинской ГЭС, у нас есть возможность использовать электроэнергию для отопления. Поэтому в Сунтарском улусе будет развиваться программа электро-, а не газового отопления. В первом поселке улуса, в Крестяхе, к работам приступаем в следующем году.
ВЕДУЩАЯ: Вячеслав Анатольевич, многочисленные вопросы поступают и по проблеме ветхого жилья в Якутске. Мы подготовили специальный видеосюжет об одном из таких домов. Их в городе немало. Елизавета Аверина не один раз обращалась в мэрию, как видим, безрезультатно. Как можно помочь таким людям?
В.А.ШТЫРОВ: Конечно, это одна из самых крупных проблем республики. Да и в российском масштабе Якутск отличается огромным количеством ветхого жилья. Он входит в десятку городов по количеству ветхого жилья на душу населения или по проценту, сколько ветхое жилье составляет от общего жилого фонда. Учитывая это обстоятельство, Правительство Республики Саха (Якутия) на протяжении последних трех лет имеет специальную программу по сносу ветхого жилья в Якутске. За 2 года и 9 месяцев снесено более 500 ветхих строений, таких масштабов Якутск никогда не знал. Сносятся целые кварталы -36 квартал, Старый город и другие. Конечно, с такой лавиной проблем сразу справиться мы не можем. Но шаг за шагом работу ведем и будем вести.
ВЕДУЩАЯ: Следующий видеовопрос задает КопыринСтепан Васильевич (с. Майя, Мегино-Кангаласский улус). В связи с введением газового отопления расходы на строительство жилья увеличиваются. В этой связи будут ли предоставляться кредиты на строительство жилья?
В.А.ШТЫРОВ: Газификация населенных пунктов приняла такие масштабы, которых раньше никогда не было. Только в этом году мы выделили на нее более 1,5 млрд. рублей. Для конкретного человека, с одной стороны, это радостно, но одновременно возникает вопрос, где взять средства на подвод газа от магистрали до дома.
Раньше делалось так. Приводится газ, и внутреннюю систему жильцы делали за свой счет. Но сейчас ситуация осложнилась, Повысились требования по безопасности, нужен отдельный пристрой для установки отопительного котла, отвечающий определенным правилам, и эти дополнительные расходы некоторым не под силу. И со следующего года Правительство Республики Саха (Якутия) разрабатывает схему выдачи товарного кредита в виде оборудования или материала, или кредитования через банк. Это облегчит задачу тем, к кому приходит газ.
ВОПРОС ИРИНЫ ИННОКЕНТЬЕВНЫ СПИРИДОНОВОЙ: Правда ли то, что Вы собираетесь уйти с поста Президента Республики Саха (Якутия) и какой пост Вам предлагается в Москве? (г. Якутск)
В.А.ШТЫРОВ: Это все из области слухов и сплетен. Я избирался на пять лет, мне еще работать больше двух лет. У меня столько замыслов и не сделанных дел, планов. А насчет предложений, их много, но они меня не интересуют.
ВЕДУЩАЯ: Наш эфир продолжается. И мы выходим на связь с жителями города Мирного. Вопрос Киреева Владимира Андреевича, работника УКС Айхальского ГОКа. Какое участие принимает республика в подготовке празднования юбилея алмазодобывающей промышленности?
В.А.ШТЫРОВ: Сначала я хочу сказать вот о чем. Мы привыкли говорить: Мирный – столица алмазного края, столица всех алмазов России. Издалека кажется, что это процветающий город, но, честно говоря, Мирный обделен многим. Там нет приличного спортзала и стадиона, мало учреждений культуры. Мирный, по ряду причин, не стану их сейчас перечислять, отстал во многом. Даже некоторые улусные центры в этом отношении находятся далеко впереди.
Поэтому Правительство Республики Саха (Якутия) совместно с администрацией МО «Мирнинский район» и АК «АЛРОСА»выступило с инициативой создания плана подготовки к 50-летию г. Мирного и алмазной промышленности. Потому что мы должны отдать должное алмазникам, помочь им решить назревшие проблемы. Этот план предполагает действия всех трех сторон. Впервые за многие годы Правительство республики начало вкладывать свои средства в строительство объектов в Мирном. Например, средняя школа №12 наполовину профинансирована Правительством, проведена за счет средств республики реконструкция молокозавода, которая потребовала почти 19 млн. рублей. ГУП «Комдрагмет» построил прекрасный торговый центр «Товары Якутии», ведется реконструкция Мирнинскогопищекомбината. Из социальных объектов в этом году начато строительство общежития дляМирнинского филиала ЯГУ и больницы в п.Чернышевский. Дальше мы планируем построить здание техникума ЖКХ и энергетики в п. Светлый – для подготовки специалистов для всех уголков нашей республики, спортивный комплекс в г. Мирном, Дворец культуры в п. Айхал, другие объекты. Я надеюсь, что мы действительно отдадим Мирному должное как столице алмазного края.
СЛЕДУЮЩИЙ ВОПРОС ИЗ МИРНОГО: В связи с принятием, так называемого, «суперзакона» наша республика потеряла право распоряжаться своими недрами. Ваше отношение к данному вопросу.
В.А.ШТЫРОВ: Давайте быть точными в формулировках. Нельзя сказать, что республика потеряла право распоряжаться своими недрами. По сути дела, республика никогда такого права и не имела. Недра были вопросом совместного ведения, то есть мы не могли принять решения без федерального Павительства, федеральное Павительство – без нас, работал принцип «двух ключей». Вот он и отменен. Я неоднократно говорил, что это приведет к негативным последствиям для Республики Саха (Якутия) и для Российской Федерации в целом. Объясняясь с одним из крупных чиновников федерального Павительства, говорил, представьте, что у вас на огороде копают яму, предположим, под лозунгом добычи золота. Вы как к этому отнесетесь? Вас не спросили, вы не участвовали в экологической экспертизе, неизвестно для чего все это делается, кто-то сверху решил и все. Вот почему, я считаю, что это вредно, так как субъекты теряют заинтересованность в развитии добычи полезных ископаемых.
У нас есть небольшие шансы как-то справиться с ситуацией, потому что в конце года будет приниматься новая редакция Водного, Лесного кодексов и Закона о недрах. Попытаемся еще раз рассказать и доказать, что необходимо изменить принятое решение.
ВЕДУЩАЯ: Еще один вопрос из Мирнинской студии. Ваше мнение по поводу развития нефтегазовой отрасли Мирнинскогорайона.
В.А.ШТЫРОВ: В Мирнинском районе находится часть наших нефтегазовых месторождений – половина Средне-Ботуобинского, Иреляхское и Таас-Юряхское. Сейчас компания «Таас-Юряхнефть» с участием банка «Еврофинанс» и американской компании «Петрофак» разработала план развития Средне-Ботуобинского месторождения. Планируется развить промысел мощностью до 1,5 млн. тонн добычи нефти и, главное, строительство нефтеперерабатывающего завода либо в Мирном, либо в Ленске, мощностью до 500 тысяч тонн, который крайне нужен республике. Этот проект разрабатывался на протяжении последних двух лет и сейчас находится на стадии экспертизы и утверждения. Так что наряду с Ленском Мирнинский район станет одним из центров нефтегазодобычи в Республике Саха (Якутия).
ВЕДУЩАЯ:А сейчас на связь с нами выходитВерхневилюйский улус. Степанов Георгий Алексеевич задает вопрос о положении дел в АК «АЛРОСА» и ГУП «Вилюйинвест».
В.А.ШТЫРОВ: Мне уже приходилось говорить, что в 2000 году федеральным руководством по итогам доклада Счетной палаты России были поставлены такие вопросы: должна ли быть АК «АЛРОСА» закрытым или открытым акционерным общество; кому принадлежит имущество, которое арендует компания у государства и, соответственно, куда должны идти арендные платежи – в республиканский или федеральный бюджет; а также распределение акций – правильно ли оно было сделано или нет. Вот три основных вопроса, которые в совокупности решают судьбу компании. Эта проблема тянется с 2000 года, есть несколько поручений Президента Российской Федерации. Сейчас эта работа продолжается в более активном ключе, чем раньше. Новый премьер-министр Российской Федерации Михаил Фрадков издал распоряжение о создании очередной комиссии по рассмотрению этих вопросов. Наши представители тоже работают, по каждому из вопросов мы имеем свою точку зрения. Но пока дело выглядит таким образом:
1. АК «АЛРОСА» попала в перечень стратегически важных предприятий, которые утвердил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Это означает, что в ближайшие годы приватизации компании не будет. Это очень важный результат.
2. Мы подготовили необходимую нормативную базу, которая защищает точку зрения Правительства Республики Саха (Якутия) о распределении акций, о том, что все было сделано правильно и изменению не подлежит.
3. Пожалуй, самый спорный вопрос по имуществу. Будем говорить, мы находимся в состоянии диалога в рамках этой комиссии. Я думаю, что, наверное, до конца года будут выработаны какие-то подходы, которые сначала удут доложены Правительству, а потом и Президенту Российской Федерации.
ГУП «Вилюйинвест» – государственное предприятие, которое было создано взамен фонда «САПИ». Его задача – поставить на учет имущество, которое было создано за счет средств государства в результате деятельности этого фонда, вернуть его в государственную собственность, на базе этого сформировать массив собственности, а потом развернуть работу по его использованию в интересах жителей вилюйских улусов. Мы должны собрать предприятия, которые были раньше созданы. Они разные по профилю деятельности, имеют разное состояние, некоторые дееспособные, иные в банкротстве. Первый этап закончим, потом на базе того, что осталось, создадим нормальное предприятие.
ВОПРОС ИННЫ РАДОМИРОВНЫ ДМИТРИЕВОЙ: Мы с мужем закончили Якутский госуниверситет и приехали работать в село. Нас волнует вопрос о льготах и зарплате учителей на селе в свете принятия «суперзакона» (Верхневилюйский улус).
В.А.ШТЫРОВ: На селе и в арктических улусах будут сохранены надбавки и доплаты,иначе мы растеряем всех учителей и врачей в принципе. Что бы там ни говорили, жизнь на селе значительно труднее, сложнее и, главное, бюджетники, особенно учителя, несут значительно большую нагрузку, чем в городе. Ведь школа на селе – это центр общественной, спортивной и духовной жизни. Правительство Республики Саха (Якутия) соответствующие решения подготовило и внесло на согласование в трехстороннюю комиссию, куда входят работодатели, профсоюзы и представители Правительства, а затем они поступят в Госсобрание (Ил Тумэн) и будут закреплены законодательно.
ВЕДУЩАЯ:Наряду с вопросами о льготах и зарплате поступает много вопросов о детских пособиях.
В.А.ШТЫРОВ: По детским пособиям Правительство Республики Саха (Якутия) также готовит отдельное решение.Детские пособия будут увеличены, но одновременно контингент получающих будет сокращен. Потому что сейчас у нас пособия выплачиваются кому нужно и не нужно. Конкретное решение будет принято к новому бюджетному году.
ВЕДУЩАЯ: Следующий вопрос поступил из Абыйскогоулуса. Черемкину Елену Николаевну интересует ценообразование. В улусе работают только коммерческие магазины, и по сравнению с южными улусами цены на продукты выше в 2-3 раза. Можно ли их отрегулировать?
В.А.ШТЫРОВ: Действительно, в арктических улусах прежняя система торговли раньше была разрушена, и доминирующие там коммерческие предприятия поднимают цены очень высоко. В 2002 году, когда я был в Индигирской и Колымской группах улусов, было принято решение о создании специального предприятия государственной торговли «Госоптторг», чтобы завозить продовольствие по твердым ценам, и оно начало работать. В 2004 году, для завоза в арктические улусы пока ограниченной номенклатуры товаров специально для этого предприятия из бюджета было выделено 30 млн. рублей. На следующий год оно получит еще большую дотацию, предполагаем, порядка 50 млн. рублей, и расширится круг товаров, завозимых по государственным ценам. Система заработала, но пока для закрытых, как говорится, учреждений: школ, детских садов, столовых, ветеранских организаций. Правительство Республики Саха (Якутия), опираясь на накопленный опыт прошлого и нынешнего годов, приняло решение создать розничные магазины «Госоптторга». Для того, чтобы в той же самой Белой ГореАбыйского улуса, например, иметь хотя бы один магазин, который бы способствовал тому, чтобы в конкуренции с ним коммерсанты снижали цены. Поэтапно эта работа начнется со следующего года.
ВОПРОС ПОТЕЛЕФОНУ ЕЛЕНЫСОФРОНОВОЙ: Будет ли построен главный корпус ЯГСХА?
В.А.ШТЫРОВ: Вы знаете, на что Талаканском нефтяном месторождении у нас сменился недропользователь, сейчас там работает «Сургутнефтегаз». К сожалению, прежнийнедропользователь не очень стремился решать социальные вопросы.А с «Сургутнефтегазом» мы заключаем специальный договор о его участии в социально-экономическом развитии Республики Саха (Якутия). В рамках этого договора со следующего года начинается финансирование строительства главного корпуса ЯГСХА в Якутске.Таким образом, главный корпус мы построим за счет «Сургутнефтегаза», и это хорошо.
ВЕДУЩАЯ: У нас на связи Якутский государственный университет. Пермяков Петр, студент II курса: Иногда говорят, что проведение III Международных спортивных игр «Дети Азии» экономически не было оправдано. Ваше мнение?
В.А.ШТЫРОВ: Я оставлю в стороне все другие аспекты Игр, коснусь только финансового. Мне уже приходилось говорить, что с финансовой стороны Игры прошли успешно. На их проведение истратили 150 млн. рублей, а привлекли средств со стороны, не из бюджета республики, 220 млн. рублей. Вот экономическая эффективность – на каждый рубль привлечено полтора рубля. Дай бог, чтобы алмазы так добывались. И главное, ведь эти деньги не просто так ушли. Они в основном пошли на строительство прекрасных спортивных и социальных объектов, вы все их видели. Они остались в Якутске. Выгода есть даже там, где затраты были невозвратными, – на питание, проживание, транспорт. Ведь обеспечивали все наши, якутские предприятия, которые получили прибыль. Вообще проведение Игр очень сильно стимулировало малый бизнес, особенно по части сувенирной и иной продукции некоторые компании неплохо заработали.
Вы спросите, кто был главным спонсором Игр «Дети Азии»? Во-первых, я очень благодарен жителям республики. Многие предприятия перечисляли свою однодневную зарплату, простые люди вносили хоть и маленькие суммы, но от них поддержка была, поступали средства от наших земляков и из-за пределов республики. Участвовали все наши крупные предприятия и малый бизнес, российские и зарубежные компании, такие как «АЛРОСА», «Сургутнефтегаз», «Евразхолдинг», «Де Бирс», «Сумитомо» и другие. То есть мы получили солидное подкрепление. С этой точки зрения Игры у нас удались.
В ноябре 2004 года мы должны представить в МОК, лично его президенту Жаку Рогге, отчет о проведении Игр «Дети Азии». Там будем ставить вопрос на будущее об увеличении доли финансирования Игр со стороны официальных олимпийских структур. В этом году мы получали определенные суммы от Российской Федерации, а теперь хотим решить вопрос получения финансовой поддержки и от МОК. Имейте в виду, что наши Игры признаны одними из самых удачных из числа всех мероприятий, проведенных в нынешнем году под эгидой МОК. Так что шансы на получение, финансовой поддержки есть.
Я бы хотел отметить еще один немаловажный факт.Проведение Игр «Дети Азии» совпало с усилением нашей работы по экономическим проектам, в которых предполагается участие иностранных инвесторов. В 2004 году было очень много контактов на международном уровне. Презентации Республики Саха (Якутия) в Китае и в Японии, приезд зарубежных делегаций, министров и заместителей министров, послов, бизнесменов для решения деловых вопросов. И очень удачно, что Игры состоялись именно в этом году.Мы показали наши человеческие и организационные возможности, что тоже укрепило позиции республики в бизнесе и повысило её инвестиционный рейтинг.
ВОПРОС ОЛЬГИ СКРЯБИНОЙ, СТУДЕНТКИ III КУРСА ФЛФ ЯГУ:Планируется ли в ближайшее время строительство новых общежитий ЯГУ?
В.А.ШТЫРОВ: Есть специальная программа развития ЯГУ и ЯГСХА, принятая Госсобранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Для меня, как для Президента, она является законом, и ее надо выполнять. В ближайших планах – строительство двух новых зданий общежитий, которые составятодин двор с вновь введенным в нынешнем году девятиэтажным общежитием, и завершение строительства нового учебного корпуса. Это большие и дорогие объекты, но мы планируем к 2007 году завершить эти стройки. В качестве приоритета в программе развития ЯГУ я ставлю на первое место именно строительство общежитий. Хотелось бы все успеть, но общежития – в первую очередь. Потому что на сегодняшний день только одна треть студентов обеспечена общежитием, остальные иногородние студенты живут где придется. И так стипендии не хватает, родители из последних сил тянутся, а еще и за жилье надо платить. Кроме того, скитание по разным углам – это одно из условий вовлечения молодежи в криминальную среду. Поэтому эти объекты за два года мы должны осилить.
ВЕДУЩАЯ: Мы завершаем на этом наш прямой эфир. Вячеслав Анатольевич, я хочу Вас поблагодарить за участие в программе, за Ваши ответы на вопросы якутян.
В.А.ШТЫРОВ: Я хотел бы от себя лично, от имени Правительства и Госсобрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) поздравить всех жителей нашей республики с Днем принятия Декларации о государственном суверенитете!
Это был очень важный этап в жизни республики, мы ценим то, что было сделано в результате принятия данной Декларации. К нынешнему празднику республика подошла с неплохими результатами. Мы совершили хороший рывок в промышленности, объем промышленного производства повысился на 15% по сравнению с прошлым годом. Республика Саха (Якутия) – один из немногих субъектов Российской Федерации, где есть ростсельскохозяйственной продукции. Сама по себепроизводственная деятельность не является самоцелью, она позволяет нам увеличить валовой региональный продукт Республики Саха (Якутия) и на этой почве решать социальные задачи. Здесь мы имеем определенные продвижения вперед. За полгода примерно на 10% увеличились реальные доходы населения, мы ввели много социальных объектов, по вводу школ, например,занимаем первоеместо в России, готовим к вводу больничные комплексы. Это все наш с вами совместный труд, который реально ведет к улучшению жизни людей вреспублике. В этом году я бы отметил два чрезвычайно важных события, которые были итогом усилий всей Якутии. Во-первых, введена СветлинскаяГЭС, будущее нашей энергетики. Во-вторых, пошли поезда из Томмота в любую точку Российской Федерации, это тоже наше достижение. Конечно, существует еще много проблем. Проблемы социального характера, в том числе и связанные с принятием «суперзакона», который ставит перед нами сложные задачи. Но республика уверенно смотрит в будущее.Работа есть работа, как говорил Александр Твардовский – «за далью даль». Ведь сложности всегда будут, но мы с вами научились их преодолевать.
Я хотел бы пожелать всем счастья, успехов, удачи и уверенности в себе и в республике!
Ответы, на которые не успел ответить Президент РеспубликиСаха (Якутия) В.А.Штыров во время прямого эфира 26 сентября 2004 года в программе «Диалог с властью», будут опубликованы в республиканских газетах «Якутия» и «Саха сирэ» в ближайшее время, а также письменные ответы будут отправлены всем адресатам.
Пресс-служба Президента и
Правительства Республики Саха (Якутия)
“Якутия”, 28 сентября 2004 г.
“Саха сирэ“, 29 сентября 2004 г.