«Клянусь своей честью и достоинством, что буду добросовестно исполнять обязанности президента, соблюдать Конституцию и законы Республики Саха (Якутия)…»Пять лет назад произнес Вячеслав Анатольевич Штыров эти слова присяги перед многонациональным народом Якутии. Прошедшие годы имели большое значение в государственном, социально-экономическом и духовном развитии республики. Они были насыщены политически, стали стартом новых экономических проектов и больших свершений.

В своей предвыборной программе, которая называлась «Будущее в наших руках», Вячеслав Анатольевич Штыров поставил главные политические задачи: проводить конструктивный диалог с федеральным центром, добиться эффективной и согласованной работы всех ветвей власти, содействовать становлению и развитию институтов гражданского общества, широкому участию общественности в принятии и претворении в жизнь важнейших государственных решений, создать условия для перехода республики на местное самоуправление, сохранять межэтническое согласие и взаимодействие. Эти вопросы стали реальной программой действий.

Первый из них — создание эффективной и долговременной модели федеративных отношений с учетом государственных интересов и справедливого распределения полномочий. Проведена масштабная работа по приведению нормативно-правовых актов в соответствие с федеральным законодательством. Одновременно республика стала активным инициатором изменений федеральной нормативной базы, в первую очередь по развитию северных территорий. Итог — решение Госсовета России о разработке Стратегии развития Дальнего Востока. Это неслучайно. Якутия на протяжении почти четырех веков была и остается надежным форпостом России на северо-востоке страны. В новых геополитических условиях она становится опорой для прорыва Российской Федерации в Азиатско-Тихоокеанский регион.

Сегодня Россия вступила в новый этап развития федеративных отношений, основанный не на договорах и соглашениях, а на законах. При их разработке республика заостряла внимание на необходимости баланса объемов расходных обязательств с доходными источниками и полномочиями. Не все было просто на этом пути, иногда Президенту приходилось с боем отстаивать интересы республики, порой зарабатывая репутацию строптивого, но тем не менее всегда уважаемого профессионального руководителя региона, к мнению которого прислушиваются на самом верху. Лучшее тому подтверждение — представление Президентом России В. В. Путиным на пост главы республики на следующие пять лет его кандидатуры.

Гарантией успеха стали взаимодействие ветвей власти, консолидация политических и общественных сил республики, которые решают возникающие вопросы сообща, единым фронтом. Переход к однопалатному парламенту сделал законотворческий процесс более динамичным и отвечающим требованиям жизни, позволил повысить оперативность реагирования на изменения в федеральном правовом поле. Президент, Государственное Собрание (Ил Тумэн) и Правительство республики ведут совместную работу по наиболее актуальным проблемам.

Для обеспечения открытости и гласности работы государственной власти ежегодно проходят отчеты Правительства в каждом населенном пункте огромной республики.

Известно, что коэффициент полезного действия власти значительно возрастает, когда ее работа подкреплена энергией общественных институтов. В апреле 2002 года была принята Декларация о консолидации, национальном согласии и взаимодействии власти и общества в Республике Саха (Якути). На ее основе создан Общественно-консультативный совет при Президенте республики (прообраз Общественной палаты России), который сегодня объединяет представителей 43 общественных объединений, в том числе девяти региональных отделений политических партий. В январе 2003 года был подписан Договор о взаимодействии власти и общества между региональными отделениями политических партий, общественными организациями, Ил Тумэном и Президентом республики. Это дало серьезный импульс развитию гражданского общества и его институтов в Якутии. Без вмешательства во внутреннюю партийную жизнь в республике создаются организационные условия для партийного движения как магистрального развития демократии в Российской Федерации.

В республике в мире и дружбе живут представители 120 национальностей, действует Ассамблея народов Республики Саха (Якутия), в которую входят национально-культурные объединения.

Особая тема — местное самоуправление как один из главных вопросов государственного строительства и становления гражданского общества. Необходимо было разбудить инициативу людей, сделать их хозяевами жизни. Чтобы понять, какая огромная задача стояла перед Президентом, достаточно сказать, что процесс перехода на местное самоуправление в Якутии начался в 2002 году с приходом В. А. Штырова. 27 января 2002 года он приступил к исполнению полномочий Президента республики, а уже через месяц был образован Совет по местному самоуправлению при Президенте Республики Саха (Якутия), который возглавил вице-президент А.К. Акимов. В декабре 2002 года состоялись первые в истории республики выборы глав и представительных органов местного самоуправления. Проведена огромная работа по созданию правовой базы, разграничению полномочий, наделению имуществом, разработке долгосрочных программ социально-экономического развития муниципальных районов. В 2003 году в республике была принята Концепция развития местного самоуправления до 2008 года, в ее обсуждении приняла участие почти вся республика. За пять лет в Якутии практически с нуля была создана двухуровневая система местного самоуправления. И не только создана,

но и работает.

На новый уровень вышли международные отношения, преобразовавшись во взаимовыгодное внешнеэкономическое сотрудничество.

Главная отличительная черта этих лет — политическая стабильность, атмосфера согласия и гражданского мира. Достижение и сохранение долгосрочного внутриполитического и межнационального равновесия в республике — прежде всего результат целенаправленной политики нашего Президента.

Вячеслав Анатольевич Штыров вновь произнесет присягу, еще на пять лет встав у руля управления Якутией. У него много планов и перспективных проектов, главная цель которых — улучшение жизни якутян. Доверяя руководство республикой, ее жители наделяют Вячеслава Штырова высокими полномочиями. Оправдать их ожидания — это большая ответственность и дело чести.

 

 

Ирина ЛИХАУ

«Якутия», 27 января 2007 г.

Добавить в избранное:

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here